Скажем так, варвары... - Страница 6 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Скажем так, варвары...


Diana_de_Puat'e

Рекомендуемые сообщения

да есть источники, дома где-то валяется файл со скелетом статьи про эту битву, там были и источники. Вечером поищу... В основном церковного характера, ясен день - типа, видения всякие святым мужам были...

Ссылка на комментарий
  • Ответов 553
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Недобитый Скальд

    53

  • Anyan

    59

  • badbug

    64

  • T. Atkins

    45

Топ авторов темы

да какое там... гулял себе блаженный Колумбан со свитой клириков и вдруг заплакал. ну, типа вся братва сразу - что с тобой, о брат? Ну, тот и поведывает историю о том, что король де наш, того, со всем войском, в далеких землях, так что, ребята, срочно на остров Иону за нашим новым королем, коего мы так давно выдвигаем. Все потрясаются и ахают. Сцена восторга повторяется, когда добирается парочка уцелевших и подтверждают (интересно, как?), что сражения и впрямь было в тот же день и час, когда святому было видение.

Другие источники немногим информативнее. Хотя есть крупицы информации, позволяющие хоть что-то рассказать о битве + камень из Аберлемно, конечно.

Но чего мне не хватает, так это западных работ по этой битве...

Ссылка на комментарий

Насчет шастанья Бойев по европе и противодействия этому местных племен:

 

Уже в летописное время Олег Вещий без всякх проблем пропустил вторую переселенческую волну угров (т.н. "черные Угры" ), которые пробирались к своим ранее прошедшим собратьям в венгрию, и ничего.

 

Т.е. если местное население будет уверено, что пришельцы не остануться на их территории, а продовольствие будет не отбирать, а покупать, то почему бы и не пропустить?

Ссылка на комментарий
Уже в летописное время Олег Вещий без всякх проблем пропустил вторую переселенческую волну угров (т.н. "черные Угры" ), которые пробирались к своим ранее прошедшим собратьям в венгрию, и ничего.

 

Т.е. если местное население будет уверено, что пришельцы не остануться на их территории, а продовольствие будет не отбирать, а покупать, то почему бы и не пропустить?

 

Вот уж местное население никто и не спрашивал. :bleh: Если кого и спросили, то князя. Да и того скорее всего просто поставили перед фактом. Всерьез драться никому не хотелось (ну, незачто вроде было), но чтобы было "без всяких проблем" - не верю. И пейзан, наверно, "пощипали", и те в долгу не остались.

Изменено пользователем badbug
Ссылка на комментарий

to Anyan

в Галлии совсем не сибирская тайга, а очень даже красивые листопадные леса были, елки это больше в Германии, за Рейном.

 

Так они как раз уходили из Галлии и остановились по моему на землях маркоманнов. Специально вопрос не изучал, но со школьного курса помю, что германцы селились в труднопроходимых болотистых лесах, малопригодных для земледелия.

Ссылка на комментарий

ну, типа вот так:

 

..................Очевидно, в лице ирландских хроник мы имеем дело с древнейшими источниками о битве при Даннихене.

Далее, по времени составления, необходимо упомянуть “Анонимное житие Святого Кутберта” (составлено монахом с острова Линдисфарн в 699-705 гг.). Там говорится, что этот святой (ок.634-687) прибыл в Лугувалий (Карлайл) повидаться с супругой Экгфрита, Йурминбургой, ожидавшей там исхода кампании.

“В то время, когда король Экгфрит разорял и опустошал королевство пиктов, хотя в конце концов, в согласии с предопределенной карой Божьей, он был разбит и убит, наш святой епископ прибыл в город Карлайл, чтобы посетить королеву, которая ожидала там исхода событий. В субботу, как говорят священники и диаконы, многие из которых еще живы, в девятом часу они рассматривали городскую стену, прежде отлично выстроенную римлянами, как объяснил сопровождавший их Вага, городской магистрат. Епископ тем временем стоял, опершись на свой посох, склонив голову, а потом он поднял глаза к небу вновь со знаком и сказал: «О! О! О! Думается мне, что война закончена, и что народ наш в битве подвергся каре»”. Когда сопровождавшие Кутберта просили его поведать им о его видении, святой “молвил уклончиво: «О, дети мои, взгляните на небо, подумайте, как оно прекрасно, и поразмыслите, сколь непостижима кара Божья» и так далее. И так через несколько дней узнали они о том, что было объявлено повсюду, что ужасная и печальная битва случилась в тот самый день и час, в который было открыто ему” . Конечно, автора больше интересовало внезапное видение Святого Кутберта, чем поход на пиктов, но в то же время можно отметить реакцию современников на исход сражения. Кроме того, это описание позволяет установить и час сражения.

Эддий Стефан (Эдди) закончил “Житие Святого Вилфрида” примерно в 720 г. , однако, писал он с точки зрения иерархов, враждебных Экгфриту – Вилфрид, друг Эдди, был изгнан королем и вернулся в Нортумбрию лишь в 686 году. Впрочем, информация, приводимая им, ценна упоминанием о гибели большей (и лучшей) части нортумбрийской армии, что подтверждается данными ирландских анналов: “Наконец пришли к ним известия об ужасном несчастье, в коем Экгфрит, король нортумбрийцев, был убит и побежден пиктами, вместе с цветом его войска”. Однако, число воинов, бывших с королем, не дается, а поэтому процент потерь остается неизвестным.

Наконец, настало время Беды (собственно, сам он себя именовал Бэда) Достопочтенного (672/673-735), священника нортумбрийского монастыря в Ярроу. Беда известен в первую очередь как автор Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum (“Церковной истории народа англов”), завершенной им в 731 году, где он описал распространение христианства в Англии от начала до 730 года. Именно этот труд лежит в основе наших знаний о британской истории Темных Веков. Хотя, как показывает название, Беду больше интересовали дела церковные, а не светские, он донес до нас массу уникальной информации по истории англосаксов и бриттов. Однако, первым его творением, где говорится о битве, является прозаическое “Житие Святого Кутберта” (около 721 г.) .

Как и следовало ожидать, в центре его внимания сюжет с видением святого, но уже в иной трактовке: “Теперь, когда король Экгфрит, безрассудно смелый, выступил с войском против пиктов и опустошал их королевства с ужасной и свирепой жестокостью, Кутберт, Божий человек, знал, что близится время, о котором он пророчествовал годом раннее сестре короля [Эльффлед], заявив, когда она спросила его, что он [король] не проживет более года”. Далее он почти дословно пересказывает описание видения из анонимного жития, однако добавляет, что Кутберт был “внезапно потревожен в душе”, когда осматривал римский фонтан. Когда он объявил о поражении, стоявший рядом священник спросил, уверен ли он в этом. Тогда Кутберт спросил его, в свою очередь, замечает ли он изменения в погоде? Затем святой отправился к королеве и просил ее уехать обратно в столицу (точнее, город, где тогда находился двор), потому что король может быть уже мертв, и ее присутствие там необходимо. Сам же он последует за ней, как только закончит с делами церкви в соседнем городе на следующий день.

В заключение Беда добавляет, что в понедельник, уже после сражения, “явился некто, бежавший из боя и объяснявший свою печальную историю загадочными пророчествами Божьего человека. И было доказано, что в тот самый день и в тот самый час, когда было явлено Божьему человеку, стоящему у фонтана, король был повален вражеским мечом и его телохранители пали кругом его”.

Трудно сказать, откуда Беда позаимствовал эти новые легенды о видении (вполне возможно, у соотечественников или у собратьев, посещавших его монастырь или иным образом общавшихся с ним), однако этот сюжет сам по себе очень интересен. Во-первых, гвардия короля была уничтожена полностью, до последнего защищая своего господина. Во-вторых, налицо огромные потери нортумбрийцев. Собственно говоря, если подходить к сочинению Беды буквально, можно заключить, что спасся только один человек. И эта история не так уж фантастична, как представляется на первый взгляд. Как я попытаюсь доказать ниже, армия Экгфрита состояла всего из нескольких сотен воинов. Учитывая то, что пикты отлично знали местность, несомненно, пользовались численным превосходством, наконец, то, что до границы от Даннихена более 80 километров, которые беглецам предстояло пройти по землям, населенным жаждавшим мести за былые унижения населением, вряд ли стоит этому удивляться.

В “Церковной истории” (IV.26) Беда подчеркнул значение этой битвы для независимости пиктов, скоттов и даже части бриттов Северной Британии, которые, по его словам, сумели отвоевать после победы пиктов свои земли, ранее отнятые у них англами. Сама Нортумбрия подверглась пиктским набегам, и многие англы были захвачены ими и обращены в рабство. “С того времени надежды и силы королевства англов «схлынули и пошли на убыль» [цитата из “Энеиды”, II.169], поскольку пикты вернули свою землю, которой прежде владели англы, а жившие в Британии скотты и часть бриттов восстановили независимость и пользуются ей вот уже сорок шесть лет. Многие англы погибли от меча, были пленены или спаслись бегством из страны пиктов…”.

Беда прямо не говорит об этом, но печальное состояние Нортумбрии после поражения при Даннихене, привело к тому, что с гибелью Экгфрита перестала существовать и гегемония Нортумбрии над англосаксонскими королевствами Британии, и ее правители навеки лишились титула Бретвальды (верховный король Англии).

В делах церковных, пишет Беда, тоже царило расстройство – пикты изгнали поставленного над ними нортумбрийского епископа Трумвине из диоцеза в Аберкорне (или Аберкурнинге), который “хоть и находился в стране англов, но стоял рядом с заливом, разделявшим англов и пиктов”. Грэм Крукшенк уточняет, что эта епископия находилась в трех милях западнее нынешнего Куинсферри. Также он находит странным, что Аберкорн расположен южнее Фирт-оф-Форт, потому что нортумбрийцы контролировали регионы дальше на севере. Поэтому, Крукшенк полагает, что Трумвине мог выполнять “двойную задачу: удовлетворять духовные нужды населения южнее Форта в регионе, который Беда называет «страной англов», самой северной части самой Нортумбрии, а также приводить к своей пастве жителей столь далеко к северу от Форта, сколь это будет осуществимым».

Наконец, Беда приводит уникальное свидетельство о пиктской тактике ложного отступления, с помощью коего им удалось заманить нортумбрийское войско в засаду и уничтожить его. “В следующем году король отправил войско для разорения провинции пиктов вопреки советам его друзей и особенно блаженной памяти Кутберта, который незадолго до этого сделался епископом [Линдисфарна]. Враг обратился в притворное бегство и завлек короля в некий узкий проход между неприступных скал; там он и погиб вместе с большей частью своего войска в десятый день до июньских календ, на сороковом году жизни и на пятнадцатом году царствования. Как я сказал, друзья просили его не начинать похода; но в предыдущем году он не послушал преподобнейшего отца Эгберта, который так же просил его не нападать на скоттов, не сделавших ему никакого вреда; в наказание за этот грех он не послушал и тех, кто пытался спасти от гибели его самого”.

Ссылка на комментарий

Да не удивляет... Надоело, каждый раз история высказ. по-новому. Имена, конечно похожи, но постоянно меняется, так скажем, роль героев. Например - Кримхильда - В песени о Ниб. - она является женой Зигфрида, а в Эдде - она вообще тёща Сигурда.

Ссылка на комментарий

Недобитый Скальд

На терр. Англии. Во всяком случае никто не предсказал победу до..

Нортумбрийский епископ явно упрочил свое влияние, не важно было предсказание или записали позже

Изменено пользователем Spartak
Ссылка на комментарий

пикты изгнали нортумбрийского епископа и, похоже, выбрали своего. нортумбрийская церковь, выходит, неслабо ослабела, лишившись земель и доходов - пиктская епископия теперь сама по себе в организационном смысле.

Ссылка на комментарий

Благодаря камню из Аберлемно, можно выяснить некоторые обстоятельства битвы. Все нортумбрийцы (три фигуры) показаны здесь верхом. По всей вероятности, либо переход от погони к битве был столь неожиданным, что воины не успели спешиться (что скорее всего), либо – англы Нортумбрии просто переняли у своих соседей-бриттов навыки конного боя. Однако, в данном случае конница оказалась бессильной против пиктской пехоты (три фигуры центрального ряда), вооруженной копьями и мечами и выстроенной плотным строем. (Возможно, это поражение оказалось столь внушительным уроком для приверженцев верховой езды, что после 685 года англы вернулись к старому обычаю спешивания перед боем, что и объясняет почти полное отсутствие упоминаний о настоящей коннице англосаксов до X-XI столетий.) Если буквально толковать расположение изображений на камне, можно предположить, что конница пиктов размещалась на флангах своей пехоты, где и отражала атаки противника.

 

Кстати:

“Видел я другую горницу, в ней огромная троица: три смуглых больших человека: три круглых головы с [коричневыми] волосами на них, равной длины – что на затылке, что на лбу. Три коротких черных пелерины на них, доходящие до локтей: длинные капюшоны были на пелеринах. Три черных огромных меча были у них, и три черных щита несли они, с тремя темными широкими зелеными дротиками [вариант – “сверкающее копье”] выше них. Толщиной в вертел котла были древка их. … Я знаю, нет в Ирландии такой троицы, если то не троица из Страны пиктов (Cruithnig), что были изгнаны из своей страны… [Следуют их имена]. Трое тех, кто лучше всех в Стране пиктов обращается с оружием, вот кто эта троица. Девять десятков падут от их рук в первой схватке…” .

Так автор ирландской легенды “Разрушение двора Да Дерга” описывает (довольно точно, надо сказать) воинов пиктов.

Ссылка на комментарий

кстати о значении сражения:

 

Сегодня эта битва считается первой великой победой в истории многовековой борьбы Шотландии за свою независимость, и даже битвой, без которой бы не было Шотландии. Но Фредерик Уэйнрайт справедливо замечал: “Легко преувеличить значение битвы. Традиционно она считается поворотным моментом в удаче нортумбрийцев, поскольку обозначила переход политического верховенства на севере от нортумбрийских королей к пиктским и оставила след в Истории как причина того, что нынешняя Шотландия в основе своей была пиктским, а не английским королевством. Чтобы поверить в это, значит не знать последующие события и путать причину с последствиями. Сказать, что север стал бы провинцией англов, если бы Экгфрит выиграл битву при Нехтансмире, еще более неверно, чем сказать, что север мог бы стать частью нортумбрийского королевства, если бы у Экгфрита и нортумбрийцев оказалось сил достаточно для того, чтобы выиграть битву при Нехтансмире”.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.