еремей зонов Опубликовано 23 марта, 2009 #9001 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 2Lestarh Северяне прекрасно помнили свою разницу с русью, в то время как на юге, подъем Киева был непосредственно связан с его превращением этой самой русью из заштатной хазарской приграничной крепости в торговую столицу Восточной Европы. Отнюдь, как раз наоборот, помнили, что они "от рода варяжска..." Ну, и пассаж насчет "превращения"... " Южане прекрасно помнили свою разницу с русью, в то время как на севере, подъем Новгорода был непосредственно связан с его превращением из заштатной варяжской крепости в торговую столицу..." Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 23 марта, 2009 #9002 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 (изменено) 2 Сколот А именно, почему родр отличается от стандартной словообразовательной формы – с суффиксом принадлежности ing, - обозначающей коллективы/группы людей, объединенных по роду занятий (vaeringjar, kylfingar и т.п.)?! Больную тему задеваете По поводу конкретной словоформы от данного корня к согласию так и не пришли. Но -ing тут решительно непричем. Он многозначен, но вот как раз "коллективы людей объединенных по роду занятий" обозначать не склонен: 12. Суффиксы -ingr, -ungr образуют существительные мужского рода склонения на -а-. 1) Со значением существа или предмета, обладающего определенным свойством, от прилагательных или существительных, реже от глаголов. Например: spekingr ‘мудрец’ от spakr ‘мудрый’, einhyrningr ‘единорог’ от einn ‘один’ и horn ‘рог’, sexæringr ‘шестивесельная лодка’ от sex ‘шесть’ и ár ‘весло’, vellingr ‘похлебка’ от vella ‘варить’. 2) Со значением человека, происходящего откуда-нибудь, от существительных. Например: konungr ‘король’ от konr ‘род’, íslendingr ‘исландец’ от Ísland ‘Исландия’, Gjúkungar ‘Гьюкунги’ от Gjúki ‘Гьюки’. 3) Со значением уменьшительного от существительных. Например: teinungr ‘прутик’ от teinn ‘прут’. 13. Суффикс -ing (редко -ung) образует существительные женского рода склонения на -ō-. 1) Со значением отвлеченного действия от глаголов (особенно на -ia- или -ja-). Например: reising ‘наказание’ от reisa ‘наказывать’, gipting ‘свадьба’ от gipta ‘отдавать замуж’, bygging ‘заселение’ от byggja ‘заселять’. 2) Со значением существа женского пола, только в двух словах: dróttning ‘королева’ от dróttinn ‘князь’ и kerling ‘женщина’ от karl ‘мужчина’. 14. Суффикс -ning — производный от предыдущего (первоначально п принадлежало глаголу, например, в brotning ‘поломка’ от brotna ‘ломаться’) — образует отвлеченные существительные женского рода склонения на -ō- от глаголов. Например: flutning ‘перевозка’ от flytja ‘доставлять’, gerning ‘дело’ от gera ‘делать’, uppreisning ‘возмещение’ от uppreisa ‘возмещать’. 15. Суффикс -ingi образует существительные мужского рода на -an- со значением человека, обладающего определенным свойством, от существительных или прилагательных (ср. -ingr). Например: erfingi ‘наследник’ от arfr ‘наследство’, heiðingi ‘язычник’ от heiðinn ‘языческий’. 16. Суффикс -lingr — производный от -ingr (первоначально -l- принадлежало к прилагательному, например, в veslingr ‘несчастный человек’, от vesall ‘несчастный’) — образует существительные мужского рода склонения на -а- со значением уменьшительного или человека, происходящего откуда-нибудь, от существительных. Например: gæslingr ‘гусенок’ от gás ‘гусь’, Ynglingar ‘Инглинги’ от Yngvi ‘Ингви’. В нашем случае это 12.1 и 12.2, в крайнем случае 15, либо 16.2 В любом случае никакой "групповухи" тут нет. Vaeringjar это стандартное множественное число от væringi (далее см. выше ) То есть речь о множественном числе (а не собирательной форме) от профобозначения. А это в подавляющем большинстве случаев не -ing'овые формы: hefnd - месть, hefndarmaðr - мститель heiðra - честь, heiðrsmaðr - человек чести, heiðvirðr - заслуженный, благородный skip - корабль, skipari - моряк PS. На всякий случай объясню дополнительно. В Вашем вопросе содержится косвенное утверждение "в скандинавском была стандартная словообразовательная формы – с суффиксом принадлежности ing, - обозначающая коллективы/группы людей, объединенных по роду занятий". Однако это не так. Суффикс -ingr не имел значения принадлежности (см. выше). Данные формы не имели связи именно с группами, "групповость" обозначала форма множественного числа, а основное значение было единичным. И приведенные Вами примеры не связаны с родом занятий, равно как и иные аналогичные формы. Væringi имеет несколько этимологий, но явно не "профессиональных". Kylfing слово с вообще не ясной этимологией. Опять же непонятно причем здесь профессия. Далее Стеблин-Каменский ряд -ing'овых форм считает трансформацией старогерманской модели с компонентом ganga - идти: hǫfðingi с. м. р. -an- вождь, хёвдинг, знатный человек [< *hǫfuð-gengi, см. hǫfuð и ganga] Дословно - "идущий во главе".По аналогичной модели он трактует и варяга: væringi варяг [д-а. wær-genga наемник] Где wær - верный, присягнувший. А вот пример профессионального обозначения выглядит совершенно иначе. например: bóndi с. м. р. -an-, -nd- бонд, свободный общинник [ш., д., нор. bonde крестьянин; прич. I от búa]... búa гл. сильн. VII жить; приготовлять, снаряжать; одевать; Либо: varða (að), v. (1) to warrant, guarantee, answer for;... varðhalds-maðr - watchman ... varð-karl, m. watch-carle, warder; ... varðveizlu-maðr, m. warder, keeper. Изменено 23 марта, 2009 пользователем Lestarh Ссылка на комментарий
Гость Засов Опубликовано 23 марта, 2009 #9003 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 Южане прекрасно помнили свою разницу с русью Мне альты-руссопяты ну дочего нравятся, что ни напишут сразу за бока можно хвататься. Нет бы хоть раз для антиресу заглянуть в материалы, типа "поляне ныне зовомая русь" (поляне, которые теперь называются русью). Ссылка на комментарий
Гость Засов Опубликовано 23 марта, 2009 #9004 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 (изменено) 2Lestarh Больную тему задеваете wink.gif По поводу конкретной словоформы от данного корня к согласию так и не пришли. Кста на самом деле ниоткуда на самом деле не следует что руотси это ПРОСТО финская переогласовка конкретного старошведского слова типа родс. Например современные слова "чичи" и "чехи" (=чеченцы) никак не связаны ни с нормой русского языка (даже коллоквиального) ни с самоназванием вайнахов, но возникли сами в узкопрофессиональной среде а затем распространились среди значительной части русскоязычной популяции. Изменено 23 марта, 2009 пользователем Засов Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 23 марта, 2009 #9005 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 2Засов Нет бы хоть раз для антиресу заглянуть в материалы, типа "поляне ныне зовомая русь" (поляне, которые теперь называются русью). Ну, дык и я про то ж - поляне, они ж кияне, а варяги то при чем? Ссылка на комментарий
Гость Засов Опубликовано 23 марта, 2009 #9006 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 2еремей зонов Ну, дык и я про то ж - поляне, они ж кияне, а варяги то при чем? Вы варягов к чему или к кому хотите приклепать? Поясните пжалста Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 23 марта, 2009 #9007 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 2Засов Камрад Лестарх привел свои аргументы, почему "русь" закрепилась на юге. Я несколько перфразировал, показав, что ничто не мешало по аналогичной схеме закрепиться "руси" на севере. Вы привели мне пример про полян, который я, естественно, помню. Я согласился в том смысле, что "поляне, ныне зовомая русь", имхо, скорее подтверждает южное происхождение термина, нежели северное ... Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 23 марта, 2009 #9008 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 2Lestarh И все-таки, камрад (при всех пикировках с тов.Ваксманом) для меня остается непонятным: Русь - только для юга Не вижу существенных отличий Ссылка на комментарий
Гость Засов Опубликовано 23 марта, 2009 #9009 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 2еремей зонов Я согласился в том смысле, что "поляне, ныне зовомая русь", имхо, скорее подтверждает южное происхождение термина, нежели северное ... Ааатнюдь. Вот если бы было русь ныне зовомая поляне тады да. А по написанному понимаем что были отдельно поляне которые стали с определенного момента зваться русью. Т.е. конечно не с момента а в результате растянутого процесса слияния пришлой первичной руси со сгенерированной вторичной элитой местных славян (а может не только славян). Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 23 марта, 2009 #9010 Поделиться Опубликовано 23 марта, 2009 (изменено) 2 еремей зонов Отнюдь, как раз наоборот, помнили, что они "от рода варяжска..." Стоп. А почему вы ставите знак тождества между "от рода варяжского" и "от рода русского"? Я вообще-то уточнял, что "русь" это ни разу не этнические скандинавы из-за Балтики. Особенно в то время когда можно говорить о возникновении Новгорода. И данный момент никак не противоречит попыткам новгородцев противопоставиться руси Рюриковичей пришедшей с юга. Ну, и пассаж насчет "превращения"..." Южане прекрасно помнили свою разницу с русью, в то время как на севере, подъем Новгорода был непосредственно связан с его превращением из заштатной варяжской крепости в торговую столицу..." Проблема в том, что подъем Новгорода никак с деятельностью Рюриковичей и их дружины не связан. При Игоре о Новгороде и севере вообще ничего не слышно. Святослав посылает в Новгород сына от наложницы с сомнительными правами по принципу "чем добру пропадать"... Владимир, услышав о начавшейся междоусобице, не пытается опереться на новгородцев (которые сами его в князья выпросили) а драпает за море. Ярослав первый, кто смог опереться на них и то не сразу и не без кровопролития... Так что перефразировать то можно, только вот смысл при этом утерян. Новгород рос не силами киевских русов, а сам по себе. Отчего последовательно им противопоставлялся. Ваша ошибка, имхо, в том, что Вы смешиваете хронологию. Вы приводите аргументы из X - XII веков. Но никто не спорит с тем, что со второй половины X века именно Киев становится основным центром русов. Но это еще не означает, что они там существовали испокон веков. Норманны завоевали Англию опираясь на Нормандию, и с этим, равно как и с тем, что они принесли в германскую Британию французский язык и культуру глупо спорить. Но разве можно исходя из этого доказывать, что дружинники Хрольфа Пешехода были коренными французами? Изменено 23 марта, 2009 пользователем Lestarh Ссылка на комментарий
O'Tim Опубликовано 24 марта, 2009 #9011 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 (изменено) 2еремей зонов Традиция же говорит о том, что всю русь пояша только Рюрик с брательниками. И после ухода Олега на юга (даже если принять все за правду) ее (руси) еще дофига должно остаться в Северных районах. безусловно осталась та русь, которая не пыталась быковать насчет власти, а занималась торгашеством. Но эти спокойненько врастали в формируемый словенами и финами Новгород на общих правах. rolleyes.gif Цитата (там ее власть явно была ограничена какими-то кондициями, связанными с "приглашением") Допущение, вполне возможное, но только допущение. Уход можно объяснить и разборками с пришедшими коллегами. нет никаких признаков ,что некая новая волна находников подчинила словен и Ко на рубеже веков, и вытеснила рюриковских. Поэтому проще не фантазировать и следовать за традицией. Цитата Ушла на Юг, где можно было топтать местных без лишних церемоний Это чем же словене, ложащиеся под варягов, круче полян, ложащихся под хазар? Тем, что словене, в союзе с чудью и т.п. изгнали предыдущую генерацию заморских, и следовательно, представляли из себя силу, с которой приходилось считаться (будущие вольности Новгорода отсюда и растут) Цитата Уже при Ольге произошло отчасти обратное завоевание - с юга на север. Или произошло просто завоевание с юга на север. biggrin.gif тогда открывается вопрос возникновения руси на Юге из всех этих карлы, свенельды, асмунды и т.п. Можно, конечно выдумать, что они пришли, скажем по Зап. Двине, но зачем заменять выдумкой нормально работающую традицию? Поэтому вопрос остается, почему схема с прозванием от варягов-руси сработала на юге (причем по времени прям-таки разом) и не сработала на севере, где эта русь околачивалась и окучивала аборигенов не один десяток лет (емнип, камрад Лестарх говорил о 100). Именно потому, что Юг удалось сделать СВОМ полностью, а Север нет. 2iske_kazaner Цитата И после ухода Олега на юга (даже если принять все за правду) ее (руси) еще дофига должно остаться в Северных районах. Да-да, осталась! Арабы и в IX и в X веке торговали с русами (именно с русами), жившими по их (арабов) понятиям на Верхней Волге... Значица, действительно не все ушли! А почему Вы считаете, что те, что на Волге, должны иметь какое-то отношение к рюриковским? Что мешает им быть остатками той руси, что существовала до них? (Насколько помню, нет следов того, что мятежи зоны Волхова сюда докатились: Тимрево, Сарское и т.п. не выжигались) Изменено 24 марта, 2009 пользователем O'Tim Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 24 марта, 2009 #9012 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 2O'Tim безусловно осталась та русь, которая не пыталась быковать насчет власти, а занималась торгашеством. Емнип, русь как раз и призвали "насчет власти", а заниматься торгашеством и так было кому. нет никаких признаков ,что некая новая волна находников подчинила словен и Ко на рубеже веков, и вытеснила рюриковских. Я говорил не о новой волне, а о возможных разборках внутри клана Рюрика и Ко. Тем, что словене, в союзе с чудью и т.п. изгнали предыдущую генерацию заморских, и следовательно, представляли из себя силу, с которой приходилось считаться Насчет "изгнали" - это имхо Нестора. По археологическим фактам, как я понял, более-менее известно о крупной междуусобной драчке в этом регионе. Насчет силы тоже сомневаюсь. Те же поляне, когда, не выпендриваясь, стали прозываться Русью, спокойно брали дань с чуди и мери. Да и Словене нормально платили Варягам. И стоило байду поднимать? Или так не хотелось прозываться Русью? Именно потому, что Юг удалось сделать СВОМ полностью, а Север нет. По-моему - это доказательство по замкнутому кругу. Вопрос и состоял в том, почему в одном случае удалось, а в другом нет, только в терминах "почему схема с прозванием от варягов-руси сработала на юге и не сработала на севере." Хорошо, давайте сформулируем так - почему Север не удалось сделать своим? И это при том, что северяне ложились под Русь добровольно. А разговоры о том, что они такие крутые, одних послали "за море", других отправили на юга, третьим цыкнули - "не быковать"... Может, проще предположить, что никакой руси на севере не было, потому и не стояла у нее задача делать север своим? Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 24 марта, 2009 #9013 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 2Сколот Настоятельно рекомендую всем, кто пытается разобраться в теме ветки, рассматривать призвание варягов Рюрика и происхождение руси отдельно. Собственно, это я и пытаюсь делать, в который раз повторяя имхо, что "жесткая связка" - это творчество Нестора, но Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 24 марта, 2009 #9014 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 2Lestarh Согласен практически со всем, что Вы сказали. И исходя, в том числе, из приведенных Вами аргументов, я делаю вывод, что не только: Новгород рос не силами киевских русов, а сам по себе как частный случай, но и в целом - события на Севере, в том числе, и с участием варягов (как бы их там не понимали) - это отдельная история, а образование Руси на юге - отдельная. Естественно, на определенном хронологическом участке. Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 24 марта, 2009 #9015 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 (изменено) 2Дон Вот Вам ковер из Пазырыка с изображением скифа. Белокурее некуда А вы уверены что это изображение скифа? Сопоставьте с известными по северному причерноморью. Попалось на глаза чё-то... А давно ли пазырыкцы стали скифами? Две весьма популярных у исследователей пазырыкской культуры темы – датировка элитного могильника Пазырык, ставшего для нее эпонимным памятником, и вопрос об языковой и этнической принадлежности пазырыкцев. Датировка элитных курганов пазырыкцев колеблется при разных подходах в пределах 200 лет. Американские и другие западные исследователи предлагают омоложение этих комплексов, основываясь на радиоуглеродных датах и на трактовке импортных вещей и склонны относить их уже к постахеменидскому времени. Петербургские же авторы, опираясь на корреляцию дендрохронологических и вновь установленных радиоуглеродных дат , настаивают на том, что, например, богатый иранским и китайским импортом курган 5 в Пазырыке датируется рубежом V-1V вв. до н.э. или первой половиной IV в. до н.э. Для меня результат дискуссии не имеет принципиального значения, так как время существования этой культуры костюм пазырыкцев претерпел лишь очень скромные изменения. Однако пока я склоняюсь к последней версии не только в силу ее более солидной аргументации. Дело в том, что в позднем пазырыкском аристократическом костюме, как я надеюсь показать ниже (см. главу 4), проявилось влияние официального костюма Ахеменидов (невозможное после второй трети IV в. до н.э.). Недавно была предложена датировка всей пазырыкской культуры в рамках лишь IV-III вв. до н.э. . При любом подходе сегодня можно предположить, что весьма изящная культура пазырыкской элиты исчезла в результате захвата этой территории державой Хунну в начале II вв. до н.э. В последние годы в Республике Алтай заметна тенденция у ряда исследователей считать пазырыкцев (и шире - всех ранних кочевников Евразии) тюркоязычными. Однако аргументы этой версии пока не столько научного, сколько идеологического, политического и морального характера (так, сторонники концепции ираноязычности части ранних кочевников заранее объявляются «проводниками имперской политики Кремля» и т.п.). Ни один авторитетный лингвист сегодня не разделяет это мнение. Более того, именно на территории бывшей пазырыкской культуры концентрируются топонимы иранского происхождения (к более позднему времени их отнести, как известно, нельзя) . Не противоречат выводу об иранской принадлежности пазырыкцев и элементы преемственности с ними в культуре современных тюркоязычных этнографических алтайцев. Серьезные исследования или простые сводки материалов по этому вопросу пока отсутствуют. Между тем культурная преемственность в таком природном изоляте, как высокогорье Алтая, представляется мне вполне очевидной. Так, в погребальных обрядах южных алтайцев XIX в. немало точных аналогий тем, что зафиксированы в Пазырыке. Например, умерших у обоих этносов хоронили в подземном срубе под курганом с каменной наброской и с сопровождающими захоронениями одной или нескольких лошадей. Тело доставляли на волокуше. В могилу помещали каркас юрты, чтобы умерший построил себе дом; у могилы оставляли детали лопат . Консервация древнейших традиций связана также с шаманством Саяно-Алтайского нагорья. Здесь еще недавно хоронили шаманов по обряду скифской эпохи - в специфической скорченной позе и с каменной «подушкой» под головой . Шаманы носили подобные описанным ниже пазырыкским кафтан с длинными фалдами и пояс с рядом раковин каури. Для гадания они использовали зеркала, оформленные в традициях скифского времени . У алтайцев гадания проводились с миниатюрными луком и стрелами; нечто подобное документируется у индоиранцев (у кафиров Гиндукуша). Другой способ алтайских гаданий - с помощью трех пальцев - известен скифским энареям (Herod. IV. 67). Третий - по трещинам на бараньей лопатке - недавно бытовал у таджиков и осетин. Число подобных примеров из разных сфер культуры можно без труда увеличить. Вероятно, пазырыкцы были известны в Китае эпохи позднего Чжоу под определенным этнонимом. В «Каталоге гор и морей», содержащем китайские географические сведения, частично относящиеся к эпохе «Чжаньго», упоминается, что далеко к северу от Куньлуня живет народ Цяо, наносящий на тело татуировки в виде тигров (см. пазырыкские татуировки из кургана 2 в Пазырыке и кургана 1 в Ак-Алахе 3) . Этот удаленный этнос приобрел в глазах китайцев в другой версии текста сказочные черты (руки вместо ног), подобно локализуемым якобы где-то поблизости одноглазым аримаспам Геродота (III. 116; IV. 13). Изменено 24 марта, 2009 пользователем Недобитый Скальд Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 24 марта, 2009 #9016 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 2 Недобитый Скальд А давно ли пазырыкцы стали скифами? Собственно речь шла о кочевых иранцах в широком смысле. Естественно, что причерноморскими скифами они не были, но к обширному скифскому миру явно принадлежали. Равно как и савроматы, саки, массагеты и иже с ними. Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 24 марта, 2009 #9017 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 2Lestarh Естественно, что причерноморскими скифами они не были, но к обширному скифскому миру явно принадлежали. Как и персы и прочая масса народов. Но делать из них скифов и заявлять, что раз они выглядели так, то и скифы именно такими были, не стоит. Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 24 марта, 2009 #9018 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 2Lestarh Но никто не спорит с тем, что со второй половины X века именно Киев становится основным центром русов. Но это еще не означает, что они там существовали испокон веков. Маленькое замечание. По-моему, про эту, как ее, автохтонность я нигде не говорил Ссылка на комментарий
O'Tim Опубликовано 24 марта, 2009 #9019 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 (изменено) 2еремей зонов Емнип, русь как раз и призвали "насчет власти", а заниматься торгашеством и так было кому. Насчет "изгнали" - это имхо Нестора. т.е. в одном случае апеллируете к ПВЛ, в другом отвергаете. Уж определитесь. Вот та часть руси, которая насчет власти, и ушла в Киев. О том, что "ее (руси) еще дофига должно остаться в Северных районах" - это ваши имхо - реальных знаний на этот счет нет. Насчет "изгнали" - это имхо Нестора. По археологическим фактам, как я понял, более-менее известно о крупной междуусобной драчке в этом регионе. В ходе "этой драчки" были ликвидированы поселения, где доминировали скандинавские признаки. Раз это согласуется с Нестором, и не противоречит ничему, отчего бы не принять "изгнали" как рабочую версию? Те же поляне, когда, не выпендриваясь, стали прозываться Русью, спокойно брали дань с чуди и мери. Поляне, как таковые, не брали: они были только одним из компонентов, из которых сложилась Киевская Русь. Т.е не надо всех и все времена валить в одну кучу. И стоило байду поднимать? Или так не хотелось прозываться Русью? Разумеется не хотелось: это означало полное подчинение системе деспотической власти Киева. А они цеплялись за вольности, поэтому _ мы - не они._ Хорошо, давайте сформулируем так - почему Север не удалось сделать своим? Потому, что северяне противостояли руси в вопросе границ власти у себя, но охотно помогли руси подчинить Юг (и Полоцк). Может, проще предположить, что никакой руси на севере не было, потому и не стояла у нее задача делать север своим? Можно предположить что угодно. Но вы же не конкурируете с Бушковым? Изменено 24 марта, 2009 пользователем O'Tim Ссылка на комментарий
еремей зонов Опубликовано 24 марта, 2009 #9020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 2O'Tim В ходе "этой драчки" были ликвидированы поселения, где доминировали скандинавские признаки. Раз это согласуется с Нестором, и не противоречит ничему, отчего бы не принять "изгнали" как рабочую версию? Я имел в виду вот это место из Цукермана: Впрочем, речь не идет о целенаправленном уничтожении именно «варяжских» поселений. Труворово городище (будущий Изборск), население которого, по мнению C.B. Белецкого, составляли славяне и финны, в середине IX в. было разрушено и сожжено агрессорами, носившими оружие североевропейского типа, иными словами, скандинавами; по мнению того же исследователя, вскоре после 860 г. пожар уничтожил и другое, соседнее с Псковом поселение Камно - племенной центр финской культуры Камно-Рыуге90. Таким образом, речь идет о тотальной войне, жертвами которой были не только скандинавы и масштабы которой станут ясны лишь после проведения систематического исследования всех разрушенных поселений." Согласитесь, "тотальная война" несколько иное, чем изгнание. т.е. в одном случае апеллируете к ПВЛ, в другом отвергаете. Уж определитесь. Нет, я рассуждал в рамках логики ПВЛ. "Поправка" к мнению Нестора об изгнании вызвана причинами, указанными в вышеприведенной цитате. Вот та часть руси, которая насчет власти, и ушла в Киев. О том, что "ее (руси) еще дофига должно остаться в Северных районах" - это ваши имхо - реальных знаний на этот счет нет. Конечно, нет. Опять же здесь мои рассуждения в рамках ПВЛ. Если пришли, пояша всю Русь, а Олег ушел в Киев, не пояша всю Русь, значит, как минимум часть Руси осталась, в т.ч. те мужи Рюриковы, коим он грады раздавал. Поляне, как таковые, не брали: они были только одним из компонентов, из которых сложилась Киевская Русь. Т.е не надо всех и все времена валить в одну кучу. Согласен. Немного сутрировал. Но никто не мешал и Словенам, будучи одним из компонентов "Новгородской Руси", брать дань и т.д. Тем более, повторюсь, в отличие от полян Русь они призвали сами, как раз для того чтобы сложить все компоненты. Разумеется не хотелось: это означало полное подчинение системе деспотической власти Киева. Мы говорили о времени до "власти Киева". Потому, что северяне противостояли руси в вопросе границ власти у себя Это Ваше имхо. Можно предположить что угодно. Можно. Но я предположил вполне логично - если Русь не оставила следов на Севере, но круто засветилась на Юге, почему бы, в качестве рабочей гипотезы, не предположить, что история, связанная с Русью - это чисто южная история? Ссылка на комментарий
O'Tim Опубликовано 24 марта, 2009 #9021 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 (изменено) 2еремей зонов Согласитесь, "тотальная война" несколько иное, чем изгнание. понимаете, уничтожение нескольких центров славян и финов - это еще ничего не значит: они аборигены и заселяют большую территорию. Но уничтожение скандинавских опорных пунктов вплоть до моря (Изборск, Ладога) скорее всего означает что всё, их скинули с этого берега. Тем более, что до последующего восстановления той же Ладоги прошло несколько десятилетий. Но я предположил вполне логично angel.gif - если Русь не оставила следов на Севере, но круто засветилась на Юге, почему бы, в качестве рабочей гипотезы, не предположить, что история, связанная с Русью - это чисто южная история? Что значит "не засветилась"? На севере нет скандинавских артефактов? Как по вашему она должна была засветится? Цитата Потому, что северяне противостояли руси в вопросе границ власти у себяЭто Ваше имхо. Это имхо соответствует всему, что мы знаем о характере взаимоотношений новгородцев и киевских князей, как и подчеркиванию традицией того, что на севере произошло не завоевание, а приглашение, что предполагает некоторые условия. Изменено 24 марта, 2009 пользователем O'Tim Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 24 марта, 2009 #9022 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 2Lestarh, O'Tim, еремей зонов Чего-то я не въезжаю: если русы - это сканды, которые осели на Ладоге в период до 838 года (т.е. когда они уже приняли за самоназвание их кличку у финнов - руотси) и заявились с этим именем в Византию и Европу, а затем еще и похулиганили в 860 году в Константинополе, то кто тогда Рюрик, его сын и Олег, если они приплыли из-за моря где-то после 860 г. (т.е. после пожара в Ладоге)? Они-то уж себя не стали бы называть "русами" тем "русам", которые уже там, получается, жили и называли себя русами с периода до 838 года. И тогда вообще непонятно, если русь с Олегом и Игорем ушла на юг, то почему арабы продолжали называть жителей "нездровой и влажной местности" на Итили, в которой "если человек ставит ногу на землю, то земля колеблется (проваливается) из-за обилия в ней воды" - русами, если они перестали себя так называть? Ведь как только башджирды-маджары смылись из Поволжья они это сразу отметили. Ссылка на комментарий
O'Tim Опубликовано 24 марта, 2009 #9023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 (изменено) 2iske_kazaner Чего-то я не въезжаю: Там интересная смена значений от где-то 8-го века до 11. Т.е. термин означал разную публику в разное время. Попробую коротенько изложить имху.. Изменено 24 марта, 2009 пользователем O'Tim Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 24 марта, 2009 #9024 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 Хрен с ними, со славянами, гля какая классная вещь существует: http://gigapedia.com/items:description?id=71042 Ссылка на комментарий
iske_kazaner Опубликовано 24 марта, 2009 #9025 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2009 (изменено) P.S. И вообще Олег в ПВЛ ведет себя как Иван-дурак: В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир....В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице... В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их и вам им платить незачем"... В год 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне".... И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.... Судя по карте: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/d...D0%BD%D0%B5.png он пролетел на ковре-самолете над радимичами к полянам. Затем подчинил северян. А радимичи, идиоты, продолжали платить дань хазарам, хотя это приходилось делать через земли, платившие дань русам. Кроме того, только прибыв в Киев он вдруг озаботился о дани, которую должны были платить словене, кривичи и что особенно прикольно - меря! Т.е. сидючи в Ладоге он и не думал обкладывать данью мерю, а в Киеве вдруг, как говорит наш незабвенный, - моча в голову ударила! Изменено 24 марта, 2009 пользователем iske_kazaner Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения