Stoic Опубликовано 8 апреля, 2008 #151 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 Насколько я помню, в Евангелии это выражение адресовано фарисеям, адресовано адекватно ихнему пониманию сверхжестокости ехидны, но не как ругательство, а как объективный показ той степени бесчеловечности и жесткосердия, до которой дошла иудейская религиозная элита. Можно трактовать и так, но самое интересное, что это - не совсем традиционное толкование. Для святоотеческой мысли - это выражение удивления и даже похвалы тем, кто, несмотря на фарисейскую закваску приходит к Иоанну Крестителю для крещения покаяния. Как змееныш разрывает мать и появляется на свет, так и те, кто приходит к Иоанну разрывают фарисейскую традицию довольства собой. PS Сорри за оффтопик Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 8 апреля, 2008 #152 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 (изменено) 2Hornet ну дык тема еще и про мушкеты и аркебузы, коих не было во времена скифов.... Это само-собой. Но насколько обоснованно считать что слова Лызлова относятся ко всем стрелам "многотысячной армии"? А про "стельбу огненную" - это не огнестрел? Насколько обоснованно можно предполагать у крымчан армию как таковую, с ее нормированным боекомплектом, дисциплиной, тактикой, постороениями?.. Лызлов описывает только один тип постоения для лучной стрельбы с лошади, но это все мало относится к методике ведения боя против организованной постороением пехоты. Приведенный Лызловым пример подходит для войны против такой же конницы с луками, но на прорыв сплоченного строя настоящей армии он не расчитан совсем. Ведь весь разговор здесь о том, почему небольшая группа незащищенных доспехами, но вооруженных огнестрелом, могла успешно противостаять большему количеству конников с луками. Разве исход подобных боев не решается организованностью и дисциплиной, выдержкой, наконец? Вот и причина безуспешности атаки этих конников (или каваллерии? если это все-таки армия) в том, что это был просто спонтанный налет, неорганизованный и неспособный на постоянство в натиске, а так - пустят стрелы издали и вскачь по окружности, без планомерного наступления сквозь пороховой дым. И насколько лошади тогда были привычны к пальбе у этих "каваллиристов"? А от противника их требовалось только одно - не нарушить дисциплины, не испугаться и выстоять. Тут чистый вопрос нервов, как и во многих сражениях. Изменено 8 апреля, 2008 пользователем Akilov I.V. Ссылка на комментарий
Chernish Опубликовано 8 апреля, 2008 #153 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 2Fallschirmjager Немногочисленный отряд русской пехоты (или спешившихся при появлении противника всадников) встречается в степи с большими силами татар. При этом у русских нет артиллерии и нет рогаток. почему? Если это армейские части то как правило есть и артиллерия и рогатки. Если казаки Ермака скажем - то есть фальконеты. И возы. Поэтому встречают орду огнем из пищалей и фальконетов... и отгоняют. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 8 апреля, 2008 #154 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 (изменено) 2Chernish почему? Если это армейские части то как правило есть и артиллерия и рогатки. Если казаки Ермака скажем - то есть фальконеты. И возы. Поэтому встречают орду огнем из пищалей и фальконетов... и отгоняют. Если так, то вероятность победы татар совсем, уж, призрачная. Но, мне кажется, что пехота могла эффективно отбиться и без фальконетов, просто методично стреляя залпами - благо всадник+лошадь мишень крупная. А противник хочет легкой победы и не готов ложиться костьми - когда в тебя палят с убедительной настойчивостью особо не поулюлюкаешь, спесь и задор как рукой снимет. Изменено 8 апреля, 2008 пользователем Akilov I.V. Ссылка на комментарий
Stoic Опубликовано 8 апреля, 2008 #155 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 2Chernish почему? Если это армейские части то как правило есть и артиллерия и рогатки. Если казаки Ермака скажем - то есть фальконеты. И возы. Поэтому встречают орду огнем из пищалей и фальконетов... и отгоняют. Кроме того, нельзя совсем исключать влияние шума стрельбы на лошадей. Насколько я знаю, этот момент многие исследователи считали даже одним из решающих Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 8 апреля, 2008 #156 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 2Stoic Можно трактовать и так, но самое интересное, что это - не совсем традиционное толкование. Для святоотеческой мысли - это выражение удивления и даже похвалы тем, кто, несмотря на фарисейскую закваску приходит к Иоанну Крестителю для крещения покаяния. Как змееныш разрывает мать и появляется на свет, так и те, кто приходит к Иоанну разрывают фарисейскую традицию довольства собой. Тоже извиняюсь за ОФФТОПик, но все-таки отвечу. Насколько нетрадиционное не берусь судить. Блаженный Феофилакт Болгарский толкует данное место именно, как указание на то, что иудеи оскорбляли своих отцов и матерей, убивали пророков и учителей. Да по тексту Евангелия от Луки - Иоанн скорее обличает пришедших креститься, чем хвалит их. Указывая на то, что они хоть и пришли покаяться, но плода покаяния не готовы сотворить, уповая на свое происхождение от Авраама. Но я не стараюсь противоречить Вам и тем паче святоотеческой традиции, а просто привожу источник, послужившего основой для приведенного мной суждения. Ссылка на комментарий
Stoic Опубликовано 8 апреля, 2008 #157 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 Разрешите, я отвечу в теме "вопросы по Библии". Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 8 апреля, 2008 #158 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 2Stoic Разрешите, я отвечу в теме "вопросы по Библии". Хорошо. Лучше перенести этот вопрос туда, пока нам не выдали по "горчишнику". Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 8 апреля, 2008 #159 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 2Akilov I.V. Что-то я не слышал про "многотысячную армию" скифов... хм...а кто с македонцами резался? а чуть ранее шухер южнее кавказа наводил? или так по сотне-две? Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 8 апреля, 2008 #160 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 2vergen хм...а кто с македонцами резался?а чуть ранее шухер южнее кавказа наводил? или так по сотне-две? А что есть данные о многотысячной армии? А сотня-две плюс еще сотня-две, так числом можно набрать и тысячу, но от этого это не будет тысячной армии, т.к нет общей организации, общей дисциплины и прочих атрибутов настоящей армии. А если много кланов временно объединились для набега, набрали "тысячи", но не стали чем-то постоянным и государсвенным... А было ли у скифов государство как таковое? А без государства как может быть армия? А вооруженные формирования и армия не одно и тоже. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 8 апреля, 2008 #161 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 2Akilov I.V. А что есть данные о многотысячной армии? сотня маловато таки будет. да и македонской фаланге таки сражаться пришлось. и о местных разборках известия есть. А без государства как может быть армия? ээ, у гуннов государство было? у русов? у скандинавов всяких? армия это куча вооруженного народу под более менее единым командованием. а уж степень её организованности и постоянности дело другое. если много кланов временно объединились для набега, набрали "тысячи" ну и получилась армия. аа понял вы армия как государственный институт, а я армия как крупный военный отряд. Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 8 апреля, 2008 #162 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2008 2vergen аа понял вы армия как государственный институт, а я армия как крупный военный отряд. Именно. Для меня "армия" - это регулярное военное учреждение, с нормированным боекомплектом, экипированное за государственный счет, с четкой дисциплиной, наукой военного образования и тактики - короче, явление, когда цивилизация достигла определенных высот. армия это куча вооруженного народу под более менее единым командованием.а уж степень её организованности и постоянности дело другое. Не знаю... Куча вооруженного народу - это и есть куча вооруженного народу... Все-таки подобное явление адекватно для грабительских набегов, но не для тактических маневров против серьезного противника в поле или при осаде хорошо укрепленного города. ээ, у гуннов государство было?у русов? у скандинавов всяких? Гунны, вроде, как и скифы были кочевниками, а какая у кочевников армия? орда она и есть орда... Сила грозная и эффективная, но если сравнивать с гос подразделениями Китая, то сразу видно, где армия, а где очень большая шайка разбойников. Русы, скандинавы... Города у них имелись все-таки... А в остальном, пусть, кто-нибудь за меня ответит, были ли у них казармы, да трактаты по военному искусству и тактике... Не думаю, что они были хуже галлов, у которых, все-таки, армия скорее была, в отличие от германцев и британцев времен Рима. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 9 апреля, 2008 #163 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2Akilov I.V. Гунны, вроде, как и скифы были кочевниками, а какая у кочевников армия? орда она и есть орда... Сила грозная и эффективная, но если сравнивать с гос подразделениями Китая, то сразу видно, где армия, а где очень большая шайка разбойников. Действительно, монголы - кочевники, а то что со своей шайкой дошли почти до Италии - ну так, мелочь... И что в поле всех громили, города брали... Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 9 апреля, 2008 #164 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2Kapitan Не передергивай. Монголы как раз Государство и создали. естьв се признаки, что Akilov I.V. написал. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 9 апреля, 2008 #165 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2xcb Так вроде бы и у скифов с гуннами государство было, пусть у гуннов и не долговечное. Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 9 апреля, 2008 #166 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2Kapitan Именно. Для меня "армия" - это регулярное военное учреждение, с нормированным боекомплектом, экипированное за государственный счет, с четкой дисциплиной, наукой военного образования и тактики - короче, явление, когда цивилизация достигла определенных высот. у кого из них это было? Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 9 апреля, 2008 #167 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2Akilov I.V. Именно. Для меня "армия" - это регулярное военное учреждение ээ слово армия - имеет несколько значений. собственно глянув даже в википедию: "А́рмия (от фр. armée): - инструмент силового решения политических конфликтов. Совокупность сухопутных, военно-морских, военно-воздушных и других военизированных сил государства. Вооружённые силы. Сухопутные вооружённые силы государства. Войсковое объединение, организационная единица вооружённых сил. Термин Армия также может применяться для наименования различных, не являющихся частью государственных сил, военнизированных и полувоенных организаций, зачастую нелегальных. Этот термин используется самими создателями и членами этих организаций для придания своему движению веса и обозначения его агрессивной направленности (Ирландская республиканская армия, Армия Освобождения Косова). Кроме того термин А. иногда применяется и для наименования мирных гражданских организаций, особенно, если их структура напоминает военную (Армия Спасения). В общем случае применение слова Армия для наименования негосударственной организации подразумевает борьбу её членов против кого-либо или чего-либо. В разговорной речи термин Армия зачастую применяется для обозначения многочисленной группы людей, существ или объектов, как правило производящих слаженные действия, чаще всего — агрессивные: «собралась армия футбольных фанатов», «в цехах трудится армия роботов», «на термитник напала целая армия муравьев»." или Ушакова словарь: "А'РМИЯ, и, ж. [фр. armée]. 1. Все сухопутные войска государства (воен.). Красная а. Французская а. 2. Часть войск разного рода оружия, объединенных с стратегической целью во время войны (воен.). Первая, вторая (и т. д.) а. Резервная а. Дальневосточная а. 3. Рядовые пехотные войсковые части в отличие от специальных, привилегированных — гвардии (воен. дореволюц.). Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон в гвардии. Пшкн. 4. перен. Множество, большая толпа (книжн.). А. безработных углекопов в Англии продолжает все увеличиваться. А. голодных буквально осадила город. ◊ Действующая армия (воен.) — все войска на театре военных действий. Армия спасения (спец.) — буржуазная религиозно-благотворительная организация, основанная в Англии в 19 веке. Всемирная армия труда (ритор.) — мировой пролетариат. Свинцовая армия (ритор.) — типографские работники." в моменте "а где это толпа народу набрала отравленных стрел" - не играет значения орда это или армия. Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 9 апреля, 2008 #168 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2vergen в моменте "а где это толпа народу набрала отравленных стрел" - не играет значения орда это или армия. Орда - каждый сам, Армия - выдал интендант. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 9 апреля, 2008 #169 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2xcb Орда - каждый сам, Армия - выдал интендант. нее смотря что есть армия. да и в орде не каждый сам, а скорее всего род (или ещё какое мелкое админ подразделение ) пара вумных знатоков и давай варить на все 30 человек, что от этой кучеки пойдут на войну. кузнецы же были отдельные, а не каждый сам себе ковал. Ссылка на комментарий
xcb Опубликовано 9 апреля, 2008 #170 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2vergen про то и речь - как то выделяютс ремесленная прослойка а не просто - кучка старых и опытных, это уже протогосударство. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 9 апреля, 2008 #171 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2xcb 2Kapitan Цитата Именно. Для меня "армия" - это регулярное военное учреждение, с нормированным боекомплектом, экипированное за государственный счет, с четкой дисциплиной, наукой военного образования и тактики - короче, явление, когда цивилизация достигла определенных высот. Этого я не писал. про то и речь - как то выделяютс ремесленная прослойка а не просто - кучка старых и опытных, это уже протогосударство. Да? Для протогосударства нужно ещё и какие-то структуры, протогосударственные... Ссылка на комментарий
Akilov I.V. Опубликовано 9 апреля, 2008 #172 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 (изменено) 2vergen ээ слово армия - имеет несколько значений. Согласен. Есть, собственно, само значение, а есть разговорное понятие более широкого смысла. А́рмия (от фр. armée): - инструмент силового решения политических конфликтов. "Политических (полiтеia - государство по др. гречески) конфликтов", значит, это ближе к моему пониманию. Совокупность сухопутных, военно-морских, военно-воздушных и других военизированных сил государства. Вооружённые силы. Тут тоже слово "государство" присутствует. Сухопутные вооружённые силы государства. И здесь. Войсковое объединение, организационная единица вооружённых сил. Тут можно и Ваше понимание применить, если не начинать рассуждать - "войско" - это вооруженная толпа или все-таки строевая военная единица. Термин Армия также может применяться для наименования различных, не являющихся частью государственных сил, военнизированных и полувоенных организаций, зачастую нелегальных. Этот термин используется самими создателями и членами этих организаций для придания своему движению веса и обозначения его агрессивной направленности (Ирландская республиканская армия, Армия Освобождения Косова). Ну, тут прямо говорится, что это самоназвание для пачей эффектности, т.е. фикция. Армия спасения (спец.) — буржуазная религиозно-благотворительная организация, основанная в Англии в 19 веке. Всемирная армия труда (ритор.) — мировой пролетариат. Свинцовая армия (ритор.) — типографские работники." Даже убирая весь невоенный характер этих образований, то все равно они продукт, аж, 19-20 веков, продукт несравненно более цивилизованного общества, чем мы тут с Вами рассматриваем. Я прекрасно понимаю Вашу позицию. Но столь общий и размытый термин может путать, а когда разделяешь армию и вооруженную толпу, тогда становится понятно, почему первая может победить вторую даже при меньшем количестве воинов. Ведь именно этот вопрос здесь и разбирается. С понятием "армия" можно привести параллель с термином "копье" - копьем можно называть и дротик и пику, что достаточно правомерно и в литературе встречается, но это только всех запутает и ничего не объяснит. в моменте "а где это толпа народу набрала отравленных стрел" - не играет значения орда это или армия. Ну, двум смертям не бывать, а одной не миновать... Если толпе противостоит настоящая армия, те от бессилия будут использовать любую подлость, потому что армия не дрогнет, не оставит позиций и будет планомерно истреблять, не снижая темпа натиска. А когда одна толпа встретилась с другой такой же толпой, тут любой сигнал паники может обратить победу в поражение. Изменено 9 апреля, 2008 пользователем Akilov I.V. Ссылка на комментарий
badbug Опубликовано 9 апреля, 2008 #173 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 Для меня "армия" - это регулярное военное учреждение, с нормированным боекомплектом, экипированное за государственный счет, с четкой дисциплиной, наукой военного образования и тактики - короче, явление, когда цивилизация достигла определенных высот. Что-то уж больно сложно. Особенно про экипирование за государственный счет - это уже очень высокий уровень развития. Тогда под определение "армия" не попадает ни значительная часть ополчений греческих полисов, ни племенные ополчения галлов, ни ранняя (и поздняя) римская, ни многие средневековые. А четкая дисциплина и чрезвычайно эффективная тактика частенько была у народов даже с письменностью толком не знакомых, не то что про кодифицированную военную науку говорить. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 9 апреля, 2008 #174 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 2badbug Опередил. Я тоже самое хотел сказать. Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 9 апреля, 2008 #175 Поделиться Опубликовано 9 апреля, 2008 В общем, не вижу греха использовать "армия" и "кавалерия" и для Антики, и для Средневековья, хотя стараюсь чаще прибегать все же к "войску" и "коннице". Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти