vergen Опубликовано 17 июня, 2009 #26 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 2Chernish Но ханского концепта монархии - с выборностью и поднятием на белом войлоке - не было. вообще-то было...первого Романова таки выбрали Калита с его скаредным скопидомством и наживой под ханской эгидой - вовсе не уникален. аа, это смотря кого из историков читать..толи гад мерзкий, толи сволочь умная... вобщем для апологетики Москвы - из классиков - хорош Иловайский. Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 17 июня, 2009 #27 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 (изменено) 2Chernish хан тут вообще ни при чем. Хана воспринимали на Руси как цесаря - императора Римского - это да, было. Но ханского концепта монархии - с выборностью и поднятием на белом войлоке - не было. И Русь на улусы не делилась и на джунгар и барунгар тоже) Но вот во времена Ивана Грозного титул царя ассоциировался больше с ордой, чем с Римом и Византией. Лексические тонкости, в данном случае, дело далеко не первое. Тем более, ни в Риме ни в Византии не было устойчивого иститута наследования и передачи титула по наследству. Кстати, идея выборности царя России тоже была не чужда, как после Смуты, к примеру. Русь на улусы, действительно, не делилась. Были княжества. Но вот идея великого князя тесно связана с ярлыком от царя-хана в Ордынском исполнении. вполне себе славянская общинная традиция, в силу особенностей жизни в России тут не исчезнувшая и развившаяся. Китайская круговая порука оказалась крайне созвучной местным потребностям потому ее и переняли. Общинная традиция была сильно развита в Византии, кстати. Недаром там даже в житии святых есть примеры помощи общине и общины. old17 Что до Дигест - это многотомный труд, содержащий логику Римского права (тоже, кстати, с Византийской адаптацией), на которой основывались компилляции. Они были основой для дискуссий всех последующих поколений (даже сейчас). Другими словами - Дигесты это дух права, комментарий и учебник, а комплляции - это краткий пересказ в практических целях. Вот в чем разница. Изменено 17 июня, 2009 пользователем Takeda Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 17 июня, 2009 #28 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 2vergen На войлоке? его избирали - как Рюрика приглашали на стол. В древнерусских соборных традициях ) аа, это смотря кого из историков читать..толи гад мерзкий, толи сволочь умная ну так часто бывает что вроде гад а с другой стороны - сволочь .. умная я про то и пишу - когда глубже вникаешь в прошлое то охоты одномерно оценивтаь того или иного деятеля резко убавляется. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 17 июня, 2009 #29 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 2Takeda Но вот во времена Ивана Грозного титул царя ассоциировался больше с ордой, чем с Римом и Византией да нет что вы! Посмотрите чин венчания на царство первого царя и объяснение зачем он это делает митрополита Макария! Там никакого хана - только "Третий Рим". Общинная традиция была сильно развита в Византии, кстати. да она в свое время везде была развита. И сам Рим первоначально - община-муниципий. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 17 июня, 2009 #30 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 (изменено) 2Takeda Но вот во времена Ивана Грозного титул царя ассоциировался больше с ордой, чем с Римом и Византией. это вдруг почему? Но вот идея великого князя тесно связана с ярлыком от царя-хана в Ордынском исполнении. вообще-то изначально - нет (ибо начали с кагана - что почти ровня императору). потом да...но мы то не о великом князе - а о Царе! 2Chernish На войлоке? его избирали - как Рюрика приглашали на стол. В древнерусских соборных традициях ) ну...тем не менее избирали - монгольский пример был поближе...хотя скорее тут влияние Речи Посполитой. вобщем я бы влияние монголов на русь, уподобил влиянию язычества на православие. Явно и признанно - нет. А по-сути - есть конечно, куды деваться-то. Изменено 17 июня, 2009 пользователем vergen Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 17 июня, 2009 #31 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 (изменено) да нет что вы! Посмотрите чин венчания на царство первого царя и объяснение зачем он это делает митрополита Макария! Там никакого хана - только "Третий Рим". Это логика власти. А вот понимание ее может быть другим. Вот, к примеру, когда прокурор говорит, что олигарх Х совсем страх потерял - это может значить то, что кому-то захотелось получить активы олигарха Х по немножко нерыночной цене Вот в этом случае - какая разница, что там было в Риме много веков назад, когда ближайший царь - он вот, рядом, в Золотой Орде. И наш Великий князь хотет показать, что он не хуже. И еще - идея бесправного равенства всех перед волей царя - это разве не монгольско-восточная традиция? А выборность - это вторичное. Выборность свойственна почти всем обществам, выходящим из родо-племенного строя. Что монголам, что римлянам, что германцам. Кстати, по поводу Калиты, я его совсем не к тому употребил, что он гад и сволочь, а к тому, что в нем явно видны азиатские черточки и азиатская многоликость. Изменено 17 июня, 2009 пользователем Takeda Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 17 июня, 2009 #32 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 (изменено) Отчего появилась "Правда воли монаршьей"? Это разве не восточная традиция? И еще - идея бесправного равенства всех перед волей царя - это разве не монгольско-восточная традиция? "Правда воли монаршьей" опирается на работы западных мыслителей. Вообще откуда взялся весь этот бред про "договорной" характер власти в Европе, в эпоху "Правды воли монаршьей"? Вот что говорили о короле шведские законы: король является «самодержавным сувереном, верховным законодателем и властителем, не обязанным давать ответ за свои действия никому на земле, но обладающим мощью и властью вести свою державу и править ею, как подобает христианскому королю». Или там "Вечное спасение в руках божьих, все остальное в моих руках", "Аристократ - это тот с кем я в данный момент беседую". Азиатчина? Изменено 17 июня, 2009 пользователем oberon Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 17 июня, 2009 #33 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 2Takeda Вот в этом случае - какая разница, что там было в Риме много веков назад, когда ближайший царь - он вот, рядом, в Золотой Орде. И наш Великий князь хотет показать, что он не хуже. В орде его уже давно не было) А не хуже - да. Но кого? Цесаря (Австрии). Нет, серьезно, в то время все аллюзии были - на Запад. На почившую Орду уже никто не смотрел. Кстати, по поводу Калиты, я его совсем не к тому употребил, что он гад и сволочь, а к тому, что в нем явно видны азиатские черточки и азиатская многоликость. да ладно! Где там азиатские черточки? типично славянское лицо) Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 17 июня, 2009 #34 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 (изменено) Собственно говоря, из этого вытекает, что даже если принять слова Профессора о крайней бедности Руси, в Европе все обстояло не многим лучше, что ставит под вопрос тезис "об особом положении" русских земель. Вообще с исторической Россией разница огромная. В Европе благодаря Гольфстриму рабочий сезон раза в два-три длиннее, стабильность климата намного выше, почвы намого лучше. Ландшафты разнообразные, имеется изобилие полезных ископаемых. Что возможно самое важное - Западная Европа всюду граничит с морем или океаном, что определяет раннее развитие торговли. В исторической России теплый сезон короткий, климат нестабильный, почвы крайне бедные (черноземы Россия позже захватила), полезных ископаемых нет никаких, ландшафт однообразный, выходов к морю практически нет, зато есть соседство степи, что гарантирует постоянный террор со стороны кочевников. В итоге в Европе рано развились города, торговля, население было втянуто в товарное хозяйство, был рано достигнут высокий уровень образования. Все это постепенно трансформировало общество от средневекового к современному. Россия же вошла в Новое Время с натуральным хозяйством, и соотвественно нетронутой цивилизацией основной массой населения. Вот ее и пришлось насильно втаскивать в цивилизацию в XVIII-XX веках. Плюс к тому негативную роль в истории России, сыграл выбор православия в качестве религии. Изменено 17 июня, 2009 пользователем oberon Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 17 июня, 2009 #35 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2009 В орде его уже давно не было) А не хуже - да. Но кого? Цесаря (Австрии). Нет, серьезно, в то время все аллюзии были - на Запад. На почившую Орду уже никто не смотрел. Я, конечно, погорячился чуток с царем С другой стороны, на рубеже 15-16 веков даже были попытки обосновать то, что ордынский царь незаконный, в отличие от московского (еще при Тохтамыше хан был вполне легитимен). Титул царя имел двойное значение - как преемственность римской государствнности и преемственность территорий Орды. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 18 июня, 2009 #36 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 2Квинт Пехотинец Хм..а кстати..если плохо с земледелием..можно скотину развивать? еще раз: для скотоводства в России нужны фуражные корма. Та же пшеница рожь или овес. Даже в былинах русские богатыри коней любимых яр-пшеницей откармливали вином отпаивали и шелк в гривы заплетали) Монголы в 1238 г. искали в русских градах прежде всего продовольственные склады а не золото) Да и кстати оценки современников...Киевская Русь рассматривалась как весьма развитая "страна городов". это распространенное заблуждение. Никогда - НИКОГДА - Русь "страной городов" не называлась. Скандинавы называли ее Гардарики - что значит вовсе не "страна городов" (коих у смих скандинавов не было) а страна замков, укрепленных мест, коих варяги в самом деле на Восточной Равнине множество встречали - мест укрытий для окрестного населения. Русские города никогда не были похожи на европейские. Еще и в 19 веке горожане жили усадьбами и скотиной пасущейся на лугах. И феодалы все в городах у нас жили а не в замках. Торговля для 10-11 вв. играла такую роль что Ключевский писал о "торговом феодализме" именно потому что сельское хозяйство - до распространения железных орудий труда, а это 12-13 века - было настолько непроизводительным (к тому же славяне пришли с югов и упрямо пытались на северах пшеницу ростить) что необходимого для феодализма прибавочного продукта неоткуда было взять кроме как от торговли рабами и пушниной. вы не считаете классическую правовую систему обязательной для государства Не так. Я считаю что классическое право могло возникнуть лишь в исключительных условиях европы (Англия Франция Германия Италия). Русь и остальные страны не могли самостоятельно воспроизвести такой механизм решения вопросов и вынуждены были решать вопросы общежития другими средствами. А право потом перенимать рецепцией из Европы. Как впрочем и все Индии Китаи и Японии... Ссылка на комментарий
oberon Опубликовано 18 июня, 2009 #37 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 (изменено) Вы взяли весьма приличный период, камрад) Как должно было выглядеть?..Ну хотя бы взять земства..истории поправят, если я ошибаюсь - мне кажется это были довольно эффективные органы местного самоуправления, которые много сделали для образования общества. Да и просто строительство школ, каких нибудь ПТУ, правовое образование. Всем этим можно было заниматься в любое время. Так условия для создания земств (или чего то подобного) появились только во второй половине XIX века. "Строительством школ, каких нибудь ПТУ, правовым образованием" императорская власть с начала XVIII века активно занималась, не смотря на сопротивление поданных, не желавших учится. Вот пишет не слишком любивший гос. власти Ключевский: " Во всесословном составе столичных школ уже мелькает мысль о всенародном образовании. Эта мысль бродила в тогдашних умах, захваченных реформой; только трудно сказать, была ли она плодом преобразовательной горячки или практически обдуманным, осуществимым планом. Посошков признавал возможным ввести обязательное обучение всех крестьянских детей даже в определенный срок, в 3 - 4 года: дьячки должны были обучать их грамоте, читать и писать. Мысль о начальной народной школе занимала и самого Петра. Московская математическая школа имела стать рассадником начального образования в России. В 1714 г., когда вышел указ об обязательном обучении дворянства, велено было из этой школы послать учеников во все губернии "для науки молодых ребяток изо всяких чинов людей" в арифметических, или, как они еще назывались, цифирных, школах, которые повелено было завести при архиерейских домах и в знатных монастырях; учителям давать жалованья по гривне на день, 300 рублей в год на наши деньги. Дело ладилось плохо: детей в новые школы не высылали; их набирали насильно, держали в тюрьмах и за караулом; в 6 лет мало где устроились эти школы; посадские люди отпросили у Сената своих детей от цифирной науки, чтобы не отвлекать их от отцовских дел; из 47 посланных в губернии учителей восемнадцать не нашли учеников и воротились назад; в рязанскую школу, открытую только в 1722 г., набрали 96 учеников, но из них 59 бежало. Вятский воевода Чаадаев, желавший открыть в своей провинции цифирную школу, встретил противодействие со стороны епархиальных властей и духовенства. Чтобы набрать учеников, он разослал по уезду солдат воеводской канцелярии, которые хватали всех годных для школы и доставляли в Вятку.Дело, однако, не удалось. Так что власть по мере сил народ воспитывала. Но распространение образования - процесс медленный (не только на Руси, но и везде). Изменено 18 июня, 2009 пользователем oberon 1 Ссылка на комментарий
old17 Опубликовано 18 июня, 2009 #38 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 Takeda Другими словами - Дигесты это дух права, комментарий и учебник, а комплляции - это краткий пересказ в практических целях. Мысль понял в принципе. Но еще раз подчеркну: компиляции модифицировались, чтобы соответствовать общественнным отношениям. Также Дигесты применялись в практике Ромейской Империи значительно меньше, чем, например, тот же Сирийский сборник, причем не в последнюю очередь именно из-за латыни. Это Ромея 6 век и позднее, а хотим Русь 10-13 век. А так да, для тренировки духа было бы неплохо, но ИМХО не критично. Общинная традиция была сильно развита в Византии, кстати. Да (македонская династия!!), именно поэтому... Насчет трехполья http://annals.xlegio.ru/rus/small/kochin.htm - надежно фиксируется только с начала 15 века. За "царей" - все вроде по полочкам: http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Rus...orskij/car.html oberon Выше согласен полностью, но Плюс к тому негативную роль в истории России, сыграл выбор православия в качестве религии. Чушь какая. Или обоснуйте в соответствущем топике. Зы: чего-то далеки мы от Николая. Ссылка на комментарий
Берг Опубликовано 18 июня, 2009 #39 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 2old17 Зы: чего-то далеки мы от Николая Во-во. "Не в ту степь" (с) Ссылка на комментарий
Квинт Пехотинец Опубликовано 18 июня, 2009 #40 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 2 Chernish 2 еще раз: для скотоводства в России нужны фуражные корма. Та же пшеница рожь или овес. Даже в былинах русские богатыри коней любимых яр-пшеницей откармливали вином отпаивали и шелк в гривы заплетали)Монголы в 1238 г. искали в русских градах прежде всего продовольственные склады а не золото) Так были корма или нет? Есть какие нибудь исторические данные по переписям, указам и т.д.? А то "область рискованного земледелия" превращается в синоним пустыни. это распространенное заблуждение. Никогда - НИКОГДА - Русь "страной городов" не называлась. Скандинавы называли ее Гардарики - что значит вовсе не "страна городов" (коих у смих скандинавов не было) а страна замков, укрепленных мест, коих варяги в самом деле на Восточной Равнине множество встречали - мест укрытий для окрестного населения. Русские города никогда не были похожи на европейские. Еще и в 19 веке горожане жили усадьбами и скотиной пасущейся на лугах. И феодалы все в городах у нас жили а не в замках. Торговля для 10-11 вв. играла такую роль что Ключевский писал о "торговом феодализме" именно потому что сельское хозяйство - до распространения железных орудий труда, а это 12-13 века - было настолько непроизводительным (к тому же славяне пришли с югов и упрямо пытались на северах пшеницу ростить) что необходимого для феодализма прибавочного продукта неоткуда было взять кроме как от торговли рабами и пушниной. Хм...а разве французы и арабы не писали про богатые и развитые города? Что т овсе я забыл - надо будет поискать перечитать. Кстати, профессор, может вы что посоветуете? А насчет крепостей...это тоже не феодальные замки. У Свечина очень неплохо написано по поводу особенностей наших отношений знать-крестьяне - жаль книги под рукой нет. Хорошо...вы говорите о торговле..это, надо полагать тоже неплохо..я так понимаю ,где торговля, там и ремесло. Кстати...о сравнениях - есля взять Грецию - там тоже с земледелием не ахти было..хотя, безусловный плюс - выход к морю. Так получается..славяне (по крайней мере "наши") какие то неудачники - загнали их со всех сторон в самый "медвежий угол". Не хорошо как то получается. Не так. Я считаю что классическое право могло возникнуть лишь в исключительных условиях европы (Англия Франция Германия Италия). Русь и остальные страны не могли самостоятельно воспроизвести такой механизм решения вопросов и вынуждены были решать вопросы общежития другими средствами.А право потом перенимать рецепцией из Европы. Как впрочем и все Индии Китаи и Японии... Хм...а в чем же исключительность Европы и в первую очередь Рима, как основателя? Или даже наоборот - чем Русь не подходила для классического права? 2 oberon Хм..большое спасибо за цитату (+раз вам))...мда..одним образованием не обойдешся..надо и производство подтягивать. Однако это лишь один из эпизодов..а дальше - после петра как дело развивалось? Вот взять Николая - страна вступает в технологическую революцию - будут нужны новые кадры и новые знания - как при Николае вопрос образованием и последуещем применением был поставлен? Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 18 июня, 2009 Автор #41 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 2Квинт Пехотинец а разве французы и арабы не писали про богатые и развитые города Откуда у нас на Руси французы в 10-13 вв.? Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 18 июня, 2009 #42 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 Откуда у нас на Руси французы в 10-13 вв.? Насколько я помню, даже браки династические были. Ссылка на комментарий
Квинт Пехотинец Опубликовано 18 июня, 2009 #43 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 2 Недобитый Скальд Откуда у нас на Руси французы в 10-13 вв.? Вопрос действительно по делу. Я к сожалению себе этот период слабо представляю..помню ,что наших княжен за германских королей выдавали..а потом они от них сбегали (как с сосисками из полосатого рейса - почему вы о ней во множественном числе?) И что имя Филлип пошло в Европе именно от этой княжны - она так назвала сына своего.. В общем..в основном все довольно смутно...разве только небольшие познания по "каролингскому" и "оттоновскому" "возрождениям" из Панофского. Уважаемый Скальд, если вам не трудно - приведите..свидетельства европейских и арабских путишественников о Руси того времени...хотя бы смысл - можно без цитат. Ссылка на комментарий
T. Atkins Опубликовано 18 июня, 2009 #44 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 (изменено) А посольство, сватавшее Анну Ярославну за Генриха I? Неуж-то всё из арабов состояло? Да и "с ее слов записано верно" вполне могло быть Изменено 18 июня, 2009 пользователем T. Atkins Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 18 июня, 2009 #45 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 2Квинт Пехотинец Хоть я и не Скальд... В 1008 г. немецкий миссионер Св. Бруно посетил Киев на пути в земли печенегов, чтобы распространять там христианство. Он был тепло принят Владимиром Святым, и ему была предоставлена вся помощь, какую только можно было предложить. Владимир лично сопровождал миссионера до границы печенежских земель. Русь произвела на Бруно самое благоприятное впечатление, так же как и русский народ, а в своем сообщении императору Генриху II он представил правителя Руси как великого и богатого властителя (magnus regno et divitiis rerum). [+60] Летописец Титмар из Мерзебурга (975 - 1018 гг.) тоже подчеркивал богатство Руси. Он утверждал, что в Киеве было сорок церквей и восемь рынков. [+61] Каноник Адам из Бремена (ум. в 1074 г.) в своей книге "История гамбургской епархии" называл Киев соперником Константинополя и ярким украшением греко-православного мира. [+62] Немецкий читатель того времени мог также найти интересные сведения о Руси в "Анналах" Ламберта Херсфельда (написанных около 1077 г.). [+63] Ценная информация о Руси была собрана также немецким евреем рабби Мозесом Петахией из Ратисбона и Праги, который посетил Киев в семидесятые годы двенадцатого века на пути в Сирию. [+64] А вот по поводу Франции: В то время как положение германской императрицы оказалось невыносимым для дочери Всеволода I, ее тетку Анну (дочь Ярослава I) вполне устроил французский трон. [+70] Инициатива в случае с замужеством Анны принадлежала французам. В 1044 г. Матильда, первая жена Генриха I французского, умерла бездетной, и король вынужден был думать о втором браке. Сам факт того, что он, в конце концов, обратил внимание на Киев, является свидетельством высокого престижа Ярослава Мудрого, позднее ставшего киевским князем. В результате в 1049 г. в Киев прибыло французское посольство, в составе которого было два французских епископа. Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 18 июня, 2009 Автор #46 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 2Takeda Насколько я помню, даже браки династические были. Один был. Но никаких сообщений и описаний путешествия и реакции французов нет. 2Квинт Пехотинец свидетельства европейских и арабских путишественников о Руси того времени Да где ж я столько возьму? Посмотрите темы про славян в Историческом, ссылки на арабов там есть. А про германские источники я только книги знаю, не ссылки. 2T. Atkins А посольство, сватавшее Анну Ярославну за Генриха I? Неуж-то всё из арабов состояло? См. выше. Русь, а равно и славянские земли, и в 11, и в 12 веках для французов были землей язычников, а то и мусульман или их союзников - как в Песни о Роланде. 2Takeda Хоть я и не Скальд... Это все известно. Но! Это же не французы ведь, а недоумение было именно по их включению в число описывавших Русь. 2Takeda в 1049 г. в Киев прибыло французское посольство, в составе которого было два французских епископа См. выше. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 18 июня, 2009 #47 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 2Квинт Пехотинец Так были корма или нет? Есть какие нибудь исторические данные по переписям, указам и т.д.? А то "область рискованного земледелия" превращается в синоним пустыни. для второстепенного животноводства - дополняющего земледелие - были. А вместо земледелия - нет. Это Русь а не Великая Степь) Хм...а разве французы и арабы не писали про богатые и развитые города? Что т овсе я забыл - надо будет поискать перечитать. Кстати, профессор, может вы что посоветуете? А насчет крепостей...это тоже не феодальные замки. французы? Не знаю. Арабы писали про несколько конкретных городов. То что называлось гардами у норманнов - не замки. Но и не города. Это укрепления в которые сбегались окрестные сельские жители в минуту опасности. это что касается Гардарики. Те города которые известны из летописей и раскопок - ок.300 - из них полтора десятка имели площадь выше 12 га и население больше нескольких тыс. человек. Остальные - меньше 1 тыс. жителей. ничего особенного. В Голландии в 14 веке было больше городов чем во всей Руси. Так получается..славяне (по крайней мере "наши") какие то неудачники - загнали их со всех сторон в самый "медвежий угол". Из всех племен совершивших великое переселение народов, восточные славяне - в самом деле самые неудачники. Заселили не культурные и богатые земли, а нищие северные леса и пустоши... Если считать удачей захват благоприятной для жизни страны то Россия - весьма неблагоприятная. Хуже по природным условиям проживания из крупных держав - нет. Ну так ведь мы не мучаемся от этого). Приспособились и даже в космос первыми вышли) Хм...а в чем же исключительность Европы и в первую очередь Рима, как основателя? Или даже наоборот - чем Русь не подходила для классического права? Тем как складывались общественные системы. В Европе - пестрота условий. Проложите линию в 750 км - равную расстоянию от Саратова до Москвы - скажем от Милана - до Нидерландов. Какое разнообразие - и равнины, и горы, и хъолмистые регионы, и польдеры... а у нас все равнина и равнина и не заметишь как саратовские выжженные степи сменятся сырыми подмосковными лесами. В Европе все понуждало к чувству предела, границы. И страны тут маленькие. И владения. И каждый город самодостаточен. И в принципе достаточно благоприятные условия - вот и появлялись тут автономные силы в лице коммун, княжеств, владений, аббатств - которые договариваясь между собой отстаивая свои интересы - образовывали общества. И право было естественным механизмом разрешения вопросов. А на Руси где труд - ничто, ибо все может погибнуть в момент от капризов погоды ("зона рискованного земледелия") или набега врагов или вмешательства власти - тут иное. Тут самостояния меньше а зависимости от внешних сил и условий больше. И не права защищали - а спорили за обязанности, ибо обязанности давали доступ к кормилу (КОРМИЛУ! - слово то какое) власти.... и общины на Руси - способ выживания потому и не распадались. А на общинном коллективизме многое держалось... в общем тут по другому пошло развитие. Право хорошо там где есть сила отстаивать интересы - но нет силы способной всех подогнуть под одну волю. При всех перипетиях в Европах право было более востребованым ибо автономий разного рода там было больше.Ну а дальше традиции уже играли... 2Takeda Интересно зачем Адам из Бремена врал так бесстыдно? Какой нафик соперник Константинополя? Это же смешно... значит была причина врать? Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 18 июня, 2009 #48 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 Интересно зачем Адам из Бремена врал так бесстыдно?Какой нафик соперник Константинополя? Это же смешно... значит была причина врать? Думаю, что он просто преувеличивал. По сравнения с деревнями а ля Париж и Лондом с несколькими тысячами населения, Киев с его 30-40 (если правда) моэет и впечатлял. Кроме того, вообще неизвестно, а был ли вообще этот Адам в Константинополе Из всех племен совершивших великое переселение народов, восточные славяне - в самом деле самые неудачники. Заселили не культурные и богатые земли, а нищие северные леса и пустоши... Ага, Киевские степи - просто поросли лесами и вечной мерзлотой для второстепенного животноводства - дополняющего земледелие - были. Но тем не менее, где-то в летописях были ссылки на мелкие кражи в тысячу голов коней, что-ли. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 18 июня, 2009 #49 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 2Takeda Но тем не менее, где-то в летописях были ссылки на мелкие кражи в тысячу голов коней, что-ли. Такеда, вы ссылаетесь на что-то неопределнное (где-то в летописях..) - то ли на какой то случай исключительный (раз в летопись попал) то ли еще на что.. а для оценки нужна статистика. В данном случае кухонных ям. Я на память не помню цифр но в таких ямах - видно что костей - от животных - на Руси было мало. Совсем не столько сколько нужно для замены земледелия в рационе) Ссылка на комментарий
Takeda Опубликовано 18 июня, 2009 #50 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2009 (изменено) Господа модераторы, А может имеет смысл перенести посты про Киевскую Русь и все остальное куда-нибудь в отдельную ветку? Изменено 18 июня, 2009 пользователем Takeda Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти