Сколот Опубликовано 16 апреля, 2009 #9451 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2009 Дон На первый взгляд может показаться что речь в цитате из статьи Михаила Крайсветного «О роли народов Кавказа в раннем этногенезе донского казачества» идет о казаках, на самом же деле об адыгах, они же меоты, касоги, черкасы, черкесы. Которые бес сомнения, впрочем, как и многие иные народы, сарматы(аланы), тюрки, позже славяне стояли у истоков казачества, не только донского, но и запорожского. Так что едва ли казакам надо было проходить «курсы повышения квалификации у каких либо хранителей морских традиций», они сами и есть хранители. Я, все-таки, предлагаю оперировать фактами. Участие черкесов, адыгов, меотов и др. в становлении казаков - вещь недоказанная. И совсем не факт. А уж, тем более, что казаки со времен меотов были хранителями этой традиции. Есть водное пространство, есть лодки (чайки), есть оружие. Много ума что-ли надо, чтобы догадаться о возможностях пограбить по воде?! Постулировать, что традиция пиратствования должна была передаваться сродни постулату, что традиция убивать тоже передавалась от одного народа другому. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 16 апреля, 2009 #9452 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2009 2 еремей зонов Интересно, косой парус где был изобретен на балтике или в средиземноморье? В Средиземноморье. На Балтике он практически не встречался до XV века. все-таки 12 гривен на гребца - не много ли, имея в виду стоимость самой лодьи (штрафа) по русской правде? Это откупные за войну. Да и преувеличенные наверняка. 2 iske_kazaner если "народн." аржа́ (в смысле "ржа"), имеет ударение на втором слоге, а "народн." аржано́́й (в смысле "рожь") - на третьем, то очевидно, такое ударение имело место и раньше (иначе как эти слова отличали?) Как различали. Элементарно - ржаной/ржавый... Кстати "народные" формы это очень поздние и сугубо восточнославянские явления. От *ръжь произведено ръжанъ, прилаг., народн. аржано́й, оржано́й, укр. iржани́й, блр. iржаны́. То есть они производные от исходного ръжь и ръжа. А вообще обратите внимание на польский и болгарский: rdza/reż ръжда́/ръж То есть вообще-то там согласный разный. Совпал он в восточнославянских языках и соответственно довольно поздно. И, вообще-то, график подтверждает мои выводы, ведь в V в. ни германские племена, ни скандинавские, ни основная масса славянских рожь не выращивали. Теперь осталось лишь доказать, что проторусы/роги ее активно выращивали "бывшие римские провинции на Рейне и Дунае" - кто их в III-VI веке заселял? Разве не германские племена? Не только и не столько. Остатки римского и даже кельтского населения - предки румын на Дунае, и романизированные кельты на Рейне. Распространение немецкого языка на Запад от Рейна (также как и на юг от верхнего Дуная в Швейцарию, Южную Баварию и Тироль) это явления более позднего времени. Ссылка на комментарий
Viting Опубликовано 16 апреля, 2009 #9453 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2009 2Lestarh Теперь осталось лишь доказать, что проторусы/роги ее активно выращивали Ибн-Русте как-раз говорит об обратном. Русы вообще ничего не выращивали. Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 17 апреля, 2009 #9454 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 (изменено) 2Lestarh То есть они производные от исходного ръжь и ръжа.А вообще обратите внимание на польский и болгарский: rdza/reż ръжда́/ръж А как же в праславянском?: "праславянский/rudsъ/rъdjā(rъdjavъ)/rughi >rudži > ruži" и чешском?: "чешский/rusý(rysý)/rez(rzavý)/rеž" Совпал он в восточнославянских языках и соответственно довольно поздно. Довольно поздно - это когда? Если заимствование слова "рожь" финно-угорскими племенами у именьковцев произошло в V-VI в.? Теперь осталось лишь доказать, что проторусы/роги ее активно выращивали Черняховская культура полиэтнична: Исследователи полагают, что в формировании Ч. К. участвовали различные этнические группы населения (даки, сарматы, германцы, поздние скифы, анты и славяне). http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9372Вполне возможно, какие-то племена этой культуры выращивали в основном пшеницу, а кто-то, в основном, рожь (например, в северной лесной зоне): Основной отраслью хозяйства было пашенное земледелие. Выращивали зерновые культуры: пшеницу нескольких видов, просо, ячмень, рожь, овес, бобовые культуры, коноплю. (там же).Воощем-то, мое предположение о слове "рожь" родилось из того неоспоримого (на мой взгляд ) факта, что финно-угорские племена заимствовали у именьковцев из всех названий земледельческих культур только "рожь". Значит, эта культура преобладала в хозяйстве именьковцев. Я не говорю, что именьковцы не выращивали пшеницу и другие культуры. Естественно, выращивали (и это подтверждает археология). Но, рожь, почему-то, выделялась у них - на финно-угорский взгляд. Остатки римского и даже кельтского населения - предки румын на Дунае, и романизированные кельты на Рейне. Распространение немецкого языка на Запад от Рейна (также как и на юг от верхнего Дуная в Швейцарию, Южную Баварию и Тироль) это явления более позднего времени. Этот график вообще какой-то странный. Получается после 1000 г. все в Европе выращивали практически только рожь? А к 1600 г. вообще ничего кроме ржи не сеяли? А население "бывших римских провинций на Дунае и Рейне" таки до этого времени и не изменилось? 2Viting Ибн-Русте как-раз говорит об обратном. Русы вообще ничего не выращивали. Это мнение Ибн-Русте. Так как русы были замечательными торговцами-путешественниками (свидетельство Ибн-Хордадбеха и Ибн Русте), то его источник (по-видимому, тоже купец) описывал только "городскую", "торговую" сторону руси, о чем прямо указывается в тексте Ибн Русте, что якобы русы не имеют поместий и деревень, но у них много городов. Вообще, Ибн-Русте говорит о русах конца IX века- начала X, когда ими предводительствовали уже скандинавы. Кроме того, как уже неоднократно отмечалось, - ранние арабские источники говорят о русах на Верхней Волге, а к тому времени русы плодились в Киеве и даже южнее. Изменено 17 апреля, 2009 пользователем iske_kazaner Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 17 апреля, 2009 #9455 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2iske_kazaner Но, рожь, почему-то, выделялась у них - на финно-угорский взгляд. рожь менее требовательна к почвом и более холодостойкая, чем например пшеница. а как там с овсом? Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 17 апреля, 2009 #9456 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 (изменено) 2vergen а как там с овсом? "Палеоботаникам удалось установить, что население именьковской культуры высеивало пшеницу, рожь, просо, овес, ячмень, горох" (С.Кляшторный, П.Старостин "Праславянские племена в Поволжье"). "Важнейшими сельскохозяйственными культурами в Прикамье и на Вятке еще в первой половине I тыс. н.э. стали полба, просо, ячмень, конопля. С появлением в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье пришлого населения, оставившего памятники именьковской археологической культуры (IV - VII в.в.), связано распространение в бассейнах Камы и Вятки новых сельскохоязйственных культур: пшеницы, ржи, овса и гороха" (С.Белых, Л.Макаров "Население Вятско-Камского края в булгарское время"). Но финны восприняли в свой язык почему-то только рожь. "Вон, у господина Федякина о прошлом годе на сенокосе мужик с воза навернулся - да лбом и об оглоблю. Ну, я доложу вам, фейерверк был!.. Цельный воз сена сгорел. - Да какого сена! Чистый клевер! - Ой, ладно врать-то! Откуда у вас клевер-то? У вас всё лопухами да осокой поросло! - Что вы такое говорите, Авдотья Никитишна? У меня воз сена десять рублей стоит! - Стоить-то он стоит, да только кто ж его купит? У вас же совсем никудышнее сено! Ну, разве что горит хорошо..." (с) Изменено 17 апреля, 2009 пользователем iske_kazaner Ссылка на комментарий
Дон Опубликовано 17 апреля, 2009 #9457 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2Сколот Я, все-таки, предлагаю оперировать фактами. Участие черкесов, адыгов, меотов и др. в становлении казаков - вещь недоказанная. С чего такая убежденность? Честно говоря, на страницах и без того, давно вышедшего за рамки темы форума, мне совершенно не хочется втягиваться в полемику еще и на казачью тему. Просто напомню вам, что обе столицы Донского казачества носили название Черкаскасская (ныне Старочеркасская) и Новочеркасская (ныне город Новочеркасск) Есть водное пространство, есть лодки (чайки), есть оружие. Много ума что-ли надо, чтобы догадаться о возможностях пограбить по воде?! Действительно когда есть водное пространство, есть лодки и есть оружие много ума и не надо для того чтобы догадаться пограбить на воде, нужны просто навыки, желательно обогащенные опытом, лучше если многовековым. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 17 апреля, 2009 #9458 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2iske_kazaner просо, ячмень - это понятно...более теплолюбивы, горох - тоже не рожь и не пшеница... по сути дела из массовых злаков - там лучше всего будет расти рожь и овёс...тем паче если её будут сажать не профессионалы. 2Дон Действительно когда есть водное пространство, есть лодки и есть оружие много ума и не надо для того чтобы догадаться пограбить на воде, нужны просто навыки, желательно обогащенные опытом, лучше если многовековым. не надо преувеличивать. Сарматы придя из степей - вполне себе потом плавали на пару с готами по морям. Готы - вполне освоили лошадок. Русы также от почти чистой пехоты, довольно быстро перешли к конным дружинам и т.д. Мы ведь знаем - что славяне корабли строить умели (причем весьма глубинные славяне)...т.е. если будет надо - освоят и море. С чего такая убежденность? Честно говоря, на страницах и без того, давно вышедшего за рамки темы форума, мне совершенно не хочется втягиваться в полемику еще и на казачью тему. Просто напомню вам, что обе столицы Донского казачества носили название Черкаскасская (ныне Старочеркасская) и Новочеркасская (ныне город Новочеркасск) видимо с того что казаки всё-таки не народ Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 17 апреля, 2009 #9459 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2vergen Мы ведь знаем - что славяне корабли строить умели (причем весьма глубинные славяне)...т.е. если будет надо - освоят и море. Да, только я бы уточнил. Исходя из данных КБ, славяне, скорее - речники, а русы - мореходы. (Я здесь не хочу говорить об этнических различиях или сходстве, просто имею в виду, что по обсуждаемому параметру русы и славяне у КБ отличаюся). Причем, наверняка, славяне пригоняли для русов не просто бревна, хоть и долбленые. Скорее всего это уже были вполне приспособленные для речного плавания лодьи, которые потом русы профессионально тюнинговали под морскую специфику. Еще одно мое предположение - исходя из описаний ПВЛ русы скорее занимались каботажным плаванием как для доставки товаров в мирное время, так и для доставки десанта в случае военных действий. Вывод делаю из сообщений о том, что вследствие поднявшейся бури корабли русов были выброшены на берег. Еще замечание. Если в Начальном своде, представленныв в НПЛ еще осталось описание чуда, связанного с Богородицей ВлахернЂ, данное глазами византийца, живущего на море: "тацЂ 34 святЂи богородици ризу изънесъше 35, въ море скудь 36 омочиша;", то уже в киевской традиции, представленной ПВЛ: "[и] Ж всю нощь молт҃ву створиша таже бжт҃вную свт҃ъı Бц҃ѧ 31 ризу 32 с ими 33 изнесъше 34 в рѣку ѡмочивше ". Ну, и, наконец, пресловутый анекдот о парусах, которым я, наверное, уже достал. Тем не менее, посмотрите, Олег хоть дает команду исшити Словенам паруса подешевле (видимо по вкладу в обще дело) - не паволочиты (род парчи), но все равно дорогие - шелковые. Но ветер их раздра и Словене говорят сокрушенно - не даны нам суть паруса (в др. редакции, паруса шелковые). Т.е. здесь, имхо, такой намек - вы, ребята, сначала научитесь с простыми парусами обращаться, а потом уж претендуйте на шелка. Вывод - у славян и русов существует четкая специализация. Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 17 апреля, 2009 #9460 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 (изменено) 2еремей зонов Исходя из данных КБ, славяне, скорее - речники, а русы - мореходы. ИМХО, на тот момент плавать по рекам было и опаснее и труднее, чем по морю. Мели, перекаты, движение вверх по реке против течения, особенно ближе к истоку, где течение особенно быстрое (как, например, на Волге до Ржева). На одних веслах против течения вряд ли наплаваешься. Вряд ли без паруса обходились. К тому же надо быть всё время готовым к отражению атак местных племен. На перекате или отмели они легко могли атаковать из засады. А на притоках основных рек - Днепра, Дона, Оки и Волги - в большинстве своем шириной не превышающих 100 м, могли и с берега достать стрелами и копьями. В море гораздо проще - отплыл на полкилометра от берега, а можно и подальше, и плыви себе вольготно. Кстати, это подтверждает и то, что норманны глубоко вглубь Западной Европы по рекам не заплывали. Изменено 17 апреля, 2009 пользователем iske_kazaner Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 17 апреля, 2009 #9461 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2iske_kazaner ИМХО, на тот момент плавать по рекам было и опаснее и труднее, чем по морю. Вполне возможно. Но я не о различии в трудностях, а о том, что славяне - "приречные", а русы "приморские" (или из-заморские) Осталось договориться по поводу моря. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 17 апреля, 2009 #9462 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2 iske_kazaner ИМХО, на тот момент плавать по рекам было и опаснее и труднее, чем по морю.... В море гораздо проще - отплыл на полкилометра от берега, а можно и подальше, и плыви себе вольготно. Как писал Джером "а если будет плохая погода"? Камрад, Вы шторм видели когда-нибудь? На одних веслах против течения вряд ли наплаваешься. Вряд ли без паруса обходились. А ветер естественно дует все время против течения реки Кстати, это подтверждает и то, что норманны глубоко вглубь Западной Европы по рекам не заплывали. Заплывали. Париж, Вы полагаете, морской порт? А как же в праславянском?:"праславянский/rudsъ/rъdjā(rъdjavъ)/rughi >rudži > ruži" и чешском?: "чешский/rusý(rysý)/rez(rzavý)/rеž" Точно также. Согласные разные. В одном случае dj и его производные, в другом dž > ž В восточнославянских они совпадают. Да и у чехов, если присмотритесь буковки тоже разные rez - rеž Довольно поздно - это когда? Если заимствование слова "рожь" финно-угорскими племенами у именьковцев произошло в V-VI в.? Как минимум не раньше формирования восточных славян как таковых. То есть позже именьковцев (если те вообще были славянами ) Вполне возможно, какие-то племена этой культуры выращивали в основном пшеницу, а кто-то, в основном, рожь Ключевое слово возможно. Может выращивали, а может и нет. Соответственно все построение превращается в чистую маниловщину и гадание на кофейной гуще... Обуждать его можно, но без особого смысла, по причине отсутствия доказательной базы под основным положением гипотезы. например, в северной лесной зоне Если Вы почитаете по ссылке приведенной рядом с графиком, то Вы обнаружите, что как раз в северной лесной зоне культура ржи распространяется поздно. финно-угорские племена заимствовали у именьковцев из всех названий земледельческих культур только "рожь" А Вы этимологию других названий изучали? Например как там с горохом и овсом? Значит, эта культура преобладала в хозяйстве именьковцев. Необоснованный вывод. Это значит, что с рожью финны впервые столкнулись у славян. Но совершенно необязательно, что у тех рожь доминировала. Доминировать могла пшеница, но у финнов для нее уже было обозначение (если что, полба это разновидность пшеницы). Но, рожь, почему-то, выделялась у них - на финно-угорский взгляд. Например, потому что у самих финнов ее не было... Этот график вообще какой-то странный. Получается после 1000 г. все в Европе выращивали практически только рожь? А к 1600 г. вообще ничего кроме ржи не сеяли? А население "бывших римских провинций на Дунае и Рейне" таки до этого времени и не изменилось? Провинции определены территориально. Поэтому и сказано, "население провинций", а не этническое определение. А роль ржи действительно очень сильно возрасла в позднем Средневековье. Ибо на севере она эффективнее пшеницы, а тут еще малый ледниковый период... Кстати график не для всей Европы, а для Балтики и смежных регионов. В Италии и Испании ржи видимо было меньше Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 17 апреля, 2009 #9463 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 (изменено) 2Lestarh Как писал Джером "а если будет плохая погода"? Камрад, Вы шторм видели когда-нибудь? Не беспокойтесь, видел, переживал и как раз в тех местах, где плавали русы - у побережья Болгарии. Но Вы забываете, что мы говорим о прибрежном плавании, при котором, в случае приближения шторма, вы всегда успеете укрыться в заливе у берега (надеюсь расстояние 500 м Вы не будете грести целый час). А ветер естественно дует все время против течения реки Вы зря иронизируете - у меня есть опыт плавания эдак 20 лет назад на Волге на самодельной яхте с 6-метровой мачтой и двумя парусами - основным и стакселем - против течения при полном отсутствии ветра - фактически всё время на веслах. Вообщем, расстояние в 20 км (и это на водохранилище!) мы - три здоровых и тогда молодых мужика "взяли" за 12 часов (а гребли с вечера до утра). Не говорю о нашем состоянии после такого "марафона".А вообще-то, против ветра на реке ходят галсами, также как и на море (наверное - на море под парусом не ходил ). Заплывали. Париж, Вы полагаете, морской порт? Париж находится "неглубоко" - всего в 180 км от моря, а по прямой и еще меньше. Согласитесь, это не 1,5 тыс. км между Балтикой и Черным морем и не 2500-3000 км между Балтикой и Каспием. Как минимум не раньше формирования восточных славян как таковых. Т.е. заимствовали от именьковцев, но не раньше формирования восточных славян как таковых? Это когда? Ключевое слово возможно. Возможно, и гребцы называли себя ropts, а возможно и не называли .Но то, что черняховцы выращивали и пшеницу, и рожь Вы не отрицаете? Если Вы почитаете по ссылке приведенной рядом с графиком, то Вы обнаружите, что как раз в северной лесной зоне культура ржи распространяется поздно. То есть именьковцы и финно-угорские племена Прикамья, по-Вашему, жили в степной зоне? А Вы этимологию других названий изучали? Например как там с горохом и овсом? В мордовском (других электронных словарей под рукой нет):рожь - розь пшеница - товсюро горох - кснав полба - виш ячмень - шуж просо - суро овёс - нашел только: колос овса - пинемепря конопля - почему-то два разных значения кансть и мушко (разные сорта???) Например, потому что у самих финнов ее не было... Так у поволжских финнов овса и гороха тоже не было (согласен считать, что полба=пшеница). Изменено 17 апреля, 2009 пользователем iske_kazaner Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 17 апреля, 2009 #9464 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2iske_kazaner Так у поволжских финнов овса и гороха тоже не было (согласен считать, что полба=пшеница). они могли быть с ним знакомы, до именьковцев. а рож как сравнительно новая и удобная для условий культура - была принесена ими....вот и восприняли название... Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 17 апреля, 2009 #9465 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 Дон С чего такая убежденность? Ну, дык. Если это доказано, то, как минимум, большинство исследователей должно это признавать. Это так? Я то, собснно, не говорю, что этого быть не могло. Я говорю, что это не доказано, и мы не можем использовать это утверждение в качестве всемипризнанного факта. Действительно когда есть водное пространство, есть лодки и есть оружие много ума и не надо для того чтобы догадаться пограбить на воде, нужны просто навыки, желательно обогащенные опытом, лучше если многовековым. Ну, и эти многовековые навыки, как и просто навыки, совершенно не обязательны, чтобы начать грабить. Ссылка на комментарий
Viting Опубликовано 17 апреля, 2009 #9466 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2iske_kazaner Вообще, Ибн-Русте говорит о русах конца IX века- начала X, когда ими предводительствовали уже скандинавы. Это Ваш домысел, кто кем предводительствовал. Да и сам рассказ может относиться к более раннему времени (+-839). Кроме того, как уже неоднократно отмечалось, - ранние арабские источники говорят о русах на Верхней Волге, Ни один ранний арабский источник в явном виде не помещает русов на Верхнюю Волгу. Говорится о торговле русов с Булгаром. Тот же Фадлан пишет о том, что они прибыли туда издалека. а к тому времени русы плодились в Киеве и даже южнее. К концу IX в. русы плодились в Киеве? Что, археологи нашли в Киеве захоронения конца IX-нач.X века полностью соответствующие описаниям Ибн-Русте или Ибн-Фадлана? Зачем так уверенно утверждать то, чего могло и не быть? 2еремей зонов Вывод - у славян и русов существует четкая специализация. Обычная этническая иерархия. Примеров масса - государства ацтеков, инков, раннеболгарское царство, т.д. Это ситуация, при которой этническая принадлежность определяла социальный статус. Специализация - лишь производная этно-соц. статуса. Кстати, ранняя Киевская Русь в этом плане очень похожа на державу ацтеков. Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 17 апреля, 2009 #9467 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2Viting Это Ваш домысел, кто кем предводительствовал. Да и сам рассказ может относиться к более раннему времени (+-839). Ни один ранний арабский источник в явном виде не помещает русов на Верхнюю Волгу. Говорится о торговле русов с Булгаром. Тот же Фадлан пишет о том, что они прибыли туда издалека. По этой тематике прошу посмотреть комменты: сообщения 554273 - 554283 сообщение 554419 сообщение 554436 К концу IX в. русы плодились в Киеве? Что, археологи нашли в Киеве захоронения конца IX-нач.X века полностью соответствующие описаниям Ибн-Русте или Ибн-Фадлана? Во-первых, если быть во всем точным, древнейшая постройка киевского Подола датируется по дендрохронологии 887 г. (http://www.iananu.kiev.ua/archaeology/2003-1/zukerman.htm) Т.е. Киев в конце IX века уже существовал. Во-вторых, каким описаниям должны соответствовать захоронения: "Когда умирал знатный из русов, то выкапывали ему могилу подобную просторному дому, клали его туда, вместе с ним клали одежду для его тела, его браслеты золотые, которые он носил. А также опускали много еды, кувшины с напитками и чеканенную монету. Вместе с умершим в могилу спускают и его любимую жену, а она еще живая. Над ней закладывают вход в могилу, и она там умирает" (Ибн Русте). Или "И (еще прежде) говорили, что они делают со своими главарями при их смерти (такие) дела, из которых самое меньшее - это сожжение, так что мне очень хотелось присутствовать при этом, пока (наконец) не дошло до меня (известие) о смерти одного выдающегося мужа из их числа. И вот они положили его в его могиле и покрыли ее крышей над ним на десять дней, пока не закончили кройки его одежд и их сшивания. А это бывает так, что для бедного человека из их числа делают маленький корабль, кладут его (мертвого) в него и сжигают его (корабль)..." и т.д. (ибн Фадлан). В-третьих, Вы же не будете отрицать похода русов 860 года? И даже если мы считаем, что русы - это балты или варяги или ладожане, они же не могли из Ладоги или с берегов Балтики совершить такой марш-бросок, ведь в пути у них должны были уже быть какие-то фактории или хотя бы укрепленные места для ремонта моноксилов. Тем более, ибн Хордадбех рассказывает о плаваниях купцов-русов в 840-е, они-то уж без факторий точно обойтись не могли. А что делать в факториях, кроме ремонта моноксилов? Правильно: любить прекрасных окрестных славянских женщин! Тем более, Ибн Фадлан в своей записке не раз указывает, какими любвеобильными были русы. Ссылка на комментарий
Дон Опубликовано 17 апреля, 2009 #9468 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2vergen не надо преувеличивать. Сарматы придя из степей - вполне себе потом плавали на пару с готами по морям. Точно так же как и не надо упрощать. Те же сарматы, надо полагать, не сами освоили судоходство, а приобрели навыки у оседлых и знакомых с судоходством народов. Готы, освоили лошадок под руководством сарматов. Что до русов, в чистом пехотинстве которых, я не очень уверен, тоже учились понемногу «чему нибудь и, как нибудь» у владевших навыками коневодства народов. Да славяне строили корабли, знать бы еще что они подразумевали под сим словом, кстати, а разве я это где нибудь отрицал, и в чем же это утверждение расходится с оспариваемой вами моей фразой, что к малому уму и желанию по пиратствовать необходимы еще и навыки. видимо с того что казаки всё-таки не народ А вы мнение казаков по этому вопросу спрашивали? Lestarh Перечитал указанные вами страницы с полемикой по поводу происхождения имени Олег. Ну и что? Возможно, есть продолжение, но из того что было мною прочитано вывод о доказанности идентичности имен Олег и Helgi не вытекает. Впрочем давайте по пунктам. «1. Лингвистически переход Helgi > Олег и Helga > Ольга вполне обоснован.» Обоснован, не значит доказан, хотя данная точка зрения настойчиво декларируется. Особенно если учесть, что наиболее ранняя и частая летописная форма этого имени все таки не Олег, а Олг. « 2. Сущестование имени Helgi/Helga в Скандинавии языческой эпохи более чем доказано.» Доказано, но доказано на примере саг, записанных достаточно поздно и в ряде случаев повествующих едва ли не Одинских временах. В русских былинах Илья Муромец с Алешей Поповичем то же орудуют во времена Владимира Крестителя. А то и в еще более стародавних временах. «3.Утверждение Л.Грот что heilagr мог обозначть только "святой" в христианском смысле опровергается путем взгляда в любой сносный древнеисландский словарь, равно как и в этимологии любого германского языка.» Ну заглянул и что? Фасмер «ОЛЕГ. имя собств., др.-русск. Ольгъ (Пов. врем. лет). Из др.-сканд. Helgi, родственного нов.-в.-н. heilig "святой"; см. Томсен, Ursprung 74, 146 и сл.» То есть все таки как ни крути, а права Грот Helgi= «святой». А уж то как трактуют слово «святой» сторонники скандинавского происхождения имени Олег, дело пятое. Доморощенные норманнисты вообще данную скандинавскую этимологию слову Helgi обычно не упоминают, для них Helgi и «вещий», и «мудрый» и еще бог весть какой. А теперь, по поводу ваших издевок в отношении отождествления Грот корней «свят»/»свет». Фасмер «СВЯТОЙсвят, свята, свято, укр. святий, блр. святы, др.-русск. святъ, ст.-слав. свтъ , , болг. свет, света, свето (Младенов 571), сербохорв. свет, света, свето, словен. svet, sveta, ж., чеш. svaty, слвц. svaty, польск. swiety, в.-луж. swjaty, н.-луж. swety, полаб. sjote. Праслав. *svetъ родственно лит. sventas, др.-прусск. swenta- в местн. нн., авест. spnta- "святой", sраnаh- "святость", др.-инд. вед. cvantas "процветающий", сюда же лтш. svinet, svinu "праздновать" (Траутман, ВSW 311; М.–Э. 3, 1156, 1160; Уленбек, Aind. Wb. 322; Розвадовский, RО I, 102). Лтш. svets "святой, благочестивый" заимств. из слав. (М.–Э. 3, 1156). Недостоверно родство с гот. hunsl ср. р. "жертва" (Цупица, GG, 187; Торп 93; Уленбек, там же; РВВ 30, 293).» То есть как видим в славянских языках равенство между «свят» и «свет» все таки существует. Впрочем для полноты картины заглянул я еще кое куда. Вот выдержки из работы Валерия Лепахина "Иконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные и историософские категории святой Руси" Читаем «Об этимологии слова "святой". В славянских, балтийских и иранских языках слово "святой" (праслав. svent) происходит от индоевропейского "k'uen-to-" — возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле, плодоносить (см. Топоров 1995: 441-443)... Русские богатыри в былинах и защитники Руси в духовных стихах часто называются светорусскими или святорусскими. Например, в стихе о Самсоне-богатыре он шесть раз именуется святорусским, причем один раз так его называет посланный от Бога Ангел (Стихи 1991: 62-65). Св. Георгий в одном стихе четырежды называется "светохрабрым" (может быть, святохрабрый?) и один раз Светом. В другом стихе он "святой свет Егорий Храбрый", в третьем — Егорей Светло-Храбрый (Стихи 1991: 95-98,101,117). Еще в одном стихе "святой Егорий-свет" — опять он именуется "святым" и "светом" — ездит по Святой Руси "святую веру утверждаючи" (Стихи 1991: 108-116)... Как уже можно было обратить внимание, в приведенных отрывках определение "святой" очень часто стоит рядом со словом "светлый", иногда происходит их контаминация; это может относиться и к героям, и к стране. "Святой" и "свет" этимологически происходят, как говорилось, от разных корней, но в народном сознании, судя по фольклору, они чаще всего употребляются как синонимы. В словаре Даля они также соседствуют: "Светорусье — русский мир, земля; белый вольный свет на Руси; говорится и святорусье" (Даль 1882: 4,159). Здесь мы имеем дело со своеобразной народной этимологией. Мы бы предложили такую цепочку в замене "светлого" "святым": сначала земля светлая, потом светлорусская, затем светорусская, позже святорусская и, наконец, — Святая Русь. Такую же последовательность можно выявить и при именовании святыми и светлыми некоторых героев былин и духовных стихов. В. В. Колесов дает следующий комментарий к приведенной выше словарной статье Даля: "Слово светорусье по составу морфем — народное образование, а похожее по произношению святорусье явно вторично; это выдает и суффикс: церковнославянская форма была бы святорусие"» То есть как видим из приведенного фрагмента, замена «свет» на «свят» и наоборот в русском языке была частой. По этому вполне убедительным кажется, что и имя Святослав первоначально могло иметь форму Светослав, а затем с укоренением христианства трансформироваться в Святослав. Теперь снова вернусь к Грот, ее статья «Истоки норманнизма; шведская гипербориада и Г.З.Байер размещена на сайте «Византия, Русь и варяги» http://byzantinorossica.org.ru/byzrusvar.html, там же есть и статья Мельниковой «Рюрик и возникновение восточнославянской государственности в представлениях древнерусских летописцев Х1- начала Х11вв.» где автор высказывает предположение об искусственности связи Рюрика и Игоря в ПВЛ. Ссылка на комментарий
Дон Опубликовано 17 апреля, 2009 #9469 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2Сколот Ну, дык. Если это доказано, то, как минимум, большинство исследователей должно это признавать..... Я говорю, что это не доказано, и мы не можем использовать это утверждение в качестве всемипризнанного факта. Всеми признанного кем? Карамзиным, выводившим казаков из беглых крестьян, ну так он и русов исключительно норманнами считал. Не хочется никого обижать, но уважаемый Сколот вы, что по истории казачества читали? Впрочем, здесь тоже, как и в русской истории есть свои «норманнисты» и свои «антинорманнисты». Напомню лишь один факт, первого известного атамана донских казаков звали Сары-Ахмат, исключительно славянское имя. Ну, и эти многовековые навыки, как и просто навыки, совершенно не обязательны, чтобы начать грабить. Что бы начать грабить нет. Но что бы грабить на море, ой как нужны. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 17 апреля, 2009 #9470 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2Дон А вы мнение казаков по этому вопросу спрашивали? "Казаки́ (коза́ки) — субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, России и Казахстана" "казаки этносословные группы в составе русского и некоторых других народов."... Точно так же как и не надо упрощать. Те же сарматы, надо полагать, не сами освоили судоходство, а приобрели навыки у оседлых и знакомых с судоходством народов. ну и прекрасно. у славян имелась такая же возможность...и не один век. Ссылка на комментарий
Дон Опубликовано 17 апреля, 2009 #9471 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2vergen "Казаки́ (коза́ки) — субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, России и Казахстана""казаки этносословные группы в составе русского и некоторых других народов."... И дальше? Это мнение составителей энциклопедий, а что думают по этому поводу сами казаки, или хотя бы изучавшие их историю историки? ну и прекрасно. у славян имелась такая же возможность...и не один век. Опять же и что дальше, мы о чем вообще ведем речь? Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 17 апреля, 2009 #9472 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 Дон Всеми признанного кем? Большинством известных исследователей. Ваша точка зрения о происхождении казаков и хранении казаками традиций морского пиратства должна быть признана учеными, прежде чем выдавать ее за истину и выражать недовольство, что кто-то не согласен Вашу точку зрения принимать за устоявшееся мнение. Не хочется никого обижать, но уважаемый Сколот вы, что по истории казачества читали? Мало. А причем здесь это? Я второй раз говорю, я не говорю,ч то Ваша версия о происхождении казаков не имеет место быть. Вы приводите в качестве аргумента о хранении традиций морского пиратства казакми гипотезу. А потом, когда я Вам говорю, что эта гипотеза совсем не факт, Вы мне грозите пальцем "уважаемый Сколот вы, что по истории казачества читали". Если Вы считаете, что это - происхождение казаков - доказанный факт, пожлста, выкладывайте доказы. Я же пока считаю, что происхождение казаков - вопрос не решенный. И сошлюсь на более чем компетентный источник для Вас. Это Вы сами: Но вот запорожских казаков вы затронули напрасно. Их этногенез, как и этногенез донских казаков дело темное, сложное и запутанное. http://twow.ru/forum/index.php?showtopic=8...ndpost&p=571226 Напомню лишь один факт, первого известного атамана донских казаков звали Сары-Ахмат, исключительно славянское имя. И что? Что бы начать грабить нет. Но что бы грабить на море, ой как нужны. С чего это? "Море", кстати, понятие растяжимое. Одно дело грабить в открытом море, другое рядом с устьем реки, третье - плестись вдоль побережья и т.п. Чтобы грабить в открытом море, да, навыки нужны. В остальных случаях - достаточно сносного плавсредства, оружия и дури в голове. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 17 апреля, 2009 #9473 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2009 2 iske_kazaner А вообще-то, против ветра на реке ходят галсами, также как и на море (наверное - на море под парусом не ходил ). Это на Волге. А на речке шириной метров 40 тоже галсами? Вы же про верхнее течение говорили. Т.е. заимствовали от именьковцев, но не раньше формирования восточных славян как таковых? Это когда? А я что-то говорил про заимствование от именьковцев? Возможно, и гребцы называли себя ropts, а возможно и не называли В случае с рожью доказать наличие народа выращивавшего исключительно эту культуру вполне можно палеоботаническими методами... Ну и самоназвание ruth в рунике все-таки есть. То есть именьковцы и финно-угорские племена Прикамья, по-Вашему, жили в степной зоне? Почему. Вы располагаете статистикой о составе посевов? Сколько было ржи, сколько пшеницы, сколько гороха? И насколько роль ржи была весомой? 2 Дон Обоснован, не значит доказан, Поясните, пожалуйста, Ваше понимание критерия доказанности в лингвистике. Особенно если учесть, что наиболее ранняя и частая летописная форма этого имени все таки не Олег, а Олг. Helgi в этом отношении вполне индифферентен. Может давать и Олег и Олг. Кроме того в списках ПВЛ обе формы идут черезполосно, что не дает возможности утверждать какая из них более ранняя. Доказано, но доказано на примере саг, записанных достаточно поздно и в ряде случаев повествующих едва ли не Одинских временах. Не очень поздно это раз. Можно напомнить про рунические надписи. Кроме того Вы можете объяснить как в языческом тексте персонаж может носить имя связанное с христианским понятием святости? Былины в пример не приводить. Они не языческие. И самое главное. Есть ли прямые доказательства отсутствия этого имени у скандинавов? Мы знаем, что оно было у них уже в XI - XII веке, оно упоминается в сагах и мифах. Каковы основания признания его несуществующим? То есть все таки как ни крути, а права Грот Helgi= «святой». Славянский корень "свят-" тоже дохристианский. И ведь что-то значил... То что heilag - святой никто не отрицает. Но Грот то утверждает, что он не существовал до крещения. То есть как видим в славянских языках равенство между «свят» и «свет» все таки существует. Вы не правы. Южнославянские формы типа "болг. свет, света, свето (Младенов 571), сербохорв. свет, света, свето, словен. svet, sveta," происходят не от смешения этого корня с корнем "свет"а от перехода носовых гласных в этих языках в "е". В результате этого корни "svent-" и "svet-" в них совпали по звучанию. Поэтому русскому "пять" в болгарском соответствует "пет". А вообще не стоит делать лингвистические выводы не владея предметом... То есть как видим из приведенного фрагмента, замена «свет» на «свят» и наоборот в русском языке была частой. Это не замена, а ассоциация. Разность исходных корней не отрицается, а убедительности доказательств синонимичностия я не увидел. Хотя бы о каких изданиях былин идет речь? Каковы частотная статистика употребления? Я не отрицаю восприятия христианского понятия святости как ассоциированного со светом. Но не синонимами путающимися по всякому поводу. По этому вполне убедительным кажется, что и имя Святослав первоначально могло иметь форму Светослав, а затем с укоренением христианства трансформироваться в Святослав. Это железно опровергает КБ записавший это имя как Сфендославос. То есть еще до крещения там был юс малый, а не е... Вопрос можно считать закрытым, Светославом он не был точно. 1 Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 18 апреля, 2009 #9474 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2009 2Дон И дальше? Это мнение составителей энциклопедий, а что думают по этому поводу сами казаки малоли...казаки они знаете ли разные и сами по-себе и как люди. или хотя бы изучавшие их историю историки? думаю тоже весьма по-разному, но энциклопедии составляются вообще-то с опорой на историков Опять же и что дальше, мы о чем вообще ведем речь? о том что русы не обязательно салтовцы Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 18 апреля, 2009 #9475 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2009 2Lestarh Это железно опровергает КБ записавший это имя как Сфендославос ну откровенно говоря это не довод. мог слегонца неправильно транскрибировать. ведь весьма вероятно что записывали со слов... Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения