Takeda Опубликовано 15 ноября, 2017 #76 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2017 (изменено) @Akrit, Мне тут показалось, что мы про бытовые аспекты жизни. Можно даже сказать про психоисторию (с) А. Азимов, а ты тут со своими цифрами Нет, я, конечно, ценю и уважаю, но иногда, имхо, стоит поговорить о людях, а не надоях. Не согласен? Изменено 15 ноября, 2017 пользователем Takeda Ссылка на комментарий
Akrit Опубликовано 15 ноября, 2017 #77 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2017 @Akrit, Нет, я, конечно, цены и уважаю, но иногда, имхо, стоит поговорить о людях, а не надоях. Не согласен? Нет, о надоях тоже было сказано на предыдущих страницах. Мол жилось вольготно и сытно - "золотой век" почти, не то что когда в кострах всех без разбора жечь начали, а ещё войны и прочие ужасти... Ну так вот цифекрки как раз к этому. А про людей, ну да согласен с Констом, были трубадуры и ваганты всякие, университеты плодились, разумеется своим наличием они немного расцвечивали темноту средневековья. Ну ещё многочисленные монастыри как очаги культуры можно вспомнить. Но крестьянство в массе своей было темно (грамотность "чуть выше нуля"), города сиры и убоги с малочисленным населением, кроме романских и готических соборов, похвалиться подавляющему большинству из них нечем. Быт определяет сознание, как известно. Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 15 ноября, 2017 #78 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2017 Мол жилось вольготно и сытно Это Костю чуток занесло на волнах романтизма. Даже его источник не так оптимистичен. Другой вопрос - а нужно ли повышение урожайности, когда для него пришлось 2/3 селян выгнать в город с точки зрения выгнанных. Вполне согласен, что им было бы спокойнее на привычном малоурожайном месте. Ссылка на комментарий
Akrit Опубликовано 15 ноября, 2017 #79 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2017 (изменено) Это Костю чуток занесло на волнах романтизма. Даже его источник не так оптимистичен. Там не только и ни сколько он по этой теме отметился. Другой вопрос - а нужно лк и повышение урожайности, когда для него пришлось 2/3 селян выгнать в город с точки зрения выгнанных. Вполне согласен, что им было бы спокойнее на привычном малоурожайном месте. 2/3 в город это фантастика какая-то, даже к 1600-му в городах едва ли жило 8-9% населения Европы (только в Англии, Фландрии и Италии больше - 20-25%). А урожайность и производительность животноводства это товарность хозяйства. Произвёл излишек, даже если ты крепостной, оброк проще платить, не случайно как раз к концу XIV-го началу XV-го веков в Западной Европе крепостных начинают переводить на оборок массово, сначала натуральный, потом денежный. Остаток можно продать на ярмарке, купить себе ремесленных товаров и не только что-то утилитарное, но и для души. Изменено 15 ноября, 2017 пользователем Akrit Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 15 ноября, 2017 #80 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2017 2/3 в город это фантастика какая-то, даже к 1600-му в городах едва ли жило 8-9% населения Европы (только в Англии, Фландрии и Италии больше - 20-25%). Ок, 20-25 %, пусть будет по твоему. Огородили и все такое. Им каково? Что для них Возрождение? СССР ты критикуешь за рост ценой в людские жизни, а тут? Остаток можно продать на ярмарке, купить себе ремесленных товаров и не только что-то утилитарное, но и для души. А ты уверен, что средневековый человек думал так же? Ссылка на комментарий
Akrit Опубликовано 15 ноября, 2017 #81 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2017 (изменено) Ок, 20-25 %, пусть будет по твоему. Огородили и все такое. Им каково? Что для них Возрождение? СССР ты критикуешь за рост ценой в людские жизни, а тут? Это не "по-моему". Там выше есть данные конкретно по Англии, скажем на 1600-й - население 4,11 млн. из них занятых в с/х 2,87 млн. (70%), а из оставшихся 30%, надо ещё вычесть знать, священство и сельских ремесленников и торговцев, как раз на 22-25% и выйдем из которых 1/5 это жители Лондона с предместьями. К тому же в Англии изначально в городах жил больший процент населения чем в остальной Европе, так было уже в XIII веке. По поводу огораживаний слухи о неимоверных потерях в результате них в эпоху Тюдоров, на мой взгляд сильно преувеличены. Там где сохранились всякие судебные документы (от отдельных графств аж с XVI века), нет данных, о массовых казнях за бродяжничество или что-то подобное. Население же Англии в этот период исторический (XVI-XVII-XVIII веках), наоборот росло опережающими темпами (с 2,2 млн.до 8,7 млн., т.е. почти в 4 раза), по сравнению с той же Францией, Испанией или Италией (в этих странах население удвоилось). В Англии в целом уголовное законодательство было одним из самых жёстких в Европе, более 200 составов преступлений карались смертной казнью до по-моему 1830-х годов. Есть более или менее полная статистика с XVIII века и количество казнённых мягко говоря не поражает своими масштабами: http://www.capitalpunishmentuk.org/hanging1.html С 1735 по 1799-й - 6679 казнённых (четыре сотни из них женщины), т.е. около 100 казней в год, в масштабах 10-12 млн. страны. Думаю и раннее (исходя из сохранившихся данных) порядок цифр был примерно такой же. Изменено 15 ноября, 2017 пользователем Akrit Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 16 ноября, 2017 #82 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 неплохое исследование о сельском хозяйстве и производительности труда в Англии между 1250-1850 годами Только надо учитывать, что для средневековья эти цифры относятся к "manorial" (то бишь поместному, дворянскому или барскому ) хозяйству (как пишут сами исследователи во первых строках). Основные земледельцы же по численности - это крестьяне... Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 16 ноября, 2017 #83 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 @Akrit, Вот не хотите вы слушать Вопрос был в другом - каково было "возрождение" для того же крестьянского населения Англии, а не в том сколько казнили (да еще и на основании статистики за 18 век и забывая о каторге) Ссылка на комментарий
Игорь Опубликовано 16 ноября, 2017 #84 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 @Akrit, Производство продуктов животноводства в пересчёте на одну голову скота в галлонах (молоко) и фунтах (говядина,телятина,баранина,свинина и шесть) ужасные цифры. Даже для 19 века. А в средние века, судя по весу, не коровы были ,а ослики. А свиньи,как домашние собаки. По шерсти просто катастрофа - 1,5 кило с овцы. Не понимаю,как с такой низкой производительностью Англия поднялась на шерсти и тканях? Для снятия 1 тонны шерсти нужно 600-700 овец. Кошмар! Для понимания - на производство 1 кв.м шерстяной ткани нужно от 200 грамм шерстяной пряжи. А для плотной типа сукна не менее 400 г. Т.е., одна овца нужна для производства ВСЕГО ЛИШЬ 4 кв.м сукна. Жуть! И это в расцвет овцеводства в Англии. но иногда, имхо, стоит поговорить о людях, а не надоях. цифры великолепны. Обожаю цифры. Даёт фактический материал по истории эпохи. Ссылка на комментарий
Akrit Опубликовано 16 ноября, 2017 #85 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 @Akrit, Вот не хотите вы слушать Вопрос был в другом - каково было "возрождение" для того же крестьянского населения Англии, а не в том сколько казнили (да еще и на основании статистики за 18 век и забывая о каторге) Про казнённых в первую очередь в пику сравнений со сталинским СССР, мол там я киваю на это, а здесь нет, почти "двойные стандарты". Потом цифры по XVIII веку дают общее представление, о частоте подобных вещей, при уголовном зак-ве, где 200 составов караются смертной казнью (во Франции например только 30-40 составов карались смертной казнью). Данные по отдельным графствам за XVI век, говорят о казнях десятков человек за несколько десятилетий, т.е. в масштабах страны (35 графств) порядок цифр будет схожим с тем что было в XVIII веке. Есть и про лютовавшую Инквизицю кстати, кое-какие данные. Самую большую цифру даёт Лорьенте "Historia critica de la Inquisicion en Espana" Madrid: Hiperion, 1980. Это 340 тыс. дел и 31 тыс. исполненных смертных приговоров с 1481 по 1826 (подавляющее большинство до 1700 года). Перес в работе "The Spanish Inquisition: A History" страница 173 http://books.google.es/books?id=9oL0js9g5kkC Предполагает, что разобранных инквизицией дел было меньше, в период с 1560 до 1700 года около 150 тыс. и его оценка исполненных смертных приговоров около 10 тыс. Наконец Камен в работе "La Inquisici?n espa?ola: Una revisi?n hist?rica" стр. 60 http://books.google.es/books?id=OpbgIFxUYgoC Даёт оценку по раннему периоду инквизиции с 1484 до 1520, за этот период число подвергнутых аутодафе могло достигать 2 тыс. человек. Т.е. достаточно много, но не сказать что прямо ужас-ужас, даже если ориентироваться на число дел, а не только смертных казней и сожжений. Очень сомнительно что в более ранние эпохи частота подобных явлений была существенно меньше. Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 16 ноября, 2017 #86 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 Потом цифры по XVIII веку дают общее представление, о частоте подобных вещей, при уголовном зак-ве, где 200 составов караются смертной казнью (во Франции например только 30-40 составов карались смертной казнью). Это вообще не о чем В Англии количество составов вытекало из их детализации Ссылка на комментарий
Konst Опубликовано 16 ноября, 2017 #87 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 @Akrit,Ну вот сам же пишешь Т.е. происходит резское снижение урожайности в период Великого Голода и затем Чёрной Смерти, сокращается число рабочих рук и площади запашки (это в других таблицах можно найти), но во второй половине XVI века, происходит восстановление показателей урожайности до уровня 1200-х годов. и Поголовье в абсолютных цифрах также в основном восстанавливается во второй половине XVI века. Вторая половина XVI века - это уже конец эпохи возрождения. Добавь к этому прелести крестьянских и религиозных войн, которые стали затрагивать куда большую часть населения, чем конфликты 12-13 веков, и картина "Возрождения" оказывается не такой уж и радужной. Несомненно, производительность труда выросла, и это действительно специфическая черта средневековья - отсутствие стремления к росту производительности труда. Если ты сыт и у тебя есть крыша над головой, а на праздники тебе есть что поставить на стол, то к чему "повышать производительность"? Сам труд, особенно физический, штука такая, что он вовсе не является безусловной ценностью. Его не очень ценили в античности и еще меньше в средневековье. А то, что там протестанты потом удумали, это для средневекового человека нонсенс. Вот немного бытовухи для разнообразия Некоторые пищевые продукты привозились в небольших количествах. Другие, большая часть, производились на месте. Именно на уровне питания мы лучше знаем биологическую окружающую среду крестьян, будь то Монтайю, местность Айон или Сабартес*. Голодные годы были редки в XIII веке. Они становятся заметным, даже частым явлением в начале XIV века, ибо скученность людей в Окситании превзошла разумные границы f , численность населения была такой же, как в XIX веке, когда, однако, условия жизни и труда будут более легкими, чем во время Филиппа Красивого 8 . Что же касается населения Монтайю, то оно оставалось в разумных численных пределах 1 и тем не менее оказывалось втянуто в невыгодное соревнование (когда случалась нехватка зерна) с повышенным спросом голодающих понизовья.Людская убыль вследствие эмиграции не могла дать устойчивого облегчения этому возвратному давлению. Продовольственные кризисы были, таким образом, отмечены вокруг Монтайю впервые после весьма длительного периода в 1310, 1322 годах...* (В Северной Франции большой голод приходится на другое время, около 1316 года, что объясняется разницей климатического воздействия между Севером и Югом: в парижском регионе зерновые страдают от проливных дождей, гноящих колос на корню, а на юге следует опасаться скорее засухи и выгорания. Вот почему в этих столь разных климатических условиях даже даты метеорологических посягательств на урожай совершенно не совпадают. ) Однако недород — это всего лишь лихолетье, которое надо пережить. В обычное время питание почти правильное. Пшеничный, иногда просяной хлеб образует в этой деревне основу «растительного» питания. Мы уже отметили, как зерно спускают на графскую мукомольню в Акс-ле-Терме на спине осла или мула. После, поднимаясь в горы в обратном направлении, муку привозят в деревню и просеивают сквозь домашнее решето. Хлеб пекут у себя женскими руками, ибо сабартесская сеньория отнюдь не совпадает с «классическими» моделями Иль-де-Франса. (И какого бы дьявола ей совпадать?) Пекарня сеньориальная или общинная не была, таким образом, необходимостью. С другой стороны, это не означает, что в каждом монтайонском доме была собственная печь. Обладание собственной печью было внутренним признаком богатства. Если не было собственной, приходилось нести тесто (вероятно, его месили дома) к более зажиточной подруге-соседке. В нашей деревне так поступала Брюна Пурсель, нищенка, прижитая вне брака, овдовевшая бывшая прислуга — она пользовалась возможностью выпечки, предоставленной Алазайсой Рив. Добавим, что хлебная печь зажиточного земледельца из Монтайю была многофункциональной: когда ее не топили, то использовали в качестве хранилища — лучше всякого холодильника для запасов рыбы или урожая улиток.Иногда баранья, а чаще свиная солонина — или, верх всего, копченая ветчина — дополняли хлеб. Бежавшие в Каталонию ремесленники окситанского юга, проживая в небольших городках, покупали мясо дважды в неделю. В Монтайю потребление свинины выглядит делом обыкновенным и по этому поводу историк не может выразиться точнее. Копчение сала после зимнего забоя свиней было делом соседской взаимопомощи. В том дворе, где печь повместительнее или пожарче, что позволяет лучше обработать тушу, принимают на копчение свиные окорока, заготовленные другой, более бедной семьей. Лет пятнадцать назад,— рассказывает в 1323 году Раймонда Бело, которую около 1308 судьба не баловала f ,— во время поста, время шло к вечерне, понесла я два соленых свиных бока в дом Гийома Бене из Монтайю, чтобы подсушить их в дыму. Там я застала Гийеметту Бене (жену Гийома), которая грелась у печки, и еще одну женщину; я оставила свою солонину на кухне и ушла. Дополнительно протеины давало молоко (если его подносил родственник, то оно пилось за добрую дружбу), а также сыр, изготовленный пастухами на горных пастбищах. В общем, в этих горах, с их альпийскими лугами и сыроделанием, недостатка в азотосодержащих продуктах не было, даже если повседневный стол был посредственным. Таким образом, пищевые и хлебные кризисы не представляли в Монтайю неразрешимой проблемы, каковыми они, напротив, были в деревнях парижского региона, почти целиком зависимого от зерновых как в XIV, так и в XVII веках. Арьежский суп из сала и хлеба готовился, как и следовало в то время, с зеленью капусты и лука-порея. Надо ли напоминать, что только первый овощ, культивируемый с эпохи неолита, дал свое имя выражению любви. Тому, кого очень любят, и сегодня скажут: «Mon chou!». Равно как и «Mon lapin!» 9 . В огородах старой Монтайю, по причине высокогорья и недоверия к изысканному, еще не прижились дары арабов и крестовых походов, которые начинают культивироваться в XIV веке в Каталонии и Конта. Поэтому наши поселяне еще не знают артишоков, дынь, персиков или знают о них только понаслышке. Бобы и репа, выращиваемые в больших количествах, дополняют огородную зелень капусты и лука-порея. Заготовка грецких орехов, фундука, грибов и сбор улиток дают дополнительные ресурсы, в большинстве своем от щедрот Природы. Кроме того, потреблялась (не считая дичи) форель из горных речек и, возможно, некоторое количество соленой рыбы, доставляемой мулами с морского побережья. По причине отсутствия винограда отнюдь не было избытка вина. Его пили в особых случаях, когда чаши ходят по кругу ночь напролет. Во всяком случае, в то время, как и всегда, южане сильно не напивались. На окситанской земле нет пьяниц. И, наконец, сахар был сугубой редкостью: при наличии «достатка» коекто мог время от времени заказать кусок импортированного из исламского мира лакомства для дамы сердца. Ссылка на комментарий
Akrit Опубликовано 16 ноября, 2017 #88 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 (изменено) Только надо учитывать, что для средневековья эти цифры относятся к "manorial" (то бишь поместному, дворянскому или барскому ) хозяйству (как пишут сами исследователи во первых строках). Основные земледельцы же по численности - это крестьяне... Несовершенство методики конечно же присутствует. Но если в "барском хозяйстве", как метко пишет Игорь "не коровы были ,а ослики, свиньи,как домашние собаки". То что уж говорить о простых крестьянских хозяйствах. Это вообще не о чем В Англии количество составов вытекало из их детализации Ну может и так. По крайней мере это фактический материал, а не преувеличенные цифры из росказней "очевидцев" (таковые есть у всех "мемуаристов" и у Трушновича тоже, которым меня непременно сейчас будут "пинать"). @Akrit, Ну вот сам же пишешь и Вторая половина XVI века - это уже конец эпохи возрождения. Добавь к этому прелести крестьянских и религиозных войн, которые стали затрагивать куда большую часть населения, чем конфликты 12-13 веков, и картина "Возрождения" оказывается не такой уж и радужной. Никто и не говорил что "было легко". А восстановление абсолютных показателей происходит медленно, потому что и число рабочих рук, после опустошений голода и чумы росло медленно. Однако производительность в том же животноводстве повышалась всё время. Изменено 16 ноября, 2017 пользователем Akrit Ссылка на комментарий
Konst Опубликовано 16 ноября, 2017 #89 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 Очень сомнительно что в более ранние эпохи частота подобных явлений была существенно меньше. Инквизиция была учреждена в 13 веке и поначалу не пользовалась слишком широкими полномочиями. До начала альбигойского крестового похода катары даже и не думали, что нужно как-то скрываться. Также, если мы посмотрим на теологические диспуты, то до крестового похода "административный" ресурс если и использовался, то только за счет личных связей заинтересованных лиц как в случае Абеляра, пострадавшего от нападок Бернара Клервосского. Для него даже зашла речь о тюремном заключении (вопиющий по тем временам случай), однако Петр Достопочтенный всех помирил. А учение Абеляра (как и его поведение) было весьма "оригинальным" и в последующие века реально пострадать можно было за куда меньшее. В целом, вмешательство Рима и курии в "интеллектуальную жизнь" было не значительным до Фомы Аквинского (опять же, связано с крестовым походом) и можно было высказывать самые смелые утверждения и, более того, учить других, не опасаясь, что тебя бросят в тюрьму или тем более казнят. Как я уже говорил, накануне крестового похода будущие инквизиторы занимались тем, что пытались переубедить еретиков, если не самих катарских проповедников, то их паству. Для этого устраивались открытые диспуты с судейством, и катарские совершенные участвовали в них (и побеждали) не особо чувствуя угрозу. По поводу "убогости" городов (это в эпоху-то их расцвета). На юге Франции разрыв между городской и замковой культурами не был так уж велик. Даже крупные феодалы (когда не кочевали по дворам вассалов) могли жить в городских резиденциях, более просторных и комфортных, чем их замки. Существовала также целая прослойка "городских" дворян, в смысле, что жили они в городах. Университеты также неразрывно связаны с городами и первоначально появлялись именно в них. И организовывались нередко на средства городской общины. Их значение было настолько велико, что после взятия Тулузы крестоносцами, там немедленно сформировали новую кафедру, которая должна была противостоять ереси. Да и крестьяне, не были тупым быдлом (думаю, Такеда скоро со мной в этом согласится), не смотря на некоторую темность (как будто она исчезла в последующие века ). Отношение к труду, да, было принципиально отлично от пришедшей потом "протестанской этики". Ссылка на комментарий
Akrit Опубликовано 16 ноября, 2017 #90 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 Как я уже говорил, накануне крестового похода будущие инквизиторы занимались тем, что пытались переубедить еретиков, если не самих катарских проповедников, то их паству. Для этого устраивались открытые диспуты с судейством, и катарские совершенные участвовали в них (и побеждали) не особо чувствуя угрозу. Хорошо пусть еретиков не казнили и жилось им вольготно, собственно и было их видимо минимальное число до поры. Но обычной "уголовки" тоже не было? Или если была, провинившихся просто журили... А как же там "законы королевского леса", которым могли объявить что угодно (это в Англии например). Ссылка на комментарий
Konst Опубликовано 16 ноября, 2017 #91 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 Но обычной "уголовки" тоже не было? Или если была, провинившихся просто журили... Была конечно. Среди мер наказания за правонарушения - прежде всего штрафы, а также тюремное заключение. К еретикам (уже ближе к 14 веку) применяли прежде всего конфискацию имущества (или сжигание дома), нашивание на одежду особых знаков (желтые кресты) и принудительно паломничество с покаянием. Смертная казнь в основном не была ответом на все случаи жизни. Штраф - другое дело, это они любили. На счет законов королевского леса и прочего. Эта ваша Англия тот еще медвежий угол. На континенте каждая попытка монарха расширить свои права всегда сталкивалась с ожесточенным сопротивлением, т.к. ограничивала права феодалов или городов. А ни те, ни другие, этого не любили. Города вообще устраивали бунт по любому поводу, стоило им заподозрить, что их пытаются лишить законного права. Собственно, королевская власть так и укреплялась, лавируя между городами и феодалами, и сталкивая их интересы, заставляя бороться друг с другом. Но это был долгий процесс. Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 16 ноября, 2017 #92 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 восстановление абсолютных показателей происходит медленно, потому что и число рабочих рук, после опустошений голода и чумы росло медленно. Однако производительность в том же животноводстве повышалась всё время. Производительность труда в барском хозяйстве и натуральном крестьянском немного разные вещи... Крестьянская семья - он, она и пара детей с женами, остальное подрастающее. На фоне нехватки земли. Утрата пары рук после чумы для них менее значима чем утрата свободных работников для барского хозяйства в котором земля изначально в избытке. Я к тому, что скорее всего падение производительности труда в крестьянстве было незаметным. Один работник и раньше вырабатывал на себя и пару спиногрызов. Нет его в семье - ну и ладно, все равно он сам и съедал все произведенное... А спиногрызов вообще никто не считал. Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 16 ноября, 2017 #93 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 Смертная казнь в основном не была ответом на все случаи жизни. Емнип в той же Фуа при участии в процессе инквизиции 400 с чем-то обвиняемых, смертных приговоров было всего 5. Ссылка на комментарий
Akrit Опубликовано 16 ноября, 2017 #94 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 По поводу "убогости" городов (это в эпоху-то их расцвета). На юге Франции разрыв между городской и замковой культурами не был так уж велик. Даже крупные феодалы (когда не кочевали по дворам вассалов) могли жить в городских резиденциях, более просторных и комфортных, чем их замки. Существовала также целая прослойка "городских" дворян, в смысле, что жили они в городах. Университеты также неразрывно связаны с городами и первоначально появлялись именно в них. И организовывались нередко на средства городской общины. Их значение было настолько велико, что после взятия Тулузы крестоносцами, там немедленно сформировали новую кафедру, которая должна была противостоять ереси. Да и крестьяне, не были тупым быдлом (думаю, Такеда скоро со мной в этом согласится), не смотря на некоторую темность (как будто она исчезла в последующие века ). Да какой расцвет то ещё? Университетов к концу XIII века было около 100 штук на всю Европу, причём одно дело Падуанский университет, а совсем другое Уппсальский. Городов с населением больше 10 тыс. человек было полторы сотни к середине XVI века, опять же на всю Европу, раньше ещё меньше. Про грамотность мы уже говорили она и у горожан была невысокой. Да были отдельные культурные по тем временам центры один-два десятка (типа той же Тулузы) в каждой крупной стране, вот и весь "расцвет городов" Ссылка на комментарий
Konst Опубликовано 16 ноября, 2017 #95 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 (изменено) Емнип в той же Фуа при участии в процессе инквизиции 400 с чем-то обвиняемых, смертных приговоров было всего 5. там дело в том, что во время активных завоеваний было много сожженных без суда и следствия - "Господь узнает своих". Другое дело, что это не нормальная практика, а произвол на местах в купе с попытками запугать. Как только война закончилась, все пошло своим чередом и возобновилось нормально следствие. Причем, глава инквизиции, епископ Памье, мог недели тратить на теологические дискуссии, прибегая к обычному убеждению, что б какой-нибудь иудей признал воскресение Христа. Конечно, там все было далеко от современных "стандартов", но и от того образа инквизиции, что обычно рисуют, тоже. Да какой расцвет то ещё? Университетов к концу XIII века было около 100 штук на всю Европу, причём одно дело Падуанский университет, а совсем другое Уппсальский Во первых - 100 это совсем не мало. А кроме университета в Тулузе был ничуть не уступающий ему, а может и превосходящий (особенно, если говорить о медицинском факультете) в Монпелье. Специфика университетской культуры была такова, что студенты с одной стороны кочевали из одного в другой, чтобы слушать конкретных преподавателей, а с другой - сбивались в кучу в университетских центрах. Т.е. если университет возник - то он начинал привлекать к себе людей не только со всех окрестностей, но и из далеких земель. А новые организовывались по мере того, как в старых возникали расколы и влиятельные преподаватели уходили из них, уводя за собой людей. Городов было много, пусть и не таких крупных. Причем, на месте Безье, после его сожжения и убийства почти всех жителей, через год уже отстроился новый город, т.к. место было выгодным. Опять же - город это не просто поселение обнесенное стеной, у него были определенные права и свободы, а также самоуправление. При этом он вполне мог побороться с феодалом или изгнать неугодного епископа. Изменено 16 ноября, 2017 пользователем Konst Ссылка на комментарий
Akrit Опубликовано 16 ноября, 2017 #96 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 (изменено) Во первых - 100 это совсем не мало. А кроме университета в Тулузе был ничуть не уступающий ему, а может и превосходящий (особенно, если говорить о медицинском факультете) в Монпелье. Специфика университетской культуры была такова, что студенты с одной стороны кочевали из одного в другой, чтобы слушать конкретных преподавателей, а с другой - сбивались в кучу в университетских центрах. Т.е. если университет возник - то он начинал привлекать к себе людей не только со всех окрестностей, но и из далеких земель. А новые организовывались по мере того, как в старых возникали расколы и влиятельные преподаватели уходили из них, уводя за собой людей. Городов было много, пусть и не таких крупных. Причем, на месте Безье, после его сожжения и убийства почти всех жителей, через год уже отстроился новый город, т.к. место было выгодным. Опять же - город это не просто поселение обнесенное стеной, у него были определенные права и свободы, а также самоуправление. При этом он вполне мог побороться с феодалом или изгнать неугодного епископа. По поводу прав это всё понятно, но культурный слой и в городах был очень тонок (на селе его по сути не было, если не считать сельский клир и нотариусов на пенсии). Ничего выдающегося в городах в это время кроме соборов и отдельных зданий (знати светской и духовной) не появляется. Нет того что мы видим позже в ганзейских городах - богатые купеческие дома, и вся та привычная застройка (ратуши с часами, ремесленные цеха и т.д.) которую мы ассоциируем со средневековьем. Это всё в относительно массовом виде XV-й и более поздние века. Наврал я по памяти, к концу XIII века, было около двух десятков университетов. Они все наперечёт, десять штук в Италии, четыре в Испании, три во Франции, два в Англии и один в Португалии (Коимбра). https://it.wikipedia.org/wiki/Lista_delle_universit%C3%A0_pi%C3%B9_antiche К середине XIV века, университеты появились в Восточной Европе (Прага, Краков, Вена) и ещё чуть позже в Германии (Гейдельберг и т.д.). "Университетская лихорадка" началась по сути в XV веке и далее до XVIII века, когда стали возникать уже другие специальные учебные заведения. Т.е. к 1300-му году в Университетах училось от силы 20 тыс. человек, а скорее всего в 2-3 раза меньше. А вот иллюстрация к теме книг в Средние Века: Тоже здесь я приврал по поводу производства рукописных книг в XV веке, не 1-2 млн., а около 5 млн., НО посмотрите что происходит в книгопечатную эпоху. Это же какой-то "взрыв сверхновой", за первые полста лет 12 млн. книг, за XVI век уже 200 млн. книг, за XVII век более полумиллиарда! А там уже и газеты пошли, которые здесь не учтены. Не трудно заметить что XIII век это учитывая утрату и бытование книг от предыдущих эпох - 2-2,5 млн. книг опираясь на эти оптимистичные оценки на всю огромную по населению Европу (70-80 млн. человек) к концу столетия. Изменено 16 ноября, 2017 пользователем Akrit 1 Ссылка на комментарий
Игорь Опубликовано 16 ноября, 2017 #97 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 Тоже здесь я приврал по поводу производства рукописных книг в XV веке, не 1-2 млн., а около 5 млн., НО посмотрите что происходит в книгопечатную эпоху. Это же какой-то "взрыв сверхновой", за первые полста лет 12 млн. книг, за XVI век уже 200 млн. книг, за XVII век более полумиллиарда! А там уже и газеты пошли, которые здесь не учтены. Не трудно заметить что XIII век это учитывая утрату и бытование книг от предыдущих эпох - 2-2,5 млн. книг опираясь на эти оптимистичные оценки на всю огромную по населению Европу (70-80 млн. человек) к концу столетия. что-то меня берут страшные сомнения... Даже 1 млн. для того времени огромное число. Циклопическое. Если бы это было правдой, то сейчас не то,что Средневековые, а и дореволюционные книжки не стоили бы больших денег в букинистических магазинах и не являлись бы раритетами. Ведь в то время ещё не было Ленина и КПСС, чтобы подтираться их книгами в уборной. А Гитлер физически не смог бы сжечь все книги той эпохи. Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 16 ноября, 2017 #98 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 и дореволюционные книжки не стоили бы больших денег в букинистических магазинах и не являлись бы раритетами. Они и не стоят безумных денег и их довольно много, если знать, где они продаются. Цена зависит от издания и сохранности книги. К примеру, в нашей библиотеке есть пара книг 18 века, российского издания. И стоят они по 500 - 600 долл. макс Ссылка на комментарий
Игорь Опубликовано 16 ноября, 2017 #99 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 Они и не стоят безумных денег и их довольно много, если знать, где они продаются. поделись знаниями. И стоят они по 500 - 600 долл. макс 30 000 рублей? Дорого. Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 16 ноября, 2017 #100 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2017 (изменено) 30 000 рублей? Дорого. За 18 век в хорошем состоянии? Не сказал бы поделись знаниями. Тут все просто: регулярно проводятся букинистические аукционы. Там, как правило, очень хороший выбор всего-всего. ___ Ладно, давай не будем оффтопить Изменено 16 ноября, 2017 пользователем Takeda Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти