xcb Опубликовано 6 февраля, 2009 #76 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 2еремей зонов Явление очень многогранное, поэтому полагаю и такое расширенное описание. это как реакция страха - ведь это обычно не только движение мышц лицевых, но и определенные химические процессы в организме. Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 6 февраля, 2009 #77 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 2xcb Явление очень многогранное, поэтому полагаю и такое расширенное описание. это как реакция страха - ведь это обычно не только движение мышц лицевых, но и определенные химические процессы в организме. Стоп, стоп. Емнип, Вы смешиваете понятия. Страх - эмоция. И многогранно не само по себе, а в ответных реакциях. Есть разные причины, способные данную эмоцию вызвать. Далее - химическая реакция и соответствующая реакция - "В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания Страха варьируют в довольно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). " Согласитесь, что в определении Гумилева "пассионарность" отнюдь не эмоция. Для него - это мерило избыточной "свободной энергии", направленной вне воли и сознания индивида "против инстинкта личного и видового самосохранения" и "порождающей жертвенность часто ради иллюзорной цели". Что, тем не менее, никак не объясняет "такое нрасширенное описание". Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 6 февраля, 2009 #78 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 2еремей зонов Сначал химическая реакция а потом уже эмоция как осознание и подбор варианта в прошлом опыте. Ведь те кто не пугался- не знают что это такое даже когда испугаются. Что, тем не менее, никак не объясняет "такое нрасширенное описание". Тогда приведу еще пример - что такое Вода? Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 6 февраля, 2009 #79 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 2xcb Сначал химическая реакция а потом уже эмоция как осознание и подбор варианта в прошлом опыте. Ведь те кто не пугался- не знают что это такое даже когда испугаются. Прикроюсь цитатой "Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, С. возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания С. варьируют в довольно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Функционально С. служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, способствует сосредоточению внимания на ее источнике и побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда С. достигает силы аффекта (панический С., ужас), он способен навязать видотипичные стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитное агрессивное поведение). Реакция С. появляется на самых ранних стадиях как фило-, так и онтогенеза без видимого влияния научения. Изначально ее вызывают генетически фиксированные безусловные раздражители (например, внезапный интенсивный стимул, боль, новизна), однако из-за выраженной тенденции С. к следообразованию (обусловливанию), которое часто происходит по типу импринтинга, круг вызывающих его воздействий способен быстро расширяться. В социальном развитии человека С. выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх морального или уголовного осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к С. лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции С. являются сравнительно стойкими и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к С. обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции С. наблюдаются при различных психических заболеваниях (например, фобии)." Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 6 февраля, 2009 #80 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 2xcb Тогда приведу еще пример - что такое Вода? О.К. Давайте попробуем дать определение... или... задать задачку: Вода: 1. способность некоей субстанции аккумулировать нечто, 2. являясь при этом избытком этого нечто и 3. эффектом избытка этого нечто, приводящим... А может, так: "Вода, окись водорода, H20, простейшее устойчивое в обычных условиях химическое соединение водорода с кислородом (11,19% водорода и 88,81% кислорода по массе), молекулярная масса 18,0160; бесцветная жидкость без запаха и вкуса..." Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 6 февраля, 2009 #81 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 2еремей зонов А теперь, если не трудно - Вода с физической, химической, биологической, философской, искусстоведческой позиций, а? Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 6 февраля, 2009 #82 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 2xcb А теперь, если не трудно - Вода с физической, химической, биологической, философской, искусстоведческой позиций, а? Отнюдь, итак, вода - это "окись водорода, H20, простейшее устойчивое в обычных условиях химическое соединение водорода с кислородом (11,19% водорода и 88,81% кислорода по массе), молекулярная масса 18,0160; бесцветная жидкость без запаха и вкуса..." , 1. Из которого на 90% состоит наше бренное тело... 2. Которое позволяет нам омывать не только наше бренное тело, но и (в крещении) бессмертную душу... 3. Которое дает возможность бесконечно "лить воду", не обременяя себя "развешиванием лапши..." и т.д. Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 6 февраля, 2009 #83 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 2еремей зонов И это все одно слово. Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 6 февраля, 2009 #84 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2009 (изменено) 2xcb И это все одно слово. И? Скорее, здесь прослеживается аналогия не с водой а с алкоголем, точнее алкоголизмом (пассионарность) - способность организма потреблять (аккумулировать) алкоголь, являясь "мерилом" чрезмерного потребления оного и "эффектом избытка" Изменено 6 февраля, 2009 пользователем еремей зонов Ссылка на комментарий
Игорь Опубликовано 9 февраля, 2009 #85 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2009 2Chernish приглашаю камрадов к высказываниям... можно и не в шутку проголосовал за п.2. Хотя вся душа лежит на стороне п.1. Перечитал недавно до нового года "Древние тюрки" ( у меня все книги есть,к счастью, в печатном виде) . Хороший труд. Почему за п.2 ? Хочется,чтобы новые исследователи не воспринимали его теорию пассионарности либо как данность априори (имя Гумилёв!) ,либо как враждебную до сих пор.Теория разовьётся со временем - правильный путь указал Гумилёв. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 10 февраля, 2009 Автор #86 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 (изменено) 2еремей зонов Для него - это мерило избыточной "свободной энергии", направленной вне воли и сознания индивида "против инстинкта личного и видового самосохранения" Нет. Пассионарность не мерило и даже не энергия. Это способность концентрировать биохимическую энергию живого вещества на решении определенных задач. Способность чаще всего вредная для "простого воспроизводства" жизни но полезная социуму) 2Игорь Теория разовьётся со временем - правильный путь указал Гумилёв. тменно так. Я извиняюсь за задержку с развернутым текстом - чуть позже я его запощу.. все несколько иначе чем камрады представляют - и близко к твоему вердикту) Изменено 10 февраля, 2009 пользователем Chernish Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 10 февраля, 2009 #87 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 2Chernish Нет.Пассионарность не мерило и даже не энергия. Это способность концентрировать биохимическую энергию живого вещества на решении определенных задач. Не совсем так: "пассионарность - это врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы". Повторюсь, вводить новый термин "пассионарность" было совсем необязательно. Достаточно вспомнить школьный курс по биологии. Или залезть в ту же БСЭ. Существует достаточно устоявшееся определение "обмен веществ", а именно - "вся совокупность химических реакций, протекающих в организмах, включая усвоение веществ, поступающих извне (ассимиляция), и их расщепление (диссимиляция) вплоть до образования конечных продуктов, подлежащих выделению." Причем особо отмечается, что обмен веществ - "главный и постоянный признак всего живого". Существуют науки, которые достаточно подробно отвечают на вопросы, о том, какие вещества и энергию получает живой организм из оокружающей среды, как происходит обмен веществ и трансформация энергии внутри организма, что такое энергетический баланс и т.д. и т.д. Но! Гумилев утверждает: 1. "...наша планета получает из космоса больше энергии, чем необходимо для поддержания равновесия биосферы..." 2. Это т.н. "свободная энергия", под который Гумилев вслед за Вернадским понимает "...энергию живого существа, которая проявляется в сторону, обратную энтропии." 3. Эта свободная энергия "ведет... к эксцессам, порождающим...пассионарные толчки, или взрывы этногенеза". (Из чего, видимо, следует, что сия энергия посупает не постоянно, а порциями - Е.З.) 4. "Обязательным условием возникновения и течения процесса этногенеза... является пассионарность, т.е. способность к целенаправленным сверхнапряжениям." 5. Пассионарность (как способность абсорбировать свободную энергию и присущая все людям - Е.