SonarMaster Опубликовано 10 августа, 2006 #1 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2006 (изменено) Создание данной темы предследует собой выслушать мнения и советы игроков в РИМ, относительно состава и построений армии на поле боя. Тема Стратегия Игры за Фракции слишком обширна для того, чтобы уделить необходимое внимание такому важному моменту как комплектовании армии, а тема Битвы (О тактических боях) слишком общая и превратилась (по сути) в описание удачных битв и сражений. Заполним же этот пробел Уверен у каждого серьезного игрока (вх/вх) есть набор излюбленных (стандартных) составов армий, и конечно же схем их построений на поле боя. Которые отличаются от общепринятой схемы построения с пехотой в центре и кавалерией на флангах. P.S. Разумеется все мы понимаем, что переиграть ИИ в тактической битвы при равных силах достаточно просто Вопрос тут в другом, в собственных потерях Ведь наш электронный друг сидя на 4 городах, вполне может иметь 5-6 полных стеков войск, обладающих высокой моралью, звездатыми генералами и совершенными юнитами (как у него это получается понятное дело) Таким образом, игрок должен вести любую кампанию против превосходящих сил противника, и в каждой битве побеждать с минимумом потерь. P.P.S. Предлагается рассматривать правильные сражения с компом, без явных "издевательств" на тупостью машинки Изменено 10 августа, 2006 пользователем SonarMaster Ссылка на комментарий
ЛЮБИТЕЛЬ Опубликовано 10 августа, 2006 #2 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2006 Была такая занятная тема про тактические бои http://twow.ru/forum/index.php?showtopic=2892 Ссылка на комментарий
Nimlot Опубликовано 10 августа, 2006 #3 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2006 (изменено) Вышла РТВ, участники форума уже давно описывали глубокое построение в шахматном порядке на манер римского. Я читал, как-то в это не верил, проверить ленился, ставил юниты всегда тупо в линию с небольшим тылом из стрелков. Последние не только для обстрела противника, но и для поднятия морали у передних отрядов, тылы которых таким образом были прикрыты. Но, вышла БИ, появилась орда, в которой действительно имелись орды легких копейщиков, которых поставить в линию было просто нереально. Вот тогда-то, играя варварами, я и стал использовать "римское" построение. Оказалось, что это настоящий зерноуборочный комбайн. Причем, свой стек может состоять из всякой разномастной сволочи, главный принцип - впереди дешевое низкоуровневое мясо, сзади ударные части посолиднее. Хотя юниты могут быть и все одинаковыми, главное выстроить их в шахматном порядке. Работает схема просто: Передовые отряды сходятся в рукопашную с врагом, задние подтягиваются вперед, в бреши, и атакуют "висящие" в них фланги связанного боем противника. Или, если построение противника неглубокое и у него нет хорошего генерала, быстро проходят еще дальше, скозь фронт, разворачиваются и бьют в тыл. Эффект иногда просто ошеломляющий, враг повально выбрасывает белые флаги и фронт моментально обваливается, все бегут. Причем потери в первой моей линии бывают ничтожны из-за быстроты происходящего. А во второй, более трудновосполняемой, вообще их может и не быть. Дальше на эту схему можно насаживать всё что угодно - конницу на флангах, копейщиков там же, застрельщиков-лучников-пращников в третьей линии и т. д. Кстати, застрельщиков, стойких в рукопашной, типа велитов, иллирийцев, тяжелых пельтастов, можно использовать в качестве "блуждающей" линии. В начале боя они метают свои дротики из первой линии, уходят от атаки во вторую, и после того, как вражеский фронт связан, бьют во фланги юнитов противника, и эффективно из-за своей высокой скорости преследуют убегающих. Ширину фронта, при расстановке, обычно определяет радиус влияния генерала, располагаемого в центре. И вычисляется она в процессе предыдущих боев по всплывающей табличке состояния юнитов, где должно быть указанно: «Воодушевлены присутствием полководца». Главное запомнить количество отрядов в крыльях. Конечно, всё выше описанное не работает против фаланги, - связывать ее боем по фронту – это самоубийство. Тут чаще всего на поле у меня царит свалка, кто-то отступает, уходя от фаланги, кто-то заходит ей в тыл. Вообще, против фаланги, управляемой человеком, имхо, выиграть другой пехотой очень трудно. Может быть, потому ее из БИ и убрали. Само собой разумеется, что римское построение больше всего подходит римлянам и довольно точно соответствует описанию их тактики, особенно в домарианский период, с его гастатами в первой линии и принципами во второй. Триарии у меня на флангах, особенно если противник силен своими конницей и колесницами. Изменено 10 августа, 2006 пользователем Nimlot Ссылка на комментарий
SonarMaster Опубликовано 11 августа, 2006 Автор #4 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 Македония Особенности: Сильная фаланга, мощная кавалерия, посредственные стрелки, все это определяло стратегию подбора войск. Состав армии: Мой стандартный македонский легион - генерал, 8 пехотных юнитов (фалангисты разного рода, чем дальше по ветке, тем лучше), 3 стрелковых (лучники и конные лучники-наемники), 8 кавалерийских (4 тяжа, 2 средних, 2 легких) Схема построения: Пехота В выдвинутом впереди всех центре три лучшие пехотные фаланги, имеющие позади конных лучников и генерала в самом тылу. На больших промежутках от центра крылья, в каждом по две пехотных фаланги с лучниками в тылу. Кавалерия Легкая на флангах всего пехотного построения (по 1 отряду на каждом крыле) Тяжелая и средняя кавалерия формирует две ударных группы (по 2 тяжа и 1 легкой) и строится клиньями в тылу всей армии, как раз напротив тех двух больших промежутков между центром и крыльями. Тактический замысел: Ценрт Втянуть противника в пехотный бой, заставляя его отборные части насесть на выдвинувшийся впереди всех частей цент и обойти его в обеих сторон. Таким образом подставляя свои фланговые центральные отряды под мощный удар двух групп кавалерии. Фланги Связать противника боем, в ожидании поражения его и бегства в центре, после которого средняя кавалерия продолжает преследование бегущих, а тяжелая бьет по соединениям, связанным боем с крыльями. Примечание: Данная тактика хорошо работает именно с пехотой фаланговского типа, так как только она достаточно хорошо может держаться против масс противника. Кроме того необходима сильная тяжелая кавалерия (гетайры, катарфакты) таранного типа, так как удар кавалерийских групп должен обязательно привести к быстрому сокрушению всего центра противника, иначе крупных потерь не избежать. Нужно помнить, что смысл всего вышеописанного в "быстрой" победе над противником "одним" ударом кавалерии. Поэтому данный удар следует проводить как только центр оказывается охваченным с флангов, а крылья вступают в бой с остальной массой противника. Ссылка на комментарий
badbug Опубликовано 11 августа, 2006 #5 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 Небольшое наблюдение из практики оболванивания болванчика. При построении перед фронтом более сильного и многочисленного противника, конницу лучше ставить не на флангах, а на некотором расстоянии позади своих порядков. На фланги ее при нужде всегда можно быстро вывести, а при таком способе построения ваша конница не подвергается атакам стоящих напротив нее отрядов противника. В результате вражья конница атакует копейщиков и гибнет, а ваша сохраняет свободу маневра и решает исход схватки. Особенно полезно это при игре за греков и фракийцев, у которых нет хорошей конницы. Ссылка на комментарий
Nimlot Опубликовано 11 августа, 2006 #6 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 (изменено) 2badbug Да, действительно, спрятанной в тылу конницей, можно легко "оболванить балванчика". АИ так написан, что реагирует только на сочетание "Конница у противника на флангах", а не на просто "Конница у противника", которая в нужный момент может быть молниеносно переброшена на фланги. В результате вражья конница атакует копейщиков и гибнет А вот это уже в 1.3/1.4 подправили, АИ-конница держится на расстоянии от юнитов с бонусами против нее. По крайней мере, я что-то не припоминаю, чтобы кавалерия сама прыгала на копья. Поэтому, обычно стараюсь подставить под ее удар обычную пехоту, на застрельщиков, кстати, она всегда хорошо ведётся, и связанную боем переколоть подоспевшими копейщиками. Обычно, они истребляют конницу с такой скоростью, что та просто не успевает толком потрепать преследуемый отряд. Изменено 11 августа, 2006 пользователем Nimlot Ссылка на комментарий
badbug Опубликовано 11 августа, 2006 #7 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 А вот это уже в 1.3/1.4 подправили А нифига, пару раз такое было даже с экзешником от Алехандры. Тут, видимо, от звездатости командира зависит... Ссылка на комментарий
Nimlot Опубликовано 11 августа, 2006 #8 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 (изменено) 2badbug Тут, видимо, от звездатости командира зависит... И еще от уровня сложности. На вх, с его +7 к защите и нападению, со звездатым енералом, тяжелая конница игнорирует легких копейщиков и их спир_бонус +4 . Они им просто пофиг... Но, я играю только на нормальной сложности, там АИ действует не столь прямолинейно, иногда, редко конечно, почти гениально. Изменено 11 августа, 2006 пользователем Nimlot Ссылка на комментарий
Leopard Опубликовано 11 августа, 2006 #9 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 (изменено) Играю на харде за греков в РТВ 1.5 и могу совершенно точно сказать, что ИИ бросается кавалерией на фалангу, притом частенько и генеральскими отрядами. Но происходит это у него не само собой, а просто я его на фалангу выманиваю. Например, выдвинул вперед дрочкометов для обстрела и как только они кого-то из ИИ-ных войск начинают задрачивать, тут же на них бросается комповская конница - оно вроде бы и логично, но здесь главное не прозевать момент рывка ИИ, как только его конница рванулась вперед - сразу же бегом за фалангу, если промедлить, то конница быстро вырежет часть дрочкометов. Я наловчился успевать и в итоге болванчик продолжая по инерции преследование моих застрельщиков с разгону налетает на фалангу, приятное знаете ли зрелище. Сам же по себе комп в 1.5, надо отдать ему должное, старается атаковать фалангу в основном только с флангов и в лоб идет только так сказать "на живца". Изменено 11 августа, 2006 пользователем Leopard Ссылка на комментарий
ARCHER Опубликовано 11 августа, 2006 #10 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 В РТВ и модах на него практически всегда играю за Римлян. Могу показать свой обычную форму построения. От классической манипулярной формы отказался. Имхо неэффективна(может в реале да, но не в игре) В центре стоят Триарии. Это основа и хребет боевого построения. По флангам стоят гастаты или принципы. Их задача(особенно крайних отрядов) после залпов пилумов совершить охват флангов врага который "ввязался в бо" в рукопашную. За боевой линией стоят Велиты. Они поддерживают Триариев огнем. Затем отходят как резерв на фланги. Перед боевым построением Пращники. Их задача прорежение врага на подходе, отвлечение вражеских отрядов и свободный "полет по полю во аремя сражения желателоьно с тыла обстрел или Снайперский огонь по генералу врага. Кавалерия на флангах(желательно в засаде) Удар в решающий момент либо в фланг если гастаты или принципы не смогли качественог совершить охват либо в тыл врагу. Затем их задача погоня или прикрытие отступающих вместе с велитами. Генерал..ну понятно. В основном его использую дя добивания убегающих. Замечу, что количество отрядов в сегментах построения неважно- главное соблюсти приемлимую пропорцию. С 2004 года практически беспрерыано играю в РТВ и остановился на этом построении для римлян(домарийскиХ как самом имхо эффективном и универсальном так как гибко и мобильно. Ссылка на комментарий
SonarMaster Опубликовано 11 августа, 2006 Автор #11 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 Что касается рывка генеральской конницы на фалангу, это комп проделывает, стремясь ударить в тот момент когда фалангисты подымают копья, однако получается это у него в 10 процентах случаев. Обычная же конница никогда на моей памяти в лоб на фалангу не кидалась... Народ, вижу никто не пишет об излюбленном составе стандартных легионов. Пишите, интересно какие подборки юзаются А пока о римлянах. Было предложено два оригинальных построения - шахматное и приведенное на схеме, что же опишу свой прием построения римского легиона. Рим Особенности: Очень-очень сильная пехота, но обычного типа (не фаланга). Средняя кавалерия и стрелки. Наемники практически не нужны. Состав армии: Мой стандартный римский легион (до реформы) - генерал, 12 пехотных юнитов (2 триарии, 4 принципы, 6 гастаты), 3 стрелковых (лучники и 2 велиты), 4 кавалерийских (2 ауксилия, 2 эквитес) Схема построения: Центр строится в две линии (4 гастата - первая линия, 4 принципа - вторая линия), сзади линий лучники в разреженном строю и генерал. Левое крыло в одну линию триарии с велитами по правому флангу Правое крыло в одну линию 2 гастата и вся кавалерия (2 ауксилия, 2 эквитес) Тактический замысел: Двух линейной построение в центре позволяет наращивать удар по нужному отряду противника, в полной мере использовать пилумы легионеров, а также использую массу войск прорывать ценрт противника. Левое крыло используя триариев связывает противника боем (особенно выгодно против кавалерии легкой-средней кавалерии на фланге ИИ), а велитами атакует врагов дерущихся в центре. Правое крыло гастатами вяжет противника боем, в то время как кавалерия всей массой средней конницы наносит удар сбоку и легкой конницей в тыл, громя фланг противника и выходя на бегущие к тому времени отряды центра. Ссылка на комментарий
Anyan Опубликовано 11 августа, 2006 #12 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 Поскольку я играю хотя и на нормале в битвах всегда, но в сложные моды, а также стараюсь действовать по реалу, то в подавляющем большинстве случаев бой приходиться вести или сравным или с превосходящим по силе противником, что очень не просто с хорошим АИ. Играю в основном за варваров. Поэтому строя армию стараюсь создать для отрядов наиболее универсальное построение, поскольку никогда не известно что будет в битве. Итак первая линия стрелки - лучники или пращники - перед битвой они отстреливаются не отходя далеко от основных сил, затем отходят в тыл. Вторая линия легкая пехота, копейщики, третья тяжи и Король. По краям наемные фалангиты или копейщики и конница, ее можно поместить куда угодно, поскольку она маневренна и легко перебрасывается куда нужно. Застрельщики обычно стоят вмест с другими стрелками. А в этом построении отряды очень сильно вытянуты, это иногда очень эффективное построение, хотя и не слишком реалистичное Ссылка на комментарий
badbug Опубликовано 11 августа, 2006 #13 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 2 Anyan Довольно оригинально. А фалангиты на флангах зачем? Конницу гонять? Ссылка на комментарий
Anyan Опубликовано 11 августа, 2006 #14 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 2badbug Довольно оригинально ну это самые оригинальные мои построения, а так все зависит от ситуации и состава войск своих и чужихА фалангиты на флангах зачем? Конницу гонять? Ну конница обычно в тыл старается зайти и если у меня ее нет, а у врага есть, то это самое эффективное построение получается, а иначе как защититься? Ссылка на комментарий
RTW Опубликовано 11 августа, 2006 #15 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 2Anyan А в этом построении отряды очень сильно вытянуты, это иногда очень эффективное построение, хотя и не слишком реалистичное Так это практически и есть германское построение свиньей Ссылка на комментарий
Kayman Опубликовано 11 августа, 2006 #16 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 Играю в основном за юниты с фалангами (просто ненавижу римлян) Основа пехотная армия 4-6 фаланг строяться в линию. на каждом их флангп уступом назад стоять 2-3 отряда тяжелой пехоты но не фаланги. Еще чуть дальше уступом коница. стрелковую пехоту ставлю впереди - ее задача на себя принять стрелы и дротики врага сохранив тем самым тяжелую пехоту. после связывания центра - фланги начинают обход - при этом отряды пехоты бьют во фланг и в тыл, а так же сковывают резерв если есть . Конница в зависимости по ситуации бьют генерала, лучников или так же в тыл врага. очень эфектно во время атаки отводить пельтастов на фланги а потом так же кидать их в тыл врага -для бросков в спину или вырубки лучников и пращников. После того как стоящий перед отрядом фаланги противник атакован с тыоу она так же может перейти на мечи - так противник быстрей деморализуеться. Во время обороны фланговые отряды блокируют выпады во фланг фаланги и попытки пробраться в тыл. в случае если противник расходить по флангом -центральные фаланги не скованые боком идут как бы вперед и разрезают строй противника на двое пытаясь выйти атакующим во фланг или тыл. Ссылка на комментарий
Anyan Опубликовано 11 августа, 2006 #17 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 При игре за римлян: При игре за Македонию, Грецию: 1 Ссылка на комментарий
Maxim Suvorov Опубликовано 11 августа, 2006 #18 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2006 За римлян: Против македонии/греков - тяж пехоту в центр, прада не ровной линеей, а с выступами самых силных отрядов вперед. Метатели дротиков спереди, лучники также. !!!Вся кавалерия на одном фланге. На фланге где нет кавалерии - генерал. Правда против македонии рекомендую держать на фланге з генерал что-то еще для прыкрития. Састав армии - упор на пехоту с кавалерией. Против египта - лучник по периметру армии + центр из когорт в линию + кавалерия на флангах - их задача ганять вражескую пехоту и лучников, также отражение атак враж. кавалерии. Против остальных - пехота в центр кавалерия на флангах. Селевками прикольно играть - можно практически играть без пехоты - каты + слоники, правда на фалангу лучше ихнюю фалангу кинуть Ссылка на комментарий
ARCHER Опубликовано 12 августа, 2006 #19 Поделиться Опубликовано 12 августа, 2006 (изменено) После реформы Мария построение обычно такое. Линия легионеров - хребет построения. Пара фланговых когорт страхуют фланги и могут выдвинуться для флангового охвата связанного боем врага. Отряды наемников - цель задержать противника для полноценных залпов пилумов. Потом могут умирать с чистой совестью Лучники позади линии легионеров - поддержка огнем. При рукопашной(основной армии) концентрируют огонь на вражеском генерале. Кавалерия на флангах.- Обход и удар в тыл или отвлечение кавалерии врага, погоня, прикрытие и уничтожение легкой пехоты врага. Генерал - погоня или в крайнем случае помощь в самых критических ситуациях(которые при достижении моей фракцией реформы Мария редко случаются.) ЗЫ: От классики Римского построения опть же отказался. В игре достаточно одной линии легионеров. Количество отрядов в сегментах построения варьируется от местности и типа врага. Изменено 12 августа, 2006 пользователем ARCHER Ссылка на комментарий
3BOH Опубликовано 12 августа, 2006 #20 Поделиться Опубликовано 12 августа, 2006 Играя за греческие фракции лучников и пельтастов ставлю впереди фаланги прям промеж копий и даю им приказ не отступать. В качестве фоланги лучше брать сарисофоров с их длинными копьями. Тогда это не бой а просто песня. Вся конница сходу летит на копья. Тяжелые мечники тоже хорошо мрут под копьями. Пельтасты под прикрытием сарис рубят очень не плохо и не спешат умирать, а сарисофоры не рвут строй хватаясь за мечи. Главное прикрыть фланг. Тут тоже есть вариант поставить отряд фаланги, но под углом 90%. В тылу по 2-3 генерала. Главного в центр. Остальных двух ближе к флангам. Если враг имеет пилумометателей, то имеет смысл отдать один отряд пельтастов на растерзание включив разреженый слой и выключив оход. потом пусть отступают в тыл. Использовать пельтастов в первых рядах предпочтительнее. Как правило города неразвиты и лучников не удастся перетренировать. Ссылка на комментарий
3BOH Опубликовано 12 августа, 2006 #21 Поделиться Опубликовано 12 августа, 2006 Против римлян за селевкидов можно поставить по колеснице на фланг. Теперь фланги прикрыты на все 100%. Конница мрёт сразу хоть генерал, хоть кто. А принципы и гастаты тоже ничего не могут сделать. Главное под пилумы не подставится. Ждём когда они отметаются на пельтастах и завязнут в пехоте. К тому времени конница римлян уже тихо умрёт и можно заходить в тыл пехоте. Главное не останавливать колестницы! всё время маневрировать и не нападать на триариев! Но без генеральской конницы всё равно не обойтись. Римляне любят оставлять в тылу велитов или лучников. Которые порвут колесницы. Генерал должен это исправить. Ссылка на комментарий
Асмер Опубликовано 13 августа, 2006 #22 Поделиться Опубликовано 13 августа, 2006 Удивительно.. Но у меня комп фактически никогда не атакует в лоб.. Всегда попытки обойти с флангов.. Не всегда удается развернуть отряды.. Любимая фракция - скифы им подобные.. Отряды - куча конных лучников, несколько отрядов кавалерии поддержки - легкая, добить убегающих.. И несколько тяжелых, для добивания генерала и особо упертых.. Соответственно какая тут может быть тактика.. Окружаем лучниками и поливаем огнем.. Причем наибольшая плотность огня должна быть на флангах и с тыла, что понятно.. Часто отряд вражеской кавалери бросается в погоню за стрелками.. Тут вообще красота - поливает огнем отходящий отряд, и на хвост вешаем еще один.. Когда противник изрядно прорежен и очумело озирается, а куда это все делись??? С флангов и, если есть возможность, с тыла влетает тяжелая конница сминая остатки сопротивления, бегущих преследует легкая, тяжелая под поятоянным контролем дробит пытающихся собраться.. Так же на преследование можно бросить отстрелявшихся лучников. Увы не заметил в игре всех прелестей скифской конницы, как то, утяжеленные стрелы, неплохо пробивающие доспехи.. Благодяря которым, отчасти, они и захватили в свое время фактически весь мир.. Ссылка на комментарий
Valdar Опубликовано 14 августа, 2006 #23 Поделиться Опубликовано 14 августа, 2006 (изменено) Играя за Карфаген: Только пуническая пехота (14 отрядов) +6 конницы с длинными щитами. Стрелков не беру. Схема : пехота в 5 рядов в две линии, конница на одном фланге 2 отряда на другом 4 с генералом. (Иногда вся конница на одном). Пехота завязывает драку, а конница ударяет в тыл увлекшемуся врагу. Обычно вражескую конницу заманиваю на копья пехоты, и лишь если превосходство значительное или по другому никак, атаую конницу врага. И тут главное конницу не передержать, а то пунийцы наровят наутек броситься от пехоты врага, и рано не кинуть, а то конница может и на вражеских копьях повиснуть. Изменено 14 августа, 2006 пользователем Valdar Ссылка на комментарий
Михаил Опубликовано 14 августа, 2006 #24 Поделиться Опубликовано 14 августа, 2006 Пиркольно рассказываете. В принципе все и так понимают все типы построений. Но и казусы наверно у кого-то были Расскажу один. Как-то готовил вторжение в малую азию и в африку. Ну и думал по островам пробегусь. 3 легиона или армии (называйте как хотите) подготовил. Только осталось с Константинополя пригнать 12 отрядов лучников, попутно еще нанял 2 отряда сарматских конников. На севере хозяйничали немцы, но я им и не мешал. Перестали меня трогать и забил на север. они сами там разбирались. А тут на тебе. Токо дошагал до Македонии напали сволочи. Думаю вот и трендец мне. Зря я напугался. 2000 стрел в один залп - это что-то. Да еще по генеральскому отряду. А после его смерти и еще огонька добавили. Жаль было мало кавалериии. Ссылка на комментарий
Асмер Опубликовано 14 августа, 2006 #25 Поделиться Опубликовано 14 августа, 2006 А мне как-то повезло.. Отряд вражеской кавалерии.. Не то что бы сходу смял.. Но разогнал легко с моста пару отрядов моих копейщиков.. Не фалангу, тех я думаю фиг так в лоб разгонишь.. Но все равно.. Обидно.. =) Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти