История пиратов и пиратства. - Страница 6 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

История пиратов и пиратства.


Августина

Рекомендуемые сообщения

2Renown

 

просто Вы столь агрессивно начали на эту тему беседовать - что сие вызвало у многих отторжение.

я понимаю что у Вас с Аткинсом - была какая-то предыстория, но может не стоит цепляться за формальности?

а то уже две странице посвящено обсуждению этой в общем-то фигни:)

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

2Kapitan

Гуглёвая карта пиратских зажватов в мире за 2008 год http://www.icc-ccs.org/index.php?option=co...lemap&Itemid=89

ну не так и много ... судя по карте ...

Ссылка на комментарий

По Российскому телевиденью прошел репортаж - Пираты 21 века. Выставил на ночь на скачку. завтра гляну че атм за безобразия.

Ссылка на комментарий
Алексей Чичкин

 

КОМУ СЛУЖАТ КОРСАРЫ XXI ВЕКА?

 

Активизация пиратов может стать поводом для усиления контроля НАТО над нейтральными акваториями

РОБИНЫ ГУДЫ НА ДОВОЛЬСТВИИ

 

Если почитать специализированные выпуски новостей, едва ли не каждый день сообщается о новых, все более наглых пиратских выходках по всему миру. Ущерб мировой экономике от пиратства за минувшие десять лет превысил 3 трлн долларов – совокупный валовой продукт почти всей Африки!

 

Да, с пиратами борются. Но что поразительно – путем создания военных баз НАТО...

 

Многие аналитики считают пиратство следствием социально-экономического неравноправия в мире. Не случайно, говорят они, современные флибустьеры – в основном выходцы из слаборазвитых стран, раздираемых всевозможными конфликтами. Потому и бытует мнение, что таким образом «отверженные народы» отвечают на неоколониализм.

 

Может, и так. Но с другой стороны, уж очень часто пиратские «наезды» совершаются возле стран, отвергающих диктат Запада, или где нет у него надежных форпостов (Йемен, Судан, Эфиопия, Сомали, Малайзия, Вьетнам, Камбоджа). Зато – на стратегических судоходных маршрутах, вблизи крупных сырьевых регионов. И вообще иногда кажется, что жажда наживы, которая двигала «настоящими» пиратами древности, – вовсе не важна пиратам современным. Тогда что им нужно?..

 

Немного истории. В Средние века нельзя было плавать по морям и океанам не опасаясь нападений со стороны флибустьеров. Имена пиратов наводили ужас на все человечество: Джеймс Кук, Френсис Дрейк, Уолтер Рейли, Аруж Барбаросса, Энн Бонни...

 

Во второй половине XVIII столетия европейским государствам почти полностью удалось покончить с вольным, неподконтрольным пиратством. А потом началось нечто другое: появились пираты «прирученные».

 

...Рубеж ХVIII–ХIХ веков – это постоянные войны европейских держав друг с другом. Мало кто знает, но в войнах за колонии европейские страны использовали и такое «оружие», как пираты. Только это были уже не вольные рыцари морей, а люди, напрямую подчиненные тому или иному правительству и не скованные, в отличие от солдат регулярной армии, «этикетом» войны. Это не ново: еще двумя столетиями ранее Москва использовала донских пиратов для борьбы с Османами. Если пираты выигрывали – хорошо, если нет, официальная Москва открещивалась от «разбойников». Но такого масштаба, как в ХVIII–ХIХ столетиях, эта практика тогда не принимала.

 

Именно в те «просвещенные» века пираты трансформировались в корсаров – то есть в пиратов на государственной службе. Скажем, корсар покупал (а чаще получал даром) у государства разрешение на враждебные действия против торговых судов страны-врага или конкурента. Причем заблаговременно оговаривался процент добычи корсара. Капитан пиратского судна получал и офицерский патент, превращавший его и членов команды – в случае их захвата неприятелем – из обыкновенных разбойников, подлежащих немедленному уничтожению, в официальных военнопленных, имеющих соответствующие права.

 

ОТКУДА GPS, КОРСАР?..

 

По мнению российского исследователя Вячеслава Петрова, «сегодня проблема пиратства предстала в новом качестве – как составляющая терроризма. Подтверждением тому является хорошо организованный теракт против американского эсминца «Коул» 12 октября 2000 года в гавани йеменского Адена. То есть даже военные суда не застрахованы от таких атак».

 

Но именно после этой акции усилилось военное присутствие США в Красном море и вблизи берегов Йемена. Посему возникает вопрос: чьи пираты-террористы подорвали «Коул»?

 

К пиратству в последнее время все чаще прибегают и сепаратисты. Так, LTTE («Тигры освобождения Тамил-Эламы»), борющиеся за независимое государство тамилов на Шри-Ланке, с 1989 году пустили на дно как минимум треть всего торгового флота Шри-Ланки. Интересно, что LTTE владеет собственными торговыми судами, которые ходят под «безналоговыми» флагами Гондураса, Панамы, Либерии, Кипра. Вообще, пираты-террористы тщательно маскируются, притворяются рыбаками, туристами, спортсменами. Например, при захвате итальянского круизного судна «Аккиле Лауро» в 1985 году террористы взошли на борт как туристы.

 

Как ни странно для «борцов с Западом», пираты прекрасно вооружены. Тут впору поверить некоторым шриланкийским и индийским газетам, которые уверяют, что LTTE работает с западными спецслужбами. У пиратов, во всяком случае, и суда самые современные, и самолеты есть, и вооружения отменные, средства связи на уровне.

 

В самом деле, откуда это все, если пираты – изгои? Напомним, что статья 100 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) требует от всех государств бескомпромиссной борьбы с пиратством. Так, уже в течение десяти лет Информационный центр предупреждения пиратства в Куала-Лумпуре (Малайзия) постоянно регистрирует все заявленные факты пиратства и предостерегает суда от опасных по этой причине рейсов. Но реальных прорывов нет. Зато есть новые базы НАТО, распространяемые ради борьбы с пиратством. Странно как-то, да?

 

НЕФТЯНОЙ СЛЕД НА РОГЕ ПРЕТКНОВЕНИЯ

 

Классический в этой связи пример – Африканский Рог, многострадальная Сомали. Вблизи этой страны, расколотой внутренними междоусобицами и конфликтами, осуществляется свыше четверти общемировых перевозок нефти. Немаловажно, что именно там пролегает транзит трети объема нефти, потребляемой странами НАТО. Там же расположены чрезвычайно удобные гавани, где до 1960-х были западноевропейские порты. Да, именно западноевропейские, так как эта территория тогда делилась на Итальянское, Британское и Французское Сомали.

 

Затем Сомали стала независимой страной. И неоднократные попытки западных стран утвердиться на Африканском Роге – они были предприняты в 90-е – заканчивались плачевно. Воинственные сомалийцы заставляли «миротворцев» убираться восвояси. И вдруг этот регион приобрел славу «пиратского». И вот туда, уже на «полных основаниях», снова устремились эскадры НАТО...

 

Есть ради чего, наверное. Во-первых, оттуда хорошо контролировать перевозки нефти. Во-вторых, рядом – «непрозападные» Судан, Йемен, Эфиопия, где тоже есть крупные ресурсы нефти и газа. А в-третьих – от Африканского Рога рукой подать не только до Индии, но и до центральной акватории Индийского океана, где расположена крупная американо-британская военная база (архипелаг Чагос, отторгнутый британцами от островного государства Маврикий).

 

Но, пожалуй, беспрецедентно то, что и в самой Сомали, оказывается, немало нефти с газом. Еще во второй половине 1980-х тамошние разведочные работы (их проводили советские, затем китайские геологи) показали, что глубина залегания тех ресурсов и себестоимость их добычи минимальные. Да и расположены они близко к местным портам. Но по сей день эти ресурсы бесхозные, так что «пиратство» вполне может быть направлено на то, чтобы под предлогом борьбы с ним направить в Сомали войска НАТО и наконец-то овладеть тамошними нефтегазовыми закромами.

 

Стратегическая роль Сомали проявилась во Второй мировой войне, когда союзница Германии, Италия, захватив Эфиопию в 1936-м и обладая частью Сомали, почти полностью овладела Африканским Рогом. После чего вынашивались планы совместных действий Германии, Италии и Японии в Аравии и Индии. Но от итальянских войск к весне 1941-го была очищена Эфиопия, а к весне 1942-го – весь Африканский Рог. Это была одна из первых побед антифашистской коалиции.

 

В 1960–1980-х в Сомали правил режим, ориентировавшийся сперва на СССР, затем на Китай (в столице Сомали, Могадишо, были даже улицы Ленина и Мао Цзэдуна!). Причем Сомали тогда занимала одно из лидирующих мест в мире по экспорту мяса и мясных консервов, которые продавались в СССР только в магазинах «Березка» и для правящей номенклатуры. Словом, тогда в Сомали и еды хватало, и было что продавать. Но вдруг Сомали превращается в арену междоусобиц и в одну из самых голодающих в мире стран. А тут еще пираты... И, конечно, Запад решает помочь страдающим от сомалийского пиратства своим постоянным военным присутствием на Африканском Роге и вблизи него.

 

ЗА КАДРОМ

 

До 80% актов пиратства за последние 10 лет произошли в пределах территориальных вод, то есть в портах или на рейдах тех или иных стран. Руководство НАТО обычно преподносит этот факт как «неспособность» государств справиться с пиратством. Не совсем так. Например, в ноябре 1999 года индийский корвет «Prahar», применив оружие, освободил захваченное пиратами крупное грузовое судно «Alondra Rainbow» и вернул его владельцу. Это стало первым случаем, когда с применением национальной военной силы удалось отбить у пиратов корабль и арестовать флибустьеров.

 

С тех пор национальные ВВС и ВМС активно привлекаются к борьбе с пиратством. Есть успехи в этом деле у Мьянмы, Камбоджи, Судана, Йемена, Брунея, той же Шри-Ланки. Но эти факты замалчиваются. Куда удобнее считать, что с пиратами могут воевать только силы НАТО. Которые сосредотачиваются всякий раз там, где происходит пиратский акт. И подверженный нападению «неподконтрольных», якобы, пиратов регион оказывается зоной интересов западных держав.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=11890

Ссылка на комментарий

2Берг

Фигня это все, прости господи, журналистская писанина. Все-таки надо их, через одного - на лесоповал, за некомпетентность.

 

По сабжу. США вооружали и поддерживали Саддама. Итог: две иракские войны и пятилетняя оккупация страны, длящаяся до сих пор и забирающая людей и средства. США вооружали и поддерживали "Талибан" - в итоге им же пришлось с ними воевать, а нынче оккупировать Афганистан, теряя людей и средства. Если США поддерживали Сомалийских Пиратов , то им же придется их давить, все, видимо к этому идет. Третья одновременная война без перспектив на одержание победы... Удачи нашим звездно-полосатым друзьям.

 

2Renown

А можно подробнее для человека, недавно присоединившегося к топику: в чем вы усматриваете глобальную/ключевую разницу между "Пиратом" и "Корсаром"? Для обычного человека, не усложняющего себе жизнь энциклопедическими изысканиями, термины "пират", "корсар", "флибустьер", "буканьер" являются синонимами (с различной толикой романтизма/гнусности).

 

Я бы понял, если бы вы противопоставляли "Пирата" и "Капера". Тут вопроса нет. Но "Пират" и "Корсар"?

Ссылка на комментарий

2Backguard

можно подробнее для человека, недавно присоединившегося к топику: в чем вы усматриваете глобальную/ключевую разницу между "Пиратом" и "Корсаром"?

Ну, пират грабит сам по себе, а корсар имеет бумажку от государства.

Ссылка на комментарий

Термин "корсар", в отличие от "капера", обычно еще и локализован в пространстве - так называли морских "предпринимателей" на Средиземном море. И там так могли называть как каперов, так и просто пиратов.

Флибустьеры - это ПИРАТЫ, грабившие в Карибском море в XVII веке, по национальности преимущественно англичане, французы и голландцы.

А буканьер - это вообще не пират, хотя это слово к ним и прилепилось...

Изменено пользователем T. Atkins
Ссылка на комментарий

2T. Atkins

А буканьер - это вообще не пират, хотя это слово к ним и прилепилось...

В начале так называли охотников на быков, вяливших мясо на решётках - буканах, потом быки кончились, охотники переключились на корабли...

Ссылка на комментарий

корсары - это пиратские по сути военно-морские "силы" североафриканских мусульман, которые на море воевали за эмиров/султанов/халифов и попутно еще разбойничали

Бумажек у них не было. Это не каперы. Не царское дело бумажки выдавать)

Ссылка на комментарий

2Chernish

корсары - это пиратские по сути военно-морские "силы" североафриканских мусульман, которые на море воевали за эмиров/султанов/халифов и попутно еще разбойничали

Но корсарами иногда называли и христианских капитанов, подряжавшихся с ними воевать...

Ссылка на комментарий

2T. Atkins

2Chernish

2Kapitan

Да я все это знаю, мне вот и интересно, почему камрад Линкор ставит знак тождества между Корсаром и Капером?

Ссылка на комментарий

2Backguard

Да я все это знаю, мне вот и интересно, почему камрад Линкор ставит знак тождества между Корсаром и Капером?

Потому что слово "корсар" прижилось в итальянском и французском языках, слово "капер" - в немецком, в английском вообще "приватир".

Ссылка на комментарий

2T. Atkins

Хм, немного погуглил.

 

http://www.privateerdragons.com/pirate_dictionary.html

 

CORSAIR

This term is used for privateers who operated in the Mediterranean. The most famous were the Barbary Corsairs from the Barbary Coast of North Africa (so called by the European crusaders who called their Muslim opponents barbarians) who were authorized by their governments to attack the shipping of Christian countries. The Maltese Corsairs were sent out by Knights of St. John in a religious war against the Turks, but the rewards of privacy soon became more important.

 

http://www.lib.mq.edu.au/digital//lema/mar.../shiptypes.html

 

Corsair: originally applied to the piractical ships of the North African Barbary states, but in English usage was often extended to include any enemy privateer.

 

http://www.dutchportguide.com/glossary/index.php?letter=C

 

corsair

pirate or pirate ship

 

http://quizlet.com/print/217677/

 

Corsair: French privateers who attacked France's enemies

 

Ну и Википедия:

 

http://en.wiktionary.org/wiki/corsair

 

1. A French privateer, especially from the port of St-Malo

2. A privateer or pirate in general

3. The ship of privateers or pirates, especially of French nationality

4. Turkish Corsair: A barbary pirate, or barbary pirate ship (from Algeria, which was nominally in the Ottoman (Turkish) Empire).

 

Как видим, единства нет. Да, в английском часто (но не всегда!) использовалось для обозначения вражеских (особенно французских) privateer, но корни слова вообще латинские (что неудивительно, учитывая их появление изначально в Средиземноморском бассейне) и первые corsairs это берберы/алжирцы/тунисцы/турки, а в целом со временем слово становится синонимом для pirate вообще и французского в частности.

Изменено пользователем Backguard
Ссылка на комментарий

2Backguard

1. А ничего, что Вы приводите цитаты на английском, тогда как "корсар" - ФРАНЦУЗСКОЕ и ИТАЛЬЯНСКОЕ слово? Гулите на языках...

2. Естественно, что в текстах из этих языков и про события в этих странах англичане далеко не всегда заменяют "корсаров" на "приватиров"....

Изменено пользователем T. Atkins
Ссылка на комментарий

2T. Atkins

Хм, странно. Я ведь вроде подтвердил вашу точку зрения? Или вы спорите лишь ради одного процесса? А французским/итальянским языкам не обучен, увы...

 

P.S. В процессе ответа придумал вам замечательную обзывалку: "Форумный Бретер" :)

Ссылка на комментарий

2Backguard

Ну Ваши же слова:

Как видим, единства нет. Да, в английском часто (но не всегда!) использовалось для обозначения вражеских (особенно французских) privateer
В процессе ответа придумал вам замечательную обзывалку: "Форумный Бретер"

Тогда уж "Учитель фиГтования"...

Ссылка на комментарий

2T. Atkins

Нет, именно Бретер.

 

"Я дерусь, потому что я дерусь!" © Портос.

 

Как видим, единства нет. Да, в английском часто (но не всегда!) использовалось для обозначения вражеских (особенно французских) privateer

А дальше почитать?

а в целом со временем слово становится синонимом для pirate вообще и французского в частности.
Ссылка на комментарий
Термин "корсар", в отличие от "капера", обычно еще и локализован в пространстве - так называли морских "предпринимателей" на Средиземном море.

Точнее - французов. Слово французское.

Кстати, по этимологии слов (корсар, капер, приватир) видно, какие нации более всего занимались этим ремеслом.

Ссылка на комментарий
корсары - это пиратские по сути военно-морские "силы" североафриканских мусульман, которые на море воевали за эмиров/султанов/халифов и попутно еще разбойничали Бумажек у них не было. Это не каперы. Не царское дело бумажки выдавать)

Опять БСЭ читаете?

Да когда-то так называли алжирцев. Ну и что? Может все же стоит остановиться на окончательном значении этого слова?

А то так можно заявить, что все бриги - пиратские корабли (как было изначально).

Ссылка на комментарий

2Renown

Точнее - французов. Слово французское.

Хм, видел версию, что происходит от латинского "corsus". Напомню, французский принадлежит романской группе.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.