Гражданская война в Росcии.Боевые действия. - Страница 6 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Гражданская война в Росcии.Боевые действия.


Рекомендуемые сообщения

  • Ответов 205
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Kirill

    19

  • Chernish

    20

  • Gross

    31

  • Backguard

    19

2Kirill

что связано имхо прежде всего со слабостью враждующих сторон в моральном плане и организационном. Бронепоезд - мобильная броневая платформа с пушками - удовлетворял основным потребностям солдат гражданской войны - можно было ехать комфортно и стрелять из-за укрытия :)

В нормальной войне он бесполезен - что и показал опыт ВОВ когда по старой памяти пытались бронепоезда применять...

Ссылка на комментарий

2 Chernish

что связано имхо прежде всего со слабостью враждующих сторон в моральном плане и организационном.

С этим скорее связаны традиции т.н. эшелонной войны - боязни отрываться от железных дорог.

В нормальной войне он бесполезен - что и показал опыт ВОВ когда по старой памяти пытались бронепоезда применять...

Это зря - в ВОВ уже была массовая бронебойная артиллерия. Тогда бронепоезда успешно сыграли другую роль - в качестве мобильных зенитных батарей. В ПМВ они были вполне адекватны. Да и комфортными условия внутри ударного бронепоезда на переднем крае назвать сложно.

Ссылка на комментарий

Об авиации в Гражданскую.

 

Накануне Октября воздушный флот России состоял из 300 различных частей и подразделений в том числе 14 авиационных дивизионов/91 авиаотряд/ эскадра самолетов "Илья Муромец"(4 отряда)/ 87 воздухоплавательных отрядов/32 гидроотряда/11 авиационных и воздухоплавательных школ/дивизион корабельной авиации/8 авиапарков а также несколько поездов-мастерских/авиабаз и т.д.В этих частях насчитывалось 35000 солдат и офицеров. Руководство осуществлялось тремя ведомствами :

Увофлот - управление внутренними округами/учебными заведениями/снабжением фронтовых частей/закупками;

УМА - Упр. морской авиации;

ПУАиВ - первое упр. авиации и воздухоплавания при Верховном главкоме

Пока в стране шла борьба за власть ситуация с каждым днем ухудшалась армия разлагалась в стране наступил хаос и к апрелю 1918г. Сов. Россия потяряла всю авиацию Кавказского фронта и всю гидроавиацию Черноморского флота. Из более чем 1100 самолетов находившихся на территориях Украины/Белоруссии/Прибалтики и Крыма удалось спасти 296 да и из них многие в плачевном состоянии. Остальные либо бросили либо уничтожили. Например только лишь в Одессе австрийцы захватили 111 новых Анатра"Анасаль"/63 Анатра"Анаде" и 68"Фарманов" Более того на заводе "Анантра" они же захватили 149 недостроеных "Анасалей". Из 91 авиаотряда формально сохранилось 33. Но и они представляли жалкое зрелище. Например 6-й корпусной отряд состоял из 3 летчиков и 4 самолетных фюзеляжей без крыльев. Ящики с крыльями во время перевозки сорвало с платформы.Нередко прибывшие на сборные пункты отряды представляли из себя солдатский комитет без имущества и команды. Другие прибывали без матчасти но с канцелярией.

 

Советские власти в экстренном порядке организовали повсеместный сбор и проверку с целью взять на контроль все что еще уцелело и не пропало. За исключением двух авиазаводов "Анатры" в Одессе и недостроенного завода Лебедева в Таганроге все они находились на территории Сов. России.

На заводе "Дукс" (Москва) стояло 370 самолетов (часть без двигателей). На 1-ом Центральном авиапарке-складе в р-не Ходынки нашли 70 "Ньюпор-23"/ 23 "Ньюпор-17"/ 4 "Спад"/12 "Фарман-40"/ 15 "Кодронов" и 72 британских аэроплана преимущественно "Сопвич" ... всего 196 самолетов. Но все склады были настолько переполнены авиаимуществом что многое находилось под открытым небом. По воспоминаниям большевиского инспектора А.В. Горшкова авиапарк вообще никто не охранял и он с трудом добился выделения 150 латышскитх стрелков для охраны авиаимущества.

В общей сложности на авиазаводах/складах и авиапарках Москвы/Ярославля/Смоленска/Рыбинска удалось отыскать и сохранить 502 самолета и 1320 авиамоторов не считая другого имущества.

В Архангельском порту было найдено и вывезено в центр. Россию : 124 "Ньюпоров"/209"Сопвичей"/82"Фармана"/3"Кодрона" и 3 "Спада"/14 других. Всего 435 аппаратов. По мимо этого вывезли десятки аэропланов а так же винты/двигатели/запчасти/станки и аэрофотооборудование. Руководил эвакуацией комиссар А.В.Можаев.

К началу лета 1918 на территории России подконтрольной сов. власти находилось ок. 1500 аэропланов.

Уже весной 1918 из остатков авиации старой армии начали формировать новые части. Приказом Троцкого от 15 мая был установлен штатный состав авиаотрядов - 6 самолетов/4 авто/5 повозок/113 человек л/с. В апреле была создана Балтийская авиабригада в составе 8-и гидроавиаотрядов (3-и дивизиона).

 

Пожалуй широкое применение авиации на фронтах Гражданской войны началось сразу после мятежа чехословацкого корпуса. На Самарском аэродроме чехи захватили несколько самолетов 2 из которых - "Фарман-30" и "Вуазен" были в полностью исправном состоянии переданы 1-й чешской стр. дивизии. До 20 августа они совершили 40 вылетов на разведку. Уже в июне при Гл. инжинерном упр. Народной армии был создан Отдел Возд. флота (ОВФ) под командованием полк. Компанейцева. А так же был сформирован 1-й народноармейский авиадивизион под ком. порутчика Пестова. Он включал 3 авиаотряда : 1-й (ком. К.М. Венслав численность неизвестна);2-й(ком. Пестов численность неизвестна);3-й состоял из 3 "Ньюпоров" и 3 "Фарманов-30" (ком. И.Т.Мещеряков). Позже на сторону чехов в полном составе перелетел 33-й корупсной отряд. Первое если можно так сказать маштабное применение авиации в Гражданскую состоялось под Казанью.

Там сов.власть сконцентрировала 6-й (бывший Полтавский) авиапарк и две авиашколы (Петроградскую (36 аэропланов) и Харьковское отделение Гатчинской школы (8 "Фарманов")) под общим командованием гланоуполномоченным Штаба ВФ Вост. фронта Вышегородским. К концу июля под Казань перебросили 23-й корпусной авиотряд (2 "Ньюпора"/"Сопвич" и "Фарман") и 1-ю сов. боевую и 4-ю социалистическую авиагруппы. Но они прибыли за день-два до того как части Каппеля захватили Казань. Белым достались солидные трофеи - 46 аэропланов на базе которых была сформирована 2-я народноармейская авиагруппа в составе 5/5/7 и 8-ого отрядов.Все летчики Петроградской и Гатчинской школ заявили о своей готовности служить НА а нач.последней Д.А.Борейко стал нач. Упр.ВФ НА.

После падения Казани Троцкий отстраняет комиссара авиации Вост. фронта Горшкова и назначает на его место анархиста К.В. Акашева. 12 августа в Свияжска прибывают два эшелона с авиатехникой. Из Ниж.Новгорода 4 самолета ("Ньюпор"/2 "Сопвича" и "Фарман-30") из Москвы 2 "Сопвича".

16 августа прибывают еще два авиаотряда с 13 самолетами (2"Спад-7" и остальные "Ньюпоры").

Еще несколько самолетов прилетели сами. Таким образом Казанская авиагруппа насчитывала в общей сложности 23 самолета.

16 августа был совершен первый групповой налет на Казань. В нем принимало участие 10 самолетовВ этот же день на сторону белых перелетел пилот Шрамко уже на следующий день зачисленный на довольствие в ВВС НА.

17 АВГУСТА НОВЫЙ НАЛЕТ И НОВЫЕ ПОТЕРИ.На сторону НА перелетел пилот Ефремов. В ответ следует приказ красных арестовывать и брать в заложники семьи летчиков. В ответ что бы не подставлять семьи перебежчиков белые начинают печатать в своих газетах сводки о сбитых самолетах противника чьи пилоты либо убиты либо сбежали.

С 18 августа летчики красных уже совершают по 2-3 вылета в день каждый. Они бомбят жилые кварталы Казани. В центре города разрушения и пожары. У НА всего 1 "противоаропланное" орудие.

18 августа красная авиация теряет еще один самолет. На этот раз аварию при взлете потерпел "Фарман-30". В этот же день белая авиация впервые наносит ответный удар. Одиночный "Лебедь-12" бомбит поезд Троцкого. Неудачно. Самолет красных пытался перехватить врага на обратной дороге. Белый пилот уходя со снижением врезался в лес.

19 августа белые вновь бомбили поезд Троцкого. И вновь неудачно. В ответ красные группами по 10 самолетов бомбили Казань. Пользуясь отсутствием средств ПВО они снижались до 80-100 метров.В этот же день к белым перелетели пилоты Рябов и Девойт. 20 августа белые отправили 3 самолета на уничтожение Романовского моста у Свияжска. Их попытались перехватить 3 самолета красных. Состоялся первый воздушный бой. Потерь нет.

В этот же день учитывая трудности со снабжением белые принимают решение отвести в тыл всю свою авиагруппу. В Казани оставляют лишь 2 самолета - Ньюпор и Фарман.

23 августа первая боевая потеря красных. Разбился "Фарман". Экипаж погиб.

Остаток августа красные бомбят Казань прилегающие села а 27-28 числа помогают ликвидировать прорыв частей НА в направлении Свияжска.

6 сентября наносится групповой удар по Казанскому Кремлю. 7 августа дважды бомбятся баржи и пароходы белых. 9 сентября одинокий самолет НА 4 раза бомбил корабли красных. 10 сентября Казань пала. На аэродроме под Архирейской дачи красные захватили 30 самолетов ( 2 "Ньюпор-10"/ 2 "Моран-порасоль"/3 "Лебедя" / 11 "Вуазенов" / 4"Альбатроса" и 8 "Фарманов"). По момо этого красные бомбили отступающие части белых ... 11 сентября последняя боевая потеря. Разбился (причина не известна) самолет.

 

С 16 августа по 11 сентября 1918г. авиация красных совершила 310 боевых вылетов и сбросила 1600кг.бомб а так же 150 кг. агитлитературы.В опирации принимало участие ок. 30 самолетов. Потери : боевые 2 самолета и 3 летчика небоевые 7 перебежчиков. Теперь дословно из книги :

" Главным итогом работы авиации (помимо нескольких десятков разрушенных домов) стал серьезный моральный эффект. Можно сказать что расчет на психическое подавление неприятеля в целом оправдался. Нар.армии было наглядно продемонстрировапно что большевики не остановятся не перед чем для достижения поставленных целей. По рассказам жителей Казани систематические и безнаказаные воздушные налеты производили на защитников города гнетущее впечатление заметно ослабляя их волю к сопротивлению" . (ц)

Так же кроме этой авиагруппы в боях за Казань начиная с 29 августа принимали участие и летчики Волжского возд. дивизиона (6 М-9 и 1 М-5). Они совершали по 4-5 боевых вылетов в день. Летчики Свинарев и Столярский налетали с 29 августа по 10 сентября 83 часа. Или по 4 часа в день. Для сравнения. Девять авиаотрядов 8-й/9-й/10-й армий Южного фронта за весь 1918г. налетали 557 часов. Авиация Дона (белые) совершила 334 полета налетав 504 часа сбросив 80.000 листовок и 448 бомб.

По авиации Дона :

май - 1 самолет(неисправный)

июнь-3(2 исправных)

июль-4(2 испр.)

август-10(6 испр.)

сентябрь-18(10испр.)

октябрь-25(15испр.)

ноябрь-38(26испр.)

декабрь-56(40испр.)

 

Добровольческие силы ВСЮР начали создаваться в мае-июне 1918. В августе было два авиаотряда (9 летчиками и 7 самолетами). Командующим стал полк. Кравцевич(позже ген.-майор). В октябре уже было 5 авиаотрядов (27 самолетов) и 22 летчика.

 

Для сравнения.

Согласно документу "Сведения Нар.комиссариата по военным делам о составе войск №997" к концу августа 1918 в РККВФ только на тыловых аэродромах/складах и парках без учета авиации действующей на фронтах насчитывалось 123 аэроплана. По уточненным данным на сентябрь 1918г. в авиаотрядах числилось 266 исправных и 59 неисправных аэропланов. А кроме них на центральных складах и в авиапарках находилось еще 169 исправных машин. Таким образом красные располагали 435 боеготовыми самолетами без учета авиазаводов и школ. Только на Юж. и Вост. фронтах за 1918 год на сторону белых перелетело 30 самолетов. Ответом стали чистки. В Московской и Егорьевской школах было отчисленно 47 политически неблагонадежных курсантов.На учебу стали принимать большевиков со стажем не меньше 6 месяцев.или в качестве исключения беспартийных РАБОЧИХ с двумя рекомендациями от чл. партии. К концу 1918 более 80 % учлетов были коммунистами. Вместе с этим стал падать уровень подготовки. 20 сентября приказом №9 Главкомом Республики учреждается Полевое упр. авиацией и воздухоплаванием (ПУАиВ или Авиадарм).Его нач. с 22 числа стал А.В. Сергеев. Штат - 12 человек. Дислокация - ж/д вагон на Александровском вокзале. Проведена реорганизация всех ВВС Республики и сформирован 61 полноценный авиаотряд в каждом по 6 самолетов. Из них 46 разведывательно-бомбардировочными (приданы дивизиям) и 12 ( 4 дивизиона) истребительных по одному на фронт (Вост/Зап./Сев./Юж.). В результате этого мощного и глобального превосходства над противником добиться не удалось. Силы были распылены на гиганских территориях. Штат Авиадарма раздулся вначале до 45 чел. а потом и до 100. Из вагона переехал в особняк на Садово-Самотечной а чуть позже в помещичью усадьбу под Серпуховом. В еще одном ведомстве связанном с авиацией Сов. России - ГУВВФ числилось аж 295 чиновников (больше чем летчиков на всех фронтах вместе взятых).До начала 1919г. красные авиачасти не получали ни вещевого ни продовольственного снабжения. Вместо этого каждому летчику платили 300р в месяц и 25руб. за каждый час налета.

Такое явление как пьянство стало самым настоящим бичом сов. (и отчасти белой) авиации. Помначштаба Авиадарма Е.И.Татарченко писал :"Употребление алкоголя или какого либо др. наркотика(кокаин) до того распространено в авиации что бороться с этим злом трудно ибо какое значение имеет вред водки на здоровье которого ежичастно подкарауливает смерть?" (ц) - 1920г.

Летчик И.У.Павлов писал :" Единственным спасением от всех болезней был спирт. Я не помню в те дни лекарства более легкого и доступного"(ц)

Летчик А.К.Туманский вспоминал как в дрызг пьянючий экипаж "Ильи Муромца" промахнулся на 300 км. и вместо Могилева улетел в Брянск.Только в 1918-19гг по офиц.данным произошло 98 аварий и 34 катастрофы со смерт. исходом.

С лета 1918г. начались перебои с горючим.8 сентября приказом были введены норма "40 пудов в месяц на фронтовой авиаотряд". В ход пошли - бензин 2-ого сорта/газолин/гептан/а далее разного рода суррогаты.

 

Итоги работы Кр.Возд.флота в Гр.войне 1918-1920 следующие :

Кол-во боевых вылетов - 17377 (сух.авиация) 2000(мор.авиация) и 2044(воздухоплавание) =21421.

Налет - 23257(сух.авиация) 4300(мор.)3281(воздухопл)= 30838ч.

Сброшено бомб 59788(сух) 34720(мор) = 94508.

Сброшено агитлит. - 8896 (сух) 104(мор) кг.

Число воздушных побед :

сов. авиация 1918-1/1919-4/1920-4сам.

белые 1918- 1/ 1919 - 0/ 1920 - 2 сам.и 2 аэростата.

англичане - 1918-0/ 1919-2сам. и 3 аэростата/1920-0.

поляки - 1918-1/1919-2 сам.и 3 аэростата/1920- 3 сам. и 6 аэростатов.

 

Потери сов.авиации :

Боевые - 147 пилотов и 39 летнабов.

Небоевые-158 пилотов и 77 летнабов.

 

Всего за годы Гр.войны через РККВФ прошло ок. 2400 самолетов из них 558 выпущено заводами и 250 захвачено у противника. К весне 1921г. осталось в строю ок. 400 а безвозвратные потери составили 2000 самолетов. Свыше 500 было разбито в авариях и катастрофах.Ок. 100 захвачено белыми. Более 70 угнаны к врагам. Огромное кол-во самолетов погибло от стихийных бедствий и пожаров на земле. Например Сергеев пишет что лишь от паровозных искр в момент перевозки на открытых платформах сгорело несколько десятков. Сбито более 50. В результате бомбордировок уничтожено еще 10 сам. на земле.

Авиаучебные заведения выпустили за годы гражд. войны 155 летчиков и 75 летнабов. К июлю 1920г. в составе Красного Возд. флота числилось 383 летчика и 197 летнабов. За годы войны к красным перелетело всего 3 летчика белых. После разгрома Колчака служить красным согласилось 57 чел. а после разгрома Деникина еще 40 чел.

 

Вобщем всего и не напишешь. :) А электронной версии книги не знаю. Если есть вопросы - по применению авиации в Гражд. войну задавайте. Если в книге это освещается - отвечу.

Ссылка на комментарий

2Kirill

этим скорее связаны традиции т.н. эшелонной войны - боязни отрываться от железных дорог.

ну а как иначе воевать в стране в 1/7 часть суши при отсутствии механизации автомобильной? Только вдоль жд - строго по Мольтке-старшему.

Впрочем я под впечатлением мемуаров об отступлении колчаковцев в сибири.. именно что не хотели солдаты гражданской воевать и ходить в атаки. И пешком идти тоже) Бронепоезда - идеальное оружие для трусливых и разложившихся толп "армий" гражданской..

Ссылка на комментарий

ух. К стыду и в силу (обстоятельств)... :D Пропустил новую старую тему. :D

Без политики не обошлось. Операций,т.е. карт БД не увидел. А они есть. :D

Гросс и Анри. Вы почитайте Зайончковского,Триадафиллова,Шапошникова,Фрунзе или Тухачевского.Плюс Бонч-Бруевича военного. Сложится определённая картина.Мнение победивших красных надо всегда знать.

Шамбарова,которого предлагает Профессор, надо почитать.Только здесь он прав - слишком много преувеличений.

Белые вовсе не были тупыми и бездарными,как до сих пор хочется их выставить такими. Удушить красную армию Троцкого не составляло труда - не хватило ресурсов.Людских и денежных.

Ссылка на комментарий

2Игорь

Белые вовсе не были тупыми и бездарными,как до сих пор хочется их выставить такими.

 

почему хочется?

так кажется при поверхностном взгляде на события.

Ссылка на комментарий

2 Игорь

Удушить красную армию Троцкого не составляло труда - не хватило ресурсов.Людских и денежных.

Удушить белые армии не составляло труда - благо ресурсов хватило ;)

Ссылка на комментарий

2vergen

2Kirill

Удушить белые армии не составляло труда - благо ресурсов хватило

но удушали целых 3 года. :rolleyes: Т.е.,те предатели Отечества,которые пошли к большевикам, очень долго не могли справиться с бездарным Колчаком и мягкотелым Деникиным. :rolleyes: Плохо некоторых обучали воинскому искусству в Академии Генштаба.Зато теоретиков из масс - пруд пруди.Кстати,теории не помогли,когда Германия нанесла удар танками 22 июня 1941 года. В задницу таких теоретиков.

 

Камрады,где карты боевых действий?

Ссылка на комментарий

2Игорь

 

С "бездарным Колчаком" справились достаточно быстро - за полгода. Дальше уже агония, продолжительность которой больше объясняется расстоянием - все ж от Волги до Иркутска дойти надо.

Изменено пользователем Dirry_Moir
Ссылка на комментарий

2Игорь

но удушали целых 3 года.
Плохо некоторых обучали воинскому искусству в Академии Генштаба.

 

да в общем-то удушили доволтьно быстро.

а ведь белые изначально имели и более подготовленные и мотивированные части - и обученых командиров и т.д. и т.п....

впрочем, я и в правду считаю что основная проблема белых - не решив которую им победа светила развечто в самом начале и то с везеньем - это их тыл....всмысле отстутсвие такового..

Ссылка на комментарий

2 Игорь

Т.е.,те предатели Отечества,которые пошли к большевикам, очень долго не могли справиться с бездарным Колчаком и мягкотелым Деникиным

А те предатели Отечества, которые пошли к англичанам и прочим интервентам, вообще не смогли справиться с большевиками.

Ссылка на комментарий

2 Gross

Наоборот, препятствую переходу туда :) Наглядно показывая что рассуждения с точки зрения "предателей Отечества" и "задушить несложно" ничего для освещения военных действий не дают.

Ссылка на комментарий

На самом деле Гражданская война неправильная и неинтересная. Сражались толпы уродов с обеих сторон, разложившиеся, трусливые в массе, имеющие небольшое героическое ядро, военные действия шли на огромной территории и исход их определялся не военными усилиями а политикой и ничего военному искусству оная война не дала. Чего о ней писать?

Имхо у ГВ было два плюса с военной точки зрения: маневренный характер и возможности массированного применения конницы (следствие примитивности самой войны) породили в советском военном руководстве "конармейцев", реально направлявших ход развития ВС до ВОВ. Что довольно скоро открыло возможности перехода к танковым и механизированным войскам - освободив нашу армию от заскорузлой тактики периода ПМВ.

И второй - советское военно-политическое руководство приобрело опыт войны на смерть и перманентной мобилизации - как ее неверно называет Исаев - а точнее - опыт спасения в безнадежных ситуациях посредством спешного формирования новых и новых частей и соединений.

Потом этот опыт пригодился в ВОВ.

Все остальное - имхо неинтересно. Лучше изучать опыт русской армии в ПМВ чем "подвиги" Гражданки

Ссылка на комментарий

2vergen

Игорь Хатамото - чего-то не выкладывает

не выкладываю,потому что их и так пруд пруди. С точки зрения победившей стороны. У проигравших с картами сложнее - или утеряны,или забанены. :)

2Gross

2Kirill

Камрады, скатываетесь в политику.Нехорошо.

Это,наверное,неизбежно. Могу ошибаться,конечно.Но личные предпочтения всё равно попрут.Именно предпочтения.Мои симпатии давно известны - на стороне белых.Камрады Кирилл и Черныш (и не только) на стороне красных.Найти истину в споре не представляется возможным уже в силу тех самых предпочтений.

 

Теперь по делу.Консультантом фильма "Колчак" ,оказывается, был историк С.Дроков (я не знал эту деталь).Начинал он с диссера по Колчаку.Фильм до сих пор не смотрел.Диссер достать не удалось.Человек хорошо знает тему белых,в частности про Колчака.

Какие есть факты про интервенцию ? Немного. Дальше портовых городов никто и носа не совал.Кто пошёл к англичанам и интерветам с т.з. Кирилла неясно.

 

2Chernish

Лучше изучать опыт русской армии в ПМВ чем "подвиги" Гражданки

так одно в другое плавно перетекает.

Ссылка на комментарий

2Игорь

Консультантом фильма "Колчак" ,оказывается, был историк С.Дроков (я не знал эту деталь).

 

а разве он не расплевался и не ушел с кины?

или это про какой-другой фильм я такую историю читал?

Ссылка на комментарий
а разве он не расплевался и не ушел с кины?

или это про какой-другой фильм я такую историю читал?

В последнее время такие истории о многих фильмах рассказывают. На ВИФе постили люди, работавшие с Юнгвальдом-Хилькевичем над "самой последней" историей о мушкетерах (полная жесть, судя по анонсам): у "мэтра" прохудилась крыша, и он выдвинул теорию. в которую свято верит - будто в XVII веке люди разучились изготовлять олово...

Дальше портовых городов никто и носа не совал.

А где вообще в ГВ были крупные бои с англичанами, американцами, французами или японцами?

Изменено пользователем T. Atkins
Ссылка на комментарий

2vergen

а разве он не расплевался и не ушел с кины?

не знаю.

Но то,что хорошо разбирается в теме - факт.

Как и Волков Евгений (сибиряк,кстати) ,как и Волков Сергей Владимирович. Иногда их путают,Волковых.

Ссылка на комментарий

2T. Atkins

А где вообще в ГВ были крупные бои с англичанами, американцами, французами или японца

не было,естественно.

Одна пурга.

Как-то забыли,что бывшие чехословацкие пленные шантажировали всю ж/д магистраль в Сибирь.

ЗЫ ВИФ ,вернее его актив,уже публикует книжки.Пока про Великую отечественную.Первый тираж раскупился быстро - уже в июле я не видел книг в магазинах.

Ссылка на комментарий

http://www.cossackdom.com/calture/novikov_vchebnik.htm

---------------------------------------------------------------------

Через три фронта за учебниками для казачат

(Об экспедиции Д.И. Заморского осенью 1918 г.)

 

Лет десять назад, на самой заре движения за казачье возрождение, когда начала издаваться масса казачьих газет и журналов и ощущалась острая нехватка хороших материалов на темы, связанные с историей и культурой казачества, мне, тогда члену редколлегии ленинградской еще газеты "Казачий путь", попали в руки материалы, ныне представляемые мною широкой аудитории Сети. В те годы мне не удалось их опубликовать. Причин много и я не стал бы все сваливать на кого-то. Среди прочих причин и моя собственная инертность. Хотелось приберечь для сборника, который планировали к выпуску, но выпуск которого по разным причинам так и не состоялся. Материалы эти были нам предложены для публикации доктором географических наук профессором Александром Дмитриевичем Заморским. Он уже тогда был в преклонных годах, ему было более 80 лет. К стыду своему не знаю: жив ли он сейчас? Года четыре назад был еще жив, но большую часть времени проводил у сына где-то в Москве или Подмосковье. В очерке, предлагаемом вниманию сегодня, речь идет об одном очень интересном событии из жизни его отца - Заморского Дмитрия Ивановича. И само событие, и рассказ о нем мне представляются не просто интересными, но очень поучительными. Они дают возможность посмотреть на историю предшествующих поколений в таком ракурсе, какого лично мне и не припомнить более. Жизнь намного сложнее всяких схем, - как говаривал кто-то из классиков.

 

Владимир Новиков,

 

президент "Фонда культуры и истории казачества",

 

Санкт-Петербург, "Дом книги" на Невском проспекте,

 

ноябрь 2001 г.

 

 

 

Биографическая справка о Д.И. Заморском

 

Заморский Дмитрий Иванович (8.(20).5.1877 г., дер. Пуковое Тульской губ., - 28.1.1961 г. Ленинград) был книготорговцем, отдавшим этой благородной и трудной профессии почти полвека с 1893 по 1942 гг. Самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он начал с 13-ти лет по окончании Миротинского двухклассного училища Министерства народного просвещения в 1890 г. В 1897 г. окончил Курсы Русского общества книгопродавцев и издателей, организовывал книжные магазины Товарищества И.Д. Сытина в Воронеже, Харькове и Ростове-на-Дону, заведовал книжными магазинами в Варшаве и Ростове-на-Дону, в советское время работал в системе Госиздата и руководил созданием и деятельностью книжных магазинов в Армавире, Владикавказе, Грозном, Миллерово, все том же Ростове-на-Дону, Сальске, Таганроге, Шахтах. Как издатель, среди прочего, издал "Трое в одной лодке, не считая собаки" Джерома Клапки Джерома. Одним из главных событий его жизни была доставка им совместно с Бессарабовым в ноябре-декабре 1918 г. по поручению правительства Всевеликого Войска Донского и по согласованию с Наркомпросом РСФСР трех вагонов с учебниками из Москвы через три фронта в Киев и Ростов-на-Дону.

 

 

А.Д. Заморский

 

 

 

Недавно я прочел в газете краткие воспоминания о переброске в начале нэпа поезда с истощенными детьми из голодающего Поволжья на хлебную Украину. Это путешествие напомнило мне командировку отца-Дмитрия Ивановича Заморского в ноябре-декабре 1918 года за учебниками из Ростова-на Дону в Москву через фронт на севере территории Всевеликого Войска Донского, а затем обратно через границу оккупированной Германией Украины, проходившую западнее Курска, с тремя вагонами(!!!) книг. Отец мой с 1915 г. заведовал книжным магазином издательства "Товарищества И.Д. Сытина", крупнейшим в то время в Ростове-на-Дону. В конце XIX века его призывали на военную службу, но медицинская комиссия освободила его из-за порока сердца. Как белобилетник, он не участвовал ни в мировой, ни в гражданской войне. В описываемое время отцу был 41 год. Он был бодр, физически крепок и психически уравновешен. Это был общительный и доброжелательный человек, обладавший большим чувством долга. Отдельные эпизоды столь необычайной командировки отец при случае рассказывал в семье. Что запомнилось мне, тогда "приготовишке" Ростовского-на-Дону Петровского реального училища, то и пересказано ниже с необходимыми пояснениями. В имеющихся у меня документах осталось лишь краткое официальное заявление об этом эпизоде его служебной деятельности, адресованное в Краевую комиссию по проверке личного состава государственных, кооперативных и общественных учреждений от 3 мая 1930 г. Начавшаяся гражданская война и оккупация Украины и северо-западной части территории Всевеликого Войска Донского германскими войсками, а также общая разруха, вызвали в 1918 г. потерю жизненно важных экономических связей между этими районами и основными книгоиздательскими центрами. Если в Москве и Петрограде не хватало хлеба, то в Киеве и Ростове-на-Дону не по чему было учиться в школах.

 

В нашей трехкомнатной квартире отец выделил самую маленькую комнату – детскую, мою и моего старшего брата, для временного приюта бежавших из центральной России родных, знакомых и сослуживцев. Кто-то бежал от голода, другие от неприемлемого ими большевистского строя. Из Питера пожаловали мои родные дед, бабушка и тетя, родная сестра матери, чтобы подкормиться. Из Москвы проездом останавливались сотрудники и компаньоны издательства "Товарищества И.Д.Сытина". Они рассказывали о продолжении издательской деятельности Ивана Дмитриевича Сытина – этого выдающегося просветителя России. Книготорговцы сетовали, что Москва затоварена книгами, которые вынужденно оседали на складах вследствие невозможности вывоза их на периферию. Отец, прекрасно разбиравшийся во всех особенностях и тонкостях издательского дела и книжной торговли, отчетливо видел все нарастающую нехватку учебников для школ, что в тот 1918 год приобретало характер национального бедствия. Особенно сильно возрос спрос на учебники в Ростове, так как в этот город еще в ходе мировой войны в царское время были эвакуированы различные культурные и образовательные учреждения из прифронтовых районов, скажем, Варшавский университет и т.д. Выход из этого положения был единственный – как-то доставить учебники из Москвы, где они пылились на складах без употребления.

 

Предложение попробовать организовать доставку книг из Москвы в Ростов сделал отцу бывший у нас дома проездом директор правления "Товарищества И.Д.Сытина" Федор Иванович Благов. Отец хорошо лично знал Ивана Дмитриевича Сытина и был не против такого предприятия, но все отговаривали его от этой казавшейся окружающим безумной затеи. "Ехать через фронт, где идут бои, отрываться в такое тревожное время от семьи, скитаться по тифозным станциям, жить в голодной Совдепии, рискуя быть расстрелянным под горячую руку, чтобы привезти сотню-другую пудов книг – это неслыханно для нормального человека, тем более «торгового», – так примерно рассуждали люди, пытавшиеся переубедить отца. Но нашелся человек, который не только поддержал замыслы отца, но вызвался быть его компаньоном в этом трудном и рискованном деле. Как и отец, он очень переживал за детей и книжный голод, препятствовавший их успешной учебе. Фамилия его была Бессарабов, я никогда не видел его и не знаю как звали по имени-отчеству. Отец впоследствии отзывался о нем как об очень порядочном человеке, но удивлялся вместе с тем его исключительной изворотливости и предприимчивости, граничившей с авантюризмом. В юные годы свои по рассказам отца я представлял себе Бессарабова маленьким шустрым человечком, способным проникать куда угодно через щелку слегка приоткрытой двери. Однажды поздней осенью отец пришел домой встревоженным и стал советоваться с матерью, как быть? Надо здесь отметить, что отец всегда советовался с матерью по важным делам и однажды в Варшаве именно мать оберегла его от участия в затее, оказавшейся крупной аферой, от которой отец и магазин, директором которого он был, могли сильно пострадать. Так вот, на этот раз отец сообщил, что правительство Атамана Всевеликого Войска Донского Петра Николаевича Краснова поручило ему ехать в Москву за учебниками, взяв с собою в качестве помощника Бессарабова. При этом ему советовали поторопиться, так как приближалась трудная зима, а обстановка на фронтах усложнялась. И отец, и мать осознавали рискованность этой поездки и хотя не без слез, но благословение от моей матери отец получил. Она была решительной женщиной. И он отправился в путь. Донское правительство снабдило путников всякими письмами, в т.ч. и к Советскому правительству, и к издательству Сытина, и мандатами об общечеловеческой культурной миссии, выполняемой посланцами мятежного Дона. Двое отчаянных смельчаков отправились, запасшись разной снедью в дорогу и для москвичей. Они удачно дополняли друг друга. Отец имел обширные связи в мире книжников, так звали тогда всех, профессионально занятых книготорговлей, от упаковщиков книг до издателей. Бессарабов обладал редкой бытовой оборотистостью, крайне необходимой в такого рода поездке. Регулярного движения поездов ближе к фронту, а уж тем более за линией его не было. Мест в вагонах – тоже. Чтобы получить право на проезд приходилось идти на всяческие хитрости и взятки, что мастерски делал Бессарабов. Только благодаря личной его сметливости удавалось то сесть в вагон после очередной пересадки, то усидеть в нем при внезапной проверке документов. Так, еще на Дону никак не удавалось получить пропуск в поезд. Дежурный по станции был неумолим. Бессарабов случайно обратил внимание на стоявшую около дежурного кружку для каких-то пожертвований, полез в карман, достал деньги и сунул их так, чтобы дежурному видно было, как они торчат из этой кружки. Разрешение на проезд было получено. Через линию фронта пришлось переезжать на подводах. В Советской России, за Воронежем уже, в поезда приходилось втискиваться с поклажей после каждой очередной передряги, расплачиваясь продуктами, которых, конечно же, на себе можно было транспортировать не так уж и много. Иногда поезд не ехал дальше потому, то заканчивались дрова, и пассажиры выходили из вагонов для погрузки дров в тендер паровоза. Нередко устраивались проверки документов и подозрительных лиц. Культурно-просветительская цель поездки проверяющими обычно воспринималась на веру и одобрительно, не требовали даже мандатов, подтверждающих это. Но иногда подозрения все-таки были и за этим следовали допросы – не лазутчики ли вы из белого стана? По тем временам это могло кончиться плачевно, некоторых попутчиков забирали и в поезд они более не возвращались. Так вот и добрались до Москвы.

 

В Москве помогли деловые прежние и дружеские связи, вплоть до самого Сытина. Получение разнарядки на книги, их упаковка и отправка на станцию много времени не заняли. Всюду было понимание гуманной цели – помощи детям своей же страны. Однако получить вагон было чрезвычайно трудно, учитывая собственную нужду Советской России в подвижном составе. А здесь, к тому же, вагон требовался не на время, а безвозвратно. С пониманием к этому отнесся Наркомат Просвещения, раздобыв все необходимое для транспортировки груза и снабдив всеми полагающимися по этому случаю мандатами сопровождавших этот груз Заморского и Бессарабова. Но маршрут следования был определен иначе, чем тот, каким они попали в Москву, не через Воронеж, а на Курск и далее на Киев. И учебниками нагрузили не один вагон, как того просил Краснов, а три. Остальные два вагона предназначались для Киева и вообще Украины. Так распорядились в Наркомпросе РСФСР, один из тогдашних руководителей которого заместитель наркома известный марксистский историк М.Н. Покровский принимал вместе с работавшим тогда уже в Госиздате И.Д. Сытиным самое деятельное участие в подготовке и отправке учебников. Шли упаковка и погрузка учебников в вагоны, процесс, кое-где ускоряемый с помощью остатков ростовского сала, как положение вдруг усложнилось. Нашлись руководящие сотрудники Наркомпроса, которые сочли, что это подходящая оказия для переправки через линию фронта кое-какой агитационной большевистской литературы. Пришлось и самому отцу, а по его просьбе и иным авторитетным лицам доказывать, что такое может погубить основную цель поездки. С большим трудом удалось убедить ограничиться отправкой одних учебников, а проконтролировать это взялись знакомые отца, работавшие на комплектации учебников и их погрузке в вагоны. С тем и выехали из Москвы.

 

Недалеко за советским Курском проходил фронт перемирия между Советской Россией и зоной германской оккупации, а за немцами была гетманская Украина. Поезда дальше станции Коренево не шли и вагоны здесь отцепили. Люди из России перебирались в Украину через немецкие кордоны пешком, а кто мог-то и на крестьянских телегах. Но вагоны с книгами так не перебросишь. Пришлось договариваться и с советской и с немецкой сторонами. Во время организации переброски вагонов через фронт перемирия отец насмотрелся на беженцев из Советской России в гетманскую Украину. Запомнился один пожилой человек в поддевке, с семейством, – женой и дочерьми. Одеты они были под простолюдинов, но повелительная манера обращения и удивительная сдержанность в движениях и разговоре пока они рядились извозчиками, неопровержимо выдавали их недавнее высокое положение в обществе. Но были и отощавшие интеллигенты, перебиравшиеся к родственникам или друзьям в хлебные края. В общем-то пока разыгрывалась драма, а не трагедия жизни. Были пущены в ход мандаты и призывы к человеческим чувствам. Так или иначе, но три груженых вагона, подталкиваемые паровозом покатились вместе с двумя путниками по заросшей пожухлой уже травой железной дороге на ничейной полосе. Не нужно фантазии, чтобы представить себе чувства невероятного облегчения и какого-то окрыления, овладевшие двумя пассажирами, которым показалось, что все трудности позади, когда вагоны остановились у немецкого кордона. Паровоз отцепили и он укатил в Россию. Пришел немецкий патруль и стал допытываться о грузе. "Если будет большевистская пропаганда, то..." – и последовал выразительный жест с похлопыванием по огромной кобуре маузера. Отец и Бессарабов переглянулись. Вспомнились старые сослуживцы, паковавшие груз, обещания... И отец, как старший, твердо поручился за содержимое трех вагонов. Пришлось дать подписку об отсутствии другой литературы, кроме учебников для школ. Дотошные и аккуратные немцы все же заглянули в каждый из вагонов. Затем потребовали открыть некоторые тюки по их выбору. Хотя отец и верил москвичам, но небо ему показалось с овчинку пока длился досмотр; вот осмотрели одно место, вот поворошили другое, вот перешли во второй вагон, слава Богу – миновали и его, наконец последний вагон, последний осматриваемый тюк книг... Как будто гора свалилась с плеч, стало ощущаться собственное дыхание и биение сердца... Вскоре вагоны прицепили к поезду и покатились в Киев, куда прибыли без особых приключений.

 

В Киеве ждали и были очень рады учебникам, но возникли сложности. Представители гетманской власти захотели оставить себе не часть учебников, пусть даже и большую, а все. Начались дипломатические ходы. Пришлось обращаться за содействием к германскому командованию, которое поддерживало дружеские отношения не только с гетманом, но и с Донским атаманом Петром Красновым. Посредниками выступили киевские сотрудники издательства "Товарищество И.Д. Сытина". Они смогли убедить киевские власти в неразумности порчи отношений с издательствами

Москвы, не говоря уже об элементарной неблагодарности – книги-то доставили донцы. Но и с этим было наконец улажено. Отправка вагонов была назначена на 29 ноября (12 декабря н.с.), а через день должны были выехать и Заморский с Бессарабовым. Настроение было праздничным, тем более, что и в Киеве в это время готовилось великое торжество. Но откладывать поездку далее было уже нельзя, так как к Киеву от Белой Церкви медленно приближались ведомые С.В. Петлюрой войска Украинской Директории.

 

В рассказах отца о его пребывании в Киеве мне особенно запомнились воспоминания о праздничной службе в Андреевском соборе накануне отъезда. Отец очень любил послушать хорошее церковное пение, так как сам в детские годы пел в сельском храме. Но что это был за праздник, я по детским своим годам не запомнил и уже взрослым, собирая биографические материалы отца, попытался прояснить для себя это. В пятницу 30 ноября (13 декабря н.с.) 918 г. был день апостола Андрея Первозванного. Его имя в Киеве носит знаменитая растреллиевская церковь, как бы парящая над Днепром и Подолом. Она называется Андреевская и это она изображена в нашумевшей картине Ильи Глазунова "Сто веков". Этот апостол был очень почитаемым святым в России: высший орден носил имя Андрея Первозванного, кормовой военно-морской флаг, символизирующий крест, на котором был распят Святой Андрей и др. Согласно Евангелию, он проповедовал в Скифии и водрузил крест на месте будущего Киева – "матери городов русских". Поэтому не только Киев, но и вся Россия считались под покровительством этого первого апостола, призванного Иисусом Христом. В Киеве в то время скопилось много видного духовенства, бежавшего из Советской России. Даже неверующие приходили в церковь послушать бас какого-нибудь приезжего из центра знаменитого диакона. Молению о заступничестве покровителя Киева церковники и гетманская власть придавали в данный момент сугубое значение: немецкие войска собирались покидать город, петлюровцы приближались, что-то будет?! Поэтому вполне естественна выдающаяся пышность Богослужения, о чем говорил отец. Он подчеркивал, что особенное торжество происходило именно в Андреевском соборе, но и добавлял с грустью, что "обедня была испорчена". Собор к началу всенощной службы был переполнен народом. Клир блистал великолепием облачения. Пение заставляло забыть о мирских тревогах. Служило высшее духовенство. Присутствовала гетманская власть. Но уже вскоре по собору подул другой ветер, заставивший вернуться мыслями на грешную землю. Пошел шумок от перешептываний, теснота и духота уменьшились, чудесное пение стало ослабевать, клир редеть, власти исчезать. Все мешало молитве. Молящихся стало меньше, церковная служба как-то поблекла. Бессарабов решительно шепнул: "Давай, Дмитрий Иванович, уходить. В городе неладно: говорят, немцы оставляют город. "И оба поспешили к выходу. На опустевших темных улицах лишь кое-где встречались спешащие прохожие. Слышались отдельные винтовочные выстрелы вдали. Где-то чуть ухали пушки. На дороге лежал убитый с демонстративно расстегнутыми штанами, по-видимому, еврей. Немцы вместе с гетманом, действительно, уже уходили, а войска Петлюры подступали. Звуки перестрелки и глухие выстрелы пушек оказались не лучшим сопровождением в дороге, но именно под них наши путешественники и покидали Киев.

 

Книги были доставлены в Ростов благополучно, целыми и невредимыми вернулись домой и наши книжники, чему очень удивлялись их друзья, да и они сами. О Бессарабове, к сожалению, мне ничего более не известно. Впоследствии меня всегда сильно интересовал вопрос о центростремительных силах страны, которые в гражданскую войну связывали между собой ее даже разнородные части. Одним из проявлений таких социальных связей и был вояж отца. Многим, не только им с Бессарабовым, в силу сложившихся обстоятельств приходилось тогда обеспечивать жизнедеятельность недавно еще социально целого государства. И это ведь было не первое и не последнее время социальных потрясений за многовековую историю существования составного государства Российской Империи.

24.08.1991 г.

Ссылка на комментарий

2Игорь

Как-то забыли,что бывшие чехословацкие пленные шантажировали всю ж/д магистраль в Сибирь.

Ничего Советская Армия им отомстила в 1945-м :)

Ссылка на комментарий

Могу заблуждаться но насколько я понимаю неудачи и поражение белого движения было обусловлены всего одной главной причиной - политической разобщенностью. Все остальное - так и не смогли сплотиться вокруг единого лидера, что в свою очередь сказалось на координации действий белых армий, плохое cнабжении, отсутствие вразумительной пропаганды и многое др. являются лишь следствием.

 

Белое движение это своеобразная гремучая смесь… Кого там только нет… Из моих скудных познаний на вскидку : монархисты – ген.Келлер и ген.Дроздовский (на юге) ген. Волков и ген.Каппель (на востоке) и проэсэровски настроенный Пепеляев. Пара цитат : "Алексеев и ген.Корнилов являлись антицаристами, Деникин и Колчак – либералами, они были февралистами"( Черкасов-Георгиевский) и "по политическим убеждениям белая армия представляла собой мешанину кадетствующих и октябриствующих верхов и меньшевистско-эсерствующих низов" (ген. Слащев).

На юге России Краснов не признавал Деникин. В свою очередь добровольческая армия игнорировала донцов. На востоке страны долго не признавали власть Колчака - автономист Анненков Семенов и Калмыков. Причем последнии двое обвинялись даже в умышленном саботаже грузоперевозок для Вост.фронта. Даже с Дутовым признавшим власть Колчака и то порой возникали напряги (как с казаками в целом). На Востоке верховодил эсеровский КОМУЧ скинутый позже Колчаком.

Говорить о какой либо сбалансированной и взвешано-вразумительной политике Бел. Движения о выработке единой платформы просто нелепо. Вооруженное сопротивление большевикам было разрозненным… наверное можно сказать спонтанным. малочисленным а связь затруднялась географической удаленностью … Краснов (Петроград) Каледин (Дон) Дутов (Урал) … Большевики получили шанс расправиться со своими противниками по одиночке по очереди используя численный перевес.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.