Истоки политического и общественного устройства К. Руси и России - Страница 9 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Истоки политического и общественного устройства К. Руси и России


Недобитый Скальд

Рекомендуемые сообщения

oberon

"Элита, духовенство, горожане" однозначно и без оговорок были на Руси малообразованными сравнительно со своими аналогами в Европе. Исчерпывающим доказательством этого служит отсутствие на Руси латинских школ и университетов.
Фигня какая-то, а не доказательства, что "русские бояре времен Ивана III на фоне тогдашних европейских рыцарей выглядели как папуасы."

А Ключевского вот сами почитайте о влиянии православия на общество по началу:

http://www.magister.msk.ru/library/history...hev/kllec15.htm

Chernish

В 14 веке Сорбонна Оксфорд и Болонья уже давно.. в расцвете.
Расцвет чего? Теологии и юриспруденции?
Болонский университет, в котором первоначально студентов обучали только юриспруденции, быстро завоевал славу лучшей высшей школы права, и в Болонью стали стекаться студенты со всей Европы. Больше всего их пребывало из германских государств. В 13 веке число студентов доходило до 10 тысяч. В 14 веке к юридическому факультету добавились факультеты философии, медицины и теологии. Только в 16 веке университету было предоставлено собственное помещение — один из дворцов Болоньи, а до этого занятия велись или в домах профессоров или в арендованных помещениях. В 1253 году Робер де Сорбон, французский теолог, духовник короля Франции Людовика IX Святого, основал в Париже богословский коллеж, который к 14 веке приобрел ранг одного из самых теологических центров Европы и который стали называть университетом Сорбона или просто Сорбонной.
Ну Оксфорд, но опять мы сравниваем всю Европу и Русь. А в Речи какие университеты?
Ссылка на комментарий
  • Ответов 426
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Chernish

    66

  • Svetlako

    35

  • Takeda

    46

  • oberon

    64

На фоне своих европейских современников например Елизаветы Тюдор (знавшей 7 языков) или Анри IV (беглая латынь и приличный греческий) - это переписка двух дикарей.

 

Называть дикарями тех, кто не знает 7 языков - это как-то, хмм..., завышенная планка. Кроме того, одними языками образованность не исчерпывается.

Ссылка на комментарий

2old17

А в Речи какие университеты?

Краковский... рядом Пражский... да в европе в 14 в. универы сотнями исчислялись. Юриспруденция - тоже важна. Отражала потребность в праве. А право - одно из условий будущей технологической революции. В общем Европа постепенно накапливала преимущества которые позже выстрелят качественным скачком.

Ссылка на комментарий

2Chernish

А право - одно из условий будущей технологической революции.

 

А можно поподробнее об этом рассказать?

Ссылка на комментарий

2Takeda

то что произошло в Европе в раннее Новое время и позже - уникальный случай на Земле. Никто сделать ничего подобного не смог. И для такого рывка (противоестественного или как - не важно, важно что определившего поворот мировой истории) нужны две вещи: капитализм как экономическая основа и наука как инновационная. Дальше сами можете цепочку размотать... и роль права поставить на нужное место.

Ссылка на комментарий
Дальше сами можете цепочку размотать... и роль права поставить на нужное место.

 

Имхо, роль права - всегда догоняющая. Право не способствует каким-то прорывам, оно отражает самый справедливый (в идеале) статус-кво. То есть вначале прорыв - потом право.

 

Хотя, если посмотреть на Европу, то римское право действительно может быть некоторые представления о том, что такое развитая торговля и какие в ней могут быть инструменты.

Ссылка на комментарий

к слову о...(не знаю куда впихать...кажись суда подойдет)

у нас вообще есть тема посвященная периоду от конца гражданской до начала отечественной?

 

, хвалят книжку:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/4413958/

"А. А. Зданович

Органы государственной безопасности и Красная армия"

 

http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/1840660.htm

"Рекомендую всем интересующимся Красной Армией и всеми аспектами военными строительства, ну и само собой собственно работой особых отделов ОГПУ в период 1921-1934 (фактически автор взял период существования ГПУ-ОГПУ как хронологические рамки). В книге несколько сот страниц документов (фото нет). С учетом уникального положения автора, бывшего начальника ЦОС и УПС ФСБ, много ИМХО реально нового.

Например, узнал, что за Тухачевским чекисты начали следить (в смысле, завели соответствующее дело о наблюдении за ним конкретно) еще с 1921 г . Тогда были опасения, что он своевольно начнет войну с Польшей, ни больше ни меньше.

Выдвинута весьма интересная версия генезиса операции "Весна", которая развернулось во всю ширь и дурь благодаря желанию ГПУ Украины раздуть до всесоюзных масштабов реальное дело о польском шпионаже и подготовке восстания в одном из украинских территориальных соединений, в чем их поддержали Менжинский и Ягода.

Интересно освещена и роль чекистов в борьбе с поилом и откатом в ВПК в 20-е гг - кое-что читается прямо как нечто очень актуальное, особенно по авиации и начинающемуся импорту вооружений:) Была, например, такая разработка "Вертикальный трест" о попилах по НИОКР в ВВС. Ну и роль в органов безопасности в разоблачении взяток от "Юнкерса" и закрытии этой концессии тоже оказывается главная (хотя про это уже писали).

В общем, настоятельно рекомендую всем интересующимся.

С уважением, А.Никольский"

 

http://eugend.livejournal.com/71954.html

 

"Книжка – ИМХО – крайне интересная, содержит множество новой для меня лично информации, огромное количество ссылок на архивные документы, в том числе из архивов ФСБ, богатые приложения (64 документа, занимающих почти треть весьма немаленькой по объему книги). В книге почти нет пересечений с предыдущими работами автора – я в частности нашел лишь одно – посвященное репрессиям в отношении морских офицеров в 20-е годы. Основная цель книги – как я понял – показать, что работа чекистов в сфере обеспечения обороноспособности страны (в первую очередь, особых отделов) сводилась не только и не столько к репрессивным мероприятиям, как это представляется многим в настоящее время, а большей частью имела в своей основе реальные и не надуманные мероприятия по обеспечению контрразведывательной работы в военной сфере и противостоянию с иностранными разведками (в первую очередь, польской), по контролю за лояльностью командного состава (что было не пустым словом), за состоянием дел в военной промышленности, по вопросам коррупции и хозяйственных преступлений в вооруженных силах и т.д.

 

Для меня лично изначально было интересно дело «Весна» и вопросы связанные с контролем за бывшими офицерами (отрывок я выложу далее, а чуть ниже дам и свои краткие комментарии), но с большим интересом читал и про борьбу с польской разведкой, про работу особых отделов во время подавления антоновского и кронштадтского восстания, про чекистов и ВПК, в частности про дело ген. Михайлова (интересно проведенное сравнение его с делом Сухомлинова) и про авиастроение и многое другое. Небезыинтересные факты про реальных, а не надуманных шпионов и не только, буквально рассыпаны по всему тексту – как например информация о том, что бежавший на запад секретарь Сталина Бажанов реально был агентом польской разведки, про то, что французские разведчики, работавшие против СССР с территории Румынии и организовавшие разведдеятельность через бывшего врангелевского офицера Богомольца, оперативно получали штабы приказы КОВО, про генерала Генштаба Рыльского, высокопоставленного сотрудника Управления боевой подготовки – завербованного прибалтами, про Тухачевского – который со слов секретных сотрудников ОГПУ из числа высокопоставленных военных из его окружения, а также в донесения и сводках ОГПУ весьма высоко оценивался как военачальник (хотя и отмечалось его склонность зарываться), но при этом был весьма нечистоплотен в личных делах (в частности, отмечались многочисленные факты злоупотребления хозяйственным положением, бросавшаяся в глаза несопоставимость его официальных доходов с реальными расходами и т.д.), про то, как следствие по сути окончилось ни чем при расследовании дел о поставке самолетов от «Юнкерса», после того, как вплотную подошло к фигурам тогдашнего начальника ВВС Баранова и его предшественника на этом посту Розенгольца. Интересно читать например о том, что немцы в 20-е годы, не имея средств на ведение активной разведывательной работы в СССР и пользуясь тесными военными связями с РККА, сделали ставку на «банальный шпионаж, а на выстраивание системы подчинения своему влиянию отдельных советских военачальников и даже некоторых звеньев оборонного ведомства Советского Союза» - по мнению автора, «такую амбициозную задачу не ставили перед собой военные круги других иностранных государств» и лишь «откровенно антикоммунистическая и антисемитская политика Гитлера и его окружения не дала возможности германскому генералитету продвигаться в указанном направлении».

 

Немножко коснусь материалов, посвященных «Весне» (отрывок я выложу далее). ИМХО информация, изложенная в книге, во многом утверждает меня в уже сложившемся в отношении этого дела мнении. Вкратце, озвучу свои тезисы - нет дыма без огня, но официальные обвинения, предъявленные большей части арестованного комсостава, не имели ничего общего с действительностью. Подоплека дела имела скорее «мобилизационный» характер – нейтрализация потенциальной пятой колонны. И подобные опасения имели под собой определенную – и достаточно реальную - почву. Хотя масштабы распространенности подобных настроений и степень организованности бывших военспецов сильно преувеличены, тем не менее лояльность многих из них в критической ситуации вызывала более чем объяснимые сомнения. Во многом раскрутка этого дела именно в тот момент времени была связана с внешнеполитической обстановкой – а именно кризисом в отношениях с Польшей («Военная тревога 1930 года»). Тем не менее, дело было раскручено под давлением сверху, а механизм раскрутки во многом напоминал тот, который использовался позднее в 1937 году (этот тезис основан не на материалах данной книги, а на моем мнении после знакомства с материалами украинского сборника документов по делу «Весна»). Масштабы и жестокость репрессий в рамках «Весны» в получивших распространение последнее время публикациях все-таки заметно преувеличены (хотя имели место различные эксцессы), особенно в сравнении с 1937-м годом. Из нового, что я почерпнул из книги – среди прочего отмечу дополнительные данные о критическом отношении внутри ОГПУ к самому делу в рамках «Весны», а также материалы по АНД «Генштабисты».

 

У меня безусловно есть некоторые замечания к тексту книги, тем более мое знакомство с ней пока достаточно поверхностно. В частности, у Здановича в очередной раз всплывает гуляющая по различным работам цифра в 3000 командиров РККА, арестованных в ходе операции «Весна» (в первый раз она всплыла в работе Сувенирова»), тем не менее никаких архивных подтверждений этой цифры я не встречал, и документы, с которыми я сталкивался (в том числе и опубликованные в этой книге) склоняют меня к тому, что данная цифра заметно завышена, далее – Зданович уделяет немало внимания бонапартистским тенденциям в высшем руководстве РККА, и в качестве примеров приводит Тухачевского и Уборевича – и если в отношении первого я склонен согласится, то примеры в отношении второго, приводимые в книге, представляются мне крайне натянутыми (вообще, по Уборевичу при внимательном изучении в книге присутствует только один факт, могущий косвенно скомпрометировать его – привлечение к делу закупок в Германии отставного немецкого генерала Людвига, следствием чего были убыточные для советского государства сделки по завышенным ценам), не очень понравился мне пример с Фрунзе, не упомянувшим в своем выступлении бегство Фастыковского за границу, как подтверждение факта если можно так выразится «халатного» или снисходительного отношения к военспецам – в первую очередь, просто в силу того, что это вообще сама по себе крайне странная и запутанная история – Фастыковский бежал, вскоре вернулся – без каких-либо последствий для себя и при этом сам же Зданович позже упомниает о нем, как секретном сотруднике ОГПУ. Тем не менее в целом эту книгу я оцениваю очень высоко и всячески рекомендую – ИМХО маст хэв тем, кто интересуется историей становления Красной армии в 20-30е годы, да и не только.

 

 

P.S. Содержание книги

 

Введение (5)

Глава I

ИСТОРИОГРАФИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРОБЛЕМЫ (9)

§ 1. Историография проблемы(9)

§ 2. Анализ источников по теме исследований (35)

 

Глава II

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РККА (59)

§ 1. Угрозы безопасности для РККА и РККФ (59)

§ 2. Правовые основы организациии деятельности органов ВЧК — ОГПУпо военной линии и их практические задачи (119)

§ 3. Совершенствование системы органов ВЧК — ОПТУ, занятых в сфере обеспечения безопасности войск (163)

§ 4. Кадровый потенциал особых отделов (196)

 

Глава III

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВЧК - ОГПУ В ИНТЕРЕСАХ УКРЕПЛЕНИЯ БОЕГОТОВНОСТИ КРАСНОЙ АРМИИ И ФЛОТА (226)

§ 1. Обеспечение безопасности войскв условиях «малой гражданской войны» (226)

§ 2. Роль органов госбезопасностив укреплении политической надежности войск (267)

§ 3. Бывшие офицеры как объект оперативного воздействия органов ОГПУ (331)

§ 4. Оказание органами ВЧК — ОГПУ помощи командованию в проведении военной реформы и реализации 1-й военной пятилетки (397)

§ 5. Роль органов ВЧК — ОГПУ в реализации мер по защите

государственной и военной тайны в РККА (483)

Заключение (525)

Приложения (535)

Примечания (711)

Использованные источники и литература (762)

"

 

заодно у eugend-а есть пара отрывков из это книги.

Изменено пользователем vergen
Ссылка на комментарий

2Takeda

Имхо, роль права - всегда догоняющая.

это абстрактно. А в цепи причинно-следственных связей приведших Запад к великому технологическому прорыву наличие права выступает одной из предпосылок для успешного осуществления "фазового перехода" от аграрных традиционных обществ к инновационному "второй волны".

Ссылка на комментарий

Chernish

Краковский
"Ягеллонский университет, старейший университет в Польше, один из первых государственных университетов в Центральной Европе. Находится в Кракове. Основан в 1364 Казимиром Великим, в 1400 реорганизован Владиславом Ягайло (отсюда и название) по образцу Парижского университета. Расцвет учебной и научной жизни К. у. приходится на конец 15 и начало 16 вв. университет имел факультеты: теологический, юридический, медицинский и свободных наук. Он был единственной высшей школой в Польше."

Про сотни университетов, думаю, гипербола? :)

нужны две вещи
Еще одна вещь нужна - ограбление полмира, без которого и указанные Вами вещи пшик.

Takeda

Имхо, роль права - всегда догоняющая.
Абсолютно согласен, хотя по иным Вашим постам (даже в этой теме выше) сложилось абсолютно противоположное мнение о Вашей позиции в отношении данного вопроса. ;)
Ссылка на комментарий

2old17

Еще одна вещь нужна - ограбление полмира, без которого и указанные Вами вещи пшик.

Сначала появилась возможность провернуть это дельце (технологическое преимущество в военной сфере) и способность удержать и переварить захваченное (экономическая структура - ссудный процент как стимул развития).

Но отрицать доминирующее влияние колониальных ресурсов для развития европейской цивилизации нового времени сложно :)

Ссылка на комментарий

Действительно.. чтобы захватить колонии уже надо было чего то добиться. И чтоб эти ресурсы потом эффективно использовать.

Ссылка на комментарий

basil13

технологическое преимущество в военной сфере
В принципе, да. Однако, учитывая контекст обсуждения :D , было ли такое технологическое премущество в то время у Европы перед Россией? Кроме того, насколько Древний Рим был технологичнее покоренных им племен и стран?
Ссылка на комментарий

2old17

Еще одна вещь нужна - ограбление полмира, без которого и указанные Вами вещи пшик.

Это следствие технологического превосходства. Сначала рывок потом колониальное ограбление, дававшее средства для нового рывка.

 

Про сотни университетов, думаю, гипербола?

ненамного. В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия - уже 79.

В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека. Сравните с количеством обучавшихся в учебных заведения в России при Петре...

 

 

было ли такое технологическое премущество в то время у Европы перед Россией?

 

Когда? В XIII веке не было, в XVI уже чувствовалось, в XVII приобрело опасный характер и было устранено при Петре, чтобы потом периодически вновь появляться (Крымская война, ПМВ)

Ссылка на комментарий

Chernish

Когда? В XIII веке не было, в XVI уже чувствовалось, в XVII приобрело опасный характер
Тогда Речь с краковским университетом :), не говоря уж о Швеции и Ливонии покорили бы Россию как "папуасов" и не заметили.

А если конкретно, в чем технологическое отставание опасного характера России от Европы в 16 веке?

Это следствие технологического превосходства.
Что все-таки причина и что следствие? Неужели в каравеллах все дело? ;) "Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

Прежняя феодальная, или цеховая, организация промышленности более не могла удовлетворить спроса, возраставшего вместе с новыми рынками. Место ее заняла мануфактура. Цеховые мастера были вытеснены промышленным средним сословием; разделение труда между различными корпорациями исчезло, уступив место разделению труда внутри отдельной мастерской...

Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья."

"Первыми известными европейцами, которые попали в Америки, как полагают, были Викингами ("норвежецами"), которые основали несколько своих колоний в Америках с 11-ого столетия. Один Викинг, Леиф Ериксон (Leif Erikson) основал недолгое поселение в Винланд, современном Ньюфаундленде. Поселения на Острове Гренландия выжили в течение нескольких столетий, в течение того времени норвежцы Острова Гренландия и Инуитские люди имели, главным образом, враждебный контакт. К 15-ому столетию разрушились норвежские поселения Острова Гренландия. Несколько средневековых арабских источников также предполагают, что мусульманские исследователи с Ала-Андалуса (Исламская Иберия, включая современную Испанию и Португалию), возможно, путешествовали в экспедициях через Атлантику в Америки между 9-ыми и 14-ыми столетиями. В 1492 году, Христофор Колумб достиг Америк, и после этого события европейское исследование и колонизация, быстро расширились. Период начавшийся в 1492 году известен как Колумбовая Эпоха.Европейский образ жизни включал длинную историю разделения жилья с одомашненными животными, такими как коровы, свиньи, овцы, козы, лошади, и различная одомашненная домашняя птица, которая привела к эпидемическим болезням, неизвестным в Америках. Таким образом, крупномасштабный контакт с европейцами после 1492 года принес новые микробы коренным жителям Америк. Оспа (1525 г., 1558 г., 1589 г.), сыпной тиф (1546 г.), грипп (1558 г.), дифтерия (1614 г.) и корь (1618 г.) эпидемии унесли жизни 112 миллионов человек, приблизительно 95 % - 98 % местного населения. Эта популяционная потеря и культурный хаос и политический крах привел к очень облегченной колонизации земли и завоевания местных цивилизаций."

Ссылка на комментарий

2old17

Оспа (1525 г., 1558 г., 1589 г.), сыпной тиф (1546 г.), грипп (1558 г.), дифтерия (1614 г.) и корь (1618 г.) эпидемии унесли жизни 112 миллионов человек, приблизительно 95 % - 98 % местного населения. Эта популяционная потеря и культурный хаос и политический крах привел к очень облегченной колонизации земли и завоевания местных цивилизаций."

Между первой эпидемией и поседней - порядка 100 лет - это 4-5 поколений. Да и цифра в 112 миллионов выглядит занадто.

Ссылка на комментарий

2Chernish

Это следствие технологического превосходства. Сначала рывок потом колониальное ограбление, дававшее средства для нового рывка.

скорее это паралельные процессы - т.е. начало ограбления дающего деньги для рывка, и начало рывка - для которого требуются деньги коии проще найти ограбляя:)...

не сложись это вместе - и общего рывка бы не вышло...

Ссылка на комментарий
Причем в 11-м веке я бы Русь поставил впереди "франций" (за счет специфичности сочетания веротерпимости русов, взрывного проникновения византийской культуры вместе с деятельностью славянских миссионеров), в начале 13-го века вровень

 

Русь и в 11 веке очень сильно уступала Франции по образованию. Во Франции уже были "средние" школы, а на Руси их не было

 

 

Но говорить в раннем средневековье о дикой Руси смешно. Скорее можно говорить о диких эуропэйцах  Кстати, тут где-то валялась в отвалах ветка о гигиене в средние века. Камрад Eqir там, помню, милейшие примеры приводил о "рыцарской культуре".

 

 

Просто в раннее средневековье Русь относительно развитых стран Европы отставала меньше чем в XVII веке. Но отставала с самого начала.

Байки про немоющихся европейцев - вздор, европейцы в средние века мылись в бане, и ванны принимали.

Изменено пользователем oberon
Ссылка на комментарий
а что Грозный у нас Греческого не знал? и польского какого-нибудь?

 

Не знал никаких. Кажется первым царем знавшим иностранные языки был Петр (но он был самоучка). В отношении Федора Алексеевича которого раньше считали большим полиглотом, как кажется доказано, что языков он не знал никаких кроме русского да и русский он знал плохо. Царей в Росии учили читать, писать и считать - и все. Можете представить себе уровень образования элиты.

Ссылка на комментарий
Называть дикарями тех, кто не знает 7 языков - это как-то, хмм..., завышенная планка. Кроме того, одними языками образованность не исчерпывается.

 

Дело не только в языках, а в общем отсутствии образования. Окружение Елизаветы или Генриха имело как бы сейчас сказали гуманитарное образование с опорой на достижения античности. Грозный с Курбским имели чисто средневековые "знания", которые сводились к начетничеству в житиях юродивых и прочей мерзости. А это были еще "образованные" по русским меркам люди.

Ссылка на комментарий

2old17

Тогда Речь с краковским университетом , не говоря уж о Швеции и Ливонии покорили бы Россию как "папуасов"

Разрыв был не как с папуасами. И - Швеция и Польша в 16-17 вв. имели явный перевес над Россией.

 

Неужели в каравеллах все дело?

 

Корабли и пушки, т.е. математика, астрономия, инженерное дело и металлургия)

 

Про 112 млн - чушь собачья. Бред сивой кобылы (кто считал? и как считал? и - сейчас совсем иначе оценивают... )

 

2vergen

скорее это паралельные процессы -

 

Без превосходства в технологиях не было бы колониального ограбления)

 

 

2oberon

Русь и в 11 веке очень сильно уступала Франции по образованию.

это при Ярославе Мудром то? Когда Анна Ярославна нашла Париж дырой? В софийской школе сколько русских детей обучалось? Светлако недавно приводил ссылку. Скорее Франция от Руси отставала)

 

Просто в раннее средневековье Русь относительно развитых стран Европы отставала меньше чем в XVII веке. Но отставала с самого начала.

 

Не во всем. Отставала в главном - в технологиях сельского хозяйства. У нас подсека в Европе давно трехполье...

Ссылка на комментарий

2oberon

Русь и в 11 веке очень сильно уступала Франции по образованию. 

Не пишите чепуху и отсебятину . Почитайте, наконец, академика Янина.

Образование в Западной Европе было в первую очередь церковным, а потому узконаправленным и охватывало очень незначительный процент населения. Оно, конечно, имело гораздо более давние традиции и использовало античные знания, но всё это никоим образом не говорит об общем уровне грамотности населения. Быстрому распостранению грамотности среди населения сильно мешало то, что преподавание велось на латыни, которая к тому времени была уже мертвым языком. А вот на Руси был свой славянский алфавит, который использовали вкупе с родным языком, потому и население могло легко и быстро изучать письменность. Примечательный факт - 80 % новгородских берестяных грамот написано без единой грамматической ошибки !!! ;)

Что касается образования в Западной Европе, то в 11 в. историки отмечают его упадок. Даже духовенство в значительной своей части было неграмотным, не говоря уже об орденских братьях-рыцарях, готорым давался целый ГОД ( !!! ) на заучивание одной-единственной молитвы "Отче наш". Неграмотнными были даже короли ! Только Вы эти факты предпочитаете не замечать и замалчивать. :bleh:

Изменено пользователем zenturion
Ссылка на комментарий
Не пишите чепуху и отсебятину . Почитайте, наконец, академика Янина.

 

И что этот академик Янин? Обнаружил латинские школы на Руси? Может это вам лучше Янина почитать, чтоб не ссылатся на него когда не следует?

Ссылка на комментарий
это при Ярославе Мудром то? Когда Анна Ярославна нашла Париж дырой? В софийской школе сколько русских детей обучалось? Светлако недавно приводил ссылку. Скорее Франция от Руси отставала)

 

Ну так приведите соответствующее свидетельство летописи. Как я знаю есть один отрывок который можно трактовать, как то, что Ярослав завел школу в Киеве. Впрочем этот отрывок можно понимать и по другому. И ничего больше.

А в Новгороде никаких училищ никогда не было.

 

Аналогично "Анна Ярославна нашла Париж дырой" - телепатия сквозь века?

Ссылка на комментарий
А вот на Руси был свой славянский алфавит, который использовали вкупе с родным языком, потому и население могло легко и быстро изучать письменность.

 

Авторов этого алфавита следовало бы занести в список злейших врагов Руси. Ничего кроме огромного вреда этот идиотский алфавит не принес.

 

А вот на Руси был свой славянский алфавит, который использовали вкупе с родным языком, потому и население могло легко и быстро изучать письменность.

 

В Европе использовали гораздо более удобный латинский алфавит вкупе с родным языком (а в скандинавских странах еще и рунический алфавит). Так что население могло еще более легко и быстро изучать письменность

 

 

Примечательный факт - 80 % новгородских берестяных грамот написано без единой грамматической ошибки !!!

 

Меня больше удивляют оставшиеся 20%. Как можно было ухитрится писать с ошибками на языке не имеющем общепринятой грамматики? :D

 

Что касается образования в Западной Европе, то в 11 в. историки отмечают его упадок. Даже духовенство в значительной своей части было неграмотным, не говоря уже об орденских братьях-рыцарях, готорым давался целый ГОД ( !!! ) на заучивание одной-единственной молитвы "Отче наш". Неграмотнными были даже короли ! Только Вы эти факты предпочитаете не замечать и замалчивать.

 

 

Между прочим первые университеты появились в Европе как раз в 11 веке. Я не спорю, что в тогдашней Европе уровень образования был низким, но вот только на Руси он был еще ниже.

Изменено пользователем oberon
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.