Троянская война - Страница 139 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Троянская война


Августина

Рекомендуемые сообщения

 

 


Прости, а где то было что "общее собрание" = "совету старейшин"? 

На общее собрание сходятся роды и семьи - возглавляемые старейшинами каждого рода/семьи. И именно они будут решать, а остальные молчать и почтительно внимать. Либо орать в поддержку своего патриарха.

 

так все таки - чьими руками собираемся нанести увечья?


Еще раз: это общество с развитым производством, где были излишки, которые могли обеспечить платеж.

Да везде были излишки, начиная с собирателей. Что такое - Потлач полагаю помнишь (к которому восходя разнузданные русские деревенские свадьбы).

 

Я понимаю, что ты стоишь на позициях эволюционистов: Кровная месть - композиция - Власть государства. Но это концепция устарела еще в начале 20 века. Ныне рулит Постструктурализм.

 

Кровной мести как абсолютного и единственного метода решения проблем - не было. В элементарных обществах (термин Вердье) - базой для решения проблем является статус и военная сила рода/трибы, а источником права - мифы и предания. 

 

И у гомера теже самые родовые отношения - Когда Агамемнон орет на Ахилла и отбирает добычу, не потому что он сюзерен, а потому что у него войско сильнее и статус выше. Базилевс базилевсу не ванакт ;) ну или лавагет.

 

А Ахилл дуется и призывает богов, прийти и отомстить. 

 

PS По хорошему нельзя, забывать магическую составляющую духовного мира, чтобы обосновать феномен табу. Но это уже за пределами сабжа, ибо греки с магией не дружили, у них чистая натурфилософия.

Ссылка на комментарий
  • Ответов 3.8т
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • xcb

    276

  • Akilov I.V.

    1166

  • Тиресий

    711

  • DmitrSh

    249

На общее собрание сходятся роды и семьи - возглавляемые старейшинами каждого рода/семьи. И именно они будут решать, а остальные молчать и почтительно внимать. Либо орать в поддержку своего патриарха.

 

Или, что было куда распространеннее - охотники, т.е. мужики, которые вполне могли решить "вопрос".

 

Молчание , кстати, это тоже форма поддержки.

 

А вы, сударь, слишком просто сбрасываете со счетом непосредственную "демократию", которой был пронизан весь догосударсвенный период.

 

Да и не надо забывать о периоде, когда на собрания никто не сходился, потому что коллектив был ограничен самим собой, одним родом / племенем

 

 

 

Я понимаю, что ты стоишь на позициях эволюционистов: Кровная месть - композиция - Власть государства. Но это концепция устарела еще в начале 20 века.

 

Современная теория права до сих стоит на этих позициях и устаревшей ее не считает

 

 

 

азой для решения проблем является статус и военная сила рода/трибы, а источником права - мифы и предания.

 

И то и то - банально обычаи в своей основе. А что могло быть под обычаями? Исключительно прецеденты решений. Мифа и предания - это, отчасти,  способ легитимизации. Иного выдумать невозможно.

 

 

 

у гомера теже самые родовые отношения

 

Это не чистые родовые отношения. Это уже период формирования государств. Отсюда - и военные силы, ополчения, статусы и позиции. Это общество не полностью потестарной власти.

Изменено пользователем Takeda
Ссылка на комментарий

"Ныне рулит Постструктурализм."

А завтра он окажется на помойке теорий, как и большинство его предшественников :)

Мода, в том числе и теоретическая не очень надежная опора.

 

Кстати в ходе обсуждения как-то подзабыто, что Илиада и Одиссея все-таки литература с двухсотлетней историей написания и многими авторами, а не сборник протоколов судебных заседаний.

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

 

 


Кстати в ходе обсуждения как-то подзабыто, что Илиада и Одиссея все-таки литература с двухсотлетней историей написания и многими авторами, а не сборник протоколов судебных заседаний.

Вообще то - наоборот. Если брать современные аналогии - это фэнтази по эпохе. Очень напоминает современные книги с попаданцами и одновременно - жанр ПостА. Ситуация - когда фэнтази о попаданцах пишет человек живущий в эпоху ПостА, и сведенья о эпохе попадания на уровне учебника школьного/преданий стариков . И изучать по ней отношения гомеровского времени надо, а не микенского. Потому что микенское - именно по протоколам судебных заседаний.

 

 

 


Или, что было куда распространеннее - охотники, т.е. мужики, которые вполне могли решить "вопрос".

я выше уже писал про бригадиров. Какие могут быть решения в патриархальной семье? Когда все решает старший в роду.

 

 

 


Да и не надо забывать о периоде, когда на собрания никто не сходился, потому что коллектив был ограничен самим собой, одним родом / племенем

это где такое было? в глухой изоляции тибетских долин?

 

 

 


Современная теория права до сих стоит на этих позициях и устаревшей ее не считает

Так этнография не подтвердила данную теорию, не нашла чистых кровников.

 

 

 


Исключительно прецеденты решений.

И старейшины нужны, чтобы найти решение новых проблем.


Мифа и предания - это, отчасти,  способ легитимизации.

И вот тут мы понимаем, почему жрецы стали зачатками государственности. Ибо они как раз были данными товарищами работающими с мифам.

 

 


Это не чистые родовые отношения. Это уже период формирования государств.

там даже совсем интересно - смесь воспоминаний о могучих государствах, с разваливающимися родо/племенными отношениями. Типичный постА, если считать на нынешний манер.

Ссылка на комментарий

 

 


Какие могут быть решения в патриархальной семье? Когда все решает старший в роду.

 

Простые - коллективные, по самым важным вопросам. Типа того же изгнания

 

 

 


это где такое было? в глухой изоляции тибетских долин?  

 

Плотность населения не всегда зашкаливала. Охотникам плотность еще как вредна.

 

 

 


И старейшины нужны, чтобы найти решение новых проблем.

 

Предложить решение. В условиях потестарной власти так или иначе нужно было одобрение большинства для консенсуса

Ссылка на комментарий

Простые - коллективные, по самым важным вопросам.

В патриархальной семье? когда максимум что есть - совещательный голос?

 

 

 

Плотность населения не всегда зашкаливала.

Это не мешало собираться в отдельных местах довольно большим кучам народу. Пешком никто не запрещал ходить.

 

 

 

Предложить решение. В условиях потестарной власти так или иначе нужно было одобрение большинства для консенсуса

И как выбиралось большинство?

Напоминаю - у нас родовой строй. и каждый тянет за своего родича.

Ссылка на комментарий

В патриархальной семье? когда максимум что есть - совещательный голос?

 

Даже в патриархальной семье. Вообще, любая власть, основывающаяся на доверении, а не принуждении непременно требует консенсуса по решаемым вопросам. Формы консенсуса - это уже другой разговор. Общее собрание, обсуждение единой или разбитое, молчаливое согласие. Это непременный атрибут потестарной власти. На то она и потестарная, что основывается на авторитете, подкрепляемом согласием с решением. Без этого коллективного согласия и власти бы не было.

 

 

Это не мешало собираться в отдельных местах довольно большим кучам народу. Пешком никто не запрещал ходить.

 

Когда? У вас все в кучу и кони и люди и эпохи и государства. В какой период, в какой местности? 

До сих пор есть весьма изолированные и небольшие общины. К примеру, в Амазонии. На некотором этапе развития такая модель "общества", скорее всего, была повсеместной. 

Изменено пользователем Takeda
Ссылка на комментарий

 

 


В какой период, в какой местности?

Я и писал, что такое возможно в изолированных горных долинах (к примеру Новой Гвинеи). Или фантастический пример Тасмании. когда попавшие туда умели делать лодки, а их потомки разучились.

 

теже затерянные племена амазонии, прекрасно общались с себе подобными, ибо плавать по Амазонке - они умели. Тут все просто следует из генетики - близкородственное скрещивание убивает в 3-4 поколении практически 100%. Это про Людей.

 

 

 


На некотором этапе развития такая модель "общества", скорее всего, была повсеместной. 

Наоборот, чему свидетельства расползании всяких красивых вещей по Ойкумене еще в палеолите.

 

Возвращаясь к сабжу. В гомеровский период, все было просто - весьма развитая система возмещения ущерба чести.

Включающая в себя:

1) Возмездие как восстановление чести после нанесения ущерба.

2) Месть как формаобмена, во многих терминах связанных с местью - есть идея компенсации и платы.

3) Кара - обязательство восстановления социального статуса после нанесения оскоробления.

4) Кара - не предполагает прощения.

5) Кровная месть как явление - отсутствует.

При этом убийство - один из типичных результатов кары. "оскорбление может быть смыто только кровью!!!" (с).

Ссылка на комментарий

Я и писал, что такое возможно в изолированных горных долинах (к примеру Новой Гвинеи). Или фантастический пример Тасмании. когда попавшие туда умели делать лодки, а их потомки разучились.

 

Такое возможно в любой местности на низком уровне развития хозяйства, когда людям нужно очень много территории для пропитания. Контакты с соседними племенами будут априори редкими (раз в год за женами) и само собой совместное управление крайне мало вероятно.

 

Наоборот, чему свидетельства расползании всяких красивых вещей по Ойкумене еще в палеолите.

 

:)

Слишком общо. Палеолит - это 99 % всего существования человечества.

 

Да и удивительно - при кочевом образе жизни и всякий переселениях в Малую Азию, Европу и Индии что-то расползается. Да? :)

 

 

 

В гомеровский период, все было просто - весьма развитая система возмещения ущерба чести.

 

Гомеровский период - это уже города государства. 

 

 

 

Кровная месть как явление - отсутствует.

 

Зато просто месть и убийство еще как присутствует. 

Изменено пользователем Takeda
Ссылка на комментарий

 

 


Контакты с соседними племенами будут априори редкими (раз в год за женами) и само собой совместное управление крайне мало вероятно.

а чаще то зачем? собрались раз в год (по весне или после окончания осенних миграций) и порешали всякое. Житье тогда было неторопливое.

 

 

 


Да и удивительно - при кочевом образе жизни и всякий переселениях в Малую Азию, Европу и Индии что-то расползается

Этож не разовая акция, взял раковины каури и пошел с ними, на радость археологам будущего.

 

 

 

 


Гомеровский период - это уже города государства. 

В которых нет кровной мести и талиона. Этих поздних изобретений человечества.

 

 

 


Зато просто месть и убийство еще как присутствует. 

про это я уже написал.

Ссылка на комментарий

а чаще то зачем? собрались раз в год (по весне или после окончания осенних миграций) и порешали всякое. Житье тогда было неторопливое.

 

Значит (еще раз) никакого совместного управления. 

 

 

 

Этож не разовая акция, взял раковины каури и пошел с ними, на радость археологам будущего.  

 

А про кочевники были прям такой редкостью? :)

 

 

 

В которых нет кровной мести и талиона. Этих поздних изобретений человечества.

 

Или более ранних, уже изживших себя.

Что не говори, на мой взгляд, а логика про "поздний талион" ущербна. На заре человечества, когда человека бессмысленно было эксплуатировать, поскольку он и себя то с трудом мог прокормить, единственное, что можно было отнять - это жизнь. Или место в обществе. Потому талион / месть / изгнание - это самые естественные наказания (по принципу - дай сдачи), прямо следующие из обычных индивидуальных разборок. И очевидно, что с усложнением жизни и хозяйства, повышением его доходности (как раз на рубеже земледелие - государство), переходе к массовом проектам кровная месть/ талион стала анахронизмом и мешала как власти государства, так и самому обществу, которое получило возможно использовать провинившегося. 

Изменено пользователем Takeda
Ссылка на комментарий

 

 


Значит (еще раз) никакого совместного управления. 

что считается управлением в тогдашних условиях? А то из-за непонимания термина, будем спорить.

 

 

 


А про кочевники были прям такой редкостью?

какие кочевники? возьмем европу - пришли кроманьонцы вытеснив неандертальские малочисленные общины. Затем пришли неолитические пахари с балкан. Затем пришли катакомбники из степей Юга России/Украины. Все - потом уже только переселения кельтов. Откуда кочевники до одомашнивания лошади?

 

 

 


Или более ранних, уже изживших себя.

Должны остаться следы, в том числе и письменные. но их нет. убийство, как восстановление чести - есть. Талион - появляется только в Вавилоне. с которого его потом растащили всякие арамеи и семиты.


 

 


Потому талион / месть / изгнание - это самые естественные наказания

Самый естественный способ. судя по ранней человеческой истории - компенсационные выплаты. В том числе и по Русской правде. которая кодифицировала представление славян о праве.

Ссылка на комментарий

 

 


возьмем европу - пришли кроманьонцы вытеснив неандертальские малочисленные общины. Затем пришли неолитические пахари с балкан.

 

Теперь вопросы с распространением предметов точно должны отпасть. Их перемещение- не подтверждение развитых контактов между разными группами

 

 

 


Должны остаться следы, в том числе и письменные

 

Была бы письменность - остались бы. 

А так еще раз - Законы Хаммурапи, любая "правда", Русская, Саллическая и т.д. Штрафы за жизнь и травму - это как раз замена талиона и его изживание.


Самый естественный способ. судя по ранней человеческой истории - компенсационные выплаты.

 

Еще раз - это допущение прямо опровергается способом хозяйствования раннего человечества и его продуктивностью. 

 

 

 


В том числе и по Русской правде. которая кодифицировала представление славян о праве.

Наивно думать, что такие ранние "правды" - это кодификации. Это локальное вмешательство власти в существующее обычное регулирование, которое осталось за рамками "законов" и выполняло, по всей видимости, восполняющую роль. Это, своего рода, подгонка родовых и племенных норм под реалии государственной власти


 

 


что считается управлением в тогдашних условиях? А то из-за непонимания термина, будем спорить.

 

Уже написал и не раз. Ключевой термин - "потестарная власть"

Ссылка на комментарий

 

 


Теперь вопросы с распространением предметов точно должны отпасть.

Процессы обменных операций, начинаются с палеолита. Но это свидетельство постоянных встреч между различными группами.

 

 

 


А так еще раз - Законы Хаммурапи

Это как раз и есть, первое упоминание талиона 

 

     (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека,  то должны выколоть ему глаз.

     (§ 197) Если  он  переломил  кость  человеку,   то   должны переломить ему кость.

     (§ 229) Если строитель построил человеку дом и  свою  работу сделал  непрочно,  а  дом,  который  он  построил,  рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

     (§ 230) Если он убил сына  хозяина,  то  должны  убить  сына этого строителя.

 

 

 


Еще раз - это допущение прямо опровергается способом хозяйствования раннего человечества и его продуктивностью. 

А какие проблемы с продуктивностью? Отдал три куска кремня или пару шкур медведя. Насколько старейшие рассудят.

 

 

 


Наивно думать, что такие ранние "правды" - это кодификации.

На мой взгляд это выдергивании удобной табуретки из-под Старейшин и передача судебных функций - Княжеской власти. 

Ссылка на комментарий

 

 


Процессы обменных операций, начинаются с палеолита.

 

Опять же "палеолит" - слишком некорректный термин в силу продолжительности, о чем уже было сказано. :)

А высказывание некорректно еще и потому, что не указаны территории / местности

 

 

 


то как раз и есть, первое упоминание талиона 

 

Это первый, старейший памятник именно законодательного процесса. 

При этом даже на этих законах видно, что талион стал ограниченным. Некоторые ситуации исключены из его сферы. А казнь - не равна талиону, кстати. 

 

 

 


А какие проблемы с продуктивностью? Отдал три куска кремня или пару шкур медведя.

 

За убийство, к примеру? Или тяжелую травму? :)

 

 

 


На мой взгляд это выдергивании удобной табуретки из-под Старейшин и передача судебных функций - Княжеской власти. 

 

Это не есть "кодификация". 

Кодификация - это, к примеру, Дигесты Юстиниана, т.е. глобальное обобщение и систематизация 

Ссылка на комментарий

 

 


Опять же "палеолит" - слишком некорректный термин в силу продолжительности, о чем уже было сказано

там сложно делить, пусть будет Верхний, период господства ХомоСапиенсов. Что и как было у неандертальцев и Денисовцев, мы без машины времени не узнаем.

 

 

 


При этом даже на этих законах видно, что талион стал ограниченным.

Я считаю, что наоборот - наиболее простые вещи сделали талионными "И если построил дом, а дом рухнул - строишь новый или отдаешь свой". 

 

 

 


За убийство, к примеру? Или тяжелую травму?

А что в этом такого? Чем тяжелее увечье тем больше композиция. Причем когда белые столкнулись с этим в Северной Америке, они применили талион и кровную месть, начали за убийство белого уничтожать целые поселения. На что Индейцы смотрели с ужасом, ибо у них было в обычаи - выплатить компенсацию за убийство. Что они и пытались неоднократно проделать.

 

 

 


Кодификация - это, к примеру, Дигесты Юстиниана, т.е. глобальное обобщение и систематизация 

А как тогда называть - запись народных обычаев в судебной сфере? 

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

А что в этом такого? Чем тяжелее увечье тем больше композиция.

 

Способ и эффективность хозяйствования :)

 

Ладно, позицию озвучены, пошло повторение. 

Пока точки соприкосновения для компромисса нет, но дискуссия была интересной

 

А как тогда называть - запись народных обычаев в судебной сфере?

 

Кодификация - это когда создается единый и универсальный источник права. Охват, так сказать

Изменено пользователем Takeda
Ссылка на комментарий

 

 


А какие проблемы с продуктивностью? Отдал три куска кремня или пару шкур медведя. Насколько старейшие рассудят.
Но всё-таки  как ни крути хронологически не бьётся. Законы Хаммурапи (по сути принцип талиона здесь используется не впервые, просто становится более универсальным), появлись на 200-250 лет раньше чем законы хеттов с развитой системой возмещений:

 

§ 1. [Если] кто-нибудь убьет [во время ссоры мужчину] или женщину, то [он должен сам доставить труп]; человека он дол­жен дать [взамен], мужчин или женщин соответственно, и в дом его [их] он должен отправить.

§ 2. [Если] кто-нибудь убьет [во время] ссоры [раба] или ра­быню, то он должен сам доставить труп; 2 человека он должен дать [взамен] мужчин или женщин соответственно, и в дом его [их] он должен отправить.

§ 3. [Если] кто-нибудь ударит свободного мужчину или несво­бодную женщину, и если тот [та] умрет, причем рука его [не­умышленно] [совершит] зло, то он должен сам доставить труп; 2 человека он должен дать [взамен], и в дом его [их] должен отправить.

§ 4. [Если] кто-нибудь ударит раба или рабыню и [если] тот [та] умрет, причем рука его [неумышленно] совершит зло, то он должен сам доставить труп; 1 человека он должен дать [взамен], и в дом его [этого человека] он должен отправить.

Позднейший вариант. [Если кто-нибудь ударит] раба и он умрет, при­чем рука его [неумышленно] совершит зло, [то он должен дать... мин сереб­ра]. Если же [умрет] женщина-рабыня, [то] он должен дать 2 мины серебра.

https://studfiles.net/preview/4189371/

Ссылка на комментарий

 Это следует из доступных источников. Камешков, установленных на базарах и присутственных местах. Но в действительности можно говорить только о том, что появились "записанные" Законы...

 Закон возник одновременно с Государством. Смотрим, когда возникло второе, то и первое должно иметь место...

 Кстати у греков имелись общественно-социальные механизмы "очищения" от преступлений. Точнее лазейка для Власть-имущих... Т.е. Воздаяние не всегда настигало жертву/преступника.   Немезида брала взятки с момента рождения...

Ссылка на комментарий

Закон возник одновременно с Государством. Смотрим, когда возникло второе, то и первое должно иметь место...

 

А закона просто не может быть без государства. Потому что закон - это норма санкционированная государством.

До государства - обычаи, обыкновения, мораль, но только не закон. 

 

Но... не всякое государство порождало свои законы. По крайней мере, за пределами универсума "я-главное-гоните-все-что-я-захочу". Некоторые, особо ленивые государства могли и чужой закон прихапать (да и могут) 

_________________________________

 

И да, по поводу талиона: вести с другого конца мира:

 

2. Если при­чи­нит чле­но­вреди­тель­ство и не поми­рит­ся с [потер­пев­шим], то пусть и ему само­му будет при­чи­не­но то же самое.

 

 

Законы 12 таблиц, Таблица 8, Рим, 450-451 до н.э.

 

Влияние шумеров? Не верю :)

Изменено пользователем Takeda
  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

 

 


Но всё-таки  как ни крути хронологически не бьётся. Законы Хаммурапи (по сути принцип талиона здесь используется не впервые, просто становится более универсальным),

А есть более ранние свидетельства талиона?

 

 

 


Законы 12 таблиц, Таблица 8, Рим, 450-451 до н.э.   Влияние шумеров? Не верю

Там явное влияние - этрусков. Которые пришли с Малой Азии. А там до Вавилона рукой подать.

Ссылка на комментарий

 

 


Там явное влияние - этрусков. Которые пришли с Малой Азии. А там до Вавилона рукой подать.

Камрад, у меня ощущение, что вы упрямо подгоняете мир под свои представления :) 

Ссылка на комментарий

Это всего лишь гипотеза. 

 

Возвращаясь к теме.

 

дочитал до типов возмездия.

 

Разбор сцена на Щите Ахилла, передаю вкратце - 

"Убийца - Вот деньги вам (2 таланта), по нашему обычью и отвалите от меня.

 Родня убитого - Нет, мы желаем МЕСТИ. Иль заплати 4, нам.

 Старейшины - да чтож за Скукотища! Достали они нас.

 Убийца - Да вы там охренели чтоль, да красная цена ему - 2 таланта!!! Да за 4, я уеду в Трою.

 Родня убитого - И там достанем мы тебя!!!"

 

Аякс пеняет Ахиллу, который отказывается мирится с Агамемноном.

"Аякс - Да люди выкуп же берут и от убийц своих родных и от убийц детей, а ты все злишся на него. Прими уж выкуп и сердце успокой мятежное свое!".

 

Агамемнон обращается к троянцам, перед поединком Менелая и Париса.

"Когда Менелай убьет Париса - извольте Ленку возвернуть, сокровищ всяких там добавьте и компенсации платить всем прибывшим ахейцам. ВО имя возмещенья чести. Иначе я порушу Трою вашу в ноль!!!".

 

Женихи и Одиссей

"Женихи - Прости нас Одиссей, мы больше не будем!!!

 Одиссей - Прощенья нет вам, мелюзга. Вы жрали тут в три горла, мое имущество испортили совсем, еще и сквернословили в мой адрес!! Вас всех поубиваю нах!!!.

 Женихи - Мы все вернем! По двадцать быков с нас каждый приведет, еще добавит золота и меди!!!

 Одиссей - Да если отдадите все, что вашим всем отцам принадлежит, и сверху накидаете изрядно, то все равно прощенья нет!! Бегите же глупцы, бегите, или сражайтесь все со мной".

 

Итак как мы видим - никакого талиона, никакой кровавой мести. Деньги, деньги, или быки. такое вот примитивное родоплеменное сообщество.

Ссылка на комментарий

Там явное влияние - этрусков. Которые пришли с Малой Азии. А там до Вавилона рукой подать.

В Малой Азии действовали законы хеттов, где как раз система возмещений за всё включая убийство, а не талион.

 

 

А есть более ранние свидетельства талиона?

 

Законы Липит-Иштара имеют пролог, около 40 статей (предполагают, что это около

1/3 изначального содержания) и эпилог. В Прологе Липит-Иштар предстает как исполни-

тель воли богов. Законы касаются главным образом отношений собственности. А в 22 ста-

тье, по мнению В.А.Якобсона, впервые встречается наказание по принципу талиона: за

ложное обвинение обвинитель подвергается тому же наказанию, какое угрожало обвинен-

ному.

http://luhot.ru/uploads/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2/%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2/akimov,%20zakoni%20drevnei%20mesop.pdf

Ссылка на комментарий

@Akrit,

http://www.tiamat.ru/mes13.htm


 

 


Правовой свод Липит-Иштара

Пролог

Когда великий Ан, отец богов, (и) Энлиль, царь всех земель, владыка, который устанавливает решения, ...Нинисинне. дочери Ана, ... за ее... радость ... за ее ясное чело; когда ей дали царство Шумера и Аккада (и) благосклонное правление в ее (городе) Исине, ... установленном Аном. Когда Ан (и) Энлиль призвали Липит-Иштара, то Липит-Иштар, мудрый пастырь, чье имя было произнесено Нунамнир, на царство страной, чтобы установить справедливость в стране, устранить жалобы, дать отпор врагу (и) предупредить восстания силой оружия, (и) принести благоденствие шумерам и аккадцам, тогда я, Липит-Иштар, скромный пастух Ниппура, добропорядочный фермер Ура, что не покидает Эриду, достойный быть владыкой Эреха, царем Исина, царем Шумера и Аккада, который дорог сердцу Инанны, установил справедливость в Шумере и Аккаде в соответствии со словом Энлиля. Истино, в те дни я позаботился ... свободе сынов и дочерей Исина, сынов и дочерей Шумера и Аккада, на которых ... узы рабства ...были наложены. Истино, в соответствии с ... я сделал отца опорой детям, (и) детей опорой отца; я повелел отцу стоять рядом с детьми (и) детям стоять рядом с отцом; в доме отца (и) в доме брата я ... . Истино, я, Липит-Иштар, сын Энлиля, привел семьдесят в дом отца (и) в дом брата; в дом холостяка я привел ... за десять месяцев ... жена мужа, ... дитя мужа ... .


Законы
  • ... что был учрежден ...
  • ...

  • ... собственность из дома отца от его ...

  • ... сын государственного чиновника. сын дворцового чиновника, сын попечителя ...

  • ... корабль ... ему следует ...

  • Если человек наследует судно (и) снаряжает его в плавание от его ...

  • ... дар ... ему следует ...

  • Если он отдал свой сад садовнику, чтобы тот ухаживал за ним ... (и) садовник ... владельцу сада ...

  • Если муж дал пустошь (другому ) человеку, чтобы тот насадил фруктовый сад, (и последний) не насадил сад на всей пустоши, то он должен человеку, который сажал сад, отдать часть неосвоенной пустоши, которая им не освоена, в качестве части его доли.

  • Если человек вошел в сад (другого) человека (и) был схвачен там за кражу, он должен уплатить 10 шекелей серебром.

  • Если человек срубил дерево в саду (другого) человека, он должен уплатьть 1/2 мины серебром.

  • Если примыкающая к дому человека пустошь (другого) человека не освоена. и хозяин дома сказал владельцу пустоши:"Из-за того, что земля не освоена, кто-нибудь может вломиться ко мне в дом; укрепи свой дом", (и) соглашение это им подтверждено, то владелец пустоши должен будет возместить владельцу дома любое утраченное имущество.

  • Если рабыня или раб человека сбежал и укрылся в центре города, (и) если подтвердилось то, что он (или она) нашли прибежище в доме (другого) человека в течение месяца, он должен отдать раба за раба.

  • Если у него нет раба он должен будет заплатить 15 шекелей серебром.

  • Если раб человека отработал свое рабство своему хозяину (и) если это подтверждено ( что тот отработал) хозяином дважды, тот раб может получить свободу.

  • Если миктум является подарком царя, он не подлежит отчуждению.

  • Если миктум пришел к человеку по своей собственной воле, тот человек не смеет удерживать его; он волен идти куда пожелает.

  • Если человек без разрешения принудил (другого) человека к тому, в чем (последний) ничего не смыслит, то тот человек не заслуживает одобрения; он (первый человек) должен нести наказание за то дело, к которому он принуждал его.

  • Если владелец имения или владелица имения не выплатил налог на имение (и) его выплатил другой человек, то в течение трех лет запрещается выселять человека из имения. (После этого) человек, уплативший налог на имение, становится владельцем имения, (и) прежний владелец поместья не может оспаривать его право.

  • Если владелец имения ...

  • Если человек из наследников захватил ...

  • Если ... дом отца ... он женился, то дом отца, полученный ею в дар от отца, он получит, как ее наследник.

  • Если отец жив, его дочь, независимо от того, кто она, ниндигир, или лукур, или храмовая прислужница, будет проживать в его доме в качестве наследницы.

  • Если дочь в доме своего здравствующего отца ...

  • Если вторая жена, на которой он женат, родила ему детей, то приданое, которое она принесла из дома своего отца, принадлежит ее детям; дети же от его первой жены и дети от второй жены поровну поделят имущество своего отца.

  • Если человек женился и его жена родила ему детей, и эти дети живы, и рабыня также родила детей своему хозяину, (но) хозяин даровал свободу рабыне и ее детям, то дети рабыни не имеют права делить имение с детьми своего (прежнего) хозяина.

  • Если его первая жена умерла и после ее смерти он берет в жены рабыню, то дети от его первой жены являются его первыми наследниками; дети, рожденные рабыней своему хозяину, будут, как ... и его дом они, ...

  • Если жена человека не родила ему детей, (а) гетера с публичной площади родила ему детей. он должен обепечить гетеру зерном, маслом и одеждой; дети, которых родила ему гетера, станут его наследниками, но покуда жива его жена, гетера не может проживать в доме с его женой.

  • Если муж отвернется от своей первой жены ... (а) она не ушла из дома, то его жена, взятая им жены в качестве возлюбленной, является его второй женой; он обязан заботиться о своей первой жене.

  • Если (предполагаемый) зять вошел в дом своего тестя ( и если) он помолвлен, (но) потом его выгнали (из дома) и передали его жену его приятелю, они должны вернуть ему принесенные им подарки в честь помолвки, (и) тогда жена может выходить замуж за его приятеля.

  • Если молодой человек женился на гетере с публичной площади, (и) судьи запретили ему посещать ее, но, впоследствии он развелся со своей женой, то деньги ...

  • (Если) ... он дал ему, то после смерти отца наследники разделят поместье отца, (но) наследование поместья они не разделят; они не будут "варить в воде отцовское слово".

  • Если еще при жизни отец отложил брачный подарок для своего сына, (и) в присутствии отца еще при его жизни, он (сын) взял себе жену, то после смерти его отца наследником ...

  • Если он пребывал в уверенности, что ... не разделил поместья, он должен уплатить 10 шекелей серебром.

  • Если человек взял в аренду быка (и) нанес увечья его плоти в области носового кольца, то он должен будут заплатить одну треть ( его) стоимости.

  • Если человек взял в аренду быка (и) повредил ему глаз, то он должен будет заплатить одну вторую (его стоимости.

  • Если человек взял в аренду быка (и) сломал ему рог, от должен будет заплатить одну четверть (его) стоимости.

  • Если человек взял в аренду быка (и) нанес ему повреждения в области хвоста, то он должен будет заплатить одну четверть (его) стоимости.

  • Если ... то он должен будет заплатить.


Эпилог

Истинно, в соответствии с правдивым словом Уту, я побудил Шумер и Аккад придерживаться истинного правосудия. Истинно, в соответствии с приговором Энлиля, положил конец вражде и восстаниям; на страдания, жалобы, рыдания ... табу; стал причиной добропорядочности и справедливости; принес шумерам и аккадцам процветание ...

Истинно, когда я утвердил достаток в Шумере и Аккаде, я воздвиг сию стелу. Пусть тому, кто не совершит никакого злонамеренного действия по отношению к ней, кто не разрушит мое творение, кто не сотрет ее надписей, кто не напишет свое собственное имя на ней, будет дарована долгая жизнь и дыхание долгих лет; да поднимется он высоко в Экур; да склонится над ним высокий лоб Энлиля. (С другой стороны) тот, кто совершит неблаговидное действие по отношению к ней, кто разрушит мое творение, кто сотрет с нее надписи, кто напишет свое собственное имя на ней (или) тот, кто, зная об этом проклятии, найдет себе в этом замену, - тот человек пусть будет ..., будь он ...пусть он лишит его ... пошлет ему ... В его ... кто бы он ни был; пусть Ашнан и Сумуган, владыки изобилия лишат его .. пусть он устранит .. Пусть Уту, судия небес и земли ... отберет ... его ... основы ... как ... пусть его сочтут; да не упрочатся основы его владений; царь этого, кто бы то ни был, Нинурта ли. могучий герой, сын Энлиля ...

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.