Польский вопрос. - Страница 10 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Польский вопрос.


Рекомендуемые сообщения

Вот, кстати, нашел автореферат работы по Варшавскому договору 1920:

http://bank.referatoff.ru/002334-1.html

Если нужно перевести какие-то моменты - обращайтесь ;)

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Alias

Вот, кстати, нашел автореферат работы по Варшавскому договору 1920

Как-то у меня выражение "Варшавский договору" немного с другой эпохой ассоциируется ;)

Изменено пользователем jvarg
Ссылка на комментарий

Данная статья ранее приводилась Svetlako в теме о "Суверенизации...", тут весьма много о украинско-польских взаимоотношениях, территориальных претензиях начала 20 века, войне 1918-1919 и т.п.

 

С.А.Скляров Польско-украинский территориальный спор и великие державы в 1918-1919 гг.

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/sklarov.htm

 

О политике Антанты в отношении Польши:

Политика Антанты в отношении польской и украинской государственности исходила прежде всего из официальной позиции России. 16 (29) марта 1917 г. Временное правительство заявило о своей готовности содействовать созданию Польского государства на землях, населенных в большинстве поляками при условии заключении ИМИ с Россией "свободного военного союза" (50). В украинском вопросе правительство соглашалось только на предоставление культурно-национальной автономии. Соответственно ведущие политики Антатнты, начиная с 1918 г. активно декларировали необходимость создания польского государства в этнографических границах. 5 января 1918 г. с заявлением о необходимости создания этнографической Польши, как важнейшего условия для стабилизации в Восточной Европе выступает британский премьер-министр Д.Ллойд-Джордж. В феврале в своей программе "14 пунктов" о том же говорит президент США В.Вильсон. 2 июня 1918 г. о необходимости создания независимой Польши заявляют в совместной декларации главы правительств Великобритании, Франции и Италии. Одновременно Антанта отказывается официально признать существующую де-факто УНР, признанную странами Четверного союза и некоторыми нейтральными государствами. Не привело к изменению позиций стран Антанты в вопросе признания УНР и поражение Четверного союза в первой мировой войне, выдвинувшее на передний план проблему послевоенного устройства. Антанта начинает рассматривать вопрос признания независимого польского государства, воссозданного в октябре-ноябре 1918 г. и практически сразу попавшего под покровительство стран Согласия. Укреплению позиций Польши в послевоенной Европе в немалой степени способствует полная неопределенность в России, где на фоне гражданской войны одно за другим появляются новые государства, а большевики стремятся к всемирной революции. Кроме того, в условиях революций в Германии и Венгрии независимое Польское государство сумело взять под свой контроль большинство этнических польских территорий, что на общем фоне хаоса в Восточной Европе не могло не произвести впечатления. Серьезным недостатком, правда, при этом было то, что во главе польского государства оказались лидеры, ориентировавшиеся до 1917 г. на поражение Антанты в первой мировой войне. Однако Ю.Пилсудскому удалось договориться с проантантовским Польским национальным комитетом в Париже по ключевым вопросам возрождения Польши, что, хотя и не ликвидировало, но значительно уменьшило недоверие Антанты к Польскому государству.

 

...

 

В это время у Антанты не было единого подхода в вопросе о принципах определения границ новых государств Центральной и Юго-Восточной Европы. Если Вильсон выступал сторонником определения границ на основании права наций на самоопределение, то Франция в большей степени руководствовалась стратегическими соображениями собственной безопасности. Великобритания верная своему прагматическому подходу к вопросам внешней политики в одном случае поддерживала позицию США, а в другом - Франции.

 

Эти разногласия не могли не сказаться в вопросе об определении польско-украинской границы. Польша и Украина одновременно претендовали на обладание заселенными преимущественно украинским населением, но с многочисленными польскими анклавами, территориями, некогда входившими в состав Речи Посполитой. Это были, прежде всего, восточные районы Холмщины и Подляшья, Восточная Галиция и Западная Волынь.

 

При этом украинская сторона свои претензии оправдывала аргументами этнического порядка, указывая на абсолютное или относительное преобладание украинского элемента в составе населения спорных территорий. В противовес этому польские политики выдвигали аргументы прежде всего исторического, экономического, геополитического и стратегического порядка, а также указывали на перспективы скорой полонизации этих земель, имевшие под собой реальные основания в ряде поветов, где польский элемент численно почти не уступал украинскому.

 

В новой ситуации в Европе не на пользу Украине было и ее географическое по¬ложение, ее удаленность от Германии, следствием которой было отсутствие украинско-германских территориальных претензий. Польша претендовала на значительную часть побежденной Германской империи, и в перспективе могла стать стратегиче¬ским союзником Франции. Именно Франция наиболее последовательно покровительствовала Польше в вопросах ее становления, в том числе и территориальных. Французский МИД в конце 1918 г. разработал концепцию создания сильной Польши, которая должна была при необходимости заменить Россию в качестве восточ¬ного противовеса Германии и в то же время являться санитарным кордоном с большевистской Россией. Меморандум МИД Франции, в котором содержалась эта концепция, предусматривал включение в состав польского государства Холмщины и всей Галиции, с предоставлением Восточной Галиции автономии и сохранением польско-украинского двуязычия. (52). В это же время Совет министров и военное министерство Франции получили докладную записку начальника французской во¬енной миссии в Польше генерала Аршинара, в которой излагались мотивы определения границ будущего польского государства. Французская военная миссия исходила из исторических, этнических и экономических предпосылок создания сильного Польского государства как союзника Франции. Она рекомендовала включить в состав Польши Холмщину, Восточную Галицию, Западную Волынь и часть Подолии с Проскуровым и Каменец-Подольским, проведя восточную границу по реке Горынь. Остальная часть украинских территорий, ранее входивших в Речь Посполитую, включая восточные районы Волыни и Подолии, а также вся Киевщина должны были отойти России (53). Тем самым во Франции официальные круги в вопросе польско-украинского разграничения заняли однозначно пропольскую позицию, предусматривавшую раздел украинских этнических территорий между Польшей и Россией.

 

И ещё: о восточной граинце Польши (территориальные претензии)

 

Польский историк Анджей Деруга, рассмотрев программы польских политических группировок в 1918-1920 гг., выделил 4 группы программ проведения польской границы на востоке (55).

 

Бельведерский лагерь - сторонники Пилсудского и правительства Морачевского-Василевского выдвигали программу так называемой федерализации. Она предусматривала создание федерации Польши, Литвы, Белоруссии и Украины. При этом к Польше отходила Холмщина, Львов и Западная Волынь, а польско-украинская граница должна была проходить по линии рек Стырь и Случь.

 

С федералистской концепцией имела точки соприкосновения программа польских социалистов, предусматривавшая мирное решение польско-украинского территориального вопроса при включении Львова и Холмщины в состав Польши, на остальной же части Восточной Галиции и на Волыни она предусматривала предоставить полякам национально-культурную автономию в составе Украины.

 

Противоположную позицию по вопросу польско-украинской границы занимали эндеки. Они исходили из того, что Польша на востоке будет граничить непосредственно с Россией, Украина же не сохранит своей государственности. Их программу, предусматривавшую включение в состав Польши Холмшины, всей Галиции, Западной Волыни и части Подолии с границами по рекам Збруч, Смотрич, Случь и Горынь, поддержала Польская крестьянская партия "Пяст" (ПСЛ "Пяст").

 

Наиболее крайние взгляды на продвижение польских границ на восток высказывали консерваторы, так называемые "кресовые зубры" из числа владельцев крупных поместий в Белоруссии, Украине и Литве. В своих программах они высказывались за восстановление Польского государства в границах 1772 г. с присоединением не только Западной, но и части надднепровской Украины.

 

Дипломатическое соперничество польской и украинской сторон по вопросу границ разворачивалось и на мирной конференции в Париже. Интересы польского государства представлял основанный еще в 1915 г. Польский Национальный Коми¬тет (ПНК) со штаб-квартирой в столице Франции. ПНК в ходе первой мировой войны добился признания со стороны стран Антанты, имел достаточно высокий авторитет и широкие политические связи. Делегация же УНР, как следует из донесения ее главы - Г.Сидоренко Директории от 7 марта 1919 г., первоначально даже не была допущена французскими властями в страну. Только после обращения в посольства стран Антанты в Риме Сидоренко и его секретарь смогли прибыть в Париж. Остальные же члены украинской делегации были допущены позже (65).

 

ПНК на мирной конференции настаивал на присоединении Восточной Галиции к Польше и выступал против признания независимости УНР, которая, по мнению председателя ПНК Р. Дмовского, изложенного им 29 января перед Советом десяти, могла быть только "организованной анархией" (66). Утверждения о нежизнеспособности УНР и историческое право служили основными аргументами в пользу присоединения Восточной Галиции к Польше в ноте польской делегации к Камбону от 28 февраля (67).

 

3 марта 1919 г. польская делегация предложила свой вариант восточной грани¬цы Польши. На польско-украинском участке она должна была проходить восточнее Мозыря - западнее Овруча и Звягеля - восточнее Заславля и Староконстантинова до реки Ушицы у Зенкова и по ее течению до Днестра, давая Польше границу с Румынией (68). То есть Холмщина и Подляшье, вся Восточная Галиция и Западная Волынь, а также западные районы Подолии должны были отойти к Польше, что полностью соответствовало планам эндеков.

 

 

2jvarg

Как-то у меня выражение "Варшавский договору" немного с другой эпохой ассоциируется

Не только у Вас. Поэтому тяжело что-то в и-нете по этому вопросу найти :)

Ссылка на комментарий

Alias

Оно так и было. Все католики Белоруси до сих пор себя "поляками" называют.

Можете у белорусов спросить.

 

Ну я белорус. Могу ответить и отвечаю:

Не считают. Не «до сих пор» не раньше. «Ополячивание» действительно проходила «через костел». НО! Не все белорусы-католики=поляки. Вернее, даже, не большая их часть. И это я Вам говорю как белорус который имеет и родственников и знакомых обеих вероисповеданий.

 

И не знаю КТО Вам это сказал, но Вас — обманули...

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Minchuk

 

Ну я белорус. Могу ответить и отвечаю: Не считают. Не «до сих пор» не раньше. «Ополячивание» действительно проходила «через костел». НО! Не все белорусы-католики=поляки. Вернее, даже, не большая их часть. И это я Вам говорю как белорус который имеет и родственников и знакомых обеих вероисповеданий.

 

И не знаю КТО Вам это сказал, но Вас — обманули...

Извините, если обидел )) Просто именно так мне объясняли причину такой концентрации поляков в "Средней Литве" (aka "область Вильно"). Если у Вас иной взгляд на вопрос, прошу поделиться.

 

 

-----------------------

 

Вот ещё в тему, кстати: карта из современного польского школьного атласа по истории (Atlas Historyczny. Szkola Srednia - 1815-1939 Wydawnictwo Demart)

028029resizevt2.th.jpg

 

Комментарии: собственно, иллюстрируются территории претензий "национального польского гос-ва". Количество польского населения гипертрофировано на данной карте (на тот момент - до осадничества - поляки большинство населения на контекстных территориях составляли лишь во Львове и окрестностях и в районе Вильно, ну и в Холмщине-Подляшье), хотя территории его компактного проживания и соответствуют реальной ситуации.

Более реально этнографическая ситуация тех лет показана тут (хотя карта также не идеальна):

http://tw.org.ua/index.php?option=com_dats...nc=detail&id=10

 

Иные этнографические карты по теме вы найдете здесь:

http://tw.org.ua/index.php?option=com_dats...d=2&startpage=4

Ссылка на комментарий

Alias

Извините, если обидел

Не буду лукавить, маленько — задело. :unsure: Но — проехали. :cheers:

Просто именно так мне объясняли причину такой концентрации поляков в "Средней Литве"

В принципе Вам правильно объясняли. Просто Вы "растянули" это объяснение на ВСЕХ католиков-белорусов. А это уже — не так.

Согласно статистике ок. 15 % населения Беларуси относят себя к "католикам" (часть из них, естественно, католики только по "названию", хотя, так же естественно уровень религиозного самосознания среди них, все же выше чем среди относящих себя, традиционно, к православным) и лишь 3,6 % к "полякам".

Еще раз: "Ополячивание" действительно проходило через "костел" но не все католики считали и считают себя поляками.

Данный процесс был связан, в значительной степени, с запаздыванием формирования национального самосознания у белорусов, особенно по сравнению с поляками. А так же с особенностью статистической учетности национального состава населения на этих территориях в конце 19-го начале 20-го века. Когда "национальность", зачастую, определялась по вероисповеданию. А Вильня, все же, являлась центром региона и там процесс превращения "костельных поляков" и "католиков-тутэйших" в просто "поляков" происходил, все же, быстрее чем в других местах.

Ссылка на комментарий

2Онагр

Ну вот видно же что некислые у них претензии...Вот и "Польша от моря до моря"...Однако жадность до добра не доводит.

До какого моря? Киевского? )))

Южнее Винницы даже на той карте поляки не обозначены :)

А претензии были уже указаны конкретно выше в программах польских партий того периода.

 

2Minchuk

Не буду лукавить, маленько — задело.

Ещё раз приношу извинения. Просто сказалось и то, что в Украине католик=поляк в абсолютном большинстве случаев.

В принципе Вам правильно объясняли. Просто Вы "растянули" это объяснение на ВСЕХ католиков-белорусов. А это уже — не так.

Ясно.

и лишь 3,6 % к "полякам".

У Вас под рукой, к слову, нет этнографической карты Беларуси? Был бы весьма благодарен.

Ссылка на комментарий

2Alias

Украине католик=поляк в абсолютном большинстве

Удивили.. уточните, пожалуйста...

Это как при окончании на "-ий" фамилии, сразу - польский еврей..

т.е. вывод - поляк :D

Ссылка на комментарий

213th

Удивили.. уточните, пожалуйста... Это как при окончании на "-ий" фамилии, сразу - польский еврей.. т.е. вывод - поляк

Вроде как "католик" сильно коррелирует тут с "поляк"? Во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление, не знаю католиков без польской крови :)

Ссылка на комментарий

2Alias

не знаю католиков без польской крови

у меня есть знакомые, так же бабка-тетка (католичкой была) расказывала, что неполяков расстреливали поляки (ну, кто "отказывался" что он поляк).. да и католиков то же не очень "любили" остальные... честно скажу, фактов не искал, но почему-то верю..

 

Что-то всё ж больше их было, католиков, до гражданки... да и в России то же были католики, что ж они все - поляки, немцы, французы???

 

З.ы. извените, не знаю как правильно и назвать, если сестра (и даже не сестра) сводная бабушке...

Ссылка на комментарий

213th

у меня есть знакомые, так же бабка-тетка (католичкой была) расказывала, что неполяков расстреливали поляки (ну, кто "отказывался" что он поляк).. да и католиков то же не очень "любили" остальные... честно скажу, фактов не искал, но почему-то верю..

Не совсем понял. Кого расстреливали? Католиков-неполяков? Когда?

Что-то всё ж больше их было, католиков, до гражданки... да и в России то же были католики, что ж они все - поляки, немцы, французы???

Я имею в виду свое общее, так сказать, представление о католиках в современной Украине: что они представлены в большинстве своем этническими поляками.

Ссылка на комментарий

2Alias

Я имею в виду свое общее, так сказать, представление о католиках в современной Украине: что они представлены в большинстве своем этническими поляками

 

Ну, этнически я не скажу, зато территориально католичество достаточно четко очерчивается. И если сравнить этот ареал с ареалом распространения поляков до "УПАшных чисток" - то ИМХО совпадает? Конечно размытость границ естественна... А? У тебя ж самого карты есть.

Ссылка на комментарий

2Svetlako

Ну, этнически я не скажу, зато территориально католичество достаточно четко очерчивается. И если сравнить этот ареал с ареалом распространения поляков до "УПАшных чисток" - то ИМХО совпадает? Конечно размытость границ естественна... А? У тебя ж самого карты есть.

Корректнее будет сказать: "до 1939" (потом уже были выселения в Сибирь и Казахстан, украинско-польские чистки, обмены населением). ;)

Речь же шла вообще о современной ситуации.

Ссылка на комментарий

Alias

Просто сказалось и то, что в Украине католик=поляк в абсолютном большинстве случаев.

Разве? От мне давали такую небольшую справку по состояния дел в нынешний Украине:

 

Сегодня по численности приходов на Украине Греко- Католическая церковь ( в России ее называют – Униатской) уступает лишь Украинской православной церкви (Московского Патриархата) — УПЦ (МП). По состоянию на начало 2002 г., их было почти 3300. При этом подавляющее большинство приходов сосредоточено на Западной Украине. С 26 января 2001 г. УГКЦ возглавляет Блаженнейший Любомир Кардинал Гузар.

УГКЦ насчитывывает 5,5 млн.

 

На 2007 год Римо-Католическая Церковь в Украине насчитывает 7 диецезий (Львовская архидиецезия, диецезии Киевско-Житомирская, Каменец-Подольский, Луцкая, Мукачивская, Харьковско-Запорожская и Одесско-Симферопольская), 804 парафии, имеет 12 епископов и 3 Высшие духовные Семинарии (Львовская в Брюховичах, Киевско-Житомирская в Ворзели и Каменец-подольский в Городке ). Римо – Католиков в Украине насчитывывается до 1 млн. чел.

 

Насколько я понимаю этнических поляков на Украине сейчас все же не миллион.

 

У Вас под рукой, к слову, нет этнографической карты Беларуси?

 

Ну "под рукой" у меня, только, карта Карского. Насколько я заметил она у Вас есть то же.

Не совсем "под рукой" энциклопедия "Беларусь" за 2006 г., откуда брал цифры статистики. Там же есть и современная этнографическая карта и карты распределения церковных приходов по территории Беларуси, но увы, она (энциклопедия) не у меня.

Ссылка на комментарий

2Minchuk

Насколько я понимаю этнических поляков на Украине сейчас все же не миллион.

http://www.ukrcensus.gov.ua/results/general/nationality/

Поляков 144,1 тыс., мадьяров 156,6 (про них забыл ))

Кроме того, я ж говорил, что это не обязательно именно "поляки", а люди с польской кровью. К примеру, у меня есть знакомые-католики, которые вроде себя поляками не называют, но у них кто-то из родителей поляк и т.п.

Но это, конечно, сугубо мои личные наблюдения, на своих выводах я не настаиваю ))

Не совсем "под рукой" энциклопедия "Беларусь" за 2006 г., откуда брал цифры статистики. Там же есть и современная этнографическая карта и карты распределения церковных приходов по территории Беларуси, но увы, она (энциклопедия) не у меня.

А не могли б Вы её отсканировать как-то в обозримом будущем, был бы весьма благодарен :)

Ссылка на комментарий

Alias

Но это, конечно, сугубо мои личные наблюдения, на своих выводах я не настаиваю

Дык, "по-Украине" я то же ни на чем не настаиваю. Все же живущим там — виднее.

Но насчет "людей с польской кровью"... Кхм, Вы полагаете, что среди православных украинцев таковых нет? B)

А не могли б Вы её отсканировать как-то в обозримом будущем

Я постараюсь. Честно. :D

Но вряд ли раньше чем в течении месяца-другого. Просто атлас действительно не "под рукой", а выберусь ли я в ближайшее время в "академкнигу", что бы приобрести его для себя — не знаю.

Ссылка на комментарий

2Minchuk

Но насчет "людей с польской кровью"... Кхм, Вы полагаете, что среди православных украинцев таковых нет?

Конечно есть, у меня прабабка полячка была, к примеру )))

Я просто о другом: ИМнХО, у большинства украинских католиков кто-то из предков был поляком (или венгром). Ещё я заметил, что при переписях человек, у которого родители разной национальности (украинец и полячка, к примеру), при прочих равных условиях скорее всего выберет национальность родителя с "титульной" национальностью.

Я постараюсь. Честно.

Буду благодарен :cheers:

Ссылка на комментарий

2Alias

Извените.. не мог сюда заглянуть...

появилась бабка у нас около 22 года, отсюда, наверно и отталкиватся.. если сможете найти факты, буду благодарен... когда именно не могу точно сказать :(

"польская" кровь, простите, а у кого из украинцев ёё нет??? может у тех кто эмигрировал в Америку (ну или куда-нить в Западную Европу) в 1700-х ;)

Ссылка на комментарий

213th

появилась бабка у нас около 22 года, отсюда, наверно и отталкиватся.. если сможете найти факты, буду благодарен... когда именно не могу точно сказать

Не совсем понял (возможно, о чем-то мы говорили, но я забыл). Какая бабка? У кого появилась? И какие факты Вам нужны?

"польская" кровь, простите, а у кого из украинцев ёё нет??? может у тех кто эмигрировал в Америку (ну или куда-нить в Западную Европу) в 1700-х

Ну, почему же. Я знаю немало людей, у которых её нет. ))

Ссылка на комментарий

2Alias

Не совсем понял

http://twow.ru/forum/index.php?showtopic=4...ndpost&p=331867

Я знаю немало людей, у которых её нет.

они просто не знают ;)

Ссылка на комментарий

213th

Т.е. католиков-неполяков поляки расстреливали где-то до 1922?

А чем они им мешали? Вроде как православные и униаты менее лояльны к Польше были, логичнее их было бы "в штаб Духонина" отправлять )))

Не слышал ничего об этом, даже в явно антипольских статьях.

Так что если что-то откопаете - сообщите, буду весьма благодарен.

они просто не знают

Ну мы вообще все от общих индоевропейских предков произошли ))

Ссылка на комментарий
  • 3 недели спустя...

2Minchuk

Возможно, Вам это будет интересно:

Сам факт крещения Литвы в 1387 г. позволяет установить границу проживания литовцев и распространения литовского языка в конце XIV в. И вот почему.

 

Согласно христианской религии и обычной церковной практике, креститься можно только единожды. Следовательно, если вы были крещены по православному обряду, то перекрестить вас в католичество никак нельзя (хотя можно просто перейти в католичество).

 

Так или иначе, в те времена православные не могли стать католиками.

 

Часть православных церковных иерархов на соборе в Бресте в 1596 г. заключила унию с католической церковью - признала власть папы римского. Эта часть православной церкви получила название греко-католической, или униатской, а ее паства стала называться униатами.

 

      На землях В.к.Л. уния была отменена еще в 1836 г. (официально расторгнута в 1946 г.). Большинство униатов, проживающих в Белоруссии, перешли в католичество 6. Этих католиков нередко называют новокатоликами, поскольку, как выяснилось, в северо-западных районах Белоруссии, прилегающих к Литве, проживают и старокатолики - белорусоязычное население, которое никогда не было ни униатским, ни православным.

Турска Г. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПОЛЬСКОЯЗЫЧНЫХ АРЕАЛОВ В ВИЛЬНЮССКОМ КРАЕ. Vilnius: 1995

http://www.laborunion.lt/memorandum/ru/mod...php?topic_id=27

Ссылка на комментарий
  • 4 недели спустя...

Ещё кое-что по теме.

 

УКРАИНА В ПОЛЬСКИХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ДОКТРИНАХ

http://litopys.org.ua/ukrxxr/a08.htm

Опять о доктрине эндеков:

Одна из наиболее популярных концепций была сформулирована в лагере национал-демократов, так называемых эндеков, лидером которых был выдающийся польский политической деятель и публицист Роман Дмовский. В своих произведениях «Мысли современного поляка» (1903), «Германия, Россия и польская проблема» (1908), «Польская политика и возрождение государства» (1925) и др. он обосновал идею «инкорпорации», т.е. присоединения украинских земель к польскому государству. Накануне Первой мировой войны идея приобрела завершенный вид. В соответствии с нею, украинцам, как народу «неисторическому», «негосударственному», отказывалось в праве на собственное государство.

Обосновывая свои взгляды, национал-демократы доказывали, что украинцы за последние столетия не проявили себя ни государственно-политически, ни культурно, были пассивным, инертным элементом, неспособным к самостоятельному политическому созиданию.

«Там, где мы можем умножить свои силы и свой цивилизационный труд, поглощая другие элементы, — отмечал Р.Дмовский, — ни одно право не может запретить нам этого, а действовать так есть нашей обязанностью» 2. Вместе с тем, учитывая реалии конца XIX — начала XX в., он считал нонсенсом программу восстановления Польши в границах 1772 г. Это был принципиальный отход от исторической традиции.

По мнению эндеков, инкорпорировать необходимо было столько «восточных», в том числе и украинских земель, сколько можно «проглотить», постепенно полностью полонизировать, превратив Польшу в мононациональное государство. Такими территориями считались Восточная Галиция, Волынь и Подолье.

Другие украинские земли, по мнению эндеков, должны были отойти к России, в которой они видели противовес немецкому гегемонизму. При этом национал-демократы планировали продолжение полонизации украинцев, которые окажутся в составе Российской империи.

 

 

THE REBIRTH OF POLAND

http://web.ku.edu/~eceurope/hist557/lect11.htm

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ ГРАНИЦЫ ПОЛЬШИ В 1920—НАЧАЛЕ 1921 г. Александр Тихомиров

http://evolutio.info/index.php?option=com_...d=685&Itemid=55

 

Большое значение при определении советско-польской границы имели укрепления на линии фронта 1916-1917 годов – т.н. «линия немецких окопов» (этого, признаю, раньше я не знал):

27 августа 1920 г. СОГ рассмотрел вопрос о перенесении боевых действий за пределы этнически польских земель. Ю. Пилсудский считал, что польская армия должна продолжать наступление, заметив, что лишь в этом случае правительство Врангеля будет вынуждено разграничить с Польшей сферу влияния в Восточной Европе53. Пилсудского поддержал министр иностранных дел Я. Сапега, который предложил провести восточную границу Польши по линии Двинск — Вильно — Барановичи — Пинск — Луцк — р. Горынь — р. Збруч, обусловив это тем, что она хорошо подготовлена для защиты Польши с точки зрения фортификации54.
11 сентября 1920 г. СОГ решил заключить мир с РСФСР, приняв во внимание то, что большевики в большей мере, чем другие российские политики склонны принять польские предложения о проведении линии границы восточнее "линии Керзона", а также то, что дальнейшее продвижение польских войск на восток осложнит отношения Польши с Антантой. В качестве наиболее приемлемой для Польши линии восточной границы была названа линия "немецких окопов"69. Польской делегации на мирных переговорах предписывалось обратить внимание советской стороны на то, что Польша отказывается от "исторических" претензий на земли, расположенные восточнее линии "немецких окопов", и желает определить взаимоотношения с государствами на территориях, ранее входивших в состав Речи Посполитой, путем прямых переговоров с этими государствами. Делегации рекомендовалось также избегать прямого или косвенного признания мирного договора, подписанного в июле 1920 г. РСФСР и Литвой70.
1 октября 1920 г. поляки заявили, что они могут создать на своих восточных границах "буферные" государства, но если Советскую Россию это не устраивает, Польша предлагает ей разделить восточные территории и провести границу таким образом, чтобы железная дорога Лида — Барановичи — Лунинец — Ровно — Броды находилась в глубине польской территории. После консультации с Москвой А. А. Иоффе отдал предпочтение второму варианту81.
На следующий день польская делегация изложила свои соображения относительно проведения польско-советской границы. Поляки считали, что линия границы должна пройти с юга на север по пунктам Збруч — Ровно — Сарны — Лунинец — Вилейка — Дисна до Западной Двины, оставляя за Польшей железную дорогу Ровно — Сарны — Лунинец — Барановичи, далее вдоль восточной границы Вилейского и Дисненского уездов с тем, чтобы Польша получила "коридор" между территорией РСФСР и Литвы до латвийской границы.

Замечу, что на территории Украины эта граница уже ранее появилась в Варшавском договоре 1920 года (см. нижнюю карту):

http://totalwar.iatp.org.ua/gallery/albums.../10006/09~1.jpg

 

 

По словам Я. Домбского, А. А. Иоффе был готов взамен на признание Польшей Украинской ССР уступить полякам всю Беларусь с Минском83. О реальности такого предложения свидетельствует то, что данный вопрос рассматривался на одном из заседаний польской делегации. Представители польских социалистов Каменецкий и Л.Василевский выступили за включение в состав Польши всей Беларуси, но большинство членов делегации решило ограничиться присоединением лишь "бесспорно польских" территорий с преобладанием католиков84. Как позднее заметил участник переговоров Ст. Грабский, делегация должна была выбирать, в каком направлении расширять границы страны — на юге и востоке, с включением Каменца-Подольского, Плоскирова и Минска, или на севере, с включением Дисны и Вилейки, и в конце концов предпочла расширить пределы Польши на севере, поскольку дисненско-вилейский коридор соединял Польшу с Вильно и разделял Литву и Россию85.

Отмечу желание получить в основном «преимущественно католические» территории в Беларуси – боязнь оказаться в меньшинстве.

 

И, опять же, о боязни оказаться в меньшинстве (доминант доктрины эндеков):

Впрочем, поляки не стремились создавать существенные проблемы для советских представителей. Так, Ст. Грабский говорил: "Это правда, что мы могли бы выторговать у большевиков еще больше земель, которые они с удовольствием уступили бы нам взамен за отказ от выплаты денег. На эту тему мы даже несколько раз вели секретные переговоры, но, учитывая раздел и ссоры в польском обществе, мы боялись, что Польша утратит свой характер, если большинство ее жителей будут составлять другие нации, поэтому сверх меры на большевиков не давили"130.
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.