Темные века (V-X века) - Страница 7 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Темные века (V-X века)


Рекомендуемые сообщения

2Marc Romiliy

А можно ссылку на тот сайт, где выложена книга Корсунского. Как раз пытался её найти. Буду премного благодарен.

так это известный сайт.

 

http://www.natahaus.ru/

 

упс...Камрад badbug уже запостил

Ссылка на комментарий

2badbug & Игорь

На Натахаузе побывал. А вот с закачкой, честно говоря, не разобрался, как она там работает. А на Рапиде, позор мне не образованному, вообще всё по-английски, то есть не по-русски, то есть не по-нашенски. То есть - не понимаю, короче. Может подскажете, как добыть Корсунского, уж больно хочется почитать. Аккурат в интересующую сейчас тему.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

А на Рапиде, позор мне не образованному, вообще всё по-английски

ты иди по ссылке Рапиды.Дойди до самого низа,где таблица,нажимай Free (нижний правый угол).Загрузится окошко.Там есть командная строка,а над ней цифро-буквы странной графики.Набери их в этой строке в ангийском шрифте.Потом жми чуть правее Download и все - процесс пошел.

Ссылка на комментарий

Marc Romiliy

Именно поэтому, астурийским королям было не трудно опереться не на старинную готскую знать, а на новых своих приближённых, смешанного готского, астурийского и испано-римского происхождения.

 

А как ты объяснишь в таком случае полное исчезновение вестготского права?

 

Остались все основные должности вестготской иерархии. Не помню на счёт герцогов, но графы продолжали играть важную роль. Ещё при вестготах графы гражданское и военное управление городами и их окрестностями

 

Марк, я уже объяснял

а. "дукс провинции" исчез

б. города впали в ничтожество.

в. только в этой связи "комит города" поднялся и стал правителем провинций - за отсутствием нормальных городов.

 

Поэтому в вестготском государстве их часто называли юдексами, то есть судьями. Одновременно, юдексами называли и чиновников, находившихся в подчинении графа.

 

Однако.

Хиндасвинт называет судью области и (синоним) судью местечка, а также комита и дукса. Но уже при Реккесвинте судья вообще исчезает из законов. Как и в законах его преемников. Максимум - в 666 церковный собор упоминает "судью города", которого можно сопоставить с "комитом города". Единственное упоминание, кстати, и специфическое.

Предполагается, что функции юдекса перешли к тиуфаду (тоже исчез после арабского вторжения).

Так что извини, но к началу 7 века юдексов не существовало у вестготов.

Поэтому твой тезис

Должность юдекса пережила арабское нашествие, укоренилась в Астурии и без особых изменения была наследована королевством Кастилия

ни к черту не годится.

 

Появляется она только у вестготов и остготов. Этим германским словом у остготов называли дружинников короля. А в толедском королевстве оно распространилось не только на королевских дружинников, но и тех, что служили частным лицам. В VI в. сайоны иногда выполняют уже обязанности судебных исполнителей, обслуживающих должностных лиц. Они выступают в качестве сыщиков при судьях и правителях провинций. Очевидно, по мере роста частной власти магнатов, стремившихся присвоить и судебные полномочия, часть дружинников используется светскими и духовными магнатами именно для этих надобностей.

 

Вестготский сайон 7 века - судебный пристав что ли - лицо, приводящее в исполнение решение суда, имелся у короны (комит и судья) и епископов. Это просто напросто германское название (с 7 века, а в 6 веке еще римский термин) римской должности executor.

В 6 веке сайонами называли именно частныхдружинников, но ты не путай 6 век - и начало 8 века. Это очень большие разницы. "Военное" значение слова сайон в 7 веке исчезло.

 

 

Вновь возникшее королевство Астурия также восприняло институт сайонов.

Возможно, да. Но откуда в таком случае взялись меринос?

 

Fideles в узком значении слова — это королевские дружинники высшего уровня.

Извини, друг, но ты снова не прав. Это рядовые члены дружины. Высшие дружинники, если конкретизируются, то именуются seniores (или primates, или maiores) palatii, они же viri illustres aulae regium (или officii palatini). Плюс еще были гардинги и спатарии.

 

К числу таких fideles относятся представители местной администрации — герцоги, графы и другие, а также крупные землевладельцы, не являвшиеся должностными лицами.

Все верно. Только замени fideles на senores/primates, что суть разные вещи.

А также это спатарии: среди подписей придворных к актам XIII Толедского собора (683 г.) стоят подписи Вилианга, Альдерика, Нилака, Тразерика и Торросария, каждый – “спатарий и комит”, и имя Сисимира, “спатария, комита и дукса” .

 

Кстати, то что они сохранились в Астурии, я уже и так писал. Чего не скажу о primates, гардингах и спатариях.

 

В одном из законов Вамбы fideles даже олицетворяют собой все Вестготское государство. Закон требует, чтобы в случае вражеского нападения или внутреннего мятежа каждый выступал в защиту короля, народа, родины и «верных нынешнего короля».

ты эта, поменьше верь...

Вамба требовал, чтобы в случае нападения или мятежа каждый выступал на защиту “или короля, или народа и отечества либо fideles нынешнего короля” (LV IX.2.8; 373).

Я там понимаю тут просто перечислены по приоритетам.

 

Королевские fideles и сами располагают дружинами.

Да нифига. Не путай их с гардингами и королевскими рабами.

 

Определяя положение fideles в той системе сословных градаций, которая уже довольно отчетливо заметна в Вестготском государстве VII в., мы можем причислить их к высшему разряду свободных (honestiores, maiores). К нему принадлежали, как известно, в первую очередь, представители формировавшегося в готской Испании вотчинного землевладения».

 

Вообще-то maiores loci personae это те самые seniores/primates и гардинги - применительно к дружине...

 

Королевство Астурия с самого начала проявляет сильную католическую традицию

Эта самая сильная католическая традиция нам известна только по источникам не раньше 880-х. Так что ничем доказать данный тезис нереально.

 

В новых же североиспанских королевствах 8-10 веков в качестве общего свода законов действовал кодекс Liber judiciorum или Liber judicum, название которого неоднократно менялось, пока окончательно не установился термин Forum judicum, Fon judicum (по-испански — «Фуэро Хузго» — «Fuero Jusgo»). Этот кодекс постоянно применялся на практике, и на него опирались при составлении новых законодательных актов короли. На основании «Фуэро Хузго» королевские суды выносили свои приговоры.

Это и есть вестготское право. И здесь все верно, кроме даты - с 10 века, пожалуйста. А в 8-9 веках - извини, ничего такого не было. Именно обычное право имелось.

 

Вне этой правовой системы оставались фуэрос городов.

Марк, давай, пожалуйста, не лезть для характеристики вестготской системы в 4-6 века, а для описания астуро-леонской практики - в 10-11 века. Подскажи мне, когда был принят первый фуэро?

 

Теперь о крупных магнатах. Астурию часто колебали восстания магнатов. Точно также как это было и на последних этапах существования королевства вестготов. Имеются данные о том, что испано-римские, а также готские магнаты в VI—VII вв. все чаще проявляли нелояльность по отношению к королевской власти, именно они выступают главными носителями сепаратистских тенденций. Многие представители знати уклоняются от участия в военных походах.

В Астурии мы наблюдаем ту же картину. Наиболее беспокойными и мятежными обычно были графы — правители округов. Управляя обширными территориями, опираясь на своих родичей и друзей, они стремились добиться независимости или господства над всей страной. Яркими примерами подобного рода возмущений являются мятежи графа Непосиана в правление Рамиро I, графа Фруэлы, восставшего против Альфонса III, и графов Кастилии при Ордоньо II.

Эти мятежи по своему характеру идентичны тем, что были во времена вестготов, и нисколько не напоминают мятежные действия астуров.

 

Не пойму, ты чего пытаешься доказать? В сложившемся государстве с уже оформившейся гос. структурой такие же мятежи точно так же типичны, как и в соседнем королевстве франков. Не вижу никакой связи с вестготами.

А вот например мятежи при Фруэле I (757-768):

- он подчинил мятежных басков

- он подчинил восставший против него народ Галисии.

Сило (774-783):

- победил и подчинил себе Галисию, которая восстала.

Каково?

 

Однако основой для астурийской государственности и общественно-политического уклада послужило именно вестготское королевство.

Что-то не заметил.

Еще раз перечитай, плиз, мой ранний пост на 9-й странице, и про право, и про монету, и про остальное.

Изменено пользователем Недобитый Скальд
Ссылка на комментарий

2Игорь

ты иди по ссылке Рапиды.Дойди до самого низа,где таблица,нажимай Free (нижний правый угол).Загрузится окошко.

 

там будет написано - подождите мол минут 20.

подождешь - и напишут мол нифига скачать нельзя (почему не понимаю английский плохо знаю).

В общем у меня, например, с рапиды не качает.

НО на натахаусе часто выкладывают и на другие сайты.

Корсуньский есть например и тут http://natahaus.ifolder.ru/2271124

 

2Marc Romiliy

 

и, кстати, чтобы скачать - там надо зарегестрироваться.

Ссылка на комментарий

2Недобитый Скальд

Продолжу упорствовать. Я отлично понимаю, что знание многих мелочей обсуждаемой темы у меня весьма и весьма слабое. Поэтому ожидал твой последний пост, и также ожидал опротестование моих предыдущих утверждений. Вполне соглашаюсь со многими твоими поправками. Хотя и не со всеми. Например.

Должность юдексов была у вестготов, была в Астурии, была в Кастилии. Мне в данном случае не очень важно её конкретное значение в разные периоды истории. Но преемственность имеется.

Должности или статуса сайонов не было у римлян и не было у астуров. Это чисто германский термин, используемый в государстве вестготов и в Астурии.

В отношении Fideles я читал то, что написал. Возможно это ошибочная информация. Тем не менее, в Астурийском королевстве королевские дружинники (пусть спорного ранга) назывались именно Fideles, а не каким-нибудь иным например кантабрским термином. Что можно было бы ожидать в случае происхождения новой государственности от астуро-кантабрской.

О сильной католической церкви. Так ли важен год, в котором она проявилась в полном объёме. И так понятно, что в Астурии она существовала беспрерывно. Если бы не было преемственности от вестготов, мы могли бы говорить о реставрации каких-нибудь древних религий астуров или ещё о чём-то. Однако быстрое возвращение католической церковью своих позиций не может быть объяснено например франкским влиянием. Оно в 8 веке было слабым. Есть другие объяснения?

На счёт права. Так ты согласен, что даже после 10 века в Астуро-Леонском государстве действовало вестготское право? Тогда мне не совсем понятны твои сомнения в вестготском происхождении нового государства.

 

Всё это может звучать и может быть не очень существенным. Я уже на протяжении двух или трёх постов пытаюсь спросить – пусть будет названа иная версия происхождения астурийской государственности. Названа и доказана более полно нежели вестготская. На примерах из государственного и общественного устройства Астурии. Оспаривать множество моих высказываний не трудно, ведь я этой теме я абсолютный новичок, чего скрывать не собираюсь. Для меня важно понять суть тех процессов. И иных версий я пока так к своему сожалению и не услышал. Буду ждать дальше.

Ссылка на комментарий

2vergen

Попытался воспользоваться предложенной ссылкой и скачалось... фото каких-то гавайцев в формате ACDSee?! Это и есть то самое долгожданное? При второй попытке результат не изменился. Что-то не так делаю?

Ссылка на комментарий

А! Я вернулся! Чертово начальство устроило рабочий день!

 

2Kapitan

Своего вагон и маленькая тележка?

Фигу! Не пью вообще.

 

2Marc Romiliy

Должность юдексов была у вестготов, была в Астурии, была в Кастилии.

Марк, еще раз тебе говорю - давай обращать внимание на хронологические рамки. Примеры из 10 и 6 веков (когда Кастилия то появилась?) я не буду рассматривать категорически, ибо не стоит преувеличивать традиционность и новаторство Средневековья.

Я тебе показал, что в вестготском королевстве к 711 году юдексов не было.

С другой стороны, если доказывать архаичность астурийцев и кантабров, легко можно предположить, что у них эти самые юдексы появились веке так в 6-м от вестготов и благополучно пережили Завоевание. Заимствовать было нечего - к началу 8 века это был уже глубоко исконный институт.

Еще проще - судьи у варваров этих имелись всегда, просто с 9-10 вв. (когда собсно до нас и начинает доходить ихняя документация, на латыни) они начинают именовать на языке документации юдексами.

 

Должности или статуса сайонов не было у римлян и не было у астуров. Это чисто германский термин, используемый в государстве вестготов и в Астурии.

Марк, я тя укушу!

Читай еще раз. Это РИМСКАЯ должность, получившая ГЕРМАНСКОЕ название. Для другого примера вспомни тысячника-милленария и тиуфада.

Так что у римлян были экзекуторы, в 7 веке просто переименованные в сайонов.

Так что можно с таким же успехом доказывать римское заимствование.

 

Тем не менее, в Астурийском королевстве королевские дружинники (пусть спорного ранга) назывались именно Fideles, а не каким-нибудь иным например кантабрским термином.

угу. Марк, ты б поглядел сначала ЗА Пиренеи, а? Пример навскидку: в Аквитании некто Аббон в завещании дарит своему вассалу нечто – “fidele meo Protadio”. Fideles - у франков. Это видимо то же самое, что и vassi regis - Каролингская империя.

Ничего в общем сенсационно готского не вижу.

 

Оно в 8 веке было слабым.

Безусловно. Католическая церковь сохранилась от готов.

Хотя, парадоксально, именно войны астурийцев 8 века способствовали сокращению числа епископий в Месете и долине Эбро - они не сохраняли диоцезы в завоеванных землях, и не были заинтересованы в возрождении католической церкви на отбитых у мавров территориях. Так, архиепископии Галисии и Таррагоны просто прекратили существование, тогда как 3 остальных (Нарбонн не в счет) архиепископства в Мериде, Севилье и Толедо процветали при мусульманах в 8 столетии...

Другой факт, в 780-х церковь Астурии (в лице ее наиболее выдающегося представителя в 8 веке - Беата из Льебаны, автора "Комментариев на Апокалипсис", и епископа Осмы Этерия) решительно отмежевалась от церкви арабской Испании, склонившейся к адопционизму.

До этого астурийская церковь по-прежнему видимо ощущала себя частью церкви испанской, ни одно архиепископство не было создано в землях христиан до 1085 года.

Но споры 780-х, продолжившиеся с привлечением папы и франкской церкви в 790-х гг., окончательно разрушили остатки единства испанской церкви, сохранявшегося три четверти века.

 

На счёт права. Так ты согласен, что даже после 10 века в Астуро-Леонском государстве действовало вестготское право?

Марк ты читаешь плохо. Я тебе ясно доказал, что вестготское право ВОЗРОДИЛ Альфонсо II - как и помазание и прочие мелочи вестготской королевской жизни, но и при нем оно еще особого успеха не имело. В 8 же веке и до конца 9 века обычное право господствовало, что слабо вяжется с теорией преемственности.

Ссылка на комментарий

На Натахаузе выложили. http://rapidshare.com/files/35966890/Korsu...levstv.rar.html

Кто чего про данную книгу

Название: Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.)

Автор: Корсунский А.Р., Гюнтер Р.

Издательство: Московский университет

Год: 1984

знает?

Ссылка на комментарий

2xcb

Книжка отличная. Даётся краткий и ёмкий обзор всех варварских королевств. Кроме Англии, кажется. Давно её не читал, где-то с 1999 г. Я тогда в Вологде учился, и часто листал эту книгу в областной библиотеке.

Что меня заинтриговало тогда, так это упоминание следующего факта. если верить авторам, то получается, что с начала 5 века, и где-то до середины 6-го, испанская область Бетика была самостоятельна. То есть не подчинялась ни вестготам, ни римлянам (в лице правительств Равенны и Константинополя). До сих пор не нашёл каких-либо подтверждений или наоборот опровержений этой информации. Факт любопытный.

Может кто из камрадов более осведомлён по поводу этого факта?

Ссылка на комментарий

2Недобитый Скальд

Точно нарвусь на твои укусы, как ты уже пообещал недавно.

Судя по твоим постам, придирок к вестготской версии очень много. Это я вполне понимаю и признаю - явной и 100%-ной преемственности не было. Но ведь и иного пока доказывать никто не собирается. Конечно можно попытаться представить Астурию наследницей Рима, новым этапом в развитии астуров и кантабров, или нечто средним, впитывавшим большое влияние со стороны франков. Однако. Почему ни ты, ни кто другой из камрадов не пытаетесь аргументировать другие версии, а только набрасываетесь на мою?

Да для меня даже этих фактов достаточно: - Высшее руководство нового государства было из "готов"; по прошествии небольшого периода оно начало возрождать именно вестготские традиции; основная часть элементов общественно-политической и религиозной жизни будущих Астурии, Леона и Кастилии больше тянется к вестготскому (в смысле государства, а не этноса) происхождению, нежели к какому иному. Если даже эти посылы неверны, пожалуйста, приводи(те) иные и обосновывай(те).

 

И вообще. И с Рапиды и с Натахауза скачиваются вместо книг файлы ACDSee. Это у всех так, или мой комп глючит?! Хочу читать Корсунского!!! Но не могу...

Ссылка на комментарий
И вообще. И с Рапиды и с Натахауза скачиваются вместо книг файлы ACDSee. Это у всех так, или мой комп глючит?! Хочу читать Корсунского!!! Но не могу...

 

Фотография гавайцев - это мощщ! :D

 

Ладно, почту в личку киньте, пришлю книжку.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

И вообще. И с Рапиды и с Натахауза скачиваются вместо книг файлы ACDSee. Это у всех так, или мой комп глючит?! Хочу читать Корсунского!!! Но не могу...

Угу, с расширением djvu полагаю?

Вы поставьте какую нибудь программу для чтения таких файлов.

Ссылка на комментарий
Высшее руководство нового государства было из "готов";

Причем, не исключено, "обастурившихся" еще до Завоевания, если верная гипотеза о наместничестве Пелайо.

 

по прошествии небольшого периода оно начало возрождать именно вестготские традиции;

 

791 - 718 = 73 года, а фактически еще больше, лет 80. Это что, небольшой?

 

основная часть элементов общественно-политической и религиозной жизни будущих Астурии, Леона и Кастилии больше тянется к вестготскому (в смысле государства, а не этноса) происхождению, нежели к какому иному.

 

Неа.

Ссылка на комментарий

2Недобитый Скальд

"73 года", - Не очень большой период. Через 73 года восстановление традиции пошло официальным путём, инициатором выступил король Астурии. Но не факт, что в какой-то и возможно не малой степени это возрождение шло неофициально, в среде знати и священнослужителей. Если бы к 791 г. астурийское общество выводило себя не из "готов", а из астуров, новая королевская пропаганда натолкнулась бы на явное неприятие. К чему наследникам астуров принимать вестготскую традицию?, они бы этого не потерпели и мы бы услышали о случаях проявления недовольства "новой" политикой двора. Однако как мне кажется, королевский двор всего лишь взял под контроль то движение, которое уже шло бессистемно в придворных кругах. ИМХО.

Для примера возьмём Каталонию. Не смотря на арабское завоевание, которое к тому же длилось не несколько лет, как в Астурии, а почти 90, а также несмотря на влияние франков, местная знать считается "готской", и мы можем говорить о сохранении вестготской традиции как минимум высшими слоями общества Каталонии. Что я склонен видеть и в Астурии, которая к тому же не подверглась столь сильному внешнему влиянию.

Ссылка на комментарий

2 Недобитый Скальд

Я как-то сначала и не заметил твоего предположения «обастуривания» готов. Не согласен. Если признать, что Пелайо и возможно кантабрийский Педро были в начале 7 века правителями не так давно присоединённых к королевству земель, то мы вряд ли можем говорить о серьёзной их ассимиляции со стороны местного населения. В течение двухсот лет готская знать постепенно смешивалась с испано-римской аристократией и к началу 8 века слилась в единое целое. Но чтобы за несколько десятков лет «готы» были бы ассимилированы мятежными астурами, это вряд ли.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Как относитесь к книге Хервига Вольфрама «Готы»? Как раз приступаю к ней.

имхо,надо прочитать и иметь в библиотеке.

Ссылка на комментарий

2Игорь

Жаль только, что она до 507 года исследует вестготов, а не до конца их государства.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

"73 года", - Не очень большой период.

Ну, это несерьезно... :blink:

 

Через 73 года восстановление традиции пошло официальным путём, инициатором выступил король Астурии. Но не факт, что в какой-то и возможно не малой степени это возрождение шло неофициально, в среде знати и священнослужителей.

Совершенно не факт. Иначе не объяснишь то, что важнейшее новшество Альфонсо II - вестготские законы - после его правления (пускай и очень долгого) снова заглохли лет на 70 и более...

 

Если бы к 791 г. астурийское общество выводило себя не из "готов", а из астуров, новая королевская пропаганда натолкнулась бы на явное неприятие.

Из кого оно себя тогда выводило, мы все равно не узнаем. Но особой поддержкой нововведения короля все равно в масштабе страны не пользовались - см. выше. Сам же факт того, что общество королю такое дозволило вообще объясняется тем, что астурийцы просто устали от постоянных смен королей и свержений монархов.

 

Однако как мне кажется, королевский двор всего лишь взял под контроль то движение, которое уже шло бессистемно в придворных кругах. ИМХО.

 

А я тебе говорю - если это уже было, почему после правления Альфонсо II от этого снова отказались и вернулись к обычному праву?

 

Для примера возьмём Каталонию. Не смотря на арабское завоевание, которое к тому же длилось не несколько лет, как в Астурии, а почти 90, а также несмотря на влияние франков, местная знать считается "готской",

 

Вообще-то, там преобладали испано-римские землевладельцы, а сепаратистское движение четко прослеживается по факту правления Ахилы II в Таррагоне, Нарбонне, Жероне и Сарагосе. Так что тот факт, что позже они себя объявляли готами, мало говорит об их реальном этниконе и политической преемственности с Тодлеским королевством.

 

Но чтобы за несколько десятков лет «готы» были бы ассимилированы мятежными астурами, это вряд ли

То ему 70 мало, то много, уж определись...

 

В общем, как я уже сказал, не вижу решающих доказательств готского происхождения, и скорее склонен рассматривать Астурию как автохтонное образование, на развитие которого повлияли франки, баски и готы.

Ссылка на комментарий

2Недобитый Скальд

На счёт "то ему 70 мало, то много". Ты кажется не точно понял. Я в обоих случаях указал, что это слишком маленький срок, в том числе для ассимиляции готов астурами. Так что никаких противоречий нет.

Теперь к основному. Вполне понятно, что ты считаешь Астурию автохтонным образованием. Просто очень, ну очень-очень хочется услышать хоть толику аргументации в пользу этой версии. Перечисли пожалуйста факты, показывающие, что Астурия взяла в общественной, политической и религиозной жизни от местных племён больше, нежели от вестготов. Пока вся дискуссия шла на опровержении аргументов в пользу вестготской преемственности. Но я не смогу согласиться с тем, что она не верна, пока не увижу достаточно развёрнутого доказательства иного. Итак, что именно астурийское королевство наследовало из своей "астурской" истории?????????

Ссылка на комментарий
Просто очень, ну очень-очень хочется услышать хоть толику аргументации в пользу этой версии.

 

Элментарно, Ватсон. Мы доказали, что новое государство было в высшей степени слабо связано с вестготским периодом. Доказательства от противного.

 

Кстати, вот тебе еще цитата из Контамина: "В Астурийском королевстве в 8 веке резко проявляется институциональный разрыв с вестготским периодом. Источники не упоминают более дуксов, комитов, препозитов воинства, тиуфадов или гардингов. Система анноны исчезла также, нет и упоминаний об общественном походе [так назывался военный поход], но вместо него фонсадо, или фоссато, термин народного происхождения, для которого предлагались 3 объяснения..."

Ссылка на комментарий

2Недобитый Скальд

Вероятно дискуссию по происхождению астурийской государственности придётся прекращать. Своими постами ты сумел доказать, что новое государство подверглось серьёзным изменениям и поставить под вопрос вестготскую версию преемственности. Однако широкая и разносторонняя аргументация в пользу какой-либо иной версии вероятнее всего не существует. Дискуссия «от обратного» меня не переубедит. Пока останусь при своём мнении, но естественно не собираюсь его никому навязывать. Хотя бы по той причине, что знания мои по данному вопросу недостаточны. К сожалению, я пока так и не смог познакомиться с трудами Корсунского, надеюсь вскоре это исправить. А также хотелось бы почитать лекции историка испаниста О. В Аурова. Но это вряд ли получиться. Одна только программа его спецкурса по испанской истории внушает уважение. Приведу оглавление его лекций по Астурии.

 

Характер организации общества и власти в Астурии, Леоне и Галисии в VIII – начале XI вв. как историографическая проблема. Причины, харктер и основные этапы дискуссии. А.Эркулану и его романистическая концепция нефеодального характера общества и власти. Характер колонизации долины Дуэро в рамках концепции А.Эркулану. Преставление о роли свободного крестьянства и крестьянских общин-консехо в свете теорий испанских германистов (Т.Муньос-и-Ромеро, Э. де Инохоса). Свободное крестьянство, свободная община и сильная королевская власть: К.Санчес-Альборнос и его концепция «особого общества» в раннесредневековой Астурии и Леоне. Сторонники позиции К.Санчеса-Альборноса. Л.Домингес Гиларте. И.де-ла-Конча-и-Мартинес. Иная позиция: А.Кастро и его историко-философское эссе «Испания в её истории: христиане, мавры, иудеи». «Большой спор» К.Санчеса-Альборноса и А.Кастро. «Историческая загадка Испании» К.Санчеса-Альборноса и прекращение «большого спора». Критика позиции К.Санчеса-Альборноса в европейской историографии. Р.Менендес Пидаль. П.Давид. Данные филологических исследований: Й.Пьель и В.-Д.Ланге. Новый этап исследования. Переосмысление основных этапов истории пиренейских государств в период Раннего Средневековья в свете концепции «феодальной революции»: П.Боннасси и его работы. Испанские сторонники позиции П.Боннасси: А.Исла Фрес. Проблема характера колонизации в свете новейших данных археологии. Вклад отечественых историков: работы А.Р.Корсунского и О.И.Варьяш.

Система власти в Астурийском и Астуро-Леонском королевствах. Основные принципы огранизации власти (общая характеристика). Королевская власть: сильная или слабая? Король и магнаты в VIII – начале XI вв. Система центрального управления: королевский палаций. Королевские fideles. Система организации власти на местах. Графы: статус и функции. Фактическое различие функций и влияния графов разных регионов. Mandationes. Основные категории министериалов. Мерино. Юдексы. Сайоны. Роль королевских сервов в системе власти. Система военной организации. Король как глава военной огранизации: номинальная или реальная власть? Состав ополчения. Военная клиентела в системе военной организации. Право. Основополагающие нормативные акты. Liber Iudiciorum. Соборные постановления вестготского времени. Предпосылки возрастания значения локальных норм. Т.н. «фуэро Браньосеры». «Фуэро Леона»: процедура разработки и санкционирования текста; характер; основное содержание. Возрастание роли гарантий частного характера со стороны магнатов. Cautum. Pactum.

Церковь в Астурийском и Астуро-Леонском королевствах. Характер отношений астурийской Церкви и Рима до начала XI в. Особенности вероучения. Церковные соборы в регулировании церковной и общественной жизни. Статус и полномочия епископов. Клир. Церкви частные и приходские. Возрастание роли монастырей в системе церковной организации. «Пактовое монашество». Общая характеристика “pacta monastica”. Статус и функции аббата. Аббат и братия. Должностные лица монастыря: препозиты, деканы и др. Статус монаха: вступление в монастырь, обязанности, порядок изгнания из монастыря за нарушение устава. Распорядок монашеской жизни. Монастырь как землевладелец. Монастырь в системе колонизации. Монастырь в системе территориально-административной и военной организации (основополагающие принципы). Монастырь как центр культуры (общие аспекты). Крупнейшие монастыри королевства и их связи с королевской властью. Монастырь свв. Факундо и Примитиво (Саагун). Монастырь св.Спасителя в Онье. Монастырь св. Доминго в Силосе. Монастырь св. Эмилиана в Коголье. Монастырь св. Торибия в Льебане. Начало проникновения клюнийцев в монастыри Астуро-Леонского королевства.

Общество в Астурийском и Астуро-Леонском королевствах. Общие принципы эволюции социальной структуры. Основополагающее значение клановых структур. Знать: статус и власть (общие аспекты). Роль региональных различий. Особые характеристики знати в Астурии, Леоне, Галисии, восточных областях королевства. Владения знати. Аллоды и держания знатных лиц. Незнатные. Простые свободные. Аллодиальные владения простых свободных. Роль клановых связей в среде простых свободных. Свободные и несвободные. Основные категории несвободного населения. Сервы. Серваж как историографическая проблема. Источники серважа. Основные группы сервов: сходное и отличное в статусе. Сервы короля. Сервы Церкви. Сервы частных лиц. Вольноотпущенники. Статус имущества, передаваемого сервам. Причины возникновения и особенности института “hereditas servi”. Причины утраты личной свободы. Патронат в Астурийский и Астуро-Леонский периоды. Его распространение. Патронируемые (juniores): основные характеристики статуса. Неоднородность статуса juniores. «Усыновление» (profiliatio) как один из главных путей распространения отношений патроната. Астурийское “profiliatio” и римское “adoptio”: сходство и различие институтов. Правовые и имущественные последствия акта profiliatio: общее и особенное. Проблема генезиса социального слоя infantiones. Основополагающая роль знати в процесс колонизации. Колонизация и распространение отношений зависимости. Военный характер колонизации. Колонизация как захват (praesura) и оккупация (scalidum). Общие принципы освоения колонизуемых территорий.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.