Славяне и Русь - Страница 23 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

в походах , например на балканы ещё веке в 6.

в общем-то у Константина вариантов не остается, под горами явно имеются ввиду все эти возвышенности. ибо у него и названияя племен названы и главное, что всё это по днепру спускается.

Изменено пользователем vergen
Ссылка на комментарий
Например вся эпоха викингов началась после (если не вследствие) изобретения драккара.

:D Вообще-то, эпоха викингов началась после того, как скандинавы узнали, что такое парус. :D

 

2Игорь

а скандинавы не германцы?Может,тогда в терминах следует определиться?

Согласен, особенно со второй частью. Дело в том, что германцы не только в Скандинавии водились, а термин "скандинавский" - это географическое понятие, тогда как "германский" - этнологический. Германцы кроме того обитали и в Англии и в материковой части Европы. Поэтому использование определения "германо-скандинавский" в этой фразе подразумевает как бы наличие этого обряда у всех германцев, в т.ч. и в материковой Европе.

Погребение в ладье обряд как раз германо-скандинавский.

Вам не кажется, что общее впечатление от этого высказывания заключается в том, что этот обряд признается сугубо германским и общегерманским, чем он на самом деле не является?

Если же доказывается лишь скандинавство этого обряда, то правильнее было бы, как мне кажется, так и писать или же писать о германцах в Скандинавии.

 

2xcb

Кто-нибудь идентифицировал, ее с горами упомянутыми Константином?

Не стоит придавать этому большое значение. В древности почему-то считали, что Днепр и Волга вытекают где-то далеко на севере с высоких гор. На многих картах это так и изображено. Константин видимо хотел сказать, что заготовки эти делались в верховьях Днепра.

 

2badbug

Современные моноксилы на реке Хопер. Как говорится, технология бережно сохранена.

Очень хорошо. А теперь попробуйте посадить туда 40-50 человек. :)

Ссылка на комментарий
Очень хорошо. А теперь попробуйте посадить туда 40-50 человек.

 

Да что вы все, этож шутка была!! Там и лабысло пририсовано, для непонятливых.

А тут все сразу кинулись мне доказывать, что это мол "не те струги"! :bangin::D

Ссылка на комментарий

2badbug

Да я тоже пошутил. А вообще, Вы правильно писали по моноксилам. Запорожские чайки - те же ладьи древних славян. Здесь уж точно, как Вы выразились "технология бережно сохранена".

Ссылка на комментарий
Цитата

Например вся эпоха викингов началась после (если не вследствие) изобретения драккара.

 

 

Вообще-то, эпоха викингов началась после того, как скандинавы узнали, что такое парус. 

 

Длинный узкий мелкоосадочный корабль викингов с веслами, парусом и головой дракона и есть драккар (точнее лонгшип или лонгсхип). Парус был известен в Северной Европе задолго до эпохи викингов из торговых миссий кельтов, но самими скандинавами видимо не применялся. До создания настоящего киля скандинавы использовани конструкцию моноксила, наращивая доски на выдолбленное бревно.

 

см. например http://www.norge.ru/history/vikingspships2.html

 

При этом работа по изготовлению такого бревна требовала гораздо меньшего времени и меньшей квалификации чем изготовление досок для бортов и их крепеж. (Доступные инструменты - топор, колун, долото из плохого железа.) На Руси, как пишет Константин, эта работа поручалась жителям славиний, оснастку же (борта и пр.) выполняли квалифицированные мастера самих викингов.

 

Поэтому использование определения "германо-скандинавский" в этой фразе подразумевает как бы наличие этого обряда у всех германцев, в т.ч. и в материковой Европе.

 

"германо-скандинавский" и вообще и в этой фразе означает относящийся к скандинавам германского происхождения (т.е. не финнам, например)

 

Вам не кажется, что общее впечатление от этого высказывания заключается в том, что этот обряд признается сугубо германским и общегерманским, чем он на самом деле не является?

 

Неужели непонятно, что захоронение в кораблях может практиковаться лишь теми, кто строит, использует и ценит корабли? Никаких подобных захоронений например неизвестно для Черняховской культуры, ни для королевства бургундов, хотя готы и бургунды это как раз вышедшие из Скандинавии германцы. Для переправы через Днепр или Рейн не нужно строить драккар!

Ссылка на комментарий

Отцы историки и летописцы!!!

 

Просветите ссылками или ответом!!!

 

Немогу найти подробной информации про вооружение славянских племен (допустим венедов) 4-5 веков н.э., так-же состав "войск" и тактику.

Ссылка на комментарий

2Ваксман

"германо-скандинавский" и вообще и в этой фразе означает относящийся к скандинавам германского происхождения

Тогда, наверное, логичнее ьыло бы использовать "скандинаво-германский", раз пошёл разговор об этом...

Ссылка на комментарий
2Ваксман

 

Цитата

"германо-скандинавский" и вообще и в этой фразе означает относящийся к скандинавам германского происхождения

 

 

Тогда, наверное, логичнее ьыло бы использовать "скандинаво-германский", раз пошёл разговор об этом...

 

Отнюдь. Афро-американец это американец афр. происхождения (т.е. негр). Впрочем к славянам и руси эти тонкие детали современного русского языка отношения имеют мало.

Ссылка на комментарий

2DVV

Немогу найти подробной информации про вооружение славянских племен (допустим венедов) 4-5 веков н.э., так-же состав "войск" и тактику.

Подробных данных Вы нигде не найдете.

 

Но судя по кратким упоминаниям у разных летописцев, венеды - пешие воины, вооруженные небольшим круглым щитом и коротким копьем. Выделяется довольно высокая для пехоты подвижность, привычка нападения из засад, отсутствие единого строя, использование рек для отрыва от преследования тяжеловооруженным противником.

 

Пока больше ничего вспомнить не могу.

Изменено пользователем jvarg
Ссылка на комментарий

2Kapitan

Могу добавить, что использовали для обороны составленные в круг телеги.

Ну, это уже значительно позже. Я говорю именно о венедах начала Н.Э.

Ссылка на комментарий

2 DVV

Данных по военному делу ранних славян крайне мало, по сути только несколько слов у византийских авторов. Например вот это:

Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами.

Прокопий Кесарийский, "Войны"

 

2 badbug

Во, Пшеворскую культуру смотреть. Это вроде их археология будет.

Лучше пражскую и родственные (суково-дзедзицкая, колочинская, пеньковская и т.д.)

Пшевор - все таки скорее вандалы, квады и прочие... да и не 4-5 век она, а пораньше все же, к IV веку она уже сходит на нет.

Ссылка на комментарий

Спасибо, камрады!!! :cheers:

 

Тут Влад дал ссылочки, если кому интересно:

http://www.chen-la.com/forum/viewtopic.php?t=159

 

to badbug

У нас наверно яндексы разные :D .

Спасибо!!! :cheers:

Изменено пользователем DVV
Ссылка на комментарий

2Lestarh

Например вот это:

Ну раз уж пошли цитаты, я тоже добавлю.

 

Отнести ли ... венедов... к германцам или сарматам, право, не знаю... Венеды переняли многое из их нравов (у сарматов - jvarg), ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой...

(Тацит, Германия)

Изменено пользователем jvarg
Ссылка на комментарий

Для Lestarh

Здесь такое дело. Насколько я понимаю в археологии доказательства носят скорее статистический а не логический характер. То есть принадлежность обряда определяется по частоте встреч на той или иной территории. И соответственно нужно поднимать отчеты по археологическим экспедициям и вести статистику или ... верить на слово

Но тем не менее несколько цитат:

Lestrah, прежде всего, спасибо за привиденные цитаты.

Забегая немного вперед, есть ли ссылка на электронную версию книги В.В.Седов, "Славяне", Москва, 2005? Буду признателен. А то у меня только его книга "Славяне в раннем средневековье". - М., 1995

Теперь, об обряде сожжения в ладье.

По поводу погребения в ладье у скандинавов я не спорю. Еще Рыбаков отмечал, что (не цитирую) земледельцы хоронили в курганах. В то время, как народы, жившие на берегу моря, хоронили в кораблях. Так что такой обряд присущ не только скандинавским германцам.

Но все же речь изначально велась о таком погребении, как именно сожжение в ладье".

Основной определяющий археологический материал такого рода погребения - ладейнные заклепки. Сейчас под рукой нет ссылки на источник, но позже выложу, где сказано о том, к какой области относят их изготовление.

Цитата 

Для периода VIII-IX вв. славянские этнические элементы отчетливо фиксируются в деталях погребальной обрядности. Среди могильников этого времени имеются такие, которые содержат исключительно трупос:ожжения в глиняных сосудах-урнах или прямо в ямах. Румынские археологи со всей определенностью рассматривают такие некрополи как собственно славянские.

 

В.В.Седов, "Славяне", Москва, 2005

Опять же цитат можно набрать на порядки больше...

Я может, конечно, придираюсь. Но Вы же сами и отвечаете, что не только помещение праха в сосуды. Кроме того, тот же Седов пишет о трупоположении у славян. Так что у славян было разнообразие :) в этом плане, а не токмо помещения сожженного праха в сосуды.

Третий Ваш вопрос:

Цитата 

"Курганы и ладьи в погребальной обрядности балтийских славян рассматриваются именно как следы скандинавского влияния появляющиеся не ранее начала IX века". А можно цитату? Со всем моим уважением к Седову, интересует его аргументация того факта, что обряд захоронения со сжиганием в ладье - сугубо скандинавский.

 

Привожу цитату:

Цитата 

...но, в отличие от скандинавов, по обряду трупосожжения. Вместе с тем следует отметить, что этническая атрибуция большинства трупосожжений не поддается определению, поскольку в Менцлине имела место метисация населения - во многих курганах проявляется переплетение славянских и скандинавских элементов298...

 

В.В.Седов, "Славяне", Москва, 2005

Несмотря на то, что я сторонник славянства обряда трупосожжения в ладье, у Седова получается аргументации этого нет, хотя он пишет, что в отличие от скандинавов...

 

Собственно самая большая проблема славяноведения именно в том что явных и четких предшественников у этих славянских культур не обнаружено... Кандидаты - пшеворская и зарубинецкая очень "германоподобны" по структуре и заметно кельтизированы. В тоже время славяно-германские языковые контакты умеренно значительны а славяно-кельтские вообще толком не выявлены.

Да, Вы были правы, что если приводить цитаты современных исследователей, то мы просто замучаемся. Поэтому, с Вашего позволения, не буду приводить цитаты исследователей, поддерживающих славянство пшеворской и зарубинецкой культур (например, Русанова, Седов). Думаю, здесь мы точно останемся при своих мнениях.

Кстати, вот интересна статья Пачковой:

http://www.stratum.ant.md/4_00/articles/pa.../pachkova01.htm, - идущая немного вразрез с мнением Щукина.

От себя о Щукине добавлю следующее.

Щукин излагает все достаточно логично. Но в тоже время, несмотря на свои логические заключения о разительном отличии (непреемственности) пшеворской, зарубинецкой, черняховской культур от поздних чисто славянских он не приводит конкретных примеров, откуда чисто славянские культуры могли появиться.

А они появиться откуда-то должны были, бесспорно... Именно это лично меня и отталкивает от мнения Щукина.

ИМХО (повторюсь) германские элементы в пшеворской и зарубинецкой культурах (я не согласен, что данные культуры были германскими по структуре) были обусловлены контактами германцев (с их достаточно кельтизированной культурой) и славян.

Кстати, если посмотреть что говорят филологи о прародине славян на основе названий местностей, животных, расстений, то можно сделать вывод о том, что славяне жили не только в лесной, но, беззусловно, в лесостепной зоне, что идет в разрез с мнением Щукина о "лесном характере славянских культур".

Потому что ясторф совершенно однозначно соотносится с германцами описанными античными авторами, начиная с Тацита

Не стал бы уповать на античных авторов, в том числе, Тацита. Цитату из Монгайта я уже приводил о неоднозначности Тацита, Цезаря и иже с ними.

и органично и без разрывов переходит в культуры Венделя и Меровингов.

Если я не ошибаюсь, Вендель и Меровинги - культуры VI-VIII веков н.э. Ясторф - VI до н.э. по стык эр. Какие-либо германские археологические культуры между началом эр и VI веком нашей эры известны?

Карла Великого тоже в славяне тогда запишем?

Он был моравским купцом... :book:

Шутка...:)

Проблема в том что данный труд был написан в 1862 году когда лингвистическая компаративистика находилась в самом начале своего развития. Тот факт что позднее эта версия отпала, наводит на мысль что в ней что-то не так. Но точнее надо проверять есть ли в финском слово roots с подобным значением...

С чего Вы взяли, что эта версия отпала? Например, этим доводом пользовался А.Г. Кузьмин в своих публикациях...

Ссылка на комментарий

Для vergen

кстати, а появление курганов у днепровских славян тоже объясняют скандинавами?

Меня это тож смущает у Седова. У днепровских славян все ж не скандинавы. Погребения у курганах - очень устойчивая традиция народов, заселявших Северное Причерноморье испокон веков.

для Ваксман

На Руси, как пишет Константин, эта работа поручалась жителям славиний, оснастку же (борта и пр.) выполняли квалифицированные мастера самих викингов.

А можно ссылку на Константина Багр., где именно викинги делали оснастку судов.

Неужели непонятно, что захоронение в кораблях может практиковаться лишь теми, кто строит, использует и ценит корабли? Никаких подобных захоронений например неизвестно для Черняховской культуры, ни для королевства бургундов, хотя готы и бургунды это как раз вышедшие из Скандинавии германцы.

Вы считаете, что ответы участников форума, не отвечают на Ваш вопрос?

Для переправы через Днепр или Рейн не нужно строить драккар!

А с чего вы взяли, что все речные дела древних славян ограничивались только переправами через реки?

 

Для всех

Вообще меня всегда смущало, что в источниках нет ни слова о мечах у славян. Кстати, и про топоры тож вроде нет.

Но ведь славяне просто бы не выжили без мечей и без топоров. Они бы своими дротиками просто не выжили бы, например, в Поднепровье...

Ссылка на комментарий

Про погребения викингов.

 

По Арбману

 

По Лебедеву

 

Для "эпохи Инглингов":

Три кургана, расположенные цепочкой к юго-западу от упсальского святилища, однотипны по устройству и погребальному обряду. На естественном возвышении устраивалась площадка, перекрытая слоем глины и служившая местом кремации; среди вещей, уничтоженных в пламени костра – драгоценное оружие (золото с гранатовой инкрустацией), парча, стекло; в составе жертвоприношений – кости собаки, лошади, быка, свиньи, овцы, а также кошки и петуха (петух Сальгофнир будит эйнхериев в Вальхалле, дворце Одина; кошка – священное животное Фрейи, его жены; собака сопровождает всадника в Вальхаллу на изображениях готландских стел VIII-XI вв.). Остатки сожжения помещали в глиняную урну или сгребали в кучку на кострище. Над погребением сооружали каменную насыпь высотой 1-2,5 м, а затем насыпали земляной курган (самый высокий из них, западный в Упсале, достигал 12 м).

 

Погребения в ладье эпохи викингов:

В этой округе начиная с рубежа VI-II вв. распространяется новый вид погребальных памятников: могильники с ингумациями в ладье. Этот обряд бытовал до середины XI в. Всего в Швеции известно около полусотни таких погребении, в основном они сосредоточены в Упланде [404; 349; 276; 268406; 399, с. 610-618].

 

Уже в первых по времени упландских комплексах новый ритуал представлен в сложившемся виде и остается неизменным на протяжении всего вендельского периода. К VII-III вв. в Упланде относится 12 датированных могил, из них 10 – полностью опубликованы. За пределами Упланда достоверно датируются вендельским периодом лишь могилы в Аугерум [Блекинге] и Набберор [Эланд].

 

В Упланде ингумации в ладье составляли в VII-III вв. небольшие замкнутые кладбища. В могилах вендельского времени на полностью раскопанных кладбищах Вендель и Вальсъерде похоронены только мужчины. Погребения женщин в ладье появились в Средней Швеции только в эпоху викингов [403; 404; 285; 277; 362, с. 104].

 

В каждом могильнике этого круга на одно поколение приходилось по одному мужскому захоронению в ладье. От рядовых могил эти погребения отличались пышным и сложным ритуалом. Покойника укладывали (или усаживали) в кормовой части ладьи, рядом с ним в определенном порядке складывали парадное оружие, в средней части ладьи, в ларцах или на скамьях – остальные вещи. Вдоль бортов и у форштевня ладьи хоронили жертвенных животных (от 3 до 17 голов скота, а иногда и соколов).

 

В каждом погребении найдены обязательные наборы вещей: роскошное парадное оружие, пиршественная посуда, орудия труда, парадная конская сбруя. Графическая корреляция археологических признаков погребального обряда позволяет выделить "вендельский тип" погребений (Vt): мужские ингумации в ладье, в грунтовых могилах, с парадным вооружением, пиршественными и кузнечными наборами, верховыми лошадьми и большим количеством жертвенных животных [106, с. 155-180],

 

Этот тип обряда надежно зафиксирован не ранее 570-600гг.. [276, с. 70-72; 287, с. 64; 273, с. 30]. Он резко отличен от традиционного для Средней Швеции обряда кремации, с захоронением под курганной насыпью. Погребения вендельского типа занимают совершенно особое место во всей совокупности погребальных обрядов Скандинавии VII-VIII вв.

 

 

2 Сколот

 

Вообще меня всегда смущало, что в источниках нет ни слова о мечах у славян. Кстати, и про топоры тож вроде нет.

Но ведь славяне просто бы не выжили без мечей и без топоров. Они бы своими дротиками просто не выжили бы, например, в Поднепровье...

 

ИМХО это сведетельствует о нераспространенности доспеха и не развитой военной культуре вообще (только не сочтите оскорблением славян, в той глуши такое было вполне простительно). При более поздних "контактах" с соседями (особливо "цивилизованными") меч и топор как оружие должны появиться, как и более организованные приемы ведения боя.

Ссылка на комментарий

2Сколот

Вообще меня всегда смущало, что в источниках нет ни слова о мечах у славян. Кстати, и про топоры тож вроде нет.

Но ведь славяне просто бы не выжили без мечей и без топоров. Они бы своими дротиками просто не выжили бы, например, в Поднепровье...

 

А у кого было лучше? Разве что у Римлян?

 

Вот что пишет тот же Тацит о вооружении собственно германцев:

 

…Редко кто пользуется мечами и пиками большого размера; они имеют при себе копья, или, как сами называют их на своем языке, фрамеи, с узкими и короткими наконечниками, однако настолько острыми и удобными в бою, что тем же оружием, в зависимости от обстоятельств, они сражаются как издали, так и в рукопашной схватке. И всадник также довольствуется щитом и фрамеей, тогда как пешие, кроме того, мечут дротики, которых у каждого несколько, и они бросают их поразительно далеко, совсем нагие или прикрытые только легким плащом. У них не заметно ни малейшего стремления щегольнуть убранством, и только щиты они расписывают яркими красками. Лишь у немногих панцири, только у одного-другого металлический или кожаный шлем…

 

А другие авторы вообще отмечают, что основная масса германцев была вооружена просто дубинами..

 

Дело в том, что в те времена мало кто мог позволить иметь себе достаточно средств для приобретения цельнометаллического оружия или доспехов.

Ссылка на комментарий

2 Сколот

Пишу с работы, поэтому пока кратко и без цитат, потом разверну, если будет необходимо.

Но все же речь изначально велась о таком погребении, как именно сожжение в ладье".

Собственно только что камрад badbug ответил. :) От себя добавлю что погребальный обряд у германцев зафиксированный археологически включал в себя и трупоположения в ладье и сожжения без ладьи. Кроме того в эпосе описаны сожжения в отплывающей ладье, которые по понятным причинам археологических следов не оставили.

Таким образом сожжения в ладье в целом вписываются в круг традиций германцев, и скандинавских особенно.

С другой стороны славяне как правило (до IX века практически всегда) покойников кремировали, но при этом никогда не хоронили в ладье. Таким образом сожжение в ладье это в лучшем случае синтез скандинавской и славянской традиции, но не чисто славянское явление.

Я может, конечно, придираюсь. Но Вы же сами и отвечаете, что не только помещение праха в сосуды. Кроме того, тот же Седов пишет о трупоположении у славян. Так что у славян было разнообразие  в этом плане, а не токмо помещения сожженного праха в сосуды.

Соглашусь. Не только в сосуды. Но погребений в ладье все-таки не отмечено :Р

хотя он пишет, что в отличие от скандинавов...

Отличие в том что покойников кремировали... и это действительно наводит на некоторые размышления.

Но в тоже время, несмотря на свои логические заключения о разительном отличии (непреемственности) пшеворской, зарубинецкой, черняховской культур от поздних чисто славянских он не приводит конкретных примеров, откуда чисто славянские культуры могли появиться.

Соглашусь. Если не считать приведенной мной цитаты о сходстве с культурами традиционно относимыми к балтам. Насколько я понимаю его взгляды, то материальная культура славянского облика сложилась в эпоху переселения народов на базе этих культур но под влиянием культур Средней Европы (пшеворской, зарубинецкой и т.д.). От какого населения был унаследован язык - вопрос отдельный.

Кстати, если посмотреть что говорят филологи о прародине славян на основе названий местностей, животных, расстений, то можно сделать вывод о том, что славяне жили не только в лесной, но, беззусловно, в лесостепной зоне, что идет в разрез с мнением Щукина о "лесном характере славянских культур".

А вот здесь позвольте попросить подробностей. Сейчас под рукой нет анализа среды в которой формировался славянский язык, но по-моему она как раз чисто лесная. Позже посмотрю литературу, но в целом ареал формирования языка по данным лингвистики - это Польша, Волынь и окрестности, но никак не степное Поднепровье... Если у вас есть иные данные очень хотелось бы взглянуть.

Не стал бы уповать на античных авторов, в том числе, Тацита. Цитату из Монгайта я уже приводил о неоднозначности Тацита, Цезаря и иже с ними.

Повторюсь, мы естественно не можем судить по Тациту на каком языке говорили его германцы (по секрету скажу, как раз германцы в узком смысле, одно из племен на верхнем Рейне, говорили скорее всего как раз не по-германски :) ) но по культуре они были именно теми германцами от которых произошли современные немцы...

Например, этим доводом пользовался А.Г. Кузьмин в своих публикациях...

Странно, мне подобный довод не попадался, хотелось бы цитату посмотреть... К тому же смущает R в начале слова. В уральских языках (как и в алтайских) начальное R считается невозможным. Соответственно надо смотреть именно само доказательство.

Если я не ошибаюсь, Вендель и Меровинги - культуры VI-VIII веков н.э. Ясторф - VI до н.э. по стык эр. Какие-либо германские археологические культуры между началом эр и VI веком нашей эры известны?

Конечно. Доберусь до литературы скажу подробнее.

Вообще меня всегда смущало, что в источниках нет ни слова о мечах у славян. Кстати, и про топоры тож вроде нет.

Но ведь славяне просто бы не выжили без мечей и без топоров. Они бы своими дротиками просто не выжили бы, например, в Поднепровье...

Вы недооцениваете дротик :)

А в принципе меч это "высокая технология" того времени, встречающаяся за пределами развитых и много воюющих государств довольно редко, и признак наличия профессионального военного сословия. Армии варваров поголовно с мечами это скорее из (псевдо)исторического кинематографа...

Ссылка на комментарий
для Ваксман

 

Цитата

На Руси, как пишет Константин, эта работа поручалась жителям славиний, оснастку же (борта и пр.) выполняли квалифицированные мастера самих викингов.

 

 

А можно ссылку на Константина Багр., где именно викинги делали оснастку судов.

 

****

Славяне же, их пактиоты[18], а именно: кривитеины[19], лендзанины[20] и прочие Славинии[21] - рубят в своих горах[22] моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моно-ксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их".

****

 

 

 

 

Цитата

Неужели непонятно, что захоронение в кораблях может практиковаться лишь теми, кто строит, использует и ценит корабли? Никаких подобных захоронений например неизвестно для Черняховской культуры, ни для королевства бургундов, хотя готы и бургунды это как раз вышедшие из Скандинавии германцы.

 

 

Вы считаете, что ответы участников форума, не отвечают на Ваш вопрос?

 

какие ответы и как они отвечают?

 

А с чего вы взяли, что все речные дела древних славян ограничивались только переправами через реки?

 

Они еще делали кругосветки без всплытия на атомных субмаринах. Правда данных об этом не сохранилось

Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.