Мононациональное государство vs Империя - Страница 7 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Мононациональное государство vs Империя


Svetlako

Рекомендуемые сообщения

А что разве генетически-родовой и родо-групповой признак в вашей классификации не означают одно и тоже?

Нет ;) Не означают :D

Ссылка на комментарий
  • Ответов 154
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • AlexMSQ

    34

  • Idot

    16

  • jvarg

    13

  • Lestarh

    21

Надыбал очень интересного автора. Как раз занимается проблематикой Крыма, который с точки зрения врастания в империю очень симптоматичен.

 

Мне понравилось у нее умелое проведение терминологических различий между разными типами социо-культурных взаимодействий между этносами в историческом контакте - именно в составе империй. Второй плюс - пишет человек абсолютно без надрыва и почти без политики (она есть, но ее нужно разглядеть :) ).

 

Так вот у нас обычно употребляют крайние термины типо ассимиляция или геноцид... А посмотрите сколько вполне различимых типов она выделяет

 

http://www.archipelag.ru/geoculture/new_id...ilation/sk-tip/

 

Выделим типы СК (т.е.социо-культурной) переработки населения (общественных институтов, социальных структур, коллективных форм сознания и бессознательного): ассимиляция, аккультурация, прокультурация, неокультурация, резервация /консервация/, метисация и СК-аннигиляция, а также интеграция, кооптация, натурализация и адаптация. К крайней форме СК-переработки отнесем геноцид (который может сопровождаться / выражаться и в организации вынужденных, или репрессивных, миграционных потоков — депортаций).

 

Ассимиляция (от лат. assimilatio) — переработка до стадии утраты культурной инаковости (специфичности) нации или этнической, конфессиональной, какой-либо иной группы2 ; считается, что противостояние этому механизму составляет суть национального сопротивления, в связи с чем вспоминается совет известного природо— и народолюба Жана-Жака Руссо полякам после первого раздела Польши: «Не можете помешать тому, чтобы вас проглотили, — постарайтесь хотя бы, чтобы вас не могли переварить».

 

Если раньше любой этнограф «считывал» этнические особенности, в первую очередь обращая внимание на жилище—пищу—одежду, то сегодня (прибегнем к популярной номинации «в век глобализации») именно эти материально-культурные особенности подвергаются наибольшей унификации (особенно в рамках одной СК-системы). Следовательно, специфика этнических групп в современном мире удерживается исключительно в пределах духовной культуры — см. языковой, религиозный, онтологический (система представлений о мире), гносеологический (характер познания мира, мышления, сознания) аспекты.

 

Аккультурация — дву-(мульти-) культурность, достигаемая в результате усвоения новой культуры в добавление к первоначальной; традиционно определяется (англ. acculturation, от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) как процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа3 .

 

Аккультурация часто проявляется как временная форма, никоим образом не ведущая к ассимиляции. Яркий пример — диаспоры т.н. «диаспорных народов» (в частности евреев) или современная китайская диаспора в Америке. Другой пример — индийская колониальная элита, стремящаяся получить образование в метрополии — Великобритании, или недавний пример армян в Советском Союзе: время Союза вышло, и армяне немедленно восстановили в Армении моноэтничность, монокадровость и т.д., хотя элементы прокультуративности сохранились (в том числе пока еще удерживает свои позиции русский язык). Скорее всего, теперь армяне будут пытаться воспользоваться несколькими мега-культурами — русской, французской и англо-американской — для сохранения своего участия как в международной политике и бизнесе, так и в науке.

 

Следует помнить, что аккультурации подвергаются диаспорные / анклавные образования и культурно-вассальные территории (в отношении них, как мы понимаем, этот термин и родился), а также население государственных образований СК-сред при контактах с СКС (в случае их комплементарности: Армения—СССР или Израиль—Запад, слабее Япония, Южная Корея—Запад), а прокультурации — народы на своей культуро— /народо-/ порождающей территории.

 

Прокультурация — вписывание малой (более слабой) культуры в рамочную, как правило, культуру-доминанту данного СК-образования; рамочные культуры (такие, как русская, англосаксонская, арабская, ханьская, ряд других) назовем прокультурантами; культуры, подвергаемые прокультурации (входящие в пространство другой культуры), — инкультурантами. Данные отношения могут носить культурно-вассальный характер.

 

В ситуации, когда наблюдается действие комплементарной культуры-доминанты, ассимиляция (т.е. разотождествление до потери национального сознания) инкультурационной культуре не грозит. Это значит, что прокультурация возможна исключительно в лоне комплементарной политики. Если бы комплементарная политика была исключительным достоинством России, не доступным другим СКО, то прокультурация — как понятие и социальный механизм — была бы характерна исключительно для российского культурного поля, но на деле это не так4 .

 

В чем различие аккультурации и прокультурации? Аккультурант включается в лоно другой культуры, дополняя свой первичный культурный потенциал новым, инкультурант вписывается в более емкое и явно доминирующее пространство новой культуры. Билингв всегда либо инкультурант, либо аккультурант (при этом инкультурант использует «родной» язык исключительно как средство бытового общения, в то время как аккультурант может — и с удовольствие это делает — мыслить, работать, творить на обоих языках5 ).

 

Если доступ к знаниям, богатству (посредством делового успеха) и абсолютным смыслам лежит вне национальной культуры, происходит полная прокультурация; если задействован один, два канала — частичная. Аккультурация означает равенство обеих культур. Пример — итальянцы, китайцы или русские в Америке. Однако выход в большую науку и большой бизнес для всех них возможен только через пространство английского языка и принятие норм определенной культуры. В этом смысле бизнес-элиты многих стран мира добровольно прокультурационны американской деловой культуре, так же как мусульманские богословские элиты прокультурационны арабской культуре, языку Пророка и Писания, а значит — богослужения. Индия выходила свою элиту в прокультурационном режиме, который она во многом сохранила, даже избавившись от британской колониальной зависимости.

 

Резервация — консервирование социо-культурных различий с исключением внутри данного образования таких процессов, как развитие, эволюция и им подобных6 .

 

Резервационная модель (а) не предполагает трансляции собственных стандартов; (б) выход “в свет” субъектов заканчивается только ассимиляцией и не обратим по причине отношения общины к ним как к предателям и страха общины перед “вирусом” всяких новаций, с одной стороны, а с другой — в силу абсолютности принятия, перехода на новые стандарты; (в) собственно есть пауза — привал, караван-сарай — на пути к ассимиляции, обманчивый механизм замедления времени; (г) как правило, имеет место на слабо освоенных, мало заселенных территориях пионерного освоения (для России это Север, Кавказ, ряд других горных районов, например, Алтай; для Северной Америки — Север, Аляска и срединные штаты; для Китая — Тибет и труднодоступные районы Уйгурии).

 

Гетто, внешне схожее с резервацией, по сути является формой самосохранения, но доступна эта форма только социо-культурным средам.

 

Все три последние формы СК-переработки — аккультурация, прокультурация и резервация — могут в конечном итоге вести к ассимиляции; в этом случае они по сути являются формой «отложенной» ассимиляции, своего рода ассимиляционной паузой. В отношении аккультурации и прокультурации это не обязательное правило, более того и аккультурация для диаспорных образований (анклавов, СК-сред), и прокультурация для малых народов — это всегда шанс самосохранения, который они в состоянии реализовать. Почему так происходит не всегда? И какие стратегии, ошибочно выбранные в качестве приоритетных, приводят в обратному результату?

 

Прокультурация и аккультурация — это доступ к дополнительным ресурсам развития и для культуры-доминанты за счет увеличения в своем составе различного, другого (увеличение гетерогенности), и для культуры-субдоминанты (в резкой формулировке «вассала») как действенный способ самосохранения и развития в новых условиях. (Разная у таких культур судьба; например, украинская культура или тюркская — субдоминанты, чего не скажешь о культуре вепсов, зырян или ногайцев).

 

Однако процесс освоения приводит к еще одному типу СК-переработки, закрепляющему то или иное пространства за СКС, — неокультурации, генерирующей новую культурную общность, «новый народ». Яркие тому примеры — казачество или новороссийский субэтнос, составивший Новороссию, или Америка для Западной СКС. Новая культурная общность вырабатывает специфические формы хозяйствования, собственный говор (диалект); у него, как правило, лучшие показатели с вольницей и детородностью, а значит — с естественным приростом (например, данные по Новороссии: в 1881-90 гг. коэффициент естественного прироста в Новороссии составил почти 20%, тогда как на Северном Кавказе — 19%, в России — 12,5%, в империи в целом — 14,5%; в 1891-1900 гг. в Новороссии — 20,6%, в украинской ее части — 24,7%, на Северном Кавказе — 19%, в России — 13,9%, в империи в целом — 14,5%7 ). Новая культурная общность может образовать собственную государственность (и этот механизм Западная СКС использовала в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) или слиться на следующем этапе освоения с остальным населением.

 

Советский народ — яркий пример масштабной и впечатляющей попытки неокультурации. И не важно, что сей народ ушел в небытие, его реальность (и его миф) проявилась в конкретных освоенческих программах XX века.

 

Таким образом, неокультурация — порождение новой культурной общности в составе того или иного СК-образования. Часто это вынужденная (в каком-то смысле естественная) политика СКО, учитывающая ландшафтные, климатические и иные условия отдаленных территорий (которые диктуют иной тип хозяйственного освоения).

 

Метисация — (термин предложен Львом Гумилевым8 ) переходная форма, нестойкая, существует до тех пор, пока осуществляется пополнение временного («буферного») сообщества новыми метисами; характеризуется смешением традиций этносов, рас (культуры исхода) и форм, порожденных новой ситуацией, памяти о предках и новыми смутными образами.

 

Гумилев считал, что данный вариант наблюдается довольно часто. Потомство таких экзогамных браков либо ассимилируется в третьем-четвертом поколениях (причем в большинстве случаев выбор осуществляется в пользу культуры-доминанты, но в части случаев возможно и предпочтение вассальной культуры), либо распадается на отцовскую и материнскую линии (и приводил впечатляющий тому пример из османской истории).

 

После прохождения процедур аккультурации и/или прокультурации «принятие решения» о метисации не представляет моральной проблемы.

 

Расовая метисация (ситуация особая) имеет отношение к генезису СК-образований, свидетельствуя о раннем этапе его формирования; расово-метисное население — это часто антропологическая основа нового СКО (современные примеры — Латинская Америка, особенно Карибы; исторические — удельная Русь, Арабский халифат и Индия в череде контактов с кочевниками-монголоидами, в доисторические времена — приход ариев на Индостан и мн. др.).

 

Аннигиляция (СК-аннигиляция) — взаимоуничтожение сообществ, в результате которого высвобождается энергия, порождающая новый этнос9 . Данный тип Л.Гумилев считал главным вариантом этногенеза.

 

СК-аннигиляция отличается от неокультурации тем, что последняя генерируется в структуре («теле») определенного эволюционирующего СКО и не приводит к уничтожению «родительской» культуры.

 

* * *

Четыре других понятия, относимых нами к типам СК-переработки, — натурализация, интеграция, кооптация и адаптация. В первых трех случаях речь идет о СК-безопасности принимающего СК-образования, в последнем — о его гуманистичности.

 

Натурализация — процедура приобретения гражданства. Как правило, сопровождается выдвижением определенных требований к лицу, подвергаемому данной процедуре, смысл которых — сделать данное лицо безопасным для принимающего сообщества (государства). С помощью такой процедуры государство отчасти в состоянии регулировать миграционное давление10 .

 

Интеграция — процесс (политика) комплементарного включения целых народов (групп), в то время как кооптация — политика комплементарного включения конкретных социальных групп и членов, как правило, элит. При этом вопрос о кооптации обычно возникает в ситуации расширения границ государства, присоединения (аннексии) новых земель и, как следствие, новых народов, тогда как вопрос об интеграции, особенно в современном мире, встает в связи с наличием иммиграционного и репатриационного давления. .

 

Под адаптацией обычно понимают «мягкие» техники включения в принимающий социум (культуру). Если интеграция и кооптация носят функциональный характер, то адаптацию скорее можно отнести к психотерапевтическим процедурам.

 

 

Применительно к сегодняшним наиболее горячим спорам на Форуме, предлагаю посмотреть что с теоретической точки зрения что будет происходить на Украине.

 

Мы имеем

 

1) присоединение к Украине западных областей в результате чего возник мощная зона социо-культурного контакта сильно отличающихся групп населения (не буду употреблять этнические термины)

2) получения Украиной государственного статуса - возникновение условий, в которых внешние воздействия сильно ограничены и пассионарность зоны контакта не может выплеснуться вовне

 

Считаю, что нан данный момент мы имеем Украину как микроимперию.

 

Какой тип социо-культурного взаимодействия камрады прогнозируют для такой ситуации.

 

Поменьше политики - побольше аналитики :)

 

Кстати, рекомендую и другие работы этой Лопухиной. Дельная девушка :)

Ссылка на комментарий
  • 1 месяц спустя...

на тему Китайской Империи:

http://altaica.nm.ru/china/cavalry3.dhtml

 

мы видим качественно новое явление – перерастание китайского государства из мононациональной державы в многонациональную империю, включавшую не только собственно хуася, но и «варваров четырех сторон света»[196]. С включением в состав Ханьского Китая некитайских народов имперская конница стала являться китайской не по национальной, а по государственной принадлежности и включала в себя как ханьские, так и неханьские этнические элементы. Со временем тенденция к вытеснению ханьских кадров из военной сферы станет преобладать, но эта тема выходит за хронологические рамки данного обзора и является предметом отдельного исследования[197].

 

Таким образом, начиная с периода, последовавшего с момента окончания войны 133-119 гг. до н.э., китайцы стремились обеспечить асимметричный ответ на угрозу со стороны кочевых племен Севера и Запада – вместо развития собственной кавалерии создать надежное прикрытие своим землям из переселенных в пределы китайских укрепленных рубежей кочевых племен, сохранявших собственное самоуправление и державшихся в подчинении у Хань преимущественно дипломатическим путем.

речь идёт про Хань

те про династию при которой народы княжеств Чжоу, Янь, Чжао, итд превратились в народ Хань

(процесс был начат при Цинь Ши Хуане и завершён при Хань)

те Цинь Ши Хуан сощдав Имерию из можества народов начал превратщать их в одну нацию

а Хань закончив превращение их в Ханеьцев вновь создала Имерию добавив другие народы

Изменено пользователем Idot
Ссылка на комментарий

2Svetlako

Резервационная модель ... как правило, имеет место на слабо освоенных, мало заселенных территориях пионерного освоения (для России это ..., ряд других горных районов, например, Алтай;

Насчет Алтая автор явно погрячился. В данный момент там дело идет (в терминах автора) о среднем между аккультурацией и прокультурацией. Никак не о резервации.

Ссылка на комментарий

ИМХО интересная лекция...

 

http://www.polit.ru/lectures/2005/04/14/miller.html

 

Империя и нация в воображении русского национализма. Взгляд историка

Лекция Алексея Миллера

 

Народ в этой тусовке мне не очень симпатичен, но некоторые мысли от этого не становятся неправильными :)

 

Например снова об многоуровневости взаимоотношений Империи и ее окраин.

 

Струве был и империалистом и националистом — в этом нет никакого противоречия. Про Россию он говорил, что это государство национальное. Часто заявляют по этому поводу, что он хотел всю Российскую империю обрусить. Как правило, нужную цитату обрезают, а на самом деле он писал о национальном государстве-ядре, в котором русские племена спаялись в единую нацию. Дальше он говорит о том, что это национальное ядро имеет способность к расширению; и он отличает его от расширения империи. Он говорит о том, что связь окраин с национальным ядром может быть в  одном случае чисто или по преимуществу государственной. А в другом - государственно-культурной, доходящей в своем окончательном развитии до полного уподобления, обрусения инородцев.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.