Наука и образование - Страница 6 - Наука и техника - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Наука и образование


Fergus

Рекомендуемые сообщения

Именно. Камрад только что продемонстрировал всю ограниченность тестового подхода. Дело в том, что ПРАВИЛЬНЫЙ ответ на вопрос можно дать лишь взглянув на соответствующий график, где обозначена тройная точка воды. Или вы потребуете от ученика держать его в голове постоянно? В противном случае ответ будет дан исходя из интуитивных соображений, что к знанию отношения не имеет. Ах да, камрад забыл уточнить, на какой стороне луны открывается пробирка :bleh:

 

ЗЫ: А кипение в вакууме разве возможно? :blink: Насколько я помню физику процесса, нет :bleh:

Изменено пользователем BigBeast
Ссылка на комментарий
Ах да, камрад забыл уточнить, на какой стороне луны открывается пробирка
Вроде и на освещенной стороне в тени будет очень холодно.Там же атмосферы нет.
А кипение в вакууме разве возможно?
Вроде бы да. Изменено пользователем Онагр
Ссылка на комментарий

2BigBeast

Ах да, камрад забыл уточнить, на какой стороне луны открывается пробирка

Как ни странно, но это не играет роли принципиальной, насколько я помню.

ЗЫ: А кипение в вакууме разве возможно? blink.gif Насколько я помню физику процесса, не

Еще как возможно.

 

Вот вы тут сразу заговори про тройную точку воды, но в том то и дело, что чтобы на этот вопрос ответить ученик должен знать, что тепература кипения и температура замерзания зависит от давления, что само по себе уже не так и мало :) (из опыта общения с учениками).

 

Да и не надо рассматривать тесты только как вопрос и 4 варианта ответа (это несколько упрощенный взгляд), тесты могут иметь и немного иной вид. Например, такой вопрос как нарисовать зависимость скорости и ускорения парашютиста при падении вполне может быть в тесте.

По той же физике, насколько я в курсе, в тестах встречаются задачи и ты пишешь только ответ в тесте.

Ссылка на комментарий
Еще как возможно.

 

Стоп, Стоп, Стоп. Насколько я помню физику кипения, она выглядит так - растворенный в воде воздух концентрируется на мельчайших неоднородностях поверхности дна. Образовавшиеся пузырьки всплывают к поверхности, где лопаются. Благодаря конвекции растворяющийся на поверхности воды воздух переносится ко дну, и все повторяется. НО на луне воздуха нет. Значит, выкипеть может только уже растворенный в воде воздух. То есть кипеть до полного выкипания вода не сможет :)

Ссылка на комментарий

2BigBeast

Стоп, Стоп, Стоп. Насколько я помню физику кипения, она выглядит так - растворенный в воде воздух концентрируется на мельчайших неоднородностях поверхности дна. Образовавшиеся пузырьки всплывают к поверхности, где лопаются. Благодаря конвекции растворяющийся на поверхности воды воздух переносится ко дну, и все повторяется. НО на луне воздуха нет. Значит, выкипеть может только уже растворенный в воде воздух. То есть кипеть до полного выкипания вода не сможет :)

Камрад, подскажите, где вы физику учили? Это что б, не дай бог, мои дети туда случайно не попали....

Изменено пользователем jvarg
Ссылка на комментарий

Archi

 

По той же физике, насколько я в курсе, в тестах встречаются задачи и ты пишешь только ответ в тесте.
Это уже не тест,а задачи.Совершенно обычный для точных наук контроль знаний.И не только для них - на медицинском применяются ситуационные задачи. Изменено пользователем Онагр
Ссылка на комментарий

Так, ошибку понял. Конечно, воздух для кипения необязателен, нужен насыщенный пар той же жидкости. Но все равно, как он будет вести себя в вакууме, сказать так с лету трудно.

Ссылка на комментарий

2BigBeast

А как на самом деле выглядит процесс кипения? Или вы под кипением понимаете любой переход из жидкого в газообразное состояние?

Кипение - это переход в газообразное состояние внутри жидкости, в отличии от обычного испарения - поверхнстного.

 

И, кстати, 2*2=4. Не слышали?

Ссылка на комментарий

Чего-то вспомнился анекдот:

Экзамен по физике в американской школе.

Вопрос на "5": "Каким прибором измеряется сопротивление?"

Вопрос на "4": "Каким прибором измеряется сопротивление - а)омметром;б)вольтметром;в)амперметром".

Вопрос на "3": "А не омметром ли измеряется сопротивление?".

Изменено пользователем Онагр
Ссылка на комментарий

2jvarg

в отличии от обычного испарения - поверхнстного.

"в отличиЕ от" :bleh:

Ссылка на комментарий

2Онагр

 

Одногруппник моего знакомого на лекции "придумал" новый измерительный прибор: герцметр... Почти как напряжёметр...

Ссылка на комментарий

http://shurigin.livejournal.com/140356.html#cutid1

НЕБОЛЬШОЕ РЕЗЮМЕ ПО ТЕМЕ ЕГЭ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Собственно, все возражения против литературы сводятся к четырём нехитрым тезисам:

 

- Так как мне (нам) преподавали литературу в школе – так лучше бы её не преподавали вообще. Школьное преподавание литературы и словесности убито косностью и канцеляризмом.

 

- Школьник за юностью лет не способен правильно прочитать и оценить таких «тяжёлых» писателей как Достоевский, Толстой, Шолохов и т.п. и потому их изучение это пустая трата времени

 

- Программы по литературе устарели. Не тех изучаем! Замшелых классиков нужно выкинуть за борт современности, оставив Пелевина, Минаева, фантастику и фэнтези.

 

- Зачем мне нужна литература если я физик (химик, инженер, программер и т.н.)? Вполне хватит русского языка.

 

 

А теперь кратко разберём их.

 

Итак: «Мне плохо преподавали, сейчас плохо преподают…»

 

Всерьёз разбирать этот тезис нет смысла. Любой предмет можно преподавать на уровне ремесленника и даже хуже и любой предмет можно преподавать блестяще. Но это никак не связанно с «нужностью» или «ненужностью» того или иного предмета.

 

 

«Школьник за юностью лет не способен правильно прочитать и оценить…» Странно, что в тех же дореволюционных гимназиях, где литература занимала куда как больше времени чем сейчас, детям вполне хватало «взрослости» что бы прочитать и оценить и Толстого и Достоевского. Школьники 30-х – 40-х годов почему-то не вспоминают о «трудности» восприятия Горького или Шолохова и культ литературы 50-х – 60-х стал даже одной из тем кинематографа. Даже тридцать лет назад, в пору, когда училось моё поколение, жаркие дискуссии о Раскольникове или убийстве Тарасом Бульбой своего сына были вполне обыденным явлением на уроке. Безусловно, у любого человека есть «любимые» и «нелюбимые» писатели. И уроков по одному ждёшь, а на уроках по другому скучаешь. Но опять же это никак не связано с «нужностью» или «ненужностью» литературы. Не «сложность» литературы, а «инфантилизм» современных школьников лежат в основе их «неготовности» восприятия Достоевского, Толстого, Гоголя или Шолохова.

 

 

О программах. Насколько я знаю, сейчас в школьный курс включено огромное количество современных писателей. И в общем – это тема для обсуждения. Конечно, программы должны корректирваться.

 

 

Ну и последний тезис о том, что физику лирика не нужна, он имеет, как и свою логику, так и очевидную уязвимость. Таких докладных, объяснительных и даже просто писем, какие пишут некоторые наши «технари» не во всякой психиатрической лечебнице найдёшь.

 

Умение писать без ошибок, и умение связно изложить собственную мысль на бумаге вне рамок формул и цифр это два разных умения. И второе напрямую зависит от общего культурного уровня человека. А это уровень напрямую формируется литературой.

 

 

Собственно здесь мы и подходим к главному – а для чего же вообще нужна литература как предмет в школе?

 

Одно из главных задач литературы, на мой взгляд, является формирование у ребёнка понятий Добра и Зла и своего места в этой паре. Начиная с первых сказок, и по мере взросления ребёнок во многом свои этические понятия формирует через литературу. Теперь к этому добавилось ещё, конечно, телевидение и кино.

 

За тем, по мере взросления, литература открывает ребёнку вторую свою сторону – она способствует формированию у него картины мира. Именно через литературу, кино и телевидение он узнаёт о том, что за мир вокруг него, как и чем живут люди на другом краю земли, чем жили люди в прошлом. О чём думали, что для них было ценным и главным? Безусловно, что сегодня кино и ТВ с этим справляются лучше чем литература, но всё равно не компенсируют её.

 

Ну и, наконец, на заключительном этапе уже именно и исключительно литература начинает формировать культурный багаж подростка. Тот багаж, с которым он выходит в жизнь. Знание отечественной литературы есть суть знание собственной культуры, традиций и в определённой мере истории. Так как литература органично дополняет и НАПОЛНЯЕТ историю ОПИСАНИЕМ исторических событий и фактов через литературные произведения. И в этом смысле самые «скучные» Достоевский и Толстой, Шолохов и Бондарев являются ценнейшими источниками знания о истории и культуре Родины (это слово здесь более чем к месту)

 

Самой трудной и дальней целью литературы является, на мой взгляд мировоззренческая функция, формирование у человека его жизненных установок, а точнее формирование его собственного образа героя. Внутреннего этического стержня, вокруг которого уже и формируется судьба человека.

 

Безусловно, не одна литература решает все эти задачи, но именно на решение их она и направлена.

 

Конечно, интерес и понимание литературы очень прочно связаны с общим уровнем культуры в семье. Фактически «восприятие» и «невосприятие» литературы напрямую зависит от «культурного поля» семьи. Сложно требовать любви к литературе от ребёнка, который вырос, пусть и в обеспеченной семье, но в той, где на три комнаты заваленных хрусталём, коврами и дорогой мебелью была лишь одна полка и та с детективами или в семье, где пьяные драки родителей и мат как средство общения были той «культурной средой» в которой формировалась личность. Хотя, как и везде, бывают свои исключения.

 

 

В обсуждении была высказана, на мой взгляд, очень здравая мысль, что тестовый ЕГЭ по литературе обесценивает и выхолащивает суть преподавания этого предмета. Что нужен полноценный экзамен. И с этим я полностью согласен. Но, безусловно, одно, что перевод литературы в разряд «необязательных» предметов даже для части выпускников школы это очень серьёзный удар по нашему будущему…

 

 

 

«Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя!» Козьма Прутков

Литературу вычеркнули из списка обязательных предметов для сдачи ЕГЭ, а слово пловец скоро начнём писать через «а» - плАвец…

 

С этого года литература переходит из разряда обязательных в предмет «по выбору». Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов объяснил это так: "Это сделано для технарей. У нас было много вопросов от родителей, чьи дети прекрасно знают математику, физику, но сдать экзамен по литературе не могут. Ну и зачем перегружать ребенка?"

 

Фактически, тем самым, уничтожен единый культурный стандарт России. Отныне выпускники российских школ могут относиться к литературе как второстепенному предмету – труду или пению. Соответственно, очень скоро мы начнём пожинать результат этой реформы. Чтение «Му-му» станет недостижимым уровнем культуры, а Гоголя от Гегеля отличать станут разве что редкие литературные снобы. Думаю, что теперь, наконец, сдвинется с мёртвой точки и реформа русского языка (http://bronenosets.narod.ru/reforma.htm), которую пытались провести несколько лет назад, предельно упрощающую адаптацию кавказско-азиатских гастарбайтеров в России и с порога делающую их полноценными носителями русского языка.

 

При этом обязательным предметом остался иностранный язык. То есть в культурный стандарт входит обязательное умение объяснить господину оккупанту как пройти к ближайшему борделю, а вот знание «Евгения Онегина» или «Героя нашего времени» совсем не обязательно.

 

Переход на тестовую систему поставил под сомнение необходимость самых важных школьных документов - аттестатов. Ему просто нет места. Теперь абитуриент пишет заявление в вуз, указывает свои баллы. Вуз их проверяет по своей базе данных и зачисляет или отказывает. Аттестат больше не нужен. Перспективы фантастические.

 

Скоро и учитель в школе будет не нужен. Натаскать ученика к ЕГЭ могут и компьютерные программы. Таковые, кстати, уже есть…

 

Изменено пользователем Онагр
Ссылка на комментарий

Возвращаясь к тестам. Неужели вы думаете, что современные тесты по той же физике состоят из таких вопросов:

Что такое масса?

Третий закон Ньютона?

Какая система называется инерциальной?

 

Нет, не так. Но даже такие вопросы делятся на две группы: требующие точного знания конкретного факта (точечные вопросы) и те, ответ на которые можно вывести, если ты не знаешь точно факта, но в принципе ориентируешься в теме и умеешь мыслить. Так вот вопросы перой группы - зло, второй - вполне нормальные.

 

Значительная часть тестов (ну, называются они тестами, раз мы говорим про ЕГЭ) занимают задачи, но и здесь есть следующий минус - если к задаче прилагаются варианты ответов, то это хуже, чем если ты решаешь сам и пишешь получившийся результат. А самый лучший вариант - когда само решение прилагается, так как иногда даже неправильное решение (не потому, что где-то допустил ошибку счета, а выбрано неправильное направление решения) может считаться очень хорошим признаком того, что человек не пытается решать все по шаблону, а думает сам.

Ссылка на комментарий

Пока у нас базарят как лучше распилить деньги, выделенные на онлайн-обучение, смотрите что сделали американцы: http://ocw.mit.edu/OcwWeb/web/home/home/index.htm

Это Массачусетский технологический институт - лучший физматинститут США. Они выложили и продолжают выкладывать в общий доступ все свои курсы по всем предметам - в виде PDF и записей видео. Так что кто хочет универститетский курс обучения в лучшем вузе, может учиться на дому.

Также часть лекций переведена на китайский, тайский, испанский, португальский и пр. языки.

Ссылка на комментарий

Молодцы американцы, что скажешь. Не боятся бесплатный доступ делать. Знают, что своего не упустят. МТИ это только на пользу и славу пойдёт.

 

На Интернет Университет Информационных Технологий кто-нибудь заходил? Я там прошёл несколько курсов; некоторые с целью освежить давно не использовавшийся материал, некоторые с целью ознакомиться со смежными областями.

Ссылка на комментарий

2basil13

Русский? Просто интересно, что за орешек этот

Русского языка там нет. Но институт действительно лучший по физмату в США. Гарвард готовит не технарей, а юристов и экономистов. Там технические дисциплины слабые.

МИТ - это на уровне нашего МГУ, ФизТеха, МИФИ. Есть лекции в виде PDF и в виде AVI.

Ссылка на комментарий

Учебники МТИ покупать всё-таки придётся. Их в онлайне нет, а без учебников тяжело разобраться будет. А я уж губу раскатал полистать ради интереса. Но всё равно молодцы.

Ссылка на комментарий
  • 1 месяц спустя...

Чисто случайно наткнулся на биографию Сергея Струмилина,особенно заинтересовалл вот этот момент:

Исследуя проблемы экономической эффективности образования сформулировал закон убывающей продуктивности школьного обучения, согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение.

 

Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им установлены методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учётом роста национального дохода государства — введение всеобщего начального образования дало в СССР экономический эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию; рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года.

 

Выводы Струмилина о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования и содержания студентов за государственный счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифицированных рабочих.

 

Ссылка на комментарий

2LeChat

Они выложили и продолжают выкладывать в общий доступ все свои курсы по всем предметам - в виде PDF и записей видео.

у нас тоже такие делают. но продают за бабло.

 

Так что кто хочет универститетский курс обучения в лучшем вузе, может учиться на дому.

хм, а корочки он потом получит?

Ссылка на комментарий
  • 4 недели спустя...

http://scepsis.ru/library/education/page1/

Статьи о ЕГЭ.Их там много.

 

http://vivovoco.rsl.ru/VV/1000/ARCH_25.HTM

ОТУЧЕНИЕ

 

Уважаемые читатели!

 

Сегодня, 22 февраля, мне довелось участвовать в конференции о реформе школьного образования, которая была созвана фондом Горбачева. Все описанное ниже надлежит рассматривать как впечатления дилетанта, не претендующего на полное понимание извивов педагогической мысли и экономической тарабарщины. Возможно, впрочем, что такая невинность способствовала желанию вылущить суть из-под словесной шелухи.

 

Организаторы конференции предложили собравшимся ответить всего на два таких простых вопроса:

 

Нужна ли современной российской школе реформа? Если да, то каковы должны быть ее цель, содержание, приоритеты и временные рамки? 

Какими вам представляются позитивные и негативные социальные последствия предполагаемой реформы школьного образования?

Разумеется, я не могу втиснуть содержание шестичасового диалога в рамки редакторской колонки и ограничусь лишь тем, что представляется мне самым важным.

Первое и совершенно неожиданное... Ни в одном из документов, принятых правительством в связи со школьной реформой, ни единым словом не поминается 12-летка. Она ловко прицеплена Российской Академией образования, и смысл этого очевиден - издание бесчисленных новых учебников и методических материалов составляет ее хлеб. Добавим, что при такой хирургической операции можно легко и одномоментно не только сменить общую концепцию образования, но также необратимо изменить его информационное и идеологическое наполнение.

 

Второй момент - принципы финансирования. Предполагается установить прямую пропорциональную зависимость денежного довольствия школы от числа учащихся. Это означает стимуляцию укрупнения школ, притом что государственное финансирование будет все равно заведомо недостаточно для их технического перевооружения.

 

Защитники реформы предлагают поставить учебные планы и программы под контроль попечительских советов, которым следует придать НЕ ТОЛЬКО спонсорские функции. Нетрудно представить последствия - чего будут стоить голоса родителей, педагогов, ученых и прочей общественности против голоса нувориша в законе, отстегивающего подачку от cвоих капиталов.

 

Чего и как добиваются реформаторы? Они констатируют деградацию нашей школы, которую квалифицируют как рудимент советской эпохи, и предсказывают ее полный крах в результате замены вымирающих старых учителей на малограмотных новых. Цель же, которую они преследуют, - не реанимировать школьное образование, а кардинально изменить его задачи. Их главное заклинание - школа должна отвечать требованиям пост-индустриального общества.

 

Что бы это значило? Ответ я получил от А.А. Пинского - директора московской школы, причастного к разработке реформ. Он пояснил, что львиная часть населения в таком обществе занята не в сфере производства, а в сфере обслуживания - зачем этой части знать про "амфотерные гидроксиды", "районирование по Баранскому" и т.п. - Помилуйте, а как же нам при таком образовании восстановить промышленность, да еще на более высоком технологическом уровне? - А зачем, - ответил мне г-н Пинский, - как ни старайся, все равно мы не будем конкурентоспособны, и следует исходить из международного разделения труда.

 

Любопытно, что призыв к аудитории: "Зачем это нужно знать нашим детям?" - был характерен для многих ораторов. Например, один из них сетовал на непрактичность тематик, используемых при школьном обучении иностранным языкам. Проще надо! Тот же Пинский придал языковому образованию ясную и понятную цель - иностранец в Венгрии, заблудившись в городе, может у любого прохожего узнать дорогу по-английски...

 

Это еще что... Представитель министерства образования (мне сказали - далеко не худший!) публично допытывался у математика - академика РАН Д.В. Аносова - на кой ляд знать и помнить, чему равен sin(2x), и помнит ли это сам академик.

 

Этот представитель пришел под конец и весьма образно обосновал преимущество единого теста по сравнению с заскорузлой системой выпускных и приемных экзаменов: как ни совершенствуй керосиновую лампу, она ей и останется. То ли дело электрический свет, исходящий не только от цивилизованного Запада, но даже из азиатской Японии, да что там Японии - из Китая. Так уговаривал он, не подозревая, что в его отсутствие специалисты  уже разъяснили аудитории, что в Японии пресловутый единый экзамен отменили четыре года назад, а в Китае только что возобновили приемные экзамены в высших учебных заведениях.

 

Пост-индустриальное общество... И.Ф. Раздымалин - директор сельской школы, отдавший 40 лет народному образованию, - заметил, что в его Воронежской области оно уже создано - там пашут сохой и на лошадях. Чему в этом обществе должно учиться? - цитирую по памяти выступление одного из главных застрельщиков реформы - Я.И. Кузьминова: коммуникативности, знанию своих прав, умению ориентироваться в "потоке информации" и, само собой, иностранному языку. Все без исключения реформаторы недобрым словом поминали оголтелых учителей-предметников, жаждущих передать молодежи как можно больше ну совершенно ненужных ей знаний. "Не тормози - сникерсни!"

 

"Пока не поздно..." - так названо недавнее обращение к нации президента США Буша, призывающее к кардинальному улучшению образования, которое одно только и способно надолго закрепить американскую гегемонию.

 

* * *

 

Я благодарен фонду Горбачева за редкую возможность в столь концентрированном виде получить представление о целях и сути планируемой реформы. Впрочем, почему планируемой? - она уже на ходу...

 

Александр Шкроб

 

http://vivovoco.rsl.ru/OUTSIDE/AVE/AVE.HTM

Что ждёт школу в России?

 

Аналитическая записка.

 

Следующий краткий анализ является сокращённым пересказом Плана модернизации образования в России (проект 2001 года). Его оценка дана после пункта 4 описания "стратегии".

 

1. Основными целями образования объявляются "воспитание самостоятельности, правовой культуры, умения сотрудничать и общаться с другими, толерантности, знания экономики, права, менеджмента, социологии и политологии, владения иностранным языком". Никакие науки в "цели обучения" не включены.

 

2. Основными средствами для достижения этих целей объявляются "разгрузка общеобразовательного ядра", "отказ от сциенистского (т.е. научного - В.А.) и предметоцентрического подходов" (т.е. от обучения таблице умножения - В.А.), "существенное сокращение объёма образования" (см. ниже, п. 4). Специалистов необходимо отстранить от обсуждения программ "своих специальностей" (кто же согласится с мракобесием? - В.А.)

 

3. Систему оценки "следует изменить, предусмотрев безотметочную систему обучения", "оценивать не учеников, а коллективы", "отказаться от учебных предметов" (уж очень они "узки": уроки литературы, географии, алгебры...), "отказ от требовательности средней школы по отношению к начальной" (зачем знать русский алфавит и уметь считать на пальцах, когда есть компьютеры! - В.А.), "переход к объективизации процедур оценки с учетом международного опыта" (то есть с тестом вместо экзаменов - В.А.), отказ "от рассмотрения обязательного минимума содержания образования" (это рассмотрение якобы "перегружает стандарты" - некоторые начинают требовать, чтобы школьники понимали, почему зимой холодно, а летом тепло).

 

4. В средней школе в неделю "должно быть": три часа русского языка, три часа математики, три - иностранного языка, три - обществоведения, три - естествознания; вот и вся программа, отменяющая "тупиковый предметно-ориентированный подход" и позволяющая "включение дополнительных модулей", а именно "гуманизацию и гуманитаризацию", "отражение культуры местных народов", "интеграцию представлений о мире", "сокращение домашней работы", "дифференциацию", "обучение коммуникативной технологии и информатике", "использование общих теорий обучения". Таков план "модернизации" школы.

 

Короче говоря, план состоит в том, чтобы отменить обучение всем фактическим знаниям и предметам ("литература", "физика", к примеру, полностью выкинуты даже из тех перечней, где теперь появились разные виды военной подготовки, называемой "дифференциацией": Калашников вместо Шекспира).

 

Вместо знания того, что столица Франции - Париж (как говорил Манилов Чичикову), наших школьников будут теперь учить, что "столица Америки - Нью-Йорк" и что Солнце вращается вокруг Земли (опуская уровень знаний ниже требовавшегося при царе в церковно-приходской школе).

 

Это торжество мракобесия - удивительная черта нового тысячелетия, а для России - самоубийственная тенденция, которая приведёт к падению сначала интеллектуального и индустриального, а впоследствии - и довольно быстро - также и оборонного, и военного уровня страны.

 

Надежду вселяет только то, что (аналогичные предпринимаемым сейчас) попытки уничтожить высокий уровень образования в России, ознаменовавшиеся в двадцатые и тридцатые годы "бригадно-потоковым методом" и уничтожившие как гимназии, так и реальные училища, не увенчались успехом: уровень образования в современных школах России остаётся высоким (что признают даже авторы обсуждаемого документа, находящие этот уровень "чрезмерным").

 

Декабрь 2001

 

Академик В. И. Арнольд

 

Подготовка новой культурной революции

 

29 ноября 2001 г. я участвовал в многочасовой беседе с собеседниками, которые, по их словам, активно участвуют в подготовке проекта реформы средней школы. Из этой беседы я узнал много для себя нового об этом проекте (за что их благодарю).

 

1. Мне сообщили, что "распространенное мнение, будто имеется какая-то программа реформирования и заговор для ее осуществления - ложно": на самом деле весь процесс, якобы, "является стихийным ответом общества на падение уровня образования в России ниже уровня большинства африканских стран", особенно вследствие перегруженности действующих школьных программ "сайентифизированностью" (которую я воспринял как излишнее внимание к атомам и электронам, химическим молекулам и логарифмам), причем "сайентифизировались даже уроки физкультуры, где школьники должны теперь писать псевдонаучные рефераты".

 

Из этого рассказа я сделал для себя вывод, что такой "антинаучный заговор" (о котором я раньше не подозревал), действительно, по-видимому, существует (и, естественно, что его частью является стремление его скрыть).

 

Пример: при публикации в "Известиях" решения Ученого Совета Математического института им. В.А.Стеклова Российской Академии Наук о проекте школьной реформы, редакция исключила из этого решения ключевую фразу, "ослабление научного образования в стране вредно повлияло бы не только на интеллектуальный, но и на индустриальный, а впоследствии и на военный, уровень России".

 

2. Мне сообщили, что слабость нашего сегодняшнего школьного обучения, якобы, "выявлена международной комиссией", а в ответ на мой вопрос, как проводилось исследование, меня уведомили, что наши школьники слабо справляются со "стандартными вопросами", вроде: "что общего у ежа с молоком?". Я тоже не знал, что у них общего, и тогда меня обучили правильному ответу: "оба сворачиваются".

 

А знакомство наших школьников со, скажем, названиями столиц основных европейских государств и с таблицей умножения - не в счет: все это устарело.

 

При моей попытке сослаться на то, что у нас в школах повсеместно сохраняется даже более высокий уровень, чем был в церковно-приходских школах при царе, выяснилось, что мои собеседники-реформаторы не знают, что это была за школа, да и не ценят отличие наших школьников от, скажем, американских студентов: умение делить 111 на 3 без компьютера и отличать сумму дробей 1/2 + 1/3 от двух пятых, да и четкое понимание того, что половина больше трети.

 

К "недостаткам" нашей школы реформаторы отнесли также "требование читать много книг" (и Пушкина, и Толстого в том числе), а также требование понимать логарифмы (якобы, сделавшиеся ненужными с приходом компьютеров).

 

Что касается неоспоримых олимпиадных успехов наших школьников, то они были объявлены представляющими лишь уровень элитарного образования ничтожного меньшинства школьников, большинство из которых, якобы, "вовсе ничему не научаются в школе, разве лишь умению пользоваться шпаргалками". Реформаторы мыслят реалистически и хотят привести уровень школы к уровню двоечников.

 

3. При моих попытках объяснить экономистам критику тоталитарного экономического режима Великого Могола Аурензеба (публикованную Бернье, одноклассником Мольера), да и значение для экономики логарифмов (оценивающих возраст Евы и закон Мальтуса роста населения Земли и нужных также для вычисления сложных процентов в банке или нынешней стоимости царских долгов, или долговременного эффекта малой ежегодной инфляции) - при этих моих попытках выяснилось, что реформаторы-экономисты ни в одном из указанных предметов (не говоря уже о законах Лотка-Вольтерра конкуренции и борьбы за существование) не разбираются. А ведь понимание логарифмов абсолютно необходимо во всех этих теориях, как и во множестве других, включая, например, барометрический закон изменения давления воздуха с высотой ("вот и нечего высоко подниматься").

 

Зато школьные уроки "информатики" реформаторы оценили высоко, так как им удавалось запастись на них перфокартами, на которых было удобно писать шпаргалки по всем предметам.

 

4. Наиболее важной чертой будущей организации реформ мои собеседники считали то, что составление программ по разным дисциплинам не должно быть доверено соответствующим специалистам ("иначе химики станут требовать серьезно изучать химию, математики - математику, и т.д.").

 

Вероятно, именно эта идея привела к прошлогодней попытке полностью исключить из школьного обучения курс геометрии (чему воспротивились не только математики из РАН, но и представители оборонных предприятий). Сейчас обсуждается новый проект, где исключены всего только логарифмы и синусы, степенные функции и стереометрия. За этим придется исключить из физики законы Кулона и всемирного тяготения, которые основаны на исключаемой математической теории, а из географии - параллели и меридианы. Но реформаторов-двоечников это не смущает, а только радует.

 

Главная цель реформы, по словам моих собеседников, состоит в том, чтобы осчастливить родителей, сделав их детей-двоечников отличниками, меняя не уровень их знаний и умений, а просто уровень требований к ним.

 

5. Крайне отрицательно "реформаторы" отнеслись к моим словам о необходимости повысить зарплату учителям. По их мнению, "это только закрепило бы нынешнюю оккупацию школ малокомпетентными старушками".

 

Мне трудно понять, почему наша страна все это терпит, доверяя руководство своей образовательной системой сторонникам такого мракобесия, и почему наш министр до сих пор не подал в отставку: ведь отношение и учителей, и родителей к мракобесным проектам резко отрицательно и все это знают.

 

6. Одной из важных черт будущей реформы мои собеседники считают введение в перечень основных задач средней школы "обучение практически важным навыкам" (вроде умения въезжать задним ходом в гараж, вверх по обледенелой горке).

 

Что умение это важнее для киллера, чем знать, кто такие Колумб или Шекспир, Плутарх или Максвелл, трудно оспаривать.

 

Но мое общее впечатление от всего этого проекта состоит в том, что подготавливается опасное преступление против традиционно высокого образовательного и культурного уровня России - реформа, осуществление которой нанесло бы долговременный и трудно поправимый вред могуществу нашей страны - и интеллектуальному, и индустриальному, и военному, т.е. оборонному; а наших потомков все это реформирование сделало бы несчастными (даже если бы им и разрешили, как это сейчас планируют, писать "вада"): я надеюсь, что не все же школьники России будут готовиться в киллеры!

 

 

Декабрь 2001

Изменено пользователем Онагр
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.