Египет - Страница 9 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Египет


Рекомендуемые сообщения

В 20.09.2021 в 08:34, Demetrius сказал:

а из чего?

Классические Афины появились в результате синойкизма, объединения нескольких аттических поселений, который приписывается легендарному Тесею. Потом те поселения емнип стали основой территориального деления в демократической реформе Клисфена.

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
  • Ответов 341
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Игорь

    52

  • xcb

    111

  • Svetlako

    34

  • Demetrius

    101

26 минут назад, AlSlad сказал:

Классические Афины появились в результате синойкизма, объединения нескольких аттических поселений, который приписывается легендарному Тесею. Потом те поселения емнип стали основой территориального деления в демократической реформе Клисфена.

Синойкизм - это скорее процесс складывания Афинского государства или полиса. Но полиса не в смысле города в нашем понимании, а полиса как гражданской общины.

Подробнее об отличии полиса от города в нашем понимании (из книги Сурикова "Полис, логос, космос"):
 

Цитата

 

Слово «полис» по-древнегречески действительно означает «город». Но город не в смысле зданий, улиц и площадей, оборонительных сооружений и т. п., а в смысле совокупности своих свободных и полноправных жителей – граждан. Иными словами, полис – это городская гражданская община. С другой стороны, слово «полис» (а также родственный ему термин полития) означает также и государство. Но опять же – не столько в смысле некой территории, находящейся в управлении определенной суверенной власти, а в том же смысле гражданской общины, гражданского коллектива, осуществляющего своими силами власть над принадлежащей ему территорией. 


Полис, покинутый своими гражданами, в древнегреческом восприятии никак уже не мог считаться полисом: он не был больше ни городом, ни государством. А в то же время, войско на походе могло в некоторых ситуациях оформляться в качестве полиса – постольку, поскольку оно являлось коллективом граждан. Хотя понятно, что оно не располагало в данный момент какой-либо территорией, не говоря уже о городских постройках. 

 

Суриков также приводит и пример полиса без территории:

Цитата

В 411 г. до н. э. в Афинах произошел переворот: было свергнуто демократическое правление, установлен олигархический режим. В тот момент шла война со Спартой, и афинский флот находился далеко от родины – на военной базе на острове Самос. Моряки зарекомендовали себя убежденными сторонниками демократии. Они не признали олигархию, утвердившуюся на родине, отказались ей подчиняться и избрали свои собственные, независимые органы власти. Флот практически превратился в «полис на кораблях» и представлял собой отдельную политическую единицу вплоть до того момента, когда олигархи в Афинах были свергнуты и народовластие восстановлено.

 

 

И о синойкизме из еще одной книги Сурикова "Солнце Эллады":

Цитата

 

В начале «Темных веков» афинские цари держали под своим контролем только сам город и его ближайшие окрестности. А в различных местечках Аттики возникли свои собственные мелкие царьки, правление которых было практически независимым.


Но постепенно начинается восстановление Афинского государства, новое объединение всей Аттики под централизованной властью. Этот процесс получил название «синойкизм». Впоследствии афинские историки приписывали синойкизм легендарному царю и герою Тесею, жившему, согласно мифам, еще во II тысячелетии до н. э. Тесей, как пишет Плутарх, «собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны» (Плутарх, Тесей, 24).


Однако в действительности афинский синойкизм не имел с Тесеем ничего общего и, кроме того, произошел не в один момент, а растянулся на несколько веков. 


Началось объединение Аттики, судя по всему, в самом начале I тысячелетия до н. э., а завершилось уже в начале VII в. до н. э. Последним в состав государства вошел находившийся на западе области, на границе с Мегарами городок Элевсин, важный религиозный центр с прославленным по всей Греции святилищем богини Деметры. Присоединение Элевсина знаменова­ло воссоздание Афинского государства в полном объеме.

 

Т.е. как город Афины существовали и до синойкизма, а основание Афин можно связывать с дворцом эпохи бронзового века. 

Ссылка на комментарий
40 минут назад, Demetrius сказал:

Т.е. как город Афины существовали и до синойкизма, а основание Афин можно связывать с дворцом эпохи бронзового века. 

Кого вообще интересует техническая дата основания города Афины. То, что на месте Парижа была когда-то стоянка каменного века, не дает ничего к нынешнему Парижу.

Классическая Греция имеет мало общего с микенской. Катастрофа бронзового века срезала верхушку в виде дворцовых комплексов и оставила отдельные общины, которые не стали стали восстанавливать старый стиль управления (видимо как неестественный и чужеродный), а в конце концов пошли по своему пути, родив ту Грецию, которую все знают. Поэтому классические Афины стоит считать со времен объединения Аттики.

 

Это уже не Египет, а Греция. Можно туда переносить.

Изменено пользователем AlSlad
  • Лайк 1
  • Пиво! 1
Ссылка на комментарий
1 час назад, AlSlad сказал:

Кого вообще интересует техническая дата основания города Афины. То, что на месте Парижа была когда-то стоянка каменного века, не дает ничего к нынешнему Парижу.

В случае с Афинами можно говорить о преемственности, так как Аттику катастрофа бронзового века практически не затронула.

Подробнее об этом у Сурикова:

Цитата

В результате тогда, когда основные центры ахейской цивилизации лежали в руинах и весь уклад жизни стремительно менялся, в Афи­нах удалось сохранить определенную преемственность с предыдущей эпохой. Они оставались неким «островком стабильности» в мире разливавшегося хаоса. Не произошло резких перемен в составе на­ селения Аттики, не появилось господствующей прослойки пришлых завоевателей, как в большинстве областей Южной Греции.

 

Из Пелопоннеса, ставшего жертвой захватчиков, в Афины хлы­нул поток беженцев — ахейцев и ионийцев. В основном это были аристократы, спасавшиеся от дорийцев. Одни из них, использовав Афины в качестве промежуточного пункта, продолжали свое бег­ство дальше, на острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Другие оседали в Аттике. Афиняне радушно прини­мали этих иммигрантов и подчас предоставляли им высокое поло­жение, соответствующее их статусу.

 

Особенно удачно сложилась судьба знатного рода Нелеидов, который прибыл в Афины из горо­да Пилос, находившегося в области Мессения, на юго-западе Пе­лопоннеса. Нелеиды не просто прижились на своей новой родине; одна из семей, входивших в этот род, стала даже последней афинской царской династией. Династию эту как в античных источниках, так и в современной научной литературе называют Кодридами или Медонтидами (по имени ее крупнейших представителей — царей Кодра и Медонта)4.

 

Итак, на рубеже II—I тысячелетий до н. э. в Афинах, повторим, сохранялась относительная преемственность и стабильность на фоне всеобщего регресса и распада политических, социальных, хозяйст­венных структур. Это сыграло свою роль в дальнейшем. Для Эллады в целом XI-IX вв. до н. э. — время тяжелого упадка. 

 

В Аттике же упадок проявился в гораздо меньшей степени. «Тем­ные века», пожалуй, были для Афин даже временем относительного процветания, хотя, разумеется, их положение может быть названо
процветающим только на общем, крайне незавидном фоне тогдаш­него греческого мира. Афины, которые раньше были лишь одним из второстепенных центров ахейской цивилизации, в начале I тыся­челетия до н. э. стали едва ли не самым значительным в Греции го­родом, особенно в экономическом отношении.

Без этой преемственности и стабильности Афины, скорее всего, не смогли бы в будущем стать одним из центром греческого мира.

 

1 час назад, AlSlad сказал:

Это уже не Египет, а Греция. Можно туда переносить.

Отдельной темы про Грецию, кажется, нет. Тема "Троянская война" в большей степени не о Греции, а о бронзовом веке в целом.

 

1 час назад, AlSlad сказал:

Классическая Греция имеет мало общего с микенской. Катастрофа бронзового века срезала верхушку в виде дворцовых комплексов и оставила отдельные общины, которые не стали стали восстанавливать старый стиль управления (видимо как неестественный и чужеродный), а в конце концов пошли по своему пути, родив ту Грецию, которую все знают. 

Классическая Греция - да, имеет мало общего с микенской, но в случае с Афинами можно говорить о преемственности с микенской. 

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий
В 21.09.2021 в 20:37, Demetrius сказал:

В случае с Афинами можно говорить о преемственности, так как Аттику катастрофа бронзового века практически не затронула.

 Ржу.

Ссылка на комментарий
  • 4 месяца спустя...

 

Недавно прочитал довольно интересную статью В. Куртова "О чем пишут женщины? (по материалам греческих папирусов из Египта III в. до н.э. – V в. н.э.)".

Автор сделал обзор личных писем из эллинистического и римского Египта, составленных от лица женщин.

 

Немного статистики: 

В Египте давно обнаружены и по сей день извлекаются из-под земли письменные памятники

на папирусах и в значительно меньшем количестве на керамических черепках (острака7), сохранившиеся вплоть до нашего времени благодаря консервирующему воздействию сухих африканских песков. 

 

К настоящему дню таких текстов найдено около 50 тысяч. Из них опубликовано около 30 тысяч греческих папирусов и более 1 тысячи папирусов на демотическом языке9. Посчитано также процентное содержание женских писем от всего этого многотысячного собрания документальных папирусов. В период I в. до н. э. – IV в. оно составляет 1% ± 0,1%, а в период V–VIII в. снижается до 0,1%.

 

Эпоха, ограниченная царствованием Птолемея I Сотера и превращением Египта в одну из провинций Рима, оставила нам значительно мéньшее число писем, чем последующий, «римский период» египетской истории. В эллинистическое время женщины писали мало. Тогда обменивались письмами лишь по официальным, административным или деловым поводам, а не по вопросам частного или семейного характера. Неудивительно, что переписка в этот период осуществлялась главным образом между мужчинами. Тут дело не в недостаточной распространенности греческого языка, поскольку писем не на официальном административном языке, а на языке, распространенном в широких народных массах, а именно на египетском демотическом языке, от этой
эпохи дошло также крайне мало. Из всех 675 дошедших до нас демотических писем менее 1% принадлежит авторству женщин, притом же в прежние, «догреческие», эпохи их активность, если судить по количеству находок, была в 6 раз выше28.

 

К примеру, из всех 470 дошедших писем эпохи XIX династии (1292–1186 гг. до н. э.) египетским женщинам принадлежат 5,7% (Bagnall, Cribiore 2006: 15).

 

Примеры некоторых писем:

Цитата

 

"Аинхис приветствует Зенона57. Взяв пиво у оптового продавца, я ежедневно распродаю <его> на шесть драхм и плачу исправно58. Но Деметрий, мой виноградарь, обманув, увёл <у меня> дочь и скрывает <её>, заявляя, что будет совместно жить с ней без меня. Она вместе со мной управлялась в магазине и мне помогала, поскольку я стара. Поэтому сейчас я терплю

ущерб, так как она ушла, и у меня самой нет того, что мне необходимо.

У него же есть другая женщина и дети, так что он не может сожительствовать с той, которую обманул. Поэтому я прошу помочь мне ввиду моей старости и вернуть мне её. Будь здоров"

 

 

Письмо матери к сыну59.

Цитата

"Узнав, что ты изучаешь египетский язык, я порадовалась и за тебя, и за себя, поскольку теперь, если ты окажешься в городе, то будешь обучать детей у врача Фалу…60 и заработаешь средства на старость."

 

Просьба найти кормилицу105.

Цитата

"Я слышал(а)106, ты вынуждаешь её кормить грудью. Если она хочет, то пусть у ребенка будет кормилица, ибо я не позволяю своей дочери самой вскармливать ребенка"

 

Подруге о рождении дочки и об её имени.

Цитата

"Надеюсь, что <ты и> твой муж в хорошем настроении. Также тебя приветствуют Андрей, Никий и маленькая Лампадида. Если бы случилось мне родить мальчика, то я бы назвала его именем твоего брата. Но поскольку сейчас получилась девочка, то названа она твоим именем. Передаю привет жене опциона."

 

О забое свиней и засолке гарума:

Цитата

Господину, сыну моему, Псайя и Сира желают здравствовать. Прежде всего, я молю у господа Бога, чтобы ты был здоров и невредим. Тебя премного приветствует брат твой, Тонис. После того как с начала года
мы много болели, мы должны быть благодарны Богу за то, что избавились <от болезни>. До сего момента мы не приносили в жертву поросят. Мы ожидаем, что ты приедешь. Ты знаешь, что в прошлом году мы не засаливали гарум, но в этом году мы <это> сделали, и если он получится, я приготовлю его к твоему приезду115.

 

Ссылка на комментарий

Как то Максим Лебедев обмолвился что в Египте нашли очередную свалку папирусов, как он сказал "Представьте, что выкинули Ленинскую библиотеку. Там лет на 20 выкапывать и разбирать". Ничего про это не слышал? находка или 20202 или 2021 года.

Ссылка на комментарий
11 часов назад, Demetrius сказал:

О забое свиней и засолке гарума:

т.е., жаркий и полупустынный климат не препятствует разведению свиней.Интересно,а что ж за такая проблема у семитов,что они на всевышнем уровне её запретили ещё в древности? :D

Ссылка на комментарий
6 часов назад, xcb сказал:

Как то Максим Лебедев обмолвился что в Египте нашли очередную свалку папирусов, как он сказал "Представьте, что выкинули Ленинскую библиотеку. Там лет на 20 выкапывать и разбирать". Ничего про это не слышал? находка или 20202 или 2021 года.

Про это не слышал, но в одном из последних роликов Лебедев анонсировал выход нового двухтомника "Забытые гробницы. Тайны древнеегипетского некрополя" и "Страна пирамид. Новейшие открытия археологов в Египте".

Как я понял, это будет дополненная версия предыдущей книги "Пирамиды над раскопом". Возможно, в ней будет информация и о новой свалке папирусов. 

 

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий
15 минут назад, Demetrius сказал:

"Забытые гробницы. Тайны древнеегипетского некрополя" и "Страна пирамид. Новейшие открытия археологов в Египте".

надо будет поотслеживать.

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

 

В этом году вышла новая книга А. Маркова "Эволюция человека. Книга 3. Кости, гены и культура".

 

Среди прочего встретилась интересная информация в разделе "Генетика египетских мумий":

Цитата

 

Статья Краузе и его коллег из других германских университетов, а также из Польши, Великобритании и Австралии была опубликована в 2017 году (Schuenemann et al., 2017). 

 

Команда Краузе начала с поиска тканей, в которых ДНК сохраняется в наибольшем количестве. Выяснилось, что у мумий больше всего древней ДНК в костях черепа и зубах, а в мягких тканях ее остается очень мало. Из костей и зубов удалось выделить митохондриальную ДНК. Ведь ее сравнительно много, так что древние фрагменты можно отделить от посторонних загрязнений хотя бы по их обилию. Но, что важнее, палеогенетики к тому времени уже опробовали и отработали много эффективных приемов для выделения подлинно древних фрагментов.

 

В итоге Краузе и его коллегам удалось прочитать мтДНК 90 мумий. С ядерными геномами хуже: только из трех образцов удалось выделить “родную” ядерную ДНК и составить по ней список характерных древнеегипетских аллелей. 

 

Все 90 мумий происходят из некрополя Абусир-эль-Мелек, расположенного в Среднем Египте на левом берегу Нила, в окрестностях древнего Мемфиса. С одной стороны, это не очень хорошо, так как все образцы представляют жителей одного района. Но с другой – очень даже неплохо, поскольку мумии оттуда датируются широким временным диапазоном: одни были захоронены в эпоху Нового царства около 1300 года до нашей эры, другие – в эпоху Птолемеев в IV–III веках до нашей эры, а есть захоронения уже периода римского владычества (IV–VI века нашей эры). 

 

Это позволяет увидеть генетические изменения в популяции людей, существовавшей в одном месте на протяжении полутора-двух тысяч лет, – прекрасная возможность судить, например, о пришельцах и завоевателях, изменивших облик местного населения. 

 

Древнеегипетскую ДНК сравнивали с ДНК современных эфиопов и египтян, в том числе жителей изолированного оазиса Эль-Хияз. В этом оазисе живут люди, имеющие больше генетического сходства с анатолийцами времен неолита, чем с другими современными египтянами. 

 

Сравнение показало, что генофонд древних египтян (абусирцев) оставался весьма стабильным на протяжении двух тысяч лет. Это значит, что абусирцы не слишком активно скрещивались с пришлыми чужаками, особенно с южанами-африканцами. Абусирцы оказались ближе по своей генетической специфике к неолитическим и современным жителям Юго-Западной Азии. 

 

А вот с современными египтянами, в чьих геномах заметна африканская составляющая, у них существенно меньше сходства. Генотип современных египтян получил африканскую примесь, вероятно, уже после эпохи римского господства. Ученые предполагают, что большую роль в этом сыграли развитие работорговли и налаживание торговых связей.

 

 

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
В 19.02.2022 в 22:28, Demetrius сказал:

прекрасная возможность судить, например, о пришельцах и завоевателях, изменивших облик местного населения. 

в Древнем Египте поголовно всех мумифицировали и хоронили в саркофагах - и богатых,и бедных,и знатных.и простых?

Ссылка на комментарий
41 минуту назад, Игорь сказал:

в Древнем Египте поголовно всех мумифицировали и хоронили в саркофагах - и богатых,и бедных,и знатных.и простых?

В саркофагах, конечно, хоронили не всех. Для самых бедных наиболее простым вариантом было закопать тело умершего в песок без мумификации и извлечения внутренних органов. С учетом сухого климата Египта мумия обычно все равно получалась, зачастую даже в лучшей сохранности, чем мумии некоторых из фараонов.

Случайно утонувшим, предположительно, мумификация и похороны не требовались, так как их тела должны были попасть в океан хаоса Нун и позже воскреснуть. 

Ссылка на комментарий
2 часа назад, Demetrius сказал:

В саркофагах, конечно, хоронили не всех. Для самых бедных наиболее простым вариантом было закопать тело умершего в песок без мумификации и извлечения внутренних органов. С учетом сухого климата Египта мумия обычно все равно получалась, зачастую даже в лучшей сохранности, чем мумии некоторых из фараонов.

вопрос о ритуалах захоронения разных социальных групп подводит нас к тому,что те 90 мумий ,видимо,представляли не всё население той местности,а определённую прослойку.

Ссылка на комментарий

Палеогенетика котиков (из книги А. Маркова "Эволюция человека. Книга 3. Кости, гены и культура"):

 

Цитата

 

Домашняя кошка – одно из самых успешных млекопитающих, заселившее весь мир благодаря способности манипулировать эмоциями и поведением приматов, считающих себя доминирующим видом на этой планете. Вплоть до недавнего времени любовь людей к кошкам имела под собой еще и мощную экономическую основу, ведь кошки были главным союзником человека в борьбе с грызунами – вредителями запасов и разносчиками инфекционных заболеваний. 

 

Несмотря на столь важную роль кошек в нашей жизни, об истории их одомашнивания известно немного. Одна из причин кроется в относительной скудости кошачьей археологической летописи. Другая проблема, еще серьезнее, состоит в том, что анатомически домашняя кошка почти неотличима от своих неприрученных собратьев и предков – диких кошек Felis silvestris, в особенности от подвида F. s. lybica, от которого, собственно, и происходят домашние кошки.

 

Если судить по археологическим данным, первичным очагом одомашнивания кошек мог быть как Египет, так и Юго-Западная Азия. К числу древнейших находок домашних кошек относится семейство (кот, кошка и четверо котят) возрастом 5600–5800 лет из додинастического древнеегипетского Гиераконполя (Van Neer et al., 2014) и кошка, похороненная на Кипре рядом с человеческой могилой около 9500 лет назад (Vigne et al., 2004). Диких кошек на Кипре не было, а значит, кто-то привез туда эту особь или ее предков нарочно. Впрочем, в ту эпоху люди иногда завозили на острова Средиземного моря и диких животных, например лисиц.

 

Чтобы лучше разобраться в истории приручения и последующего расселения домашних кошек, большой международный коллектив генетиков проанализировал фрагменты митохондриальной и ядерной ДНК, которые удалось выделить из остатков 352 древних кошек, найденных археологами в разных районах Африки, Европы и Западной Азии (Ottoni et al., 2017). Изученный материал охватывает временной интервал от 10 тыс. лет назад до современности. В анализ также были включены генетические данные по современным диким и домашним кошкам.

 

В целом вырисовывается примерно такая картина: одомашнивание кошек происходило параллельно в Юго-Западной Азии и в Египте. По-видимому, этот процесс начался еще в неолитическую эпоху. Кошки, одомашненные в Анатолии (носители митохондриального варианта А*), были привезены в Европу не позднее V тысячелетия до нашей эры. Их хозяевами были потомки ближневосточных земледельцев и скотоводов, начавших движение в направлении территорий охотников-собирателей Западной Европы. Наряду с упомянутой выше кошкой с Кипра, которую кто-то привез на остров аж в VIII тысячелетии до нашей эры, это говорит о том, что люди ценили кошек еще в доисторические времена. 

 

Впрочем, поначалу распространение домашних кошек за пределами исходных центров доместикации шло медленно. Может быть, древние анатолийские кошки были еще не очень ручными, царапались и не мурчали как следует? 

 

Быстрая экспансия домашней кошки началась лишь в античное время – после выхода египетского митохондриального варианта С за пределы Египта. Ученые допускают, что египетские особи были приятнее в общении, чем ближневосточные. Может быть, не случайно, начиная со II тысячелетия до нашей эры, кошки появляются в древнеегипетской живописи, причем в очень характерной роли: обычно кошка сидит под стулом, на котором восседает женщина. Каждому ясно, что это настоящая домашняя кошка. 

 

Кстати, древние греки начали рисовать кошек только в VI веке до нашей эры. 
В Средние века кошачья экспансия ускорилась. Мореплаватели в обязательном порядке возили с собой кошек – иначе на корабле спасу не будет от крыс и мышей, – и этим объясняется раннее попадание кошек в портовые города от Ральсвика до Сирафа.

 

 

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий
13 часов назад, Игорь сказал:

вопрос о ритуалах захоронения разных социальных групп подводит нас к тому,что те 90 мумий ,видимо,представляли не всё население той местности,а определённую прослойку.

там всех копают. Те же многолетние раскопки некрополя строителей пирамид. Там и прорабы и простые строители.

Ссылка на комментарий
16 часов назад, Demetrius сказал:

Если судить по археологическим данным, первичным очагом одомашнивания кошек мог быть как Египет, так и Юго-Западная Азия.

интересно,что порода кошек "Сфинкс" не является египетской,как казалось бы из-за названия. Это искусственная порода,выведенная мутациями вследствие чернобыльской катастрофы.:)

5 часов назад, xcb сказал:

Там и прорабы и простые строители.

мумифицированные,забальзамированные,в гробах и саркофагах?

По фото от Деметриуса видно,что там захоронения в саркофагах.

Вопрос 2. Если простых массово копают,почему бы не провести массовый генетический анализ у этих трупов?

Ссылка на комментарий
4 минуты назад, Игорь сказал:

мумифицированные,забальзамированные,в гробах и саркофагах?

По фото от Деметриуса видно,что там захоронения в саркофагах.

Вопрос 2. Если простых массово копают,почему бы не провести массовый генетический анализ у этих трупов?

Марков не уточняет в своей книге, о каких слоях общества идет речь, и ничего не пишет про особенности мумификации и наличие/отсутствие саркофагов. На мой взгляд, это и не имеет особого значения. 90 мумий - это довольно много, что позволяет предположить, что это люди из разных слоев общества. Некрополь в Абусире - это все же не Долина царей с захоронениями высшей знати :)

Ссылка на комментарий
48 минут назад, Demetrius сказал:

На мой взгляд, это и не имеет особого значения.

имхо,имеет огромное значение.

48 минут назад, Demetrius сказал:

90 мумий - это довольно много, что позволяет предположить, что это люди из разных слоев общества. Некрополь в Абусире - это все же не Долина царей с захоронениями высшей знати 

90 мумий растянуты по времени на 1000 лет минимум. Марков об этом пишет. Что вряд ли говорит о разных слоях.

Впрочем,видимо,у Краузе (и у Маркова) и не стояла задача определения социальной принадлежности.

Ссылка на комментарий
Цитата

- «Прямые потомки древних египтян, не имеющие к ним никакого отношения»: антропология жителей страны пирамид

следующий форум ученые против мифов

Ссылка на комментарий
  • 4 недели спустя...
  • 2 недели спустя...

Кто желает детей к древнему египту просветить - "Разуваева - говорит Древний Египет (2022)", отличная подача материала. Навелся по рекомендации от египтологов.

 

канал автора

https://t.me/crypttales

Изменено пользователем xcb
Ссылка на комментарий
  • 3 месяца спустя...

 

В статье И. Ладынина "Основные черты общества древнего Египта Позднего времени" встретилось любопытное утверждение о трансформации идеи загробного суда в позднем Египте:

Цитата

 

Децентрализация общества и государства Египта не могла не оказать воздействие на сознание людей, привыкших на протяжении III-II тыс. до н. э. жить в условиях государственной опеки. По-видимому, после падения Нового царства эта опека исчезла за исторически очень короткий срок, и жизнь египтян стала конкурентной и гораздо более жестокой, чем раньше. 

 

Усиливающееся разочарование в справедливости земного миропорядка приводит к трансформации прежней идеи загробного суда: если в ранней древности считалось, что после него человек либо обретет продолжение земной жизни в царстве Осириса либо, видимо, просто перестанет существовать (его сердце, перевесившее на чаше весов перо маат, будет сожрано сидящим рядом чудовищем), то теперь появляется (или, как минимум, обретает качественно большую актуальность) представление об альтернативе обретения в воздаяние за прижизненные дела посмертного блаженства либо вечных страданий. 

 

Так, во втором цикле демотических «Сказаний о Сатни-Хаэмуасе», записанных уже в начале н. э., но, несомненно, много более ранних по времени возникновения, сын главного героя с характерным именем Са-Усир («сын Осириса», т. е. воплощенный бог Хор) открывает своему отцу зрелище загробного мира, в котором богатый грешник подвергается мучениям, а праведный бедняк благоденствует в тонких одеждах (p.dem. ВМ 604. 2.4-16; Hoffmann, Quack 2007: 121-122). 

 

Вообще, именно благие боги Осирис и Исида вместе с их сыном Хором, заботившиеся при своей земной жизни о людях, безвинно претерпевшие зло, а затем открывшие людям возможность воскресения и вечной жизни, становятся самыми чтимыми в позднем Египте, решительно оттеснив в сознании людей на второй план солнечных богов Ра и Амона, традиционно связанных с теперь ослабевшей царской властью.

 

Получается, что строгая "христианская" мораль стала формироваться еще до христианства.

Примерно о том же пишет и Киньяр в своем эссе "Секс и страх":

Цитата

Христиане приписали себе заслугу новой строгой морали, которая на самом деле оформилась во времена Римской империи, при императоре Августе и его зяте Тиберии 

 

Ссылка на комментарий
15 минут назад, Demetrius сказал:

Получается, что строгая "христианская" мораль стала формироваться еще до христианства.

Причем тут строгая мораль?

Идея воздания лежащая в основе христианства имеет корни еще с дорелигиозных времен. У березкина книга вышла новая надо буду почитать, он много про это говорил в каком то видео.

 

16 минут назад, Demetrius сказал:

(его сердце, перевесившее на чаше весов перо маат, будет сожрано сидящим рядом чудовищем),

типичный пример. 

 

Другое дело - трансформация того, что будет после данного суда. Градация, так сказать проскочивших.

Ссылка на комментарий
37 минут назад, Demetrius сказал:

строгая "христианская" мораль

Какого периода христианства? Под это определение попадут настолько противоречащие друг другу существовавшие в разное время и в разном месте христианства этические СИСТЕМЫ , что тезис выглядит ничтожным. 

Также можно сказать о любой религии - потому что ни одна из них не имеет в основе эпикурейство, а наоборот, как верно написал Сергей - стройную систему строгих наказаний и поощрений. 

Дык такая система появилась впервые даже не у человека, а у природы вообще ))) "Верные"  действия вида она эволюционно поощряла, а неверные строго наказывала, вплоть до умерщвления ))))

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.