Образование в Империи, СССР и Рейхе - Страница 7 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Образование в Империи, СССР и Рейхе


Аналитик

Рекомендуемые сообщения

2Игорь

Между прочим,Советская власть унаследовала много "царских" учёных.

появившихся в империи вопреки системе образования :)

так что это не заслуга империи.

а в СССР разве было иначе?

в общем как ни странно - да. Верноподданность в образовании не была целью системы - ее не воспитывали. Ее жизнь воспитывала :) а школа и вуз пытались образовывать и готовить специалистов..

в целом гораздо успешнее чем при империи.

И забывать про это точно не стоит, по крайней мере в отношении высшей школы.

ну разумеется, ведь чтобы вырастить академика, нужно не менее 60 лет :)

Однако большинство советских гениев науки - Ландау, Капица, Тамм, Челубей, Королев и проч и проч и проч - были не царской а советской выучки :)

Ссылка на комментарий

2 Chernish

 

Мне кажеться, что теперь вы перегибаете палку). По поводу революции. Действительно меры царского правительства по борьбе с опасным вольнодумством и средсва по подмораживанию выгледять сейчас чуть ли не вредительством. Но что они еще могли сделать? Что бы вы сделали на их месте? Что бы коммунисты сделали на их месте? Безусловно и отношение к рабочей силе, и отношение к солдатам, которое вы описали выглядит очень удручающе - "повиноваться, а не рассуждать"..вам это ничего не напоминает? Превратить подданых в солдат, страну в лагерь. Начиная с Николая первого тенденция? Мне это очень напоминает зарождение Пруссии. Думаю даже, что ее в пример и брали. Превратить всякий сброд в элиту. Однако с образованием и техникой пролетели. Если солдаты эпохи Фридриха и Наполеона сражались фактически одинаковыми ружьями, то последующее развитие науки и техники потребовали мощного рывка. Можно даже такую фигню вспомнить, как консервы, которые, кажеться, во второй половине 19-го века придумали - вона как стрелочки по карте забегали..а еще железная дорога..вопрос снабжения куда проще стал.. Вот почему у нас не осознали необходимость создания русского человека, как опоры страны еще при Елизавете, почему дотянули до Николая, когда простого подчинения было уже мало. Вот это вопросы глобальные и очень сложные. Вообще у меня начинает складываться впечатление, что в историии очень много получаеться предопределенным, начиная с наличия ресурсов и кончая "эффектом бабочки" - каким-нибудь "насморком Наполеона". В общем все эти лирические излияния к тому, что, полагаю, будь на месте царской России, допустим, республиканская - все получилось бы по тому же сценарию...хм..и видимо даже..не случись революции 1917-го года..тоже все покатилось бы примерно так же. слишком уж много связей - берешь одну нить - вроде есть альтернативы - а начинаешь разматывать - чтолько других нитй тянется, что...ни фига.

Ссылка на комментарий

2Chernish

Верноподданность в образовании не была целью системы - ее не воспитывали. Ее жизнь воспитывала

в ВУЗах марксистско-ленинское учение красной нитью проходило на разных уровнях - это и было воспитанием верноподданничества :D А в школах деятельность пионеров и комсомольцев - это что? :D

 

2Квинт Пехотинец

Действительно меры царского правительства по борьбе с опасным вольнодумством

меры эти были хилыми и ничтожными!Ни в какое сравнение не идут с мерами большевиков.Ну повесили за сто лет нескольких человек - мелочь...А вешать надо было сотнями хотя бы... Особенно эсэров и членов РСДРП(б):D

Мы уклоняемся от темы...

 

ЗЫ Можно сказать и так - Королёв появился вопреки Сталину.

Ссылка на комментарий

2Chernish

Однако большинство советских гениев науки - Ландау, Капица, Тамм, Челубей, Королев и проч и проч и проч - были не царской а советской выучки

Вот только этими большими учеными они стали не только из-за советского образования, а еще и из-за того, что учились у тех дореволюционных и по заграницам.

Ссылка на комментарий

2Квинт Пехотинец

Но что они еще могли сделать? Что бы вы сделали на их месте? Что бы коммунисты сделали на их месте?

Отвечаю по пунктам:

ОНИ - ничего. Поэтому они и проиграли и праивльно их свергли :)

Я - не могу оказаться на ИХ миесте потому что родился через 50 лет после революции:)

Коммунисты (видимо, большевики) на ИХ месте не могут быть по определению. ОНИ - это элита, а большевики - контрэлита. Противоположность царизму. Поэтому РСДРП (б) - другие.

Мне это очень напоминает зарождение Пруссии.

Пруссию и брали. Но как в 18 веке русские пруссофилы не понимали творческого начала Фридриха Великого и копировали только тупую прусскую дисциплину (необходимую для наемной армии линейного периода с примитивными - даже без прицелов - ружьями), так и в 19-м "прозевали" коренного изменения Пруссии - начиная с 1806 г. Пруссия стала совсем иной.. Какие там реформы произвели - и не только военную! - России царской и не снилось...

Прусско-германская армия Мольке-старшего - отражение этих реформ - была идеалом Суворова а не Павла Первого и его сына Николая :) "Идти врозь, бить вместе", воспитание на системном уровне инициативных офицеров всех рангов, солдат, понимающий свой маневр - это все было у немцев и отсутствовало как система у русских начиная с "аракчеевщины"..

тоже все покатилось бы примерно так же. слишком уж много связей - берешь одну нить - вроде есть альтернативы - а начинаешь разматывать - чтолько других нитй тянется, что...ни фига.

а это не только у вас такое складывается :) Практически чем крупнее историк как специалист тем меньше он верит в алтернативы глобальные :)

Да и с т.зр. теории Пригожина альтернативы реально возможны лишь в точках бифуркации, когда любое сколь угодно малое воздействие на входе в систему, находящуюся в состоянии неравновесия, может дать любое сколь угодно большое итоговое значение на выходе....

а когда система находится в более устойчивом состоянии чем т.бифуркации хрен ее сдвинешь с рельсов по которым она катитцо..)

2Игорь

в ВУЗах марксистско-ленинское учение красной нитью проходило на разных уровнях - это и было воспитанием верноподданничества

Неа! Марксизм как революционное учение по определению не может воспитывать охранительных и консервативных людей! Марксистско-ленинское воспитание нацелено было как раз на революционеров.. на "новых людей"...

консерватизм советского общества и "совок" происходил вопреки марксизму - от выхолащивания "жизнью" того что в школах преподавалось и книжках провозглашалось.. такая вот диалектика...

2Archi

Вот только этими большими учеными они стали не только из-за советского образования, а еще и из-за того, что учились у тех дореволюционных и по заграницам.

это извините ваше ИМХО и как мне кажется - оно из тех мнений которые в известной формуле соответствуют "другому" :)

в РИ эти люди с высокой долей вероятности вообще не стали бы учеными... а не то что гениями...

в РИ даже Менделеева гноили.. и он так и не стал академиком..

а уж про атомные исследования в империи - смешно слухать! Фантастика... довольно посмотреть с каким трудом у нас пробивались Жуковские и Сикорские... и вообще где была империя по хайтеку к 1914 году...

2Игорь

Кстати,можно ещё вспомнить обоих Вернадских и обоих Вавиловых.Это чисто советское "воспитание"

а чего это вы вспоминаете деятелей ДВАДЦАТЫХ годов? Академика воспитать системе надо по любому - не менее 40 лет.. просто по биологическим причинам...

и никакими успехами великими наука 20-30 гг. - когда действовали оставшиеся от империи ученые - похвастаться не могла. Все советские великие мировые достижения в науке - это начиная с сороковых.. а больше пятидесятые и далее...

Ссылка на комментарий

2Chernish

а чего это вы вспоминаете деятелей ДВАДЦАТЫХ годов? Академика воспитать системе надо по любому - не менее 40 лет.. просто по биологическим причинам...

Угу, и школы научные, значит, могут появляться на пустом месте, надо только дать всем возможность получить среднее образование и обеспечить доступ к высшему. А учить кто будет там-то? То есть по вашему совершенно никакого отношения дореволюционные ученые не имели отношения к появлению выдающихся ученых в советское время?

То есть если еще лет 10 ничего не делать с оставшимися советскими зубрами в науке, то через 40 лет все равно появятся новые великие ученые Великой России, если только дать денег сколько надо? Для меня это, все-таки бред. Школы не появляются просто так - изначально их должен возглавлять глыба. По крайней мере в родной физике не раз ссылаются последующие поколения физиков на Иоффе, Лебедев, Рождественский и т.д.

РИ эти люди с высокой долей вероятности вообще не стали бы учеными... а не то что гениями...

А вот с этим и спорить не собираюсь.

Изменено пользователем Archi
Ссылка на комментарий

2Игорь

в ВУЗах марксистско-ленинское учение красной нитью проходило на разных уровнях - это и было воспитанием верноподданничества

нее - было пропускаемым мимо ушей - гоном.

 

А в школах деятельность пионеров и комсомольцев - это что?

это форма занятости и организации - молодежи.

Ссылка на комментарий

2 Игорь

 

меры эти были хилыми и ничтожными!Ни в какое сравнение не идут с мерами большевиков.Ну повесили за сто лет нескольких человек - мелочь...А вешать надо было сотнями хотя бы... Особенно эсэров и членов РСДРП(б)

 

Да вот не загнули бы крутые политические меры рынок. Ведь все очень взаимосвязано..я правда пока не готов детально рассмотреть возможные последствия.

 

 

2 Chernish

 

Отвечаю по пунктам:

ОНИ - ничего. Поэтому они и проиграли и праивльно их свергли

Я - не могу оказаться на ИХ миесте потому что родился через 50 лет после революции

Коммунисты (видимо, большевики) на ИХ месте не могут быть по определению. ОНИ - это элита, а большевики - контрэлита. Противоположность царизму. Поэтому РСДРП (б) - другие.

 

Хм..ну да это тоже из области вероятности..тогда в общем то в чем мы РИ обвиняем? Получаеться ,что возможность выбора у человека практически нет, ,особенно если разговори идет о таком громадном институте, как государство.

 

Пруссию и брали. Но как в 18 веке русские пруссофилы не понимали творческого начала Фридриха Великого и копировали только тупую прусскую дисциплину (необходимую для наемной армии линейного периода с примитивными - даже без прицелов - ружьями), так и в 19-м "прозевали" коренного изменения Пруссии - начиная с 1806 г. Пруссия стала совсем иной.. Какие там реформы произвели - и не только военную! - России царской и не снилось...

Прусско-германская армия Мольке-старшего - отражение этих реформ - была идеалом Суворова а не Павла Первого и его сына Николая  "Идти врозь, бить вместе", воспитание на системном уровне инициативных офицеров всех рангов, солдат, понимающий свой маневр - это все было у немцев и отсутствовало как система у русских начиная с "аракчеевщины"..

 

 

вот-вот...что-то мы на сторогну глядим, когда рабоать надо, и наоборот. видимо это из-за неинтегрированости в европейские процессы, равно как в статье приведенной apple о причине отставания наших компьютерных технологий (в ветке "Застой").

 

 

а это не только у вас такое складывается  Практически чем крупнее историк как специалист тем меньше он верит в алтернативы глобальные

Да и с т.зр. теории Пригожина альтернативы реально возможны лишь в точках бифуркации, когда любое сколь угодно малое воздействие на входе в систему, находящуюся в состоянии неравновесия, может дать любое сколь угодно большое итоговое значение на выходе....

а когда система находится в более устойчивом состоянии чем т.бифуркации хрен ее сдвинешь с рельсов по которым она катитцо..)

 

да..это поумному сказано)))

Ссылка на комментарий

2Chernish

а чего это вы вспоминаете деятелей ДВАДЦАТЫХ годов?

Сергей Ивныч Вавилов не деятель 20-30х.Он деятель всей своей жизни.Просто имел честь некоторое время работать в ГОИ - Государственном Оптическом институте им. С.И.Вавилова в городе Ленинграде.

"Итак, за 220 лет существования Академии наук впервые ее президентом стал физик. Почему среди многих наших ученых кандидатура С.И. Вавилова оказалась наиболее предпочтительной? В Архиве ЦК КПСС сохранился документ - справка, подготовленная по указанию Берия и адресованная Сталину, содержащая список кандидатов с краткой характеристикой претендентов на пост президента АН СССР. Среди других имен в справке значилось: "Академик Вавилов С. И. - физик. В расцвете сил. Брат Вавилова Н. И. - генетик, арестованный в 1940 г. за вредительство в сельском хозяйстве, осужден на 15 лет, умер в Саратовской тюрьме" (цит. по: [18]). Ознакомившись с этой справкой, Сталин пришел на заседание Политбюро с уже принятым решением: С.И. Вавилову быть президентом Академии наук"

Папа захотел - папа сделал.Практически царь.И фактически.

Ссылка на комментарий

2vergen

это форма занятости и организации - молодежи.

неа.В первую очередь - это воспитание советского человека.Разъяснение непонятливым,что только советский строй единственно верный и правильный.Я в это искренне верил и горой стоял за идеалы.И сейчас многое советское считаю правильным - особенно систему образования.

Говорю со знанием дела - будучи пионером, входил в совет дружины,а комсомольцем - в комитет комсомола,был одним из лидеров. :D А став коммунистом,всячески избегал общественных нагрузок - задолбало.

Ссылка на комментарий

2Archi

Угу, и школы научные, значит, могут появляться на пустом месте, надо только дать всем возможность получить среднее образование и обеспечить доступ к высшему. А учить кто будет там-то? То есть по вашему совершенно никакого отношения дореволюционные ученые не имели отношения к появлению выдающихся ученых в советское время?

К космонавтике - никакого. Циолковский - это духовный предтеча а не Учитель )

И еще раз - почему вы ученыхъ родившихся в Империи и ставших учеными вопреки системе образования империи ставите в заслугу РИ?

Разумеется отдельные научные школы РИ перешли в наследство СССР. Но в основных хайтековских областях Союз развивался практически с нуля. Ии не только. В истории например роль дореволюционных профессоров была ничтожна.

В экономике Лященко хотя и дорев. спец но - поставить его в заслугу Империи - только дибил может (он был марксистом до мозга костей)

 

в авиации все КБ - советские.

в космонавтике все - советское.

в математике - основе наук - вся знаменитая и до сих пор непревзойденная мировая советская школа - вся родом из СССР и без СССР не мола бы возникнуть.

Органическая химия - в массе советская ибо в империи развития не могла иметь.

Неорганическая -стояла на плечах Менделеева который в империи гнобился.

Геология - вся советская. Имперская - курам на смех.

Чем РИ могла ответить? Филологнией и географией? Смешно...

 

2Игорь

Сергей Ивныч Вавилов не деятель 20-30х.

вы назвали двух Вернадских и двух Вавиловых. Из них старший Вернадский Вавилов Николай и Вернадский Г.В. (евразиец) - явно не послевоенные по основным годам деятельности и вообще эмигрант Вернадский тут не уперся никак ))

Ссылка на комментарий

2Archi

Школы не появляются просто так - изначально их должен возглавлять глыба.

ааа ну так я вашу мысль не понял. С этим не спорю - лишь уточню что не обязательно глыба но - достаточно маститый ученый. Такие средние по мировым меркам ученые в РИ были и они в массе перешли в Союз и стали учителями будущих гением физики и математики... но Зернов - это не Ландау все же)

Ссылка на комментарий

2Chernish

и вообще эмигрант Вернадский тут не уперся никак ))

упёрся и ещё как.У нас сабж не о том,кто остался,кто уехал или кого замочили чекисты,а об образовании.

Ссылка на комментарий

2Chernish

ааа ну так я вашу мысль не понял. С этим не спорю - лишь уточню что не обязательно глыба но - достаточно маститый ученый.

Ну, вроде разобрались. Я это к тому, что не будь этого задела хрен бы через 20 лет удалось бы создать собственные уже советские школы. Они могли бы появиться, но значительно позже. На большее я и не претендую.

 

Но в основных хайтековских областях Союз развивался практически с нуля.
в авиации все КБ - советские. в космонавтике все - советское.

КБ само по себе еще ничего не значит без металлургов, материаловедов и т.д. И вот если покопаться хорошенько, то окажется, что не такой уж нулевой был бекграунд. Другое дело, что при том подходе, что был в Империи аналогов советских КБ ИМХО не было. И данные направления не возглавляли бы список наиболее приоритетных вероятнее всего.

Ссылка на комментарий

2Игорь

об образовании.

в стране :) А не для индивидуумов сбежавших к врагу...

2Archi

Другое дело, что при том подходе, что был в Империи аналогов советских КБ ИМХО не было.

согласен

Ссылка на комментарий

2Chernish

в математике - основе наук - вся знаменитая и до сих пор непревзойденная мировая советская школа - вся родом из СССР и без СССР не мола бы возникнуть.

Возвращаясь к математикам: Лобачевский, Чебышев, Ляпунов, Кравчук, Остроградский и таких примеров еще можно привести - тоже не на вторых ролях были, так что и тут нельзя говорить, что советская школа не опиралась на традиции РИ в этой области.

Ссылка на комментарий

2Chernish

А не для индивидуумов сбежавших к врагу...

это как посмотреть... :D Может,те ,кто остался "служить большевикам", предатели Родины? :D

 

помимо КБ

были и шарашки,в которые "благодарное" правительство загнало учёных и инженеров и использовало,как рабов.Тех же Туполева и Королёва. Это ненормально.Это идиотизм.

Интересно,в вермахте шарашки были?

:rolleyes:

Ссылка на комментарий

2Игорь

в Германии не было. А ученые брошенные в концлагеря - были :)

Может,те ,кто остался "служить большевикам", предатели Родины

Дантон сказал "Родину нельзя унести на подошвах своих башмаков"... Россия осталась в России а не уехала в эмиграцию (это уже Степун).. так то..

Ссылка на комментарий

2Chernish

в Германии не было. А ученые брошенные в концлагеря - были

так и у нас учёные,брошенные в концлагеря и замоченые Сталиным были.Тот же Вавилов-брат.Или Королёв,немножко отсидевший.В чём это скотство принципиально отличается от третьего рейха?

Между словами "шпион" и "разведчик" разницы никакой.Отличие только в предпочтениях .Если наш,то разведчик,если чужой,то шпион.

Ссылка на комментарий

2 Игорь

В чём это скотство принципиально отличается от третьего рейха?

Тем, что при СССР могли быть академик Королев, академик Ландау, академик Келлер. А в рейхе только последний, а первым ничего лучше газовой камеры не светило.

Ссылка на комментарий

Разница в образовании между СССР и РИ в эффекте количества перешедшего в качество. Со статистикой могу посмотреть только по авиации, благо Самолетостроение в СССР под рукой. Авиация у нас бурно развивалась и в первую мировую. Это факт. Как фактом является то, что количественно производство было намного ниже уровня ведущих держав и делали в основном чужое по лицензии. В советское время масштаб вложений стал совсем иным из оборонных отраслей авиастроение периодически по объему расходов на первом месте. А главное появилась технологическая база и стало возможно готовить специалистов не на пустом месте, а под конкретное производство. Где они потом могли быстро набратся опыта и учить других. Такой своего рода лавинообразный процесс. Люди работавшие в отрасли и в смежных областях получили возможность не только работать самим, но и обрастать сотрудниками превращаясь в КБ. Таких возможностей какие были в тридцатые у Туполева, Поликарпова, Ильюшина, Микулина, Швецова, Чаромского в РИ не было и быть не могло. Соответственно вокруг имеющихся специалистов стали собиратся молодые инженеры, на производстве набирались опыта инженеры, рабочие. И к концу тридцатых когда возникла нужда у нас уже было и много молодых специалистов разрабатывающих перспективные машины, на которых к слову войну выиграли и отлаженное производство. Одно из сильнейших в мире. Естественно Григорович, Поликарпов и Туполев и в РИ никуда бы не делись. Но чтобы там же так быстро выросли Лавочкин, Яковлев, Микоян, Сухой, Мясищев, Миль и многие другие это вряд ли. Да и тем кто был вряд ли удалось бы развернутся в той же степени. Поскольку и для образования тоже огромную роль играет наличие производственной базы. Если брать сугубо прагматичный подход, то образование и нужно чтобы работать, на производстве. И чем оно лучше тем больше пользы ты можешь принести.

В качестве иллюстрации. Беру такую хайтековую отрасль как авиационное двигателестроение. В 1929 г. в ней трудятся четыре тысячи, а в тридцать седьмом уже сорок тысяч. Увеличение на порядок. А кадры для авиапрома уже к концу первой пятилетки готовили 9 ВУЗов, 14 техникумов, 7 рабфаков, 13 школ ФЗУ в которых учились 42 тыс. человек. В конце второй пятилетки эти люди на производстве. А к началу войны у них уже есть опыт не менее трех лет. Качественный скачок налицо.

Ссылка на комментарий

2eugend

Кстати, про Советскую Россию и кольцо врагов, если интересно:

Спасибо! Очень интересные сведения подтверждающие сугубую прагматичность советской внешней политики Сталина и Ко... и геополитическое единство СовСоюза и РИ :)

Ссылка на комментарий

2 Квинт Пехотинец

 

Мнение Куропаткина про пороки системы образования в РИ:

 

Одним из самых вредных влияний Запада и Юго-Запада Европы на Россию следует признать увлечение так называемой классической системой образования. В ущерб изучению русского языка, русской истории и географии, в ущерб приобретению полезных для жизни знаний, в ущерб физическому развитию русские дети и юноши затрачивали огромное количество времени на изучение мертвых языков с тем, чтобы, добившись права поступления в университет, за ничтожным исключением, тотчас забыть эти языки. Так как одновременно создалось убеждение в необходимости изучать живые языки, особенно французский, немецкий и английский, то в гимназиях, имевших общеобразовательное значение, преподавали вместе с русским пять языков. А были на Руси и такие гимназии, в которых еще недавно преподавалось семь языков. К таковым относились классические гимназии в Финляндии, где преподавались: латинский, греческий, финский, шведский, французский, немецкий и русский языки. Очевидно, такие учебные заведения, как наши классические гимназии, не могли стать русскими учебными заведениями, в которых главное внимание было бы уделено подготовке будущих русских деятелей на всех поприщах, патриотически настроенных, хорошо знакомых со своим родным языком, русской историей и географией.

 

П. Милюков в своем труде «Очерки по истории русской культуры» приводит много интересных сведений о том, как такое иноземное растение, как классицизм, явилось на Руси, выросло и какие горькие дало плоды.

 

Уже во второй половине XVII столетия представители духовенства добились разрешения открыть в Москве две школы для высшего богословского преподавания. В одной из них преподавался латинский, в другой греческий языки. Затем в 1687 году была основана славяно-греко-латинская академия. Выписанные из-за границы два итальянца преподавали все предметы на латинском языке. В начале XVIII века латинский язык проникает и в светскую школу. Петр I еще при жизни задумал открыть университет. Но эта идея осуществилась уже при Екатерине I через год после смерти Петра I. Для открываемого университета выписали немецких профессоров. Но первое время им было нечего делать, ибо студентов, понимающих по-немецки, не находилось. Тогда выписали из-за границы и 8 студентов для примера русским. Для подготовки к университету основали гимназию. Но и туда шли неохотно. Пришлось навербовать солдатских детей и детей разных мастеровых.

 

В 1755 году в Москве открыли второй университет и при нем две гимназии, одну всесословную, другую — для дворянских детей. В этой дворянской гимназии главное внимание было обращено на языки. Был введен в преподавание и латинский язык, но русской истории не преподавалось. В шляхетском кадетском корпусе, с назначением, в век Екатерины II, директором корпуса Бецкого, тоже «излюбленными предметами были иностранные языки и танцы». Бецкой открыто высказывал мнение, что главная цель кадетского корпуса «сделать не искусных офицеров, а знатных граждан».

 

В XIX веке в начале каждого из четырех царствований русская высшая и средняя школа подвергалась коренному переустройству. Во второй половине XVIII века Екатериной II были учреждены школы, в которых проведена была непосредственная связь низших со средними. Приходские школы, уездные училища и гимназии — все в отдельности давали, хотя и небольшой, но законченный курс. «В уездном училище не учили тому, что преподавалось в приходском, а в гимназии предполагали известным то, чему учили в уездном». В конце XVIII века, в 1797 году, значение средней школы было определено следующими замечательными словами: «Целью воспитания и учения в гимназии полагается то, чтобы со временем можно было получить людей, способных более к гражданской жизни и к военной и гражданской службе, нежели к состоянию, отличающему ученого человека».

 

В первых годах XIX столетия последовало коренное изменение этих принципов. Первоначально, при составлении программ для гимназий 1804 года, тоже предполагалось готовить молодежь для жизни, а не для поступления в университеты. Но эти программы были так составлены, что не давали законченного среднего образования, захватывали кусочки университетского курса, а в университетах приходилось проходить часть предметов гимназического курса. Программы эти не могли служить и как средство для подготовки к высшей школе. Дело в том, что в университетах, по глубокому недоразумению, часть предметов преподавалась по-латыни. И вот началась ломка программ гимназий, главным образом с целью дать возможность гимназистам, поступившим в университет, слушать преподавание на латинском языке. С 1811 года классическая школа вводится в России (по плану недоброй памяти Уварова). Гимназии получают семигодичный курс, связь их с уездными училищами разрывается, и преподавание мертвых языков латинского, а затем и греческого получает особое значение. В указе 7 июня 1811 года относительно важности преподавания латинского языка значилось: «знание латинского языка доказывает приобретение глубоких и твердых сведений в словесности вообще, истории, археологии, мифологии и прочих подобных сим науках».

 

«Этот аргумент, — справедливо отмечает П. Милюков, — очевидно, мог сохранять свой силу до тех пор, пока русскому студенту приходилось слушать словесность, историю, мифологию и прочие науки и иностранного преподавателя по-латыни». Но когда преподавание этих предметов установилось на русском языке, бедные гимназисты все еще продолжали по несколько часов в день долбить бесполезную для них латынь и греческий язык. Не напоминает ли это случай с часовым, поставленным у склада материалов для охраны их? Материалы убрали, а распоряжения не ставить более часовых не сделали, и много лет после уборки материалов часовой еще ходил по отведенному ему месту... Увлечение латынью и греческим языком было так велико, что даже в Якутске на деньги, собранные с якутов для просвещения их, основали классическую прогимназию с двумя древними языками.

 

К сожалению, преподавание в университетах некоторых предметов на латинском языке затянулось на долгие годы. При реформе гимназий в 1828 году все еще с этим вредным пережитком западной старины не было покончено. Поэтому хотя при реформе гимназии в 1828 году были высказаны разные хорошие пожелания и основным принципом реформы поставлено, чтобы гимназия работала для подготовки детей к практической жизни, но в составленном все тем же Уваровым проекте этот принцип выдержан не был, и латинский язык был поставлен главным предметом и в новой гимназии. На преподавание латыни во всех классах в неделю было проектировано назначить 70 часов. Вслед за ним второе место было отведено греческому языку назначением в неделю 50 часов. На преподавание этих двух совершенно бесполезных для практической жизни языков, таким образом, предназначалось в неделю во всех классах 120 уроков. На другие предметы в неделю тоже во всех классах было отведено: на математику 44 часа, на русский язык 26 часов, географию —14, естественную историю — 12, физику, рисование, чистописание — по 6[итого на мертвые языки 120 часов, на все остальные вместе взятые предметы – 102 часа]; новых языков не полагалось вовсе.

Но такое увлечение древними языками встретило протест среди членов комитета, которому было поручено рассмотрение проекта министерства народного просвещения. Кн. Ливен справедливо указывал, «что дворянство весьма жалуется, что их детей, только малая часть которых идет в университеты, большая же часть приготовляется к военной службе или для занятия сельским хозяйством, мучат не нужными для них древними языками, что похищает у них время для изучения полезнейших познаний».

Государь Николай I тоже не одобрил увлечения мертвыми языками и положил на проект резолюцию: «Я считаю, что греческий язык есть роскошь, тогда как французский — род необходимости», и не согласился на исключение из гимназического курса французского и на введение греческого языка. Члены комитета очень интересным способом оправдывали перед государем свои предположения. Они указали, что знание французского языка развивает самонадеянность, тогда как изучение древних языков приводит к «скромности и к сознанию своего неведения».

 

Было решено оставить на долю латинского языка 39 часов, на долю греческого — 30. В части гимназий положено вовсе не преподавать греческого языка. Но и после этих урезок в гимназиях с двумя мертвыми языками последние составили главный предмет преподавания, на который уделялось 69 часов в неделю. До 1851 года из 74 гимназий латинский и греческий языки преподавались в 45 гимназиях. Принцип, что зубрение мертвых языков способствует образованию «скромных» в политическом отношении молодых людей, восторжествовал.

 

Однако, после революционных движений в Европе, с 1830 года явилось сомнение в правильности этого принципа. В 1848 году уже высказывалось: «Если молодые люди не уважают законов, то это потому, что они совсем не знают действующего законодательства, а увлекаются республиканскими учреждениями классического мира Следовательно, — заключали отсюда, — классицизм вреден, и древние языки должны быть заменены законоведением».

 

Государь Николай I шел навстречу этому новому течению и высказал мнение, что греческий язык достаточно оставить для местностей с греческим населением (Таганрог и Нежин). Но новый министр народного просвещения кн. Ширинский-Шихматов предложил оставить греческий язык в нескольких гимназиях в университетских городах. В 1851 году во всей коренной России осталось только 8 классических гимназий.

 

Со вступлением на престол императора Александра II «повеяло новым духом». Многие стеснения по учебной части, введенные в предшествовавшие 25 лет, были отменены. Коренной реформе подвергся и университетский устав. На новом уставе 1863 года отразилось одновременно влияние немецкой и французской систем.

 

Началась борьба и против увлечения классицизмом в средней школе. Ей противопоставили школу «реальную», как имеющую большее общеобразовательное значение. Утвержденным государем постановлением Государственного Совета пытались примирить оба направления. В начале семидесятых годов из 61 гимназии решено было половину иметь с одним латинским языком, четвертую часть с латинским и греческим и только четвертую часть, т. е. всего 16, без древних языков. Но из этих «реальных гимназий» был открыт прямой доступ в университет только на физико-математический факультет. Поэтому со стороны родителей стали поступать просьбы о том, чтобы местные гимназии были классическими. В несколько лет из 16 реальных гимназий осталось только 6.

 

«Вскоре судьба учебной реформы 1864 года была решена окончательно. При этом решении также, как и в предыдущих подобных случаях, главную роль сыграли соображения не педагогические, а политические. На школу возложена была ответственность за пагубные лжеучения, распространявшиеся в обществе. Реформа школы должна была искоренить стремления и умствования, дерзновенно посягающие на все, для России искони священное, на религиозные верования, на основы семейной жизни, на право собственности, на покорность закону и на уважение к установленным властям.

 

Для проведения этих взглядов в жизнь назначен был министром народного просвещения гр. Д. А. Толстой (1866 год). «Я постараюсь, — говорил он в одной из своих речей (1867 года), — чтобы из гимназии выходили не самонадеянные верхогляды, все знающие и ничего не знающие, но молодые люди, скромно и солидно образованные». Классицизм должен был послужить средством для достижения этой цели».

 

Но взглядам Толстого не сочувствовали даже попечители учебных округов. «В особом присутствии, созванном для обсуждения министерского проекта реформы, образовалось сплоченное меньшинство из 6 членов, протестовавших против смешения педагогических вопросов с политическими и доказывавших, вопреки министру, что, при желании и при благоприятных условиях, в естественных науках можно найти все гарантии против «лжеучений», а в классицизме заподозрить источник всех опасностей, которых хотят избежать при помощи школьной реформы». Представители этого меньшинства предлагали расширить права оканчивающих курс в реальных гимназиях на возможность поступления в университет.

 

В общем собрании Государственного Совета это мнение меньшинства было принято большинством голосов — 29 против 19, но государь утвердил мнение меньшинства [Госсовета], и в 1871 году новый устав гимназий и прогимназий сделался законом: все гимназии стали классическими. Идея Уварова и его единомышленников, предлагавших 120 уроков в неделю латинского и греческого языков и доказывавших, что изучение древних языков приводит к «скромности», и через 40 лет восторжествовала.

 

Толстой, выйдя, по мнению Бунге, на путь «ультраклассицизма», занялся фабрикованием в гимназиях «скромных» в политическом отношении юношей. Такое смешение задач школы с политикой потерпело, однако, быструю неудачу и привело к результатам, обратным тем, которые ожидались. Вот что по этому важному вопросу говорит П. Милюков:

 

«Что касается педагогической стороны дела в классической гимназии гр. Толстого, о ней красноречиво свидетельствовал уже тот статистический факт, что в 1872—1890 годах только 4—9 учеников из сотни кончали эту гимназию в срок, т. е. в 8 лет, и только 21—37 % добирались до конца с остановками; а от 63 до 79 гимназистов из каждой сотни, т. е. огромное большинство, выбрасывались из школы, как непригодные для нее. Таким образом, не школа существовала для учащихся, а учащиеся для школы. Были ли, по крайней мере, те, кто оказался пригодным для школы, действительно такими «аристократами ума и знания», как обещал гр. Толстой? Профессора университетов, ревизовавшие гимназии, неизменно отвечали на этот вопрос отрицательно и констатировали непрерывный упадок уровня развития кончающих гимназистов. Но, может быть, зато из гимназии выходили «скромные» и благонравные юноши, какие нужны были правительству? Опять-таки нет; скорее можно было бы классифицировать прошедших классическую школу и выброшенных ей за борт — на меньшинство забитых и большинство озлобленных. Естественно, что, рано или поздно, факт неудачи классической школы пришлось признать в полном размере. Общественное недовольство по поводу этой школы, долго сдерживаемое, очень ярко проявилось при первой возможности, и правительственный циркуляр 1899 года констатировал, что, при излишестве механического труда, классическая гимназия гр. Толстого давала слишком мало знаний и охоты приобрести их, что воспитание личности было совершенно невозможно в ней, вследствие канцелярского формализма, характеризовавшего отношения школы к семье и учителей к ученикам. Очевидно, политическая роль, более или менее открыто навязанная школе, роковым образом сводила ее работу к чисто отрицательной деятельности. Из-за боязни передовых идей и сильных характеров школа систематически занималась искоренением всяких идей и дисциплинированней воли, — с каким успехом, мы уже говорили выше».

 

С. Татищев в своем труде «Император Александр II» относительно последствий реформы Толстого высказывается так:

 

«В гимназиях введенная в 1871 году так называемая классическая реформа дала не менее горькие плоды. Все усилия педагогов были исключительно направлены на обучение юношества двум древним языкам в ущерб прочим предметам преподавания и также, как и в университетах, совершенно упущено из виду воспитательное воздействие на развитие образа мыслей и чувств, на утверждение в преданиях родной истории, в началах веры и нравственности подрастающих поколений. Последствия такой образовательной системы не замедлили сказаться, и в десятилетие с 1866 по 1876 год неверие в области религии, материализм — в науке, социализм — в политике окончательно овладели незрелыми умами русской учащейся молодежи».

 

Вводя в 1811 году классическую систему в гимназии, современное начальство, по крайней мере, не хитрило. Оно признавалось, что преподавание древних языков введено как необходимое средство к приобретению дальнейших познаний. Без знания этих языков нельзя было идти в университеты, где часть предметов преподавалась на латинском языке. Но в 1871 году эта причина отпала. Преподавание в университетах уже велось на русском языке. Надо было прикрыть цель политическую целью учебной, и вот начали придавать преподаванию латыни и греческого языка общеобразовательное значение. Являлись даже доказательства, что преподавание древних языков выше преподавания естественных наук.

 

В главе XXIX было изложено, что попытки, сделанные в царствование императора Александра III, при его поддержке, уменьшить вредные стороны классической системы не имели достаточного успеха. Только волей ныне царствующего государя, при министре народного просвещения Банковском, удалось побороть сопротивление западников-классиков и свалить одну из опор классицизма — греческий язык. Но ненужная латынь, отнимающая в школе время от познания России и потому крайне вредная, до сих пор не изгнана. Между тем, знание латыни стало бесполезным даже в медицинском деле, ибо рецепты лекарств свободно могут быть написаны и русским языком, а совещания врачей на консилиумах на латинском языке уже не ведутся по той причине, что врачи этого языка не знают. Между тем, еще и теперь юноше, отлично окончившему курс реального училища, если он захочет пойти даже на математический факультет, не имеющий никакого отношения к латыни, необходимо выдержать дополнительный экзамен по латыни.

 

У нас существует в числе привилегированных заведений лицей. В нем идет преподавание латыни и новейших языков. С целью увеличения окончившими курс лицея знания России несколько лет тому назад был введен курс «отечествоведения». Казалось бы, в особенности будущим дипломатам или чиновникам разных министерств такой курс был особенно полезен, но в прошлом году мне сообщили, что преподавание «отечествоведения» в лицее отменено. Знание латыни и тут оказалось важнее знания России.

 

На основании всего вышеизложенного можно прийти к следующим заключениям относительно развития на Руси классической системы образования.

 

В начале XVIII века обучение в средней школе латыни и греческому языку было введено с целью дать возможность окончившим курс средней школы продолжать образование в университетах, где часть предметов преподавалась на иностранных языках, в том числе и на латинском. Средняя школа утратила самостоятельный характер и стала служить лишь средством для подготовки к университету.

 

Когда в университетах начали читать все лекции на русском языке, преподавание в средней школе древних языков все же было оставлено ввиду установившегося мнения, что усиленное долбление древних языков сделает юношей, окончивших курс в классических гимназиях, «скромными». Итак, средняя школа при Толстом стала служить политическим целям. Полная неудача толстовской реформы ослабила увлечение классицизмом. Но и до сих пор путь к высшему образованию открыть только из классических гимназий или тем, кто, кроме знания гимназического курса, сдаст еще дополнительный экзамен по латинскому языку. Время, которое тратят дети и юноши на древние и новейшие языки, так велико, что идет в ущерб знанию ими России и в ущерб их физическому развитию.

 

Полное изгнание из средней школы древних языков (кроме специально готовящихся в филологи) и ограничение занятий новейшими языками освободит Россию от увлечения в школьном деле западными влияниями, отдалит юношей от Запада, приблизит их к России, даст время заняться физическим развитием детей и юношей и их воспитанием в русском духе. Добавим, что вредное влияние Запада и западников на русскую школу выразилось и в том, что при желании обучать наших детей и юношей по 70 часов в неделю (во всех классах) латыни и греческому языку западники забыли главное: научить русских людей обращаться с русской землей и получать с нее столько же доходов, сколько получают, работая на земле на Западе. Из всех средств, ассигнуемых на образование в земледельческой России, только 1,6 % уделялось в конце XIX века на сельскохозяйственное образование.

 

В поисках новой школы надо помнить и основные принципы школы Екатерины Великой:

 

1) Школы приходская, уездная и средняя находятся в непосредственной между собой связи.

 

2) Средняя школа должна готовить путем обучения и воспитания молодых людей для практической жизни.

 

Современная же средняя школа служит главным образом для подготовки к поступлению в университеты.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.