Славяне и Русь - Страница 226 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

2Viting

На мой взгляд, главный недостаток южных версий заключается

 

в их полнейшей бездоказательности (и в противоречии ряду достаточно твердо установленных независимых фактов). Единственное известное мне доказательство для южных версий - это река Рось, т.е. Ръсь, которая реально существует и как будто нет механизма происхождения этого названия из "гребцов".

Ссылка на комментарий

2 Viting

Нет, по крайнейм мере пруссы, курши, скальвы и ламаты вполне могли выступать в роли русов. Участие в торговле с Востоком, высокая степень милитаризированности населения, распространенность франкских мечей (их естественно привозили балтам скандинавы), исключительная популярность браслетов, наличие рабов (согласно сагам, у куршей было немало рабов-датчан), все это есть.

Вопросы о датировке. Емнип как пиратство куршей так и воинственность пруссов относятся к более позднему периоду. Ранние авторы характеризуют пруссов как людей весьма миролюбивых и гостеприимных.

Про франкские мечи надо поднимать статистику. В Скандинавии их реально много, только Ulfberth'ов по Кирпичникову в одной Норвегии найдено 25 штук...

А к чему браслеты не совсем понял.

 

Что Вас так удивляет? В данном месте река была именно льющейся....К тому же, upe имеет такие оттенки семантического значения, которые не могут быть сведены только к слову "река". Это упрощение.

Камрад, существует некая логика. В частности порог называется как порог а не как река рядом с ним. Тем более река является льющейся по определению... Лучше уж реконструировать как "льющаяся вода" и то будет логичнее.

 

Кстати, а др.-шв. le(i)andi, это причастие какого рода?

Судя по Стеблин-Каменскому, не среднего. У причастий (по крайней мере в древнеисландском) формы мужского и женского рода ед. числа совпадали.

 

Речь идет о раскопанных в 1940 году девяти погребениях на Земляном городище. Советские археологи отнесли их к кривичским (что неудивительно, учитывая что систематические раскопки в земле пруссов начались только в 1977 г.). В.И. Кулаков опровергает этот вывод, указывая, что наиболее полные аналогии этим погребениям как по обряду, так и по инвентарю имеются в прусских древностях конца VII-VIII вв.

Хм-м...

Следами их пребывания на этих берегаx являются раскопанные в 1940 году девять погребений в Старой Ладоге. Ранее их приписывали местному племени кривичей36. Однако по деталям погребального обряда (остатки проведённого на стороне трупосожжения, рассеянные в могиле среди обожжённой земли) и по инвентарю (керамика и украшения)37 эти комплексы находят достаточно убедительные аналогии в прусских древностях конца 7 века. Позднее, в 10-11 веках на восточном побережье Чудского озера, у северо-восточной оконечности древнего "Пути Самбия-Вируиа" (у современной деревни Залахтовье) существует небольшой финно-угорский в своей основе коллектив, комненно участвовавший в контроле над речным путём межплеменного обмена. Культурная и, видимо, этническая связь этого коллектива реализуется в обряде соответствующего могильника (рассеивание обломков керамики в могиле, использование берестяных шкатулок, втыкание в грунт и порча оружия и острых предметов, номенклатура погребального инвентаря)18 с западнобалтским ареалом очевидна.

То есть аналогии в прусских древностях оторваны по датировке примерно на двести лет, а позднее они же прослеживаются у финнов... странно как-то все это. Имхо не однозначно. Связь с прусскими древностями могла быть опосредована через тех же кривичей либо финнов. Тут надо более подробно смотреть.

 

Обряд порчи оружия зафиксирован во многих местах Прибалтики. Наибольшее распространение он получил все же в Курземе (северные курши). Естественно, ничем иным кроме как германским влиянием это объяснить невозможно (например тем, что сходные обычаи могли возникать у разных народов). ;)

Ну я на германском влиянии не настаиваю :bleh: Просто это обычай явно не однозначно балтский и не может трактоваться как этноопределяющий.

 

А может, это скандинавы заимствовали обряд порчи оружия у куршей? ;)

Учитывая что у германцев этот обряд отмечался еще в первой половине I века н.э. это сомнительно...

 

Это по каким же параметрам? Что касается языка, то Я. Эндзелин еще в начале 20 века на основе куршских топонимов и антропонимов убедительно доказал принадлежность куршей к балтам. Другое дело, что пока не доказана преемственность между могилами с каменными венцами (2-7 вв.) и собственно куршскими древностями (8-12 вв.). Вполне возможно, что какой-то небалтский субстрат у куршей был. Впрочем, я не думаю, что это имеет прямое отношение к рассматриваемой нами теме. В конце концов, все вышли из Африки.

А.И.Попов в "Названиях народов СССР" считал куршей леттизированными финнами.

...в XIII столетии куры были уже почти полностью леттизированы; однако их коренное происхождение было иным - прибалтийско-финским, что и доказывается значительным слоем субстратной лексики в остатках их языка и достаточно богатой и древней ливской топонимикой Курляндии.

 

Плюс где-то (сейчас не могу вспомнить где именно :( ) попадалось указание на сходство антропологического типа ливов и куршей не с балтскими а с готландскими и скандинавскими сериями. Но вот тут могу соврать, буду искать где видел...

 

Куршей, кстати, вполне справедливо называют "балтскими викингами".

Датировки?

 

На рисунке 3, в нижней части знака заметен отросток аналогичный тому, что мы видим на двузубцах и трезубцах Рюриковичей. "Сказание о князьях Владимирских" видимо не врет..... ;)

Ну при такой широкой трактовке трезубца можно и Посейдона вспомнить :)

 

Да, есть. Внимательно читаем Аммиана Марцеллина:

Не соглашусь. У аланов меч - олицетворение божества, у русов - оружие. Аланы мечу поклоняются, русы ими пользуются. Имхо в обоих случаях высокая роль и определенная сакрализация - но по сути разная.

 

И кстати мечи русов однозначно европейско-балтийские по традиции, а не иранско-степные.

 

2 kisselev

Единственное известное мне доказательство для южных версий - это река Рось, т.е. Ръсь, которая реально существует и как будто нет механизма происхождения этого названия из "гребцов".

Вот оно кстати лингвистически провальное. От "Ръсь" никак невозможно образовать "русь" в рамках того, что нам известно о славянском языке.

Ссылка на комментарий

2Lestarh

2 kisselev

 

Цитата

Единственное известное мне доказательство для южных версий - это река Рось, т.е. Ръсь, которая реально существует и как будто нет механизма происхождения этого названия из "гребцов".

 

Вот оно кстати лингвистически провальное. От "Ръсь" никак невозможно образовать "русь" в рамках того, что нам известно о славянском языке.

 

Однако требуется объяснение этого гидронима. Отсутствие этого объяснения с позиций скандинавской теории служит мотивацией веры в еще одну, "исконную" русь

Ссылка на комментарий

2kisselev

 

Участие в торговле с Востоком - каков его характер? Царек негров, менявший полсотни соплеменников на ящик бус или огненную воду - он тоже участник торговли.

 

Здесь Вы правы в том, что клады дирхемов сами по себе не являются доказательством участия местного населения в торговле. Не ясен механизм выпадения кладов. Это кстати, касается и Готланда. Многократно более важными в этом плане являются находки монет в погребениях (ср.Ибн-Русте - "далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету") и на культурном слое поселений.

 

Высокая степень милитаризированности населения - ничто без военной организации. Якуби об этом писал: когда русы нападают на селище прусов каждый из них сам по себе выбегает из шалаша и размахивает мечем.

 

Камрад, просто пруссы были настолько уверены в себе, что при нападении врагов даже не считали нужным объединяться в отряды (а-ля рембо). Представьте - ранним утром приплывает к пруссам сотня-другая врагов. Подходят они значит к ближайшему дому и давай кричать, типа платите нам дань, а то всех поубиваем и все такое. Жена прусса давай будить своего мужа, типа Якун проснись, тут какие-то недоноски приехали, какую-то дань требуют. А тот естественно после жуткого бадуна, злой. Нехотя встает, допивает вчерашнюю барматуху, берет свой меч, выходит за порог и говорит этим ребятам - вы че сиволапые сюда приплыли, давно трындюлей не получали? Вы ваще в курсе хто я такой (тут он показывает им скальп конунга Синезубого и зубы хёвдинга Кривоногого)? Далее обнажает свой меч и гонит в одиночку эту ватагу авантюристов обратно к кораблям. Те садятся на свои корабли и давай со страху грести что есть мочи куда глаза глядят. Якун возвращается домой, а жена у него значит спрашивает - хто приплывал-то - "сказали, что они дескать норманы какие-то, поспать не дают сволочи. В следующий раз ты их будешь дрекольем отгонять".

 

Т.е. таким воинам как пруссы, нападения отдельных пиратских отрядов никакой угрозы не представляли. В сборе дружины не было ровным счетом никакой необходимости.

 

исключительная популярность браслетов - ???

 

Учите мат.часть. Читайте Ибн-Русте.

 

ничем не выделявшимся по своему основному местообитанию

 

Это как понимать?

 

сколь-нибудь реальную возможность быть умелыми пиратами и создателями государств за тысячи километров от дома - ну просто в упор нет.

 

По части создания государства за тысячи километров от дома большие претензии есть и к скандинавам. Кстати, "умелое пиратство" шведов вообще ничем не обосновано. Курши действительно были умелыми пиратами, которые передвигались только на кораблях, а вот насчет шведов неизвестно.

 

3) распространенность франкских мечей - это среди скандинавов живших по викам

 

Речь идет о мечах, найденных в погребениях пруссов, скальвов и куршей, а не скандинавов.

 

Вик, кстати, славянское слово.

 

2O'Tim

не совсем то: не втыкают в землю и молятся, но напротив, таскают везде собой и пользуют где ни поподя

 

Хе-хе-хе. Камрад, если аланы молились мечам, то можно уж догадаться, что они эти мечи носили и пользовались ими. Это называется сакрализацией оружия. ;)

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Ранние авторы характеризуют пруссов как людей весьма миролюбивых и гостеприимных.

 

Ну гостеприимство русов отмечал еще Ибн-Русте : "Гостям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, да и со всеми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей".

 

Про франкские мечи надо поднимать статистику. В Скандинавии их реально много, только Ulfberth'ов по Кирпичникову в одной Норвегии найдено 25 штук...

 

Да, в Норвегии мечей очень много. А вот сколько найдено в Швеции? Например, в той же Бирке, с которой так любят сравнивать некрополи Гнездова, Шестовиц и Тимерево.

 

А к чему браслеты не совсем понял.

 

А вот к чему. Ибн-Русте:

 

"Одеваются они неопрятно (?); мужчины у них носят золотые браслеты".

 

или

 

Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил

 

Золотые браслеты это конечно круто, тем более для 9 века, но вот то, что ранние русы были "обраслечены" (элемент этнографии?) представляется несомненным. Самые знатные наверное могли себе позволить и золотые браслеты.

 

Камрад, существует некая логика. В частности порог называется как порог а не как река рядом с ним. Тем более река является льющейся по определению... Лучше уж реконструировать как "льющаяся вода" и то будет логичнее.

 

Возможно, так будет логичнее.

 

То есть аналогии в прусских древностях оторваны по датировке примерно на двести лет

 

Насчет археологических датировок, смею заметить, что для эпохи VII-IX вв. они необычайно широки. Как правило, указывается довольно большой диапазон. Инвентарь ведь бедный, это Вам не 9-11 вв., где датировки колеблятся в основном в пределах 50 лет (да и то, по нижнй дате Гнездовских курганов идет нешуточная дискуссия).

 

Тут надо более подробно смотреть.

 

Да, согласен. Хотя учитывая скурпулезность Кулакова, у меня нет оснований ему не доверять.

 

Просто это обычай явно не однозначно балтский и не может трактоваться как этноопределяющий.

 

Я этого и не утверждаю. Просто, обряд порчи оружия фиксируемый в тех или иных погребениях Восточной Европы не обязательно ведет к скандинавам.

 

Учитывая что у германцев этот обряд отмечался еще в первой половине I века н.э. это сомнительно...

 

У германцев, или у германцев на территории Скандинавии?

 

А.И.Попов в "Названиях народов СССР" считал куршей леттизированными финнами.

 

В отношении северных куршей это может быть и справедливо, но для куршей Мегувы и Пилсотаса ("земля укрепленных поселений") это на грани фантастики. Кстати, какого года издание? Ведь если взять украшения куршей 8-12 вв., то их общебалтский контекст более чем очевиден. Насчет 13 столетия - без комментариев.

 

Кстати, первый упомянутый в источниках город куршей - Апулия имеет абсолютно прозрачную западнобалтскую этимологию - "речная скала" (ап-уоле). Того же плана и название второго днепровского порога Улворси (Уол-ворзе - "скалистая верша").

 

Хочу заметить, что пример Апуоле наглядно показывает, что компонент ape/upe мог присутствовать не только в названиях рек, но и в названии конкретных топонимов, расположенных по течению реки.

 

Плюс где-то (сейчас не могу вспомнить где именно  ) попадалось указание на сходство антропологического типа ливов и куршей не с балтскими а с готландскими и скандинавскими сериями. Но вот тут могу соврать, буду искать где видел...

 

Так может в Шестовицах захоронены курши и ливы? ;)

 

Вы, я так понимаю, пытаетесь опровергнуть балтскость куршей?

 

Датировки?

 

Эпоха викингов. Кстати, ввиду многочисленных претензий такого рода, попрошу и Вас в свою очередь градировать скандинавский материал по векам. По моему мнению, по проблеме происхождения руси, можно ссылаться на археологический материал конца 8 - пер.пол.10 века. Позднее - лишь спорадически, для выяснения некоторых частных вопросов.

 

Ну при такой широкой трактовке трезубца можно и Посейдона вспомнить

 

Можно. Но тут дело в том, что

1) Знаки относятся к одной эпохе (9-11 вв.)

2) К одному региону

 

И кстати мечи русов однозначно европейско-балтийские по традиции, а не иранско-степные.

 

Да и тех вроде как немного.

 

2kisselev

hlaibs --> хлеб. Вроде уже постил, щезло.

 

Немного не то, нас интересует дифтонг -ai в начале слова.

Ссылка на комментарий

2Viting

Хе-хе-хе. Камрад, если аланы молились мечам, то можно уж догадаться, что они эти мечи носили и пользовались ими. Это называется сакрализацией оружия. wink.gif

нет, там у русов обратный момент - почтение, но без крайностей

Ссылка на комментарий

2O'Tim

по всей вероятности булгары подмяли ближайших соседей сразу по приходу , как это обычно водится у многочисленных кочевников-завоевателей относительно оседлых племен с малой плотностью...

 

По археологическим данным нет никаких свидетельств присутствия булгар на Волге выше устья Камы в IX веке. Оно и понятно булгары - кочевники, зачем им глухие марийские леса?

А почему бы не предположить, коли неизвестный автор Худуд-ал-алам описывает реку Рус очень схожей с верхним течением Волги, то жившие по ней людей, согласно известной концепции Иловайского (Разыскания о начале Руси, М. 1882, с. 70-71) могли называться русами:

"Руса - это "река" - извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования... обобщенный этноним "русы" или "руссы" - издревле значило "живущие на реках", "жители рек", "речной народ"".

Понятно, что в этом случае, это не название какого-либо народа или племени, а общее название местности вверх по Волге, что подтверждает Ибн-Хаукаль:

«Буртас также название области, так же как ар-Рус, а ал-Хазар и ас-Сарир - название государства, а не людей и племени».

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

По археологическим данным нет никаких свидетельств присутствия булгар на Волге выше устья Камы в IX веке.

 

по археологическим данным можно определить "200 летнее татаро-монгольское иго" на Руси? Кочевники в основном изымали артефакты, а не делились собственными.

Разумеется, они не спешили селиться в муромских лесах, но основные материальные ценности - меха, рабов, а то и серебро, оттуда выбивали успешно.

Ссылка на комментарий

2Viting

На мой взгляд, главный недостаток южных версий заключается в том, что они не могут доказать корабельно-пиратский образ жизни хотя бы части салтовцев, носителей волынцевской культуры и др. Согласен, стереотипы (кочевые-некочевые народы) тут неуместны, это антинаучно. Но нужны вещественные доказательства - археологические находки судов или корабельных заклепок 9-10 вв. с Приазовья, Дона, Северского Донца, Тамани. Есть ли они?

 

На предыдущих страницах я уже цитировал книгу Нефедкина, "Под знаменем дракона. Военное дело сарматов" который ссылаясь на греческие источники утверждает, что в 4 веке н.э. "некоторые племена сарматов занимались морским разбоем. " То есть морское и речное дело им было не чуждо. Вообще подход к проблеме довольно странный, жители скандинавии, региона где судоходство имеет довольно ограниченный навигационный период могли быть хорошими мореходами, но вот жителям юга, кому так сказать сам Бог велел, в данном умении почему то отказывают. Арабы свидетедьствую о наличии судов у хазар и о том что они плавают по Волге. С. Ухов в статье посвященной истории Вятки приводит примеры сарматских погребений в лодке (!?). Так что допустить наличие судоходства у салтовцев можно. Впрочем признаюсь честно работ по данной теме я не встречал.

 

O'Tim

не совсем то: не втыкают в землю и молятся, но напротив, таскают везде собой и пользуют где ни поподя

 

Т.е вы хотите сказать. что покланяясь мечу как символу бога войны, сарматы мечей с собой не носили и ими не пользовались, а воевали дубинами и перочинными ножичками?

Ссылка на комментарий

2Svetlako

Э-э-э-э? Люблю пояснения неожиданного.

 

Великая польская хроника:

 

Славяне обычно называют города "виками" , а именно "викус" - это собственно по-славянски "город", в котором есть рыночная площадь. Они не говорят "пойдемте в город", но говорят "пойдемте в вик". И таким образом Бардвик получил название от тамошней реки и от вика. Так же и Шлезвиг происходит от "sledz", так по-славянски называют рыбный соус...

 

;););)

Ссылка на комментарий

2Viting

Великая польская хроника:

 

 

Цитата

Славяне обычно называют города "виками" , а именно "викус" - это собственно по-славянски "город", в котором есть рыночная площадь. Они не говорят "пойдемте в город", но говорят "пойдемте в вик". И таким образом Бардвик получил название от тамошней реки и от вика. Так же и Шлезвиг происходит от "sledz", так по-славянски называют рыбный соус...

 

Насмешил Витя опять. Славяне ваще такой народ что ходит работать в офис - опять чисто славянское слово. Все слова произошли от славянских слов.

Ссылка на комментарий

2 Viting

Да, в Норвегии мечей очень много. А вот сколько найдено в Швеции? Например, в той же Бирке, с которой так любят сравнивать некрополи Гнездова, Шестовиц и Тимерево.

Увы пока такими данными не располагаю, сводные статистические работы по находкам вообще и оружию в частности довольно редки.

 

Золотые браслеты это конечно круто, тем более для 9 века, но вот то, что ранние русы были "обраслечены" (элемент этнографии?) представляется несомненным. Самые знатные наверное могли себе позволить и золотые браслеты.

Надо бы уточнить по переводам, шла ли речь именно о браслетах или каких-то еще украшениях.

 

У германцев, или у германцев на территории Скандинавии?

В Дании были точно - Хьертспринг, Иллеруп, в Швеции вроде тоже, но надо смотреть подробнее.

 

Кстати, какого года издание?

1973-го

 

Вы, я так понимаю, пытаетесь опровергнуть балтскость куршей?

Нет. Просто обращал внимание на их периферийность по отношению к балтской культуре в целом.

 

Так может в Шестовицах захоронены курши и ливы?

Я говорил о сходстве а не об идентичности.

 

Того же плана и название второго днепровского порога Улворси (Уол-ворзе - "скалистая верша").

Честно говоря смысл понятия "скалистая верша" от меня ускользает... Данное рыболовное устройство плохо сочетается с понятием скалистости. ;)

 

Эпоха викингов. Кстати, ввиду многочисленных претензий такого рода, попрошу и Вас в свою очередь градировать скандинавский материал по векам. По моему мнению, по проблеме происхождения руси, можно ссылаться на археологический материал конца 8 - пер.пол.10 века. Позднее - лишь спорадически, для выяснения некоторых частных вопросов.

Ну я вроде бы стараюсь :unsure: ...

 

Немного не то, нас интересует дифтонг -ai в начале слова.

Довольно редкий случай. По Мейе выходит либо и- либо е- (точнее ять). Последнее теоретически в отдельных случаях могло развиваться в я- (например в слове "язва" которое имеет параллель в балтском в форме (по Фасмеру): "Праслав. *jazva родственно др.-прусск. еуswо "рана", лит. áižа "трещина, щель", aižýti "шелушить, чистить", áižėti "шелушиться", лтш. aĩza "ущелье", с др. ступенью вокализма -- лит. iẽžti "шелушить", eĩžti -- то же, ìžti "разбиваться, лопаться";").

 

Великая польская хроника:

Камрад в качестве лингвистического источника это даже не смешно...

Изменено пользователем Lestarh
Ссылка на комментарий

Привожу небольшой экскурс по катакомбным и камерным захоронениям с конем, отличительной черте древнерусского дружинного погребального обряда. Не все в приведенных примерах обрядов абсолютно идентично, но явное сходство и главное, смысловое, религиозное содержание обрядов прослеживается. Возникает вопрос, точнее даже несколько вопросов: почему у аукштайтов и жемайтов начиная с 8 века увеличивается количество погребений с конем, причем обряд (несколько коней в одном погребении) очень сильно напоминает захоронения скифских царей? Та же самая ситуация происходила и в Скандинавии и на Руси. Как данное событие связано с послами кагана народа рос? И с предположением Михайлова о прорыве в середине 10 в Восточную Европу групп центральноазиатских кочевников?

 

 

«Обряд «посвящение коня покойнику» в некоторых важных деталях сопоставим с описанием жертвоприношения скакового коня, которому в Ригведе посвящается 162 гимн мандалы I. Коня сопровождает предварительная жертва — многоцветный козел. В осетинском обряде такой предварительной жертвой являлся баран. Коня к месту жертвоприношения ведут в праздничном убранстве, нагруженного добром. Затем его трижды обводят вокруг жертвенного столба. В осетинском обряде коня, нагруженного дарами, трижды обводили вокруг могилы. В Ригведе описывается как тушу заколотого коня разделывают по правилам: расчленяют сустав за суставом, называя один за другим, не повреждая при этом отдельных частей тела. Считалось, что конь не умирает, не терпит ущерба, а идет к богам легкими путями в сопровождении коней Индры и Морутов*) и осла Ашвинов. В осетинском обряде умерщвление коня заменено тем, что у него отрезается ухо или хотя бы делается надрез.

Не менее важен и интересен тот факт, что описание обряда жертвоприношения коня, анализируемого гимна Ригведы имеет соответствия в археологическом материале. [64]

В 1986 году в кургане № 1 могильника «Дачи» на окраине города Азова Беспалым Е.И. было исследовано разграбленное сарматское погребение второй половины I в. н.э. Под насыпью кургана на уровне погребенной почвы был зафиксирован комплекс, который исследователь определил как тайник. Этот, так называемый тайник, был устроен на глинистом выкиде до совершения захоронения. На дно тайника, по мнению автора, были положены сложенная в несколько раз накидка на лошадь (?) и, возможно, два стяга, расшитых штампованными золотыми бляшками. Поверх накидки был уложен парадный уздечный набор, парадный кинжал в богато украшенных ножнах и браслет. В насыпи кургана были найдены угли от костра, кости быка, зуб коня. В заполнении ограбленного погребения обнаружены кости барана (Беспалый, 1992, с. 175-183).

В древнеиндийском описании заклания коня с заколотого скакуна снимают принадлежащие ему — узду, сбрую, ножные путы и кладут на верхнее покрывало. Туда же кладут предназначенные для него золотые вещи (РВ, I, 162, 16). Таким образом, представляется, что в кургане № 1 могильника «Дачи» обнаружено такое верхнее покрывало принесенного в жертву скакуна с принадлежащей ему уздой и предназначенными для него или погребенного под курганом царя золотыми вещами — кинжалом и браслетом. Роль предварительной жертвы в ритуале играл баран, кости которого зафиксированы в заполнении погребения. Жертвенный конь мог быть сожжен на костре. В насыпь кургана попали лишь холодные угли и зуб коня. Выявленные соответствия в ведической, сарматской и осетинской обрядности восходят к общему первоисточнику периода индо-иранского этнического единства».

 

(Прохорова Т.А. (Ростов-на-Дону). Посвящение коня покойнику)

 

«Для примера остановимся на одном из таких захоронений - погребении № 73, которое представляло собой катакомбу Т-образной формы. Колодец трапециевидной формы, длинной осью ориентирован по линии СЗ-ЮВ. Размеры: длина - 1,60 м, ширина ЮВ стенки - 0,75 м, СЗ - 1,30 м. Южная часть колодца прорезала хозяйственную яму 14. На дне колодца наклонно к СЗ лежал суглинистый выкид из камеры. На выкид были уложены кости домашних животных: лошади старше 5 лет, лежавшей черепом к СЗ у входа в камеру. Скелет лошади как бы "сполз" по выкиду к входу в камеру. Под костями лошади у ЮВ стенки найден череп быка домашнего, позвонок и фаланга от особи старше 4 лет. Под костями черепа быка найдено бронзовое массивное литое кольцо. Под всеми костями прослежен коричневый тлен - остатки кожи (?). Камера располагалась к СЗ от колодца, имела прямоугольную в плане форму. Размеры: длина - 2,10 м, ширина - 0,6 и 0,8 м. Длинная [112] ось камеры ориентирована по оси ССВ-ЮЮЗ. Вход и свод камеры просели в древности. Сохранившаяся высота свода камеры - около 0,25 м. Дно камеры повышалось к стенкам.

На дне камеры лежал костяк мужчины 40-45 лет вытянуто на спине черепом к ЮЮЗ, лицевой частью вверх. Череп со следами искусственной деформации и вмятиной травматического происхождения над правым лобным буфом. Кости рук вытянуты вдоль корпуса, кисти - у тазобедренных суставов. Ноги были вытянуты, левые берцовые уложены поверх правых берцовых (связаны стопы?). Под костяком прослежен коричневый тлен подстилки мощностью до 1 см. Погребальный инвентарь представлен следующими предметами:

Длинный двуручный обоюдоострый меч с перекрестием, лежавший с ССЗ вдоль костяка. Рукоять заканчивается дисковидным халцедоновым навершием, надетым на бронзовый штифт. Навершие крепилось к штифту смолой. Длина клинка - 99 см., рукояти - 0,20 см., диаметр навершия - 4,6 см.

В ССВ углу камеры находилась столовая посуда: серо-лощеные одноручный кувшин, лутерий с зооморфными ручками, ваза на высокой конусовидной ножке, миска с профилированным бортиком, высокая кружка с маленькой петельчатой ручкой. Под посудой прослежен коричневый тлен со следами красной краски.

От плечевой лошади к СЗ и на берцовых костях лежал большой железный предмет - канделябр? Длина - около 0,60 см.

К С от берцовых костей под миской - нож железный однолезвийный черешковый.

Здесь же лежала крупная черная стеклянная бусина около 2 см в диаметре, которая распалась при расчистке. Под миской найдено 4 кусочка мела.

На костяке найден конский уздечный набор. На костях таза лежат удила, а далее на костяке вдоль правых и левых костей рук располагались детали уздечного набора симметрично от удил. Под удилами сохранились остатки ткани - от одежды (?).

Конструкцию удил восстановить затруднительно, т.к. железные детали сохранились плохо. Видимо, удила были кольчатые. По обе стороны грызла украшали большие бронзовые фалары - дисковидные полусферические с фигурной сегментовидной прорезью и двумя маленькими округлыми отверстиями рядом с большой прорезью. К фаларам крепились по два длинных зажима удлиненно-трапециевидной формы для крепления ремней повода и оголовья. Зажимы в верхней части имеют кольцо, через которое с помощью железной заклепки крепились к [113] удилам. С тыльной стороны каждого - прижимная пластинка, крепившая зажимы к ремню с помощью заклепки.

На ремне оголовья в центре находилась бронзовая полая бусина, спаянная из двух половинок с симметричными прямоугольными отверстиями. К ней крепился удлиненно-трапециевидный зажим, свисавший на лоб лошади. По бокам от налобной бусины крепились еще по одной бусине меньшего размера. Здесь же между бусинами были расположены секировидные бляхи-подвески с прямоугольным щитком, прикрепленным к диску с помощью железной заклепки. Ниже на соединении ремней подпруги, идущих вокруг головы к удилам находились по одной шаровидной бусине. Внутри бусин проходил ремень с прорезью, т.е. в этом месте находилось пересечение ремней. Ниже шаров расположены пронизи в виде цилиндра, свернутого из бронзовой пластины, к которому припаяно шаровидное окончание, состоящее из двух полусфер. Сквозь пронизь продет ремень. Далее на ремнях, идущих от оголовья к удилам, расположено по одной бусине. На щеках лошади ромбические пластинчатые бляхи. У края - по одному отверстию для крепления к ремню.

Кроме того, найдены еще два наконечника ремня с прижимной пластиной с тыльной стороны. На один из зажимов была надета маленькая пряжка с рамкой овальной формы и дисковидным щитком. Среди вещей набора найдено еще 4 таких же зажима. К уздечному набору относилось и несколько маленьких бронзовых пряжек, лежавших под черепом лошади: небольшая пряжка с прямоугольной рамкой и подвижным язычком, четыре овальные пряжки с подвижным язычком и щитком прямоугольной формы.

Погребальный комплекс погребения-73 интересен, прежде всего, тем, что представляет собой типичное для Кобяковского некрополя катакомбное захоронение с присущими ему чертами:

1. Захоронение в катакомбе.

2. Жертвенное погребение в колодце коня и быка.

3. Захоронение мужчины с удлиненным деформированным черепом и следами травмы на нем.

4. Наличие среди погребального инвентаря конской упряжи, причем уложенной определенным образом не рядом с конем, а прямо на костяке человека.

5. Наличие в погребении предметов вооружения и специального "мужского" набора посуды.

Нужно подчеркнуть, что погребение по такому типу обряда требовало определенных материальных затрат. Это говорит о существовании определенной социальной прослойки среди жителей поселения. [114]

Все описанные детали погребального обряда присущи воинским погребениям степных кочевников позднесарматского периода второй половины II - первой половины III (Безуглов, 1997). Такого рода погребения характерны для подкурганных захоронений, кобяковское же погребение относится к грунтовому некрополю меотского поселения. Следует отметить, что такие погребения были типичны для Кобяковского некрополя этого времени. Правда, большинство их ограблено в древности, и потому сохранились отдельные детали обряда: кости жертвенных животных в колодцах, отдельные предметы вооружения или детали конской упряжи.»

 

( В.А. Ларенок, П.А. Ларенок (Ростов-на-Дону)   Некоторые черты погребального обряда некрополя Кобякова городища первых веков н.э.)

 

 

«  Как было сказано выше, погребальный обряд со всеми деталями относится к чисто этническим  явлениям. Так, например, весьма характерной особенностью курганов древлянского региона являются скопления золы и угольков в насыпях всегда выше трупоположений (рис. А20). Обычно это тонкая зольно-угольная прослойка, расположенная в центре кургана. Древнейшими погребальными памятниками кривичей являются длинные курганы. Это невысокие валообразные земляные насыпи,  образующие, как правило, общие курганные могильники вместе  с  круглыми (полусферическими) погребальными насыпями (рис. А14). Самый  важный этноопределяющий признак дреговичей – крупные металлические бусы, покрытые зернью – украшения дреговичских женщин (рис. А9);  у  радимичей – семилучевые височные кольца (рис. А10). Наиболее характерным  украшением  волынских женщин были перстнеобразные колечки диаметром от 1 – 1,5 до 3 – , сделанные из тонкой бронзовой или реже серебряной проволоки (рис. А21). Характерным височными украшениями северян были спиральные кольца (рис. А12), полян – перстнеобразные кольца двух типов:  с  сомкнутыми  концами и полуторооборотные (рис. А16).9   Отличительной этнической особенностью  аукштайтов и жемайтов являются  захоронения    с   конями , т.е. рядом или около  захоронения  человека хоронили сожженного или не сожженного  коня  или его частей – голову, копыта, шкуру; предметы конского снаряжения (рис. А1, А3, А5). Этот обычай начинается  с  середины I тысячелетия н. э.,  хотя "самые ранние погребения  с   конями  в Летуве относятся ко II – I вв. до н. э. (Курмачайский могильник, район  Кретинга). Но особенно много  захоронений   с   конями  появляется  с  конца I и начала II тысячелетия (800 – 1200 гг.). В этот период имеются уже не только отдельные, но и массовые  захоронения   коней , являющиеся характерными памятниками этого периода".10    Аукштайты и жемайты имели и этноопределяющие женские украшения (Рис. А2, А4, А6).

   Самые поздние погребения  с   конями  на территории современной Летувы относятся к XIV в.11, это значит, что в течение ста лет после образования Великого Княжества Литовского еще существовал подобный обряд  захоронения .

   «Погребальные памятники, так называемые восточнолитовские курганы, всегда расположены группами. Количество насыпей в них колеблется от нескольких до 100 – 150. Всего в ареале рассматриваемой племенной группировки в настоящее время известно не менее 250 могильников, в которых было около 7000 курганов так называемого восточнолитовского типа. Это круглые в плане насыпи диаметром от 5 до и высотой от 0,3 до 2 – . Преобладают курганы высотой  до и диаметром 6 – . Курганы IV – V вв. содержат одно-два  захоронения  по обряду трупоположения. Умерших хоронили в отдельных грунтовых (подкурганных) ямах глубиной от 0,5 до 1,2 – . Погребения мужчин ориентированны головой на запад, а женщин – на восток (рис. А1). В состав погребального инвентаря обычно входили железные предметы: нож, узколезвийный проушный топор, один-два наконечника копий, иногда и умбон щита.   В женских трупоположениях встречаются украшения. Среди них имеются немногочисленные проволочные височные кольца со спиральным завитком на одном из концов (рис. А1 № 3, А2 №  4, 5, 6, 7) . Характерным украшением были шейные гривны  с  ложковидными концами или витые. Встречаются также ажурные подвески и браслеты, а иногда также железные ножи, шилья и глиняные пряслицы (рис. А1, А2).   В V в. н. э. в восточнолитовских курганах появляются трупосожжения. В VI в. они уже преобладают.  В одном кургане при этом содержится от одного до трех-пяти  захоронений . Есть немногочисленные насыпи  с  шестью-семью трупосожжениями.  В X – XII вв. остатки кремации погребали часто в верхней части кургана на глубине не более 10 – . Погребальный инвентарь в погребениях по обряду труположения немногочисленен. В мужских погребениях VI – VIII вв. обычны предметы вооружения. Почти в каждом таком  захоронении  обнаруживаются одно-два, а иногда и три наконечника копий, среди которых преобладают втульчатые  с  различной формой пера. Иногда находят также умбоны щитов  с  конусовидной вершиной и узколезвийные топоры. Характерными предметами мужских  захоронений  являются железные ножи и узколезвийные проушные топоры.    В погребениях конца I и начала II тыс. н.э. оружие встречается очень редко, в основном только в отдельных богатых  захоронениях .    В женских погребениях  с  сожжением встречаются обычно железные шилья, несколько глиняных пряслиц, фрагменты бронзовых украшений. Венок-оголовье, состоящее из бронзовых пластинок и нескольких рядов бронзовых спиралей  с  основой в ряде случаев из тканой ленты  с  колоколовидными подвесками, и ожерелье из бронзовых спиральных бус биконической формы, состаляли этнографическое своеобразие женщин, населявших восточнолитовские курганы (рис. А2, № 9, 3).    В курганах  с  трупосожжениями второй половины I тыс. н. э. обнаружены небольшие горшкообразные сосуды и миски, изготовленные без гончарного круга. Они не орнаментированы и слабообожжены. В курганах начала II тыс. кроме лепных горшков, найдены и гончарные, иногда украшенные волнистыми или горизонтальными линиями».12   В восточной Летуве  захоронения   с   конями  более разнообразны, чем в центральной. Иногда  с  трупосожжением встречаются  захоронения   с  несожженным  конем : Лапушишки, Швейцарай (Вильнюсского района). Но довольно часто здесь  кони  сжигались вместе со своим хозяином: Швейцарай, Зезюльки (Лентунянской волости Ленчионского уезда), Засвиряй. Иногда  кони  лежали отдельно от хозяина, даже в отдельных курганах: Жнигяй, Пликишкес (Вильнюского района), Будронис (Швенчинского уезда).13

   В    захоронениях  на территории западной Аукштайтии, обозначенной на рис. 1 как «Аукштайтия»,  до  VII  в. мужчин и женщин хоронили в противоположном  направлении:  женщин – на  восток, мужчин – на запад  или  северо-запад. По обеим сторонам головы  и  ног умерших нередко клали по камню. Начиная  с  VII в. в могильниках этого региона господствуют трупосожжения. Грунтовые могильники данного региона не имеют каких-либо наземных признаков. Для  захоронений  вырывались круглые или овальные ямы диаметром от 0,3 – 0,4 до 0,8 – (рис. А3). Погребальный инвентарь немногочисленен. В основном это фрагменты различных украшений из цветных металлов. Крайне редко встречаются орудия труда и оружия (рис. А3, А4). Каких-либо характерных этнографических женских украшений западные аукштайты не имели.

   В X – XIII вв. рядом   с  погребением  человека стали хоронить  коней . Обряд погребения  умерших  оставался прежним (трупосожжение).  Коней  же погребали несожженными, часто  с  богатым снаряжением. Здесь же появляются в этот период и массовые  захоронения   коней , то есть около  захоронения  человека хоронили большое количество (до 18 – 20) боевых  коней . К . в данном регионе раскопками исследовано свыше 1000!!! конских погребений.14

   В целом ряде грунтовых (Граужяй Кяйданского района; Римайсяй Паневежского района; Пакальнишкай Шакяйского района; Няндриняй Капсукского района и др.) и курганных (Капитонишкес Кайшядорского района; Скубегай Шальчинского района; Швейцарай Вильнюсского района и др.) могильников IX – XIII вв. для  захоронений   коней  отводилась специальная территория, где иногда встречалось свыше 200!!!   захоронений   коней .19 Например,  «в Вершвайском некрополе, около Каунаса, обнаружено около 300 погребенных  коней , в Римайсяй (Рамигалского р - на) – около 100, большое число погребенных  коней  вскрыто также на могильнике Граужяй (Кедайнского р - на)».22

    У   жемайтов  в  V – IX  вв. безраздельно господствовал обряд трупоположения. Могильники второй половины I тысячелетия и начала II  тысячелетия  являются грунтовыми, не имеющими ныне каких-либо наземных  признаков. Они довольно крупные (многие из них состоят из нескольких сотен погребений), пользовались ими в течение нескольких столетий. Умерших клали в могилы на спине  с  вытянутыми ногами.  Женщин, как правило, хоронили головами на юго-запад  с  отклонениями к югу, мужские  захоронения  ориентировались головами на  северо-восток   с  отклонениями к северу (рис. А5).

   Погребальный инвентарь жемайтских  захоронений  довольно многочисленен. В мужских погребениях часто встречается оружие: V – VI вв. – втульчатые топоры, ножи и наконечники копий; IX – XII вв. – мечи. В женских погребениях V – VIII вв. обычны головные венки их бронзовых спиралей или в виде узких сотканных лент  с  прикрепленными по краям маленькими бронзовыми колечками и крупной спиралью на затылке (рис. А6 № 1, 2). В богатых женских погребениях IX – XII вв. иногда обнаруживаются шапочки, сделанные из толстых ниток, которые полностью покрывались нанизанными бронзовыми колечками; края их украшались подвесками в виде кленовых семян. Такие головные уборы IX – XII вв. можно считать этнографическими признаками жемайтов (рис. А5 № 10).15

   В V – XIII вв. населением центральной Жемайтии соблюдался обычай, согласно которому при погребении умершего в жертву приносился  конь , участвовавший в похоронной церемонии во всей сбруе. Мясо жертвенного животного предназначалось для ритуального съедания участниками погребального пиршества  с  сохранением ритуальных частей тела  коня  – головы и нижних частей ног  с  копытами. Названый комплекс или лишь одна голова помещались в могильную яму рядом  с  умершим (середина I тыс.) или над гробом в области головы умершего; на противоположном конце гроба складывались предметы снаряжения  коня  и его украшений (конец I – начало II тыс.).16

    С  VIII в. на территории Жемайтии появляется ритуал  захоронения  шкуры  коня .17

   В  X – XIII вв. в редких случаях вместе  с  умершими хоронили и  коня  со скромным снаряжением. Иногда  у  ног  коня  клали предметы конского снаряжения. В IX – XI вв. в  виде редкого исключения на жемайтских могильниках появляются трупосожжения.  С  XII в. они практикуются чаще, но преимущественно на окраинах ареала жемайтов.18

   Начиная  с  первых веков нашей эры, очень часто в мужских погребениях на территории Летувы находится конское снаряжение. Самого же  коня  не хоронили вместе  с  покойником. Это явление наблюдается особенно часто  с  половины первого тысячелетия нашей эры. Так, в могильнике Рекяте (Салантайского района) почти во всех мужских погребениях обнаружено конское снаряжение.20 Такой  обряд  захоронений  особенно часто наблюдается на территории Северной Летувы. До настоящего времени здесь неизвестны ни скелеты, ни комплексы ритуальных частей тела  коня . Но предметы конской сбруи и снаряжения всадника в могильном инвентаре встречаются часто.

   В могильниках конца I и начала II тысячелетия северо-западной Летувы археологами обнаруживаются не настоящие, а железные символы предметов конской сбруи и снаряжения всадников, из-за своих маленьких размеров в научной литературе называемые миниатюрными.21

   Таким образом,  захоронения  в Летуве, как в Аукштайтии, Западной Аукштайтии, так и в Жемайтии имели ярко выраженные характерные отличия, о чем ученым прекрасно известно.

 

(В.Верас "  У  истоков исторической правды" ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД КАК ЭТНИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК)

 

 

«Итак, можно отметить, что на нескольких древнерусских памятниках в период между 925 - 980 гг. (или в 950 - 970 гг.)появляются вещи, связанные со средневековой кыргызской - тюхтятской культурой (рис. 3).

На наш взгляд, эти предметы в Восточной Европе связаны с целым пластом вещей и явлений в погребальном обряде, который появляется в тех же древнерусских могильниках, в тот же период, и который также не характерен для культур Европы этого времени. Так, например, в некоторых захоронениях в камерах в Гнездово, в Гущинской группе под Черниговом, в Киеве и Старой Ладоге фиксируются близкие модификации одного погребального обряда.'" Конь в этих погребениях вместе с упряжью помещался непосредственно в камере сбоку от умершего. В Скандинавии и на Руси в X в. близкие по облику захоронения в деревянных камерах образуют компактную группу с устойчивым обрядом.19 Конь в таких погребениях помещался в ногах умершего за пределами камеры, чаще всего на земляной приступке -ступеньке.20 В. Я. Петрухин склонен считать упомянутые захоронения примерами взаимодействия скандинавской и хазарской погребальных традиций.21 Однако, ни у венгров, ни у булгар или других ближайших соседей Руси подобной погребальной обрядности с конём не зафиксировано. Близкие аналогии древнерусским погребениям в камере с конём сбоку от тела умершего известны только в аварских могильниках VII - VIII вв. и в торческо - половецких захоронениях середины XI-XIII вв.22 Но аварские и половецкие погребения отделены от древнерусских камер значительным временным промежутком и не могут служить убедительными аналогиями.

К тому же кругу нехарактерных явлений в могильниках Гнездова, Тимерева и Ладоги можно отнести поясные бляхи так называемого "общетюркского" облика. К ним относятся квадратные бляхи с прорезью и сердцевидные бляхи, часто украшенные растительным орнаментом, выполненным в технике чеканки, из курганов Ц - 26, Ц - 246 (раскопки Д. А. Авдусина), № 52 (раскопки И. С. Сергеева) Гнездовского некрополя, из курганов № 223, 282, 190 Тимеревского могильника и погребения № 5 могильника близ Успенского монастыря в Старой Ладоге (рис. 2. 1,4- б).21 Также мало характерны для европейских памятников 1ладкие поясные бляхи - лунницы из тимеревского кургана № 282 (рис. 5. 2, З).24 Все вышеперечисленные типы поясных блях "общетюркских" форм, на наш взгляд, становятся архаичными к началу - середине X в. для всех восточноевропейских кочевников, но продолжают существовать на Алтае, Енисее, в Туве до конца X в.25 Кочевники Восточной Европы в IX - X вв. выработали и развивали самобытные стили оформления торевтики и в  ноем искусстве далеко отошли от "общетюркских" форм.2'1 Ярким примером подобной самобытности может служить салтовская поясная гарнитура и салтовский стиль изображения лотоса на ременных бляшках.27 "Общетюркские" типы ременных накладок в X - XI вв. продолжают сохраняться или в изолированных культурах народов лесной зоны, таких как цнинская мордва, меря, или у народов, входивших ранее во второй тюркский каганат, на землях Южной Сибири и Центральной Азии.2"

Влияние прикладного искусства народов лесной зоны на престижную культуру Руси представляется маловероятным, так как обычно складывающаяся элита общества стремится подражать более сильному и преуспевающему соседу. Поэтому нам кажется, что упомянутые "нетипичные" черты материальной культуры и погребального обряда в древнерусских памятниках можно было бы с достаточной степенью осторожности связать одновременными им тюхтятскими вещами на тех же памятниках, где отдельные находки тюхтятского облика могут служить своеобразным репером для целого пласта восточных новаций. Так как и погребения с целым конём сбоку от всадника, и бляхи "общетюркских" форм в конце IX - X вв. сохраняются как на территории срост-кинской культуры (Обь - Иртышское междуречье), которую связывают с кимако - кыпчакским каганатом, так и на землях тюх-тятской культуры, то регион их соприкосновения может быть исходным для всех вышеперечисленных новаций.29 В связи с этим встает вопрос о путях проникновения централыюазиатских элементов культуры на Русь и причинах, вызвавших этот процесс. Можно предположить как случайное проникновение отдельных вещей, так и, может быть, "прорыв" в середине - третьей четверти X в. в Восточную Европу группы центральноазиатских кочевников, какое - то время находившихся в районе, где граничат сросткинская и тюхтятская культуры.»

(К. А. Михайлов Центральноазиатские ременные украшения в материалах древнерусских памятников 10 века)

 

 

Ссылка на комментарий

2 Дон

Привожу небольшой экскурс по катакомбным и камерным захоронениям с конем, отличительной черте древнерусского дружинного погребального обряда. Не все в приведенных примерах обрядов абсолютно идентично, но явное сходство и главное, смысловое, религиозное содержание обрядов прослеживается. Возникает вопрос, точнее даже несколько вопросов: почему у аукштайтов и жемайтов начиная с 8 века увеличивается количество погребений с конем, причем обряд (несколько коней в одном погребении) очень сильно напоминает захоронения скифских царей? Та же самая ситуация происходила и в Скандинавии и на Руси. Как данное событие связано с послами кагана народа рос? И с предположением Михайлова о прорыве в середине 10 в Восточную Европу групп центральноазиатских кочевников?

Весьма сходные обряды были еще у муромы.

Замечательной чертой погребального обряда муромы являются конские захоронения. Они известны с VI—VII вв., но большинство относится к более позднему времени. Обнаружено 96 таких погребений в 11 могильниках. Они представлены погребениями людей с конями (29) и погребениями коней (67). По наблюдению Ю. А. Краснова, около половины костяков коней Безводнинского могильника принадлежало молодым особям, которые еще не могли использоваться для верховой езды; их и погребали без сбруи. Восемь раз кони найдены в женских погребениях. Эти факты убеждают, что заклание и захоронение коней производились в ритуальных целях (карта 18). Следует отметить сходство типов погребений коней как в ранних (Безводнинский), так и в более поздних могильниках муромы и господство южной ориентировки конских захоронений, что свидетельствует о существовании стойких традиций в обряде захоронения коней у муромы. Погребения человека с конем разделяются на две группы: с расчлененной тушей коня и с целой конской тушей. В каждой из групп по особенностям положения убитого коня и различиям в погребальном обряде умершего выделяются типы погребений. Погребения с расчлененной тушей коня делятся на шесть типов. Тип 1 представлен четырьмя погребениями с трупоположениями Безводнинского могильника (44, 57, 90, 150), двумя женскими и двумя мужскими, ориентированными на север и юг. Часть туши коня (передние конечности, позвонки, ребра, череп) помещалась в засыпи в южной части могилы, а кости задней части укладывались на дно в ее северной части. Череп вздернут, обращен резцовой частью на юг. Тип 2 представлен тремя погребениями с трупоположениями (3, 41, 151) Безводнинского могильника (два последних — женские). Ориентировка северо-северо-западная и неопределенная. Часть туши коня укладывалась на особых выступах в северной и южной частях могилы. Как и в первом типе, сохранялось размещение костей в анатомическом порядке, черепом на юг. Тип 3 представлен двумя мужскими трупоположениями, ориентированными на север—северо-запад и юг—юго-восток, в одной могиле (16) Безводнинского могильника. Захоронены только передние конечности двух коней и два черепа, ориентированные резцовыми частями на юг. Кости коней лежали на дне могилы в ногах и у головы. Тип 4 представлен погребениями 12, 151, 179 Малышевского могильника при захоронениях человека по обряду кремации. Кости коня — задние и передние ноги, на которые положен череп,— расположены на уровне или ниже кальцинированных костей человека. Череп коня ориентирован на северо-запад. В погребениях (151 и 179) найдены удила, стремена, украшения сбруи, наконечники стрел, боевые топоры. К этому же типу относится погребение 122 Подболотьевского могильника. Кальцинированные кости человека расположены ниже черепа коня. Ориентировка последнего неизвестна. Тип 5 — конские захоронения сопровождают трупоположение человека. Известно три таких случая, в том числе два мужских погребения (124 и 169) Подболотьевского могильника. В первом погребении были топор-кельт, огниво, ремень с накладками, льячка. Части туши коня (передние ноги и положенный на них череп) захоронены выше человека. В захоронении 169 погребенный ориентирован на север, а останки коня помещены в северной части могилы. Следующее погребение 3 Максимовского могильника—женское, при нем найдены браслеты, перстни, нагрудная бляха с дверцей, серебряная чаша. Кости и зубы коня были покрыты берестой, на которой лежали украшения сбруи. Тип 6 представлен двумя мужскими погребениями (23, 33) Подболотьевского могильника по обряду ингумации, ориентированными на север и север—северо-запад. Кости коня расположены на одном уровне с останками человека. В обоих погребениях головы коней были уложены у головы человека. В погребении 23 захоронены два коня и голова второго коня положена на левое колено человека. Три погребения с трупоположениями могут быть отнесены к какому-либо типу, так как их ориентировка и положение костей коня по отношению к человеку неизвестны. Это парное погребение 4 (мужчина и женщина) Максимовского могильника и женское погребение 17 того же могильника. В погребении 4 найдены удила, части сбруи, два стремени, копье, височные щитковые кольца, перстни, браслеты, подвеска с головкой медведя. В погребении 17 были удила, части сбруи, часть головного жгута со спиральной обмоткой, бронзовые украшения в виде полуцилиндриков с шумящими привесками. Третьим является мужское погребение 5 Пермиловского могильника. Погребения с целым остовом коня дифференцируются на два типа. Тип 1. Трупоположения человека головой на север. Конь (со вздернутой головой, резцовой частью на юг) укладывался в могилу, как правило, слева от человека, на дно могилы или на невысокую ступень или в нишу. Представлен погребениями 12, 40, 54—55, 61 Безводнинского могильника (первое—женское, остальные—мужские). В последних найдены копья, топоры-кельты. Тип 2. Представлен мужским трупоположением (88) Подболотьевского могильника. При скелете, ориентированном на север — северо-восток — топор, нож, спиральный перстень, пряжка. Конь положен выше человека в засыпь могильной ямы, ориентирован так же. Около копя лежали удила, стремена. пешня. Два захоронения мужчин в Желтухинском могильнике не могут быть отнесены к какому-либо типу по недостатку сведений. Кони ориентированы на юг, детали неизвестны. Среди собственно конских погребений выделяются две группы: I — захоронения расчлененных туш коней; II — погребения целых остовов. В каждом могильнике захоронения расчлененных туш коней имели свои особенности, что позволяет, используя классификацию, предложенную Ю. А. Красновым, выделить несколько типов. Тип 1. Разрубленные части конской туши (в Безводнинском могильнике — без хвостовых позвонков) // (С.86) положены в могилу в анатомическом порядке, черепом на юг. Задние конечности уложены на дне могилы, передние — выше, в засыпь. Шея и голова коня задраны вверх. К этому типу относятся 14 погребений (17, 24, 25, 42, 43, 51, 59, 60, 64, 82, 88, 89, 132, 138) Безводнинского могильника (Краснов Ю. А., 1980а, с. 33) и два погребения (20, 26) Малышевского. В каждой могиле обычно погребен один конь, а в могиле 17 Безводнинского могильника — два. Тип 2. Захоронены только передние ноги коня, на которые положен череп, резцовой частью к югу. Представлен двумя погребениями (112, 165) Безводнинского могильника и двумя (54, 55) Малышевского. В погребении 54 были захоронены четыре передние ног и два черепа. Тип 3. Передние и задние ноги захоронены отдельно от черепа. В двух погребениях (27 и 190) Малышевского могильника черепа были ориентированы на юг. В могиле 27 найдены удила, колокольчик, шумящие подвески. В погребении 1 Чулковского могильника череп лежал в северо-западной части могилы. Тип 4. Захоронения частей туш коней с отсеченными черепами, без позвонков и ребер. Остальные кости положены в анатомическом порядке, передней частью к северу. Представлен тремя погребениями Кочкинского могильника. Два захоронения произведены в могилах, одно — в кремационной яме. В двух случаях вместе с конем были захоронены рассеченные туши коров. Тип 5. Части остовов разбросаны, череп отсутствует. К нему относятся погребения 13 Подболотьевского могильника и 98 Малышевского. При погребении целых остовов (группа II) кони укладывались в могилу на брюхе, с подогнутыми ногами. Иногда туша оказывалась завалившейся на бок. Выделяется несколько типов таких захоронений. Тип 1. Характерное положение шеи—вытянутое, приподнятое. Череп вздернут, обращен резцовой частью на юг или юго-восток. В Безводнинском могильнике таких погребений пять (23, 37, 56, 80,83). Хвостовые позвонки обрублены. В Малышевском могильнике погребений этого типа также пять (20—22, 28, 29). В одном конь был взнуздан (удила, уздечка с оголовьем, стремена, бубенчики, колокольчик). В Корниловском могильнике обнаружено одно подобное погребение. В могиле найдены уздечка, оголовье, топор, нож. В Пятницком могильнике погребений этого типа было два (13 и 14), в Нижневерейском и Подболотьевском (погребение 115) — по одному. Положение черепа коня в последнем погребении неясно; конь был взнуздан. Тип 2. Положение коня в могиле, с вытянутой шеей и вздернутым черепом, такое же, как у первого типа, но ориентировка неустойчивая. В Кочкинском могильнике найдено восемь могил, причем в одной—два остова. Ориентировка коней: южная (два), северная (три), восточная (два), западная (один). В двух могилах найдены удила, нож. Тип 3. Ориентировка на север с отклонениями. 15 погребений Подболотьевского могильника ориентированы на север и север—северо-восток. Неясно, были ли головы захороненных коней вздернуты. 10 коней взнузданы. Кроме удил, в погребениях найдены стремена, пряжки, в двух—топоры, копье, ножи. В двух погребениях вместе с взнузданным конем в могилу были положены завернутые в бересту женские украшения. В Корниловском могильнике открыто одно конское погребение, ориентированное на северо-запад. При нем были удила. Кроме того, в ряде погребений без коней найдены предметы конского снаряжения, причем в ранних погребениях их больше, чем в поздних. Так, удила встречены в 16 погребениях Безводнинского могильника (из них пять—женские) и в 10 Кочкинского (из них два раза—в женских погребениях). В таком большом могильнике. как Подболотьевский, удила и стремена найдены только в семи мужских погребениях.

http://www.museum.murom.ru/wwwmus/archaeol...ub_87/index.htm

 

Причем как видно у финно-угров они появляются раньше чем у балтов и русов, и одновременно являются очень устойчивыми.

Имхо это общая традиция действительно восходящая к индоиранским корням но к I тыс. н.э. уже не являющаяся однозначно иранской.

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Причем как видно у финно-угров они появляются раньше чем у балтов и русов, и одновременно являются очень устойчивыми.

Имхо это общая традиция действительно восходящая к индоиранским корням но к I тыс. н.э. уже не являющаяся однозначно иранской.

 

Добавлю, что захоронения с конем примерно в тоже время появляются и у мордвы, формировался обряд все таки под иранским влиянием, но не о том речь. На что я пытаюсь обратить внимание. С 8 века данныйобряд в ряде районов балтики и скандинавии начал доминировать связан этот обряд с воинскими дружинными погребениями и даже скандинавскими археолагами признается чужеродным. С чем связан столь неожиданный ренессанс или возврат к старым индоиранским традициям, несомненно модифицированным, но вполне узнаваемым? И главное как, увеличение погребений означенного типа связано с появлением в западной европе послов кагана рос, летописным призванием руси и происхождением древнерусского государства? И еще, не стоит ли за этим делом какой то неучтенный историками-археолагами факт, типа енисейских кыргызов Михайлова невольно или сознательно игнорируемый, но способный объяснить поднятые мною выше вопросы?

Ссылка на комментарий

2Дон

археолагами факт, типа енисейских кыргызов Михайлова невольно или сознательно игнорируемый, но способный объяснить поднятые мною выше вопросы?

 

этот неучтенный факт: русы-ирокезы, вторгшиеся в Европу через Атлатнику на пирогах, вероятно, в начале 9 века и намылившие шею армии Карла Великого (Ронсеваль = русы валят). Вряд ли они конечно перевезли лошадок на пирогах, скорее всего организовав Каганат захватили всех лошадей у подчиненных народов

Ссылка на комментарий

Новая Гетика Щукина в сети

 

http://rapidshare.com/files/85431329/Shuki...sh_way.pdf.html

 

 

происхождение готов, сарматы, аланы, черняховская культура, возникновение славян, готские государства - налетай торопись и качай живопись

Изменено пользователем kisselev
Ссылка на комментарий

kisselev, ты с дуба рухнул на 35 метров ссылку давать? Давай ка ты сам качни, а потом в док формате выложишь, понял задание???

Изменено пользователем Gridin
Ссылка на комментарий

2Viting

 

Я вот тут нашел кое что любопытное на форуме Содружества Славия, в разделе Аланский эпос и древние предания. Почитайте. Любопытно, есть ли какие нибудь подтверждения этому в прусском эпосе? Текст приведен в том виде в каком он изложен на форуме.

 

 

АА Епанчин. Краеведческий сборник. Муром.2005.с.81.

 

XIV. РОДОСЛОВИЕ ЕПАНЧИНЫХ (составители А.А.Епанчин, А.Я.Моторкин)

БАРХАТНАЯ КНИГА. ГЛАВА 26.

ДВОРЯНСКИЕ РОДЫ, ПРОИЗОШЕДШИЕ ОТ МОСКОВСКОГО БОЯРИНА АНДРЕЯ КОБЫЛЫ И ЕГО БРАТА ФЕДОРА ШЕВЛЯГИ.

1, Кобылины

2. Кошкины (223)

3. Лодыгины (212)

4. Коновницыны (213,214)

5. Синие

6. Кокаревы (215)

7. Образцовы (216)

8. Колычевы (217)

9. Хлызневы- Колыче вы (218)

10. Колычевы-Хлызневы-Ослановы

11. Лошаковы-Колычевы (219)

12. Немятые-Колычевы (220)

13. Пупковы, Лобановы и Умные-Колычевы

14. Хлуденевы (220)

15. Сухово-Кобылины

16. Мунзорины

17. Неплюевы (221)

18. Бобарыкины (222)

19. Яковлевы

21. Императорский дом Романовых

20. Герцены

22. Ляцкие

23. Беззубцевы (223)

24. Шереметевы (224)

25. Епанчины (224)

26. Мотовиловы

27. Грабежовы

28. Воробины

29. Трусовы

 

...

с.84.

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПРЕДКИ АНДРЕЯ КОБЫЛЫ

1 колено-

1. Виссукук

Принадлежал к племени аланов, сарматскому народу, происходящему из массагетов, о происхождении которых ничего неизвестно. В источниках аланы впервые упоминаются в середине I века по Р.Х.

Согласно легенде, женился на богине Кильде, которая была сброшена в море богом Перкунасом Вассукук выловил ее в море сетью и взял себе в жены. Она назвалась на земле Сиэвалкой и родила ему сына ~ Родогаиса. Впоследствии она вернулась на небо и стала богиней ссор и раздоров. Считается покровительницей князей Решских.

 

II колено-

2. Родогаис -Стипраис

Король аланов, сын Виссукука и богини Кильде, жил в V веке.

467 - гэльские аланы совершили поход в Италию во главе с королем Георгом, где в битве при Бергамо король Георг был убит. По возвращении в Галлию в области франков, живших на Рейне, аланы были почти полностью

истреблены.

468 - остатки их во главе с Родогаисом-Стипраисом приплыли на кораблях в устье реки Вислы и завоевали Пруссию, королем которой стал Родогаис- Стипраис, поселившийся в земле Саулос-Поль в долине реки Сонас.

468 - женился на богине целомудрия и стыдливости - Гиэдине (Каоуниба), дочери бога Перкунаса и богини земли Жемини. Она родила ему двух сыновей, после чего он изгнал ее за измену с месяцем. Гиэдина вернулась на небо, где родила еще девять сыновей, младший из них был хромой черт -Шлюйнис.

После удаления жены Родогаис оставил королем Пруссии своего старшего сына Прутено, а сам с младшим сыном Вейдавудом и тремя великанами отправился в поход на юг, где и погиб в бою.

 

III колено-

3. Прутено (Брутен, Врутено, Литталион)

Король Пруссии.

? 499 или 503 - между аланами и пруссами возникла война, которую король из-за глубокой старости своей не мог подавить. Тогда король Прутено отрекся от престола в пользу своего более молодого брата Вейдавуда. Удалясь от престола, он основал святилише Ромовэ (новый Рим), где поклонялся вечнозеленому кумиропоклонному дубу, став первым Криве-Кривейте (верховным жрецом, судьей судей).

Почувствовав приближение смерти, сжег себя на костре вместе со своим младшим братом королем Вейдавудом, принеся свои жизни в жертву богам ради счастья народа.

Именем его стали называться Литва (Лиэтува) и Пруссия.

 

4.Вейдавуд

499 или 503, король Пруссии с 499 или 503 года.

Победил трех великанов Куокуривейса, Кольпустуменса и Гарбарждиса, с которыми участвовал в походе отца на Рим. Не дойдя до Рима, после гибели отца встал во главе отряда.

На седьмой год похода на обратном пути они добрались до Вислы, где

построили корабли и поплыли в Пруссию. Но на месте острова Рюген они потерпели кораблекрушение, из которого спасся лишь один Вейдавуд, которого приютил король острова Один. Отдохнув на острове, Вейдавуд поплыл в Пруссию и снова попал в бурю, выбросившую его корабль в царство ведьм и колдунов, откуда его спас проходивший мимо корабль земгильского князя Метцотниса, везшего похищенную невесту.

На свадьбе князя Метцотниса Вейдавуд влюбился в его сестру Скинститу, попросил ее руки и женился на ней. Претерпев множество приключений (даже побывал в аду), он вернулся с молодой женой на родину. Скинстита родила ему одиннадцать сыновей и трех дочерей.

499 или 503 - во время войны аланов с пруссами его старший брат король Прутено уступил ему королевский престол и народ на вече утвердил его власть. Став королем, он приучил своих подданных к трудолюбию, земледелию и скотоводчеству, научил письму, установил брачные союзы и упорядочил государственную религию введя культ трех верховных богов..

Потриненс- бог морской и водный, Перкунас - бог грома и молнии и Патолог - бог ада. Эта троица была изображена на его знамени и на кумиропоклонном дубе в Ромовэ.

Женился второй раз на аланке, которая родила ему одного, двенадцатого сына - Литва.

В старости он, овдовев разделил Пруссию между своими двенадцатью сыновьями, а сам ушел к старшему брату в Ромовэ, где стал жрецом Криве-Кривейте. В глубокой старости он и его старший брат Прутено собрали народ на вече, на котором дали пруссам, литовцам, латышам, ливам, куртам и еми единый религиозный культ, дали гражданские законы и после этого сожгли себя на костре, принеся свои жизни в жертву богам ради счастья своего народа.

 

IV колено от Виссукука-

5. Судо. Князь Судовии (Ятвягия), восточной части Альштинекого воеводства и северо-западного Белостокского воеводства в Польше. В его время она называлась землей венедов.

Была самой сильной частью древней Пруссии и могла выставить 6000 всадников и бесчисленное множество пехоты. Жители отличались благородством нравов и богатством.

6. Само. Князь Самбии (северо-восточная часть Кенигсбергской области). Построил город Голугарбе.

Петр Дусберг в хронике своей на стр. 72, упоминая о войнах древних пруссов с рыцарями Тевтонского opдена говорит, что Самбия была самая многолюдная и сильнейшая, немногим уступающая Судовии, из одиннадцати частей Пруссии, которая могла выставить 4000 всадников и 40000 пехоты, а остальные части могли иметь не более 2000 всадников и несколько тысяч пехоты.

 

 

ДОПОЛНЕНИЯ: Карамзин в примечаниях к 'истории государства Российского' выписывает из хроники Стриновского, что Вейдавуд, оскорбленный междоусобием народным, говорил так своим единоземцам: 'Если вы имели бы разум пчел, то ссоры ваши давно бы прекратились, знайте, что рой повинуется одной матке, и что она для каждой пчелы определяет особенную работ, выгоняя ленивых из улья; воспользуйтесь сим примером - изберите Государя и вручите ему судьбу вашу, да судит распри граждан, отвращает убийства, злоупотребленья силы и печется о всеобщей безопасности.' Народ единодушно избрал его в цари, а Вейдавуд был знаменит как в своем отечестве, так и в чужих землях, умом и богатством, более кроткими наставлениями, нежели страстностью, он приучил своих подданных к трудолюбию, земледелию, скотоводству. Вот народная сказка, которая может иметь историческое основание.

Карамзин, том 1,пр.81,стр.36.

Первый прусский епископ Христиан пишет в своих записках следующее: 'Когда состарился Вейдавуд, то он решил для увековечивания своих узаконений принести себя вместе с братом своим, верховным жрецом, Прутено в жертву богам Священного Дуба, Они собрали общее народное собрание в Ромовэ; верховный жрец Прутено, сняв с себя развевающуюся жреческую одежду, явился в праздничном одеянии, а Вейдавуд в царском наряде, в порфире. Они объявили народу, что боги приглашают их на такой пир, который далеко превосходит всякое земное счастье; затем, сказав народу назидательную речь, потребовали избрания нового короля и нового первосвященника и рука об руку оба старцы взошли на костер, который и был подожжен жрецами. Боги изъявили народу свою волю посредством страшных громовых раскатов.'

 

В Москве в 1886 году вышла книга барона Михаила Львовича Боде-Колычева 'Боярский род Колычевых'. В этой книге подробно описаны предки Андрея Ивановича Кобылы от Виссукука и прусских королей Прутено и Вейдавуда и приводится подробная поколенная роспись.

При составлении этих росписей барон пользовался архивом герольдмейстера Степана Андреевича Колычева (160-1733). Все эти сведения, по удостоверению герольдмейстера С.А.Колычева, выбраны из разных древних хроник. При этом он упоминает об Эразме Стеле, Энее Сильвии, Петре Дусберге, Андрее Целяпии и о польских, чешских, упорских и старорусских хрониках, хранящихся, по его удостоверению, в библиотеке светлейшего князя Дубрина Пезарского.

Ссылка на комментарий

2 Дон

Добавлю, что захоронения с конем примерно в тоже время появляются и у мордвы, формировался обряд все таки под иранским влиянием, но не о том речь. На что я пытаюсь обратить внимание. С 8 века данныйобряд в ряде районов балтики и скандинавии начал доминировать связан этот обряд с воинскими дружинными погребениями и даже скандинавскими археолагами признается чужеродным. С чем связан столь неожиданный ренессанс или возврат к старым индоиранским традициям, несомненно модифицированным, но вполне узнаваемым? И главное как, увеличение погребений означенного типа связано с появлением в западной европе послов кагана рос, летописным призванием руси и происхождением древнерусского государства? И еще, не стоит ли за этим делом какой то неучтенный историками-археолагами факт, типа енисейских кыргызов Михайлова невольно или сознательно игнорируемый, но способный объяснить поднятые мною выше вопросы?

Во-первых, не люблю теорию заговоров.

Во-вторых, искать новые причины следует только тогда, когда имеющиеся факты не удается объяснить без их привлечения.

 

Мы имеем факт распространения архаичных традиций погребения с конем в Восточной Европе и у скадинавов.

Рассмотрим по порядку. В восточной Европе это можно объяснить контактами с иранцами. Тем более VIII век это эпоха активной смены населения в степи и соответственно вытеснения какой-то части более ранних ее обитателей на Север. Плюс на этот период приходится общая смена культурных традиций региона - культуры железного века просуществовав почти тысячелетие приходят в упадок и сменяются новыми. Можно предполагать что одновременно весьма активно идет процесс этногенеза. Естественно что на столь переломной эпохе новые веяния и традиции активно распространяются и закрепляются.

Тесные контакты финно-угров и иранцев не секрет и достаточно хорошо документированы, по крайней мере в лингвистике. Соответственно можно предположить что иранские элементы могут проникать в финно-угорскую среду естественным путем.

В отношении пруссов пока ничего сказать не могу. Не в теме.

 

Теперь о скандинавах. Очевидно что обряд пришел к ним из Восточной Европы. Больше неоткуда. Однако именно в это время мы наблюдаем появление скандинавских вещей в Восточной Европе (начиная с Ладоги и Прибалтики). Соответственно можно утверждать что скандинавы в Восточной Европе были. С другой стороны явно степных вещей в Скандинавии не выявлено в значительном количестве. То есть факт присутствия выходцев с Востока в Скандинавии по крайней мере пока, не подтвержден. Отсюда вывод - обряд занесли скандинавы возвращавшиеся из Восточной Европы, прожившие там достаточно долго и успевшие перенять какие-то традиции у местного населения.

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Увы пока такими данными не располагаю, сводные статистические работы по находкам вообще и оружию в частности довольно редки.

 

А жаль. Тут мне попались кое-какие данные по куршам. Надо сказать, их "омеченность" просто зашкаливает. В могильнике Паланга на 372 погребения IX-XII вв. (включая женские и детские) приходится 31 мечь т.е. в среднем 1 мечь на 12 захоронений. Для сравнения - в Гнездово на более чем тысячу погребений приходится 22 меча т.е. в среднем 1 мечь на 45 захоронений. При этом, Гнездово считается дружинным некрополем....

Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.