VikBig Опубликовано 18 июня, 2007 #26 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 2AlexMSQ После Моисея - Яхве, имеющий прямым предком Баала и исполняющий изначально те же функции. А что об истории евреев говорит Иосиф Флавий, например? особенно об отмеченной вами связи. Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 18 июня, 2007 Автор #27 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 Kapitan Культ золотого тельца. В Египте поклонялись живым животным, а вот в Месопотамии применяли символические идолы. симаргл Кажется их функции во многом совпадают. Даже их символические выражения. Боги явно имеют общее происхождение. Однако мифологию Баала мы знаем, а Яхве нет из-за монотеизма евреев. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 18 июня, 2007 #28 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 2VikBig что об истории евреев говорит Иосиф Флавий http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii...osti/index.html Почитайте сами. Ссылка на комментарий
Marc Romiliy Опубликовано 18 июня, 2007 #29 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 Заинтересовал такой вот факт. В 622 г. царь Иосия проводит свою знаменитую религиозную реформу. При этом он подвергает разгрому не только финикийские культы и их жрецов, но и святилище в Бетэле. В Библии это святилище описано как созданное первым царём отделившегося Израильского царства Иеровоамом, который установил там двух золотых тельцов и учредил поклонения им. Однако Циркин считает, что тельцы, то есть быки, были всего лишь обычным олицетворением верховного бога, то есть того же Яхве. Поэтому по мнению Циркина, в 622 г. Иосия разгромил святилище в Бетэле не как языческое, но просто как конкурирующее с основным храмом Яхве в Иерусалиме. Факт интересует ещё и потому, что большинство преемников Иеровоама следовали ему в религиозной традиции и поклонялись богам или богу, которому принадлежал храм в Бетэле. Но отошли ли они к иным богам (филистимским?) или сохранили веру в Яхве? Вот это мне не совсем понятно. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 18 июня, 2007 #30 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 Но быки в общем-то старая средиземноморская фишка. Тут и крит можно вспомнить и культы малой азии. А евреи тогда - дикари, естественно, что они будут заимствовать всё поряд Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 18 июня, 2007 #31 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 2Marc Romiliy отошли ли они к иным богам (филистимским?) или сохранили веру в Яхве? Скорее всего, веру они сохранили, но были соперниками Иудейскому царству, за что и были обвинены в ереси. Оповергнуть обвинение они не могли, исчезнувши в ассирийском плену... Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 18 июня, 2007 Автор #32 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 vergen Имеет значение форма поклонения. Золотому тельцу в египте не поклонялись, и в палестине тоже. Ему поклонялись только в Месопотамии и зависимых от него государств. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 18 июня, 2007 #33 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 2AlexMSQ А какже Апмс? Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 18 июня, 2007 #34 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 2AlexMSQ Имеет значение форма поклонения. Золотому тельцу а это известно от куда-то. кроме полемических слов из библии? Может он вполне себе и не золотой был Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 18 июня, 2007 Автор #35 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 Kapitan Его почитали в виде живого быка. В любом случае не в виде идола, как в Месопотамии. Золотой он был или нет - уже дело второе. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 18 июня, 2007 #36 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 Его почитали в виде живого быка. В любом случае не в виде идола, как в Месопотамии. очень уж тонкая гранью. особенно учитывая неполноту наших знаний о том времени. Ссылка на комментарий
Valdar Опубликовано 18 июня, 2007 #37 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 2AlexMSQ Тут 2Kapitan прав - один народ - один Храм. А Яхве вроде как один из Богов был. Т.е. местный Бог, как у мусульман - Аллах до Магомета. Ссылка на комментарий
симаргл Опубликовано 18 июня, 2007 #38 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2007 2AlexMSQ симарглКажется их функции во многом совпадают. Даже их символические выражения. Боги явно имеют общее происхождение. Однако мифологию Баала мы знаем, а Яхве нет из-за монотеизма евреев. Баал и Яхве принадлежат к до-монотеистическому пантеону иудеев (и жителей Палестины вообще). Баал считается земледельческим богом, верховным богом был Эл (--> аллах), я Яхве в какой-то момент, вероятно в ходе "египетского пленения" и, соответственно, отрыва от Палестины в целом, стал племенным богом иудеев. См. Шифман, "Ветхий завет и его мир", с. 30 и дальше. В ходе религиозных распрей среди иудеев Эл (Элохим) слился с Яхве, а остальное многобожие в Палестине было постепенно уничтожено (окончательно с разделом Ближнего Востока между христианством и исламом). Ссылка на комментарий
Marc Romiliy Опубликовано 19 июня, 2007 #39 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2007 2all Один народ – один храм? Может быть и так. Тогда этот принцип был ещё одним изобретением евреев. Ведь у соседних народов каждый бог пантеона обладал несколькими храмами. Будь то Баал или Астарта. Библия описывает религиозные преобразования первого царя Израильского царства следующим образом. Иеровоам сделал двух золотых тельцов и указал на них народу «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта. И поставил одного в Вефиле, другого в Дане… И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных… И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил, и принёс жертвы на жертвеннике». Последующие цари Израиля продолжали эту политику. Вплоть до Ахава, сына Амврии. «Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Евфаала царя Сидонского, и стал служить Баалу и поклоняться ему. И поставил он Баалу жертвенник в капище Баала, который построил в Самарии. Его сын Охозия также поклонялся Балу. Упоминается, что когда он заболел, то отправил послов к Веельзевулу, божеству Аккаронскому. Брат Охозии Иорам отказался от культа Бала, убрал его статую и вернулся к религии Иеровоама. Его сестра была замужем за иудейским царём Иосафатом. В итоге сын Иосафата, также по имени Иорам, под влиянием матери «оставил Господа Бога отцов своих. Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввёл в блужение жителей Иерусалима и соблазнил Иудею». Его наследник Охозия (иудейский) пошёл по стопам отца. Как видим, религиозная практика, установленная Иеровоамом, отличалась от иудейской и в то же время не смешивалась с филистимской. Введение филистимского культа в Израиле было недолговечным. Зато сам израильский культ серьёзно повлиял на религию Иудеи, цари которой вплоть до реформ Иосии в 622 г. применяли смешанную практику. И от Храма Иерусалимского не отошли, и поклонения на высотах установили. Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 19 июня, 2007 #40 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2007 2Marc Romiliy Как видим, религиозная практика, установленная Иеровоамом, отличалась от иудейской и в то же время не смешивалась с филистимской. Введение филистимского культа в Израиле было недолговечным. Зато сам израильский культ серьёзно повлиял на религию Иудеи, цари которой вплоть до реформ Иосии в 622 г. применяли смешанную практику. И от Храма Иерусалимского не отошли, и поклонения на высотах установили. Просто религия евреев ещё до конца не канонизировалась, развивалась. Ссылка на комментарий
Marc Romiliy Опубликовано 19 июня, 2007 #41 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2007 Почитал немного христианскую литературу. Видно несколько недопонимал раньше. Несомненно в Израильском царстве господствовал тот же культ Яхве. Просто не такой "правильный". У Александра Меня в 5 томе "Истории религии" дан хороший анализ происходящего в Израиле и Иудее того времени. Мень считает, что идущие в Израиле религиозные процессы низводили мировую религию Моисея и Соломона вновь на уровень племенной веры. То есть Яхве возвращается к статусу Бога Израиля, подателя благ опекаемому племени и не более того. Пророки превратились в царских слуг, стали приспешниками двора и строили свои предсказания так, чтобы получить одобрение правителя. Богослужение приобретает черты земледельческого магизма. Израильтяне полагают, что Яхве нуждается в жертвоприношениях, в благодарность за которые он будет народу свои милости. И какой после этого у Меня следует гимн пророку Амосу!!! Который обрушивается на общество с мощной критикой, разоблачает фарисейство религиозных деятелей и говорит о Сущем не как о Яхве - Боге Израилеве, а как о Саваофе - Господине Вселенной. Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 19 июня, 2007 Автор #42 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2007 (изменено) Что характерно такая деволюция религии происходила в сторону месопотамских культов с высотами и зиккуратами с алтарями на вершине. И в то же время не было смешения с филистимскими или сирийскими культами. Хотя собственно сам Храм был построен в традиции именно финикие-палестинской, то есть не в форме зиккурата, а в форме донжона, похоже на египетские храмы. Более того, он был построен ПОД горой, а не на ней! Изменено 19 июня, 2007 пользователем AlexMSQ Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 19 июня, 2007 #43 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2007 2AlexMSQ Более того, он был построен ПОД горой, а не на ней! Храм был построен НА горе, сейчас она зовётся Храмовой, на ней две мечети. Ссылка на комментарий
Marc Romiliy Опубликовано 19 июня, 2007 #44 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2007 2AlexMSQ Страны Двуречья в ту эпоху особенно сильно влияли на существование еврейских государств. Это относится и к Ассирии и к Вавилону. Что вполне могло сказаться и на культурном развитии. Хотя впервые ассирийская армия вторглась в регион и получила дань от евреев только в 743 г. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 20 июня, 2007 #45 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2007 Пять копеек лингвистического характера - по-семитски слово "эл/ил" значит "бог", "элохим" - форма множественного числа - "боги", "баал" - хозяин, господин. Оба термина могли применяться к самым разным мифологическим образам и персонажам. И почему так упорно говорится о месопотамском влиянии. В чем оно конкретно выражалось? Мне кажется, что оно не было столь уж сильным. Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 20 июня, 2007 Автор #46 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2007 (изменено) Kapitan На юг, кажется, от Храма находится большая вершина, с которой камни для Храма спускали. Она выше, чем Храм. Но однако же зиккурата не строили - просто на возвышенности. Lestarh Первоначальная архитектура храма - алтарь на возвышенности. Часто крытый. Явная традиция Двуречья. Аналогичные храмы откапывали по верховьям Евфрата, в Финикии, Сирии - без искусственного насыпания возвышенности-зиккурата, на естественных холмах. Изменено 20 июня, 2007 пользователем AlexMSQ Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 20 июня, 2007 #47 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2007 2 AlexMSQ Но разве крытый алтарь/жертвенник на возвышенности это монополия исключительно Двуречья? Ссылка на комментарий
AlexMSQ Опубликовано 20 июня, 2007 Автор #48 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2007 Нет, но в данном регионе он встречается только в двуречье. В египте и вообще в окружающем евреев мире встречается толко 2 типа храмов: как у египтян - большие постройки на удобных местах, в центрах городов - они исполняли роль Базилик. В двуречье и вообще семитском мире определяющее значение имеет возвышенность. Храм строится либо на холме/горке либо строится зиккурат там, где возвышенностей нет. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 20 июня, 2007 #49 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2007 Но тогда получается это больше общесемитское чем специфически месопотамское явление? Кстати что мы знаем о храмовых сооружениях Малой Азии и Ирана? Ссылка на комментарий
haruspex Опубликовано 22 декабря, 2007 #50 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2007 2ALL Решил перенести в эту ветку обсуждение Библии (ТАНАХА и Септуагинты), которое неожиданно началось в ветке про завоевание Средней Азии монголами. 2Stoic Извиняюсь, за долгое отсутствие. Читал. Не все конечно, но книгу Бытия, Исайю и Псалмы. Мне остается только позавидовать тебе, поскольку знание койнэ не входит в число моих добродетелей, в то время как его незнание явно является моим недостатком. Выбор чтения правда странный, одна книга из Торы, одна из Пророков, одна из Писаний... Для меня было бы интересно обсудить Там, в ветке про Исайю 7:14 приводились очень похожие вопросы в качестве риторических вопросов, предполагающих ответ НЕТ . В целом это так и есть. А теперь немного конкретнее. можем ли мы сказать, имея кумранский свиток Исайи и Ленинградский кодекс, как, при каких обстоятельствах исчезли иные редакции древнееврейского текста Ну вообще-то не худо бы сначала определиться с самим этим текстом. Насколько я знаю Ленинградский кодекс (не имел возможности ознакомиться с ним) - это полный текст еврейского канона, в то время как Кумранские свитки - это отдельные части. Притом книга Исайи далеко не столь значима для евреев по сравнению с 5-ю книгами Торы, как для христиан. Так что вариации здесь более возможны ИМХО, чем в Торе. Поэтому различные редакции разных частей нынешнего полного канона исчезали в разное время, по мере того как канон оформлялся. Для Торы это было раньше, для Пророков - позже, а уж Писания отсеивались непосредственно когда началось окончательное становление полного канона (многие книги этой части и появились, по-видимому, относительно незадолго до того), по традиции это связывается с деятельностью рабби Акивы. Имели ли эти редакции влияние на вокализацию текста, если имели, то какую. А каким образом? Как разные редакции текста без огласовок могут сказать каким образом были получены огласовки? Нужны новые находки масштаба Кумранских, чтобы можно было пересматривать вопрос. Пока тут можно говорить только о каких-то очень единичных примерах, где выпавшая, или появившаяся согласная очень тесно связана с гласной, которая появилась при огласовке (обычно это "йуд" и "вав"). Или другие специфические случаи. Равнозначны ли тексты из Кумрана и дома Ашеров. Либо я не совсем понимаю о чем идет речь, либо уже дал ответ выше. насколько соотносятся масоретский текст и Септуагинта Соотносятся ИМХО как один из вариантов оригинала - Масоретский текст и перевод другого варианта - Септуагинта. Но опять же необходимо определяться с тем о каком тексте идет речь. Ведь Септуагинтой называют обычно весь перевод еврейского канона, а в письме Аристея, например, говорится только о переводе "Закона", то есть Торы. Возникает неоднозначноть, которой, как я замечал, пользуются для обоснования приоритетности Септуагинты перед Масоретским текстом. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти