Македония Аргеадов - Страница 3 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Македония Аргеадов


Marc Romiliy

Рекомендуемые сообщения

И вот здесь я вновь берусь за труды Гиндина. Он считает, что около 2500 года до н. э. массивная группа лувийских племен двинулась с Причерноморья и севера Балкан на юг и юго-восток. Они распространились по юго-восточной полосе Балкан, прошли через проливы, Троаду и распространились на юго-западные, южные и восточные области Малой Азии, породив ликийцев, киликийцев, лелегов, карийцев. Часть лувийцев через Киклады и другие острова Эгеиды продвинулись в Центральную и Южную Грецию, в том числе Крит, где запомнились под именем пеласгов.

Уход лувийцев одним или двумя веками позже открыл дорогу для движения основной массы прагреков с родственными им на этом уровне племенами прамакедонцев, прафригийцев, прапеонцев и возможно праармян. Они передвинулись на юг Балканского полуострова – приблизительно территорию Эпира и Македонии. Кстати, генетическую близость древнемакедонского и фригийского языков в рамках протогреческого праязыка Гиндин рассматривает в отдельной статье: «К вопросу о статусе языка древних македонцев». Она была опубликована в сборнике «Античная балканистика» в 1987 г., стр. 19-27. К сожалению совершенно не знаком с этой работой. Очень хотелось бы её по изучать.

Далее Гиндин считает, что через несколько веков, уже сформировавшиеся фригийцы, мисийцы, вифины и праармяне переселяются в малую Азию. Фригийцы заняли значительную часть хеттских земель, а армяне поселяются в Хайаса (где засвидетельствованы с начала 14 века).

Я привел мнение Гиндина на передвижение целой группы индоевропейских племен. Однако в данном случае меня интересовали его взгляды на формирование македонян. Как можно было понять из последнего сообщения, Гиндин считает, что формирование древнемакедонского союза племен началось аж во второй половине III-го тысячелетия до н. э. Одновременно с формированием греков, фригийцев, пеонов и армян.

Ссылка на комментарий
  • Ответов 80
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • гостья

    14

  • Marc Romiliy

    37

  • Akilov I.V.

    10

  • Филоромей

    13

Топ авторов темы

2Marc Romiliy

Хочу перейти к непосредственно Македонии, точнее к её сердцевине – области Эмафия. В отличие от других областей Нижней Македонии древние авторы не указывают на этническое происхождение её названия. Ни о каких эмафиях/эмафийцах нам не известно. Наоборот, жителей Эмафии всегда называют македонянами. Скорее всего, топоним Эмафия очень древний, старше самих македонян.

Страбон упоминает Эмафию, как древнее название Македонии. Знает о ней и Гомер (14,226):

 

Гера же кинулась тотчас с высокой вершины Олимпа,

Чрез Пиерию прошла и Эмафию, милую сердцу,

Вихрем промчалась по снежным горам быстроконных фракийцев,

По высочайшим вершинам, земли не касаясь ногами,

После, с Афона спустясь на волнами кипящее море,

В Лемнос пришла, - во владенье Фоанта, подобного богу.

 

Т.е. для поэта Эмафия лежит на "прямой" между Олимпом и Лемносом. Судя по карте Гера сделала полукруг, по побережью на север, затем через Халкидику на Лемнос. Вопрос вызывают лишь снежные горы фракийцев, выходит, что для Гомера Халкидика - это фракийский полуостров.

Что меня смущает, так это то, как термин «Эмафия» использует римский поэт Марк Аней Лукан. В «Фарсалии» он дважды пишет о том, что битва при Фарсалии произошла на Эмафийских равнинах (I, 1 и VI, 352). И также указывает нам на название страны, где прошло сражение. «В земли Эмафии той, где рок подготовил сраженье» (VI, 332).

Откуда это? Почему стопроцентно фессалийская область получила древнее македонское имя? Хоть убейте, не понимаю.

Видимо такое обобщение Македонии с Фессалией стало возможно из-за того, что Фессалия уже не воспринималась как Эллада. Ведь и Павсаний не стал ее описывать...

Упомянутый мною ранее лингвист Гиндин указывает на распространённость корня δον в качестве второго компонента целого ряда балканских имён собственных, преимущественно топонимов. Это и Μακεδονια, и соседняя с ней Μυγδονια, и также вытесненное из Мигдонии племя эдонов. Гиндин переводит δον, если не ошибаюсь, как «страна, край, город». В этом случае мы можем понимать название Македония, как страна, край чего-то «Μακ». Интересно было бы узнать, что означают в греческом языке слова с этим корнем.

Сложно выявить однокоренные слова, т.к. с "мак" - явные доризмы, которые чаще по-ионийски пишутся, как "мэк"... Мне не удалось найти достойные для перевода - это может быть что-то относительно крупного размера "города" или же что-то связанное с маками (цветами)... Интересно, что одно написание слова "македонец" - "макетэс" - является однокоренным с "макетай" - вакханки. К тому же деспотия Александра упорно распространяла культы Диониса и Пана, так что можно предположить, что "македон" - ?маковое место? имеет отношение к культам опьянения... ИМХО, конечно.

«… ионяне первоначально были пеласгийского происхождеяия, а дорийцы — эллинского. Ионийское племя никогда не покидало своей земли, дорийское же — очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем при Доре, сыне Эллина,— у подошвы Оссы и Олимпа, в области под названием Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пидна и назывались теперь македнами. Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопоннес, где и приняло имя дорийцев».

Я так понимаю это место у Геродота. Гомер указывает, что под Илион племя эллинов вместе с ахейцами и мирмидонцами пришло из Пеласгического Аргоса и Фтии. Геродот же приводит мнение, что дорийцами стали называться потомки именно этих эллинов.

Я знаю, что вы сомневаетесь в приходе дорийцев откуда-то с севера и считаете возможным их происхождение от греческих племен, уже живших в Элладе.

Дорийский диалект западного происхождения. Насчет севера не знаю... тогда скорее со стороны Иллирии, чем Фракии. Но по культуре дорийцы наиболее близки к грекам бронзового века, в то время как эолийцы и ионийцы носят ярко выраженные азиатские черты.

Так же не очень подходит версия о Фтиотиде в качестве первого места обитания дорийцев в Греции.

Т.к. именно там обитали эллины, то и привязка к ним дорийцев приводит туда же.

Мне кажется, что они пришли в рамках более крупного постепенного переселения крупной группы племен, в которую входили некие македонские племена, в составе которых затем выделились те что, захватили контроль над автохтонным населением Фессалии и приняли общее название фессалийцев.

Не знаю... Мне кажется, что движение могло быть и в обратном направлении... Все это сложно увязать с тем, что дорийский диалект совсем другой, чем фессалийский, который ближе к ионийскому. А в Македонии если и звучала греческая речь, то родственная к дорийской. Все-таки из-за предания про происхождение Аргеадов реальнее предположить перемещение некой элиты, нежели народа или племени.

То есть получается, что в середине 5 века греки продолжали считать этнонимы дорийцы и македонцы/македны близкородственными. В этом случае предложенная версия о движении массы греческих племен, впоследствии объединённых наименованием дорийцев, выглядит реалистично. Почему предки этих племен не могли какое-то время прожить на территории Македонии, получить в связи с этим этноним македонцев/македнов, затем по причине давления очередных переселенцев продолжить движение на юг?

Меня всегда немного смущали эти бесконечные предположительные перемещения народов. Такое реально для портовой морской зоны, но Македония - леса и горы, туда скорее будут двигаться из-за безвыходности, но миграция скозь нее несколько проблематична. Это как с Аркадией и Эпиром, их заселяют когда уже все остальное занято...

Однако Страбон писал о том, что «одни [считали] пеонов выходцами из Фригии. Исходя из этого, а также из других аргументов, ряд современных историков говорят о родстве пеонов с мизийско-фригийским населением.

Страбон критично настроен к версии фригийской родины пеонов. А насчет родства... так вроде считается, что фригийцы пришли с Балкан, вот и связь, просто в другом порядке.

Кстати, генетическую близость древнемакедонского и фригийского языков в рамках протогреческого праязыка Гиндин рассматривает в отдельной статье: «К вопросу о статусе языка древних македонцев».

Ну раз Гиндин так считает, значит есть основания... Тогда, правда, проблематично найти в древнемакедонском хоть что-то дорийское. Тут толи одно, толи другое. Тоже интересно было бы ознакомиться с этой статьей.

Уход лувийцев одним или двумя веками позже открыл дорогу для движения основной массы прагреков с родственными им на этом уровне племенами прамакедонцев, прафригийцев, прапеонцев и возможно праармян.

Как можно было понять из последнего сообщения, Гиндин считает, что формирование древнемакедонского союза племен началось аж во второй половине III-го тысячелетия до н. э. Одновременно с формированием греков, фригийцев, пеонов и армян.

Сложно с эти согласиться... Фригийцы и армяне появились значительно позже греков уже в железном веке. Гомер же фиксирует ахейцев (греки), пеонов, фригийцев, но ничего не знает про македонян...

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

 

В переводе Гнедича строка, касающаяся Эмафии звучит иначе:

Вдруг пролетела Пиэрии холмы, Эмафии долы

В любом случае понятно, что свой путь она совершила в форме полукруга. На счёт снежных гор фракийцев. Не обязательно это были именно горы Халкидики. Может быть имелся в виду хребет, ныне называемый горы Бесик, пролегающий вдоль Стримона.

Халкидика вполне логично представлялась Гомеру фракийской. Ведь она на тот момент была заселена фракийским племенем эдонов.

 

Ваше предположение по поводу Эмафии/Фессалии вполне логично, хотя и чисто умозрительно.

 

На счёт названия «Македония». Показалось сомнительным предположение о «маковом месте». Или на греческом мак (цветы) тоже называется маком?

 

О различии дорийского и фессалийского диалектов. То, что последний ближе к ионийскому понятно. Однако я имел в виду то, что родственные дошедшим до Пелопоннеса дорийцам группы греков, говорящие на северо-западных диалектах, вторглись с севера, или более вероятно с запада в Фессалию, покорили её, оттеснили на юг будущих беотийцев и стали хозяевами страны. Но по причине значительного численного превосходства автохтонного населения, правящие слои постепенно усвоили эолийский язык своих подданных.

Именно это я и имел в виду, говоря о родстве дорийского ядра будущих македонян с племенами, покорившими Фессалию.

 

Не могу согласится с вашими словами о проблематичности миграции через Македонию. Если говорить только о Верхней Македонии, стране гор, то здесь ваше утверждение верно. Но ведь была же ещё и Нижняя Македония. В историческую эпоху через неё, вдоль побережья Эгейского моря прошло довольно значительное число армий (Ксеркса, Брасида, Агесилая… ). Мне наоборот путь через неё кажется наиболее оптимальным для попадания в Среднюю Грецию.

 

Также реалистична этническая или лингвистическая связь македонян одновременно и с греками и с фригийцами. Гиндин же говорит о «близости македонского и фригийского языков в рамках протогреческого языка». Не утверждаю, что предположения Гиндина бесспорны, но имеют право на существование. И при этом вовсе не исключают близости македонского языка с фригийским в первой половине 2 тыс. до н. э. (когда ещё только происходило формирование и этих языков и собственно греческого), и одновременно близости македонского языка с дорийским диалектом греческого в 1 тыс. до н. э.

 

А вот ваше замечание о не знании македонян Гомером звучит очень даже к месту. Если тот же Гиндин на основе лингвистических изысканий говорит об древнем формировании будущего македонского союза племен, то почему об этих племенах ничего не говорит Гомер? Постараюсь поразмыслить над этим.

Ссылка на комментарий

Кстати, первым достоверно известным упоминанием македонян в греческой среде были строки, прозвучавшие в так называемом «Каталоге женщин», авторство которого древними приписывалось Гесиоду.

Фрагмент 3 (7)

«Ею {Фией, дочерью Девкалеона}, принявшей зачатье от радостногромного Зевса,

Двое сынов рождены: Македон конеборный с Магнетом,

Во Пиерийском краю обитавшие подле Олимпа».

 

В примечаниях к этому произведению говорится, что его не мог сотворить Гесиод. Ведь в нём упоминаются события, произошедшие в конце 7 века, после смерти этого рапсода. Я пробежался по Каталогу, но не нашёл никаких таких событий. Может быть, просто не увидел их. Тем не менее, мы можем уверенно считать, что где-то в середине 7 века македонцы уже были известны грекам и те уже успели ввести их в свою мифологию, создав для них легендарного предка-эпонима, Македона. Любопытно его прямое родство с Магнетом и отдаленное с Девкалеоном. А ведь другим внуком Девкалеона был Дор, предок-эпоним дорийцев (и вообще, эллины считали Девкалеона своим предком-прародителем). Так что даже ранняя мифология говорит о близости этих народов. В то время как мифологическими предками пеонов надо считать детей Океана и Тефиды, речных богов. Сыном Океана были Стримон и Аксий. Сыном Аксия был Пелегон, сыном которого в свою очередь был вождь пеонов Астеропей, пришедший на помощь Трое и погибший от руки Ахиллеса (Илиада, кн. 21, 139-160).

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

В переводе Гнедича строка, касающаяся Эмафии звучит иначе:

Вдруг пролетела Пиэрии холмы, Эмафии долы

Я тогда цитировал перевод Вересаева, как более точный, а вот Минский эту строчку перевел так:

И, Пиерию пройдя и страну Эмафии прекрасной

Не обязательно это были именно горы Халкидики. Может быть имелся в виду хребет, ныне называемый горы Бесик, пролегающий вдоль Стримона.

Халкидика вполне логично представлялась Гомеру фракийской. Ведь она на тот момент была заселена фракийским племенем эдонов.

Не знаю... Судя по снимкам со спутника - снег лежит только не нескольких вершинах между Пеукой и Хортиатами, на северо-восток от Фессалоник.

На счёт названия «Македония». Показалось сомнительным предположение о «маковом месте». Или на греческом мак (цветы) тоже называется маком?

По-гречески "мак" - макон (дор.) или мэкон, причем мак- корень. Понимаю что все это звучит странно и натянуто, и я бы не привел этого варианта если бы не вакханки.

Однако я имел в виду то, что родственные дошедшим до Пелопоннеса дорийцам группы греков, говорящие на северо-западных диалектах, вторглись с севера, или более вероятно с запада в Фессалию, покорили её, оттеснили на юг будущих беотийцев и стали хозяевами страны. Но по причине значительного численного превосходства автохтонного населения, правящие слои постепенно усвоили эолийский язык своих подданных.

Именно это я и имел в виду, говоря о родстве дорийского ядра будущих македонян с племенами, покорившими Фессалию.

Получается, что не вышло у дорийцев в Фессалии, то получилось в Македонии...

Не могу согласится с вашими словами о проблематичности миграции через Македонию. Если говорить только о Верхней Македонии, стране гор, то здесь ваше утверждение верно. Но ведь была же ещё и Нижняя Македония. В историческую эпоху через неё, вдоль побережья Эгейского моря прошло довольно значительное число армий (Ксеркса, Брасида, Агесилая… ). Мне наоборот путь через неё кажется наиболее оптимальным для попадания в Среднюю Грецию.

Прибрежная зона - бесспорно. И Пиерия и Эмафия - это именно она. Но для территорий рядом с побережьем логично предположить заселение со стороны моря, чем из центральных местностей.

Также реалистична этническая или лингвистическая связь македонян одновременно и с греками и с фригийцами. Гиндин же говорит о «близости македонского и фригийского языков в рамках протогреческого языка».

Да есть такая идея, что македонский отличается от греческого, как украинский от русского, т.е. родство несомненно, но звучит варварски и непонятно. В то время как разница дорийского, эолийского и ионийского схожа с разницей различного произношения внутри русского языка - где-то акают, где-то окают и т.п., на лицо местные искажения, но все абсолютно понятно и переводчик не нужен :)

Не утверждаю, что предположения Гиндина бесспорны, но имеют право на существование. И при этом вовсе не исключают близости македонского языка с фригийским в первой половине 2 тыс. до н. э. (когда ещё только происходило формирование и этих языков и собственно греческого), и одновременно близости македонского языка с дорийским диалектом греческого в 1 тыс. до н. э.

Тут бы посмотреть конкретнее, что Гиндин имел ввиду. Понятно что и греческий, и фригийский, и иллирийский восходят к палеобалканскому, и есть мнение, что фригийский был близок к пеонскому, но дорийский диалект, распространенный в классическую эпоху Македонии, вряд ли продолжение местной традиции, а скорее политическое заимствование. Все-таки дорийское корневое А вместо Е или Э не так часто встречается, и доризация многих названий повлияла лишь на окочание... Но судить не берусь. Гиндину виднее.

Кстати, первым достоверно известным упоминанием македонян в греческой среде были строки, прозвучавшие в так называемом «Каталоге женщин», авторство которого древними приписывалось Гесиоду.

Фрагмент 3 (7)

«Ею {Фией, дочерью Девкалеона}, принявшей зачатье от радостногромного Зевса,

Двое сынов рождены: Македон конеборный с Магнетом,

Во Пиерийском краю обитавшие подле Олимпа».

Этот пассаж говорит о политическом родстве Македонии с Магнесией. Но Гомер магнетов не упоминает, хотя и перечисляет различные местности поздней Магнетиды.

Кстати, жители Магнесии, по Страбону, основали одноименный город в Эолии совместно с критянами. Т.е. в том регионе все-таки критяне активно присутствовали...

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Даже не знаю, что ещё могу изложить по обсуждаемому вопросу. Данные источников исчерпаны и проанализированы. Не до конца обсужден пожалуй только вопрос отсутствия Македонии у Гомера. Твердого мнения на этот счёт не сформировал. Как вы уже написали, Эмафию Гомер знал. Соседнюю Фессалию он описал очень подробно. Другого соседа Македонии – Пеонию – он упоминает, но весьма поверхностно. Наиболее подробный факт – генеалогия вождя пеонов Астеропея. Всё же во времена создания «Илиады» греки ещё плохо знали земли Северной Эгеиды. Их колонии появляются там в основном в 7 веке. И именно тогда впервые упоминается эпоним «Македон». Может всё-таки отсутствие названия Македония у Гомера было следствием нехватки знаний об этой местности? Он знает о её приморских районах, Эмафии и Пиэрии, и не более того.

Ссылка на комментарий

Кстати, ещё один момент. Оформление власти Аргеадов над землями боттиэев, эордов, пиэров, произошло вероятно до похода Мардония в 513-512 гг. На это указывают два фактора. Во-первых, указания Геродота и Фукидида дают понять, что эти племена были разбиты и вытеснены македонцами ранее начала греко-персидских войн. Армия Ксеркса прошла рядом с новыми владениями пиэров и боттиэев в районе Халкидики. Во-вторых, сам факт описания похода Мардония в сторону Македонии, проведения переговоров с Аминтой I, говорит о важном значении этого правителя в данном крае. То есть захват Нижней Македонии правителями Эмафии был совершен в 7-6 веках. Нам это ничего не даёт в смысле этнической истории, но довольно интересно в политическом отношении.

Ссылка на комментарий

Я тут ошибся, написав

Этот пассаж говорит о политическом родстве Македонии с Магнесией. Но Гомер магнетов не упоминает, хотя и перечисляет различные местности поздней Магнетиды.

На самом деле магнеты Гомером упомянуты последними в списке ахейской коалиции(Ил,2,756):

Профой же, сын Тенфредона, начальствовал ратью магнетов.

Окрест Пенея и вкруг Пелиона, шумящего лесом,

Жили они. Предводителем их был стремительный Профой.

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

А я даже не обратил внимание на ваши слова о Гомере и магнетах.

Что мы знаем о магнетах? Они относятся к древнему населению Фессалии. Если быть точным, то даже не Фессалии, а Эолиды. В Эолиде жили перребы, магнеты, фтиоты и другие эолийские племена. По словам Геродота и Фукидида, Эолида подверглась нашествию фессалийцев, которые вторглись с территории эпирской Феспротии через 60 лет после окончания Троянской войны. Фессалийцев было недостаточно много, поэтому они заняли только часть страны. Как я уже писал, беотийцев они вытеснили на юг. Жителей тех территорий, что они непосредственно заняли, они превратили в пенестов. Однако часть местных племен (периэки) просто попала в зависимое состояние, была обязана платить дань, поставлять вспомогательные отряды, но сохранила при этом автономию. Среди них были и магнеты. Они были лично свободными, сохраняли свое общинное устройство и впоследствии даже получили право на отдельное представительство в Дельфийской амфиктионии.

Часть магнетов надо думать не захотела стать подвластным племенем и решила переселиться в Малую Азию. Это ведь про них писал Страбон, говоря, что в пути к ним присоединились критяне? Интересно, каким путем они добирались до местности, где основали Магнесию на Меандре, морским или сухопутным? Если сухопутным, то этот путь пролегал через Македонию и север Халкидики. В этом случае боттиэи и вправду получают шанс считаться родственниками присоединившихся к магнетам критян. Хотя расположение Фессалии и Эолиды друг против друга через Эгейское море, скорее говорят о морском переселении.

Кстати, весьма весело было прочитать в Википедии: «Магнесия (Μαγνησία) — приморская часть Фессалии, где в древности обитало македонское племя магнетов».

Ссылка на комментарий

Нашёл у Юстина (Эпитома, 7, 1) версию происхождения названия Эмафия и очередное упоминание пеласгов Боттиэи:

«Македония называлась раньше Эматией по имени царя Эматиона, который первым проявил примеры доблести в этой стране. Территория ее росла очень медленно, и границы ее были крайне тесны. Народ назывался пеласгами, а область — Боттией».

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Что мы знаем о магнетах? Они относятся к древнему населению Фессалии. Если быть точным, то даже не Фессалии, а Эолиды. В Эолиде жили перребы, магнеты, фтиоты и другие эолийские племена.

Да, скорее Эолиды. Гомер относит к тому региону племена ахейцев, эллинов, мирмидонцев, эниенцев, перебов и магнетов. Фтиотов поэт не упоминает, но и жителей различных поселений и областей, союзных ахейцам, никак не называет.

Страбон, немного колеблясь, называет магнетов потомками дельфийцев, "которые жили в Дидимских горах в Фессалии" (кн.14, 1, 40).

Часть магнетов надо думать не захотела стать подвластным племенем и решила переселиться в Малую Азию. Это ведь про них писал Страбон, говоря, что в пути к ним присоединились критяне?

Да, именно про основание Магнесии на Меандре Страбон упоминает участие критян.

Интересно, каким путем они добирались до местности, где основали Магнесию на Меандре, морским или сухопутным?

Все-таки вероятнее морской путь.

Кстати, весьма весело было прочитать в Википедии: «Магнесия (Μαγνησία) — приморская часть Фессалии, где в древности обитало македонское племя магнетов».

Ну это из-за Гесиода :) Столь же правомерно написать про македонцев, как о магнетском племени.

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Решил свести все найденные сообщения о пеласгах европейской части Северной Эгеиды в историческое время. Причина – вероятное пеласгическое происхождение боттиэев.

Геродот пишет, что ещё в конце 6 века острова Лемнос и Имброс заселяли пеласги (Ист., 7, 26), в более раннее время их родичи жили на Самофракии. Ещё интереснее другое его сообщение: «На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотидой), и затем – по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян… можно вывести заключение, что пеласги говорили на варварском языке» (1, 57).

Получается, что ещё во времена Геродота потомки пеласгов жили отдельными общинами в названных им местах, сохраняли свою язык и обособленность от греков. Крестона вероятно находилась в области, населенной фракийцами-крестонами, и расположенной севернее Халкидики. Причем южнее их жили какие-то тирсены, то есть этруски. Но ведь о тирренах в этой области говорит и Фукидид. Я уже приводил его строки о том, что большую часть жителей нескольких городов на полуострове Актэ, что на Халкидике, составляют [b]«пеласги из тирренов»[/b] (Ист., 4, 109, 3-4).

Не хочу ударяться в выяснение происхождения этрусков, но выше озвученные сообщения не просто выводят их из пеласгов, но и объединяют их в одно целое. Добавлю к этому следующее. В 1885 г. на острове Лемнос была найдена могильная стела с рельефным изображением воина, вооруженного копьём и мечом. На стеле оказались надписи, выполненные греческим письмом 7 или 6 века до н. э. на языке, сходном с этрусским. Позже были найдены обломки сосудов с отрывками других надписей на этом же языке. Большинство учёных считает, что надписи оставлены народом, близко родственным этрусским племенам. Но как опять же уже говорил Геродот, на Лемносе и соседних островах в 7-6 веках жили пеласги.

Вот теперь перейду к боттиэям. Страбон и Юстин указывают на их пеласгическое происхождение, в котором я сначала несколько сомневался. Теперь же вполне согласен с этой информацией. Убедиться же мне помогла… топонимика.

После того как македоняне вытеснили боттиэев из Боттиэи, они поселились на севере Халкидики. Правда может быть они жили в этих землях и ранее и область их расселения включала и Боттиэю и север Халкидики. Это предположение согласуется с сообщениями о пеласгах Крестоны и Актэ.

Спрашивается, причём тут топонимика. Дело в том, что в Халкидике политическим центром боттиэев вплоть до 480 г. был город Олинф. А его название четко перекликается с названиями других городов Эгеиды, история которых связана с пеласгами и близкими им народами. К ним можно отнести Коринф и Тиринф на Пелопоннесе, а также Ксанф в Ликии.

Таким образом получается, что после вторжения греческих племен пеласги были вытеснены из Средней и Южной Греции, но сумели сохранить достаточно крупные территории на севере Эгеиды. Включающие в себя Боттиэю, Эмафию, окрестности Олинфа, Крестона, полуостров Актэ, города на Геллеспонте, а также многие острова северо-восточной части Эгейского моря. Постепенно давление со стороны македонян, греков и фракийцев постепенно загнало остатки пеласгов в оторванные друг от друга анклавы, постепенно ассимилированные новыми переселенцами. Тем не менее, даже в начале 4 века до н. э. остатки пеласгов (в лице боттиэев) сохраняли не только этническую, но и политическую самостоятельность (что подтверждается договором Аминты II с халкидянами).

Столь широкая представленность в регионе не могла не отразиться на формировании македонского народа. Так что у македонян кроме спорных дорийско-иллирийско-фракийских корней были и пеласгические предки.

Ссылка на комментарий

2 Akilov I.V.

Видно, сегодняшний день пройдет под знаком боттиэев. Кучка свежих данных.

Специалист по нумизматике Зограф в своём труде «Античные монеты» упоминает следующее: «Можно было бы указать ряд других изображений статуй на монетах ранней эллинистической поры, сопровождающихся таким же «развертыванием» фигур и упрощением деталей. Сюда относится тип оборотной стороны александровских тетрадрахм, воспроизводящий статую Зевса из боттиэйского святилища в Пелле».

Насколько я понимаю, эти слова указывают на то, что уже к моменту изгнания боттиэев из своей области они перешли к почитанию эллинских богов.

Правда, нет уверенности, что упомянутый Зографом храм находился в Македонии. Бикерман в «Государстве Селевкидов» пишет: «На горе Сильсион, близ Антиохии, зороастрийский храм соседствовал со святилищем Зевса Боттея из Пеллы, находившимся под особым покровительством династии».

Но самое потрясающее таилось в Плутарховой биографии Тесея. Между делом там было написано:

«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в «БОТТИЕЙСКОЙ ПОЛИТИИ» также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу. Некогда критяне, исполняя старинный обет, отправили в Дельфы своих первенцев, и среди посланных были потомки афинян. Однако переселенцы не смогли прокормиться на новом месте и сначала уехали за море, в Италию; они прожили некоторое время в Япигии, а затем, возвратившись, обосновались во Фракии и получили имя боттийцев. Вот почему, заканчивает Аристотель, боттийские девушки во время жертвоприношений иногда припевают: «Пойдемте в Афины!».

Оказалось, что из 159 очерков Плутарха о государственном устройстве соответствующего числа стран, один был посвящен Боттиэе! К сожалению, сохранился только тот, что описывал Афины.

Наиболее подробный анализ этого фрагмента труда Аристотеля провел Доватур А. И., написавший специальный материал: «Фрагмент «Ботиейской политии» Аристотеля». Познакомиться с ним можно по этой ссылке: www.ancientrome.ru/publik/dovatur/dov02.htm

В материале Доватура кроме разбора самого фрагмента имеется краткий анализ истории племени боттиэев. В нем сообщается много фактов, трудно находимых иным путем. Поэтому я отдельным постом приведу часть текста статьи.

Ссылка на комментарий

«Боттиеи были участниками первого морского союза. Они как племенная единица упомянуты в списке дани 446/5 г. (JG, I2, № 199, 19), отдельные города их (Спартол и другие) — в ряде списков.

С 30-х годов V в. отношения между боттиеями и Афинами начинают портиться. Накануне Пелопоннесской войны боттиеи отпадают от Афин вместе с Потидеей (Фукидид, I, 57, 5; 58, 1; 65, 3). Правда, в промежутке времени между 422 и 416 гг. часть боттиейских городов вновь вступает в союз с Афинами21, но главный город — Спартол не возобновляет своего союза с Афинами22.

В IV в. основной политической силой на Халкидике был союз халкидских городов, возглавлявшийся Олинфом23. Союз этот участвует в так называемой Коринфской войне (395—387 гг.) на стороне противников Спарты, т.е. действует заодно с Афинами, Беотией, Коринфом, Аргосом и другими государствами, причем нет речи о главенстве Афин (Диодор, XIV, 82, 3). Через несколько лет после Анталкидова мира [с.498] Халкидский союз снова сталкивается со Спартой. Олинф, осажденный спартанцами, сдается в 379 г. и вынужден вступить в симмахию со Спартой. Потребовали ли победители роспуска Халкидского союза или же позволили ему существовать при условии отказа от самостоятельной политики, сказать трудно. Прямых данных по этому вопросу не имеется, а априорные соображения приводят исследователей к разным выводам24. В 378—377 гг. возрождается морской союз под главенством Афин. В союзном договоре среди афинских союзников значатся на полях, т.е. в числе присоединившихся позднее, [Χαλκι]δῆς ἀπὸ [Θράικης] (II2, № 43; Dttb., Syll.3, № 147, 101—102). Толкование этого обозначения вызвало разногласия. Халкидяне фракийские, упоминаемые в договоре, понимаются либо как граждане города Халкиды у Афона, о котором говорит в соответствующем месте Стефан Византийский25, либо как члены Халкидского союза, продолжавшего существовать и после 379 г. и имевшего возможность присоединиться к афинскому морскому союзу около 375 г.26. Однако уже в 368—358 гг. Олинф находится в длительном конфликте с Афинами из-за Амфиполя. Только приблизительно с 353 г. олинфские руководящие круги, осознав опасность, грозившую со стороны Македонии, начинают искать сближения с Афинами. Со стороны Афин ярым поборником союза с Олинфом является Демосфен. Усилия Демосфена увенчались, наконец, успехом, но это было почти накануне катастрофы27; помощь, пришедшая из Афин, не спасла обреченных, и в 348 г. Олинф был взят и разрушен Филиппом.

Состояли ли боттиеи в союзе халкидских городов? В составе населения самого Олинфа еще в IV в. были и боттиеи28, но это обстоятельство не предопределяло собой позицию тех боттиеев, которые жили за пределами Олинфа. В этом легко убедиться, если вспомнить, что в известном договоре Аминты Македонского с халкидскими городами (Dttb., Syll.3, № 135) договаривающиеся стороны обязуются не заключать сепаратного договора о дружбе с Амфиполем, боттиеями, Аканфом и Мендой. Боттиеи, следовательно, не входили в Халкидский союз. Датировка этого договора спорная. Его относят к 394—392, 390—388, 380, 376, 375 гг.29 Лучше обстоит дело с хронологией [с.499] других известных нам событий из истории боттиеев. Часть халкидские городов, и среди них боттиейский Спартол, выступила против Олинфа (Ксенофонт, Гелленика, V, 2, 11 сл.; 3, 6), но отдалась под покровительство не Афин, а Спарты. Это было в 383 г. Наконец, когда афиняне в 349 г. посылают свое войско на помощь Олинфу, афинский полководец Харидем, по свидетельству Филохора (fr. 132, Müller)30, опустошает Паллену и область боттиеев — боттиеи, очевидно, уже под властью Филиппа».

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Дело в том, что в Халкидике политическим центром боттиэев вплоть до 480 г. был город Олинф. А его название четко перекликается с названиями других городов Эгеиды, история которых связана с пеласгами и близкими им народами. К ним можно отнести Коринф и Тиринф на Пелопоннесе, а также Ксанф в Ликии.

В-целом, я полностью с Вами согласен. А вот насчет переклички названий... Может быть, Вы правы. Олинф (ολυνθος) похож на Коринф (κορινθος) и Ксанф (ξανθος), но так же перекликается с названием острова Закинф (ζακυνθος), но вот Тиринф... это название немного другое, оно относится к 3-му склонению, самому сложному и древнему - в именительном падеже оно звучит как Тирюнс (τιρυνς), но основа определяется по родительному падежу (τιρυνθος), в русском варианте стараются придерживаться именно основы для 3 лица, а не именительного падежа. Собственно, что это меняет?.. Наверное, ничего. Тиринф слишком древний город, чтобы изначально иметь "пеласгический" след.

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий
  • 7 месяцев спустя...

Листал Дройзена и наткнулся в примечаниях на информацию о братьях царя Пердикки II, следующего характера:

"На этих братьев {Аминта, Филипп и Алкета} проливает свет эпиграфический текст договора, заключенного в 423 г. между ним и Афинами, т. к. этот документ подписан родственниками царя, а затем другими македонянами в качестве свидетелей. В числе свидетелей не находится, вероятно, старший брат Пердикки Аминта..."

Где можно найти этот текст? Безумно хочется познакомится с ним непосредственно. Наверное опять нет его перевода на русский и публикации в отечественных журналах.

Ссылка на комментарий
  • 6 месяцев спустя...

Нашел кусок текста, о котором спрашивал в прошлом сообщении аж от 22 января. «Я буду поступать согласно договору и буду считать (вместе с афинянами) одних и тех же лиц за друзей и за врагов, и буду вести себя по отношению к афинянам справедливо, нековарно и безвредно, и буду помогать по мере возможности афинскому народу, и никому, кроме афинян, не дозволю вывозить корабельный лес». Ни намека на братьев царя. Где же может быть перевод всего текста?

Кстати, на форуме есть спецы по политической истории Эллады классического периода? Я сейчас Пелопоннескую войну "вспоминаю". Есть ряд вопросов по роли Македонии в этом конфликте.

Ссылка на комментарий

Спецов нет, но могу подсказать, где скачать (на англ яз.) 1-й том комментария к Фукидиду и "Пелопоннесскую войну" Лэйзенби. Там же, кстати, на Гигапедии, выложили несколько книг Хадзопулоса - "Македонские институты при царях" (2 тома), "Акты продажи из Амфиполя" и т.д.

 

Договор: не этот?

http://books.google.com/books?id=CpY_I_Lyx...page&q=&f=false

Ссылка на комментарий

Two Attic Decrees of the Fifth Century

Author(s): Philip H. Davis

Source: American Journal of Archaeology, Vol. 30, No. 2 (Apr. - Jun., 1926), pp. 177-188

здесь фото жалких остатков этого декрета (кстати, как отмечено, 422 года) и реконструкции фраз и слов с комментариями. Перевода нет, полной публикации тоже, просто исправления и версии к предыдущему изданию.

 

The Dating of Fifth-Century Attic Inscriptions

Author(s): Alan S. Henry

Source: California Studies in Classical Antiquity, Vol. 11 (1978), pp. 75-108

на стр. 99 отмечает две версии датировки договора с Пердиккой: около 436 и 423/422 (по Маттингли)

 

The Methone Decrees

Author(s): Harold B. Mattingly

Source: The Classical Quarterly, New Series, Vol. 11, No. 2 (Nov., 1961), pp. 154-165

 

Также о датировке:

http://books.google.com/books?id=_e1Gi2eZF...s%20423&f=false

 

http://books.google.com/books?id=614pd07Ot...s%20423&f=false

 

Также советую скачать с Гигапедии Cambridge Ancient History том 5, и прежде чем начинать забрасывать окружающих наивными вопросами, просмотривать данный том.

Ссылка на комментарий

2Недобитый Скальд

Да, договор интересует этот. У тебя нет возможности привести на русском языке хотя бы какую-нибудь часть договора?

Любопытно, что Архелай уже присутствует в тексте, хотя до его воцарения ещё долго. В договоре он упомянут как единственный из сыновей Пердикки. Интересно, насколько верны сообщения греческих источников о незаконном рождении Архелая? Если бы это было так, мог ли он задолго до смерти отца принимать участие в политических событиях?

Кстати, как правильно пишутся и озвучиваются другие македонские имена из этого договора? Там есть Агерр, сын Филиппа (до этого мне был знаком с таким именем только Агерр, отец Андроника, гетайра АЛЕКСАНДРА) и еще ряд лиц.

Ссылка на комментарий

Был бы нормальный перевод на английский, привел бы.

 

Насчет македонских имен: ты б себе скачал просопографический справочник Татаки с Гигапедии (Macedonians Abroad), там все бытовавшие имена у македонян имена перечислены.

Ссылка на комментарий

С моим-то знанием английского!!!

Скинь хотя бы ссылку на этот словарь Татаки, а то залез я на Гигапедию и ничего не нашел (тыкая клавишы наугад).

 

Кстати, в договоре упомянуты два сына царского брата Алкеты (первый - Агелай, а имя второго не сохранилось). И некий Менелай, сын Александра. Я сначала подумал, что это очередной брат Пердикки II. Однако логика перечисления имен говорит о том, что сначала были поименованы сыновья прежнего царя Александра I, затем сын Пердикки Архелай, а далее по тексту идут сыновья братьев Пердикки. Сначала указан этот самый Менелай, а затем сыновья Алкеты. Получается, что отец Менелая был братом Пердикки. Однако о таком я не слышал ни у Дройзена, ни у Шофмана, да и вообще нигде не слышал.

Ссылка на комментарий

Небольшой экскурс.

Давно уже наткнулся на информацию о том, что царь Македонии Архелай приглашал в свою страну кроме многих других греков ещё и Сократа. Но получил отказ. А вот что стало для меня открытием, так это то, что Сократ оказывается несколько раз в Македонии все же побывал. Правда не в самой Македонии, а в Халкидике.

В возрасте 27 лет он в составе одной из экспедиций отправился на осаду Потидеи, в самом начале Пелопоннеской войны. Вместе с ним в военных действиях участвовал Алкивиад, с которым Сократ был в очень дружеских отношениях. Часто говорят, что даже не просто дружеских.

Платон в произведении "Пир" вкладывает в уста Алкивиада следующие строки о Сократе.

"... нам довелось отправится с ним в поход на Потидею и вместе там столоваться. Начну с того, что выносливостью он превосходил не только меня, но и вообще всех. Когда мы оказывались отрезаны и поневоле, как это бывает в походах, голодали, никто не мог сравниться с ним выдержкой. Зато когда всего бывало вдоволь, он один бывал способен всем насладиться; до выпивки он не был охотник, но уж когда его принуждали пить, оставлял всех позади, и, что самое удивительное, никто никогда не видел Сократа пьяным... Точно также и зимний холод - а зимы там жестокие - он переносил удивительно стойко... А хотите знать, каков он в бою? Тут тоже нужно отдать ему должное. В той битве, в котрой меня наградили военачальники, спас меня никто иной, как Сократ: не захотев бросить меня, раненого, он вынес с поля боя и мое оружие, и меня самого".

Если Сократ прибыл под командованием Каллия, то он должен был принимать участие в походе на Пидну, во время осады которой афиняне помирились с Пердиккой. И отправились к Потидее. В сопровождении 600 конных македонян. Любопытно, познакомился ли чрезмерно любознательный Сократ с этими македонянами. Хотя времени на общение у них особо не было. Ведь по прибытии в Халкидику македонцы вновь перебежали в лагерь противников Афин. Зато в афинском лагере продолжали находиться конные македонцы из Элимеи и сторонники брата Пердикки Филиппа.

По прошествии десяти лет значительно повзрослевший Сократ отправлен под командованием Клеона на возврат Амфиполя. Битва с Брасидом закончилась для афинян бесславно. Источники сообщают, что при отступлении Сократ вновь вел себя очень храбро: "не смешивался с бегущими, спокойно оборачивался, готовый отразить любое нападение" (Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов). Во время этой битвы македоняне находились в состоянии войны с Афинами и снабжали войско Брасида продовольствием и всем необходимым.

Надо думать, у Сократа уже в эти годы сложилось не очень благоприятное отношение к македонцам. Отсюда понятно, почему он с презрением отказал Архелаю в его приглашении.

Изменено пользователем Marc Romiliy
Ссылка на комментарий

Он занимался телесными упражнениями и отличался добрым здоровьем. Во всяком случае он участвовал в походе под Амфиполь, а в битве при Делии спас жизнь Ксенофонту, подхватив его, когда тот упал с коня. Среди повального бегства афинян он отступал, не смешиваясь с ними, и спокойно оборачивался, готовый отразить любое нападение 26. Воевал он и при Потидее (поход был морской, потому что пеший путь закрыла война); это там, говорят, он простоял, не шевельнувшись, целую ночь, и это там он получил награду за доблесть, но уступил ее Алкивиаду...

 

К Архелаю Македонскому, к Скопасу Краннонскому, к Еврилоху Ларисейскому он относился с презрением, не принял от них подарков и не поехал к ним. И он держался настолько здорового образа жизни, что, когда Афины охватила чума, он один остался невредим.

 

Диоген Лаэрций.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.