З.) "колеблется настолько сильно, что иногда ее импульсы ломают инстинкты самосохранения, как индивидуального, так и видового, вследствие чего некоторые люди, по нашей терминологии, - пассионарии, совершают и не могут не совершать поступки, ведущие к изменению их окружения." 6. И, наконец, "пассионарность... имеет энергитическую природу, а психика особи лишь трансформирует на своем уровне импульсы, стимулирующие повышенную активность носителей пассионарности, создающей и разрушающей ландшафты, народы и культуры." Итак, 1. Рождение этноса (взрыв этногенеза) связан с поступлением из космоса некоей "свободной энергии". Природа и носитель энергии неизвестны (во всяком случае, автору). 2. Все люди, как особи обладающие врожденной способностью абсорбировать эту энергию (пассионарностью), ее (энергию) абсорбируют. О механизмах абсорбации и процессах трансформации полученной энергии живым организмом автор умалчиват. 3. Свободная энергия действует на людей не однозначно. Из их среды выделяются т.н. пассионарии - "особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения". Т.е., как метко заметил кто-то из камрадов - особи "с шилом в заднице". Не стоит упоминать, что и в данном случае о механизмах процесса автор ничего не говорит. И еще - непонятно каким образом свободная энергия, изначально направленная в сторону, противоположную энтропии, после абсорбации ее пассионариями меняет знак на противоположный (против инстикта самосохранения)? Одним словом, я бы не рискнул данные построения назвать теорией. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 10 февраля, 2009 #88 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 2еремей зонов как я понимаю Chernish имеет ввиду - что Гумилев указал направление на связь среды и этносов и т.д. и т.п., а также на определенную предсказуемость развития этносов. а в конкретных деталях - он вполне мог ошибаться или фантазировать. т.е. его труды во многом больше мировоззренческие или философские... Ссылка на комментарий
ayoe Опубликовано 10 февраля, 2009 #89 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 Ещё с советских времен осталось и всё ещё жива страсть к "простым и ясным, всё сразу объясняющим" теориям, ярким примером является теории Л.Н. Гумилева. Они уже неоднократно анализировались специалистами, неизменно приходившими к выводам о их полной несостоятельности. Работы Л.Н. Гумилева не цитируются и практически даже не упоминаются профессионалами, а его приверженцы за пределами исторической науки представляют собой не какое-либо подобие научной школы, а скорее нечто вроде религиозной секты. Так что опровергать его нет смысла, с верой спорить бесполезно. Ссылка на комментарий
Kirill Опубликовано 10 февраля, 2009 #90 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 (изменено) 2 ayoe Этот тезис я уже видел А как насчет разбора с источниками? Поскольку мнение историка-профессионала в лице профессора мы имеем прямо противоположное. Изменено 10 февраля, 2009 пользователем Kirill Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 10 февраля, 2009 #91 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 (изменено) 2vergen как я понимаю Chernish имеет ввиду - что Гумилев указал направление на связь среды и этносов и т.д. и т.п., а также на определенную предсказуемость развития этносов. Но, согласитесь, указать на некторую закономерность - это одно, а объяснить механизм закономерности - другое. Мне кажется, объяснить механизм этногенеза Гумилеву не удалось, и в этом смысле я считаю его построения не теорией, а гипотезой, причем, достаточно вольной. Что и попробовал по-возможности кратко обосновать с привлечением источников. Собственно, сам Гумилев писал: "...возникает право на поиск решения нового, т.е. построения оригинальной гипотезы. Любая гипотеза, чтобы быть принятой, должна объяснять все известные факты. Однако превращение гипотезы в теорию очень сложный процесс, так что установить момент этого качественного перехода ни один ученый не вправе. Его задача иная: изложить свою точку зрения и представить ее обоснование на суд современников и потомков." Изменено 10 февраля, 2009 пользователем еремей зонов Ссылка на комментарий
Jade Опубликовано 10 февраля, 2009 #92 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 Гумилева не читал, но осуждаю. Теорию щетаю неверной. Ссылка на комментарий
ayoe Опубликовано 10 февраля, 2009 #93 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 (изменено) 2Kirill Этот тезис я уже видел smile3.gif А как насчет разбора с источниками? Поскольку мнение историка-профессионала в лице профессора мы имеем прямо противоположное. Тут уже вначале темы была ссылка. Если надо повторюсь .http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=1274...er=asc&start=12 А мнение у каждого свое, видимо профессор находится в меньшинстве. Одно понятно, что Гумилев оперировал источниками как хотел, да и знал их поверхностно. Изменено 10 февраля, 2009 пользователем ayoe Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 10 февраля, 2009 #94 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 2Kirill Этот тезис я уже виделА как насчет разбора с источниками? дык постили же...в соответствующей теме... Ссылка на комментарий
Kirill Опубликовано 10 февраля, 2009 #95 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 2 vergen Это понятно. Но в дискуссию пришел новый участник, возможно, что у него есть что добавить, кроме собственно точки зрения. Ссылка на комментарий
ayoe Опубликовано 10 февраля, 2009 #96 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 (изменено) 2Kirill Это понятно. Но в дискуссию пришел новый участник, возможно, что у него есть что добавить, кроме собственно точки зрения.А что тут можно добавлять, когда вся теория исходит из вольного трактования источников. Предлагаемый здесь подход не что иное, как анализ, т.е. "расчленение", необходимое для того, чтобы распутать неясные места в истории и потом перейти к синтезу, когда учитываются результаты разных методик исследования. Только таким путем можно вырваться из прокрустова ложа заданной схемы, не впадая в мелочеведение, при котором теряется сам предмет исследования - ритмы Всемирной истории.//Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 19. Л. Н. Гумилев начисто отвергает всякое источниковедение, объявляя его "мелочеведением", при котором "теряется сам предмет исследования". И о чем тут можно говорить дальше. Разбирать теорию основанную на фантазиях Гумилева Показания источников он презрительно именует "словами" и "цитатами", которым противопоставляет "факты". Он предлагает "гимназическую методику", заключающуюся в том, чтобы взять из источников "то, что там бесспорно - голые, немые факты"//Гумилев. Этногенез и биосфера земли С. 160. и наложить их на "канву времени и пространства". Но где основания считать какие-то из показаний источников "бесспорными" и "немыми" фактами? P.S. Историю деформируют как субъективные рассказы очевидцев, так и предвзятый анализ потомков. Изменено 10 февраля, 2009 пользователем ayoe Ссылка на комментарий
Kirill Опубликовано 10 февраля, 2009 #97 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 2 ayoe Л. Н. Гумилев начисто отвергает всякое источниковедение, объявляя его «мелочеведением» В упор не вижу этого тезиса в приведенной цитате. Ссылка на комментарий
ayoe Опубликовано 10 февраля, 2009 #98 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 2Kirill В упор не вижу этого тезиса в приведенной цитате. Не видите или не хотите замечать. В этой книге Л. Н. Гумилеву не хочется тратить силы на работу с источником: «восстановление его истинного смысла - дело трудное и не всегда выполнимое... Короче, для нашей постановки проблемы источниковедение - это лучший способ отвлечься настолько, чтобы никогда не вернуться к поставленной задаче - осмыслению исторического процесса» (с. 159-160). Критики источников в книге и впрямь нет, как нет и тщательно выверенных описаний, полных перечней, историографических обзоров и многого другого. Но ведь без предварительной критики источников и прочих атрибутов научной обработки фактов «осмысление» как раз и превращается в «спекулятивную философию» и «мифотворчество»! http://scepsis.ru/library/id_86.html Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л.Н.Гумилёва - Лев Клейн Ссылка на комментарий
Kirill Опубликовано 10 февраля, 2009 #99 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 2 ayoe Не видите или не хотите замечать. Вторая цитата уже ближе по смыслу к заявленному тезису. Однако она также не дает повода для презрения - автор указывает, что доверяет критике источников, проведенной до него, и проверять ее собственной не собирается. Точно так же как кораблестроитель не проверяет лично каждую деталь. Ссылка на комментарий
ayoe Опубликовано 10 февраля, 2009 #100 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2009 2Kirill Однако она также не дает повода для презрения - автор указывает, что доверяет критике источников, проведенной до него, и проверять ее собственной не собирается. Точно так же как кораблестроитель не проверяет лично каждую деталь. Кораблестроитель не знающий сопромата Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти