Троянская война - Страница 38 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Троянская война


Августина

Рекомендуемые сообщения

  • Ответов 3.8т
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • xcb

    276

  • Akilov I.V.

    1166

  • Тиресий

    711

  • DmitrSh

    249

2Stoic

Данный вопрос достаточно системно рассмотрен Клейном (Анатомия Илиады, Мономахия, аристия и фаланга), поэтому при ответе буду опираться на его выводы.

"Литературные источники также вызвали немало споров. Некоторые исследователи находят фалангу уже в “Илиаде”,

Термин "фаланга" встречается во всех "данайских" песнях Илиады (V,VIII,XI,XV,XVII) в совокупности 14 раз, и 2 раза в начале VI песни. Из семи "аргивских" песен он встречается в четырех, главным образом в IV песне, в совокупности 8 раз, да и то одно из них уже по сюжету относится к началу аристии Диомеда, что относит его опять же к "данайским" песням. Правда, в "аргивских" песнях, как более поздних, слово фаланга уже зафиксировалось в стихотворную формулу, чего в "данайских" еще не произошло.

но детальные исследования показывают, что этот источник описывает гораздо менее упорядоченные формы боя.

А тут не совсем так. Это показывают не "детальные" исследования, а самые поверхностные. Детально же исследуя Илиаду, видно, что там присутствуют два вида боя.

Первый вид - это мономахия (именно он и бросается в глаза), т.е. индивидуальные поединки героев при рассыпном бое. Почти все они, за исключением поздних подражательных вставок, относятся к "ахейским" песням. Даже в древнейшем слое Илиады, восходящем к микенскому времени, встречаются элементы вооружения характерные для строевой битвы, но строевого построения как такового, там нет. Основные же "ахейские" песни описывают вооружение и реалии рассыпного боя, относящиеся к "геометрическому" периоду, когда они и слагались.

Второй вид - аристия, когда герой крушит ряды врагов. Это уже характеристики строевого боя. 5 аристий сосредоточены в "данайских" песнях (аристии Диомеда, Гектора, Агамемнона, Аякса и Менелая), т.е ни одна из "данайских" песен не осталась без своей аристии. 2 аристии есть в "аргивских" песнях (Идоменея и Патрокла), чем показывает приемственность традиций, но уже не в том количестве и поэтическом значении.

Так что при "детальном" изучении противоречий нет. Там где есть фаланга, есть и аристия.

Важно отметить, что в “Илиаде” воины ведут в основном метательный бой, причем как наступательное вооружение, так и способы боя почти одинаковы у знатных и простых воинов

"Метательный" бой ведут герои в "ахейских" песнях, для других же это не характерно. Это как раз связано с разным комплектом вооружения времен "геометрии" и VII веком, когда распространилась фаланга.

вся разница в том, что знатные воины имеют лучшее защитное снаряжение

Насчет лучшего защитного вооружения у знатных воинов, как бы подразумевается, но напрямую из текста не следует.

и больше времени проводят в первых рядах."

А тут Жмодиков себе невольно противоречит. Рассуждая прежде исключительно о проявлениях рассыпного боя в Илиаде и утверждая их, как единственные в поэме, здесь он уже говорит о рядах... Хотя очевидно, что бой героя в первых рядах - это бой в фаланге.

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Первый вид - это мономахия (именно он и бросается в глаза), т.е. индивидуальные поединки героев при рассыпном бое.

 

Понятно что это так выглядит в условном эпическом изображении Илиады. В действительности же трудно себе представить что сотни либо тысячи бойцов с обеих сторон в разгаре битвы дадут возможность двум героям провести полноценный поединок. (Кроме ритуального инициирующего единоборства типа Пересвета с Челубеем.)

 

 

Данный вопрос достаточно системно рассмотрен Клейном (Анатомия Илиады, Мономахия, аристия и фаланга),

 

В порядке помощи, не подскажете ли адресок откуда можно это скачать

Ссылка на комментарий

2цав

На первом рисунке Коннолли вызывают недоумение гребень на шлеме персонажа в доспехе из Дендры, Коннолли его почему-то показал задом на перед, и отсутствие у этого же персонажа поножи и наруча, хотя это засвидетельствовано археологически. Копья слишком маленькие и тонкие. Кабаньи клыки на шлемах также пропорционально заменьшены. А восьмеркообразные щиты совсем не соответствуют той форме, о которой свидетельствуют многочисленные изображения оных в микенском искусстве. Короче, тут у меня почти те же претензии, что и к макету воина в доспехе из Дендры.

На втором рисунке, вообще, полный полет фантазии реконструктора, чем он, видимо, и вдохновил уважаемого Салимбети. Пройдусь по персоналиям изображенных героев.

1. Агамемнон.

Шлем полная эклектика, археологически подтверждаются только нащечники находкой в Тиринфе. С чего он взял, что на шлеме Агамемнона было два гребня? и почему именно таких? И рога! Где в поэме свидетельство о них?..

Насчет панциря даже Салимбети ближе к истине... В поэме описывается достаточно легко реконструируемый ламеллярный доспех с горжетом. Причем количество "полос" из разных металлов строго соответствует цветовой дифференциации на египетских памятниках. А Коннолли здесь придумал чисто фэнтезийный образец.

Поножи из Каллифеи он надевает на "белые" Пилосских и Микенских фресок, тогда как данные поножи относятся к эпохе "кратера воинов", когда поножи, уж, точно не белые.

Форма щита взята с "кратера воинов", при этом на подобном щите у Ахилла степень декорирования взята с Кипрского варианта, игнорируя его форму. Опять же чистая эклектика.

2. Гектор.

Шлем и меч взяты из итальянской археологии непонятно почему. Троянская археология же дает достаточный материал по мечам и навершию ножен. Почему Конноли это игнорирует, непонятно...

Насчет доспеха. Ламеллярные панцири употреблялись в Трое 6, про таковые в более поздний период ничего не известно. Даже допуская подобную эклектичность, не понятно почему сама форма данного доспеха столь фэнтезийная?.. Ничего подобного археологически и изобразительно не зафиксировано.

Поножи взяты "белые" - это вообще абсурд, т.к. такие поножи относятся к другой эпохе и другому региону.

Щит же взят из "геометрического" периода.

3. Ахилл.

Илиада описывает шлем Ахилла, как бронзовый с золотым гребнем, а в другом месте уточняет, что шлем у него "трехгреберный". Используя европейский образец, Коннолли прикрепляет к нему конский султан, на который данный экземпляр не рассчитан.

Про подобные доспехи, щит и поножи я уже писал выше.

4. Эней.

Если Конноли видит его представителем НМ, то непонятно почему вручает такой щит. Подобного сочетания не зафиксировано.

5. Одиссей.

Шлем из кабаньих клыков у Одиссея только в Долонии, где он его берет напрокат, и его неправомерно сочетать с какими-либо доспехами, т.к. тогда Одиссей ими не пользовался. Сомнение вызывает навершие шлема - рассуждение Коннолли мне непонятно.

Нагрудник же взят, вообще, галльштадтский.

6. Диомед. и 7. Менелай.

Замечания про их вооружение укладываются, во все выше написанное.

 

Про иллюстрацию Алтона, думаю, писать не стоит из-за очевидности того, что она идеологически стоит абсолютно все в том же ряду Коннолли-Салимбети...

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2kisselev

Понятно что это так выглядит в условном эпическом изображении Илиады. В действительности же трудно себе представить что сотни либо тысячи бойцов с обеих сторон в разгаре битвы дадут возможность двум героям провести полноценный поединок. (Кроме ритуального инициирующего единоборства типа Пересвета с Челубеем.)

Понятно, что Илиада это прежде всего поэзия. И как раз именно специальные поединки типа Пересвета там и описываются, и есть еще индивидуальные преследования в пылу боя, ничего неправдоподобного в этом я не вижу. Какой именно поединок вызывает у Вас подобные сомнения?

В порядке помощи, не подскажете ли адресок откуда можно это скачать

Книги полностью в интернете я не нашел. Есть только отрывки, ссылки на которые я уже давал в этой теме. Но на конкретно эту главу ссылок нет.

Если Вы живете в Москве или в Питере, то Вам достаточно реально достать эту книгу в букинистических отделах книжных магазинов.

Ссылка на комментарий

Господин Акилов,а как Вы сами видите микенскую армию 1300 года?Что это:фаланга,состоящая из крестьянского ополчения и руководимая бронированной аристократией на колесницах;или это фаланги-"батальоны",укомплектованные хорошо экипированными профессионалами-наёмниками во главе своих вождей;или это "дворянская" армия под прикрытием лучников-резервистов?На изображениях ранних печаток можно видеть какой-то "пляжный волейбол",на "вазе воинов" и Мединет Абу - что-то более близкое к тёмным векам и античности.А что было в середине?И ещё:в Илиаде в сценах борьбы за тело своего вождя скорее участвует отряд личных телохранителей,чем крестьяне,которым,скорее всего,нет дела до жизни своего барона-"эксплуотатора".

Ссылка на комментарий

Можно я отвечу про армию? Проверю свои знания.

 

В общем на вершине власти стоит царь. Его положение не статично. Власть передается не по наследству, а по праву сильного, хотя безусловно родство и древность рода играет роль.

Он вооружен и обучен по первому классу. Лук, копье, доспех, защищающий большую площадь тела И УМЕНИЕ С ТАКИМ ДОСПЕХОМ ОБРАЩАТЬСЯ. Возможно меч как статусная фишка.

 

Его сопровождает свита. Это личные телохранители в количестве 5-20 человек (зависит от статуса царя и его богатства, Одиссей кажется вообще телохранителей не имел). Вооружены за счет арсенала царя. Профессиональные и опытные наемники, не зависящие НИ ОТ КОГО, кроме царя. Они не имеют земли или крестьян, живут только с зарплаты и добычи.

В их число входят оруженосцы из близких родственников царя. В лучшие времена их могло быть до 500 человек.

 

Далее идет дружина. Такая же точно, как в средние века. Друзья царя, охочие люди, мелкиие рабо- и землевладельцы, потасканные наемники, люди ниоткуда в поисках земли, денег и славы, разночинные мелкие купцы. Они могут иметь слуг, оруженосцев небольшие собственные свиты-дружины, вооруженные как за счет трофеев, так и возможно за счет царя. Дружина также вооружается за счет царя либо трофеев. Зарплаты не имеет или имеет но землей или подарками, часто народ имеет собственный доход с земли или предприятий.

 

Следующая ступень - крупные и мелкие бароны, купцы. Эти люди составляют элиту, свиту царя. Они так же как царь имеют собственных телохранителей (если на них есть деньги), дружины, именно они приводят охочих людей из крестьян - часто просто голых мужиков, юношей 14 лет, изгоев и проч. которые, если повезет, в первом же бою добудут и первый опыт, и первое оружие, потому что часто эти бароны бедны и денег хватает только на собственную дружину и то не на всю.

По всей видимости Одиссей поехал на войну только со своей дружиной, поскольку как и в средние века, хозяин должен был платить вассалам за службу. Именно такие бароны и претендовали в отсутствие Одиссея на его жену, дом и титул.

 

Купцы - если ты сумел организовать и защитить физически свое предприятие, то 100% у тебя есть и своя дружина, и сам ты неплохой воин. Часто слово купец было синонимом того, что человек или барон или собственно царь или управляющий предприятием царя - его друг. Качество его войска было средним - как у дружины царя.

 

Из всего этого и состояла микенская армия.

Изменено пользователем AlexMSQ
Ссылка на комментарий

2цав

а как Вы сами видите микенскую армию 1300 года?

Однозначно наиболее сильной и эффективной за всю историю крито-микенской цивилизации.

Что это:фаланга,состоящая из крестьянского ополчения и руководимая бронированной аристократией на колесницах;

Уверен, что крестьян там не было. Сомневаюсь, что тогда могли требоваться настолько многочисленные ополчения, чтобы привлекать в него крестьянство. Думаю, был достаточно обширный класс мужчин, которые относились к среднеобеспеченному слою в обществе, землю не пахали, но готовы были послужить более знатным родам в различных мероприятиях, в том числе и военных.

или это фаланги-"батальоны",укомплектованные хорошо экипированными профессионалами-наёмниками во главе своих вождей;

Все-таки экипировка выдавалась со складов, а профессионалы-наемники использовали бы личные колесницы и доспехи. Наемники скорее признак кризиса в государстве и смутного времени. Скорее имел место хеттский вариант с оплачиваемой военной службой.

или это "дворянская" армия под прикрытием лучников-резервистов?

Думаю, что в отношении колесничного войска такое предположить можно.

На изображениях ранних печаток можно видеть какой-то "пляжный волейбол",

На печатках, как правило, изображены финальные моменты поединков, когда противники максимально сближены. Более объективное изображения пешей битвы тех лет приведены на серебряных сосудах из 4 шахтовой гробницы. Из них мы точно знаем, что на рубеже 17-16 веков до н.э. воевали очень длинными пиками и стойными рядами из больших щитов, причем типы этих щитов не смешивались, как на сцене охоты на львов. Лучники и пращники действовали из-за строя. Колесничники не имели щитов и орудовали луком и пикой. Внизу ритона со сценой осады города сохранился верх воина толи в хитоне толи в панцире без горжета. Наплечник же из Дендры датируется 16 веком. Возможно, колесничники начали уже тогда вооружаться бронзовыми латами.

на "вазе воинов" и Мединет Абу - что-то более близкое к тёмным векам и античности.

Совершенно верно. Вопросы вызывает лишь употреление нательных доспехов в тот период. Большие щиты по-прежнему употреблялись пехотой, а вот колесничники использовали круглый щит.

А что было в середине?

Точно можно сказать лишь про нательное вооружение. Вариант типа Дендры по-разному эволюционировал, упрощался, как в Фивах, употреблялся без горжета (Фивы, Кносс) и в Пилосе с горжетом, но с утоньшенными и увеличенными по количеству пластинами для защиты живота и бедер. Данный панцирь существует как минимум с середины 16 века, тогда он был наиболее искусно чеканен, впоть до краха дворцового общества около 1200 года до н.э. Кносские таблички четко указывают, что подобные латы носили воины в колесницах, причем как возница, так и сражающийся. Пехота же продолжала использовать большие щиты, о чем свидетельствуют изображения на керамике. Шлема начинают снабжаться бронзовыми нащечниками, да и сам шишак кое-где полностью изготавляется из бронзы.

И ещё:в Илиаде в сценах борьбы за тело своего вождя скорее участвует отряд личных телохранителей,чем крестьяне,которым,скорее всего,нет дела до жизни своего барона-"эксплуотатора".

Про равнодушие угнетаемых к угнетателю выдумали идеологи классовой борьбы. Равнодушие свойственно наемникам, но никак не ополченцам, которые благоговеют перед начальством и спешат выслужиться. Личные же телохранители несомненно сопровождали наиболее богатых аристократов.

Ссылка на комментарий

Насчет тактики.

 

Основная тактика - колесничный наезд знати и телохранителей. Обстрел из луков, применение как тарана копьем, так и дротиков. Колесничие закрывают шефа и себя большим щитом.

 

Вторичная тактика - стена тяжелого доспеха. Скорее всего - без щитов, ибо нафик он нужен при такой тяжести уже имеющейся защиты? Свидетельства о применении длинных пик в илиаде, а также фраза об Ахилле, использовавшем неподъемное копье, говорят нам о применении элементарного строя. Скорее всего это была толстая баталия в достаточно просторном строю, применяемая как каре пикинеров в западной европе против основного таранного, маневренного и наступательного оружия тех времен - колесницы.

 

О щите - применялся с легким доспехом. Тактика применения - парная. 1 щитоносец+1 лучник/дротик/мечник/все вместе. Часто мы видим аристии где герои выступают парно: один держит щит, другой из-за него стреляет, а потом действует копьем или мечем. Также копьем или мечем может действовать и нестреляющий воин, защищая стреляющего от ближнего боя. Тактика требует больших индивидуальных навыков.

 

Тактика эта применялась позднее в ассирийской армии. Только если в Илиаде эта тактика используется хорошо вооруженной знатью, то в Ассирии она применяется массово профессиональными воинами, вооруженными за госсчет. Да и лучник там более распространенное явление, чем в Греции, где лук и умение с ним обращаться был доступен только знати.

 

А еще если учесть, что в Илиаде колесница выступает только в виде БТР, то тезис о стене тяжелых доспехов с офицерами-парными бойцами вполне правомерен. Босяки же дрались как умели (а умели плохо ибо понятия "профессиональное обучение" не существовало) - либо в круге защищая хозяина, либо стенка на стенку. Также сходится это с типичной практикой использования колесниц - 1 возница, 2 щитоносец, 3 стрелок. Если в египте щитоносцем был солдат или слуга, здесь герои ездят попарно - либо герой+герой, либо герой+оруженосец (Ахилл+Патрокл). Тяжелое копье Ахилла также могло помогать ему работать тараном на колеснице.

 

Что интересно. Понож нужен действительно один - на левую ногу, если правша. Нужно просто стоять боком и держать пику. Правой ноге в этом случае понож не нужен. Присутствие легковооруженных босяков и парных бойцов-офицеров защищает тяжелых бойцов от ближнего боя очень хорошо, поскольку у противника основное оружие - колесница, а остальные - такие же дикари-босяки.

В этом ключе неуязвимый Ахилл действительно получается уязвим на правую ногу ;) А как там в документах, на какую ногу он был уязвим?

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2AlexMSQ

Можно я отвечу про армию? Проверю свои знания.

Спасибо за подробный ответ. Думаю, Вы правильно представляете общую ситуацию, во всяком случае, я тоже ее вижу примерно так.

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

Про равнодушие угнетаемых к угнетателю выдумали идеологи классовой борьбы. Равнодушие свойственно наемникам, но никак не ополченцам, которые благоговеют перед начальством и спешат выслужиться. Личные же телохранители несомненно сопровождали наиболее богатых аристократов.

В любом случае оруженосец - лично связанный с хозяином человек. Он не даст телу попасть в руки противника.

Ссылка на комментарий

Вот сейчас прочитал Акилова, по поводу находок в гробницах... и переосмыслил тактику...

 

Получается основа армии - толпа пехотинцев.

Это либо средняя пехота с восьмерочными щитами и легко-средним доспехом, чаще вообще без него. Индивидуальные бойцы с дротиком, коротким копьем, топором.

Либо тяжелая пехота с башенными щитами, длинными пиками, умеющая сражаться и в ближнем бою, одетая в средний или тяжелый доспехи, в просторном строю, сопровождаемая стрелками в легком доспехе или вообще без оного. Скорее всего новички из простолюдинов, приходящие в армию, начинали с места голого пращника в задних рядах войска. Тактика боя парная. Как в Ассирии. Знать, находящаяся в этой "фаланге" ведет себя аналогично македонским и греческим офицерам - вооружена и действует так же как остальные бойцы. Легкая пехота ведет огонь не ИЗ-ЗА строя, ибо это возможно КРАЙНЕ редко, а просто из-за спины или щита своего "телохранителя". Просто изображение стилизовано.

 

И наконец ударная сила и элита армии - знать, телохранители баронов и царей, близкие родственники, богатые дружинники - на колесницах. Это группа "Гетайров".

 

Вообще странно использование колесниц без хоть какого-то щита. Я вообще считал, что большие щиты слишком тяжелы для пешего боя и предназначены именно для колесниц.

Изменено пользователем AlexMSQ
Ссылка на комментарий

2AlexMSQ

В этом ключе неуязвимый Ахилл действительно получается уязвим на правую ногу  А как там в документах, на какую ногу он был уязвим?

Умирает Ахилл в страшных мучениях от ранения именно в правую пятку или лодыжку. В Илиаде Диомеда также ранят стрелой в правую пятку.

Вот сейчас прочитал Акилова, по поводу находок в гробницах... и переосмыслил тактику...

Получается основа армии - толпа пехотинцев.

Особенно в 17-16 веках до н.э. И точно в междоусобных войнах, когда одно ахейское царство воевало с другим.

Легкая пехота ведет огонь не ИЗ-ЗА строя, ибо это возможно КРАЙНЕ редко, а просто из-за спины или щита своего "телохранителя". Просто изображение стилизовано.

Скорее всего, Вы правы.

Вообще странно использование колесниц без хоть какого-то щита. Я вообще считал, что большие щиты слишком тяжелы для пешего боя и предназначены именно для колесниц.

Большой щит не так тяжел, как неудобен и неповоротлив. Чтобы переместить его, нужно повернуться в нужную сторону самому. Для тесной фаланги самое оно, а вот для индивидуального боя, а тем паче для колесницы, где быстрая реакция и маневренность просто необходимы, он не подходит. В колеснице кузов защищает ноги, так что там надобен не такой уж большой щит. Да и микенская колесница значительно меньше хеттской и египетской, возможно, поэтому они не брали с собой щитоносца. Во всяком случае, по данным табличек, где подробно описывается снаряжение именно колесничих воинов, про щиты нет ни слова, зато оба воина снабжены одинаковыми бронзовыми панцирями, в то время как на востоке в панцире был только лучник-аристократ, а возница имел только небольшой щит без доспехов.

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

Спасибо всем за ответы.После них мой вопрос выглядит глуповато.Ведь начинать его нужно было бы с рассмотрения социального устройства общества.Но вот что интересно:теперь нельзя сказать,было ли в Греции прямое столкновение двух видов тактик(фаланги и более индивидуальной-рассыпной),хотя бы потому,что распад старой мог иметь и не военные причины.Но ведь в Египте такое столкновение произошло,и победа осталась не за новой.НМ в сравнении с египетской армией имели новый тип вооружения,доспехов пр.,но это им не помогло.Это всё очень наивный взгляд-я понимаю-но если хотя бы на мгновение это допустиь,то фаланга старого образца более эффективна, и если бы у Микен ещё была возможность ею воспользоваться,возможно,они имели бы шанс отбиться от вторжения.Т.е.,если идти по этой примитивной схеме ,то:или в Микенах уже не существовало условий для такой тактики и они были лёгкой добычей,или не было вторжения.

Ссылка на комментарий
196mycenaenvasewarriorsid2.th.jpg200fq3.th.jpg36dn0.th.jpgПросто как иллюстрация к тому,о чём говорим.А заодно-обратите внимание на некоторое сходство в профильном изображении доспехов.Хотя это и противоречит моему раннему замечанию о том,что доспех НМ имеет что-то общее с доспехом Египта и Ханаана.
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Тактика еще сильно зависит от местности, где бои ведутся - Фаланге, все равно нужна равнина, ибо сила ее в неразрывности строя.

 

Опять же социальное устройство общества на 1300?

 

И еще момент - ведь Ахейцы - прибрежный народ, значит должны уметь воевать на море, а это тоже внесет свою лепту.

Ссылка на комментарий

2цав

фаланга старого образца более эффективна, и если бы у Микен ещё была возможность ею воспользоваться,возможно,они имели бы шанс отбиться от вторжения.Т.е.,если идти по этой примитивной схеме ,то:или в Микенах уже не существовало условий для такой тактики и они были лёгкой добычей,или не было вторжения.

Конечно, строевое ведение боя более эффективно, чем рассыпная тактика, и при непосредственном столкновении дисциплина победит индивидуальное мастерство.

Насчет нашествия... Нужно помнить, что ахейцы были крайне ослаблены междоусобицами по мифам, да и по археологическим свидетельствам у них был глубокий кризис. Фивы разрушили и разорили Орхомен, который был житницей региона, в результате голод и всеобщие нестроения. К моменту предполагаемого нашествия города были крайне ослаблены и разобщены, а некоторые центры уже разрушены самими греками. Тем не менее жители Арголиды возводят защитную стену на Истме, и по преданиям, они там победили захватчиков. Думаю, тогда строевая тактика продемонстрировала превосходство, хотя, скорее всего, защищающихся было значительно меньше. Но эта победа не спасла положение. Враг шел на кораблях, и мог высадиться в любом месте побережья. В Пилосе максимально растянули все военные силы, т.к. не знали где именно появятся корабли. В итоге нападение было все равно неожиданным и сокрушительным. Если бы рельеф местности позволил бы принять удар в одном месте, тогда бы Пилос устоял бы, но Фермопил там нет... Из-за голода и гражданских бунтов, и пиратских рейдов чужеземцев ахейские города и поселения исчезали с карты Греции... Хотя, конечно, данных слишком мало, чтобы точно знать, что там тогда происходило.

А заодно-обратите внимание на некоторое сходство в профильном изображении доспехов.Хотя это и противоречит моему раннему замечанию о том,что доспех НМ имеет что-то общее с доспехом Египта и Ханаана.

На "стелле воинов" и на "Кратере воинов" там, где воины с большими щитами, видно, что это изображение скорее черной рубашки с полосатой каймой по шву, чем некий пластинчатый доспех. Хотя судить по столь условным изобразительным данным крайне сложно. Но черные рубашки встречаются и у шасу, а у НМ нет длинных рукавов... Разобраться в этом сложно... У меня не получается, во всяком случае...

Ссылка на комментарий

Как ни странно,но именно Гомер вносит путаницу в попытки понять эпоху. Непроизвольно вспоминаешь Илиаду и Одиссею ,забывая,что там изображается другое время.Пока не удаётся найти "Анатомию Илиады"Клейна,но после "списка кораблей" становится как-то печально.Ощущение,что тебе подсунули поддельную родословную или лживое завещание.Получается,ничего из того,что там описанно,не существовало до 10-9 веков.Несколько легендарных имён,ряд туманных деталей...Я знал о поздних дописках,о небольших вставках и пр.,но то,что пишет Клейн камня на камне не оставляет от Гомера,точнее -от микенской эпохи.Здесь какой-то "всеобщий заговор читателей",которым хочется видеть "энциклопедию микенской жизни",и очень не хочется себя разочаровывать.

Изменено пользователем цав
Ссылка на комментарий

2xcb

Тактика еще сильно зависит от местности, где бои ведутся - Фаланге, все равно нужна равнина, ибо сила ее в неразрывности строя.

Классической фаланге - да. Но предполагать, что микенцы строились в единый неразрывный ряд, я не могу. Все-таки их вооружение было несколько другим, чем времен архаики. Да и классическая фаланга сложилась из практики нескольких фаланг, судя по Илиаде. Так что предположу, что микенцы воевали строем средним между фалангой и несколькими колоннами, где рядов было не очень много.

Опять же социальное устройство общества на 1300?

Думаю, на тот момент олигархия переродилась в тиранию. Ахейское общество тогда было наиболее централизованным, но по-прежнему олигархическим на местах. Наиболее выдвинулась родовая аристократия, благодаря которой и стало возможным появление Великого царя всея-ахейцев. Именно в такие моменты государство переживает наибольший расцвет, который переходит в стремительный закат. После смерти Великого царя начинается спор между наследниками, а если царь все-таки умудрялся подготовить приемника, этот приемник вряд ли способен удержать контроль над искусственно объединенными городами-государствами, раздираемыми взаимными историческими противоречиями, раздуваемыми местными олигархами, и новым явлением - непомерными амбициями всяких Тавакалавасов - аристократов без власти и земли, готовых ввязаться в любую подлую политическую игру, чтобы добыть себе собственное царство.

И еще момент - ведь Ахейцы - прибрежный народ, значит должны уметь воевать на море, а это тоже внесет свою лепту.

Конечно, должны были уметь. В Илиаде Аякс Теламонид при защите кораблей использует специальную абордажную пику десять метров длиной. Да и по изображениям крито-микенских кораблей видно, что они были снабжены тараном. Т.е. в морском сражении задача микенцев была уничтожить противика и его корабль, а не захватить судно. В этом смысле микенцы ближе к египтянам, чем к НМ, отсутствие тарана у которых предполагает две версии - толи они не воевали на море и пользовались торговым флотом, толи воевали подобно викингам, где приоритет был в захвате судна, а не в его уничтожении.

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2цав

Как ни странно,но именно Гомер вносит путаницу в попытки понять эпоху. Непроизвольно вспоминаешь Илиаду и Одиссею ,забывая,что там изображается другое время. Ощущение,что тебе подсунули поддельную родословную или лживое завещание.Получается,ничего из того,что там описанно,не существовало до 10-9 веков.Несколько легендарных имён,ряд туманных деталей...Я знал о поздних дописках,о небольших вставках и пр.,но то,что пишет Клейн камня на камне не оставляет от Гомера,точнее -от микенской эпохи.

Все-таки от микенской эпохи там многое, т.к. поздние аэды, сочиняя про Ахилла, Диомеда и прочих, пытались их вставить в антураж бронзового века. Да и древнейший слой поэмы про поход Агамемнона, Менелая, Аякса Теламонида и Одиссея против Илиона, достаточно ярко просматривается. А этот слой сложен на основе исторической войны, зафиксированной в хеттских записях. Просто если бы мы имели только древний текст, то и тогда разница с историей была бы на уровне разницы Манефонова трактования Исхода и каноническим текстом Библии. Все-таки это эпика, а не хроника. У меня сложилось понимание, что Илиада это отредактированный сборник песен, собранных достаточно поздно. Искали поэму Гомера, а находили разрозненные поэмы восходящии к нему, но с местными героями из эпохи бронзы, которые были включены в Гомеровский сюжет. Именно из-за общего сюжета их бережно соединили между собой, не задумываясь, почему ахейцы то данайцы, то аргивяне, или почему Илион иногда называется Троей или Пергамом. Но из-за отсутствия тотальной объединительной редакции все еще можно различить различные фрагменты из-за полуабсурдных сюжетных противоречий и нестыковок. Представьте, если бы кто-то решил объединить все сказания о Зигфриде, и скомпилировал единый текст из "Нибелунгов", "Сигурда", "Рогового Зигфрида", "Старшей Эдды", "Велсунгов", "Тидрека" и проч., и оставил бы различное написание имен собственных и максимально старался не редактировать сами цитаты, только соединял бы их перипетиями из жизни богов и их вмешательством в сюжет а ля Вагнер. Получилось бы крайне весомое и уважаемое произведение, которое через столетия привыкли бы воспринимать как целостный текст с неповторимой сложностью сюжетных поворотов и характеров. Разве это плохо? И разве это подделка?

Пока не удаётся найти "Анатомию Илиады"Клейна

Эта книга периодически появляется, например, в букинисте Академкниги РАН. А вот "Бесплотных героев" Клейна достать еще труднее...

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

Поясните,пожалуйста,что значит "искали поэму Гомера,а находили разрозненные поэмы,восходящие к нему"?Вы хотите сказать,что поэма была утеряна или забыта уже тогда?

Ссылка на комментарий

2цав

Поясните,пожалуйста,что значит "искали поэму Гомера,а находили разрозненные поэмы,восходящие к нему"?Вы хотите сказать,что поэма была утеряна или забыта уже тогда?

Не забыта и не утеряна. Просто поэма была устной и в различных местных исполнениях пелась по-разному. Наиболее оригинальная и самая древняя поэма по-прежнему исполнялась иногда, только для компилятора не было очевидно, что она имеет какое-то преимущество над прочими вариантами, самыми популярными из которых были варианты с Ахиллом.

Приведу два собственных равноправных между собой предположения.

1.Спартанский царь Ликург решил записать легендарную устную старинную поэму о Троянской войне, автором которой слыл Гомер. Поэма эта повествовала о Менелае и Елене, чьи могилы крайне почитались в Лакедемоне. Но вскоре выяснилось что поэм, как минимум, пять и все они примерно об одном и том же, но с разными деталями и героями. Среди них есть и реальная поэма Гомера, где нет десяти лет войны, а есть двадцать лет заточения Елены в Илионе. Да и сама поэма повествует о стремительных военных действиях, но все решается серией героических поединков. Ликурга не устраивает этот вариант, он даже не знает, что это и есть искомая поэма Гомера, из прочих произведений и косвенных преданий он заключает, что война шла десять лет, и все собранные поэмы - это лишь эпизод десятого года. И начинается работа по сведению воедино всех сказаний и песен.

2.Ликург лишь записывает текст огромной составной поэмы Гомера, который соединил разнородные части эпоса собственными пассажами с богами. Это именно тот самый Гомер, который проиграл в состязании аэдов Гесиоду, он и есть компилятор, но не автор самого древнего слоя. Но в понимании Ликурга, поэма - это авторская работа Гомера, поэтому имя компилятора становится для потомков именем автора.

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

Вопрос дурацкий и в сторону.Если эпос всегда есть ностальгия по великому прошлому,то какое событие из истории современной России могло бы стать материалом для эпоса(скажем,лет так через 300-500)?Сталинград?Блокада Ленинграда?Гагарин?Охота за атомными секретами?Революция?Мне кажется,процесс накопления подобного материала сейчас в полном разгаре.Я вижу, как постепенно мутнеет прошлое,и -что естественно-не без помощи государства.Хочется понять этот механизм.

Изменено пользователем цав
Ссылка на комментарий

2цав

Если эпос всегда есть ностальгия по великому прошлому,то какое событие из истории современной России могло бы стать материалом для эпоса(скажем,лет так через 300-500)?

Думаю, чтобы произошло что-то подобное, нужно, чтобы ушел в прошлое целый мир, эпоха... Чтобы очень многое забылось плюс имелась поэтическая конъюнтура. А "славные" события известной истории рождают весьма куции в плане эпики результаты, такие как "Бородино" или цикл про Теркина... Одних славных событий мало. В реале и позорное событие может стать пищей для героических песен, как "Слово о полку Игореве"... Конечно, есть еще русские былины, которые были записаны в 19 веке. Насчет же темы эпического произведения, тут скорее берется не славное событие, а известная околоисторическая байка, как, например, у Пушкина в "Борисе Годунове", где сплетня положена на сюжет "Макбета". Из-за необходимости творческой свободы сочинителя, нужно чтобы подробности и обстоятельства сплетни были неизвестны или путанны. И желательно включить в сюжет какую-нибудь легенданую личность, реально не относящуюся к избранной истории. Короче, тут надобен целый ряд поэтических условностей, и даже при их соблюдении надобен могучий талант сказителя... Но нужно еще помнить, что многие эпосы, созданные искусственно и расчитанные на интеллигенцию, имели достаточно слабую популярность в народе. Всякие "Энеида", "Фарсалия", "Фиваида", "Дионисака", "Постгомерика" и прочие не столь поэтически значимы, т.к. не играют определяющей роли в самосознании народа. По-любому эпигонские и маньеристские сочинения не могут составить конкуренции таким, как сочинения Гомера.

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.