Abram_Solomonych Опубликовано 11 февраля, 2012 #6701 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2012 2iske_kazaner но были "переозвучены" пришельцами-росами по-своему. Поэтому так сложно идентифицировать "язык росов" А что кроме ПВЛ есть хоть один источник, где русы названы пришельцами? В ПВЛ "варяжско-русская" псевдо-легенда - это вторичная (по отношению к другому литературному конструкту - "о призвании варяжских князей"), исключительно литературная (книжная) вещь. Никакой народной "переселенческой" легенды никому нигде не известно. Более того в "Легенде о Хазаре и Русе" русы автохтоны со времен прародителей - то есть примерно одного возраста с хазарами. У Псевдо-Симеона "царь-прародитель" Рус также упомянут, тока в более поздней ПВЛ появляется мотив переселения "руси-варягов"... Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 11 февраля, 2012 #6702 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2012 2Abram_Solomonych А что кроме ПВЛ есть хоть один источник, где русы названы пришельцами?Причем здесь ПВЛ? Русы - что, жили на порогах Днепра? Или Вы стали сторонником днепровского происхождения русов? Вы считаете, что русы - это изначально поляне, уличи и севера - кто там еще жил на Днепре? Ссылка на комментарий
Abram_Solomonych Опубликовано 11 февраля, 2012 #6703 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2012 (изменено) 2iske_kazaner Причем здесь ПВЛ? Да притом, что Вы говорите о русах-пришельцах, а кроме ПВЛ ни один источник не знает ничего о пришлом характере руси. Вы считаете, что русы - это изначально поляне, уличи и севера - кто там еще жил на Днепре? А почему русы не могли быть просто соседями этих племен, которые скорешились с полянами и образовали раннее государство? В конце-концов и в ПВЛ сохранились следы, что "начало Русской земли" связано с Киевом, тока династия, якобы, варяжского происхождения. Изменено 11 февраля, 2012 пользователем Abram_Solomonych Ссылка на комментарий
Дон Опубликовано 11 февраля, 2012 #6704 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2012 Нашел кое какой материал, который если не на прямую, то достаточно близко подходит к обсуждаемым здесь вопросам. Привожу с отрывками слишком большой ссылку если кому надо дам. "Подобный опыт можно произвести на материалах раскопок курганного могильника Шестовицы.Для этого выбран курган 42 (раскопки 1925 г., курган X), информация о котором достаточно полная[6]. Курган под насыпью содержал камерную гробницу. В ней захоронение мужчины в сидячем положении, ориентированного лицом на северо-запад. Слева лежал женский скелет. В ногах скелетов, в юго-восточной части ямы, найден скелет коня с подогнутыми ногами. По обряду данное захоронение относится (по схеме могильника Бирки) к типу F. Подобные комплексы для Скандинавии вполне аргументированно связываются с представителями высшего слоя дружины X в.[7] В настоящее время укрепилось мнение о возникновении этого обряда именно в X в. у славян Среднего Поднепровья[8]. Появление камерных захоронений на севере Европы — результат его использования дружинниками, возвратившимися после службы русским князьям на родину. Элементы довольно редкого варианта встречены в земле пруссов, в кургане 163 могильника Кауп (раскопки 1934 г.)[9]: центральное трупосожжениев камере, окруженное захоронениями людей (в том числе в сидячем положении) и коней. По славянской серебряной луннице с зернью комплекс датируется первым десятилетием XI в. Инвентарь — основной объект исследования в данной статье — располагался в кургане 42 могильника Шестовицы следующим образом. Погребенньй воин был одет в шелковую рубаху, покрыт шерстяным плащом, украшенным накладками, перепоясан роскошным поясом с притороченной сумкой-ташкой. В головах скелета — меч типа X (по Я. Летерсену, ранний вариант — середина X в.)[10] с бронзовым навершием и рукоятью и наконечником ножен с композицией "бдин и вороны". Ближе к центру ямы среди прочих находок — лук и сагайдак с 18 стрелами. Между (?) обеими группами предметов найдены две изготовленные из лопатки животного накладки. Их длина 24 и 21 см. Последний параметр реконструирован, ибо накладка обломана в древности и носит следы починки (отверстия для крепления, повторно сделанные в ее правой части). Отверстия в срединной, верхней, части накладок соединены желобом, в котором проходил ременный крепеж (в отверстиях остатки тонких кожаных ремней). Обращает на себя внимание наличие в кургане второй пары стремян, одно из которых принадлежит редкому для Руси типу II (в Восточной Европе — 7 экз.)[11]. Такие стремена первоначально возникают в ранне мадьярской среде[12] и впервые в Балтийском субрегионе распространяются в земле пруссов. Наиболее ранние экземпляры этих предметов встречены в погребении 6 достаточно полно раскопанного могильника Ирзека-пинис (Калининградская обл. Зеленоградского р-на), оставленного прусскими дружинниками[13], и датируются IX - серединой X в.[14] Наличие среди инвентаря кургана прусского стремени (рис. 2, 8, 9) дает предпосылку для дальнейшего сравнения находок этого комплекса с древностями западных балтов, что применимо и в случае с первой парой стремян (рис. 2,10,11). В Восточной Европе основное число мечей X — начала XI в. с бронзовыми деталями рукоятий обнаружено в приморской полосе балтского мира, в том числе в земле пруссов (Витланд — Самбия), где найдено пять таких мечей[15]. Последние происходят из могильников Кауп и Коврово, которые наряду с Ирзекапинисом входили в дружинный комплекс северо-востока Самбии[16]. Подобные мечи, балтское оформление рукоятей которых считается признанным[17], по вполне объективным причинам не являлись боевым оружием. Показательно, что на низкокачественных клинках этих мечей отсутствуют клейма, что еще раз указывает на их парадное, скорее ритуальное значение. Cоответствующий мечу из Шестовиц наконечник ножен имеет архетип в западнославянских древностях X в.[18], повторенный в Поднепровье (рис. 1,5). Хотя В.Кобленц и считает наконечник из Нимшютца киевским импортом, присутствие иконографической схемы "Один и вороны", восходящей в Центральной Европе к древностям X в.[18], повторенный в Поднепровье (рис. 1,5). Хотя В.Кобленц и считает наконечник из Нимшютца киевским импортом, присутствие иконографической схемы "Один и вороны", восходящей в Центральной Европе к древностям франков V в.[19], не только на деталях ножен мечей, но и на украшениях из ареала западных славян[20], позволяет считать родиной этих предметов Западное Поморье. Деградированная схема изображения на предмете из Шестовиц, как и на однотипных находках из Прибалтики (рис. 1, 4-6), показывает их явную вторичность относительно западно-морского архетипа и наконечника из "Игоревой могилы". Редкая встречаемость и сложность изготовления наконечников со схемой "Один и вороны" указывают на высокое социальное положение их владельцев. Наконец, находка, проблематично относимая к предметам вооружения из шестовицкого кургана 42, пары костяных накладок с резным орнаментом, выполненном в датско-норвежском стиле "Маммен".... Ссылка на комментарий
Дон Опубликовано 11 февраля, 2012 #6705 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2012 Почему то текст не захотел прикрепляться весь сразу поэтому продолжаю. "..... То, что эти накладки изготовлены мастером, работавшим в скандинавских традициях, общепризнано. Срединные выступы накладок в одном случае изображают головку орла (ворона), в другом — профиль округлой морды животного с клыком в верхней челюсти. Последнее изображение явно принадлежит моржу. Охота на этих животных издавна велась на Западном побережье Скандинавии и в бассейне Балтики. Наиболее полно набор соответствующих гарпунов представлен в прусской культуре XI—ХIII вв. (в том числе и в инвентаре могильника Ирзекапинис). Изображения головок моржей известны пока только в норвежском и датском материалах (рис. 1,1). С западом Скандинавии , видимо, следует связать самого мастера шестовицких накладок или, по меньшей мере, использованные им архетипы. Вслед за А.Ф.Медведевым и К.Себастьеном, А.Н.Кирпичников относит шестовские пластины к украшениям луки седла[33]. Правда, in situ остатки седла обнаружены в стороне от накладок[23]. Сходные по параметрам и очертаниям костяные накладки применялись кочевниками южнорусских степей в X-XI вв. при скреплении футляров луков (?) и колчанов[24]. Костяные накладки соответствовали берестяным конструкциям. Не исключено, что лук из кургана 42 имел такой же футляр в могиле в стороне от него. На бересте продолжался орнамент, начатый скандинавским мастером на костяных накладках. Некоторую неуверенность в нанесении орнамента, отмеченную А.Н. Кирпичниковым, можно объяснить 114 тем, что для скандинава, работавшего на Днепровском Левобережье, характер его продукции - футляз для лука - был непривычен. И береста, и костяные накладки, крепившиеся ремешками (для луки седла такой крепеж нелогичен), способствовали облегчению веса личного снаряжения всадника, погребенного в шестовицком кургане. Украшением сумки-ташки служила сердцевидная накладка, архетип которой — подвески конского снаряжения кочевого мира южнорусских степей VIII-IX вв.[25] (рис Л, 7). Аналогичные по форме подвески — своеобразный феномен в балтском мире — появляются в конце X в. в земле пруссов. В отличие от поднепровских подвесок, украшенных растительным орнаментом, однотипные прусские находки (Ирзекапинис, Вольное) на лицевой стороне имеют изображение ворона. Такие подвески в Самбии являлись социальными индикаторами дружинников конца X—XI в.[26] Также в кочевых древностях VIII в. (Северный Кавказ)[27] находится прототип пряжке с двумя вороньими головками, скреплявшей пояс воина, погребенного в кургане 42. Характерно, что подобная пряжка обнаружена в погребении 106 могильника Ирзекапинис (западная дружинная группа могильника, первая половина X в.)[28] (рис.2, 1-3). Шестовицкая пряжка — конечный вариант развития застежек с парными головками воронов - предшествует по форме лировидным пряжкам XI в. Напротив, наконечник ремня из Ирзекапиниса вторичен аналогичному предмету из шестовицкого комплекса (рис. 2, 4, 5). То же можно сказать и об удилах со стержне-видными псалиями, появляющихся у западных балтов не ранее первой половины XI в.[29] (рис. 2,6. 7). В результате сравнительно-типологического анализа выясняется, что часть находок в кургане 42 имеет прототипы в основном на берегах Балтики (позднейшие — наконечник ножен меча и пряжка первой половины — середины X в.). Другая часть шестовицких находок, в свою очередь, послужила образцами для изготовления деталей снаряжения коней западнобалтских дружинников первой половины XI в. Единственную непрерывную линию развития дает наконечник ножен меча (рис. 1,3-6). В типологическом развитии он включает ранний, западнопоморский вариант, затем — срединный (Шесто-вицы). Деградированный вариант наконечника (однолезвийного меча) встречен на Ирзекапинисе. Этнокультурная интерпретация находок в кургане 42, предложенная нами к сделанная на основе конкретного анализа артефактов на различных этапах их типологического развития, не соответствует существовавшему ранее мнению[30]. Неадекватная их трактовка не позволила до настоящего времени установить этнос воина, погребенного в кургане 42[31]. Хотя, сравнительный анализ деталей инвентаря этого комплекса и находок на Ирзекапинисе и других памятниках бассейна Балтики не дал полного соответствия (что и невозможно), все же можно с определенной долей уверенности сделать следующие выводы. 1. Основная часть инвентаря кургана 42 имеет прототипы в материальной культуре дружин Балтийского субрегиона (из восьми анализировавшихся предметов три в древностях пруссов первой половины — середины X в.). 2. Предметы, которые продолжают типологические ряды шестовицких находок, отмечены в более узком относительно пункта 1 регионе - земле пруссов (Ирзекапинис) и прилегающих ареалах балтеких племен Дата этих предметов - первая половина XI в. 3. Таким образом, хиатус между этими датами — вторая половина X в. - рубеж X—XI вв. -- соответствует времени сооружения кургана 42. Этому не противоречит весь его вещевой комплекс в целом и в деталях (ланцетовидное копье, поясные накладки, детали лука — предметы, уже не имевшие в это время в пределах Балтийского субрегиона конкретной этнокультурной привязки). 4. Происхождение прототипов и наследников традиций находок из кургана 42 позволяет выдвинуть гипотезу о происхождении погребенного здесь воина. Он прибыл на Днепровское Левобережье, видимо, с берегов Балтики или из земли пруссов. Самбия уже с начала VIII в. имела полиэтническую дружину, включавшую представителей балтов , скандинавов и тюрок-кочевников[32]. Судя по ритуальному мечу с бронзовыми деталями рукояти и с нетрадиционным для рядовых дружинников наконечником ножен, воин был вождем-жрецом, что зетствует скащщнавскому социальному термину "хевдинг". Курган 42 отвечает всем призиакам дружинной триады (отличный от прежних родовых традиций обряд, иноэтничное относительно автохтонов происхождение погребенного, образовавшийся на стыке различных культур орнаментальный стиль инвентаря[33]) и соответствует окончательно сложившейся княжеской дружине. Оставшиеся в живых соплеменники воина, окончив службу на восточных рубежах Руси, могли частично вернуться на родину. Этим и объясняется появление на западной окраине балтского мира не только реплик шестовицких находок, но и целого ряда прочих предметов обширной номенклатуры продукции мастерских Киевской Руси эпохи князя Владимира Святослайича. Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 11 февраля, 2012 #6706 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2012 (изменено) 2Abram_Solomonych Да притом, что Вы говорите о русах-пришельцах, а кроме ПВЛ ни один источник не знает ничего о пришлом характере руси.Не понимаю... Вы что, действительно не поняли, о чем я говорю, или прикидываетесь? Изменено 11 февраля, 2012 пользователем iske_kazaner Ссылка на комментарий
Abram_Solomonych Опубликовано 11 февраля, 2012 #6707 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2012 (изменено) 2iske_kazaner но были "переозвучены" пришельцами-росами по-своему. 2iske_kazaner, Ваши слова? или будете прикидываться? Изменено 11 февраля, 2012 пользователем Abram_Solomonych Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 12 февраля, 2012 #6708 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2012 2Abram_Solomonych А почему русы не могли быть просто соседями этих племен, которые скорешились с полянами и образовали раннее государство?Еще раз: где в районе Днепра жили русы, чтобы быть соседями "корешей полян"? Если Вы говорите об аланах-салтовцах - то почему названия порогов "напрямую" не переводятся с аланского? Других претендентов на "соседей" полян по Днепру нет. Любой другой народ, пришедший на Днепр - будет "пришельцем". Ссылка на комментарий
Abram_Solomonych Опубликовано 12 февраля, 2012 #6709 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2012 2iske_kazaner Если Вы говорите об аланах-салтовцах - то почему названия порогов "напрямую" не переводятся с аланского? Они напрямую не переводятся с современного осетинского, содержащего множество кавказских и тюркских заимствований. Например совр. обозначение порога в осетинском заимствованно у кавказцев, но сохранилось и слово Бырц/Бурца имеющее древнеиранское происхождение - значение "стремнина, быстрина, обрыв" (то есть характеристика и течения и дна реки в одном флаконе), для обозначения порога на реке очень подходящее... одним из диалектных фонетических вариантов этого слова могло быть *vurc/vors (из др.иранск. *brsti-), кроме того звук /Б/ в среднегреческом отсуствовал... Наскоко помню с учётом древнеиранской лексики и грамматики, сохранившихся в осетинском, практически все названия переводятся с поправкой на разницу в фонетике и значения совпадают с указанными КБ... Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 12 февраля, 2012 #6710 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2012 2Abram_Solomonych Наскоко помню с учётом древнеиранской лексики и грамматики, сохранившихся в осетинском, практически все названия переводятся с поправкой на разницу в фонетике и значения совпадают с указанными КБ... Приведите, пожалуйста, чтобы не быть голословным, названия порогов на осетинском. Ссылка на комментарий
Abram_Solomonych Опубликовано 12 февраля, 2012 #6711 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2012 (изменено) 2iske_kazaner Приведите, пожалуйста, чтобы не быть голословным, названия порогов на осетинском. А зачем? Осетины на Днепре не живут, есличо, поэтому у них и названий таких нет... А этимолгию (не Брайчевского) с опорой на осетинский уже где-то в топике приводили. Просто осетинский язык используется для реконструкции аланского, как потомок оного.... Изменено 12 февраля, 2012 пользователем Abram_Solomonych Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 13 февраля, 2012 #6712 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 (изменено) 2Abram_Solomonych А зачем? Осетины на Днепре не живут, есличо, поэтому у них и названий таких нет... Наскоко помню с учётом древнеиранской лексики и грамматики, сохранившихся в осетинском, практически все названия переводятся с поправкой на разницу в фонетике и значения совпадают с указанными КБ... Т.е. разницы между натяжками в переводе названий порогов с древнескандинавского и аланского никакой нет. И утверждать, что "практически все названия... совпадают с указанными КБ" нельзя. Ни с аланского, ни с балтского, ни западно-славянского, ни с древнескандинавского названия "впрямую" не переводятся. Как ни крути - остается лишь вариант передачи местных названий "пришельцами с севера".Кстати, это подтверждает и название порога "Эссупи". Т.к. это первый порог на пути росов с верховьев Днепра, то это предполагает, что он находится ближе всего к славянским землям. Его название могло быть дано именно славянами, и росы его называли по-славянски. Поэтому и нет разницы в названиях "по-росски" и "по-славянски". А чем дальше от славянских земель, тем больше разница между местным и славянскими названиями. Т.е. вполне себе эти пороги были названы когда-то местным аланским или тюркским/угорским населением и росы, проплывая транзитом из своего северного далека, эти названия произносили на свой лад, а славяне, которые жили не так далеко от порогов и могли достаточно часто посещать их, например, при поездках в крымские владения Византии, но при этом жили не в самой местности, где располагались пороги, давали порогам свои названия. Кстати, интересно переиначивание местных названий рек арабом Ибн Фадланом в ходе известного путешествия: мы переправились через Багнади способом, описание которого мы сообщили. Потом мы переправились после этого через реку, называемую Джам [37], также в дорожных мешках, потом мы переправились через Джахаш, потом Адал, потом Ардан, потом Вариш, потом Ахти, потом Вабна [38], а это все большие реки... Мы оставались у печенегов один день, потом отправились и остановились у реки Джайх (Хайдж) [40]... потом после нее через реку Азхан, потом через Баджа; потом через Самур, потом через Кабал, потом через реку Сух [41] Он (Ибн-Фадлан) сказал: итак, мы отправились из страны этих (людей) и переправились через реку Джарамсан [42]... потом через реку Джавашин [43]. 37 По-видимому, это река Эмба.38 Это реки между Эмбой и Уралом, разлившиеся тогда от весенних вод. 40 Имеется в виду река Урал (Яик) 41 Реки Самур, Кабал, Сух. Возможно современные реки Самара, Кинель и Сок? 42 Возможно, это река Черемшан. 43 По-видимому, это река Джаушин Изменено 13 февраля, 2012 пользователем iske_kazaner Ссылка на комментарий
Nerto Опубликовано 13 февраля, 2012 #6713 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 BigPun пока не доказано обратное, русы это русы. несомнено имеющие общие черты со славянами. И рече Олегъ: «Исшийте парусы паволочиты руси, а словѣном кропийнныя». И бысть тако. Игорь совокупи воя многы − варягы, и русь, и поляны, и словѣны, и кривичи, и тиверцы, и печенѣгы Ссылка на комментарий
O'Tim Опубликовано 13 февраля, 2012 #6714 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 2еремей зонов о гипотетических "ропсах" а кто такие ропсы? Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 13 февраля, 2012 #6715 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 а кто такие ропсы? Те самые, которые "гребцы". Ссылка на комментарий
O'Tim Опубликовано 13 февраля, 2012 #6716 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 (изменено) а откуда такая интересная транскрипция? Гребцы же просто "росы"? Изменено 13 февраля, 2012 пользователем O'Tim Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 13 февраля, 2012 #6717 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 ...если про транскрипцию и более близкое к кириллице, то правильнее было б роДс. Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 13 февраля, 2012 #6718 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 а откуда такая интересная транскрипция? Да ну, это не транскрипция - просто у меня нет шрифта, штоб правильно написать Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 13 февраля, 2012 #6719 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 2Сколот ...если про транскрипцию и более близкое к кириллице, то правильнее было б роДс. Ну, да, что-то типо англ. th, емнип? Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 13 февраля, 2012 #6720 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 2Дон Нашел кое какой материал, который если не на прямую, то достаточно близко подходит к обсуждаемым здесь вопросам. Привожу с отрывками слишком большой ссылку если кому надо дам. Надо. Дайте пожалуйста. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 13 февраля, 2012 #6721 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 (изменено) 2iske_kazaner позволяет выдвинуть "вариант №2", что пороги носили местное название (например, угорское (ведь в IX веке там шарились маджары) или, действительно, более древнее алано-иранское), но были "переозвучены" пришельцами-росами по-своему. да такое мнение пмсм - более чем реально. и вполне логично. Собственно сейчас глядя на названия у себя в области есть: славянские, тюркские, ханты-мансийские (угорские). а смешной пример про озеро Чаны и село Елбань - я уже приводил Изменено 13 февраля, 2012 пользователем vergen Ссылка на комментарий
O'Tim Опубликовано 13 февраля, 2012 #6722 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 2еремей зонов Ну, да, что-то типо англ. th, емнип? угу, th. Т.е. росы или, как уважаемый Сколот предлагает, родсы Ссылка на комментарий
Дон Опубликовано 13 февраля, 2012 #6723 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 2Сколот Надо. Дайте пожалуйста. С удовольствием. Вот ссылка на сайт, там пройдитесь по вкладкам справа и, возможно, найдете много чего любопытного http://behistory.ru/tag/%D0%A7%D0%B5%D1%80...%B3%D0%BE%D0%B2 Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 13 февраля, 2012 #6724 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 (изменено) Дон Вот ссылка на сайт, там пройдитесь по вкладкам справа и, возможно, найдете много чего любопытного Спасибо. А прямую ссылку можете дать на работу, которую Вы цитируете!? Нашел. http://behistory.ru/article/73/ Изменено 13 февраля, 2012 пользователем Сколот Ссылка на комментарий
Abram_Solomonych Опубликовано 13 февраля, 2012 #6725 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2012 угу, th. Т.е. росы или, как уважаемый Сколот предлагает, родсы по правилам ц.-слав. написания скорее "рофсы", через "фиту", гипотетическая форма, якобы, должна (хотя и не обязанна) содержать глухой межзубный... Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти