Древний Рим - Страница 21 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Древний Рим


Рекомендуемые сообщения

22 минуты назад, Svetlako сказал:

В Лувре римлян тоже как грязи.

да их везде полно.:D

23 минуты назад, Svetlako сказал:

Вообще от времени и от местности понятие "светловолосый" из каких-то аутентичных записей могло иметь разные реальные оттенки. От иссиня белого блондина до темного шатена. Зависит от преобладающего цвета волос вокруг.

по идее,римляне "истинные арийцы".:D Потому должны быть светловолосыми.Но вот когда в императоры массово попёрлись варвары,то уже и чернота должна появиться.

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

читал кто?

Цитата

Название: Буря перед бурей. История падения Римской республики
Автор: Майк Дункан
Издательство: АСТ
Год: 2021

Цитата

В книге «Буря перед бурей» Майк Дункан мастерски описывает события в Римской республике между 146–78 гг. до н. э., оживляя кровавые битвы, политические махинации и человеческую драму, которые подготовили почву для падения великой империи.
Римская республика была одним из самых выдающихся достижений в истории цивилизации.

 

Ссылка на комментарий
16 часов назад, xcb сказал:

читал кто?

Не читал, но, на мой взгляд, те, кто читал "Суллу" Короленкова и Смыкова, "Первую гражданскую войну в Риме" Короленкова, "Юлия Цезаря" и "Октавиана Августа" Голдсуорти, вряд ли узнают для себя что-то новое. Книга Дункана уступает по объему вышеперечисленным, но при этом охватывает больший временной отрезок, из-за чего многие подробности неизбежно будут опущены. 

Для тех же, кто с работами Голдсуорти и Короленкова по этому периоду римской истории еще не знаком, книга Дункана в качестве обзорного варианта вполне подойдет.

По источникам у Дункана все традиционно:

Цитата

Писать на эту тему книгу сродни собиранию мозаики из фрагментов плитки, смешавшихся в беспорядочную, хаотичную кучу после двух тысяч лет восхитительного, но ненадлежащего хранения. Мозаика, охватывающая период со 146 по 78 г. до н. э., зиждется на четырех главных авторах: Аппиане, Плутархе, Саллюстии и Цицероне. В то же время, жизненно важные детали, которых недостает этим источникам, были восполнены другими греческими и римскими историками, учеными и толкователями.

 

Ссылка на комментарий

 

Британские археологи впервые обнаружили останки распятого человека

 

Цитата

 

На месте бывшего молочного завода в английской деревне Фенстантон (графство Кембриджшир) археологи из компании Albion Archaeology обнаружили пять древнеримских захоронений, датированных IV веком нашей эры. Анализ останков 43 взрослых и пятерых детей, найденных в 2017 году, был только что завершен, пишет Daily Mail. 

 

Оказалось, что у многих при жизни были проблемы со здоровьем, включая кариес, артрит, переломы и другие физические травмы. Но больше всего ученых поразил скелет мужчины под № 4926, который умер насильственной смертью. Предположительно, он был распят. В его правой пятке был обнаружен пятисантиметровый железный гвоздь, вбитый горизонтально.

 

 

«Мы предполагаем, что это, скорее всего, случай распятия, единственный известный на Британских островах и четвертый известный во всем мире. И наиболее хорошо сохранившийся», — сообщили журналу British Archaeology руководитель раскопок Дэвид Ингхэм и остеоархеолог Кембриджского университета Коринн Духиг.

 

До сих пор было найдено лишь три древних захоронения со скелетами с признаками распятия. Один из них найден с сохранившимся гвоздем в области Гиват ха-Мивтар в Иерусалиме. Скелеты с аналогичными отверстиями также найдены в Гавелло в Италии и в Мендесе в Египте, но без гвоздей, сообщает на своем сайте Albion Archaeoogy.

 

 

Исследования показали, что скелет № 4926 принадлежал мужчине среднего роста в возрасте от 25 до 35 лет, который умер, по данным радиоуглеродного датирования, между 130 и 360 годами нашей эры. То есть не ранее чем около 1900 лет назад, во времена римского правления на территории современной Англии.

Его скелет лежал в могиле на спине со скрещенными руками. Вокруг были найдены 12 железных гвоздей и следы дуба. Археологи предполагают, что из его древесины были изготовлены деревянные носилки, на которые тело положили после распятия.

 

Кости мужчины были сильно повреждены еще при жизни. Было сломано шесть ребер, возможно, от удара мечом. Обнаружены признаки инфекции или воспаления на ногах, включая истончение костей голени. По словам остеоархеолога Коринн Духиг, это свидетельствует о том, что человек был долгое время обездвижен: связан или закован.

 

Отмечается также, что мужчина был из местных жителей и, вероятно, был распят на обочине дороги примерно в полумиле от кладбища, на котором он был похоронен.

 

 

Почему возникла версия о распятии?

 

По словам ученых, 13-й железный гвоздь, вбитый в пятку № 4926, они обнаружили в лаборатории только после промывки костей скелета. Им сразу показалось неправдоподобным, что гвоздь мог случайно попасть в кость во время строительства деревянных носилок, на которых разместили тело. На сам факт распятия, по данным Albion Archaeology, указывают характер раны от гвоздя и признаки второго неглубокого отверстия, похожего на первую неудачную попытку вбить гвоздь.

 

«Мы считаем, что наш образец был размещен аналогично образцу, найденному в Израиле в 1968 году. Похожи расположение скелета и угол отверстия. Забивание гвоздями предназначалось в первую очередь не для прикрепления тела, а для того, чтобы обездвижить жертву и не дать ей облегчить свое положение, опершись на ноги», — пишет Albion Archaeoogy.

 

Других следов от гвоздей на теле человека обнаружено не было. Вероятно, как считают ученые, мужчину могли привязать к доскам, а его стопы, сложенные одна на другую, были зафиксированы гвоздем.

 

 

 

 

 

 

 

 

https://aif.ru/society/science/pravda_li_chto_naydennyy_v_anglii_skelet_byl_raspyat_v_epohu_drevnego_rima

https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-10287641/Crucifixion-Worlds-best-example-Cambridgeshire-form-slave-nail-heel.html?ns_mchannel=rss&ns_campaign=1490&ito=1490

 

Цитата

51487885-10287641-Archaeologists_unearth

 

Цитата

51488211-10287641-Remains_of_a_Roman_sla

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
  • 6 месяцев спустя...

 

В сборнике "Экономика, право, власть в древнем мире" прочитал довольно интересную статью А. Сморчкова "Перебежчики из римской армии в эпоху республики: правовой статус и психология предательства".
Автор задается вопросом, какие мотивы побуждали перебежчиков к совершению этого преступления?
В некоторых ситуациях мотивы очевидны. Например, в ходе конфликтов, подобных Ганнибаловой войне, когда чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, сама неясность ситуации и непредсказуемость ее исхода стимулировали предательство. 

Цитата

Информации по этому вопросу крайне мало, и в основном она касается перебежчиков к римлянам. Распространенными причинами в их случае являлись материальные проблемы, в частности, трудности с продовольственным снабжением (Liv. XXII.40.8-9; 43.2-5; XXXVI.12.15; Front. Strat. ΙΠ.16.3; Zon. VIII.10), военные неудачи (Liv. XXIV.47.8; 11; Арр. Lib. 48), пример командиров (Diod. XXXII.17.1; Арр. Lib. 108), благодарность или страх перед наказанием (Liv. XXIII.15.7; 9; Plut. Marcel. 10), равно как и стремление к извлечению материальных выгод.

Но что двигало людьми, решившими перебежать из победоносной римской армии к явно более слабым ее противникам? 

Цитата

 

Почему в эпоху великих завоеваний, когда мощь римской армии не вызывала сомнений, когда победы следовали за победами, а богатая добыча в относительно легких войнах вызывала большой ажиотаж среди добровольцев (как перед началом III Македонской войны), тем не менее, имелись перебежчики от римлян даже к тем врагам, чье положение было крайне тяжелым, а скорое поражение не вызывало сомнений (яркий пример - III Пуническая война)?

Недоумение усугубляется и тем обстоятельством, что, если дезертир бежит от опасности, то перебежчик меняет одну опасность на другую. Такой переход к врагу требовал определенного мужества.

 

Автор считает, что в случае явно невыгодного перехода к врагу могли действовать мотивы иррационального характера, вызванные стрессами воинской службы.

Цитата

 

О такой возможности говорит одно примечательное замечание по поводу мотивации перебежчиков-римлян, правда, сделанное поздним автором (Дионом Кассием), причем поздним даже по отношению к описываемому событию. Речь идет о об осаде Иерусалима Титом в 70 г. н. э.: «Между тем и некоторые римляне, упавшие духом, как бывает при затянувшейся осаде, и подозревавшие, что этот город действительно неприступен, как о том шла молва, стали переходить на другую сторону.

 

А иудеи, хотя и испытывали нужду в съестных припасах, окружали их заботой, чтобы показать, что и к ним идут перебежчики» (Dio Cass. LXV.5.4, пер. С. К. Сизова). Обращает на себя внимание, что перебежчиков не остановили даже известные трудности в виде нехватки продовольствия, от которой, как обычно, страдали осажденные. И даже если они решили, что город неприступен, но, как мне кажется, все же не могли не осознавать, что в лучшем случае осада должна закончиться каким-то договором, первой жертвой которого падут сами перебежчики. 

 

По всей видимости, мотивом мог послужить некий психологический срыв, неразумный и необъяснимый с рациональной точки зрения. Точно так же во время III Пунической войны, хотя силы Рима и Карфагена явно были несопоставимы и падение последнего было делом времени, тем не менее, в осажденном Карфагене было довольно много римских перебежчиков (точный статус их неизвестен), 900 из которых приняли свой последний бой при падении города, погибнув в храме Эшмуна (Асклепия).

 

 

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

 

В Вестнике древней истории за 2019 попалась довольно интересная статья Т. Смекаловой "Новые данные о чеканке Боспора времени Митридата VI".

Суть статьи в следующем:

Цитата

Митридату VI и его окружению принадлежит честь изобретения чеканки монет условной стоимости, изготовленных из новых сплавов на медной основе («чистой» меди и латуни – смеси меди и цинка) 3. Отчасти благодаря этому новшеству Митридату удавалось длительное время нести огромные военные расходы.

 

Подробнее: 

Цитата

 

Все этапы борьбы Митридата с Римом нашли свое отражение в боспорском монетном деле, в котором происходили изменения, знаменующие переход Боспора под власть Понта. Исследование состава сплава монет крупнейшего клада I в. до н. э., найденного в 1985 г. на поселении Полянка в Керченском Приазовье, предоставило новые данные для изучения завершающего этапа понтийского периода в истории Боспора Киммерийского.

 

Митридат VI умел искусно организовать управление финансами и изобретать совершенно новые способы получения дополнительных денежных средств в борьбе с нехваткой монетных металлов. Именно ему и его окружению принадлежит честь изобретения чеканки монет условной стоимости, изготовленных из новых сплавов на медной основе («чистой» меди и латуни – смеси меди и цинка) 3. Отчасти благодаря этому новшеству Митридату удавалось длительное время нести огромные военные расходы.

 

Наиболее резкие изменения в монетном деле Боспора наступают с началом Первой войны Митридата с Римом в 89/88 г. до н. э. В это время на Боспоре прекращается чеканка серебряной монеты, а также и городской монеты из бронзы. Вместо них появляются совершенно необычные монеты – так называемые боспорские анонимные оболы типа «Дионис / горит» (рис. 1, 1) 18.

 

Боспорские анонимные оболы циркулировали на Боспоре вместе с более мелкими номиналами (понтийскими тетрахалками) и были специальными выпусками, предназначенными, в основном, для военных целей. Они являлись монетами условной стоимости, завышенной по сравнению со стоимостью металла, в них заключенного. Для этого потребовалось изготавливать их из неизвестных ранее в монетном деле сплавов. «Чистая» медь и латунь заметно отличались от бронзы по цвету, фактуре и коррозийной стойкости, что служило защитой этих монет от подделок. Боспорские анонимные оболы могли заменять серебряные монеты, отсутствовавшие в то время на Боспоре. 

 

 

Ссылка на комментарий
  • 1 месяц спустя...

 

Об "эволюции" римской туники (из книги "Культура Византии. IV-XII вв." А. Чекаловой и В. Даркевича):

Цитата

 

Основной верхней одеждой византийцев продолжала оставаться римская туника-далматика, претерпевшая, однако, заметные изменения, в которых сказалось длительное соседство византийцев с иными народами в пределах империи и на ее границах. 

 

Появились различные виды туники-далматики, отличавшиеся друг от друга покроем или материей и предназначавшиеся для разных целей, надевавшиеся в разных случаях и называвшиеся разными именами. В книге «О церемониях византийского двора» мы находим несколько видов туники-далматики: дивитисий, коловий, иматий, стихарь и др.

 

Исключительно парадной одеждой был дивитисий. Именно в него облачился Никифор II Фока по своем триумфальном въезде в Константинополь (De cer. Р. 97). Дивитисий представлял собой длинную, сравнительно узкую в подоле тунику с широкими рукавами. Позднее она стала называться саккос и под таким названием вошла в облачение русских патриархов.

 

 

Ссылка на комментарий

 

О древнеримском клее (из книги А. Негина "Римская военная машина. Производство вооружения в ранней Римской империи"): 

Цитата

 

Склеивание металла — операция трудоемкая, но эта весьма сложная задача (даже в наше время, когда применяются клеящие субстанции на неорганической основе) была удачно решена римлянами ещё 2000 лет назад. Древнеримский клей был обнаружен случайно. 

 

Во время изучения и реставрации железного шлема, найденного в 1985 г. на месте гравийного карьера неподалеку от Ксантен-Вардта (рис. 36), археологи из боннского музея земли Северный Рейн-Вестфалия отпилили от него небольшой кусочек для проведения металлографического исследования. В этот момент из-за нагрева серебряные листья, прикрепленные к железной тулье шлема, отошли, открыв взору изумленных исследователей нитевидные полосы клея. 

 

Как правило, металлические предметы коррозируют так сильно, что определить, каким способом соединялись различные их элементы, невозможно. Но в этом случае вещество,

с помощью которого наградной венец (corona civica) из серебряных дубовых листьев был прикреплен к шлему, удалось подвергнуть сложному анализу. В результате было выясне-

но, что «суперклей» состоял из битума, дёгтя и животного жира. Все эти компоненты были известны и применялись с древности. 

 

Вместе с тем секрет клея пока полностью не разгадан, ввиду того что ещё не выяснено вещество, использованное в качестве до бав ки-загустителя. Предположительно это был либо кварцевый песок, либо сажа. 

 

Будущие эксперименты должны установить правильные пропорции смешивания составляющих и выявить все возможности древнего клея для металла. Одно ясно уже сейчас: этот клей был просто замечателен, ведь он удержал вместе металлические детали шлема две тысячи лет!

 

 

 

О цвете римских доспехов:


 

Цитата

 

Работа с железом требовала применения, ещё на стадии изготовления, некоторых технологических приемов, которые должны были продлить срок эксплуатации предмета вооружения и защитить его от коррозии. 

 

Для этого римские оружейники могли окрашивать железные шлемы или, во всяком случае, воронить, т. е. придавали им синеватый оттенок. Как показали исследования последних лет, у римлян была особенно популярна чёрная окраска поверхностей. Судя по находкам в Карлайле, даже лорика сегментата окрашивалась в чёрный цвет (Howard-Davis 2010: 496). Именно для I в. н. э. характерно полихромное сочетание чёрного цвета в контрасте с серебряными, медными и латунными вставками (Born, Junkelmann 1997: 175). Чёрное воронение получалось при обжиге изделия в горячей золе.

 

Кроме того, возможно, применялась грунтовка поверхности с добавлением свинца или извести и раскрашивание, чтобы пред отвратить быстрое потускнение и, прежде всего, образование ржавчины. В связи с этим интересно указание Плиния на использование свинцовых белил и гипса (HN. XXXIV, 150)

 


 

Ниже фото шлема из Ксантен-Вардта: 

 

 

 

 

 

 

Шлем из Ксантен-Вардта.jpg

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

О ЗППП в Древнем Риме (из книги Р. Наппа "Скрытая жизнь Древнего Рима):
 

Цитата

В наше время просtиtуция несет с собой очень реальную опасность заразиться венерической болезнью, одинаково опасной для падшей женщины и ее клиента. Просtиtутка, жившая в античные времена, могла этого не опасаться, ведь в то время не существовало самой опасной болезни, передававшейся половым путем, – вируса иммунного дефицита человека. Не знали и сифилиса.

 

Между историками медицины на этот счет издавна ведется оживленная дискуссия. Некоторые считают, сифилис занесли в Америку в процессе так называемого колумбова обмена, т. е. в обмен на открытые в Америке картофель и кукурузу европейцы завезли в нее такие болезни, как оспа и сифилис.

 

Другие ученые приводят сведения из античной истории Старого Света; и, хотя существует мнение, что эти болезни имеют общее происхождение, анализ скелетов, оставшихся от античных времен, окончательно доказал, что тогда этой болезни, сифилиса, не существовало. И если кое-кто из ученых соотносит ее с некоторыми симптомами, это могут быть другие заболевания с подобными проявлениями. Так что просtиtутка могла не опасаться этого настоящего бича публичных домов.

 

Другое венерическое заболевание, передающееся половым путем и тоже весьма опасное, – гонорея – могло существовать в Древнем Риме. Но поскольку гонорея не оставляет следов в составе костей, остеология не способна нам помочь, а упоминаний об этой болезни в трудах врачей явно недостаточно.

 

Однако те же труды позволяют нам с уверенностью сказать о наличии в древности других венерических заболеваний, хотя и не столь опасных, но неприятных и ослабляющих здоровье, таких, например, как герпес половых органов и кондилома. Однако, как ни странно, ни один из врачей древности не связывал напрямую эти и другие инфекционные заболевания с половыми сношениями. Так что жрицы любви спокойно обслуживали клиентов, не опасаясь опасных болезней, передававшихся половым путем. Хотя бы в этом смысле жизнь тогда казалась более безопасной, чем в наше время.

 

 

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий
  • 4 недели спустя...


О пиве в римской армии (из книги А. Махлаюка и А. Негина "Повседневная жизнь римской армии в эпоху Империи"): 

 

"Очень популярным среди легионеров в период Империи было пиво (cervesa), не входившее в греко-римскую питейную традицию и в основном производившееся в Египте и в областях, населенных кельтами48.

 

При этом кельтское пиво стоило вдвое дороже египетского, и его цена составляла половину стоимости обычного вина (Plin. HN. XIV. 29)49.

 

О большой популярности пива свидетельствуют отчеты на дощечках из Виндоланды50, которые показывают, что его любили и представители командного состава, избалованные дорогими сортами вин.

 

В Виндоланде было найдено весьма интересное письмо, показывающее, насколько востребованным было пиво у римских солдат:

 

"Маскл своему повелителю Цериалу шлет привет. Прошу тебя, господин, скажи, что нам делать завтра? Вернуться ли нам всем со знаменем к пересечению дорог или только половине из нас? [...] Прощай. У моих соратников нет пива. Прошу тебя, прикажи прислать немного. Префекту Флавию Цериалу от декуриона Маскла (Tab. Vindol. III, 628)"

 

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий

О суточном пайке легионера (из уже упоминавшейся выше книги Махлаюка и Негина):

 

"В папирусе VI века, обнаруженном в Египте, описан суточный паек солдата: хлеба 1,4 кг, мяса 0,45 кг, вина 1 л, масла 5 мл (P. Oxy. XVI 2046; cp.: Polyb. VI. 39.3). Эти продукты выдавались солдатам, а пищу они готовили себе самостоятельно.

 

В римской армии ни в республиканское, ни в императорское время не было централизованной кухни, где готовилась бы пища для всей воинской части или крупных подразделений58.

 

Примечательно также, что в исключительно обширной номенклатуре военных специалистов, столь характерной для императорской армии, не встречается должности повара или кашевара"

 

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий
1 час назад, Demetrius сказал:

О суточном пайке легионера (из уже упоминавшейся выше книги Махлаюка и Негина):

"В папирусе VI века, обнаруженном в Египте, описан суточный паек солдата: хлеба 1,4 кг, мяса 0,45 кг, вина 1 л, масла 5 мл (P. Oxy. XVI 2046; cp.: Polyb. VI. 39.3). Эти продукты выдавались солдатам, а пищу они готовили себе самостоятельно.

В римской армии ни в республиканское, ни в императорское время не было централизованной кухни, где готовилась бы пища для всей воинской части или крупных подразделений58.

Примечательно также, что в исключительно обширной номенклатуре военных специалистов, столь характерной для императорской армии, не встречается должности повара или кашевара"

Минимум хлебопеки должны быть.

Ссылка на комментарий
3 часа назад, Svetlako сказал:

Минимум хлебопеки должны быть.

там каждая 8-ка готовила себе сама, что вырабатывала слаженность и сплоченность в подразделениях. Вместо хлеба юзали простейшие лепешки.

Ссылка на комментарий
7 часов назад, Svetlako сказал:

Минимум хлебопеки должны быть.

Хлеб в данном случае - это зерно, которое нужно было смолоть на ручной мельнице.

Цитата

Поскольку помол дневной порции зерна ручной мельницей  и выпечка хлеба на контубернию из 8 человек занимали примерно 4 человеко-часа, то логично предположить, что кашеварил кто-либо один, будучи освобожден в данный день от других солдатских обязанностей и нарядов либо, как было отмечено выше, для наиболее трудоемкой задачи по помолу зерна использовались более крупные мельницы, принадлежавшие центурии, имевшие производительность около 100 кг в час54, а для выпечки хлеба - специальные печи, каждая из которых, вероятно, обслуживала одну центурию и могла за одну загрузку испечь хлеб на все подразделение55. Но это было возможно только в местах постоянной дислокации, в походных же условиях ежедневное приготовление пищи было, скорее всего, делом контубернии. 

 

Ссылка на комментарий
3 часа назад, Demetrius сказал:

Хлеб в данном случае - это зерно, которое нужно было смолоть на ручной мельнице.

Хм. Лексика у авторов. Хлеба в значении зерно или зерновые я в основном встречал в дореволюционных отчётах по урожаям и урожайности 

Ссылка на комментарий
1 час назад, Svetlako сказал:

Хм. Лексика у авторов. Хлеба в значении зерно или зерновые я в основном встречал в дореволюционных отчётах по урожаям и урожайности 

Возможно, тут дело не в авторах, а в обозначении хлеба/зерна в исходном папирусе. Если исходить из веса в 1,4 кг, то, мне кажется, проще взвесить и отсыпать 1,4 кг зерна, чем взвешивать и резать готовые лепешки.

 

Ссылка на комментарий
2 часа назад, Demetrius сказал:

Возможно, тут дело не в авторах, а в обозначении хлеба/зерна в исходном папирусе

вот и вопрос.В латинском языке одно слово обозначало хлеб-зерно,или ,всё же,разные слова были?

Медведь прав - в дореволюционных отчётах хлеб подразумевался в виде зерна.Затем там были мука и печёный хлеб (т.е.,готовый продукт).

Ссылка на комментарий
1 час назад, Игорь сказал:

вот и вопрос.В латинском языке одно слово обозначало хлеб-зерно,или ,всё же,разные слова были?

Медведь прав - в дореволюционных отчётах хлеб подразумевался в виде зерна.Затем там были мука и печёный хлеб (т.е.,готовый продукт).

Так как папирус был обнаружен в Египте, то, скорее всего, надпись была на греческом.

Но без оригинала папируса с комментарием по переводу можно только гадать о том, что имелось в виду. 

 

Если оценивать остальные позиции в пайке, то 5 мл масла, т.е. чайная ложка, мне кажется маловато. 1 л вина - может показаться, что много, но с учетом разбавления водой хотя бы в пропорции 1:1 или 1:1,5 получается практически суточная норма потребления воды. 

 

Еще немного информации о питании легионеров:

Ниже перечень продуктов, поставлявшихся в римский форт Виндоланда в Британии (информация на основе найденных в форте дощечек с надписями):

перец (piper)

соль (sal)

пшеница (frumentum)

ячмень (hordeum) 

винный уксус (acetum) 

свиное сало (axungia) 

рыбный рассол (muria) 

пиво (cervesa) 

вино (vinum) 

крупа (bracis) 

оленина (cervina)

специи (condimenta) 

окорок (perna) 

бобы (faba) 

растительное масло (oleum) 

устрицы (ostria) 

яблоки (malum)

оливки (olivae) 

яйца (ova) 

цыплята (pullus) 

 

На мой взгляд, не хватает сыра :)

Изменено пользователем Demetrius
  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
2 часа назад, Demetrius сказал:

Так как папирус был обнаружен в Египте, то, скорее всего, надпись была на греческом.

Но без оригинала папируса с комментарием по переводу можно только гадать о том, что имелось в виду. 

Если оценивать остальные позиции в пайке, то 5 мл масла, т.е. чайная ложка, мне кажется маловато. 1 л вина - может показаться, что много, но с учетом разбавления водой хотя бы в пропорции 1:1 или 1:1,5 получается практически суточная норма потребления воды. 

Еще немного информации о питании легионеров:

Ниже перечень продуктов, поставлявшихся в римский форт Виндоланда в Британии (информация на основе найденных в форте дощечек с надписями):

перец (piper)

соль (sal)

пшеница (frumentum)

ячмень (hordeum) 

винный уксус (acetum) 

свиное сало (axungia) 

рыбный рассол (muria) 

пиво (cervesa) 

вино (vinum) 

крупа (bracis) 

оленина (cervina)

специи (condimenta) 

окорок (perna) 

бобы (faba) 

растительное масло (oleum) 

устрицы (ostria) 

яблоки (malum)

оливки (olivae) 

яйца (ova) 

цыплята (pullus) 

На мой взгляд, не хватает сыра :)

Да! Сыра нет! :D А свиней завезли точно римляне.Любили свинину

Ссылка на комментарий
1 час назад, Игорь сказал:

Да! Сыра нет! :D А свиней завезли точно римляне.Любили свинину

 

На тему питания вспомнился еще отрывок по пчелам и меду из статьи А. Барышникова "От Франкенштейна к Дирку Джентли: поиск нового в романо-британских исследованиях": 

Цитата

 

Медоносные пчелы (Apis Mellifera L.) обитали в Британии задолго до римского завоевания; насколько можно судить по данным археологии, жители доримского Альбиона не занимались пчеловодством, хотя дикий мед был им известен45. После римского завоевания на острове появляются загородные поместья с садами, вместе с мигрантами с континента перемещаются новые виды растений (в том числе медоносов) и технологии пчеловодства46. 

 

Естественно, это вело к некоторым изменениям в экосистеме и рационе, однако только ими влияние пчел на провинциальную жизнь не ограничивается. Пчелиный воск использовался при создании писчих табличек, без которых была немыслима деловая и официальная жизнь региона47. Когда Флавий Цериал, префект девятой когорты батавов, диктовал послание Криспину, он вряд ли вспоминал о пчелах; не думал о них и Вегет, заключивший сделку о приобретении галльской рабыни, – но сохранившиеся таблички показывают, что пчелы были полезны не только медом (TV I. 37)48. 

 

Таким образом, изменения в жизни пчел оказываются неразрывно связаны с миграцией людей с континента, экологическими переменами, распространением новых хозяйственных технологий, появлением вилл, усложнением рациона питания, распространением письменности, личной и деловой жизнью населения провинции.

 

 

Ссылка на комментарий
В 18.10.2022 в 17:12, Demetrius сказал:

На мой взгляд, не хватает сыра

И чеснока ))) Он всегда отдельно о специй шел.

.

И очень странная позиция "рыбный рассол". Я бы мурию перевел бы тогда или как просто крепкий рассол, или как рыбопродукты, но не как соус. 

Впрочем , все три варианта ИМХО ходульные. Есть какая-то тонкость. 

Ссылка на комментарий
10 часов назад, Svetlako сказал:

И очень странная позиция "рыбный рассол". Я бы мурию перевел бы тогда или как просто крепкий рассол, или как рыбопродукты, но не как соус. 

гарум?

Ссылка на комментарий
11 часов назад, xcb сказал:

гарум?

Я тоже сначала подумал про гарум, но, как оказалось, это немного другое.

Пояснение по рыбным соусам из книги: 

Цитата

Из рыбы или ее измельченных остатков, добавляя уксус, оливковое масло и морскую соль, изготавливали популярные в римской кухне острые рыбные соусы.
Если гарум (garum) из макрели украшал, в основном, стол командиров,  являясь для солдат редким деликатесом в силу дороговизны, то более дешевые и незатейливые - мурия (muria) (Tab. Vindol. II, 190,202, 302) и алекс (alex или hallec) из остатков макрели или обычной рыбы - были кушаньем рядовых легионеров32.

Принципиальной разницы между гарумом и мурией я не вижу, но так как названия разные, то какое-то отличие, видимо, было.

На одном сайте в Дзене нашел такое пояснение:

Цитата

 

Мурия - так называли рассол, оставшийся после засолки рыбы, чаще всего тунца.

Аллек - скорее паста, нежели соус. Приготавливали из осадков соусов. Содержал кости и другие негниющие части рыбы.

 

 

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.