Славяне и Русь т.2 - Страница 263 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь т.2


Рекомендуемые сообщения

2iske_kazaner

Тогда карт и GPS не было

Каким же образом Росы (или Теофил, если вояж к Людовику был с его подачи) могли знать, что возвращение на родину возможно через земли франков?

Ссылка на комментарий
Каким же образом Росы (или Теофил, если вояж к Людовику был с его подачи) могли знать, что возвращение на родину возможно через земли франков?

Наугад)))

Географических трактатов и карт типа птолемеевым, конечно, не было)))

Кстати, Эйнхард сообщает о том, что у Карла Великого было аж три карты: Рима, Византии и "всего мира". Хоть это мизер, но с географией в те времена дружили...

Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

Кстати, Эйнхард сообщает о том, что у Карла Великого было аж три карты: Рима, Византии и "всего мира". Хоть это мизер, но с географией в те времена дружили...
Предъявите эту карту, о всеведущий Вы наш, и укажите на ней свеонов. А если у Вас ее нет, то не... пишите о том, что она есть...

 

Ерунда: они бы не смогли отличить свеев от данов, а посему приняли бы послов за хорошо известных данов, и в письме Людовик бы сказал: "Мы выяснили, что - это даны, а посему мы их задержали.. и тд"... "Свеонскую национальность" можно было бы выяснить только по каким-то другим критериям...
Это Харальд Клак и его окружение (400 товарищей) не могли бы отличить????? :blink:

 

Может не будем ерунду нагромаждать? С чего Вы берёте, что Римберт, при написании Жития, вникал во все превратности судьбы Эббо Реймского, когда ему важнее было описать своего учителя и предшественника?
Я согласен с Вами, он не вникал в превратности судьбы Эбо, это Вам для Вашей теории нужно, чтобы он вникал. Вам нужно, чтобы Эбо именно в 846 году благословил Гаутберта, потому как именно в 845 году, в год нападения пиратов на Гамбург, как Вы утверждаете (а не я, и не Римберт), умер Людовик Благочестивый. Не я, а Вы утверждаете, что первое посольство Ансгария к шведам состоялось в 839 году, когда Эбо был в изгнании, Людовику было не до шведов, потому как были более важные проблемы. И лакуну в 15 лет Вы так и необъяснили.

 

2еремей зонов

Каким же образом Росы (или Теофил, если вояж к Людовику был с его подачи) могли знать, что возвращение на родину возможно через земли франков?
А как в V веке статуэтка Будды оказалась в Швеции? Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

А как в V веке статуэтка Будды оказалась в Швеции?

В V веке была Швеция? :blink:

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

В V веке была Швеция?
А черт ее знает! :rolleyes: Может в V, а может в VI...
В мелких племенных княжествах появляются резиденции вождей, сосредоточивших в своих руках значительную административную и экономическую власть. Видимо, с такими резиденциями связаны знаменитые династические могильники с погребениями в ладье, Вендель и Вальсъерде в Средней Швеции. Крупнейшую из резиденций, королевскую усадьбу в Упсале, обслуживало наиболее раннее из известных сейчас в Швеции торгово-ремесленное поселение, в V-VII вв. располагавшееся на острове Хельгё близ Стокгольма, на озере Меларен. Ремесленная продукция Хельгё через племенные земли свеев шла на Готланд и в Финляндию (илл. 8). Производство и обработка железа, мастерские ювелиров, равно как и стеклоделов, слесарей и гребенщиков, располагались здесь в постройках, достигавших 20 м длины (илл. 60). Из Индии в Хельгё попала маленькая бронзовая статуэтка Будды (цв. илл. 2); ирландский епископский посох VIII в. свидетельствует о ранних связях с Британскими островами, многочисленные находки славянской керамики - о тесных сношениях, прежде всего с морским побережьем близ устья Одера.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st006.shtml
В шестом веке на острове Хельгё в Швеции была найдена статуэтка Будды, в настоящее время экспонируется в Музее Старины в Стокгольме.
http://scandistyle.ru/budda-byotte/
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Это Харальд Клак и его окружение (400 товарищей) не могли бы отличить?????

Откуда Харальд Клак при дворе Людовика в Ингельхейме-то? Разве, после изгнания он не поселился в Рюстрингене - своём феоде, как сообщают все источники?

Да и вообще зачем ему датчане для расследования "причин прибытия послов народа Rhos"? То что они "свеоны" - это выяснилось из самого расследования, а не до него.

 

Предъявите эту карту, о всеведущий Вы наш, и укажите на ней свеонов. А если у Вас ее нет, то не... пишите о том, что она есть...

Может не надо ёрничать? Если карты Карла Великого не сохранились, то это ещё не значит, что Эйнхард врёт. А про географические трактаты доступные франкам я уже упоминал - Птолемей, Равенский Географ, и совокупность географических сведений из сочинений франкских авторов у Адама Бременского.

 

И лакуну в 15 лет Вы так и необъяснили.

Вы просто невнимательны.

Реальная лакуна у Римберта в 10 лет (829-839) от изгнания Харальда Клака из Дании до послов-"свеонов" 839 года. Сопровождение Харальда Ансгарием кардинально отличается от самостоятельной миссии в Бирку. После изгнания Харальд поселился в Рюстрингене и Ансгарий был при нём. При необходимости Людовик вызвал Ансгария и направил на разведку в 1-ю миссиию в Свеонию (в итоге Ансгарий и Ко попали в Бирку). В 840-м Ансгарий возвращается из Бирки получает, недавно основанную Гамбургскую кафедру, и уже после смерти Людовика при помощи восстановленного Эббо Реймского назначает в Бирку Гаутберта, которому выделяется монастырь-убежище при одобрении неизвестно императора (Римберт, вероятно, подразумевал именно Людовика, но не был в этом уверен, поэтому пропустил имя). Далее события 845-го, с которыми у Римберта (при буквальном чтении) хронологически совпадает время смерти Людовика - заурядная для агиографа ошибка. Также ошибочно у него отнесение посольства свеонов к периоду сразу после изгнания Харальда Клака из Южной Дании....

Вполне приемлимая реконструкция - и послы-"свеоны" 839-го вместо странного посольства свеев, которые неизвестно почему захотели креститься. Если следовать логике, что это посольство было в 829 г., то просьба совершенно нелепая: только что крестившийся Харальд Клак быстро (всего после 2-х лет) потерял своё владения, что для свеев-язычников было бы дурным примером....

Изменено пользователем Abram_Solomonych
Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

В 840-м Ансгарий возвращается из Бирки получает, недавно основанную Гамбургскую кафедру, и уже после смерти Людовика при помощи восстановленного Эббо Реймского назначает в Бирку Гаутберта, которому выделяется монастырь-убежище при одобрении неизвестно императора (Римберт, вероятно, подразумевал именно Людовика, но не был в этом уверен, поэтому пропустил имя). Далее события 845-го, с которыми у Римберта (при буквальном чтении) хронологически совпадает время смерти Людовика - заурядная для агиографа ошибка.
Еще раз обращаю Ваше внимание. Вы сами себе противоречите. Вы выводите всю Вашу картину Жития Ансгария в 829-845 г.г. исключительно из того, что Вы считаете, что у Римберта есть ошибка и он отнес смерть Людовика к 845 году - году нападения пиратов на Гамбург. И при этом говорите, что Эбо назначает Гаутберта в 840 году после смерти Людовика. Вы уж определитесь, когда у Вас Людовик по хронологии Жития умер.

При этом классическая хронология Жития Ансгария, которой придерживаются все исследователи Жития и историческая наука, прекрасно ложится на текст Жития и в этом случае не нужно предумывать всякие выкрутасы, типа тот или не тот Людовик, 15 лет ожидающего прибытия миссионеров короля Бьорна, а также увиливать от объяснения прочих "Meanwhile" Жития.

Вообще, все Ваши рассуждения изначально базируются на Вашей же ошибке - Вы спутали Адама Бременского, который действительно указал, что Людовик Благочестивый умер в год нападения пиратов на Гамбург, с Римбертом. Римберт ничего такого не указывал. Он лишь написал, что Людовик умер в период, когда проходили события Жития - с 830 года (года вернулся Ансгарий и Людовик пожаловал монастырь Гаутберту) до 852 года (когда прошло 7 лет после нападения на Гамбург). Никаким образом к 840 ли, к 845 ли смерть Людовика у Римберта не отнесена. И указывает он на смерть Людовика только для того, чтобы описать распадение франкской империи и изменение "имперского" статуса Ансгария.

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

В шестом веке на острове Хельгё в Швеции была найдена статуэтка Будды, в настоящее время экспонируется в Музее Старины в Стокгольме.

А есть дополнительная инфа, откуда известно, что найдена именно в шестом веке?

И да, там по тексту вполне уместное замечание:

Будда все-таки не напоминает азиатские работы. Исследователи указывают на Ирландию или Англию как возможные места происхождения, но нет никаких аргументированных доказательств и в этом случае.

Так что вот это заключение из другой Вашей цитаты:

Из Индии в Хельгё попала маленькая бронзовая статуэтка Будды

как минимум, преждевременно.

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

И да, там по тексту вполне уместное замечание:
Еремей, Вы ошибаетесь, приведенная Вами цитата относится к рассматриваемому на страничке Осебергскому Будде. Статуя Будды с острова Хельгё - это другая статуэтка, ее индийское происхождение не оспаривается - см. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st006.shtml

 

Я привел статью http://scandistyle.ru/budda-byotte/ , чтобы указать на датировку Будды с острова Хельгё.

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Еремей, Вы ошибаетесь,

Да, вижу, спасибо.

Но тем не менее мой вопрос о датировке остается в силе. Уточню, меня смутила формулировка:

В шестом веке на острове Хельгё в Швеции была найдена статуэтка Будды

Кто нашел? Откуда стало известно, что именно в шестом веке?

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

Кто нашел? Откуда стало известно, что именно в шестом веке?
Я как-то этот вопрос детально не изучал. Просто часто в статьях о кладах серебра на севере Европы встречалось упоминание о найденной в Скандинавии статуэтке Будды довикингской эпохи. В отдельных статьях, как я помню, указывался 5 век, в других (которую я привел 6-й), вот еще в одной: http://www.ulfdalir.ru/towns/725 - вроде как 7-8-ой.

Впрочем, ИМХО, с точки зрения утверждения о наличии определенных (возможно, опосредованных через другие народы) связей Скандинавии и Индии довикингской эпохи это несущественно.

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2еремей зонов

Каким же образом Росы (или Теофил, если вояж к Людовику был с его подачи) могли знать, что возвращение на родину возможно через земли франков?

 

вы так часто задаёте этот вопрос, что подозреваю с ответом на него (или отсутсвием такового) связываете некие умозаключения.

 

кста думаю всё просто,

на ЮББ найдены клады монет датируемые периодом до визита росов к франкам, безусловно путь этих монет шёл через ВЕ а следовательно через русов.

на Балканах шли войны, в которых уавствовали болгары, византы, франки, сербы, венгры и тд.

Причерноморье занято теми самыми варварами.

 

Собственно другого пути у росов не было, только с посольством греков через франков. Знали они о возможности такого пути назад - как минимум предполагали, что земля за франками не упирается в небосводо, но думаю знали

контакты с ЮББ (в свою очередь контакты франков с ЮББ)

функционировал Янтарный путь от Прибалтики до Средиземного моря.

 

так что знали, и знали давно.

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Локализация

 

Остров Хельгё в Швеции, примерно в 11 км от другого известного центра – Бирки на острове Бьёрке. Фактория датируется VII-VIII в., однако известно, что поселение на этом месте существовало и раньше. Впервые Лилле был обнаружен в 1954 г.

Находки

 

Наряду с арабскими монетами найдены осколки стеклянных изделий, привезенных из Франкского государства, епископский посох ирландского производства, золотые бляшки скандинавского происхождения с изображением целующейся пары и даже такие неожиданные гости на севере Европы, как маленькая бронзовая статуэтка Будды и ложечка из Египта.

 

Значит все-таки в 1954-м, а не "В шестом веке".

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Никаким образом к 840 ли, к 845 ли смерть Людовика у Римберта не отнесена. И указывает он на смерть Людовика только для того, чтобы описать распадение франкской империи и изменение "имперского" статуса Ансгария

Дык у Римберта до событий 845-го никаких изменений в статусе Ансгария и не упомянуто - он архиепископ в Гамбурге и только. Забавно, что распад империи у Римберта описан, а неурядицы 830-838 гг он знать не знает - для Римберта это совершенно неизвестный период...

 

Вы выводите всю Вашу картину Жития Ансгария в 829-845 г.г. исключительно из того, что Вы считаете, что у Римберта есть ошибка и он отнес смерть Людовика к 845 году

Вы ошибаетесь. Я исхожу из факта, что Римберт не имел достаточных представлений о состоянии дел до 845 г., чтобы задокументировать последовательность событий с точностью летописца-современника.

Другой факт - полная бессмысленность посольства свеев и тем более просьба прислать проповедников. Римберт слышал о послах-"свеонах" при Людовике (839 г.) и описал посольство так, как ему показалось логичным. На самом деле даже соседние даны принимали христианство по необходимости - Харальд крестился исключительно с целью получения поддержки франков, также это позволило ему войти (на правах графа) в состав франкской знати. То что в таких условиях удалённые свеи будут себе просить священников - есть чушь неимоверная.

Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

а неурядицы 830-838 гг он знать не знает - для Римберта это совершенно неизвестный период...
Неурядицы 830-840 г.г. никак не отразились на статусе Ансгария и подчиненных ему епархиях. А вот в связи с распадом империи франков, часть монастырей оказалась под юрисдикцией Карла Лысого, а часть - Людовика Немецкого, поэтому у Ансгария несколько изменился статус.

 

Другой факт - полная бессмысленность посольства свеев и тем более просьба прислать проповедников.
Почему бессмысленность? Это только в Вашей хронологии оно бессмысленно. А в нормальной хронологии, послы свеонов приезжают в апреле 829 года, когда умер Аутберт Корвейский, осенью к свеонам отправляется Ансгарий, возвращается в 830 году, а после этого к свеонам отправляется Гаутберт, которому по просьбе Эбо Людовик - "благочестивый император" дарит монастырь - это было время, когда Эбо активно поддерживал Людовика.

 

Римберт слышал о послах-"свеонах" при Людовике (839 г.) и описал посольство так, как ему показалось логичным.
Римберт не мог слышать о "послах-свеонах", он мог слышать лишь о послах "народа Рос". Ведь Вы же не думаете, что именно Римберт проводил для императора "тщательное расследование", кто такие послы народа Рос? Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

2iske_kazaner

Все, камрады, я лично окончательно запутался в хитросплетениях франкской политики в вашей интертрепации. :( Может, отдельную тему создать? ;)

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Римберт не мог слышать о "послах-свеонах", он мог слышать лишь о послах "народа Рос". Ведь Вы же не думаете, что именно Римберт проводил для императора "тщательное расследование", кто такие послы народа Рос?

Римберт мог слышать только о том, что поводом к 1-й свеонской миссии Ансгария было посольство от свеонов. Всё остальное - домыслы (в тч Римберта о "просьбе прислать проповедников")...

 

Цитата

Другой факт - полная бессмысленность посольства свеев и тем более просьба прислать проповедников.

 

Почему бессмысленность? Это только в Вашей хронологии оно бессмысленно.

См. выше - обстановка.

 

послы свеонов приезжают в апреле 829 года, когда умер Аутберт Корвейский

Об Аутберте Корвейском все сведения основаны только на Житии Ансгария (написано между 865 и 876 гг - много после событий).

Что касается времени "прибытия посольства", то Римберт не был свидетелем оного, а посему датировка дискуссионна....

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

Все, камрады, я лично окончательно запутался в хитросплетениях франкской политики в вашей интертрепации.
:D На самом деле все датировки Жития Ансгария давно уже установлены, в т.ч. по косвенным данным, для этого достаточно прочитать комментарии к "Житию". Это, как Вы понимаете, спор ради спора. :rolleyes:

Но в данном случае не надо открывать новую тему, все нормально, счетчик страниц данного форума неумолимо крутится, увеличивая его многостраничный "вес". ;)

 

Римберт мог слышать только о том, что поводом к 1-й свеонской миссии Ансгария было посольство от свеонов. Всё остальное - домыслы (в тч Римберта о "просьбе прислать проповедников")...
Он не мог слышать о том, что поводом было посольство от свеонов, он только мог знать про посольство от греков, в котором участвовали некие росы, которые на проверку оказались свеонами. И то, ему нужно было обладать для этого письмом Людовика Теофилу, в котором он рассказывает почему и как задержал послов. А имея данное письмо он не мог бы не упомянуть об участии греков в судьбе свеонских послов.

При этом мы, кстати, даже не знаем, чем кончилось посольство - может быть послы оказались таки разведчиками и их шлепнули за милую душу. Информации о дальнейшей судьбе послов нет, если Вы ее таки нашли - срочно опубликуйте - это будет сенсация, которая Вас прославит на многие годы.

 

Об Аутберте Корвейском все сведения основаны только на Житии Ансгария (написано между 865 и 876 гг - много после событий).
Вы где-то видели в Житии точную дату его смерти? Я, честно говоря, не разглядел. Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Это, как Вы понимаете, спор ради спора. 

Эта по-местному называется троллинг и флуд. ;)

Я в принципе, не против спора, тока хотелось бы понять, когда он закончится (я надеюсь), это как-то повлияет на развитие сабжа? :rolleyes:

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Он не мог слышать о том, что поводом было посольство от свеонов, он только мог знать про посольство от греков

Ошибаетесь. Он вообще не мог знать подробностей, но он знал кое-что о 1-й миссии, сам факт которой без какого-нибудь повода со стороны свеонов невозможен. Таким и поводом были неизвестные ранее послы-"свеоны" 839 года - для разведки ситуации и вербовки союзников (путём крещения) в "Свеонии" и была послана 1-я миссия. До Римберта могли дойти только рассказы о миссии, в том числе упоминание послов-"свеонов"... Далее агиограф домыслил всё со своей "колокольни" знаний - он УЖЕ знал, что свеи и даны похожи, что знания датского языка достаточно, чтобы без проблем общаться со свеями. Поэтому, кстати, и в Житии сближение деятельности Ансгария при Харальде и 1-й свеонской миссии - для Римберта было естественно считать их звеньями одной цепи...

 

Вы где-то видели в Житие точную дату его смерти? Я, честно говоря, не разглядел.

Конечно, в конце 8 главы: Аутберт вернулся в Корвей, где из-за обострения болезни, около Пасхи, умер. В соответствии с этими знаниями канонники прикинули дату смерти и установили день памяти Св. Аутберта Корвейского...

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

Я в принципе, не против спора, тока хотелось бы понять, когда он закончится (я надеюсь)
Ну, это не мне решать. :rolleyes:

 

2Abram_Solomonych

Ошибаетесь. Он вообще не мог знать подробностей, но он знал кое-что о 1-й миссии, сам факт которой без какого-нибудь повода со стороны свеонов невозможен.
А почему Вы думаете, что повод был со стороны свеонов, м.б., как Вы сами когда-то утверждали, "свеоны" - это не свеоны, а кто-то другой, живший в "Свеонии до Рифейских гор и Меотиды"? И вообще-то, они представились не как свеоны, а как росы.
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

А почему Вы думаете, что повод был со стороны свеонов, м.б., как Вы сами когда-то утверждали, "свеоны" - это не свеоны, а кто-то другой, живший в "Свеонии до Рифейских гор и Меотиды"? И вообще-то, они представились не как свеоны, а как росы.

По собственной инициативе миссионеры не могли отправиться в неизведанную "Свеонию", с которой не было прямого сообщения. Притом вокруг было достаточно язычников, которых следовало крестить и сделать своими союзниками - свеи никакого значения не имели во франкской внешней (в тч религиозной) политике, а дорога к ним была закрыта другими язычниками.

А вот появление людей далёкой "свеонской национальности" в составе византийского посольства было делом из ряда вон выходящим. Кстати, Людовик подозревал русов-"свеонов" в том, что они лазутчики, рыскавшие не только в его империи, но и в Византии - то есть с его точки зрения и Византия была для "свеонов" более-менее доступна, примерно как Франкия - с Балтики... Такая частичная доступность Византии вполне соответствует понятиям о едином Балтийско-Меотском бассейне, а ссылка "свеонов" на невозможность вернуться из-за диких народов тем более вызывает подозрение - ведь из Византии на Меотиду можно и Понтом Эвксинским добраться...

Ссылка на комментарий

2Abram_Solomonych

А вот появление людей далёкой "свеонской национальности" в составе византийского посольства было делом из ряда вон выходящим.
А почему? Про свеонов франки (исходя из Вашей хронологии) ничего не знали до 839 года. Прибыло посольство греков. В нем некие росы. Путем тщательного расследования Людовик выяснил, что это не росы, а свеоны, прикинувшиеся росами (зачем - непонятно, потому как ни тех ни других франки (по Вашей хронологии) абсолютно до 839 года не знали - ну да ладно). После этого Людовик решил выяснить с какой целью пожаловали свеоны. Им бы тут высказать, что прибыли с целью овладения таинствами христианства (наслышались о такой фигне от данов и фризов) - в этом случае им тут же выделили бы Ансгария с Гаутбертом в придачу. Но нет, видимо, молчали как партизаны, не дали Людовику прямого ответа - разведчики они или с дружественным визитом прибыли. За что и были наказаны - задержаны до момента выяснения причин явления.

Поэтому наличие неких свеонов в составе посольства греков отнюдь не из ряда вон выходящее. Вот если бы даны так позволили себе сделать - то да, это было бы круто. Но ведь о свеонах до 839 года (согласно Вашей хронологии) франки слыхом не слыхивали.

Ссылка на комментарий

Так,для разминки и общего сведения.

"

Пути следования бус в Ладогу определяются при помощи картирования аналогий. Естественнее всего было бы предположить, что эти пути проходили через Восточную Европу. Однако исследование восточно-европейских бус VIII–IX вв. приводит к обратному выводу. В Восточной Европе стеклянные бусы ладожских типов VIII–IX вв. встречаются преимущественно на Севере (Ладога, Приладожье, Белоозеро, Междуречье Оки и Волги, Прикамье) или на юге и юго-востоке (Крым, Северный Кавказ), в памятниках салтовской культуры на Дону, куда они попали в составе одежды эмигрировавших с территории Северного Кавказа алан, а также в Средней Азии. Но эти районы отделяет от Старой Ладоги пространство центральной и северо-западной части Восточной Европы, где бусы интересующих нас типов почти не известны.... В длинных курганах с сожжениями стеклянные бусы попадаются крайне редко (75, с. 66; 89, с. 101, 104) и их плохая сохранность не дает возможности восстановить их первоначальную форму. Особенно следует отметить почти полное отсутствие интересующих нас бус в Поднепровье (36, с. 192, 241, рис. №№ 8, 9; 23, с. 140–155, табл. V, №№ 1–3, табл. IX, №№ 1–4, табл. X, № 1, табл. XI, № 1). По-видимому, бусы поступали в Ладогу не по Днепру, а каким-то другим путем. Не могли завозиться бусы в Ладогу и по Волге или Волге и Дону. Об этом свидетельствует полное отсутствие наиболее многочисленных в Ладоге бус VIII–X вв. в Саркеле–Белой Веже (834–1117 гг.) на Дону (37) и в Великих Булгарах, где к примеру, рубленный бисер составляет всего 19 экз. из 2450 обработанных М. Д. Полубояриновой бус (60, с. 155 и др.)[1]. В то же время другие находки Ладожских бус позволяют думать, что их везли на север по водным и торговым путям Западной Европы. По течению Дуная бусы ладожских типов известны на территории Болгарии, в Боснии и Истрии, в Венгрии, Чехии, Словакии, Австрии, в бассейнах Эльбы и Везера – в Верхнем Пфальце, Тюрингии, Саксонии, в Польше. Севернее они известны в городах скандинавских стран – в Хедебю, Хельго, в Бирке, а также на острове Готланд. Очевидно, по водным торговым магистралям Западной Европы через Готланд и Скандинавию и не без посредничества норманнов стеклянные бусы проникали на север Восточной Европы – в Старую Ладогу. В первую очередь это можно сказать о тех образцах VIII–IX вв., изготовление которых требовало сложной, индивидуальной обработки каждого изделия (мозаичные, глазчатые). В то же время, уже начиная с IX в., количество стеклянных бус Старой Ладоги начинает возрастать, главным образом, за счет одноцветных, изготовлявшихся серийно из крученых и тянутых стеклянных трубочек и палочек (группы IV, VIII, IX). С середины IX в. определенная часть этих бус (III и IV группы) встречается только в северных районах Европы. Это позволяет предположить их местное северное производство, по-видимому, на привозном сырье." (Злата Львола "Бусы старой ладоги)
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.