Славяне и Русь - Страница 8 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

По-моему, дискуссия зашла в тупик.

 

Хотя Рюрик и имеет непосредственое отношение к теме "Славяне и Русь", но сейчас речь идет больше о викингах, чем о славянах. А для викингов есть свой топик.

 

Я бы хотел услышать мнения по такому поводу: из византийских и некоторых других источников известно, что славяне были военственным народом, терзавших Восточную империю, как германцы Западную. Доходили до стен Константинополя, во время правления Юстининана. Тот откупился, и потом нанимал славян для войн с германцами. Даже есть свидетельство, как 1600 конных славян разбили наголову превосходящие численно негрманские войска где-то в Италии. А Юстининан называл себя Славянским или Антическим (от анты) в честь того, что спас империю от славян. Источники могу привести, если интересно.

А уже немного позже читаем, как славяне страдали от ига обров, хазар, болгар. Что это - разные племена славян? Или это участь всех народов, которые становятся оседыми - слабеть и страдать от более диких и воинственных кочевников?

 

И еще вопрос: кого можно считать славянами?

 

Хотелось бы получить ответы

Ссылка на комментарий

2 qunar

 

По поводу князя Галицкого читал в "Древняя Русь и Великая Степь" у Гумилева.Ссылок в инете привести не могу :( .

 

По поводу остального-надо подумать :D

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

Наткнулся на статью по Велесовой грамоте, хотелось бы услышать мнение комрадов по сему поводу

 

http://science.pravda.ru/science/2004/6/79...7_VLESBOOK.html

Ссылка на комментарий

ManowaR

http://www.paganism.ru/about-vb.htm

Заметь, что даже кровно заинтересованные в её подлинности люди отмечают, что это, скорее всего, подделка. Хотя и со своим акцентом.

 

http://antenna.com.ua/news.php?id=266

Ну а вот таких ссылок - пруд пруди. :)

Ссылка на комментарий
Комментарии прочитай к ней.

Какой-то вы нервный. Не переносите сор из одной избы бррр, в смысле из одного топика в другой. Здесь я ничего не доказываю, а просто спрашиваю кто об этом, что думает?

Заметь, что даже кровно заинтересованные в её подлинности люди отмечают, что это, скорее всего, подделка. Хотя и со своим акцентом.

неужели и самом деле подделка, жаль однако...

Интересно, что ж всётаки по поводу Велесовой грамоты думает Chernish, Sartac

и другие профи...

Ссылка на комментарий

Ничего личного. Просто эти камрады думают примерно то же, что написано в комментариях к статье ;)

Ссылка на комментарий

ManowaR

Наткнулся на статью по Велесовой грамоте, хотелось бы услышать мнение комрадов по сему поводу

это в топик, где сейчас резуна обсуждают :D:D:D

Ссылка на комментарий

ManowaR

 

Велесова книга - очевидная талантливая подделка 19-н.20 века. Хотя в принципе существование подобного произведения, на мой взгляд, вполне возможно. Во всяком случае, очевидно, что у славянских племен была история "до Рюрика", и очевидно (я лично в этом уверен абсолютно, на основание персонального опыта), что существовала письменность "руница", те самые "черты и резы". Очевидно, что у славян могли быть свои летописцы "до Нестора", но их произведения до нас не дошли. Не исключаю, что в ходе раскопок на юге России или на (в) Украине могут быть найдены новые письменные образцы творчества славян. Мы здесь знаем очень мало, достаточно вспомнить, какой пласт знаний нам дали берестяные грамоты во втрой половине 20 века. Например, в ИА РАН и в Эрмитаже, кажется, хранятся каменные блоки с неизвестной письменностью и рисунками со стен хазарской крепости в Дивногорье, с алано-болгарским (а возможно, и венгерским) населениям 7-9 веков.

Ссылка на комментарий
  • 2 месяца спустя...

Вот - для прикола цитатка.

 

"Саксон Грамматик рассказывал разные истории. Одна из них известна, как история о призвании датского Рёрика в Гардарики. Многие видят в этой истории рассказ о судьбе нашего первородного Рюрика. Но у Саксона была еще одна сага, по сюжету которой Шекспир написал свою байку о мятущемся духом датском принце. Согласно этой саге принц Амлет был внуком некоему датскому конунгу Рёрику. По материнской линии. Поскольку время действия с точностью до века совпадает - оба князя Рёрика могут быть одним лицом. Тогда интересно задаться вопросом, а не заезжал ли внучок Гамлет к дедушке Рюрику? Лихой сюжетик можно слепить! Приключения юного Гамлета на просторах России.

Знал ли о таких поворотах Шекспир? Получается, что Святослав с Гамлетом - троюродные братья! Посмотрим… Оба склонны к красивым речам: "Быть или не быть", "Иду на вы"… Оба были не в блестящих отношениях с матерями... Оба перед смертью ссорились с друзьями… Оба плохо кончили… Это по-крупному, в мелочах совпадений еще больше. Точно - одна кровь!"

А цитата вот отсюда: http://zhurnal.lib.ru/s/swechin_a/istorich...lenypalny.shtml

Ссылка на комментарий

Вот недавно прочитал у Вернандского, что слово Русь произошло от иранского рухс-ас, а не от скандинавского. Кстати, эта версия кажется наиболее правдивой нежли нормандская. Хотелось бы услышать мнение авторитеных людей по этому поводу.

Ссылка на комментарий
  • 4 месяца спустя...

Дмитрий Беляев

А этот термин встречается в рунических надписях

И обозначает? Но не "Русь". ;)

Ruotsi в финских действительно заимствование - это финская передача roths.

Ruotsi - это Шведция, roths - то же? неуверен.

Слав. "русь" безусловно связано с финнским "руотси".

Зачем новгородцам назывть себя "Шведы"????????

Ссылка на комментарий
Зачем новгородцам назывть себя "Шведы"????????

Все же я бы говорил не шведы,а скандинавы.Рюрик Ютландский опять же...А зачем галлам(кельтам) называть себя ФРАНцузы(франки,германцы)?

Ссылка на комментарий

Gross

Все же я бы говорил не шведы,а скандинавы

Хорошо. Но почему только после прихода на юг в Киев?

Ссылка на комментарий

А я полагаю,камрад,что это не так.Установить точную хронологию в этом вопросе просто нереально.Период может быть размыт на сто лет...

Ссылка на комментарий

samspir

А кто такие анты?

 

Первый союз восточных славян. Был разгромлен тюрским племенем, аварами. Некторые учебники истории называют антов первым славянским государством. Сомнительно, конечно, но кто знает, кто знает... :D

Ссылка на комментарий

Gross

Все же я бы говорил не шведы,а скандинавы.Рюрик Ютландский опять же...А зачем галлам(кельтам) называть себя ФРАНцузы(франки,германцы)?

 

Ну, одно из предположений норманской теории, что варяги были не только скандинавами, но именно шведами. Всё это черпается из истории о Рюрике и его братьях. Весьма престранно, что братья Синеус и Трувор умерли в один год. Наталкивает на раздумьея. Так вот если дословно переводить со шведского Рюрик Синеус и Трувор, получится Рюрик с домом и дружиной... Одно из подтверждений норманнской теории...

 

Франки - это уже не совсем же галлы были, это уже помесь с прочими германскими племенами и римлянами...

Ссылка на комментарий

Gross

А я полагаю,камрад,что это не так.Установить точную хронологию в этом вопросе просто нереально.Период может быть размыт на сто лет...

ИМХО всё же если сопоставить все факты - то выходит южное это название. Тут в крации попробовал собрать из разрозненных источников и систематизировать. Вот:

Введение

Психологическое различие по линии “мы” и “они”, “свои” и “чужие” выражалось в понятиях, отражающих хозяйственно-культурные типы. Например, людей, занимающихся северным промыслом морского зверя, соседи могли назвать “морскими людьми”, “обитателями землянок или снежных хижин”. Такие этнонимы есть, например, у эскимосов. Этноним бедуин происходит от арабского слова “беду” - степь. Ясно, что в этом этнониме предполагается отличие от оседлого населения. Здесь выражен лингвистический закон ряда, который отражает противопоставление по хозяйственно-культурному типу.

Еще один пример противопоставления по хозяйственно-культурному типу: оседлые эвенки, живущие по побережью, называют себя “мэне” - “живущие на одном месте”, а своих соседей, кочующих с оленями, - “орочел” - “оленные”. Важно, что этнонимы, возникающие по хозяйственно-культурному типу, отражают очень точно либо ведущую отрасль хозяйства данного народа, либо образ жизни, с нею связанный. “Морские жители” не только потому себя так называют, что живут у моря, а еще и потому, что с ним связана вся их трудовая деятельность. Такой этноним направлен на выделение народа из среды окружающих его соседей. Ярким примером может служить название страны Бразилия. Оно происходит из португальского языка от слова “бразил” - фернамбук, красный сандал. Дело в том, что из этого дерева в Бразилии добывали ярко-красную краску, название которой, в свою очередь, происходит от “браза” - жар, раскаленные угли.

Закономерности, приведенные здесь, показывают, что этнонимы, как правило, не возникают случайно. Они обусловлены общественно-политическими и экономическими факторами, культурой, языком складывающейся народности. С учетом этих закономерностей о происхождении названий Русь.

Происхождение названия “русь” по сравнению с “северной” гипотезой обнаруживает не меньшую, а может быть еще большую зависимость от соответствующей этноисторической концепции. Эта гипотеза основывается на тезисе о внутреннем развитии древнерусского государства в Среднем Поднепровье. Принимается допущение, что образовавшееся государство получило название Русская земля, которое было не племенным, а территориальным, географическим. Русская земля послужила ядром будущего Киевского государства. Она включала территории по обеим сторонам Днепра: Киевская область (кроме земель древлян и дреговичей), Переяславская и Черниговская области (кроме северной и северо-восточной частей). Таким образом, Русская земля не была старой племенной территорией. Ее пределы не определялись этническим признаком.

Возникает естественный вопрос: откуда же появилась в среднем Поднепровье название Русская земля? Историки попытались ответить и на него. А.Н.Насонов считает, что Русская земля получила свое название от имени местного, южного, населения, что имя местного, исконного происхождения, что оно в изучаемую эпоху было уже народным и, может быть, когда-либо в очень далеком прошлом было племенным.В самом деле, допускается существование древнерусского государства до Киевской Руси, реконструируется его территория. На основании этого допущения предполагается, что государство должно было называться Русская земля, - следовательно, имя местного происхождения. А затем уже естественно искать ему объяснение либо в местных географических названиях, либо в этнонимах, причем не обязательно славянских, а возможно и ближайших неславянских народов древности, но не "северных" и не "тюркских".

Существует еще одна гипотеза автохтонного происхождения этнонима “русь” - и на этот раз гипотеза тесно связывается со Средним Поднепровьем - с бассейном реки Рось. Название этой реки сопоставлялось с этнонимом росс, причем считалось, что корни рос и рус одного происхождения и взаимозаменяемы. Лингвистический анализ показывает, что это не так. Хотя кто знает.Гидроним Рось происходит от индоевропейского “рос” в значении “вода, влага”.

Региональные названия Руси.

Название Русь входит во многие составные хоронимы юга и запада: Великая и Малая Русь, Угорская Русь, Галицкая Русь, Киевская Русь, Черная Русь, Червонная Русь, Белая Русь. Название Великая, как и Малая Русь, имеет раннюю историю. Русская земля уже в X-XII веках охватывала огромное пространство - от Невы до Западного Буга, Карпат и Черного моря, поэтому к ней уже иногда в русских, византийских и западных источниках применялся эпитет Великая. Исходное значение этого названия - “большая” (по размерам), переносное - указание на величие, мощь государства. В начале XIV века византийские авторы понимают под Великой Русью всю огромную территорию Руси. В дальнейшем политическое дробление государства вызвало понятие Малая Русь: ею с 1305 года стала Галицкая Русь. Соответственно за оставшейся после выделения юго-западной Руси части территории сохранилось название Великой Руси. Таким образом, противопоставление Великой и Малой Руси носило первоначально политический, а не этнографический характер.

История цветовых обозначений древнерусских территорий более сложна, чем история названий Великая и Малая Русь. Название Червонная Русь относилось к территории, на которой сложилось мощное Галицкое княжество. Оно возникло на западнорусских землях хорватов и дулебов. Форма этого названия связана с древнерусским и церковнославянским словом червень - “красный цвет”. Черная Русь - термин, издавна применявшийся к юго-западной части Полоцкого княжества: бассейн верховьев рек Нарева, Немана и его притока реки Шары. Эти земли, населенные западной группой восточнославянских племен (впоследствии вошедшие в состав белорусской народности) рано подпали под власть Литовского государства.

Как Черная, так и, в особенности, Белая Русь - названия, вызывавшие наибольшее недоумение исследователей. Попытки объяснить их цветом одежды населения, его антропологическим типом не увенчались успехом. В XV веке термином Белая Русь все чаще называют северо-восточную Русь. Возможно, что он обозначал “вольную, великую или светлую” державу, в то время как противоположный ему термин Черная Русь (т.е. Литовская Русь) означал “подчиненная, меньшая” страна. Но в разные эпохи термин Белая Русь менял свое содержание. Так, в начале XVII века в Москве под Белой Русью понимали не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию - Белой.

Основные особенности миграции.

“Начальная история расселения славян в Восточной Европе была более сложной, нежели представлялось раньше”, - пишет академик В.Л. Янин в предисловии к изданию трудов Н.И. Костомарова. - “Северо-западная Русь, сохранившая древние вечевые порядки на многие столетия, вписала в себя не днепровский, а главным образом западнославянский контингент населения”. Разъясняя сказанное, В.Л.Янин напоминает, что “до сих пор в исторической литературе исходным пунктом являлось то, что Новгород и другие северорусские центры были основаны “южноруссами”. И все восточноевропейское славянство распространилось из одного центра - Поднепровья. Лозунгом такого представления служат летописные слова Олега о Киеве - “матери городов русских”, они говорят лишь о выборе новой столицы, это греческая “метер-полис”, метрополия. В соответствии с этим считается, что и язык до XIII века был единым. Между тем исследование языка берестяных грамот обнаружило существование древнейшего новгородско-псковского диалекта, который существенно отличался от южнорусского, но был сходен многими элементами с языками балтийских славян, а также сербско-словенской группы южных славян. Эти наблюдения подкрепляются анализом именослова, микротопонимики и гидронимики”.

Гибель державы готов, разбитых на южном Дунае и в Поволжье, обеспечила свободу действий славянам. Они еще во 2-м веке продвинулись до берегов Балтийского моря. Их соседями с запада были германские племена, на северо-востоке - так называемые балты: пруссы, литовцы, латыши, ятвяги, заселившие территорию после ухода ледника. Далее жили финские племена: эсты, суоми, вепсы и другие. Они продолжали продвигаться на северо-восток и юг, выйдя на рубежи озера Ильмень и Днепра. Постепенно осваивая поймы Мсты, Шелони, Волхова, Полисти и других многочисленных рек Приильменья, пришельцы достигли Ладоги. Древние летописи свидетельствуют, что здесь жили словене (ильменские), а южнее и юго-западнее их - кривичи. На путях освоения территории осталось много следов поселений - селищ и городищ, погребальных сооружений - сопок и длинных курганов.

“Прежнее население никуда не уходило. Происходило заселение, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев. Чудь постепенно всею своею массою с антропологическими и этнографическими особенностями, языком, обычаями и верованиями входила в состав русской народности”. В.В.Седов в книге “Происхождение и ранняя история славян” отмечает: “VI - VII веками завершается последний период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноязычными племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки. С VIII века наступает новый этап славянской истории, когда в результате сложных миграционных пертурбаций и ассимиляционных процессов формируются средневековые племенные объединения славян, известные по письменным источникам, а на отдельных славянских землях складываются первые государственные образования".

Территория, примыкающая к озеру Ильмень, составляла ядро Новгородской феодально-вечевой республики. Следует отметить и выгодное географическое положение района, и благоприятные природные условия. Подчеркнем, что Приильменье имело выходы ко всем граничным морям: несколько водных путей вели к Балтийскому морю: через Волхов и Ладогу, через Чудское озеро и Нарву и через Западную Двину. К Каспийскому морю по Волге, а к Черноморско-Азовскому бассейну по Днепру. Все основные реки Европейской части России берут свое начало именно здесь. В Приильменье имеются известняки, глины. Прекрасный кварцевый песок - отличное сырье для стекольной промышленности, а глины, мергели и известняки - для фарфоровой и фаянсовой. Отметим также железную болотную руду, которая имела огромное значение в древности для получения железа. Не забудем и про соль тоже.

После появления славян Приильменье стало районом, где проживали вместе славяне, угро-финские и прибалтийские племена. Уже отмечалась выгодность географических и природных условий Приильменья которые на прямую повлияли на развитие производств. Достаточно благоприятные условия для земледелия, железная руда, рыбные богатства, охотничьи угодья - все это способствовало многообразию форм трудовой деятельности и, как мы теперь говорим, способствовало ускорению научно-технического прогресса. Кроме того, многочисленные реки, дикие леса и болота играли важную оборонительную роль. 

И, наконец, по рекам - наиболее удобному в древней Руси пути - можно было попасть и на Балтику, и на Каспий, и на Черное море. Таким образом схема развития Приильменья такова: приход славян, развитие промыслов и других разнообразных форм трудовой деятельности и сбыт этого всего. Важное значение для жизни людей имела охрана. Вокруг Ладоги возникает сообщество предприимчивых людей различной этнической принадлежности, но в которой ведущую роль играли славяне.

Многообразие форм хозяйственной деятельности вызвало к жизни быстрый “научно-технический прогресс” и специфическую систему управления с элементами демократии - народное вече.Всё это способствовало первоначальному накоплению капитала путем продажи товаров находящих спрос “за морем”. Процветает искусство мирной торговли. Необходимость дальних торговых экспедиций ставит вопрос об обеспечении безопасности торговых путей. В этих целях основываются крепости, в частности Новгород, запирающий вход в Ильмень. Важное значение имел район Киева, контролирующий важнейший путь в Черное море. Специализация трудовой деятельности предполагала и наличие профессиональных воинов - дружины и князя, которых нанимали прежде всего для защиты от “находников” - варяжских дружин-грабителей, ведь IX век это их век. Важно было также обеспечить охрану торговых караванов. Кто лучше всех может обороняться от варягов? Ответ очевиден - сами варяги.

Предпосылки возникновения государства.

Такими предпосылками являются:

- экономический фактор - переход от присваивающего хозяйства к производящему с развитой торговлей;

- демографический фактор, связанный с численностью и плотностью населения, переходом от миграционного существования к оседлому образу жизни;

- внешние факторы: опасность экспансии, война, требующие консолидации сил.

Таким образом, переход к государству происходит тогда, “когда в обществе в результате развития производительных сил появился прибавочный продукт и возникла возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление”.

Закономерно возникновение и народного веча в Новгороде. Население, связанное с разнообразными формами деятельности, промыслами и ремеслами, входящими в единую хозяйственную систему, в которой важнейшее значение имела торговля, дальние торговые экспедиции, могло эффективно управляться и решать свои задачи только в том случае, если учитывались интересы всех слоев общества. Это могло осуществляться полнее всего с помощью народного веча.

господине Великом Новгороде верховным органом власти становится вече, на которое собиралось не только городское, но и сельское население. Власть вече была всеобъемлющей. Оно решало все важные вопросы внутреннего управления и внешних сношений. Вече избирало посадника и тысяцкого, возглавлявших правительство Новгорода. Оно приглашало князя начальником вооруженных сил. Власть князя ограничивалась договором, обещанием под присягой исполнять его условия, сотрудничать с посадником: “А без посадника ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот давати”. Князь обязывался также “войны не замышлять без новгородского слова”. Итак, новгородский князь был лишь одним из трех высших должностных лиц, которых назначало и увольняло всевластное народное вече.

Почему все более широкие слои населения, причем разные по этническому составу, принимали его как свое собственное? Речь идет об образовании территории древнерусского государства. По-видимому, это, прежде всего, связано с тем, что в основу общности русских легли не столько этнические, сколько хозяйственные связи. Свою сопричастность с ними ощущали очень широкие слои населения. Отметим, что продукция обслуживающих специальностей, вызванных к жизни другими промыслами, имела самостоятельное значение. Например, в заморские страны русские на продажу везли мечи. Кроме того, были земледельцы, рыбаки, охотники, скотоводы, кормившие солеваров, корабелов и других многих и многих людей. Ясно, что приход “гостей” - купцов не с оружием, а с товарами - всегда праздник для местных племен. Особенно в те времена, когда любая торговая экспедиция была трудным и опасным делом. Люди, участвовавшие в этом товарообороте, также чувствовали себя причастными к этой системе. В систему входили все, кто считал себя причастным к обеспечению великого круговорота “промыслы - продукция ремесел - пушнина - заморские товары”. Прежде всего это система факторий, которые с течением времени, превращались в города. В них проходила торговля, в них жил постоянный гарнизон, в том числе и из местных, но уже “русскоговорящих” жителей. Они тоже чувствовали себя причастными к системе. Со временем система развивалась, территория, ею охваченная росла.

Очень важным был “путь из варяг в греки” - на Византию. Вот как описывал торговую экспедицию Новгородцев византийский император Константин Багрянородный: “Ежегодно, весной, караваны лодей (стругов) собирались из разных земель у Киева. В июне месяце, двинувшись по реке Днепр, они проделывают тяжелый и опасный переход через днепровские пороги, непрерывно осаждаемые печенегами. Миновав пороги, они на острове Хортице приносили жертвы своим языческим богам. Выйдя из Днепра на морской простор, русские корабли прибывали к острову Березань (сказочный Буян). Там они отдыхали два-три дня и занимались ремонтом, заменяя паруса, мачты и реи, которые привозят с собой. Оттуда они уходят к Днестру и, благополучно достигнув его, снова отдыхают, затем приходят к Селине - северному рукаву реки Дуная. Пока они не минуют Селины, по берегу за ними скачут печенеги. И если море, что часто бывает, выбросит лодью на сушу, они все лодьи вытаскивают на берег, чтобы вместе противостоять печенегам. От Селины они уже никого не боятся и, вступив на Болгарскую землю, входят в устье Дуная. Далее по болгарской земле они достигают Месемврии. Здесь заканчивается их многострадальное, страшное, трудное и тяжелое плавание”.

А араб Ибн-Хордадбех (847 г.) писал: “Что же касается пути купцов - русов, а они принадлежат к славянам, то они вывозят меха бобров, черных лисиц и мечи из дальних концов Славонии к Румскому (Черному морю)...” Здесь видно, что речь о южных а не северных славянах (восточных).

Таким образом, видно, что развитие ранней Руси связано с производством и реализацией товаров тоесть с торговлей. Город Новгород был центром этой торговли. Новгородцы создали великую хозяйственную систему, обеспечивающую товарооборот “промыслы - изделия ремесел - пушнина - заморские товары”. Система обладала всеми основными признаками и функциями государства. Новгородцы поддерживали, расширяли и боролись за нее. Киев был не менее важен как партнер и транзитный пункт.

Так же Новгород был административным центром. Он прикрывал Ильмень от “находников” с севера. Фактории со временем становились населенными пунктами, численность населения в них росла. Недаром русскую землю называли землей большого числа городов (Гердарики). Местное население, и славяне и неславянские племена, были заинтересованы в торговле. Местным охотникам необходимо было сбыть пушнину - продукцию работы всей зимы. Местное население нуждалось в соли, изделиях новгородских ремесленников, а также в различных “заморских” товарах, в частности в предметах роскоши. С торговыми экспедициями можно связать обнаружение в Пермской губернии в XVIII-XIX веках 24 кладов, содержавших ювелирные изделия Сасанидов (III-VII век).

Таким образом, производство и торговля обеспечили развитие всех основных предпосылок возникновения государства, прежде всего заработали экономический и демографический факторы. Но развивались и другие факторы в связи с опасностью внешнего нападения. Накопление капитала и рост богатств края все больше привлекали “находников”. Из-за усиления этих факторов развивались соответствующие функции государства. Здесь мы подходим наконец к теме варягов в становлении русского государства.

По мере развития и усиления богатства края интерес варягов к Руси усиливался. Известны их походы. Обычно Новгород отбивался, но иногда и нет. Это случилось, когда Новгород был еще очень слаб. Но с развитеем экономики появилась возможность нанимать других варягов. Обычным “варяжским” делом была охрана караванов как при местных, не очень далеких походах за пушниной, так и в далеких экспедициях. “Мирные” варяги были нужны Новгороду. Это были профессиональные воины и моряки, дешевле было нанять их на время экспедиции, чем держать собственную постоянную дружину. В случае опасности для города собиралось ополчение. Нередко варяги перекупали товар, это могла быть и соль, могла быть и пушнина, и сами как хозяева товара организовывали экспедицию. Они ощущали себя причастными к единой хозяйственной системе. Они принимали широкое участие в жизни сообщества, но это же не значит, что именно варяги построили русское государство.

Борьба русских за свободу водных торговых путей. Договор с Рюриком.

Дальние торговые экспедиции, учитывая географию района, бездорожье и дремучие леса, могли проходить или хотя бы начинаться только по рекам. Жизненная необходимость для русских заключалась в свободе прохода по этим рекам: прежде всего по Волге, Днепру, Западной Двине. Можно полагать, что до IX века такая свобода была. Ситуация стала меняться, когда путь по Волге перекрыл Хазарский каганат. М. И. Артамонов полагает, что в начале IХ века в Хазарии вспыхнуло восстание против правительства. Как долго оно продолжалось, неясно. Но косвенные свидетельства указывают, что борьба была беспощадной. Уцелевшая часть хазар бежала к утрам. Скорее, восстание части хазар против правительства началось после того, как стало явным то, что было тайным - новая вера кагана и его окружения.(принятия иудаизма до это скравалось верхушкой) Как это раскрылось, неизвестно. Обадии (первый каган иудей) и его преемникам удалось подавить восстание народа и установить в Хазарии новый строй. С этой поры ни каган, ни цари уже не скрывают своей принадлежности к иудейской вере.

К этому времени произошло значительное изменение положения иудеев в мире, они стали влиятельной политической силой. Им покровительствовали испанские Омейяды, французские Каролинги. За некие услуги, оказанные им, иудеи преподнесли Карлу Великому красное знамя и царские знаки последних римских императоров, попавшие к ним через готов. Значительная часть международной торговли оказалась в руках иудеев. Под их контролем уже находилась и большая часть работорговли.

Влиятельные международные связи видимо позволили хазарским иудеям-властителям легализировать себя в качестве открыто гос-подствующей политической группировки. Это время, конец VIII века - начало IX века, и отмечено писателями-современниками, как момент принятия хазарами иудаизма.

К этой поре, вероятно, относится и перенесение столицы Хазарии из прикавказского Семендера в Итиль на Волге, хотя в источниках IX века она под этим именем еще не упоминается. Впервые в древних источниках название Итиль появляется лишь в Х веке. Ранее, начиная с IX в., столица хазар на Волге была известна под разными именами: Сарашен (Хазаран), Ханбалык или Хамлык. Если принять толкование последнего названия происходящим от древнеиудейского - "царь", как это понимает А. П. Новосельцев, то так могли назвать свою столицу в IX в. хазарские цари, принявшие иудаизм. Это является косвенным подтверждением времени перенесения столицы хазар из Семиндера в Итиль.

К IX в. относится и укрепление хазарами двух других важных в торговом отношении и узловых городов - Тмутаракани в Керченском проливе и Белой Вежи (Саркела) на Дону. По мнению М. И. Артамонова, древняя Белая Вежа, первоначально стоявшая на правом берегу, была разрушена во время восстания, имевшего место в начале IX в., а новый город тогда же был построен византийцами по просьбе хазар на левом берегу. Построение Саркела означало окончательную победу властей в междоусобной войне и утверждение иудаизма в их среде.

Перенесение хазарской столицы в Итиль в IX в. и укрепление других городов в важных узлах торговых путей, означало качественно новую ступень в развитии Хазарии. Из государства чисто военного, занимавшегося сбором даней с покоренных народов и племен и грабежами соседей, Хазария превратилась в государство торгово-паразитическое. Отныне важнейшей статьей дохода в государстве становится посредническая международная торговля, сбор пошлин с проезжающих гостей (купцов). Упорядочивается сбор даней. Для безперебойного их поступления в столицу власти на местах учреждают особых надсмотрщиков-тудунов. При этом наметилось стремление собирать дани деньгами. Войско же Хазарии становится, по преимуществу, наемным. Помимо мусульман в нем были и славяне. Видимо, в это же время из-под власти хазар выходит значительная часть ранее зависимых областей, и собственно Хазария, как явствует из письма царя Иосифа, ограничивается землями между Нижней Волгой, местом наибольшего сближения Волги и Дона, Левобережьем Дона и Северным Кавказом. Значительная часть Приволжских и Причерноморских степей к этому времени оказывается во власти огузов и печенегов. Власти Хазарии не занимала судьба этих земель. Они были обеспокоены выколачиванием дани с покорных им народов, сбором пошлин с речных и сухопутных караванов, посреднической торговлей и ростовщичеством.Такое положение не только сдерживало развитие восточно-европейских племен и народов, но приводило их к нищете и разорению. Спасение было в освобождении от хазарского ига.

Каганат собирал огромные пошлины, а то и просто грабил караваны, идущие по Волге и через Азовское море. Печенеги стали нападать на караваны у Днепровских порогов. Но главное препятствие, на наш взгляд, возникло для торговли в Киеве. Киев имел важное стратегическое значение. Видимо, Киев и сам отправлял караваны, и пропускал новгородцев, взимая с них какую-то приемлемую пошлину. Принципиально положение изменилось, когда в 854 году поляне, по приказу Хазар, перестали пропускать русские караваны - Киев стал для Новгорода препятствием. Это могло иметь самые тяжелые последствия, поскольку именно в Византии был наибольший спрос на русские товары. Племена, проживавшие на берегах Балтийского моря, в пушнине не очень нуждались, а путь через Средиземное море был длинным и, конечно, очень опасным. Трудно сказать, какой ультиматум выставил Хазарский Киев. Скорее всего, он хотел стать перекупщиком новгородских товаров по низким ценам. Как в такой ситуации поступать? Волжский путь был тоже перекрыт хазарами. Западную Двину закрыли полочане (жители Полоцка). Караваны стояли, охранники-варяги остались без работы и стали опасны. Русские выдворили их (так называемое выдворение за "море"). Но остались без работы не только варяги. Надвигалась всеобщая катастрофа, затрагивавшая всю хозяйственную систему. Требовались кардинальные решения. Собрать ополчение и отправить его в сравнительно далекий поход было невозможно. Это сорвало бы все работы как ремесленников, так и, что особенно важно, в сельском хозяйстве. Вместе с тем это была не обычная торговая экспедиция с охраной из варягов. Это был настоящий военный поход, требовавший гораздо больших усилий. В таких условиях роль дружины и ее предводителя изменилась. Ясно, что ему были нужны дополнительные полномочия, скрепленные договором. Новгородцы понимали, что сами по себе обстоятельства к лучшему не изменятся. Поэтому возник компромисс. Новгородцы решили поступиться частью своих вольностей в обмен на свободу торговых путей. В этих условиях роль князя и его дружины возрастала. Он разделил с посадником и тысяцким исполнительную власть. Ясно, что такое решение не могло быть принято без борьбы. В Новгороде начались волнения. Победили сторонники приглашения иноземного, но сильного князя. Новгородцы пригласили варягов - во главе с Рюриком, но в договоре оговаривают, что князь может быть изгнан, если его деятельность не будет удовлетворять новгородцев. Князь же, по-видимому, потребовал, чтобы приоритет в приглашении князя на будущее имели его потомки - его род. Кроме того, он получал возможность собирать дань с подвластных Новгороду земель.

Рюрик - историческая личность. Он направляет дружину во главе с Аскольдом и Диром в Киев. Но и в самом Новгороде не обошлось без кровопролитной борьбы. Рюрик подавил восстание Вадима Храброго. Захватив Киев и уничтожив потомков Кия, Аскольд и Дир начали борьбу за освобождение водных путей - по Волге, по Западной Двине и по Днепру. Приведем выписку из никоновской летописи:

870 год. Прибытие Рюрика в Новгород.

872 год. “Убиен бысть от болгар Осколдов сын... Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев советников его”

873 год. “Воеваша Аскольд и Дир полочан и много зла сотвориша”.

874 год. “Иде Аскольд и Дир на Греки”.

875 год. “Возвратишаяся Аскольд и Дир в мале дружине и бысть в Киеве плачь велик. Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир”.

Из этих кратких, но выразительных записей можно видеть ту борьбу, которую развернули посланцы Рюрика за водные пути.

Остановимся теперь ещё раз на взаимоотношениях Новгорода и князя. Процитируем И.Т.Янина: “Новгородская республика буквально нанимала князя, тщательно оговаривая условия “кормления” - денежное содержание, льготы и, понятно, княжеские обязанности. И если он справлялся с ними плохо, начинал воровать, получать за что-то подарки от иностранных держав, много пить, мало работать или просто переставал нравиться по какой-либо другой причине, то с ним поступали просто - “указывали дорогу” из Новгорода. И нанимали другого, посговорчивее и потолковее. При этом новгородцы не смущались ни авторитетом, ни заслугами князя - выгоняли и победителя “всяких шведов” Александра Невского. Многие ли европейские страны того времени могли похвастаться такой развитой демократией?”.

Перенос столицы в Киев. Создание государства "Русь".

Рюрик умер в 882 году, оставив малолетнего сына Игоря. Власть оказалась в руках сподвижника Рюрика “вещего” Олега. Вспомним Пушкина: “Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам”. Хазары продолжали блокировать Волгу. Но Олег важнейшей целью поставил поход на Царьград. Он считал, что поход Аскольда и Дира на Царьград не дал необходимого результата. Но вначале нужно было решить вопрос с Киевом. Аскольд и Дир не захотели подчиниться Олегу. Олег овладел Киевом хитростью. Его дружина была спрятана в лодьях прибывшего торгового каравана. Внезапность нападения обеспечила победу. Аскольд и Дир были убиты. Путь “из варяг в греки” был свободен. Хорошо известны два похода Олега на Царьград: в 906 и 911 годах. Оба похода были удачны и были завершены заключением торговых договоров.

И только теперь объявив Киев столицей (мать городов) Князь Олег вводит обобщающее название нового государства "Русь", что указывает на исключительно южное происхождение этого названия. Через далекие “заморские” экспедиции мир узнавал о РУССКИХ. Их ежегодные торговые экспедиции через Керченский пролив привели к появлению новых географических названий (если не у местных жителей, то у иноземных географов), связанных с Русью: Керчь - “город Русия”, Керченский пролив - “река Русия”. Участок Черного моря близ Тмутаракани - “Русское море”. Высказывание Ибн-Хордадбеха, который сообщает интересные сведения о далеких морских и сухопутных маршрутах русских купцов: “Из Хазарии они отправляются к Джурджанскому (Каспийскому) морю и высаживаются на каком угодно берегу. Затем идут до Балха и Мавераннахра, затем до кочевий тогуз-гузов, затем до Китая”. Можно себе представить, каким трудным был путь, сколько требовалось мужества и настойчивости, чтобы довести экспедицию до конца.

Как кратко ответить на вопрос - откуда прибыл караван, что за люди прибыли с товарами? Творческий гений народа нашел наиболее емкий и точный ответ: мы из Руси, мы русские. И еще одно обстоятельство - кто бросался в глаза в первую очередь из всех многочисленных участников каравана? Конечно же, охрана - воины, а в охране, как правило, служили варяги. Отсюда местным жителям можно было сделать вывод, что русские - это варяги. Русских прежде всего интересовал север и восток Европейской части страны как источник дорогой пушнины (соболь, чернобурая лисица) - территории, населенные в основном угро-финскими племенами. Этим обстоятельством, а также тем, что самыми броскими фигурами в русских караванах были охранники - варяги, можно объяснить то, что до сих пор в финском языке называют шведов “руотси” - производным словом от этнонима “русь”.

Летопись, определенно указывая на связь первоначальной Руси с варягами, в то же время отличает ее от варягов, например: “Игорь же совокупил вои многи. Варяги, Русь, и Поляне, и Словени…” (944 г.).

Объективно - и это было ясно Олегу, стратегическим центром русского государства должен быть Киев, и сюда следовало перенести столицу. Олег сыграл важную роль в развитии Руси. Передав власть сыну Рюрика - Игорю, Олег уехал на родину - город Ладогу и в 912 году умер. Двор Игоря разместился в Киеве. Это привело к тому, что в Новгороде должен был быть свой князь как защитник города от “находников”. Действительно, большие расстояния между Киевом и Новгородом, другими городами не позволяли иметь одну дружину и одного князя на все русское государство. Так возникла система с иерархией князей. Взаимоотношениями князя и горожан, его нанявших, можно объяснить и особенность престолонаследия на Руси, когда князю наследовал не сын, а брат. Действительно, князь нанимался на работу, которую должны выполнять взрослые. В иерархии князей имелись элементы демократии, так как традиции Новгорода “нанимать” князя стали общерусским достоянием. В иерархии князей были заложены основы как для прогресса, связанные с известной самостоятельностью регионов, так и для распада государства. В истории Киевской Руси проявились обе тенденции. В области внешней политики уже тогда была сформулирована основная задача, которая стояла перед Россией на протяжении нескольких веков: выход к морю. Прежде всего к Черному и Каспийскому морям. Выход к Балтийскому и Белому морям в то время был менее актуален. С течением времени многое изменится, и выход к Балтийскому морю будет жизненно необходим.

Но вернемся к торговле. Третий договор заключал в 944 году уже Игорь. Вот что находим у Б.А.Рыбакова: “Русь была жизненно заинтересована в торговле с Византией. Договоры Руси с Империей должны были закреплять успех русского оружия и обеспечивать возможность мирного торга - главной цели русских, так как никаких территориальных претензий Русь даже после победы не предъявляла. Договор заключался в 2 экземплярах на 2 государственных языках - греческом и русском (славянском). Договор 907 года вводит в бытовую обстановку жизни русских “гостей”. Русские проживали в предместье, получая от греческого правительства “хлеб и вино, и мясо, и рыбы, и овощь (фрукты)”. Оговорено было даже право пользоваться цареградскими банями. Единственное ограничение, которое вставили в договор византийцы, боявшиеся вооруженных русских, касалось безопасности столицы. Императорский чиновник составлял список русских “гостей” (для выдачи содержания) и сопровождал их при входе в город. Русские должны были входить внутрь города только через одни ворота группами не более 50 человек и без оружия. Но зато им разрешалось: “да творять куплю якоже им надобе, не платя мыта ни в чем же”. Когда русские собирались в конце лета домой, то император обязан был обеспечить отъезжающих продовольствием, якорями, канатами, парусами. Такая сверхблагоприятная ситуация была, разумеется, результатом определенного соотношения сил в пользу русских и поддерживалась угрозой войны”. Среди подписавших договор русских встречаются и славянские, и варяжские имена. И это естественно, поскольку русский этнос формировался как интеграция многих народностей.

При князе Игоре продолжала развиваться великая система, обеспечивающая товарооборот. В Киеве собирались участники торгового каравана на Византию. Но отношения между Русью и Царьградом были сложными. Поход Игоря в 941 году был неудачным. Греки сожгли русский флот “греческим” огнем. Поход 943-944 годов закончился подписанием нового торгового договора, причем военных действий не было - была угроза осады Царьграда. С усилением натиска кочевников расходы государства росли. Доходов от торговли оказывалось недостаточным. Необходимо было вводить налоги. Так возникло полюдье. Оно не могло не вызвать сопротивление населения. Князь Игорь был убит древлянами при сборе дани. Этот факт наводит на размышления. Собрав дань по договору, Игорь вернулся “походить” еще, причем он вернулся с малой охраной. Он, видимо, считал, что намерения его справедливы. Но это сделать ему не удалось. Древляне же настолько были уверены в своей правоте, что стали сватать вдову Игоря - Ольгу за своего князя Мала. Месть Ольги за Игоря хорошо известна из летописи. Возможно, в убийстве Игоря сыграло роль то, что местное население, в частности древляне, еще не ощущали себя причастными к русскому этносу и рассматривали себя и русских равноправными партнерами. Интересны на этом этапе взаимоотношения Киева и Новгорода. Перевод столицы в Киев привел к утрате князем прямого руководства новгородскими факториями. Ольге, кстати она была родом из Пскова, пришлось самой основывать в Приильменье новые фактории (погосты), которые уже напрямую были подчинены Киевскому князю.

Большое значение для развития русского государства имело короткое, но очень важное княжение сына Игоря и Ольги Святослава Игоревича (964-972). Он хорошо понимал задачи своего государства и много сделал, чтобы освободить основные торговые пути. Это был спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегавший жизненными удобствами ради быстроты передвижения войска, без отягощавшего обоза. Перед сражениями Святослав вдохновлял воинов (например, его знаменитое “мертвые срама не имут” или “иду на вы”). Святослав воевал в волжской Болгарии, в Хазарии, у Каспийского моря, в печенежских степях, на территории Дунайской Болгарии и в Византии. По самым скромным подсчетам он прошел походами за несколько лет 8000-8500 километров. Его стремительные походы, неприхотливость, выносливость поражают. Вот как описана встреча Святослава с императором Цимисхием: “Государь (Иоанн Цимисхий), покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собой многочисленный отряд, сверкавших золотом вооруженных всадников - так называемых бессмертных. Показался и Святослав, переплывающий реку на скифской ладье. Он сидел на веслах и греб вместе с остальными, ничем не отличаясь от них... Одеяние его было белым и отличалось от одеяния других только чистотой...”.

Хронология походов Святослава не очень точна, но четко выделяются 2 последовательных комплекса: поход на Хазарию (964-967) и поход в Болгарию Дунайскую и война (совместно с болгарами) против Византии (967-971). На Волгу Святослав пошел через земли вятичей, которые платили дань хазарам. Русские войска воевали в Волжской Болгарии, в землях Буртасов и в Хазарии, где взяли Итиль и древнюю столицу каганата - Семендер на Каспийском море. Затем были покорены ясы (осетины) и касоги (адыгские племена). Поход был закончен на Таманском полуострове, который с этого времени стал русской Тмутараканью. Обратно Святослав пошел не прямо на Киев, а через Дон и на север, опять через землю вятичей, чтобы миновать кочевья печенегов. Результаты похода были потрясающими. “Паразитарное, - по мнению Б.А.Рыбакова, - государство хазар, которое жило за счет огромных пошлин, а то и грабежа, - эта огромная империя перестала существовать. Путь по Волге был расчищен. Волжская Болгария также перестала быть враждебным заслоном”.

Что касается второго похода, то Святослав считал необходимым перенести столицу из Киева дальше на запад - в устье Дуная. В 969 году, когда Ольга просила не бросать Киев, он ответил: “Не любо ми есть жити в Кыеве, хощу жити Переяславьци в Дунае, яко то есть среда земли моей, яко ту вься благая съходятся: от Грьк - паволоки, злато, вино и овощеве разноличьнии, из Чех и из Угьр - сьребро и комони, из Руси же скора (меха, пушнина), и воск, и мед, и челядь”. Из этих слов Святослава видно, что он считал своей землей территорию, с народами которой могут быть выгодные торговые отношения. Территориальных притязаний не было - была забота о свободе выгодных торговых связей: Переяславец действительно находился в центре тех стран, которые перечислил Святослав. Война для него не была средством территориальных захватов, а прежде всего средством расчистки и охраны торговых, прежде всего водных путей. Ясно, что Дунай, даже не Днепр, привлекал его пристальное внимание. Такая внешнеполитическая установка могла быть только следствием длительной борьбы за великий товарооборот “соль, пушнина, заморские товары”.

Война с Византией шла с переменным успехом. Войска Святослава перешли Балканы, пересекли византийскую границу и оказались в 4 днях пути до Царьграда. Но в большом сражении при Аркадиополе Святослав проиграл. Иоанн Цимисхий захватил почти всю Болгарию, захватил в плен царя Бориса и двинулся к Дунаю. Свою последнюю, решительную битву русские начали в день Перуна - 20 июля 971 года, но ни та, ни другая сторона не добились победы. Начались переговоры о мире. Мир был почетным. Однако византийцы приняли свои меры. Когда Святослав отправился в Киев за пополнением дружины, они предупредили печенегов. Святослав попал в засаду у Днепровских порогов и был убит. Из его черепа хан Куря “сделаши чашю, оковавши лоб его и пияху в нем”.

С уходом Святослава из Болгарии пало самостоятельное Болгарское царство, завоеванное и оккупированное Византией. Задача второго похода выполнена не была: не был создан мирный торговый плацдарм на западном побережье Русского моря (в содружестве с Болгарией) и не был открыт свободный торговый путь по Дунаю. Здесь Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги. Однако не ясно, как сложились бы события, если бы Святослав не погиб в расцвете своего полководческого таланта. После Святослава никто из русских князей уже не помышлял о свободной торговой системе, включающей торговые пути по Дунаю. Перед Владимиром и его приемниками возникла новая задача - защита не только водных путей, но и русских земель. Опасность набегов кочевников на русскую землю возрастала. Торговый путь по Днепру был под угрозой. Печенеги и затем половцы угрожали самим русским городам - Киеву, Чернигову и другим. Много сделал для защиты русской земли великий князь Владимир Святославович. В частности, он переселил на южные рубежи многих новгородцев, псковичей и вообще жителей северных областей, что значительно увеличило обороноспособность русского государства. Вряд ли ему удалось это, если бы они не ощущали себя причастными к единой русской хозяйственной системе - единому русскому государству. Защита родной земли и свобода торговых путей оставались приоритетами в деятельности русских князей вплоть до татаро-монгольского нашествия. К сожалению, много сил, времени и средств отнимали междоусобицы князей. Все сильнее проявлялись отрицательные последствия раздробленности Руси.

 

_______________________________________________________________

 

ИМХО всё произощедшее было логично. Экономика не мало важная весч ;)

Ссылка на комментарий

Simoren

Так вот если дословно переводить со шведского Рюрик Синеус и Трувор, получится Рюрик с домом и дружиной...

Согласен полностью :cheers:

Нестор (или кто там) видно не смог перевести и так попытался выйти из положения :) типа с братьями :D

Ссылка на комментарий
А этот термин встречается в рунических надписях

И обозначает? Но не "Русь". ;)

 

Я думал, что основные положения "гребцовой" этимологии широко известны :(

Итак, rothsman (транслитерация условная) - от глагола rothr- "грести" - это "гребец". Так назывались члены отрядов, которые отправлялись в Восточную Европу.

 

Ruotsi в финских действительно заимствование - это финская передача roths.

Ruotsi - это Шведция, roths - то же? неуверен.

 

В финских языках roths было воспринято как ruotsi, а затем перешло в славянские. Позднее в финском routsi стало обозначать шведов. То, что слав. "русь" хорошо этимологизируется из фин. "руотси" показываем пара фин. "суоми" - слав. "сумь": "уо" становится в вост.-слав. диалектах именно "у"

 

Слав. "русь" безусловно связано с финнским "руотси".

Зачем новгородцам назывть себя "Шведы"????????

 

Новгородцы себя "шведами" не называли. Они назывались "словене". ;) Термин "русь" обозначал социальную (или этносоциальную) группу - дружины князей. Потом этот термин перешел на всю подчиненную им территорию, а затем стал этнонимом. Как я уже писал на "Гильдии бардов", ничего уникального в такого рода эволюции нет. Есть задокументированный пример: также развивалось слово "амхара" в Эфиопии. Сначала это было обозначение воинского класса, потом дворянства, а затем и сейчас - название языка и народа.

Ссылка на комментарий
Simoren
Так вот если дословно переводить со шведского Рюрик Синеус и Трувор, получится Рюрик с домом и дружиной...

Согласен полностью :cheers:

Нестор (или кто там) видно не смог перевести и так попытался выйти из положения :) типа с братьями :D

Вот еще один типичный истоиографический миф, пущенный академиком Рыбаковым :D Он в шведском был как и в китайском. Как говорят специалисты по древнешведскому (в частности Е.А. Мельникова) такой фразы в этом языке (др.-швед.) существовать просто не могло. Трувот это Торвар, Синеус, вероятно, Сигньотр.

Ссылка на комментарий

Дмитрий Беляев

Вот еще один типичный истоиографический миф, пущенный академиком Рыбаковым

 

Почему не могло? Могло быть всё...

А вот на счёт имён - это да. Их часто переделывали на русский лад, так что сложно было выяснить их корни... :D Они казались уже исконно русскими.

Ссылка на комментарий
Дмитрий Беляев
Вот еще один типичный истоиографический миф, пущенный академиком Рыбаковым

 

Почему не могло? Могло быть всё...

:apl::apl::apl: А еще много интересмного написано вов "Влесовой книге" :angry:

Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.