Цивилизации Чёрной Африки - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Цивилизации Чёрной Африки


Рекомендуемые сообщения

Канем-Борну

Наиболее значительным правителем Канем-Борну был Идрис Алума, он правил в государстве приблизительно в 1581—1617 гг. Это государство сложилось вокруг озера Чад. На восточных его берегах живут канембу, на западных — канури. Эти народы и составляли его основное население. Как и у западных соседей — хауса, важным фактором развития Канема была транссахарская торговля. Помимо направления на Ливию и Тунис из Канема шли торговые пути и в долину Среднего Нила, и в Египет. Рынки Канема, на которых можно было встретить соль и медь, лошадей с севера, орехи кола и слоновую кость с юга, были не менее значительными, чем рынки земли хауса или городов на среднем Нигере во время существования Мали и Сонгаи. Столицей государства был город Нагазаргаму. С XI века в Канем-Борну стал распространяться ислам, который был объявлен государственной религией. В столице появились книжники, правители страны собирали библиотеки, известны даже правительственные махрамы, награждавшие за успехи в науках. Правители Канема имели хорошо организованную армию, в которой немалую роль играла кавалерия. Это позволяло вести большую завоевательную политику. Тридцатитысячная канемская кавалерия была грозой для соседей. Наибольшая политическая активность Канем-Борну приходится на XVI-XVII века Маи (султаны) сумели захватить крупный торговый оазис Аир, лежащий к западу. Маи Али отец Идриса удержал Аир, несмотря на противостояние хаусанского города Кебби. После смерти маи Али в Канем разгорелась междоусобная война, в результате победы в которой к власти пришёл Идрис Алума. Его помнят за военные успехи, административные реформы и исламскую набожность. Его деяния в основном известены благодаря придворному летописцу Ахмаду Ибн Фартуа. Борну процветал при маи Идрисе. Государство широко торговало с севером, установило регулярные связи с Феццаном. Дипломатические отношения были установлены с Тунисом, Египтом, входившим в это время в Османскую империю. В летописи Ибн Фартуа сохранилось описание большого (200 участников) посольства от турецкого султана в Нагазаргаму. Заложенные при Идрисе торговые и дипломатические связи, обмен посольствами существовали и в более поздние времена. Так, известно, о посольстве май Хадж Умара в Триполи в 1638 году.

0cca50f79cf53f5b5e735985ba1beb5c.jpg

Идрис Алума и его воинство, иллюстрация Барбара Хиггинс Бонд для Anheuser Busch

 

Идрису удалось избежать прямых столкновений с войсками марокканского паши, разгромившего Сонгаи в 1591 году. Еще в 1582 году султан Марокко пытался склонить его признать вассалитет и выплачивать ему дань, но Идрис сохранил независимость своей страны. Большого внимания требовали соседи — хауса. Войска май Алумы дошли до самых ворот цитадели Кано, одного из главных городов этого народа, но семидневная осада не привела к победе. Однако ему подчинились ряд мелких городов, главы которых ежегодно с дарами посещали столицу — Нгазаргаму. Так, Кацина вынуждена была посылать в Канем ежегодную дань. Канем-Борну стал выступать как покровитель и союзник хауса при набегах кочевников-туарегов. Доходы май складывались из дани, податей, которыми облагались общинники-земледельцы, а также торговых пошлин и военной добычи. Завоевания май Идриса и обширные торговые доходы позволили ему значительно усилить и реформировать армию. Алума первым из суданских правителей стал внедрять огнестрельное оружие, он закупил у турок и египтян мушкеты и нанял на службу хорошо обученных османских инструкторов. Союзные племена берберов предоставляли Идрису воинов на верблюдах. Покорив племена Багирми, он смог обзавестись тяжёлой кавалерией в стёганных доспехах. Подчинённые им племена Котоко создали флот маи для безопасного конвоирования торговых судов по озеру Чад.

435px-Rytter_fra_Bagirmi.jpg

Тяжёлые всадники багирми

Алума проявлял большой интерес к торговле и экономическим вопросам. Ему приписывают строительство дорог, организацию торгового сообщения по озеру Чад, введение стандартных единиц измерения для зерна. Кроме того, он улучшил легкость и безопасность транзита через империю с целью сделать его настолько безопасным, чтобы "одинокая женщина, одетая в золото могла ходить и никого не боятся". Европейцы, посещавшие Канем-Борну, описывали его столицу как процветающий город, где есть жилые кварталы, обширный торговый центр и резиденция правителя, окруженная шестиметровой стеной. В ремесленных кварталах жили и работали кожевники и шорники, сапожники и портные, кузнецы и ювелиры, ткачи и красильщики. Многоголосый рынок предлагал фрукты и зерно, скот и рыбу, оружие и упряжь, керамику и благовонные смолы. А время от времени «на великолепных скакунах по улицам проносились закутанные в шелковые бурнусы принцы, родственники принца и родственники султана и их охрана в кольчугах и доспехах из ткани». Правители Канем-Борну регулярно совершали хадж в Мекку. Наряду с Томбукту и Кано одним из крупнейших центров мусульманской культуры в Западной Африке стал Нгазаргаму, где в ученых диспутах принимал участие сам маи Хадж Али (приблизительно в 1644— 1648), сын Идриса Алумы. Один из ученейших жителей Кацины, Дай Марина даже написал поэму маи Идрису, называя его главой и заступником всех правоверных.Канем — единственное государство Африки, где за ученые заслуги жаловались земли и выдавались особые грамоты. Среди не так уж многочисленных дошедших до наших дней письменных источников средневековой Западной Африки есть труд Ибн Фартуа «Войны Канема», сохранилось и имя ученого аль-Борнуви. Культура Канем-Борну оказывала большое влияние на окружающие народы. Она прослеживается не только в городах-государствах хауса, но и во многих чертах культурно-политической жизни возникших в XIX веке султанатов Северной Нигерии.

be8a61a9e4f0abdc5a78c20e05a4522a.jpg

Нгазаргаму в XVIII веке

По преданию, после смерти Идриса относительный мир внутри государства и в отношениях с соседями сохранялся до конца XVII столетия. В правление маи Ахни (до 1694 г.) этот мир был нарушен. С востока двинулись булала, знать которых выступила против центральной власти. С севера начали совершать постоянные набеги туареги, с юга — джукун. Али был дважды осажден в своей столице, и лишь большим напряжением сил ему удалось справиться с противниками. В дальнейшем Канем-Борну всё больше клонилось к упадку, пока в XIX веке под давлением воинственных племён фульбе окончательно не распалось.

  • Лайк 3
Ссылка на комментарий

МАЛИ

 

Манса Муса — самый известный манса (верховный правитель) государства Мали, правивший в 1312—1337 годах (т.е. современник Ивана Калиты, Гедемина, Эдуарда III, Филиппа Красивого, Османа I, византийского императора Андроника II). Происходил из династии Кейта, был племянником великого основателя Мали Сундиаты Кейта, который разбил народы сосо в битве при Кирине в 1235 году и заложил основы империи Мали, но наибольшего влияния государство достигло при мансе Мусе. Оно простиралось с востока на запад от пустыни Тадмекки до побережья Атлантики, а на юге — до пояса влажных тропических лесов занимая территорию примерно в 1 млн. кв. км. Мали было в свое время самым могущественным государством Западного Судана.

Спойлер

mali_empire_carte.JPG

Мали в середине XIV века

Богатство Мали определялось тремя важнейшими факторами. Прежде всего, в стране находилась часть золотых копей - Бамбука, то есть они были под прямым контролем мансы Мусы. Во-вторых, манса Муса контролировал важнейшие караванные транссахарские пути Западной Африки и взимал дополнительные пошлины с товаров, поступавших с побережья Средиземного моря. И наконец, в годы правления мансы Мусы в Западном Судане царил мир. Отчасти это зависело от размеров войска Мали: у царя по заверениям арабских хронистов было 100 тысяч пехоты и 10 тысяч конницы. В то же время на мирную ситуацию влияла терпимость властелина, которую часто прославляют в хрониках. Манса Муса стремился сохранять хорошие отношения с малыми народами своей страны, особенно с теми, которые имели значение для экономики государства, а также с соседями, прежде всего с султанами Феса и Египта, которым он, посылал княжеские подарки, дабы сохранить мир. Даже присоединение к Мали территории Гао не нарушило спокойствия потому, что правитель Гао Ассибой, видимо, понял, что ему не удастся отразить войска мансы Мусы, и решил без кровопролития согласиться на уплату дани в знак своей вассальной зависимости. Следствием контроля над торговыми путями было возникновение новых торговых центров в Мали. Помимо старых центров Ганы - Аудагоста и Кумби-Салех, новые появились в Томбукту, Дженне и Гао. Томбукту был при этом не только торговым центром, но и средоточием мусульманского просвещения, что привлекало туда ученых мужей и исследователей даже из стран Средиземноморья. О богатстве Мали во времена мансы Мусы некоторые историки приводят весьма точные цифры, в частности Ниань пишет, ссылаясь на Р. Мони, что манса Муса собрал по своей стране для хаджа в 1324 году - 12 750 кг золота. Исторически достоверно известно, что благодаря богатствам Мусы цена золота в Каире упала и потребовалось двенадцать лет, чтобы цены на золото в этом важнейшем торговом центре начали стабилизироваться. Примечательно, что эксперты издания Сelebrity Net Worth, приведя состояние богатейших людей всех времен к условиям 2012 года, оценили состояние Мансы Мусы в 400 миллиардов долларов США.. В опубликованном 13 октября 2012 года рейтинге 25 самых состоятельных людей мира он занял 1 место в истории.

Mansa_Musa.jpg?uselang=ru

Изображение Мансы Мусы в Каталанском атласе Крескеса 1375 года

Манса Муса правил страной с помощью сети доверенных чиновников. Во главе земель стояли фарба, а городов и деревень — мокрифи. Все вместе они составляли систему центрального управления, в котором абсолютной властью пользовался царь. Манса Муса восхищался стилем и блеском стран Средиземноморья, и это отражалось на его одежде, на украшении построек дворца и столицы. Ал-Омари пишет. что при дворе Мали носили на арабский манер тюрбаны и белоснежные одежды, сделанные весьма искусно из местных хлопчатобумажных тканей. Царь выделялся среди придворных своими пестрыми одеяниями, ал-Омари, свидетельствовал: «Царское одеяние отличалось тем, что царь спускал на лоб конец тюрбанного полотнища и что его штаны были сшиты из 20 полос, никто другой не рискнул бы одеваться подобным образом ... Султан той страны сидит в своем дворце на большом помосте, по бокам которого расположены бивни слона... Его золотое оружие рядом... Позади него толпа сыновей царей его страны... Один из них держит шелковый зонт с золотыми навершием и птицей».

Важнейшей причиной распространения славы Мансы Мусы за пределы Африки, вплоть до Европы, был хадж из Томбукту в Мекку совершённый им в 1324 году. Историки единодушны в том, что Манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру, и прежде всего - арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна. Несомненно, что черный царь, проделавший путешествие из внутренней Африки через Сахару, произвел впечатление на народы и государей, через земли которых шел. Его свита поражала своей численностью. По данным хроники «Тарих ал-Фатташ», в ней было 80 тысяч человек! Другая хроника, «Тарих ас-Судан» называет число в 60 тысяч. Устная традиция повествует о 777 сотнях мужчин и 400 сотнях женщин (т.е. почти о 118 тыс.). Только в авангарде во время хаджа было 500 рабов, каждый из которых имел золотой дорожный посох как говорят хроники Манса Муса проявлял человечность и освобождал каждый день по одному рабу в знак своего милосердия. Для своего путешествия, Манса Муса собрал не только золотую казну в несколько тонн, но и съестные припасы. Впрочем, в пути он питался не только тем, что увез из Мали. Хронисты рассказывают, что даже в центре Caxapы манса лакомился свежей рыбой и овощами, которые получал благодаря хорошо налаженной почтовой службе. Важнейшим местом остановки в пути был Каир, и именно оттуда распространились по всему миру рассказы о богатстве Мансы Мусы. Как сообщает ал-Омари: "Этот человек волной излил свою щедрость на весь Каир. Во всём султанате не было ни одного придворного или другого чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Как славно он держал себя, какое достоинство, какая скромность!" Кроме того в Мали живы предания о том, как Манса Муса, в Мекке, покупал дома и земли для постоя будущих чёрных паломников.

Emperor-Mansa-Musa-3.jpg

Хадж Манса Муса, иллюстрация Барбара Хиггинс Бонд для Anheuser Busch

Хотя Манса Муса придерживался веротерпимости, он видел в исламе важный фактор подъема уровня культуры народа. Арабские хронисты так превозносят стойкость Мансы Мусы в вопросах веры, что историки считают это основанием полагать, что при нем учение Корана было обязательным в столице Томбукту. 
Манса Муса вернулся из Мекки в Мали в 1325 году. Обратный путь шел через Гадамес и Агадес. теперь его сопровождали принятые на службу средиземноморские знатоки ислама и шариата и другие учёные мужи, среди которых выделялся, архитектор Абу Исхак, более известный под именем ас-Сахели. Будучи на службе у мансы Мусы, он построил в Томбукту, который в этот блестящий период истории Мали стал важнейшим центром изучения ислама, мечети Джингеребер и Санкоре, а также Мадугу - королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане - «сахельскому», или «стилю мансы Мусы», ас-Сахели был первым в Западном Судане архитектором, который пользовался при строительстве обожженным кирпичом.

Говоря о Мали и правителях этой страны, следует упомянуть также, предшественника Мансы Мусы - Абу Бакра II (также племянника Сундиаты Кейта), согласно хронике ал-Омари, он был одержим идеей преодолеть "аль-Мухита" (Атлантический океан в арабских источниках), дабы доказать что нет ничего невозможного! Для чего повелел построить двести судов для участников экспедиции. После чего Абу Бакр направил их на поиски противоположенного берега океана, но только один корабль вернулся обратно, и его кормчий рассказал предшественнику Мансы Мусы, что после длительного пути флот попал в сильное морское течение, которое затянуло все остальные корабли на дно. Услышав это, Абу Бакр снарядил четыреста новых кораблей, половина из которых была загружена провизией и водой, и лично отправился руководить этим плаванием. Перед отплытием примерно в 1312 году он назначил Мансу Мусу правителем Мали. После этого о Абу Бакре ничего не было известно...

Спойлер

Abu-Bakr-riding-in-his-ships.jpg?itok=UK

Так могла выглядеть экспедиция Абу Бакари II. Современная иллюстрация K.Burns

Изменено пользователем Akrit
  • Лайк 1
Ссылка на комментарий

Вообще то Хомы с Африки вышли :)

 

Жизнь то была, сначала негры коричневых отовсюду повыгнали, потом семиты негров разогнали, а затем уже и европейцы подтянулись. Как только медицину подкачали, чтобы тамошние болезни победить так и попили Африку по линейке.

Ссылка на комментарий
2 часа назад, Золд сказал:

Оказывается там до европейцев жизнь была )

а то! :D Правда,менее развитая с т.з. древних цивилизаций.

Ссылка на комментарий
  • 4 недели спустя...

СОНГАИ

 

Аския Мохаммед Туре - был самым известным правителем Сонгаи. На протяжении почти сорока лет (1493-1529 годах) этот человек правил крупнейшим государством Африки, существовавшим с середины XV до конца XVI веков и простиравшимся в годы наивысшего расцвета от берегов Атлантического океана до озера Чад. Мохаммед Туре родился в Томбукту, его отец был полководцем имперской гвардии Мали. Позднее Мали была поглощена Сонгаем, а Мохаммед, добившись расположения Сонни Али Бера, стал командовать всеми военными силами Сонгая. В конце XV века он благодаря поддержки в войсках смог сместить сына Сонни Али Бера и взойти на престол Сонгаи, приняв титул - Аския.

Воинство сонгаи при Сонни Али Бере. Современная иллюстрация.

Спойлер

Sonni-Ali-Ber.jpg

 

Аския Мохаммед, едва придя к власти, начал расширять свое государство. В 1496 году Сонгай завоевал Дьягу. Эта область славилась своими каменщиками, которых там насчитывалось пятьсот. Четыре сотни из них Аския увел с собой в Гао, остальных отдал своему брату Омару в Тендирму. В 1498 году Мохаммед Туре объявил джихад племенам моси-кой. Согласно законам джихада, до открытого сражения аския призвал врага, перейти в ислам. Правитель моси, не отказывался, но ответил посланцу Сонгай,что прежде чем дать окончательный ответ, он должен посоветоваться со своими богами! :lol:

В итоге моси были разбиты, но сотни взятых пленников аския не уничтожил, а обратил в ислам и населил ими целый квартал своей столицы Гао. После джихада против моси войско сонгаев было направлено на Багану, Аир и Агадес которые был важными стратегическими пунктами на караванных путях через Сахару. В 1506 — 1507 годах аския отправил свое войско в Галам, в верховья реки Сенегал. Очевидно, аския намеревался уничтожить последние крохи великодержавности Мали. Другой причиной могло быть характерное и естественное для создателя империи желание пробиться к морю и таким образом вступить в контакт с португальцами, о которых аския должен был быть наслышан. В 1506-1516 годах Аския завоевал ключевые города-государства Хауса - Кацина, Зариа, Гобир, Кано. Таким образом поставив под свой контроль транссахарский торговый путь почти на всём его протяжении от областей центральной Африки до Марокко. К этому времени власть аскии Мохаммеда Туре была наиболее сильной, а его государство наиболее обширным в истории Африки.

Сонгаи в первой половине XVI века

Спойлер

doc1-500X261.jpg

 

Однако главное направление деятельности Моххамеда Туре — не столько завоевание новых земель, сколько проведение внутренних реформ. Его можно считать «великим устроителем державы». Прежде всего он создал необычную для африканских доколониальных государств административную систему, основанную не на родственных или этнических структурах, а на территориально-функциональном принципе. Правда, старые местные правители завоеванных сонгаями областей еще сохранялись, но рядом с ними существовали и «царские» сановники, и наместники крупных областей, которым они подчинялись. Как правило, ими становились военные деятели, получавшие эти должности в награду за воинские доблести. Особые «мундио» (правители-контролеры) были во всех торговых городах, племенах кочевников и т. д. Впервые в практике африканских доколониальных государства, где существовали лишь ополчения, Мухамед Туре разделил подданных на «войско» и «народ». Прежде в случае необходимости на бой выходили все взрослые мужчины, бросая свои обычные занятия. Не было ни специального обучения, ни арсеналов, ни запасов продовольствия. Теперь же появилось обученное и мобильное войско, а «народ» не прерывал традиционной хозяйственной деятельности, бесперебойно обеспечивая продовольствием и себя, и войско, и все государство. Кроме того, отстранялись от службы беднейшие, самые беспокойные и ненадежные слои населения.

Как и в Мали, в Сонгаи основой экономики и могущества государства оставалась монопольная торговля золотом и солью. Однако Мухамед Туре обратил внимание и на внутреннее экономическое развитие страны. Значительно расширялась площадь сельскохозяйственных культур, в основном за счет создания осо¬бых сервильных поселений. Они создавались для работы пленников, которых снабжали землей и обязывали (как и свободных общинников) сдавать часть урожая. Они, как пишут хроники, «работали под наблюдением надсмотрщиков с барабанщиками и флейтистами, задававшими ритм труда... а урожай шел на прокормление воинов аскии». Таким образом была создана целая сеть поселков, принадлежавших двору. Возникали и своеобразные «касты» — замкнутые группы людей, прикрепленных к одному занятию — кузнечному, каменотёсному делу, другому ремеслу, службе при дворе. Одновременно происходило и формирование единого, относительно замкнутого верхушечного слоя, в котором значительное место занимала мусульманская знать. Мухамед Туре даровал ей немалые привилегии, соглашался даже на относительную автономию городов. Кадии, имамы, купцы-мусульмане уже вошли в господствующую верхушку, создав впервые в истории Западного Судана единый господствующий слой, сумевший объединить в своих руках руководство всеми сторонами общественно-хозяйственной, военно-политической, идеологической жизни.

Гробница Мохаммеда Туре в Гао, памятник ЮНЕСКО

Спойлер

Askia.jpg?uselang=ru

Мухамед Туре старался показать себя правоверным мусульманином, продемонстрировав это хаджем в 1496—1498 гг., который имел и политический смысл. Он раздавал золото как обязательную милостыню, встречался с видными богословами и правоведами. Согласно арабским хроникам, паломничество прошло успешно: по описаниям, аския вел себя в Мекке как пламенный мусульманин. В Мекке ему поднесли синий тюрбан, который окончательно узаконил его правление: он получил прозвище эль-Хадж, то есть правитель, совершивший паломничество. Как мусульманин, Мухамед имел гарем и множество детей. Среди наследников созрел заговор, и в 1529 г. один из его сыновей, Муса, заставил отца отречься от власти и объявил себя правителем. Только в 1537 г. Мухамед Туре был возвращен из ссылки и вскоре умер. После его смерти наступил сложный период в истории Сонгаи, отягощенный смутами, усобицами, частой сменой власти, завершившийся гибелью государства Сонгай в конце XVI века.

Внутренний двор Санкорэ в Томбукту

Спойлер

640px-Medersa_Sankore.jpg?uselang=ru

В XVI веке, Сонгай также достиг культурного расцвета в это время медресе Санкорэ в Томбукту, стала главным центром Ислама в Западном Судане, здесь могло обучаться до нескольких тысяч человек одновременно, а обширная библиотека была крупнейшей в Африке и насчитывала согласно данным арабских хроник до 400 тысяч манускриптов, большинство на арабском (включая переводные греческие и римские трактаты), но были и тексты на языке сонгаи и туарегов. Немалая часть этого достояния была расхищена в начале XVII века, во время марокканского завоевания, но по меньшей мере около 100 тысяч хранится в Санкорэ и по сей день, часть из рукописей в настоящее время оцифрованы в рамках Tombouctou Manuscripts Project. http://www.tombouctoumanuscripts.org/

Наиболее известными выпускниками Санкорэ, в период Сонгаи были Модибо Моххамед аль-Кабури (из народа фуле, книжник, философ, создатель учебных программ), Моххамед Багайоко (сонгай, книжник, философ), Ахмед Баба аль-Массуфи (сонгай, философ, создатель полусотни трактатов, большая часть сохранилась до наших дней).

  • Лайк 2
Ссылка на комментарий
В 28.10.2018 в 05:08, Akrit сказал:

В XVI веке, Сонгай также достиг культурного расцвета в это время медресе Санкорэ в Томбукту, стала главным центром Ислама в Западном Судане,

Судане? Тимбукту, это же Мали.

Ссылка на комментарий
6 часов назад, xcb сказал:

Судане? Тимбукту, это же Мали.

Это название исторической области примерно к западу от озера Чад почти до Атлантики, охватывает Гану и северную часть Нигерии. А то что сейчас известно под названием Судан это Восточный Судан.

Французская колония на территории Мали, так и называлась в своё время Французский Судан.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.