"Апокалипсис" - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

"Апокалипсис"


Куаутемок

Рекомендуемые сообщения

С 14 декабря 2006 года вышел новый фильм Мела Гибсона "Апокалипсис", первый фильм, посвящённый Древней Америке.

Цивилизация майя, чья территория занимала часть современных Мексики и Гватемалы, переживает свой закат. Жесточайшие войны с соседними племенами и реки крови жертв, приносимых грозным богам, несколько столетий подтачивали могущество некогда великого народа. Её крушение пытаются отсрочить правители и жрецы майя: по их приказам начинается строительство новых храмов, на заклание обрекаются тысячи военнопленных. Но час Апокалипсиса неотвратим - конкистадоры уже на пороге Нового Света.

На деревню главного героя, молодого человека по имени Лапа Ягуара, нападают чужаки. Они безжалостно убивают всех немощных - женщин, детей, стариков - и уводят в рабство здоровых и сильных. Лапе Ягуара удается спасти своих родных, спрятав их в пещере, но сам он попадает в плен. В городе, куда ведут пленных, им уготовано место на жертвенном алтаре...

Отличительная черта фильма: все герои говорят на древнем языке майя - юкатеке.

Официальный сайт фильма.

Понравилась ли Вам данная картина? Насколько она исторична?

Изменено пользователем Куаутемок
Ссылка на комментарий

2vergen

И всё равно, к приходу испанцев о цивилизации майя уже забыли.

 

Кстати, а где скачать можно?

 

ЗЫ. Может быть не будем по каждому фильму ветку открывать?

Ссылка на комментарий

2xcb

Насколько помню - цивилизация Майя давно до прихода конкистадоров свернулась.

Классическая - да. К IX веку себя изжила по непонятным до сих пор причинам.

2Kapitan

И всё равно, к приходу испанцев о цивилизации майя уже забыли.

А кто ж Кордобу укандокал??? :)

Ссылка на комментарий

2Kapitan

 

по постклассическим майя сложно сказать. наблюдается регресс в исскустве, но возможно это связано с падением роли жречества и повышением роли торговли.

Ну а так-как для них вообще характерно забрасывание старых центров и возвышение новых - то утверждать что постклассические майя были в однозначном упадке, всё-же нельзя.

Ссылка на комментарий

Куаутемок

...постклассических...

Что Вы имели ввиду? Словарь Даля такого слова не знает...

Ссылка на комментарий

2jvarg

 

ну есть так называемая цивилиация классических майя - что жили в основаниии Юкатанского полуострова (тикаль например), и те что после упадка классических майя - на верхушке юкатана (Майяпан)

 

из БСЭ

"В 1-м тысячелетии н. э. у М. появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль. В 9 веке большинство городов М. погибло, по-видимому, вследствие вторжения руководимых тольтеками индейских племён. В 10 веке на Юкатане возникло новое майя-тольтекское государство, в дальнейшем распавшееся на независимые города-государства."

Ссылка на комментарий

Я, вообще-то, небольшой знаток индейских государств Южной Америки. Но из тех отрывочных сведений, которые мне попадались, у меня сложилось мнение, что все это были кошмарные образования, а концлагеря ХХ века - просто курорты, по сравнению с репресивной политкой этих государств. Вопрос специалистам: насколько обоснована данная точка зрения?

Ссылка на комментарий

2Talisker

Ну не знаю. Про майя в фильме так слегка, а в основном всё про Рэмбу.

Главное - начало положено!

2jvarg

Что Вы имели ввиду? Словарь Даля такого слова не знает...

Загляните сюда, товарищ.

Что-то у Вас на картинке индеец какой-то белый...

Грима, наверное, маловато... Сейчас подкрасим... ;)

Вопрос специалистам: насколько обоснована данная точка зрения?

Ну это больше ацтекам подходит, чем майя. Да, ацтеки давили восстания недовольных, иногда жестоко давили. Были и так называемые "цветочные войны".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ацтеки

"Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» (guerras floridas) — специальные набеги для захвата пленников для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли (некстлауалли, nextlaualli), — это была своего рода «долговая плата богам», чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Человеческие душа-сердце и душа-кровь необходимы, чтобы мир не разрушился — эта идея лежала в основе практики захвата людей на подчинённых землях, причём населению было предписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя "цветочным войнам")."

Но до сталинских и гитлеровских репрессий им было далеко. А у майя, в отличие от ацтеков, никогда единой империи не было. С другой стороны, слышал как-то интересное мнение, рассматривающее человеческие жертвоприношения как один из видов репрессий...

Ссылка на комментарий

Посмотрел вчера. Двоякое осталось впечатление.

 

С одной стороны, постановка, масштабность, работа режиссёров и операторов впечатляют. На 2 часа действительно переносишься в Америку начала XVI века. Оговорюсь сразу, не специалист по майя, поэтому никаких ляп, несостыковок и прочей клюквы не видел (этому кстати очень помог тот факт, что фильм я смотрел с субтитрами и без дубляжа. Вы можете себе представить мндейца майя, говорящего по-английски? От одного этого факта меня бы сразу закачало от смеха :blink: )

 

В общем, впечатление после просмотра у меня как у зрителя осталось, что фильм вполне пристойный.

 

С другой стороны сам сюжет меня не порадовал. Вся эта карамельная история про "абсолютно счастливую деревню", которую разоряют ЗЛЫЕ (очень злые, прямо садисты) майя, всё это жертвоприношение, потом вообще часовая беготны по джунглям, а в финале - пресловутые белые паруса конкистадоров <_<

 

Самих майя, как уже сказали, в фильме было совсем немного (кстати, а кто сказал что это были майя? В фильме "национальная принадлежность" никак не обозначена). Их город в кадре присутствовал от силы полчаса. Всю первую часть фильма показывали деревню, а весь последний час - охоту на главного героя (здесь кто-то вспомнил Рэмбо? У меня другие ассоциации. "Хищник" со Шварцем никто не видел? Эпизод с водопадом-чистый плагиат :apl: )

 

Оно и понятно, что фильм приключенческий, что в кино сейчас ходят за порцией адреналина... Но зачем тогда лепить в начале эпигрраф про "великие цивилизации", а в конце показывать испанцев (типа пришёл майя конец)? Если фильм про разложение цивилизации майя (что следует из эпиграфа), то это самое разложение как-нибудь по-другому, более тонко и интересно можно было бы показать. А Гибсон всё свёл к этим жертвоприношениям. Ну да, у майя были человеческие жертвоприношения, куда более кровавые и массовые, нежели показаны в фильме (в фильме вообще не жертвоприношение как таковое, а скорее спланированная PR-акция с целью повышения пошатнувшегося авторитета жреца :D ). Но из факта, что цивилизация практиковала подобные ритуалы, не следует что она разложилась и изжила себя. Жертвопиношения - это плохо, с этим никто не будет спорить, но майя, жившие шесть веков назад на этот счёт имели другие представления. Нельзя их обычаи оценивать с точки зрения сегоднешней морали, госпадин режиссёр. Это уже будет какой-то евроцентризм.

 

Вот такое у меня создалось впечатление. Историческая постановка удалась, экшн - просто блестяще, а вот с философско-историческим осмыслением заката цивилизации что-то не получилось. Глубины осмысления я не увидел. Так что, в общем и целом, хороший приключенческий боевик. Но не больше. ИМХО.

Ссылка на комментарий

Вчера заценил сабж. Укачал дряной скринер с любительским переводом и испанскими субтитрами, но чтобы составить впечатление этого хватает.

Впечатление же довольно отрицательное. Фильм и прям про Рембу, даже непонятно для чего все эти понты с языком майа. С таким-то убогим сюжетцем...

Про историчность ничего путного сказать не могу. Кое-какие аналогии с европейскими (или скажем "старосветскими") реалиями, типа "аукциона" на рынке рабов, режут глаз. Хотя кто его знает, может так оно и было?

Не понял что делали рабы, густо посыпаные какой-то пылью, и что за пыль такая тоже не понял. Суда по их (рабов) скучающим рожам, это не кокаин... :D

Ссылка на комментарий

а как Кецалькоатль оказался в мексике? есть какие нибудь теории или догадки по данному вопросу? чтото он больше похож на пришельца из будущего.

Ссылка на комментарий

2GOROD

О каком Кецалькоатле Вы говорите?

1) О боге? Это древнейшее божество Мезоамерики, в него верили даже ольмеки. Представлял собой как бы объединённый символ силы, мудрости (коатль - змея) и грации, красоты, добра (кецаль). Бог-демиург у многих народов. Одно из немногих божеств, которому НИКОГДА не приносили человеческих жертв. Боролся за главенство с Уицилопочтли (богом войны) и Тлалоком (богом плодородия и дождя) в теологии Ацтекской империи, у многих других народов являлся верховным богом, в частности, у майя под именем Кукулькан (Кецалькоатль - калька науатля с более древнего юкатека). Жреческий класс считал его своим покровителем.

2) Кецалькоатль - легендарный правитель Тулы (Толлана), последний император тольтеков. Описывается как идеальный правитель, покровитель наук и искуств, образец правосудия. Сражался с ордами чичимеков, которые вторглись на территорию тольтеков. Чичимеками руководил Тескатлипока. Несмотря на все приложенные усилия в решающей битве тольтеки Кецалькоатля потерпели поражения от более многочисленного врага. Чичимеки осадили Тулу. Понимая, что столицу не удержать, Кецалькоатль прорывается с ближайшими сподвижниками из обречённого города и бежит к Атлантическому океану, строит корабли и уплывает на восток, обещая через много лет вернуться и отомстить Тескатлипоке.

Изменено пользователем Куаутемок
Ссылка на комментарий

2Куаутемок

блин вот только непонятки.

1. а почему правитель знал как строить корабли, а остальные не знали.

2. а могли бы правитель и компания достигнуть египта и основать свои династии?

по мне данный товариш всеже пришелец. уж слишком много знал.

Ссылка на комментарий

2GOROD

1. а почему правитель знал как строить корабли, а остальные не знали.

Во-первых, это легенда. Во-вторых, кто сказал, что у индейцев не было кораблей?

Майя - «финикийцы Нового Света».

 

Еще каких-нибудь двадцать лет назад в ученых кругах безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой древние майя были малоподвижным и замкнутым народом, сознательно укрывшимся в глубине непроходимых джунглей от всякого рода чуждых влияний извне. Южные границы их владений были закрыты горными хребтами Гватемалы и Гондураса.

Три четверти полуострова Юкатан окружено морем. Сухопутные подступы к нему со стороны Мексики преграждались бесконечными болотами Чьяпаса и Табаско. Это и позволяло майя, по мнению многих авторитетных исследователей, развивать свою самобытную культуру почти в полной изоляции от внешнего мира.

Поглощенные бесконечными заботами о своих маисовых полях и урожае, земледельцы майя и не помышляли больше ни о чем другом. Им были совершенно чужды какие-либо проявления воинственности и милитаризма. «Война, — отмечает американский археолог Ч. Галленкамп, — никогда не играла в истории майя такой важной роли, как, например, у египтян и греков». Религия постепенно проникла во все сферы жизни общества, а ее хранители, жрецы, сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Простой же люд только из-за уважения к богам добровольно обеспечивал этих духовных владык всем необходимым и принимал участие в строительстве дворцов и храмов.

Но эта стройная на первый взгляд научная концепция, созданная еще в 30—50 годах усилиями С. Морли, Э. Томпсона, А. Киддера и многих других авторитетных исследователей культуры майя, теряет свою силу, не выдерживая сокрушительного натиска новых археологических открытий и фактов.

Прежде всего представляется в корне неверной сама предпосылка о том, что древние майя сознательно стремились к изоляции от соседних народов. История человечества почти не знает таких четко зафиксированных случаев. И вместе с тем она изобилует массой конкретных примеров совершенно иного рода.

«Сказки «Тысячи и одной ночи»,— пишет известный немецкий этнограф Ю. Липе,— стали незабвенным памятником важнейшего торгового пути из Багдада в Басру, а по древним крупным торговым артериям, соединявшим Урал с Каспийским морем, на протяжении всей истории переселялись из Азии в Европу все новые и новые массы людей. По древним «шелковым путям», которые вели от Самарканда к Гиндукушу и от Гоби к Пекину, совершал свои путешествия Марко Поло... В Америке участники торговых экспедиций майя преодолевали огромные пространства. Были найдены даже карты знаменитого пути, который вел от Шикаланго (южное побережье Мексиканского залива, штат Табаско.— В. Г.) через девственный лес к золотоносным районам Гондураса...»

Археологические раскопки последних лет со всей очевидностью доказали наличие широких торговых и культурных связей майяской цивилизации с самыми далекими областями Мексики и Центральной Америки.

В вечнозеленых джунглях Петена (Северная Гватемала) находятся руины крупнейшего города майя I тысячелетия н. э.— Тикаля. Он стоит вдали от моря: в 175 километрах по прямой от Гондурасского залива, в 260 километрах от залива Кампече и в 380 километрах от Тихого океана. И тем не менее в городе обнаружено множество «даров моря» как с Тихоокеанского, так и с Атлантического побережья: раковины Спондилус, иглы морского ежа, кораллы, губки, жемчуг, позвонки морских рыб и т. д. В пышных гробницах местной знати часто встречаются предметы роскоши, привезенные из Центральной Мексики. Столица важнейшей центрально-мексиканской цивилизации того времени — Теотихуакан — отстоит от Тикаля по прямой более чем на 1200 километров. Их разделяют высокие горные хребты, широкие реки, болота и бесконечные леса. И тем не менее торговые караваны теотихуаканцев и майя посещали оба города постоянно. В Теотихуакане, в одном из кварталов этой громадной метрополии, найдено значительное число черепков майяской керамики и резные вещицы из голубовато-зеленого нефрита. По предположению ученых, здесь находился квартал торговцев майя, с их жилищами, складами товаров и святилищами. Такой же квартал есть и в Тикале. Помимо десятков дорогих предметов теотихуаканского производства (изящные керамические вазы и чаши с резными и расписными орнаментами, оружие из зеленого обсидиана, который добывался только в Центральной Мексике, и т. д.), в городе обнаружено несколько зданий и храмов, построенных по канонам архитектуры Теотихуакана. Есть там и скульптуры некоторых центрально-мексиканских богов, например бога дождя и воды.

В городе Копане (Гондурас), расположенном на самом юге территории майя, под каменной стелой VIII века н. э., в тайнике найдены обломки золотой статуэтки. Анализ металла и художественный стиль предмета доказывают, что он был привезен в город из Панамы.

На Юкатане археологи подняли со дна «Священного Колодца» города Чичен-Ицы множество интересных находок, происходящих из самых разных уголков Мезоамерики: от Западной Мексики до Панамы и Колумбии. И этот перечень доказательств взаимных контактов можно продолжать до бесконечности.

Еще больше данных о торговых связях майя с соседями мы имеем для периода, непосредственно предшествовавшего испанскому завоеванию (XII—XVI вв. н. э.). Здесь на помощь чисто археологическому материалу приходят уже недвусмысленные свидетельства различных письменных документов и источников.

«Занятие, к которому они наиболее склонны,— пишет испанский епископ Диего де Ланда о юкатанских майя, — была торговля. Они вывозили соль, ткани и рабов в землю Улуа и Табаско, обменивая все это на какао и камешки (нефрит.— В. Г.), которые служили у них монетами». Конкистадор Эрнандо Кортес, проходя во время своего 1 гондурасского похода в 1525 году через провинцию майя-чонталь Акалан (Точное местонахождение Акалана и его столицы Ицамканака до сих пор вызывает споры среди ученых. Многие помещают эту провинцию в бассейне р. Канделария, на территории мексиканского штата Кампече.), отметил, что «товары, которые наиболее в тех местах в ходу, это какао, одежда из хлопка, краски для тела.., факелы для освещения, сосновая смола для воскуривания дыма перед их идолами, и низки цветных раковин, которые они очень ценят как украшения».

В доколумбовой Мезоамерике одним из наиболее важных предметов обмена была соль — столь необходимый продукт для жизни человека. Она добывалась главным образом на западном и северном побережье Юкатана. «Почти по всему этому побережью, от Кампече до реки Ящеров и далее, — писал испанский монах Алонсо Понсе, — имеются превосходные соляные источники, которые без какой-либо затраты труда дают много соли, крупной и очень белой». Вот почему совершенно справедливо утверждение американского историка Ральфа Ройса о том, что «торговое процветание Северного Юкатана было основано преимущественно на экспорте хлопчатобумажных тканей и соли».

Особую роль играли в жизни цивилизованных народов доколумбовой Мексики и Центральной Америки бобы какао. Они были не только ценным продуктом питания, лекарством и приятным напитком, но и служили здесь всеобщим эквивалентом — «товаром товаров». Бобами какао в качестве денег широко пользовались не только майя, но и ацтеки, жители Никарагуа и Панамы. «Это какао,— отмечает А. Понсе,— служило мелкой монетой по всей Новой Испании (Мексика и Гватемала.— В. Г.), как в Кастилии служит медная монета. В обмен на бобы какао они покупают все вещи, как если бы они покупали их за деньги». У другого испанского летописца, Овьедо, мы находим еще более интересные данные на этот счет. «Они (индейцы.— В. Г.),— пишет он,— хранят их (бобы какао.— В. Г.) и относятся к ним с таким же вниманием и уважением, как христиане относятся к золоту или деньгам, потому что эти бобы считаются здесь деньгами и индейцы могут купить на них любые товары. Таким образом, в провинции Никарагуа один кролик стоит 10 этих бобов.., один раб стоит 100 бобов...» Поскольку в первые годы конкисты испанские монеты были в Новом Свете еще довольно редки, Кортес и Монтехо вынуждены были платить жалованье своим войскам «индейскими деньгами», то есть бобами какао. Историк А. Эррера пишет, что один испанский золотой реал приравнивался к 200 бобам какао.

В старых испанских хрониках упоминаются иногда и некоторые торговые центры, существовавшие на территории майя накануне прихода европейцев.

На побережье Мексиканского залива, в северной части Лагуны де Терминос, находился город, Шикаланго — крупный торговый пункт, куда приходили и ацтекские торговцы — «почтека», и юкатанские купцы, и жители юга.

Другой торговый центр — Симатан — стоял на реке Грихальва и был конечным пунктом длинного сухопутного маршрута из долины Мехико и перевалочной базой для товаров, шедших вниз по реке из Чьяпаса.

В устье той же реки был расположен город Потончан, контролировавший не только торговлю в низовьях реки Грихальва, но и морские пути вдоль западного побережья Юкатана. Это было большое и многолюдное поселение, обнесенное со всех сторон крепким деревянным частоколом.

Выше уже шла речь о богатой провинции майя-чонталь Акалан и ее столице Ицамканаке. Выгодное географическое положение позволяло местным жителям вести оживленную посредническую торговлю с самыми отдаленными областями Гондураса и Гватемалы. «В Акалане,— пишет Кортес,— есть многочисленные торговцы и люди, торгующие во многих местах и богатые рабами и другими вещами, которые обмениваются в этой земле... Как мне удалось узнать, здесь нет иного верховного правителя, кроме наиболее богатого торговца, имеющего большую торговлю по морю с помощью своих судов, и таковой есть Апасполон... И это по причине того, что он очень богат и торгует до такой степени, что даже в городе Нито... он имел квартал со своими агентами и, вместе с ними, своего родного брата, торговавшего своими товарами». Перед нами бесспорный образец индейской торговой республики, напоминающей во многих отношениях знаменитые торговые государства средневековой Европы — Венецию и Геную. Могущество и богатство Акалана целиком зависело от интенсивной внешней торговли, и после нарушения испанцами системы индейских торговых связей эта «купеческая республика» быстро приходит в упадок.

На южных границах территории майя находились в XVI веке еще два важных торговых центра: Нито (в устье Рио Дульсе, Гватемала) и Нако (на реке Улуа, Гондурас). Именно сюда регулярно наезжали за какао и другими товарами юкатанские купцы и вездесущие торговцы майя-чонталь из Акалана.

Важным перевалочным пунктом, где скрещивались многие сухопутные и водные торговые пути, был и Четумаль (юго-восточное побережье Юкатана). Эта область славилась своими плантациями какао и обилием меда.

Нередко наиболее почитаемые религиозные центру были одновременно и крупными торговыми пунктами. Так, к святыням острова Косумель, у северо-восточного побережья Юкатана, где находился особо почитаемый идол богини луны и деторождения Иш Чель, ежегодно собиралось множество пилигримов из Табаско, Шикаланго, Чампотона и Кампече. Если верить некоторым ученым, то эти богомольцы были одновременно и торговцами, о чем говорит обилие на острове самых разнообразных предметов, привезенных издалека. Ту же самую картину наблюдаем мы и в Чичен-Ице, с ее знаменитым «Колодцем Жертв», привлекавшим ежегодно массу верующих со всех концов Мексики и сопредельных областей.

Основываясь на этих фактах, американский исследователь Эрик Томпсон выдвинул гипотезу о существовании в древности длинного морского пути вокруг всего полуострова Юкатан: от Шиваланго (Табаско) на западе до южной части Гондурасского залива на востоке. О наличии такого пути свидетельствуют и археологические находки. При раскопках в Атасте на побережье мексиканского штата Кампече археологи обнаружили две гробницы середины XV — начала XVI века. В них, помимо местных майяских изделий, имелось множество ножевидных пластин из зеленого обсидиана и керамика с оранжевой поверхностью центральномексиканского типа. 3еленый обсидиан в доколумбовой Мезоамерике добывался всегда лишь в одном месте — в Пачуке, штат Идальго, на северо-востоке Мексики. Видимо, этот минерал экспортировался ацтекскими (а до них — теотихуаканскими) купцами в портовые города майя-чонталь — Шикаланго и Потончан по суше в виде сырья. Здесь местные мастера делали из него различные нструменты и оружие, а местные торговцы доставляли и свои и ацтекские товары морем вокруг всего полуострова вплоть до Гондураса. Итак, по крайней мере накануне испанского завоевания, юкатанские майя вели оживленную морскую торговлю с ближними и дальними соседями, а их важнейшие города стояли либо прямо на побережье моря, в удобных бухтах и заливах, либо вблизи устьев судоходных рек. А это красноречиво говорит о большом значении мореплавания и морской торговли в развитии хотя бы наиболее позднего варианта майяской цивилизации в XII—XVI веках н. э.

Американский историк А. Миллер считает, что «море вообще играло в жизни древних майя огромную роль: как в практическом, так и в ритуальном смысле». Море давало индейцам обильную пищу и служило удобной магистралью для перевозки на большие расстояния громоздких и тяжелых товаров. Море было той широкой дорогой, по которой прибывали к майяским берегам из дальних стран диковинные экзотические предметы и сырье, необходимое для повседневной жизни. Морем же, как правило, проникали на Юкатан и различные чужеземные влияния — религиозные, философские, культурные.

Но именно оттуда, из голубых бескрайних просторов, внезапно налетали на цветущие майяские города страшные тропические ураганы, сея вокруг смерть и разрушения. Оттуда же, словно проклятие богов, появлялись вдруг на горизонте легкие ладьи пиратов, периодически совершавших опустошительные набеги на прибрежные селения майя. В числе этих пиратов находились и людоеды-карибы с Малых Антильских островов. «...Пришли иноземцы, пожиратели людей, иноземцы без юбок — их название, страна не была опустошена ими». Так лаконично описывается один из подобных набегов диких карибских племен на побережье Юкатана в 1359 году в древней книге майя «Чилам Балам».

Само местонахождение Карибского моря на крайнем востоке майяского мира навело индейцев на мысль о взаимосвязи его с восходящим солнцем, символизирующим рождение нового дня, новой жизни. В то же время, по древним поверьям, море было связано со смертью, с таинственным и мрачным загробным царством, где душа человека отрывается от своего родного окружения и вынуждена находиться среди каких-то сверхъестественных и страшных чудищ. Таким образом, для всех майя и особенно для обитателей восточного побережья Юкатана, море было важнейшей и определяющей силой в их жизни, силой одновременно и доброй и злой.

Но как могли отважиться на противоборство с коварной морской стихией люди, жившие еще фактически в каменном веке?

Не секрет, что до сих пор в науке преобладает мнение о крайне низком уровне развития мореплавания и кораблестроения у индейцев доколумбовой Америки. Считается, что они не могли на своих утлых лодчонках совершать сколько-нибудь дальние походы в океанские просторы и ограничивались самыми короткими рейсами непосредственно вдоль побережья.

И для такого негативного вывода имелись свои веские причины. Когда над берегами Нового Света рассеялся дым от первых залпов многопушечных испанских кораблей, а солдаты Кортеса и Писарро сокрушили столицы самых могущественных государств индейской Америки — Куско и Теночтитлан, местное мореплавание было уже практически сведено к нулю.

Грозные флотилии боевых лодок ацтеков и майя были рассеяны и потоплены. Торговые связи между индейскими городами прекращены. А те люди, которые обеспечивали эту торговлю всем необходимым и ради которых она, собственно, и велась,— правители, знать и жрецы — либо погибли в кровопролитных сражениях с чужеземцами, либо укрылись в глухих и труднодоступных местах. Мир доколумбовых индейских цивилизаций постигла невиданная по масштабам катастрофа.

Стоит ли удивляться, что считанные годы спустя после завершения конкисты не осталось буквально никаких следов и от высокого мореходного искусства индейцев. И когда изучением традиционной индейской культуры занялись, наконец, профессиональные археологи и этнографы, некогда внушительные торговые ладьи индейских мореходов выродились уже в жалкие лодчонки, избегавшие выходить в открытые морские просторы. Убеждение в крайне примитивном уровне мореплавания у американских аборигенов стало тогда всеобщим.

Туру Хейердалу пришлось с риском для жизни пройти на бальсовом плоту, построенном по древнеперуанской модели, тысячи миль в Тихом океане, чтобы доказать скептикам высокие мореходные качества этого неуклюжего на вид судна.

А что же древние майя? Неужели они действительно были робкими и забитыми земледельцами, накрепко привязанными к своим жалким хижинам и маисовым полям в глубине вечнозеленых джунглей? Отваживались ли они выходить хоть иногда в открытое море? И если да, то на чем именно, на каких лодках или судах?

По иронии судьбы наиболее полные сведения о мореплавании древних майя содержатся в воспоминаниях и хрониках тех самых людей, руками которых оно и было впоследствии уничтожено.

Наиболее детальное описание морской ладьи торговцев майя сделал еще в начале XVI века Христофор Колумб — первооткрыватель Нового Света. 30 июля 1502 года знаменитый адмирал «моря-океана», в четвертый раз отправившийся искать счастья за просторами Атлантики, обнаружил еще один клочок суши. Это был остров Гуанаха, расположенный близ северного побережья Гондураса. Сам того не ведая, великий мореплаватель оказался буквально в двух шагах от тех сказочно богатых «восточных царств», о которых он так долго мечтал во время своих многолетних путешествий. Прямо на север, в нескольких десятках километров от вновь открытого островка, лежала обширная и богатая страна, с многолюдными городами и цветущими селениями — «страна оленя и фазана», как называли ее местные жители — индейцы майя.

Но Колумб повернул на юг и, медленно плывя вдоль центрально-американского побережья, с каждой пройденной лигой (лига — староиспанская мера длины, равная в среднем около 5,6 километра) удалялся от объекта своих мечтаний — богатой «восточной» страны с высокоразвитой культурой. И если бы не одна случайная встреча на перепутье морских дорог, мы так, вероятно, никогда бы и не узнали, что первым европейцем, увидевшим майя, был сам первооткрыватель Америки. Впрочем, предоставим слово летописцу, с протокольной точностью запечатлевшему это событие в анналах истории.

Неподалеку от острова Гуанаха, в Гондурасском заливе, пишет брат знаменитого мореплавателя — Бартоломе Колумб, «мы встретили индейскую лодку, большую, как галера, шириной в 8 шагов, сделанную из одного ствола дерева. Она была нагружена товарами из западных областей... Посредине лодки стоял навес из пальмовых листьев.., который защищал тех, кто находился внутри, от дождя и морских волн. Под этим навесом разместились женщины, дети и весь груз. Люди, находившиеся в лодке, хотя их было 25 человек, не стали защищаться от преследовавших их шлюпок. Поэтому наши захватили ладью без борьбы и привели всех на корабль, где адмирал вознес всевышнему благодарственную молитву за то, что без всякого ущерба и риска для своих он узнает о делах этой земли».

Испанцев поразило все: и размеры индейского судна, и численность его экипажа, и то, что туземцы держались независимо и смело. Но особенное удивление вызывали их одежда и внешний вид: невысокие стройные люди с невозмутимыми лицами, в изящных, с яркими цветными вышивками рубахах, плащах, набедренных повязках и юбках из хлопчатобумажной ткани, были так непохожи на полуголых обитателей вест-индских островов, встречавшихся до сих пор европейцам. В число товаров, обнаруженных в лодке, входили тонкие хлопчатобумажные ткани, медные топоры и колокольчики, бобы какао, кремневые кинжалы, деревянные мечи с лезвиями из острых пластинок обсидиана, маис и т. д. Видимо, эта ладья совершала обычный торговый рейс из приморских городов Табаско или Кампече (на побережье Мексиканского залива) в Гондурас, вокруг всего Юкатанского полуострова. Во всяком случае ее капитан и владелец во время беседы с Колумбом часто показывал на северо-запад и повторял, что пришел из земли «Майям», т. е. что он и члены его экипажа — майя.

Таким образом, это майяское судно, приводимое в движение веслами, должно было вмещать по меньшей мере до 40 человек, поскольку, помимо 25 мужчин, очевидцы упоминают еще какое-то количество женщин и детей, сидевших под навесом из пальмовых листьев.

На первый взгляд долбленая лодка таких огромных размеров кажется почти невероятной. Однако есть и другие испанские источники, подтверждающие это сообщение. Официальный королевский летописец Овьедо-и-Вальдес, говоря об индейцах Вест-Индии (Большие и Малые Антильские острова), отмечает, что они имели долбленые лодки на 40 и даже на 50 человек, «длинные и такие широкие, что между гребцами поперек лодки можно было положить еще целый бочонок». Поскольку слова «гребцы» и «лучники» употребляются здесь как синонимы, видимо, здесь идет речь о военной ладье араваков или карибов, часто совершавших опустошительные набеги и на соседей — жителей островов, и на восточное побережье Центральной Америки. Овьедо подчеркивает, что такие лодки изготовлялись из одного древесного ствола с помощью огня и каменного долота и ходили они как на веслах, так и под парусами.

Конкистадор Берналь Диас дель Кастильо — очевидец и участник завоевания ацтеков и майя — описывает лодки-каноэ индейцев как долбленки, вмещающие до 40—50 человек. 4 марта 1517 года, стоя на борту одной из каравелл эскадры Франсиско Эрнандеса де Кордовы — первооткрывателя Юкатана, Диас увидел впечатляющую картину — огромный каменный город на берегу и флотилию больших лодок, спешащих к кораблям чужеземцев. «И мы увидели,— вспоминает он,— десять крупных лодок, называемых пирогами, набитых жителями этого города, которые спешили к нам и на веслах и на парусах. Эти пироги выглядят наподобие корыта. Они весьма велики и выдалбливаются из одного огромного дерева. Многие из них вмещают до 40 индейцев».

Хуан-Диас, капеллан экспедиции Грихальвы (1518 г.), определил на глаз, что флотилия боевых лодок майя-чонталь, встреченная испанцами у побережья Табаско в устье реки Грихальва, состояла из 100 судов, вмещавших до 3000 воинов. И если он не преувеличивает, то некоторые из этих лодок должны были иметь значительные размеры и экипаж из 30—40 человек.

Есть все основания предполагать, что индейцы Мексики и Центральной Америки использовали в ряде случаев на своих судах и нашивной борт. Такие лодки использовались, например, ацтеками против конкистадоров во время осады Теночтитлана. Их до сих пор строят индейцы майя, живущие вокруг озера Атитлан в горной Гватемале. Видели подобные лодки и первые европейцы у обитателей Ямайки и Пуэрто-Рико. Нашивные борта делались во всех упомянутых случаях либо из плоских дощечек, либо из тростника, обильно промазанных смолой.

До сих пор существует широко распространенное мнение о том, что парус и нашивные борта не были известны в доколумбовой Америке до прихода европейцев. Выше уже приводились примеры, опровергающие это субъективное утверждение. Но список таких доказательств можно и продолжить.

Гуляев В.И. «Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации».

а могли бы правитель и компания достигнуть египта и основать свои династии?

Какие династии? Падение империи тольтеков было в X веке нашей эры.

по мне данный товариш всеже пришелец. уж слишком много знал.

Как это пришелец? Ведь он именно из Америки на восток поплыл, а не наоборот.

Ссылка на комментарий

ИМХО менталитет индейцев показан слишком европеизированным. Куча ляпсов в изображении жизни деревни. Такое впечатление, что ребята, шедшие на охоту, познакомились неделю назад. Например, вождь не знает, что у одного их мужиков (а их в деревне всего десяток) старые проблемы с детородием. Да он был бы первыйц кто об этом узнал бы - в таком маленьком социуме у отсутствие детей - трагедия. И теща ему бы первому пожаловалась.

Ребята вместе охотятся каждый день, а этот бедолага не знает, что индейцы не едят яйца тапира. При этом его уже кидали с ними много раз. И как это он в свои лет тридцать еще не знает, что у тапира яйца не съедобные? Он в первый раз видит тапира?

А почему кстати? Ведь даже сейчас яйца быков, свиней, баранов считаются деликатесом (например, яйца баранов на кавказе). Так что живущие впроголодь собиратели и охотники вря ли брезговали бы ими. Да и слишком они накачаны для охотников и собирателей. Все из мебя качки. Но гравюры и индейские статуэтки показывают совсем другое - индейцы не отличались ахиллесовым сложением. Плохое и неравномерное питание как правило вело к искажению фигур. Тем более что в малых социумах все были родственниками между собой, потому были часты следы генетического вырождения.

СТранно, что индейцы, живущие в полутора днях от майяйского города, никогда ничего о нем не слышали. Причем эти полтора дня они шли в колодках - значит расстояние вряд ли больше 20 километров.

А где в деревне аналог шамана? Для охотников и собирателей добыча - была счастьем. И как правило они действительно верили в духов леса и пр., и задабривали их. А тут не индейцы, а какие то туристы - вся деревня похожа на классический туристический лагерь с вечерним распеванием песен у костра.

В общем фильм красочный, и ряж обычаев майя действительно показывает - например, крайнюю жестокость. Но в целом это тот же случай, когда каких нибудь инопланетян начинают изображать с менталитетом современного белого человека. А ведь в подобных условиях у людей совершенно иные ценности и стереотипы поведения.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.