AlexMSQ Опубликовано 18 мая, 2008 #1001 Поделиться Опубликовано 18 мая, 2008 С солью не все так просто... Я не нашел пока древних свидетельств ее употребления в Микенской Греции. В описании "сумасшествия" Одиссея соль не упоминают ни Аполлодор, ни Гигин... Может, про нее писал Сервий?.. Нет пока возможности проверить. По-любому, соль как деталь безумия упоминается достаточно поздно, в более ранние времена хватало того, что Одиссей передевался крестьянином, одевал дурацкую шапку и впрягал коня с быком в одну упряжку, чтобы они вели его плуг.Правда в Ливии, вроде бы, соль добывали уже в III тысячелетии до н.э., и можно было бы предположить, что Персей с войском пошел воевать в Ливию частично из-за соли. Но скупые исторические данные об отце Медузы Форке, как о командующем флотом Сардинии и Корсики, которого разгромил некий царь Атлант (Первый ватиканский мифограф, 27), подсказывают, что поход Персея через Ливию и Эфиопию, был, возможно, как-то связан с Народами моря, и соль была все-таки не при чем... Получается для микенского царя вообще работать было "западло"? Да и на Итаке пока не найдено серьезных свидетельств о существовании дворца-замка. В этой теме покопайтесь. Где-то с годик-полтора назад была новость о том, что на Итаке таки нашли дворец. Спасибо за ответ. Значит, как-то все-таки можно допустить мысль, что путешествие Одиссея могли нести на себе некоторую искаженную память о уникальном плавании или плаваниях в северных водах. Конечно, ведь финикийцы на таких же каботажных корабликах туда плавали! В-целом согласен, только думаю, что ахейское общество тех лет уже было настолько развитым, что "племя" не особо участвовало в назначении правителя. Мифы часто повествуют о внутрединастических дрязгах и самозахватах, а в мирном варианте царь сам назначает себе приемника из родственников или породнившихся с ним аристократов. Да и изгоняют царей в мифах только другие цари, часто соседские, к которым апеллирует недовольная аристократия. А мы вспомним древний Рим. Часто аристократия - это главы родов и семейств. Они и есть племя. Тут выше уже упоминали тейповую/клановую систему. Кстати, а есть ли в мифах упоминания о войнах между микенскими царями за границы феодов? Если нет или крайне редки - это сильный аргумент в пользу такой клановой системы власти по образцу чеченской. Это в том случае, если абсолютно доверять мифам. Но иногда вкрадывается сомнение - не заставила ли метатся по различным и отдаленным областям героя и всюду оплодотворять только того и ждущих девиц некоторая поздняя политическая конъюнктура фальсифицированных генеалогий, когда пришлым царям было необходимо как можно легальней укорениться в чужой среде... Это я и имею в виду. Что Герой пооплодотворял всех на месте, а потом его потомки, несущие воспоминания о великом предке, расползлись по всей Греции, другие семьи считали за честь породниться с такой статусной семьей, число потомков увеличивалось, миф распространялся и правящим династиям оставалось только выбрать самый распространенный местный миф и прицепить свою семью к нему. мифографы относили Критское приключение Тезея к временам после суда Париса... Развалины Кносса были еще одним "проклятым" местом, табуированность которого объясняли скотоложством Пасифаи и прочими "страшилками". Именно этот флер ужастика наложился на воспоминание о том, как каждые девять лет некоторые города присылали по семь юношей и по семь девушек в Кносс. Я склонен полагать, что периодически на Кносской площадке проводились спортивно-цирковые состязания юношей и девушек. Оба пола участвовали в тавромахиях, а юноши еще и в кулачных поединках. А история с кольцом, скорее всего, эхо водных состязаний на Крите. "Олимпийские игры"? Я слышал,что в лингвистике разработали методику по изучению истории и эволюции языков,вычисляя,например, время распада единой ветви,примерную географию распостранения и пр.Существует ли что-нибудь подобное в исторических науках?Как пример:если пантеон олимпийских богов окончательно сложился в античности,то в какой-то момент имел место пик религии богов предыдущего поколения.Разве никто не попробовал создать методику по выявлению подъёмов,пиков и угасаний религиозных,стилистических,мировозренческих и пр.волн в мифологических сказаниях? Я тоже придерживаюсь точки зрения, что такие закономерности должны существовать. НО. За это по-моему никто не брался... Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 19 мая, 2008 #1002 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 (изменено) 2цав Часто всплывает именно эта дата.А что было за нею? Ну, дата 17 век до н.э. всплывает из-за датировки шахтовых гробниц в Микенах. Все-таки "кубок Нестора", сцена на кольце похожая на финальный момент поединка Ахилла с Гектором, да уникальное количество свидетельств использования огромных щитов - все это говорит о том, что в сказаниях о Троянской войне использовали очень древние элементы прото-эпоса. Именно дата 17 века ставит определенный рубеж в понимании некоторых микенских реалий в элементах сказаний. Да, и нужно учитывать, что именно с могильным кругом А местная традиция связывала захоронения некоторых персонажей эпоса. Все это заставляет предположить, что самые первые песни-сказания микенского времени о походе на Илион пользовались более древними поэтическими формулами, героизируя события, специально их архаизируя, или же в пост-микенское время уже не могли разделить древнейшую эпику и более молодую, посвященную исторической войне с троянцами. Вот! Значит,всё-таки параллельно существовали и другие версии истории,помимо мифологии,и люди,которые склоны были придерживаться сдравых рассуждений,и которых не устраивали истории для крестьян и ярмарок.Конечно,можно сослаться на то,что это были люди другого времени и склада ума,-пусть,-но ведь кем-то и для чего-то эти версии долгое время хранились и передавались из поколения в поколение.Значит,существовала потребность в прагматизме и бюрократической скрупулёзности для человека в обход религии,политики и традиции . Думаю, что данные сведения сохранялись там, где влияние и значение аттической политико-религиозной мысли было слабым. Но даже этот рассказ Конона, в определенной степени, может являться компромиссом между реальной историей и традиционным изложением сюжета силового подвига Персея ради освобождения Андромеды. Но в данном рассказе можно угадать предполагаемую реальную историю, которою невозможно различить, читая традиционные версии мифа, восходящие к аттическим источникам. А в том, что параллельные и несказочные варианты мифов существовали, сомневаться не приходится. Другое дело, что и они могут быть достаточно обобщенно подкорректированными и лишь отдаленно передавать некие исторические реалии. Например, суд Париса над красотой Геры, Афины и Афродиты менее правдоподобен, чем суд Париса над достоинствами (Альсиры), Аталанты и Елены, но и историчность этого второго варианта может вызывать сомнения, хотя пресонажи и не являются божествами. Изменено 19 мая, 2008 пользователем Akilov I.V. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 19 мая, 2008 #1003 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 (изменено) 2цав Я слышал,что в лингвистике разработали методику по изучению истории и эволюции языков,вычисляя,например, время распада единой ветви,примерную географию распостранения и пр. Все это, действительно, имеет место быть. Но результаты данных исследований не рисуют конкретной картины происходившего и крайне мало информативны с исторической точки зрения. Они лежат в узко лингвистической плоскости и неприменимы к чему-то еще. Существует ли что-нибудь подобное в исторических науках? Вроде про такое не слышал... Чтобы это произошло, нужно чтобы историей занялись представители точных наук, а не гуманитарии-полуфилософы. Как пример:если пантеон олимпийских богов окончательно сложился в античности,то в какой-то момент имел место пик религии богов предыдущего поколения. Про какое предыдущее поколение речь? Если про старшее мифологически, то, боюсь, никакого пика их религии и не было... Мифология о них искусственно сложена при оформлении Олимпийского пантеона, как семейной общности в прошлом разрозненных и не взаимосвязанных божеств. Про формирование Олимпийской системы богов достаточно здраво рассуждал Лосев, он, пожалуй, выжал все, что может философ, из античной традиции. Но привлечение новых данных из письма Б и сравнительный анализ с прочими религиозными примерами из других регионов только все запутали и не смогли внести ясность "точной науки", туда, где никакой ясности и быть не могло изначально.Ведь Олимпизм был далеко не повсеместным в античной Греции, и местные культы богинь и богов очень разнились с "традиционными", по-существу, кроме совпадения имен, ничего общего и цельного в греческой религии не было. Чтобы хоть как-то понять религиозную античную традицию, нужно попытаться разобраться с основными факторами языческой религии. Тут можно очень много всего написать, но я постараюсь остановиться только на главных моментах. Любая религия проходит две стадии - период "живой веры" и период идолопоклонства. Живая вера заключается в ясном понимании того, что мир невидимый абсолютно непознаваем и непредсказуем, да и соприкосновение с ним несет необратимые последствия для судьбы человека. Молясь "живым" богам, человек не знает, как его адресат может услышать и воспринять его молитву или прошение. От самого божества зависит быть милостивым или же быть свирепым и беспощадным. Оно непредсказуемо и стихийно, и его вмешательство в жизнь индивида всегда становится роковым, чаще со знаком минус нежели со знаком плюс, с обывательской точки зрения. Идолопоклонство же есть неизбежное вырождение "живой" веры, когда из-за расширения и возвышения жречества народ теряет практику обращения к божеству без посредника. Такие новые отношения привносят социальные элементы туда, где их нет. Ритуал и практика полу-юридического договора с божествами становятся нормой. Проситель точно знает что именно он должен сделать, чтобы божество сделало то, о чем он просит. Вера мертвеет. В сознании людей боги становятся предсказуемыми и постепенно превращаются в обслуживающий персонал для человека. Человеческий эгоцентризм большинства неизбежно превращает любую "живую" веру в идолопоклонство и суеверие. Так что в конкретно греческой мифологии можно четко увидить эту смену, которая напрямую зависит от социальной реальности. Предположительный период живой веры неолита. ----------бронзовый век----------------------------------------- Постепенное укрепление жречества и ритуальной практики. Расцвет бронзового века (жертвоприношение в Анемоспилии) - идолопоклонство. Конец "микенского" мира (линейное Б) - идолопоклонство. ----обнуление религиозной практики-------------------------- Конец "темных" веков (поэзия Гомера) - живая вера. Начало архаики (поэзия Гесиода) - омертвение и систематизация веры. ----------античное идолопоклонство--------------------------- Уверен, что античную Олимпийскую мифологию невозможно понять без этих ключевых моментов чередования главных этапов религиозных взаимоотношений человека и мира невидимого. А конкретные исследования могут лишь ответить на вопрос о древности формирования образа, но из-за незнания цикличности смен религиозного сознания, они могут перепутать древность некоторых уровней, представляя, подобно Энгельсу, все чересчур линейно, когда все развивается последовательно от простого к сложному. Разве никто не попробовал создать методику по выявлению подъёмов,пиков и угасаний религиозных,стилистических,мировозренческих и пр.волн в мифологических сказаниях? Я не знаком с подобными попытками. Думаю, что из-за неизбежной привязки религиозной практики к социальной развитости региона, подобные исследования религиоведов не обещают быть очень интересными и информативными... Изменено 19 мая, 2008 пользователем Akilov I.V. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 19 мая, 2008 #1004 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 (изменено) 2AlexMSQ Получается для микенского царя вообще работать было "западло"? И не только микенского... Положение обязывает - если ты царь, то и занимайся царскими делами, а не крестьянскими. В этой теме покопайтесь. Где-то с годик-полтора назад была новость о том, что на Итаке таки нашли дворец. Помню, год или полтора назад была новость про то, что найден дворец Аякса на Саламине. http://www.manwb.ru/articles/history/old_c...lace_DKirkideu/ А на самой Итаке, вроде, пока найден только фрагмент стены микенской кладки, который в воображении археологов стал частю дворца Одиссея. Но, может быть, там еще что-то раскопали... А из новостей помню только гипотезу Биттлстоуна о том, что Итака - это Палика, оконечность греческого острова Кефалиния. Он полагает, что Итака уже больше не самостоятельный остров, а полуостров, присоединенный к соседнему острову. Типа, со времен Гомера землетрясения вызвали массивные сдвиги, в результате чего узкий пролив, отделявший его от острова Кефалиния, был завален камнями с окрестных гор... Но искать там дворец только планировалось. Я постараюсь еще что-то узнать про дворец Одиссея, но и Вы, если найдете эту информацию, поделитесь ей, пожалуйста. Кстати, а есть ли в мифах упоминания о войнах между микенскими царями за границы феодов? Если нет или крайне редки - это сильный аргумент в пользу такой клановой системы власти по образцу чеченской. В мифах, как правило, войны ведутся не за что-то, а против кого-то. Нападению подвергается город или область, в которой держит оборону антигерой. "Олимпийские игры"? Думаю эти Критские мероприятия несли в себе тот зрелищно-игровой потенциал, который развился позже в Олимпийские игры Греции и в гладиарские игры времен Рима. Изменено 19 мая, 2008 пользователем Akilov I.V. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 19 мая, 2008 #1005 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 (изменено) Кстати, вот фотография той самой бронзовой пластины доспеха с именем Рамзеса II, которую нашли при раскопках двойного дворцового коплекса на Саламине. "Дворец Аякса" не был разрушен, а был, по-мнению Янноса Лолоса, просто покинут жителями примерно в 1180 году до н. э. Изменено 19 мая, 2008 пользователем Akilov I.V. Ссылка на комментарий
kisselev Опубликовано 19 мая, 2008 #1006 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 2Akilov I.V. Цитата Кстати, а есть ли в мифах упоминания о войнах между микенскими царями за границы феодов? Если нет или крайне редки - это сильный аргумент в пользу такой клановой системы власти по образцу чеченской. Этого не следует ожидать. Чеченское общество принципиально замкнуто. Чтобы сделать горских бандитов московскими потребовалось десятилетнее самоубийственное усилие великого народа. Греческое же общество (микенской эпохи и после) насколько я понимаю было принципиально открыто, и в этом плане (при больших различиях, конечно) напоминало Скандинавию эпохи викингов, где не было клановой структуры типа нашего кавказа. Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 19 мая, 2008 #1007 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 (изменено) В мифах, как правило, войны ведутся не за что-то, а против кого-то. Нападению подвергается город или область, в которой держит оборону антигерой. То есть в мифах в основном мы видим племенные и личные конфликты, а не имущественные. А истоки их следует поискать во временах дикости, темных веков или до 17 века до н. э. Мы не видим имущественных конфликтов, свойственных допустим римской политической машине или полисам классического периода. Этого не следует ожидать. Чеченское общество принципиально замкнуто. Чтобы сделать горских бандитов московскими потребовалось десятилетнее самоубийственное усилие великого народа. Греческое же общество (микенской эпохи и после) насколько я понимаю было принципиально открыто, и в этом плане (при больших различиях, конечно) напоминало Скандинавию эпохи викингов, где не было клановой структуры типа нашего кавказа. Я ищу аналогии скорее не в отношении личное-общественное, а в отношении структуры и системы власти, верховенства, лидерства. В этом плане чеченские шамили и рыжебородые Эрики крайне сходны. Ну смотрите, разве нет аналогии: Ахмад Кадыров - это Агамемнон. А Шамиль Басаев - Одиссей. Радуев - Ахиллес. В систему власти микенского времени они впишутся вполне гармонично и мышление их там не изменится. Сравниваю с чеченами для большей яркости образов, все-таки образы викингов достаточно размыты и подкрашены в недостающих местах романтикой пропаганды. А по поводу закрытости общества я уже писал - лучше сравнивать микенцев с викингами. Хотя общество классической греции было достаточно сильно закрытым, гораздо больше, чем мы можем предположить в микенском. И скорее всего Гомер вписывал в произведения реалии именно современных ему обществ. Изменено 19 мая, 2008 пользователем AlexMSQ Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 19 мая, 2008 #1008 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 2kisselev Я и не писал про аналогии клановости микенской и кавказской... Я не склонен видеть в позднем микенском обществе столь четкие черты родово-общинного строя, жестко патриархального и, как Вы справедливо заметили, крайне замкнутого. Эти черты реальнее предположить в Темные века на дорийских территориях, чем в размеренно бюрократическом и культурно утонченном микенском обществе. Насчет сходства со Скандинавией викингов, то и здесь я могу углядеть аналогии с обществом, описанным Гомером, но микенские реалии все же несколько отличаются от мира поэм. Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 19 мая, 2008 #1009 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 Микенцы были сами по себе более развитыми, чем чеченцы. Те, не будь сильного постороннего воздействия более развитых горских народов, а потом и русских, остались бы в каменном веке не только по психологии, но и по бытовой культуре. Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 19 мая, 2008 #1010 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 Вообще у меня создается впечатление цикличности "цивилизованности". Общества бронзового века достигали иногда таких высот цивилизации, которые удавалось повторить только к концу римской империи.Потом следовало обрушение "старого мира", на котором вырастал новый, с новыми социальными и экономическими основами. И не нужно пугаться того, что культурные достижения не соответствуют социальным. Не всегда эти вещи взаимосвязаны. Родоплеменная социальная структура не вступает в противоречие с утонченностью культуры никак. Тем более культуры элитной. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 19 мая, 2008 #1011 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 2AlexMSQ То есть в мифах в основном мы видим племенные и личные конфликты, а не имущественные. А истоки их следует поискать во временах дикости, темных веков или до 17 века до н. э. Мы не видим имущественных конфликтов, свойственных допустим римской политической машине или полисам классического периода. Конечно прагматизма римлян и классических греков в мифах не сыскать, т.к. у мифа другие задачи и другие приоритеты для воспевания. И тут дело даже не в упадке цивилизации в раннем железном веке. В Египте тоже на памятных записях не найти экономических причин военных конфликтов даже внутре-египетских. Хотя очевидно, что они были, но озвучивать их как причину, видимо, считалось "дурным тоном". Я ищу аналогии скорее не в отношении личное-общественное, а в отношении структуры и системы власти, верховенства, лидерства. В этом плане чеченские шамили и рыжебородые Эрики крайне сходны. Ну смотрите, разве нет аналогии: Ахмад Кадыров - это Агамемнон. А Шамиль Басаев - Одиссей. Радуев - Ахиллес. Особенно не понятно сравнение Ахиллеса с Радуевым... Да и Басаев не великий оратор и Кадыров был администратором, а не воином... Понимаю, что порой возникает соблазн воспринимать героев поэм Гомера, как персонажей сказаний достаточно варварского общества, из-за прямоты повествования и упоения автора жестокостью, но, наверное, благоразумнее не впадать в крайности и все-таки избегать столь спорных сравнений. Хотя как ИМХО почитать занятно. А по поводу закрытости общества я уже писал - лучше сравнивать микенцев с викингами. Хотя общество классической греции было достаточно сильно закрытым, гораздо больше, чем мы можем предположить в микенском. Думаю, что микенское общество было закрытым примерно в той же степени, что и классическое. Все-таки каких-то прямых заимствований в культуре и искусстве от других народов у них не наблюдается. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 19 мая, 2008 #1012 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 (изменено) 2AlexMSQ И не нужно пугаться того, что культурные достижения не соответствуют социальным. Не всегда эти вещи взаимосвязаны. Родоплеменная социальная структура не вступает в противоречие с утонченностью культуры никак. Тем более культуры элитной. Тем не менее, чем общество культурней и структура сложней, а быт элиты максимально комфортен, тем осторожней и рассудочней становятся дейтвия правителей. Я могу предполагать, что микенские греки ввязывались в международные конфликты из-за престижа и союзнических обязательств, но мне крайне сложно отождествить с ними общий размашисто импульсивный характер поступков героев мифологических сказаний. Все-таки в мифах многие характеры столь необузданны и порывисты т.к. пренадлежат немного другому времени, и сами сказания расчитаны на совсем простого слушателя. Из-за этого крайне сложно судить о социальном и родовом строе у микенцев через анализ конфликтов и войн в мифах. Изменено 19 мая, 2008 пользователем Akilov I.V. 1 Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 19 мая, 2008 #1013 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 2Недобитый Скальд Микенцы были сами по себе более развитыми, чем чеченцы. Те, не будь сильного постороннего воздействия более развитых горских народов, а потом и русских, остались бы в каменном веке не только по психологии, но и по бытовой культуре. Совершенно верно. Примеры автономных культур крайне редки - это уникальный феномен в развитии цивилизации без четко выраженной мимикрии на "соседские" достижения. И это не в обиду чеченцам сказано. Русских также нельзя отнести к тем народам, которые смогли создать собственную культуру. А крито-микенская цивилизация как раз яркий пример таковой. Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 19 мая, 2008 #1014 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 (изменено) Akilov I.V. Ну по статусу же. Радуев - бродячий "герой". Эпос не сохранит его шкурных мотивов, того что его преследовали по закону и исхода для него не было. Эпос сохранит его как Ахиллеса - он предпочел боевую славу в веках мирной смерти в постели. А например Масхадов или Кадыров - самый уважаемый глава рода. Его слова все слушают. Эпос не сохранит его методов феодального принуждения к подчинению и как вы сказали экономических причин поступков. Он навсегда останется в памяти как могущественный царь всех ахейских... простите чеченских племен. Просто родоплеменные уши очень сильно торчат даже после классической обработки эпоса.А вот уже тонкости субординации, последовательность принятия решений элитой - это все конечно зависит от культурных особенностей, в том числе и от степени комфорта жизни элиты. Думаю, что микенское общество было закрытым примерно в той же степени, что и классическое. Все-таки каких-то прямых заимствований в культуре и искусстве от других народов у них не наблюдается. Ну еще если учесть автономность их культуры, то вполне можно оценить степень закрытости этого общества. Изменено 19 мая, 2008 пользователем AlexMSQ Ссылка на комментарий
Rianorix Опубликовано 19 мая, 2008 #1015 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 А зачем Одиссей плыл по всем приключениям? Проще ли ему было поплыть по безъопасным местам. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 19 мая, 2008 #1016 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2008 (изменено) 2Rianorix А зачем Одиссей плыл по всем приключениям? Проще ли ему было поплыть по безъопасным местам. В девятой песне Одиссеи рассказывается, что ветер унес корабли Одиссея от Илиона в город киконов Исмару, потом буря двое суток унесла их в область Киферы, оттуда Одиссей еще знал дорогу на Итаку, но сильное течение и северный ветер гнали 10 дней корабли к земле лотофагов (северо-запад Африки по Страбону), а уже после лотофагов Одиссей откровенно заблудился. Чем дальше он плыл, тем сложнее было ориентироваться из-за тумана и пасмурной погоды. "Приключения" Одиссея - это постоянные попытки вернуться домой на Итаку, но чем дольше он плыл, тем дальше отдалялся от дома... Изменено 19 мая, 2008 пользователем Akilov I.V. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 25 мая, 2008 #1017 Поделиться Опубликовано 25 мая, 2008 Вот решил написать несколько мыслей относительно пластины панциря с именем Рамзеса II, найденной при раскопках "дворца Аякса" на Саламине. Подобная маркировка пластин предположительно указывает на принадлежность данного изделия к арсеналу, находившемся под непосредственной властью фараона. Все-таки археологические египетские образцы подобных пластин не имеют на себе именной надписи, следовательно, явление это было не повсеместным в египетском войске, и скорее относилось к ближнему кругу Рамзеса. К тому же не приходится предполагать, что ламеллярные доспехи были широко распространены в египетской армии. Такую дорогую и совершенную экипировку да еще промаркированную можно предположить лишь у телохранителей фараона или у его военачальников, или же у элитного подразделения армии Рамзеса "неаримов". Других вариантов я пока не вижу. Другой вопрос, как данный доспех мог попасть на Саламин?.. Конечно, ахейцы вели активную внешнеполитическую деятельность как раз во времена хетто-египетских войн. При Кадеше (5 год правления Рамзеса) и при взятии Дапура (8 год правления) Рамзес лично активно участвовал в сражениях, как и его "ближний круг" - потенциальные обладатели именных ламеллярных панцирей. Но ахейцы не шардана и воевали с хеттами совсем в другом регионе и нам не известен факт каких-либо союзнических договоров или действий между Египтом и Аххиявой... Т.е. пока мне представляется возможным сделать только два предположения. Первое, что данный доспех и есть свидетельство неких союзных отношений Саламинской аристократии с фараоном в войне против войск под началом хеттов. И второе, что данный доспех был получен в качестве военного трофея. Здесь тоже варианты. Толи его сняли с убитого хетта под Вилусой-Илионом, который его также в свое время снял с убитого египтянина, скажем, под Кадешем или Дапуром. Толи саламинец его снял с побежденного египтянина после замирения с хеттами, когда ахейцы могли на какой-то момент поддержать недавних противников, которые активно привлекали всех лояльных соседей в свое войско... По-любому, из древнейшего слоя Илиады мы знаем, что Саламин был активным участником в походе на Илион. И что Аххиява переживала пик своей внешнеполитической мощи во времена "спора" с хеттами за Вилусу. Так что данный доспех мог быть и просто формальным подарком египетского двора царю Саламина, как ярко зарекомендовавшего себя на политико-военном поприще. Т.е. это свидетельство своеобразного политического признания Аххиявы внешнеполитическим ведомством Египта. Собственно, только при правлении Рамзеса II были причины считать ахейцев почти равными хеттам. Ссылка на комментарий
kisselev Опубликовано 25 мая, 2008 #1018 Поделиться Опубликовано 25 мая, 2008 2Akilov I.V. Других вариантов я пока не вижу. Другой вопрос, как данный доспех мог попасть на Саламин?.. Я бы предположил службу у Рамзеса небольшой группы саламинских наемников, сотник которой по должности получил панцирь Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 25 мая, 2008 #1019 Поделиться Опубликовано 25 мая, 2008 (изменено) 2kisselev Я бы предположил службу у Рамзеса небольшой группы саламинских наемников, сотник которой по должности получил панцирь Такого варианта исключать нельзя, Яннос Лолос тоже считает примерно так. Раскопки велись в Канакии от дворца до самого побережья, и не понятно, где именно нашли данный фрагмент доспеха. Если непосредственно во дворце, то его обладатель мог быть царем Саламина или его ближайшим родственником. Изменено 25 мая, 2008 пользователем Akilov I.V. Ссылка на комментарий
O'Tim Опубликовано 25 мая, 2008 #1020 Поделиться Опубликовано 25 мая, 2008 эта бранзулетка могла быть просто завезена купцами, после того как ее сбыл какой-нибудь мародер. Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 25 мая, 2008 #1021 Поделиться Опубликовано 25 мая, 2008 Сбыть такую вещь... не могу представить себе солдата, сбывающего такой доспех. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 26 мая, 2008 #1022 Поделиться Опубликовано 26 мая, 2008 2AlexMSQ Сбыть такую вещь... не могу представить себе солдата, сбывающего такой доспех. Согласен. С таким доспехом если растаются добровольно, то когда хотят сдедать очень дорогой подарок. А к торговцам он мог попасть, если те были... немножко пиратами и взяли панцирь силой... Ссылка на комментарий
цав Опубликовано 29 мая, 2008 #1023 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2008 (изменено) Сейчас взялся за чтение Питера Шинни "Нубийцы".Затем будет Джон Грей "Ханаанцы".Не знаю,насколько авторитетны эти авторы(?). Заинтриговал "перьевой шлем".Что-то ТАМ не так-буду "копать". Изменено 29 мая, 2008 пользователем цав Ссылка на комментарий
цав Опубликовано 29 мая, 2008 #1024 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2008 Я,возможно,буду очень загружен всё лето и не смогу часто поддерживать беседу.Но заодно поднаберусь знаний. Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 5 июня, 2008 #1025 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2008 кстати о костюмах народов моря и прочей шушеры: Богословская И.В. Одежда кочевых и мигрирующих народов Ханаана по древнеегипетским изображениям XIV-XII вв. до н.э. (Опыт исторической этнографии) // ВДИ. 1988. № 1. С. 126-139. Она же. Одежда оседлых народов Ханаана …. XVI-XII вв. до н.э. (Опыт …) // ВДИ. 1980. № 3. С. 116-141. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти