Takeda Опубликовано 10 июля, 2009 #251 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2009 (изменено) Но Алкуин худо бедно нес людям достижения античной цивилизации, а вот Иларион не нес людям ничего. Насколько я понял из цитат - Алкуин нес некое словоблудие, стилизованное под античность Может это и начало схоластики, но больше походит на емкие и красочные метафоры. В Византии античная традиция сохранялась, хотя — с современной точки зрения — в неполном и искаженном виде. Т.е. западные германские и саксонские племена античную традицию не искажали? Ну так приведите эти источники. Ну так уже приводил раньше в этой теме, если меня не подводит мой склероз. Изменено 10 июля, 2009 пользователем Takeda Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 10 июля, 2009 #252 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2009 (изменено) Т.е. западные германские и саксонские племена античную традицию не искажали? Разумеется искажали (хотя вероятно меньше чем в Византии). Но они ее знали и ею пользовались. А на Руси античную цивилизацию не знали, и ее интеллектуальными достижениями не пользовались. Насколько я понял из цитат - Алкуин нес некое словоблудие, стилизованное под античность Может это и начало схоластики, но больше походит на емкие и красочные метафоры. Если бы вы читали внимательней, вы бы убедились, что приведенный фрагмент взят из "учебника Алкуина, написанного в форме диалогов для сына Карла Великого — Пипина." Это учебник - понимаете сей факт? который должен был научить (помимо латыни) "искусству говорить, давать ловкие ответы и хитрые определения, фантазировать и рассуждать на любую тему" А вот учебники написанные "философом" Илларионом мне неизвестны. Изменено 10 июля, 2009 пользователем oberon Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 10 июля, 2009 #253 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2009 Ну так уже приводил раньше в этой теме, если меня не подводит мой склероз. Не было таких Ссылка на комментарий
Квинт Пехотинец Опубликовано 10 июля, 2009 #254 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2009 2 Takeda Насколько я понял из цитат - Алкуин нес некое словоблудие, стилизованное под античность smile3.gif Может это и начало схоластики, но больше походит на емкие и красочные метафоры. Камрад..вы взяли простейший пример для школяров. Из этого словоблудия потом выросла "Сумма Теологий" Аквинского. Ссылка на комментарий
Аксель Опубликовано 10 июля, 2009 #255 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2009 2old17 Я в смысле, что были бы тут какие-нибудь "паряги" - варягам ничего бы не обломилось. Общинно-родовая система ранних лесных славян не могла содержать значительное число профессиональных бойцов, тем более с приличным оружием. Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 11 июля, 2009 #256 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2009 (изменено) 2Квинт Пехотинец Камрад..вы взяли простейший пример для школяров. Из этого словоблудия потом выросла "Сумма Теологий" Аквинского. Да нет, мне его дали Вот если мне дадут что-гибудь другое... Или, не стоит представлять Алкуина как светоч в темном царстве 2oberon Как только в офис доберусь - приведу примерчик-другой. Изменено 11 июля, 2009 пользователем Takeda Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 11 июля, 2009 #257 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2009 2Takeda Неужели? Не верю своим глазам а вы в соседнюю ветку про цивилизационные этапы России загляните. Там все опирается на палеоэкономическую модель) Факты вещь упрямая.. пока выходит что при подсеке - более примитивном чем при трехполье способе землепашества - Руст получала гораздо более высокие урожаи чем потом и соотв. имелся прибавочный продукт для ускоренного развития (что и происходило). Бурный рост городов, храмов, строительство сложное (домонгольские храмы и сегодня поражают своими пропорциями и красотой) невозможны при отсталости образования и низком уровне знаний. То то толкует Оберон про древнюю Русь - немыслимо, ибо противоречит фактам высокого уровня развития Руси в 11-12 веках. Что требует определенной образованности. Латинские школы вообще мимо кассы ибо вообще то - открою Оберону страшную тайну - современная цивилизация и современная наука вообще не из латинских школ и университетов выросла а из академий и прочих "нетрадиционных" в средние века форм эпохи Просвещения. Ньютон, Лейбниц, Декарт и прочие основатели науки не имеют никакого отношения к средневековой системе образования) И ломоносов появившийся в России без всяких латинских школ и опередивший Гумбольдта в создании современного многоцелевого универа - тоже это подтверждает) 2Аксель Общинно-родовая система ранних лесных славян не могла содержать значительное число профессиональных бойцов, тем более с приличным оружием. а при чем тут родовая система? Подсечно-огневое земледелие славня в лесах Руси могло содержать намного большее количество "верхов" чем трехполье нищей Европы. Русь была богаче поэтому в раннем средневековье развивалась опережающими темпами. С 15 века стала беднее и тут же отстала ) Если огрублять) Ссылка на комментарий
Аксель Опубликовано 11 июля, 2009 #258 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2009 (изменено) 2Chernish Общинно-родовая система ранних лесных славян не могла содержать значительное число профессиональных бойцов, тем более с приличным оружием. а при чем тут родовая система? Для сбора продуктов на свое содержание, плюс излишки на закупку оружия, одежды, строительство домов, дружина должна проводить силовое полюдье, т.е. это уже не родовой а племенной уклад с князем. Однако при населении редком и нищем ничего не соберешь - людишки будут уходить бросая или сжигая ничтожные пожитки. Дружине остается ловить и продавать самих родовичей на внешних рынках - ситуация ранних варягов. Изменено 11 июля, 2009 пользователем Аксель Ссылка на комментарий
Аксель Опубликовано 11 июля, 2009 #259 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2009 (изменено) 2Chernish при подсеке - более примитивном чем при трехполье способе землепашества - Руст получала гораздо более высокие урожаи С мизерных площадей. Второй раз да на том же месте лес пожжещь когда? Кста, Русь хлебом отнюдь не торговала и далеко не в хлебе был источник ее обогащения. Товарный экспорт описывается в ПВЛ так: из Руси же меха и воск, мед и рабы. Изменено 11 июля, 2009 пользователем Аксель Ссылка на комментарий
zenturion Опубликовано 11 июля, 2009 #260 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2009 2Chernish открою Оберону страшную тайну Бесполезно.... Латинские школы вообще мимо кассы Нет.. в латинских школах все шло именно в кассу, если дело касалось обучения мирян.. Латинские школы готовили прежде всего священников и только им давалось более-менее углубленное образование. А так в называемых "внешних школах" для детей богатых прихожан учили только писать, читать, считать, петь церковные песни да малось латынь понимать ( на уровне текстов молитв) И... ВСЁ ! И учеников этих было мизерное количество в процентном отношении к населению ! А тут, панимаш, бла-бла-бла ... про философию, риторику, и чуть ли не высшую математику... Ну-ну... Ссылка на комментарий
Аксель Опубликовано 12 июля, 2009 #261 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2009 (изменено) 2zenturion А так в называемых "внешних школах" для детей богатых прихожан учили только писать, читать, считать, петь церковные песни да малось латынь понимать ( на уровне текстов молитв) И... ВСЁ ! Вам предлагается почитать замечательный мемуар Абеляра (есть в сети), где от первого лица говорится, что кого чему учил во Франции в самое глухое средневековье. Изменено 12 июля, 2009 пользователем Аксель Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 12 июля, 2009 #262 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2009 Бурный рост городов, храмов, строительство сложное (домонгольские храмы и сегодня поражают своими пропорциями и красотой) невозможны при отсталости образования и низком уровне знаний. То то толкует Оберон про древнюю Русь - немыслимо, ибо противоречит фактам высокого уровня развития Руси в 11-12 веках. Что требует определенной образованности. Пока что единственный факт приведенный здесь это "строительство сложное (домонгольские храмы и сегодня поражают своими пропорциями и красотой) ". Только этот факт чепуха, так как красота (фактор субьективный) к сложности не имеет отношения, а реальная техническая сложность древнерусских храмов, сравнительно с каменными строениями в развитых европейских странах, была ниже плинтуса. Самые большие храмы до Ивана III имели как я помню не более 30 м. высоты, при очень маленькой площади. Сравнивать с громадными соборами тогдашней Европы даже смешно. Впрочем совершенно непонятно почему домонгольскую Русь характеризуют "Бурный рост городов, храмов, строительство сложное ", а Русь XV эти явления не характеризуют? Московский Кремль далеко превосходит все что было построено до него. Так эта политэкономическая теория с фактами не очень вяжется. Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 12 июля, 2009 #263 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2009 Латинские школы вообще мимо кассы ибо вообще то - открою Оберону страшную тайну - современная цивилизация и современная наука вообще не из латинских школ и университетов выросла а из академий и прочих "нетрадиционных" в средние века форм эпохи Просвещения. Ньютон, Лейбниц, Декарт и прочие основатели науки не имеют никакого отношения к средневековой системе образования) И ломоносов появившийся в России без всяких латинских школ и опередивший Гумбольдта в создании современного многоцелевого универа - тоже это подтверждает) Вот только все эти академии и прочие "нетрадиционные" в средние века формы эпохи Просвещения были следующим этапом развития сисчтемы образования. Появится сами по себе, без средневековых школ и универов, они не могли. Конкретно по лицам- Декарт: ученик иезуитской "средней" школы (усовершенствованная латинская школа) Лейбниц: ученик "средней" школы Лейпцига, затем Йенского и Нюрнбергского университетов Ньютон: ученик основанной в 1329 году школы Линкольншира, затем ученик и профессор Кембриджского университета Ломоносов: ученик Славяно-Греко-Латинской академии, то есть первой на Руси латинской школы. Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 12 июля, 2009 #264 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2009 и соотв. имелся прибавочный продукт для ускоренного развития (что и происходило). При малой плотности населения охота (например на бизонов) и рыбалка дают еще больший прибавочный продукт. Однако про охотничьи цивилизации слыхать не доводилось Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 12 июля, 2009 #265 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2009 2oberon реальная техническая сложность древнерусских храмов, сравнительно с каменными строениями в развитых европейских странах, была ниже плинтуса. обороты умерь, товарисчь. Любой кто видел Софийский собор в Новагороде или Золотые ворота во Владимире только улыбнется такому заявлению Впрочем совершенно непонятно почему домонгольскую Русь характеризуют "Бурный рост городов, храмов, строительство сложное ", а Русь XV эти явления не характеризуют? Насколько я понимаю товарищ не в теме. И не знает что если на Руси к XIII в насчитывалось 300 городов, то в первой половине XVI в их было всего 160, а домонгольское количество было превзойдено лишь в первой половине XVIII в. (336 городов). интересно, как можно не зная элементарных фактов изложенных в школьном учебнике, делать далеко идущие выводы глобального характера? Вот только все эти академии и прочие "нетрадиционные" в средние века формы эпохи Просвещения были следующим этапом развития сисчтемы образования. академии и гумбольдтовские университеты были прямым отрицанием средневековых латинских школ и цеховых университетов, если кто не знает. Отрицание, конечно, развивается на базе предшествующего развития, но при этом отрицает его и идет своим путем. А в России например никаких латинских школ и цеховых универов не было, а сразу начали с лейбницевской системы а затем ломоносов предвосхитил гумбольдтовскую. Обошлись без латинского периода и ничего, это не помешало русским в ХХ веке выйти на лидирующие позиции в мировой науке. Китайцам кстати отсутствие пресловутой латинской средневековой системы тоже ничуть не помешало. Смысл абсолютизировать частное явление? Конкретно по лицам- мало ли что. я тоже ученик советской школы но не стоит из меня делать марксиста-ленинца) Ссылка на комментарий
Аксель Опубликовано 12 июля, 2009 #266 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2009 2oberon При малой плотности населения охота (например на бизонов) и рыбалка дают еще больший прибавочный продукт. Однако про охотничьи цивилизации слыхать не доводилось По той причине что дело не в прибавочном продукте а в наличии структуры которая этот продукт может присвоить Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 12 июля, 2009 #267 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2009 Любой кто видел Софийский собор в Новагороде или Золотые ворота во Владимире только улыбнется такому заявлению Видел я эти сооружения. Технически - убогое достижение. Это легко проверить, сравнив размеры указанных строений, с крупными каменными строениями современной им Европы. И не знает что если на Руси к XIII в насчитывалось 300 городов, то в первой половине XVI в их было всего 160, а домонгольское количество было превзойдено лишь в первой половине XVIII в. (336 городов).интересно, как можно не зная элементарных фактов изложенных в школьном учебнике, делать далеко идущие выводы глобального характера? И на чем эти факты основываются кроме "идеологических" предпосылок? Как вообще определяли число городов? Сказки дедушки Лихачева их учебника я представляю, меня они ни в чем не убеждают. Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 12 июля, 2009 #268 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2009 (изменено) академии и гумбольдтовские университеты были прямым отрицанием средневековых латинских школ и цеховых университетов, если кто не знает. Отрицание, конечно, развивается на базе предшествующего развития, но при этом отрицает его и идет своим путем. А в России например никаких латинских школ и цеховых универов не было, а сразу начали с лейбницевской системы а затем ломоносов предвосхитил гумбольдтовскую. Обошлись без латинского периода и ничего, это не помешало русским в ХХ веке выйти на лидирующие позиции в мировой науке. Да к XIX веку Россия обзавелась наукой (хотя до Англии или Германии нам здесь было далеко). Но только в этом самом XIX веке, при наличии кучки блестящих умов, Россия имела самый низкий уровень грамотности в Европе (на порядок более низкий, чем в развитых странах), что было вероятно основным препятствием для прогресса страны. И процент людей с высшим и средним образованием в общем обьеме населения тоже был самым низким в Европе. И это прямое следствие отсутствия латинских школ и универов в средневековье - образование распространяется сверху вниз, и то что процесс "ликобеза" шедший в Европе с Алкуина, Россия должна была начинать в XVIII веке аукнулось стране весьма больно. Китайцам кстати отсутствие пресловутой латинской средневековой системы тоже ничуть не помешало. Смысл абсолютизировать частное явление? Китайцам "отсутствие пресловутой латинской средневековой системы " помешало очень сильно. В итоге "пресловутого отсутствия" китайцы должны были в XIX-XX веках переучиватся у прошедших "пресловутую латинскую средневековую систему" европейцев, уплатив за переобучение чудовищную цену. Изменено 12 июля, 2009 пользователем oberon Ссылка на комментарий
Аксель Опубликовано 13 июля, 2009 #269 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 2Chernish академии и гумбольдтовские университеты были прямым отрицанием средневековых латинских школ и цеховых университетов, если кто не знает. Отрицание, конечно, развивается на базе предшествующего развития, но при этом отрицает его и идет своим путем. По-русски это означает, что одни формы образования устаревали и сменялись другими. В чем Вы видите здесь проблему? Кста, какие-такие *цеховые университеты*, где Вы их нашли? Еще раз, почитайте Абеляра http://lib.kharkov.ua/HRISTIAN/ABELAR/abelar.txt из первых рук о латинских школах и прочем Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 13 июля, 2009 #270 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 2oberon Это легко проверить, сравнив размеры указанных строений, с крупными каменными строениями современной им Европы. Давай. Валяй. Сравнивай. А не ля-ля разводи. Вот мы строительную убогость и узрим... А пока убогость доказательств только видна. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 13 июля, 2009 #271 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 2oberon Видел я эти сооружения. Технически - убогое достижение. Это легко проверить, сравнив размеры указанных строений, с крупными каменными строениями современной им Европы Мне кажется или товарищ хамит и оскорбляет собеседников? Еще ляпнешь поро убогое достижение применительно к Св. Софии - вылетишь пулей отсюда, понял? Еще на ТВОВе Россию в грязь всякие будут опускать... Ссылка на комментарий
VikBig Опубликовано 13 июля, 2009 #272 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 2Chernish Спокойнее, камрад! Ему, больному разумом, же не вдомек как строили на Руси, такие ведь в библиотеки не ходят и с детства с трудом читают. Они же не знают, что большинство европейских каменных сооружений 18-20 вв. постройки. Такова их убогая мысль. Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 13 июля, 2009 #273 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 (изменено) 2Oberon Ну что-ж цитаты (Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы): Нужно признать, что интеллектуальные достижения первого «возрождения» были весьма скромными. В течение двух веков, предшествовавших правлению Карла Великого, в Европе к северу от Альп исчезли практически все римские школы и развитые центры интеллектуальной жизни. Кроме Италии и Испании, только в Англии, прежде всего в монастырях Нортумбрии, все еще процветала классическая образованность... Фраза про "исчезновение" римских школ говорит сама за себя. Изучение латинского языка и латинской литературы, как церковной, так и светской, стало главным достижением Каролингского возрождения и основной целью деятельности «ученого кружка» при дворе Карла Великого. «Писать духовные книги лучше, чем возделывать землю под виноградник, ибо первое доставляет пропитание душе, а второе – только желудку», – писал Алкуин Йоркский Ну и чем не религиозная направленность культуры и образования? Вы как-то переоцениваете роль православия в жизни Руси и очень сильно недооценивание Католическую церковь и ее влияние на социум. Но, пожалуй, самым характерным видом искусства той эпохи была книжная иллюстрация. Это искусство существовало в обществе, которое сохранило некоторые навыки грамотности, однако уже не считало грамотность чем-то обыденным, в отличие от образованных римлян. Книги, по большей части религиозного содержания, сами по себе стали считаться ценными, почти священными предметами; ими дорожили, их почитали, сохраняли с помощью сложных и, как правило, дорогих переплетов. Монастырь Рейхенау, находившийся в одной из самых богатых областей Германии, имел библиотеку приблизительно в 1000 томов, монастырь Крайстчерч в Кентербери – всего около 600, а знаменитый Клюни – и того меньше. Обратите внимание - грамотность не считалась обыденной. Так что все рассказы про крайнюю образованность Европы - мимо. Копировали книги, писали духовные книги - где тут кандинальное отличие от домонгольской Руси? Только в том, что на Руси не было пласта предшествующей культуры и ее надо была ввозить изве, чем, впрочем, и занимались (как Ярослав). Не забывайте, что до 11-12 веков центрами образования были монастыри - а это а приори структура несколько изолированная от общества. Школы - это скорее первая половина 12 века (как школа в Шартре) и те испытывали большое влияние церкви (как и университеты). Смотрим с другой стороны (Тихомиров М. Древнерусские города): ...И до них уже были известны надписи-граффити, начертанные неизвестными руками на стенах Софийского собора в Новгороде, на стенах Выдубицкой церкви в Киеве, Софийского собора в Киеве, церкви Пантелеймона в Галиче и т. д. Эти надписи сделаны на штукатурке острым орудием, известным в древнерусской письменности под названием «шильца». Детали их не феодалы и не церковники, а обычные прихожане, следовательно - купцы, ремесленники и другой люд, посещавший церкви и оставлявший по себе память в виде этой своеобразной настенной литературы. Обычай делать надписи на стенах сам по себе уже говорит о распространении грамотности в городских кругах. Обрывки молитв и молитвенных обращений, имена, целые фразы, выцарапанные на церковных стенах, показывают, что создатели их были грамотными людьми, и эта грамотность если не имела всеобщего распространения, то и не была уделом слишком ограниченного круга горожан. За последнее время надписи XI-XIII вв. обнаружены были на различных предметах обихода. Они имели бытовое назначение, следовательно, были предназначены для людей, которые могли эти надписи прочитать. К этому еще можно добавить результаты раскопок Янина, емнип, в конце 90х, где в Новгороде под помостом для суда нашли около сотни берестяных грамот. Итак идем дальше: Среди князей XII-XIII вв. был широко распространён обычай обмениваться так называемыми крестными грамотами, представлявшими собой письменные договоры. О крестной грамоте, которую галицкий князь Владимирке «возверже» киевскому князю Всеволоду, сообщается под 1144 г. В 1152 г. Изяслав Мстиславич прислал тому же Владимирку крестные грамоты с упрёками в вероломстве; в 1195 г. киевский князь Рюрик отослал крестные грамоты Роману Мстиславичу; на основании их Рюрик «обличи» измену Романа; в 1196 г. о таких же крестных грамотах упоминается по отношению к Всеволоду Большое Гнездо. Известно о крестных грамотах князя Ярослава Всеволодовича и т. д. Таким образом, обычай письменных междукняжеских договоров прочно утвердился на Руси в XII в. Уже в это время появляются и грамоты-подделки. Известно о ложной грамоте, посланной от имени Ярослава Осмомысла в 1172 г. галицким воеводой и его товарищами 3). Грамота в этом известии является одним из необходимых атрибутов междукняжеских сношений. Это к вопросу о безграмотных князьях Кое-кто говорит даже о том, что были княжеские канцелярии. «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами мы мудрость обретаем; это реки напояющие вселенную; в книгах ведь пеисчетная глубина; и ими в печали утешаемся» - эти изречения принадлежат летописцу XI в. Так что вот не надо про темную Русь Если покопаться и бибилиотеку не одну можно найти (Софийскую, Полоцкую, монастырские). Гражданская литература была, переписка между частными лицами и т.д. и т.п. Изменено 13 июля, 2009 пользователем Takeda Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 13 июля, 2009 #274 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 2Chernish Это легко проверить, сравнив размеры указанных строений, с крупными каменными строениями современной им Европы Вообще довод о размерах он какой-то странный Иначе самыми технически грамотными оказываются древние египтяне, забабахавшие пирамиды, и китайцы, выстроившие Стену :) Хоть бы этот пан о строителных технологиях поговорил, что впрочем тоже не есть признак отсталости, как видно с с соседней ветки. А вот с точки зрения таких критиков славяне будут тупые и темные, потому что не отказались сразу от халявной подсеки и не полезли вместо нее в трехполье, а дожидались пока курочка умрет естественной смертью. Ссылка на комментарий
Аксель Опубликовано 13 июля, 2009 #275 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 2Takeda Детали их не феодалы и не церковники, а обычные прихожане, следовательно - купцы, ремесленники и другой люд, посещавший церкви и оставлявший по себе память в виде этой своеобразной настенной литературы. Обычай делать надписи на стенах сам по себе уже говорит о распространении грамотности в городских кругах. Вряд ли в Софию пускали кого попало, ходили ессно верхи общества, они (скорее взятые с собой детишки) и выцарапывали. А ваще спор ни о чем, не в той плоскости. Грамотность некоторой части городского населенеия Руси начиная с начала 11 века (первые берестяные грамоты) сомнению не подлежит. Сравнить с грамотностью жителей например Франции вряд ли возможно, но там и там обучались дети достаточно состоятельных семей и не обязательно только в рамках религиозного обучения. Разница в другом. В Зап.Европе обучение соединялось с конкретной научной работой обучающих, практически в современном смысле: борьба доктрин, борьба личностей, борьба за учеников и за должности. Опять-таки, см. Абеляр. В России/Руси между ПВЛ и грамматикой Магницкого ни о чем таком вроде неизвестно Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти