old17 Опубликовано 26 июня, 2009 #126 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2009 oberon Да, собственно, цитаты из Рязановского "Обзор русской культуры" читайте там. Или тоже... ерунда? Тогда чего-нибудь свое с фактами про беспросветную темноту и бесшколье в средневековой Руси. 1 Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 26 июня, 2009 #127 Поделиться Опубликовано 26 июня, 2009 (изменено) Да, собственно, цитаты из Рязановского "Обзор русской культуры" читайте там. Или тоже... ерунда? Совершенно верно. Ерунда. Тогда чего-нибудь свое с фактами про беспросветную темноту и бесшколье в средневековой Руси. А тут обсновывать особо нечего. В Европе к концу XVII века была мощная система образования, где наряду с "начальными школами" обучавшими чтению и письму части простонародья, существовала сеть "средних" (латинских школ, гимназий, грамматических школ, коллегии и т.д. - названия разные) школ где учили латыни и знакомили с античными авторами, а поверх этих школ - сеть университетов. Причем "средние" школы существовали, постепенно увеличиваясь в числе, со времен Каролингов и Альфреда Великого. В России первую среднюю школу завели при Алексее Михайловиче, но учеников в нее при этом набрать было трудно, т.к. учится никто не хотел ("кто латыни научится, то с правого пути совратится"). К моменту воцарения Петра I в России (исключая Украину) на всю страну была одна единственная нормальная школа c 156 учениками, и очень плохим уровнем образования. В Англии XV века было как я помню из Тревельяна несколько сотен таких школ - это при населении в три или четыре раза меньшем. Перечислять дальше подобные вещи можно долго - и ничтожные обьемы книгопечатания, и дикое по европейским меркам невежество правящей элиты и т.д. и т.п. Вообщем стараниями тогдашней православной церкви Русь XV-XVII веков была сравнительно Европой чудовищно дикой и темной. Изменено 26 июня, 2009 пользователем oberon Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 28 июня, 2009 #128 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2009 2oberon Вообщем стараниями тогдашней православной церкви Русь XV-XVII веков была сравнительно Европой чудовищно дикой и темной. что дикой и темной - согласен. А вот что стараниями Православной церкви - нет. При чем тут церковь то? Вот в Византии в XV в. был расцвет культуры и образования - и бежавшие от турок греки положили начало Возрождению в Европе - это тоже выходит благодаря Православной церкви? \А как же тогда Русь? Может дело не в церкви а в стране и потребностях элиты? В ее бедности прежде всего? Ссылка на комментарий
Alick Опубликовано 28 июня, 2009 #129 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2009 (изменено) 2Chernish что дикой и темной - согласен. А вот что стараниями Православной церкви - нет. При чем тут церковь то? При том, что церковь принесла на Русь другую культуру, объявив старую культуру тёмной, греховной и т.п. Изменено 28 июня, 2009 пользователем Alick Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 28 июня, 2009 #130 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2009 2Alick При том, что церковь принесла на Русь другую культуру, объявив старую культуру тёмной, греховной и т.п. Век не путаете? Чать не про 10-11 речь идет. Ссылка на комментарий
Alick Опубликовано 28 июня, 2009 #131 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2009 2xcb Век не путаете? Чать не про 10-11 речь идет. И что из этого следует - церковь после этого бесследно испарилась? Ссылка на комментарий
zenturion Опубликовано 28 июня, 2009 #132 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2009 Тогда чего-нибудь свое с фактами про беспросветную темноту и бесшколье в средневековой Руси. Можно и не свое... Адакемик Янин, перекопавший почти весь Новгород Великий, пришел к выводу что его население в период Средневековья было практически поголовно грамотным. Тому подтверждением служат сотни берестяных грамот самого разного содержания, как бытового, так и делового. Есть и весьма забавные экземпляры как, например, записка женщины своему любовнику с благодарностью за ночные утехи. Такого феномена грамотности в период Средневековья не наблюдается нигде более. А в Зап. Европе даже феодальное сословие было сплошь неграмотным - там рыцарь, умеющий читать и писать, был редкостью. Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 29 июня, 2009 #133 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2Alick И что из этого следует - церковь после этого бесследно испарилась? ДоХристианская культура благополучно влилась в христианскую. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 29 июня, 2009 #134 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2xcb ДоХристианская культура благополучно влилась в христианскую. А что это такое "дохристианская култьтура"? Не было там ничего - ни письменности ни культуры. Мрак и язычество поганое... Россия началась с православия и без православия немыслима. Наши предки это поинмали а сейчас почему то нет) Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 29 июня, 2009 #135 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2Chernish Не было там ничего - ни письменности ни культуры. Кто то же призвал варягов, значит были образования. Насчет письменности - вопрос сложный и дискуссионный. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 29 июня, 2009 #136 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2xcb не дискуссионный. Покажите мне хотя бы одно дохристианское пороизведение письменное О чем дискутировать то? О подделке Лесного (Влесова книга)? Сорри это по части псевдоисториков) Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 29 июня, 2009 #137 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2Chernish http://www.kladina.narod.ru/istrin/istrin.htm Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 29 июня, 2009 #138 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2xcb И что? Резы - это "культура"? или произведения сравнимые с тем что принесло православие? Каракули детские рядом с Войной и миром - вот что это такое а не культура... Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 29 июня, 2009 #139 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2Chernish А вот интересно, вторые экземпляры договоров Визанотов с Олегом и Игорем на каком языке писались? Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 29 июня, 2009 #140 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2еремей зонов Это где "от роду руского2 выступают "Карл, ингелд, фарлаф" и прочие? На их языке.. этих вот Карлов и Руловоф.. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 29 июня, 2009 #141 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2Chernish А что это такое "дохристианская култьтура"? Не было там ничего - ни письменности ни культуры. Мрак и язычество поганое... ну оно может и не мрак и не язычество поганое (масло маслянное)... но таки да культура в нынешнем понимании - во многом за счет христианства у нас появилась...как бы там было без него - целиком гадателно и в альтернативу (я полагаю не очень удачно бы вышло). Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 29 июня, 2009 #142 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2еремей зонов А вот интересно, вторые экземпляры договоров Визанотов с Олегом и Игорем на каком языке писались? а они писались? Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 29 июня, 2009 #143 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2Chernish Это где "от роду руского2 выступают "Карл, ингелд, фарлаф" и прочие? На их языке.. этих вот Карлов и Руловоф.. Т.е. на русском? 2vergen а они писались? "В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях - Царя вашего и своею рукою..." Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 29 июня, 2009 #144 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2еремей зонов "В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях - Царя вашего и своею рукою..." ну и где тут про два языка? Ссылка на комментарий
old17 Опубликовано 29 июня, 2009 #145 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 oberon К моменту воцарения Петра I в России (исключая Украину) на всю страну была одна единственная нормальная школа c 156 учениками, и очень плохим уровнем образования. Если по вычислениям проф. Ключевского за два века татарского ига к середине XV в. было создано до 180 новых монастырей (Очерки и речи, стр. 205), то это составляло вместе со старыми до 200 монастырей. Таким образом во второй половине XV в. Московская Русь имела в качестве пунктов просвещения до двухсот монастырей, да не менее того городов и духовенство (городское и сельское). Через два века, к середине XVII в. указанное число монастырей и городов возросло. Часть из них имела постоянно организованные школы, некоторые — школы повышенного типа. Из этих школ вышло много церковных деятелей эпохи, писателей и художников, еще больше просто грамотных людей...Еще в конце пятнадцатого и в начале шестнадцатого столетия положение с образованием в городах было значительно лучше, чем в эпоху, наступившую после борьбы боярских родов, которой была наполнена несчастная юность Иоанна Грозного. Мы узнаем об этом из постановлений знаменитого Стоглавого Собора, состоявшегося в 1551 роду. В постановлениях Стоглавого Собора отмечается, что священникам учиться негде. "А прежде сего училища бывали в Российском царствовании на Москве и в Великом Новгороде и по иным градам, многие грамоте писали и чести учили, потому тогда и грамоте гораздо было." Комментируя эту часть постановлений Стоглавого Собора проф. Рязановский пишет: "...Таким образом приведенное указание Стоглавого собора необходимо относить к просветительной деятельности Ивана III, продолженной Василием III (1534 г.), когда приглашались на Русь иностранные архитекторы, мастера и иные специалисты, когда Варфоломей Готан печатал для Ивана III русские книги, Иван III собирал библиотеку и т. п., Василий III продолжал мероприятия отца"... Училища в Московской Руси были не только в городах, но и в селах. Мартиниан Белозерский учился в деревне около Кирилловского монастыря. Святые Александр Свирский и Зосима Соловецкий учились в школе, которая была в деревне. Святой Антоний Сийский учился тоже в селе... "...В ХV-ХVII вв. мы видим на Руси ряд выдающихся и просвещенных лиц в разных областях культурной жизни страны. Таковы, например, в XV в. Иван III, юрист В. Гусев (автор Судебника), купец А. Никитин, совершивший и описавший путешествие за три моря, монахи Нил Сорский, Иосиф Волоцкой, Епифаний Премудрый, художники Андрей Рублев и Дионисий, скульптор Амвросий и другие. В XVI в. жили такие образованные люди, как Иван IV, Вассиан Косой, митрополит Макарий, Андрей Курбский, думные дьяки Андрей и Василий Щелкаловы, а также талантливые художники — живописец Феодосий Дионисиев, архитекторы Барма и Посник и другие. В XVII в. мы видим таких просвещенных деятелей, как цари Алексей и Федор, патриархи Филарет н Никон, митрополит Дмитрий Ростовский, бояре — Ордын-Нащокин, Матвеев, Хитрово, Ртищев, дьяки Грибоедов, Тимофеев, монахи Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, художники-живописцы П. Чирин, С. Ушаков, архитекторы — Семен Петров (Коломенский дворец), замечательный резчик — инок Исайя и другие. До нас дошло до 130.000 разного рода рукописей. Некоторые рукописи XI века имеются в 30 экземплярах, XII века до сотни, а дальше сотни и даже тысячи экземпляров см. также пост камрада zenturion Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 29 июня, 2009 #146 Поделиться Опубликовано 29 июня, 2009 2vergen ну и где тут про два языка? Сорри, камрад, был невнимателен к Вашему вопросу. Показалось, что Вы спрашивали писались ли договоры вообще? Но если даже оба экземпляра писались на одном языке (кстати раньше не обращал внимание на "Иваново написание" - надо глянуть комментарии, что это за зверь), значит у русов была в ходу пусть и не родная, но письменность. Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 30 июня, 2009 #147 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2009 (изменено) Цитата Если по вычислениям проф. Ключевского за два века татарского ига к середине XV в. было создано до 180 новых монастырей (Очерки и речи, стр. 205), то это составляло вместе со старыми до 200 монастырей.... Вся эта цитата - частью мухлеж, частью откровенный вздор. Касательно школ см. Луппов С. П. Книга в России в XVII в. и Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII в. Еще раз повторю, первую как выражается Луппов "стационарную" школу завевли на Руси при Алексее Михайловиче стараниями боярина Ртищева. На момент воцарения Петра I на Руси (кроме Украины) была одна единственная "стационарная" т.е. настоящая школа. Изменено 30 июня, 2009 пользователем oberon Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 30 июня, 2009 #148 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2009 2oberon Вся эта цитата - частью мухлеж, частью откровенный вздор. Я смотрю, что вы предпочли "не заметить" мнение Янина о практически поголовной грамотности Господина Великого Новгорода. А я вам его повторю и подожду, чем вы Янина опровергнете Что же касается системы образования на Руси и в Европе - это были просто разные системы. Что не делает одну абсолютно хорошей, а другую абсолютно плохой. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 30 июня, 2009 #149 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2009 2Svetlako Я смотрю, что вы предпочли "не заметить" мнение Янина о практически поголовной грамотности Господина Великого Новгорода. вопросы: 1. касалось ли это всего периода существования Новгорода (как более-менее независимого образования) 2. касалось ли это других земель (и опять же по времени...) Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 30 июня, 2009 #150 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2009 Я смотрю, что вы предпочли "не заметить" мнение Янина о практически поголовной грамотности Господина Великого Новгорода. А я вам его повторю и подожду, чем вы Янина опровергнете Что же касается системы образования на Руси и в Европе - это были просто разные системы. Что не делает одну абсолютно хорошей, а другую абсолютно плохой. Вообще говоря речь шла о периоде XV-XVII веков, куда янинский Новгород плохо вписывается. Про поголовную грамотность - пожалуйста цитаты Янина. Пока что берестяные грамоты позволили установить, что грамотные люди в Новгороде были, в том числе среди женщин, людей низкого социального происхождения и т.п. Ни о какой поголовной грамотности в Новгороде это не свидетельствует. О превосходстве Новгорода над Европой (где грамотность в городах была повсеместно распространена - во Флоренции 14 века если я правильно помню 70% населения были грамотны) - подавно. "Патриотические" заявления "а в Зап. Европе даже феодальное сословие было сплошь неграмотным - там рыцарь, умеющий читать и писать, был редкостью" свидетельствуют не о невежестве рыцарей, а о махровом невежестве того кто пишет подобные сказки (другая подбная байка - о том что в якобы Европе не мылись). Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти