oberon Опубликовано 7 августа, 2009 #426 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2009 (изменено) ну и что? А у нас мужик с покоса жене пишет пожрать принеси. Мемуары Абеляра были приведены в ответ на утверждение: неграмотные короли и рыцари Запада На особой неграмотности рыцарей, сравнительно с "грамотными" дружинниками более не настаиваете? Что касается письма мужика с покоса - документы в студию Изменено 7 августа, 2009 пользователем oberon Ссылка на комментарий
Harald Опубликовано 18 августа, 2009 #427 Поделиться Опубликовано 18 августа, 2009 2oberon Мои выводы по домонгольской Руси на приведенной статье не основываются, статью я привел ради приведенных в ней данных по более позднему периоду. Понятно. Они основаны лишь на личном убеждении. Поскольку ничем другим свое убеждение подкрепить не можешь. В общем, слив засчитан.Расчеты Сапунова вилами на воде писвны. Другое дело, что точно также ни на чем абсолютно не основаны истории про "высокий уровень грамотности" в Новгороде и на Древней Руси. Понятное дело. Вначале ты кричал и прыгал, что на Руси было лишь 1% грамотных, а теперь, когда оказалось, что это совсем не те цифры, так вилами по воде писаны...Я так понял мои сообщения ты даже не читал, кроме начальных фраз. Литературу по сабжу ты тоже читать не хочешь. Так что ж тобой спорить тогда, если ты как страус прячешь голову в песок при виде фактов? Когда прочитаешь хотя бы столько книг, сколько их прочитал среднестатистический житель древней Руси, тогда и поговорим. А оголтелому неучу доказывать что-то бесполезно. Так и будешь носиться со своим Бергеном и Абеляром. А о грамотности в Западной Европе можешь почитать чуть ниже. 2xcb Т.е. По вашему невозможно рассчитать количество грамотных людей? Рассчитать - невозможно, но приблизительно оценить - можно. 2Chernish Так они разные - причины возникновения городов. На Руси в отличие от Европы города не были центрами производства для сельской округи. Горожане занимались земледелием и скотоводством. Связи с деревней играли много меньшую роль чем международная торговля и сбор податей (т.е. административная функция). Сравнивать русские города с европейскими - значит впадать в грех модернизации. Ну не скажите. Открываю школьный учебник и смотрю раздел по развитию городов. Возникновение городов в Западной Европе там в основном относят на начало XI в. К тому же времени относят и значительное сокращение просторов, занятых лесами и переход к трехпольной системе. С повышением производительности труда и отделением ремесла, ремесленники уходили с поместий и селились близ стен монастырей и замков знатных феодалов, либо на перекрестках дорог и около речных переправ. Таким образом возникали и развивались средневековые города. По тем же законам, что и на Руси. Изначально ремесленники и в Западной Европе также обслуживали преимущественно феодалов и купцов. Бурный же рост городов и развитие ремесел вызваны экономическими предпосылками и экономическим развитием общества. Только для Италии и юга Франции возникновение городов относят к IX в., для остальных стран лишь X-XI вв.Примерно год назад в ветке "Славяне и Русь" мы уже как-то обсуждали процессы развития городов. Историко-лингвистический материал свидетельствует, что города как у них, так и у нас развивались по одним и тем же законам и их возникновение обуславливалось теми же экономическими и социальными причинами и предпосылками Цитата по западноевропейским средневековым городам со школьного учебника: По сравнению с нашим временем население средневекового города было немногочисленным. Обычно оно не превышало 5-6 тысяч человек. Лишь немного городов Западной Европы, такие как Лондон в Англии или Париж во Франции, насчитывали несколько десятков тысяч жителей.Хотя основным занятием горожан было ремесло и торговля, жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством. Перед городскими стенами простирались обработанные поля, сады и огороды, на лугах пасся скот. Поначалу и в Западной Европе связи города с селом были незначительны. И лишь с развитием хозяйственной деятельности и отделением ремесла эти связи станосятся более тесными и устойчивыми.Впрочем вот ссылка на мнение археолога, лучше знающего проблему:_________ Даркевич Владислав Петрович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН. При всем уважении к Даркевичу, мне кажется, что он несколько путает или же проэцирует ситуацию, характерную для Северо-Восточной Руси на всю Русь вообще. Я уже отмечал, что в этом регионе колонизационные процессы еще не завершились, скорее находились в активной фазе. Наблюдаем приток славянского населения на чужую территории, расселение славян среди чуждого им этнически населения. Вполне естественно, что славяне поначалу кучковались в городах и крупных паселениях, а обширные территории занимали редкие и немногочисленные поселения финнов с зачаточным сельским хозяйством. При такой плотности и разноэтничности населения и уровне сельского хозяйства конечно же нельзя ожидать тесной взаимосвязи города с селом. Здесь имеем две различные культуры и способы ведения хозяйства и соответственно минимальные связи между ними.На юге Руси и там, где колонизация края уже в основном завершилась, плотность населения была гораздо выше и соответственно связи города с селом более тесные. Экономический потенциал Руси был большим и я не вижу причин, по которым экономическое и общественное развитие у нас могло бы пойти по другим законам. Сельским же хозяйством в городах Руси могли заниматься лишь в пригородах, иначе многим горожанам пришлось бы выезжать за три-девять земель, далеко в поле. Да и мне кажется, Даркевич не учитывает процесс поглощения ближащих сел городом. А никто и не утверждает. Утверждается другое: Европа уже выросла из детских пеленок обучения римским образцам, начала создавать свое, новое, а Русь пока еще шла на помочах Византии. И никуда кстати не пришла - ибо византийский вариант развития оказался тупиковым, все равно пришлось учится у Европы. Причина не в тупиковости византийского варианта и прогрессивности западноевропейского. К началу XIII в. Византия рухнула под натиском внешних сил, а к середине того же XIII в. упала Русь под монгольским нашествием. Начался экономический упадок и переход обратно к натуральному хозяйству. И он был весьма заметным по археологическим материалам. Думаю, если бы у нас не было письменных свидетельств о проживающем здесь населении, то археологи видимо приписали бы более примитивную постмонгольскую культуру пришлому населению, завоевавшему эти территории. Таким образом, причины сугубо экономические. Бурное развитие ремесел и торговли сменилось переходом к натуральному хозяйству. Примерно так же как несколько ранее богатую Черняховскую культуру в результате воен сменили более бедные археологические культуры, основанные на натуральном хозяйстве.А вот цитаты со школьного учебника об образовании и науке в Западной Европе в средние века (предназначено в основном для всяких там oberon'ов, хотя врядли такой грамотей будет это читать ): В средние века в Западной Европе было очень мало письменных людей.... Книги писали главным образом ученые монахи. Они составляли жизнеописания "святых" и хроники. ... Долгое время в Западной Европе письменными были только служители церкви. Они должны были уметь читать церковные книги и знать молитвы. 2. Как учились в средневековой школе. Для подготовки священников при больших церквях и монастырях существовали школы. Там изучали только то, что нужно было церкви. Ученики заучивали напамять большое количество молитв, учились читать, писать, считать и петь в церкви. На уроках арифметики вычисляли, через сколько дней будет тот или иной религиозный праздник. По геометрии ученикам давали знания, необходимые для строительства церковных сооружений. Тяжелой и нудной была школьная наука. И французы, и немцы, и англичане учились чужим для них латинским языком. Этим языком тогда писали книги и читали молитвы, вели дела в суде и канцелярии. Нередко на всю школу была лишь одна книга, учитель по очереди показывал ее ученикам. У детей не стремились вызвать интерес к знаниям, в учебе господствовала зубрежка. Знания вколачивались в учеников побоями. Про человека, который получил образование, говорили, что "он вырос под розгами учителя". С церковных школ выходили полуписьменные люди. Многие священники умели только читать латинский текст, не понимая содержимого написанного. Вот вам и западноевропейское образование. Наука также была в зачаточном виде.Развитие образования реально начинается лишь в конце XII в. с появлением университетов. Вы полагаете, что при том жалком состоянии науки в Западной Европе и отсутствии письменных людей, там произошел скачок в научных познаниях? Первоначально университеты были церковными учебными заведениями и уровень знаний и образования в них был примерно на том же крайне низком уровне. Ну как вам сказать. Если Европа уже выходила из феодальной раздробленности а Русь только дробилась? Если в Европе крепостное право уже отменяли а на Руси его еще и в проекте не было? Если Европа накапливала в своих университетах предпосылки для прорыва к новой форме знания - науке - то Россия ничего такого и мечтать не могла, потом пришлось и университеты и науку импортировать из Европы. Выходит проблемы были и отставание было - системное. Ну не скажите. Франция большую часть территории смогла обьединить только к началу XIV в., а завершила лишь к концу XV в. Обьединение Германии произошло бог весть когда, а до этого она состояла из множества мелких земель. К концу XV в. обьединилась Англия и Испания, в то время как Италия и Германия оставались раздробленными.А вообще в Европе к этому периоду наблюдается дробление государств на мелкие политические образования. Причины этого лежат в экономической плоскости - низкая производительность труда и натуральное хозяйство, обуславливающее слабые связи между регионами. Усиление центральной власти и обьединение государств происходит с ростом экономики, развитием городов, увеличением доходов в королевскую казну, позволившее централизовано содержать и набирать военный и административный аппарат. Не последнюю роль в усилении королевской власти сыграли города, активно возникавшие и разроставшиеся. Поэтому я не вижу системного отставания Руси. Вы всерьез полагаете что с плотностью населения как в тундре можно что-то создать и какую-то там культуру двинуть? Для прорыва нужна не только верхушечная культура элиты (ее можно обеспечить при наличии достаточного количества прибавочного продукта). Нужна массовая культура и - высокая плотность населения, создающая необходимую интенсивность информационного обмена. Без такого обмена ничего не будет. А с этим как раз у Руси были проблемы. Не совсем. Плотнось населения была весьма неоднородна. Основные культурные центры были на юге, где плотность населения была довольно высокой. Лесные районы на севере-востоке Руси - это уже периферия, воспринимающая культурные достижения центра с большим опозданием.Церковь сплошь городская. Село - сплошь языческое. Попы ненавидят страну и народ и с удовлетворением встречают татарское нашествие как "бич Божий" этому подлому нехристианскому народу. И с радостью идут служить ханам. Лишь после Сергия Радонежского церковь пошла в народ и постепенно стала народной - но при этом она стала неграмотной. Поповское сословие в 15-17 вв. - пьяное, невежественое, неграмотное, не понимающее служб, которые велись "многогласием", под шофе, с матерками и драками прямо в церквях. А народ нетерпеливо слушал когда эти долгогривые оттарабанят все что положено чтобы свалить - при этом тоже сквернословя плеваясь семечками и дерясь прямо в храме. "Культура!" ага Камрад, давайте не будем смешивать эпохи. Культурная отсталость периферийных и крайне малозаселенных земель со смешанным и плохо поддающимся ассимиляции местным населением, усугубленная монгольским нашествием, имеет обьективные причины. 1 Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти