Налоги на Руси - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Налоги на Руси


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые господа!

Предлагаю тему на форуме, что, сколько и кому платили на Руси, кому и сколько платила сама Русь. Период неограничен. В тему входит все виды, так сказать, устанавливаемых сборов и поборов с населения. Если есть какая информация, поделитесь!

Ссылка на комментарий
  • Ответов 70
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • vergen

    9

  • jvarg

    10

  • O'Tim

    12

  • Друид

    16

Топ авторов темы

Веселые ребята на форуме. Русь и Россия вообще-то не одно и тоже. Ну да ладно. И на том спасибо. :D

Вам неограниченный период не понравился? А давайте начнем прям с начала. Самые первые упоминания о налогах, а потом в развитии…

Влесовые дощечки упоминают десятину на содержание племенной администрации.

Десятина, как размер налога, упоминалась и позднее.

При Владимире была учреждена первая десятинная церковь.

Предлагаю первый период: от первого упоминания о каких-то налогах, до … включая княжения Владимира Святого.

Ссылка на комментарий

2Друид

Самые первые упоминания о налогах

Однако, полюдье...

 

Размер, насколько я понимаю, ограничивался лишь жадностью (или наглостью) князя.

 

Некоторых это приводило к печальному концу (помянем, братия прежадного и пренаглого князя Игоря)....

Изменено пользователем jvarg
Ссылка на комментарий

jvarg

Однако, полюдье...

А почему бы нет? Давайте начнем с полюдья.

 

Размер, насколько я понимаю, ограничивался лишь жадностью (или наглостью) князя.

 

Игоря убили древляне не за сам факт сбора налога и не за его размер, а за двойное налогообложение. По поводу законного налога к Игорю претензий население не высказывало. А вот каков он был, этот размер? Был ли он с территории фиксированный или был с дыма или был с каждого?

Ссылка на комментарий

2Друид

Игоря убили древляне не за сам факт сбора налога и не за его размер, а за двойное налогообложение. По поводу законного налога к Игорю претензий население не высказывало. А вот каков он был, этот размер? Был ли он с территории фиксированный или был с дыма или был с каждого?

Не двойное а внеурочное,то есть два раза подряд.Значит были установлены сроки и нормы если древляне так возмутились.С другой стороны Игорь не поехал бы с малой дружиной,если бы знал эти нормы и то,что нарушение их вызовет" неодобрение"древлян.

2jvarg

екоторых это приводило к печальному концу (помянем, братия прежадного и пренаглого князя Игоря)....

Это просто у Игоря Пиар плохой... :rolleyes:

Ссылка на комментарий

Августина

Не двойное а внеурочное,то есть два раза подряд.Значит были установлены сроки и нормы если древляне так возмутились.С другой стороны Игорь не поехал бы с малой дружиной,если бы знал эти нормы и то,что нарушение их вызовет" неодобрение"древлян.

Что неодобрение вызовет, думаю, что догадывался, но чтоб такое? :D

И все таки. Есть ли у кого какие-нибудь данные по размеру полюдья? С кого он брался, как считался и т.д.?

Есть данные, что его собирали раз в год, что для этого снаряжалась дружина и она объезжала определенные места в подчиненных землях. Возглавлял дружину, судя по истории с Игорем, сам князь.

Полюдье это налог на содержание княжеской дружины или всего, так сказать, административного аппарата?

Ссылка на комментарий

Всем двойки, завтра приходите на форум с родителями :D

В лето 6391. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, возложил дань на них по черной кунице.

    В лето 6392. Пошел Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и освободил их от дани хазарам, сказав: «Я им противник, а вам — незачем».

    В лето 6393. Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но дайте мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали.

 

Щеляг=шиллинг, т.е. серебрянная монета, очевидно арабский дирхем, других-то в ходу практически не было.

Кстати, то, что с древлян натурой, а с радимичей СКВ наводит на мысли...

Изменено пользователем O'Tim
Ссылка на комментарий
Щеляг=шиллинг, т.е. серебрянная монета, очевидно арабский дирхем, других-то в ходу практически не было.

Кстати, то, что с древлян натурой, а с радимичей СКВ наводит на мысли...

 

Э-э-э... Насколько я помню, там с этими "чернь кун" и бель сребра" а равно "гривна кун" есть сомнения, что это именно шкурки. по крайней мере с течением времени слово значение сменило. Поэтому о натуре и СКВ поосторожней надо бы. Мало ли чего там натурой было...

Ссылка на комментарий

2Svetlako

Насколько я помню, там с этими "чернь кун" и бель сребра" а равно "гривна кун" есть сомнения, что это именно шкурки. по крайней мере с течением времени слово значение сменило. Поэтому о натуре и СКВ поосторожней надо бы. Мало ли чего там натурой было...

дядьМиш, даже русские помещики в 19 веке продолжали брать с крестьян оброк натурой - пшеницей, там, рожью. Откуда у древлян в их лесной глуши серебро в большом количестве, тем более, что они в стороне от основных торговых путей? А меха русы привычно толкнут хазарам или персам за серебро.

Может сначала "куна" действительно была отражением денежного эквивалента 1шкурка=1 дирхему?

Ссылка на комментарий

2 Друид

И все таки. Есть ли у кого какие-нибудь данные по размеру полюдья? С кого он брался, как считался и т.д.?

Есть данные, что его собирали раз в год, что для этого снаряжалась дружина и она объезжала определенные места в подчиненных землях. Возглавлял дружину, судя по истории с Игорем, сам князь.

Полюдье это налог на содержание княжеской дружины или всего, так сказать, административного аппарата?

Полюдью вроде было посвящено несколько специальных исследований, можете попробовать поискать. А вкратце, емнип, это не столько налог, сколько механизм его взимания. Заключался в объезде князем и дружиной подвластных племен, на которые возлагалась обязанность уплатить установленную дань, а также кормить и содержать приехавших пока не уедут (при этом срок пребывания вроде бы тоже оговаривался). Возможно включалось также право князя и дружины охотится на территории племени, но вот никак не вспомню где я это прочитал.

По мере совершенствования "административного аппарата", на смену сезонным поездкам князя пришла организация центров взимания дани на местах - погостов. А князь и дружина стали постоянно (исключая походы) находится в Киеве.

Изменено пользователем Lestarh
Ссылка на комментарий

2Lestarh

По мере совершенствования "административного аппарата", на смену сезонным поездкам князя пришла организация центров взимания дани на местах - погостов.

Реформа Ольги, который?

Ссылка на комментарий

Кстати, среди нас есть свободно читающие по украинской мове? Попалась статья именно по полюдью, но для меня перевести с английского было бы быстрее :(

Может кто глянуть, а после сказать есть ли там что ценное?

Ссылка на комментарий

2O'Tim

ссылку бы хоть дал.. тут нас полно :), Светлако, тоже думаю, счастлив был бы..

Ссылка на комментарий

213th

сылку бы хоть дал.. тут нас полно smile3.gif, Светлако, тоже думаю, счастлив был бы..

 

Добре :)

 

http://www.history.org.ua/ruthenica/3/2.pdf

просто посмотреть нет ли там чего интересного.

Изменено пользователем O'Tim
Ссылка на комментарий

O'Tim

Щеляг=шиллинг, т.е. серебрянная монета, очевидно арабский дирхем, других-то в ходу практически не было.

Кстати, то, что с древлян натурой, а с радимичей СКВ наводит на мысли...

Е.И.Классен: "Слово "Щляг, Шляг и Сляг сохранилось и по сиё время во многих губерниях в великороссийском наречии и означает ПЕРЕВОЗНУЮ ЛОДКУ". При этом заметил: "Весьма ОШИБОЧНО толкуют некоторые, что будто Шляг означает мелкую монету и происходит от Шиллинга.

Таким образом, возможно в натуре со всех?

Поход Олега на Византию 907 года: две тысячи легких судов.

В лето 6392 посла Олегь к Радимичемъ, река: «Кому дань даете»? Они же реша: «Казаромъ». И рече имъ: «Дайте мне». И вдаша Олгови по щьлягоу, якоже и Козаромъ даахоу".

И дали Олегу по щлягу (например по лодке). Радимичи на Днепре. Вполне возможно. А вот, как понимать "дали Олегу по щлягу "? :D В смысле, кто дал? :D Ну в смысле субъект налогообложения!

В той же летописи читаем: В лето 6391 иде Олегь на Древляны и на Северы и возложи на нихъ дань легку по черне коуне".

Северяне и Радимичи - соседи Хазар.

Арабский писатель X в. Ибн-Русте (Ибн-Даста) сообщает, что одна куница стоит два с половиной диргема,- столько она стоила в Хазарии, в горах побережья Каспийского моря. Мех же куницы на Руси стоил одну диргему, а белки - четверть диргемы.

 

В той же летописи: "реша имъ Козарии: «Дайте намъ дань». И сдумавше Поляне и вдаша имъ отъ дыма мечь".

 

То есть субъектом налогообложения являлся дым. Хотя Карамзин указывает, что хазары брали налог с сохи. Я не нашел этого в ЛПВ.

 

Итак. Черная куна с дыма или сохи=1 диргем (цена закупки) с дыма или сохи=щляг (легкая лодка) с дыма или сохи.

То есть Вы правы.

Но вот дальше в летописи: "Сии же Олегь нача городы ставити и дани оустави по всей Рустей земли: Словеномъ и Кривичамъ и Мерямъ дань даати Варягомъ отъ Новагорода 300 гривенъ на лето, мира деля, еже не даваша Варягомъ и до смерти Яраславли, и многы ины страны притяжа к Рустьй земли и дани возложи на ня".

Я понимаю это так. С городов брали фиксированную сумму - 300 гривенъ на лето (т.е. в год).

др.-русск. куна "денежная единица, равная 1/22 гривны первонач. означало куний мех, стоящий 1 диргем. То есть курс такой: 1 гривна=22 диргем. То есть с городов брали 6600 диргем.

Соотношение стоимости меха белки к куницы - 1/4, то есть четверть диргемы.

 

Путешествовавший на Руси в XII в. Абу-Хамид сообщает: За каждую шкурку белки дают краюху превосходного хлеба..." Это правда не мех, а шкурка. Но тем не менее, какой-то ориентир.

 

Переведем 300 гривен=6600 диргем=26400 беличих шкурок = 26400 краюх превосходного хлеба.

Пусть краюху хлеба съедается за 4 дня. 26400 краюх/на 365 дней/4 дня=289 человек.

То есть эта дань с города давала прокорм для 289 человек, если их не одевать и кормить одним хлебом. Какая-то маленькая и полуголодная и полураздетая городская дружина получается.

 

Если к этой дани имеет какое-то отношение десятина, то такого же полуголодного и раздетого населения в городе максимум 3000 человек.

 

Мож, что не так считаю? Какие мысли?

Ссылка на комментарий

Lestarh

Полюдью вроде было посвящено несколько специальных исследований, можете попробовать поискать.

 

Вот, что удалось накопать. Если интересно.

 

Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась в Киев, и "полюдьем" когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

 

Император Константин Багрянородный в своем сочинении О народах, писанном в половине X в., рисует картину полюдья современного ему русского князя.

 

Как только наступал месяц ноябрь, русские князья "со всею Русью", т. е. с дружиной, выходили из Киева, в городки, т. е. на полюдьем о котором ему говорили его славяно-русские рассказчики и которое он по созвучию приурочил к этому греческому слову.

 

Князья отправлялись в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян, плативших дань Руси, и кормились там в течение всей зимы, а в апреле месяце, когда проходил лед на Днепре, спускались опять к Киеву.

 

Между тем как князья с Русью блуждали по подвластным землям, славяне, платившие дань Руси, в продолжение зимы рубили деревья, делали из них лодки-однодеревки и весной, когда вскрывались реки, Днепром и его притоками сплавляли к Киеву, вытаскивали на берег и продавали Руси, когда она по полой воде возвращалась с полюдья.

 

Оснастив и нагрузив купленные лодки, Русь в июне спускала их по Днепру к Витичеву, где поджидала несколько дней, пока по тому же Днепру собирались купеческие лодки из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова, Вышгорода.

 

Потом все направлялись вниз по Днепру к морю в Константинополь.

 

Почти весь X в. продолжалось покорение славянских и соседних финских племен из Киева, сопровождавшееся обращением массы побежденных в рабство.

 

Араб Ибн-Даста, писавший в первой половине этого века, говорит о Руси, что она производит набеги на славян, подъезжает к ним на кораблях, высаживается, забирает обывателей в плен и продает другим народам.

 

У византийца Льва Диакона встречаем очень редкое известие, что император Цимисхий по договору со Святославом дозволил Руси привозить в Грецию хлеб на продажу.

 

Главными торговцами были киевское правительство, князь и его "мужи", бояре. К торговому каравану княжескому и боярскому примыкали лодки и простых купцов, чтобы под прикрытием княжеского конвоя дойти до Царьграда.

 

В договоре Игоря с греками читаем, что великий князь русский и его бояре ежегодно могут посылать к великим царям греческим столько кораблей, сколько захотят, с послами и с гостями, т. е. со своими собственными приказчиками и с вольными русскими купцами.

Ссылка на комментарий

Уважаемый O'Tim!

Маленькое уточнение! Краюха, это крупный кусок каравая. Каравай - 1-1,5 кг. На 4 дня явно не хватит. Следовательно, например, Новгород давал дань на годовое содержание дружины в количестве 72 полуголодных и раздетых дружинников. По десятине население Новгорода соответственно 720 человек. Если все это еще транспортировать с Новгорода в Киев, то какая-то смешная картина получается. Я б, на месте князя, свою полуголодную и полураздетую дружину на Византию отправил. Там и не такое геройство проявишь. Как Вы думаете?

 

Кстати, наемникам, служившим у Византии (904 г.) во флоте греческом Императоры платили 100 литр золота (327 гр.) в год!!! Количество драгоценного металла измерялось каратами, представлявшими весовой эквивалент 0,2 г золота. Константинопольский солид (1/72 литра золота) содержал 24 карата.

 

Очень много вопросов!

Ссылка на комментарий

2Друид

Пусть краюху хлеба съедается за 4 дня

2Друид

Маленькое уточнение! Краюха, это крупный кусок каравая

Во-во, опередил.

 

Ну, пусть даже будет не краюха, а целый коровай. Вам, лично, булки хлеба на 4 дня хватит? Так что расчеты какие-то левые...

Ссылка на комментарий

2Друид

дань даати Варягомъ отъ Новагорода 300 гривенъ на лето, мира деля,

это не налог с города, это доп налог отдаваемый в виде дани за границу - мира для.

 

а всерьез налогами как принято считать занялась Ольга:).

Ссылка на комментарий

Во-первых надо отметить, что Друид входит в тему и становится полезен для форума.

 

Что касается расчета.

1. Шеляг - лодка? В принципе в тех реалиях налог транспортом реален.

2.

Я понимаю это так. С городов брали фиксированную сумму - 300 гривенъ на лето (т.е. в год)

Нет. Городов тогда почти не было. А Новгород вообще был в особых отношениях с Рюриковичами, и платил по отдельному договору.

Сколько там могло быть населения на начало 10 века? Вряд ли больше 10 тыс. И 300 гривен - пресс не слабый.

Но в целом фраза для меня темная. Может быть она значила то, что думает Верген - платеж внешним варягам за мирные отношения. Пока не будет ясного перевода...

Ссылка на комментарий
Городов тогда почти не было

С чего бы это? Количество городов изрядно поуменьшилось после татар, а до этого их было очень много. Кстати, скандинавское название Руси - "Гардарика" означает "страна городов".

Изменено пользователем jvarg
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.