Как жилось в Средневековье - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Как жилось в Средневековье


Рекомендуемые сообщения

Иллюстрации средневековой жизни от Боба Маршалла.

 

Под спойлером:
o-bnjWZ7QmE.jpg

 

ZZavfEx2c7g.jpg

 

sZWcajqepRY.jpg

 

Nuva3Lpn24A.jpg

 

7KamcvGyCUs.jpg

 

4wQ3oYteO8k.jpg

 

EdGzqm0TaV0.jpg

 

yXt2uGWLY4Y.jpg

 

VEWn4tW0hNU.jpg

 

 

  • Что?! 2
Ссылка на комментарий

Я как-то давно читал результаты исследований костей и зубов крепостных крестьян Англии 11-13 веков. Выяснилось. что люди были намного здоровее чем сейчас и жили они лучше чем в любой другой период до 1950-х гг.  Работали крепостные меньше, зарабатывали - в пересчете - больше чем современные работники. Отдыхали больше. 

На Руси тоже самое. Самое счастливое время для русского народа - монголо-татарское иго. XIII-XIV вв.. Свобода. Бояр-княжат перебили монголы. Крепостного права нет (да оно и невозможно при населении растекшимся по лесам деревеньками в 1-3 двора). Урожайность большая на подсеках, трудозатраты маленькие. Дань крайне мала (да и не платили ее мужики, прятались). Вот щасте то было! А потом подлые московские князья вылезли, закабалили народ...

Так что средневековье - с поправками на уровень технологий - самое щастливое время в истории для 90% населения. 

:D

  • Что?! 2
Ссылка на комментарий

 

 


говорят, что средняя продолжительность жизни была лет 30-35. Какое ж тут счастье?

Это средняя с учетом младенческой смертности (огромной) и жертв разных эпидемий.  А выжившие в первый год жизни люди всегда жили "семьдесят, редко восемьдесят" (Библия). 

Ссылка на комментарий

Это средняя с учетом младенческой смертности (огромной) и жертв разных эпидемий.  А выжившие в первый год жизни люди всегда жили "семьдесят, редко восемьдесят" (Библия). 

Ладно.

Но опять же эпидемии, голод и резня, да возможность угодить в рабство. Не слишком райская пора.

Ссылка на комментарий

ИМХО, если не учитывать детскую смертность, то люди тогда в среднем жили лет 60-65. Зато была очень большая вероятность помереть от ерундовой сейчас болезни.

 

Очень смешно. когда сторонники вымирания к 40 годам еще в 19 веке цитируют классиков типа: "В комнату вошел старик лет 35", не учитывая, что речь велась от лица подростка. Меня тоже племянники называют шал (старик по казахски), хотя мне всего слегка за тридцать. :D

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

Ладно.

Но опять же эпидемии, голод и резня, да возможность угодить в рабство. Не слишком райская пора.

Да уж жизнь в эпоху черной смерти (которая и по Руси прошлась) и регулярного голода вследствие засух (Великий голод в Европе, для примера), с младенческой смертностью как повседневность (даже у знати), тот ещё рай.

Чатал-Хююк копают в Турции и там вперемешку с останками людей неолита, огромнейшее число останков младенцев византийской эпохи, потому что место несколько столетий использовалось специально для их захоронений.

Ссылка на комментарий

Сейчас читаю потихоньку разнообразную литературу по средневековой Окситании в средние века. В том числе по повседневной жизни разных сословий от крестьян до феодалов. Для деревни вполне нормально, когда мужчины живут до  60, может чуть меньше. Женщины больше 60. Совершенно не чудо, если доживают до 80. Среди известных персонажей (феодалов, рыцарей, трубадуров) некоторые и до 90 доживали. В целом, крестьянам жилось весьма неплохо, т.к. треть года вообще выходные (церковные праздники), а в оставшееся время они работали далеко не на износ. Кто побогаче нанимал тех,к то победнее и мог жить даже с комфортом. Но они, понятно, не крепостные и могли спокойно переселяться с места на место. Феодалы, если иногда набегали друг на друга, то крестьян это особо не затрагивало. В целом, им жилось гораздо лучше чем беднейшим феодалам или безземельным рыцарям. А потом начались альбигойские войны и все полетело к чертям. Но даже после них деревни и города успели восстановиться и жизнь там вполне наладилась ненадолго (если не считать инквизиционных процессов), но после чумы население деревень вышло на уровень 13 века уже только веку к 19.

Голод в 11-13 века особой проблемой не был и население неуклонно росло (опять же в начале 14 века о голодные годы уже случаются), божий мир вполне работал для крестьян и горожан до столетней и альбигойской войн, а по дорогам Европы толпами ходили паломники, студенты, монахи и прочие трубадуры, не особо боясь, что их ограбят или угонят в рабство. Конечно, если сравнивать с сегодняшней жизнью, то они наверно жили не в раю, но вот если сравнить с так называемой "Эпохой Возрождения", то уровень жизни (и культуры,кстати, тоже) был гораздо выше, а треша - ниже. Согласен с Профессором, что для Европы 11-13 века это вполне себе золотой век в сравнении с 14-17 веками точно, а скорее и с 18-19 тоже. Да и первая половина века двадцатого тоже, если честно, была так себе. Во всяком случае, говорить о страшном средневековье не имеет особого смысла, а на фоне последующих столетий оно явно выигрывает. 

Кстати, о продолжительности жизни. В 13 веке крестьяне редко женились до 20 и даже 25. И даже девушек нередко за муж выдавали далеко не в 14. Исключение составляли своеобразные "политические" браки, что у крестьян тоже было. А вот младенческая смертность да, явление постоянное. 

 

Ах да, а еще люди в средние века мылись чаще, чем раз в несколько лет. В Окситании вполне было принято ходить в баню, которая, к тому же, считалась отличным местом для любовных приключений. А уж если болячка какая, так водные процедуры - первое средство. В одной из кансон вообще сюжет строится на том, что жене прописывают на полгода ежедневные водные процедуры, чем она пользуется для встречи с любовником, а мужу это нисколько не кажется подозрительным.  

Изменено пользователем Konst
  • Что?! 2
Ссылка на комментарий

Эпоха Возрождения важнейшее из достижений, всё же это книгопечатание и грамотность и культурный уровень росли существенно быстрей.

Потом Франция это довольно благополуная часть Европы, сомнительно что в наших лесостепных пенатах с суровым климатом в соседстве со степняками жизнь крестьян была лучше чем в более поздние эпохи.

Ссылка на комментарий

 

 


Ах да, а еще люди в средние века мылись чаще, чем раз в несколько лет. В Окситании вполне было принято ходить в баню, которая, к тому же, считалась отличным местом для любовных приключений.

 

Я читал, что мыться стали реже в эпоху Возрождения, когда врачи стали утверждать, что частое мытье расширяет поры и способствует проникновению "миазмов" в организм. Кроме того стали закрывать бани из-за царящего там разврата.

Ссылка на комментарий

Сейчас читаю потихоньку разнообразную литературу по средневековой Окситании в средние века. В том числе по повседневной жизни разных сословий от крестьян до феодалов. Для деревни вполне нормально, когда мужчины живут до  60, может чуть меньше. Женщины больше 60. Совершенно не чудо, если доживают до 80. Среди известных персонажей (феодалов, рыцарей, трубадуров) некоторые и до 90 доживали. В целом, крестьянам жилось весьма неплохо, т.к. треть года вообще выходные (церковные праздники), а в оставшееся время они работали далеко не на износ. Кто побогаче нанимал тех,к то победнее и мог жить даже с комфортом. Но они, понятно, не крепостные и могли спокойно переселяться с места на место. Феодалы, если иногда набегали друг на друга, то крестьян это особо не затрагивало. В целом, им жилось гораздо лучше чем беднейшим феодалам или безземельным рыцарям. А потом начались альбигойские войны и все полетело к чертям. Но даже после них деревни и города успели восстановиться и жизнь там вполне наладилась ненадолго (если не считать инквизиционных процессов), но после чумы население деревень вышло на уровень 13 века уже только веку к 19.

 

Голод в 11-13 века особой проблемой не был и население неуклонно росло (опять же в начале 14 века о голодные годы уже случаются), божий мир вполне работал для крестьян и горожан до столетней и альбигойской войн, а по дорогам Европы толпами ходили паломники, студенты, монахи и прочие трубадуры, не особо боясь, что их ограбят или угонят в рабство. Конечно, если сравнивать с сегодняшней жизнью, то они наверно жили не в раю, но вот если сравнить с так называемой "Эпохой Возрождения", то уровень жизни (и культуры,кстати, тоже) был гораздо выше, а треша - ниже. Согласен с Профессором, что для Европы 11-13 века это вполне себе золотой век в сравнении с 14-17 веками точно, а скорее и с 18-19 тоже. Да и первая половина века двадцатого тоже, если честно, была так себе. Во всяком случае, говорить о страшном средневековье не имеет особого смысла, а на фоне последующих столетий оно явно выигрывает. 

 

А что на счёт доходов крестьянских хозяйств, денег и цен на продукты или там на постройку дома? Можете развернуть эту довольно интересную тему?

Ссылка на комментарий

@Akrit, ну это, фактически, и не Франция еще. Ну и Окситания (точнее земли с окситанскими языками) несколько выделяется в сравнении с другими землями. Там и климат получше, и римское наследие, и торговые пути. Но вполне неплохо жилось даже в глухих горных деревушках, где ни моря, ни пахотных земель особо нет. Только овцы. И что характерно, даже в деревнях читать (как минимум на народном языке) умели не только священники. Ну и в принципе, если бы не альбигойские войны, может в 13 веке уже и было бы полноценное Возрождение. Печатный пресс - это конечно круто, но в остальном Возрождение даже на фоне университетской и придворной культуры средневековья не кажется таким уж выдающимся. Там, конечно, были свои достижения. И рисовать стали гораздо лучше, но в целом уровень жизни и даже, как мне кажется, образования был ниже, чем в 13 веке. Кстати, у катар тоже была библия и тексты на народном языке. Да и у феодалов, как потом у итальянских меценатов, было принято содержать при дворе людей культуры и науки. Не говоря о том, что и сами они, зачастую, были хотя бы поэтами. Кстати, Петрарка и Данте буквально выросли на окситанской поэзии и сами писали на окситанском. Данте вроде даже Божественную Комедию на нем планировал писать. Но в целом, итальянская поэзия напрямую наследует поэзии трубадуров. 

Да и до того в других местах. Абеляр - старший сын мелкого бретонского феодала. Отец сам был образован и сыновей отправил учиться. Старший сын так проникся науками, что отказался от наследства и пошел преподавать. А уж таких выдающихся мыслителей как Абеляр, Фома или Оккам (да и многие другие) по всему Возрождению будет не так просто наскрести. 

Не спорю, в Возрождение были свои достижения, все-таки время шло вперед, но оно не было каким-то наступлением рассвета после столетий тьмы и невежества. Да и своей тьмы и невежества там хватало. Настлько, что автором возрождения пришлось придумывать миф о темном средневековье :) Ну и вообще, многие образы, традиционно связываемые в массовом сознании с "темным средневековьем", принадлежат именно Ренессансу и более поздним векам. Классический пример - охота на ведьм, о которой в 13 веке и не слышали. 

Ссылка на комментарий

Эпоха Возрождения важнейшее из достижений, всё же это книгопечатание и грамотность и культурный уровень росли существенно быстрей.

 

 

А на кострах ведьм жечь стали больше :)

Не спорю, в Возрождение были свои достижения, все-таки время шло вперед, но оно не было каким-то наступлением рассвета после столетий тьмы и невежества. Да и своей тьмы и невежества там хватало. Настлько, что автором возрождения пришлось придумывать миф о темном средневековье :) Ну и вообще, многие образы, традиционно связываемые в массовом сознании с "темным средневековьем", принадлежат именно Ренессансу и более поздним векам. Классический пример - охота на ведьм, о которой в 13 веке и не слышали. 

 

Индейцев мочили как раз в Ренессансе  :)

Ссылка на комментарий

А что на счёт доходов крестьянских хозяйств, денег и цен на продукты или там на постройку дома? Можете развернуть эту довольно интересную тему?

Развернуть смогу наверно уже вечером. 

Но вот если коротко по рубежу 13-14 веков. Ле Руа Ла Дюри в книге об окситанской деревне писал, что разрыв между зажиточными и бедными семьями может быть пятидесятикратным. При этом, бедной семьей считалась та, у которой всего 1 или 2 гектара земли (в собственности!), нет скотины для пахоты и перевозки грузов (быки, мулы), а также нет прислуги в доме. Зажиточная семья уже может позволить себе собственную прислугу, а также не отдавать в прислуги и подпаски собственных детей и 8-10 гектаров земли на дом.

 

Также он пишет о том, что в богатейшая семье деревни один из братьев потратил на взятки, чтобы вызволить другого из рук инквизиции 14000 су, и дает такое сравнение. Это в 28 раз больше платы наемным убийцам, в 7 раз больше состояния среднего пастуха (для пастуха  большая удача заработать 2000 су), в 36 раз больше стоимости дома и равно стоимости 1400 овец. 

 

P.S. Добавлю, что пастухи - это фактически люмпены-кочевники, имущество которых ограничено тем, что они могут унести (или вложить в овец). И, как правило, пастушество заканчивалось вместе со свадьбой. 

 

P.P.S. Добавлю еще, что речь в книге идет о высокогорной деревушке на юге Фуа, т.е. о той еще глуши. При этом в ней примерно 40 домовладений и около 200 жителей, не считая детей. Показатель, который потом еще долго оставался недостижимым для тех мест.  

 

Изменено пользователем Konst
Ссылка на комментарий

 

 


И что характерно, даже в деревнях читать (как минимум на народном языке) умели не только священники.

Интересно. что на Руси в XII-XIIIвв. то же самое.

 

 


Эпоха Возрождения важнейшее из достижений,

Для верхних классов. я же говорил о 90% населения - о народе. Им Ренессанс принес чудовищные войны, нищету, новые болезни и тиранию. На Западе Европы началось раскрестьянивание в жестоких английских формах (огораживание, законы против бродяг и нищих), на востоке - вторичное закрепощение (в России - первое). Грамотность катастрофически упала (исчезла у низших классов). 

 

 

 


Я читал, что мыться стали реже в эпоху Возрождения, когда врачи стали утверждать, что частое мытье расширяет поры и способствует проникновению "миазмов" в организм.

По факту имеем: в Средневековье (Мрачном и Темном) люди мылись нормально, в банях, а в эпоху Возрожэдения и до времени Дендизма  - не мылись вообще (в XVII в считалось нормальным мыться два раза за жизнь - обмывание после родов и после смерти). Двор Людовика XIV - один из самых грязных и вонючих, всего два туалета на весь Версаль. Суворов имел все основания сетовать что прусский плащ - "Вшивень", а русский солдат два раза в неделю в баню ходит...

 

Еще в мрачном реакционном средневековье инквизиция сожгла намного меньше людей, чем в XVI-XVII веках.

 

И свободы в Средние века - в т.ч. политической - было не в пример больше... На Руси вообще хорошо - ущел в лес и свободен.  Так до Урала и дошли  :D

 

Ну и никто на Руси с урожайностью сам-1,3 в Средние века не сталкивался и что жить при ней придется - да еще в крепостном праве - и помыслить не мог.

Ссылка на комментарий

И свободы в Средние века - в т.ч. политической - было не в пример больше... На Руси вообще хорошо - ущел в лес и свободен.  Так до Урала и дошл

Собственно, история средних веков - это постоянная борьба за сохранения прав и свобод против все новых и новых попыток их отчуждения центральной властью. 

 

А по поводу инквизиции, так первоначально у нее вообще другие задачи были, и инквизиторы неделями дискутировали с еретиками и иноверцами (иудеями), пытаясь убедить их принять католические догматы. Причем, далеко не пытками. Да и собственно суды над еретиками обычно светские власти проводили. Опять же - это уже вторая половина 13 века. Доминиканцы (во главе с их основателем) первоначально устраивали открытые диспуты с катарскими проповедниками, где судьями выступали представители местных общин, потому что диспут был нормой общественной жизни. Собственно, если бы не политические интриги, приведшие к колонизации Юга Парижем и не слыханному до тех пор наплевательству  на права местных феодалов, когда были узаконены захваты их владений северянами, то так бы, наверное, диспутами все и ограничилось. Хотя, св. Доминик довольно быстро терпение потерял, но если бы не вмешалась политика, то это бы не имело особого значения. 

 

Ну и xcb правильно пишет, с 1300-х начинаются первые вспышки голода, ну а потом чума все еще больше усугубила.

Изменено пользователем Konst
Ссылка на комментарий

 

 


ну а потом чума все еще больше усугубила.

Тк чума привела к росту зарплаты и улучшению уровня жизни ширнармасс, против чего реакционное Возрождение и ополчилось, уничтожив и свободы - и достаток народный... 

Ссылка на комментарий

 

 


не мылись вообще

Да уж, я, помниццо, когда давненько об этом читал, с ужасом представлял себе общение с беззубой, в язвах от ртутных втираний и, главное, неподмытой от рождения "красавицей"!  :D

Ссылка на комментарий

 

 


Эпоха Возрождения важнейшее из достижений, всё же это книгопечатание и грамотность и культурный уровень росли существенно быстрей.

какая Эпоха Возрождения  в 13 веке? А тем более, книгопечатание? Это всё лет через 300 появилось.

 

 


1300 - 1850, малый ледниковый период.

 

 


Но вот если коротко по рубежу 13-14 веков

камрады, Профессором установлены временные рамки 11-13 века. Давайте придерживаться.А то вас заносит...

 

 

 


Интересно. что на Руси в XII-XIIIвв. то же самое.

новгородская береста нам прямо об этом говорит. Есть уверенность,что в других районах так же было - просто береста сгнила.


ЗЫ Однажды давно мы на форуме поднимали эту тему... :D


Можно Ястребицкую почитать. "Западная Европа XI - XIII веков".

 

Про бани там:

Баня — столь характерное явление греко-римского мира — стала в средние века редкостью. Общественными банями (типа римских терм) западное средневековье практически не пользовалось, во всяком случае, до XIII века, да им и не было места в условиях, когда общественная жизнь резко сократилась. Не было бань и в частных жилищах, пожалуй, только в некоторых монастырях строились помещения для мытья: так, в Клюнийском аббатстве в XI веке существовала дюжина деревянных клетушек, служивших умывальнями. Но в XIII веке баня становится модой. В Париже в 1292 году было по меньшей мере двадцать шесть общественных бань, да и в частных домах охотно купались в лоханях, особенно после еды. В парижских общественных банях были устроены парильни, тут же можно было побриться и помыть голову. Немецкий поэт Николай де Бибера оставил описание эрфуртских бань XIII века. Его внимание особенно привлекла юная красотка, которая делала массаж "своими нежными руками". Цирюльник брил там с таким искусством, что "ни одна капля пота не проступала на лице" клиента. Если человек устал после купания, его ждала удобная постель, а тем временем женщина "с лицом девственницы" делала клиенту прическу. При этом ни малейшего выражения недовольства — и за все это брали только один денарий! Впрочем, трудно сказать, где в этом описании истина переходит в иронию, так как из других сведений мы узнаем, что средневековые бани, где подчас мужчины мылись вместе с женщинами, оставляли многого желать и по части нравственности, и по части гигиены.

 

http://litlife.club/br/?b=283376&p=11

Ссылка на комментарий

 

 


Не спорю, в Возрождение были свои достижения, все-таки время шло вперед, но оно не было каким-то наступлением рассвета после столетий тьмы и невежества.

 

Это если столетнюю войну, жакерию, войну алой и белых роз, всякие жакерии и прочее и прочее, вместе с эпидемией черной смерти не воспринимать за "время тьмы".

Ссылка на комментарий

 

 


, помниццо, когда давненько об этом читал, с ужасом представлял себе общение с беззубой, в язвах от ртутных втираний и, главное, неподмытой от рождения "красавицей"

 

А Вы Еремей, как кондотьер - пивка выпейте и водочки  рыцарь - помолитесь богу - и пофиг на сифилис и неподмытость! ;)))

Ссылка на комментарий

@Takeda, и намного в "Эпоху возрождения" стало светлее? :) Войн стало еще больше, а чума никуда не делась. Видел, я в чатик ссылку по теме недавно кидал? :) Весь этот адище как начался с 14 века, так потом и не хотел прекращаться ни в 15, ни в 16, ни даже в 17 веках. 

Цитатку напомню:

В 1546 г. пораженная чумой Барселона осталась без продовольствия. Боясь заразы, соседние города и деревни прекратили с ней всяческие сношения, в том числе и торговые. А суда, посланные Советом пятисот на Майорку в надежде пополнить там городские запасы, были встречены пушечными выстрелами. Подобные эпизоды далеко не уникальны. В конце Средних веков и в классическую эпоху считалось, что основную опасность во время эпидемии представляют непосредственные контакты. Поэтому далеко не безопасно было и традиционное бегство из зараженного города: оно наталкивалось на откровенную враждебность окрестных жителей. В 1628 г. крестьяне камнями встречали беглецов из Лиона, и те в результате были вынуждены выбирать между скитаниями и возвращением в город. А в 1629 г. парламент Экса запретил обитателям Диня покидать его пределы: за исполнением этого указа наблюдала вооруженная охрана, выставленная вокруг города соседними общинами. В случае ослушания последние грозили предать город огню. Зачумленные города превращались в ужасные ловушки.

Жорж Вигарелло, "Чистое и грязное: телесная гигиена со времен Средневековья" (главы из книги, пер. М. Неклюдовой) // Ароматы и запахи в культуре. Кн. 1 / Cост. О.Б. Вайнштейн (2003). С. 525-562

Ссылка на комментарий

 

 


 и намного в "Эпоху возрождения" стало светлее? Войн стало еще больше, а чума никуда не делась.

 

Как минимум - появилась возможность исхода в Новый Свет. Центр Европы (Франция, Англия, наверное, Испания) после некоторых религиозных войн зажил поспокойнее в сравнении с той же Столетней войной и Реконкистой. Вот тебе и какое-никакое просветление. Ну там еще и третье сословие, на которое начала местами опираться монархия тоже имела основания для радости. 

 

А что эпидемии, чума и прочая - так привыкли потихоньку, потеряла она свою остроту. Свыклись с бренностью бытия и ударились в реформации веры, чтоб чуме одной не одиноко было убивать. 

Ссылка на комментарий

@Игорь, читай внимательно, пожалуйста. О том и речь, что те мифы, которыми окутано "темное средневековье" как раз зачастую больше характеризуют более позднее время. 

По поводу бань.

 

 

 

Фламенка и бани

Посетить бани означает проявить заботу о собственном теле, о его красоте. Для всех сословий бани являются непременным дополнением важнейших событий частной и общественной жизни, точнее, канунов этих событий или же дня, наступившего следом за долгожданным событием; к числу таких событий относятся: рождение, посвящение в рыцари, свадьба, выздоровление после родов.
Богатые имеют собственные ванны, однако большинство смертных, живущих в городах, посещают публичные бани. До XV века бани были смешанные, потом религиозные власти запретили совместные купания в банях мужчин и женщин. К банным помещениям относились теплая комната-предбанник, зал для помывки, ванны, а иногда и еще одна обогреваемая комната, где вымывшиеся отдыхали после банных процедур. В бане можно сделать эпиляцию, пройти курс лечения, дабы восстановить былые силы, утраченные во время крестовых походов. Для поддержания белизны кожи прислужница в бане очистит и смягчит ее пемзой. Белизна кожи, как и белокурые волосы, является составной частью канона женской красоты, воспеваемой поэтами. Однако в чести и собственно мытье. На миниатюрах можно видеть чаны, скрепленные железными обручами и выстланные внутри простыней, которые служат как для мытья, так и для стирки. Позднее такие чаны появятся в крестьянских домах.
Трубадуры любят описывать купание своей дамы; дама может купаться в быстрой реке, в пруду или в садовом водоеме; в последнем случае купание скрыто от посторонних глаз, ибо сад, примыкающий к неизменно великолепному дворцу, всегда обнесен высокой глухой стеной; впрочем, некоторые предпочитают воспевать даму, сидящую в собственной комнате за туалетным столиком:
«Пускай она лишь плоть, — восклицает Арнаут Даниэль в своей знаменитой секстине, — не душу / Отдаст, меня пустив себе под крышу!»[205]
Купание открывает доступ к желанному обнаженному телу дамы, предмету эротических мечтаний возлюбленного. Созерцание этого тела доставляет чувственное наслаждение, оно символизирует радости веселого и теплого месяца мая, этой своеобразной прелюдией к любовным играм. Именно такое значение придает купанию Жербер де Монтрей, автор французского «Романа о Фиалке», написанного в первой четверти XIII века; для оживления повествования он включил в свой текст множество песен трубадуров. Фиалка — родимое пятно, имеющее форму и цвет этого весеннего цветка; пятно это замечает на груди у прекрасной дамы мужчина, который, спрятавшись за занавеской, наблюдает за ее купанием. Подсматривающий заключил пари с возлюбленным дамы: он утверждает, что сумеет пробить брешь в броне ее добродетели[206]. Художник, выполнивший миниатюры к рукописи, хранящейся в настоящее время в Санкт-Петербурге[207], позволяет ясно разглядеть фиалку на обнаженной груди дамы, устроившейся в ванне. В «Фламенке», самом прекрасном любовном романе, написанном на окситанском языке в XIII веке неизвестным автором, бани также становятся местом любовных свиданий. Для диалога влюбленного рыцаря, переодетого клириком, и прекрасной дамы создатель «Фламенки» использовал стихотворение трубадура Пейре Роджьера[208]; диалог этот в романе происходит буквально под самым носом у ревнивого мужа дамы.
Прекрасная златоволосая Фламенка, подобно современной курортнице, решает принимать ванны, дабы избавиться от своих хворей. Красавец Гильем, увидев очаровательную даму, влюбляется в нее и, узнав, что она собирается посещать бани, принадлежащие местному трактирщику, приказывает рабочим прорыть подземный ход из своего жилища в гостинице до самых бань. Трактирщик и одновременно владелец и управляющий банями, будучи человеком предусмотрительным, развесил на стенах бани указания, что прок от ванн будет только в том случае, если принимать их в полной мере, «по числу недужных дней». И целых четыре месяца, со 2 августа и до праздника святого Андрея, то есть до 30 ноября, Фламенка каждый день с наслаждением ходит в бани, где принимает лечение юностью и дарами fin’amor:
…Коль нежный друг подруге прямо / В глаза глядит, и также само / Она в его, то нет конца / Отраде, полнящей сердца, / И сердцу нега, разлитая / В отраде, дарит жизнь, питая[209].

Из Брюнель-Лобришон Женевьева, Дюамель-Амадо Клоди "Повседневная жизнь во времена трубадуров XII—XIII веков". 


 

 


Как минимум - появилась возможность исхода в Новый Свет. Центр Европы (Франция, Англия, наверное, Испания) после некоторых религиозных войн зажил поспокойнее в сравнении с той же Столетней войной и Реконкистой. Вот тебе и какое-никакое просветление.
Хм, ну я бы не был так уверен, что религиозные войны были "более спокойными" для большинства населения, чем столетняя война :) 
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.