Флоты Второй Мировой - Страница 11 - Новейшее время (Мировые Войны, Холодная Война) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Флоты Второй Мировой



Рекомендуемые сообщения

2JoG

Немецкое военно-морское командование это песня. Но Худ потопили? Потопили. Глориес тоже потопили. И конвои на время ходить перестали. Даже при таком командовании одного присутствия группировки и без потопления Худа потребует при проводке конвоя организации флотской операции с участием 5-6 линкоров и пары авианосцев. Причем кригсмарине в кои то веки смогут опиратся на данные воздушной разведки, а при случае и на базовую авиацию.

Просто присутствие на ТВД превращает проводку конвоев из рискованного мероприятия в крайне рискованное.

Ссылка на комментарий

2Aleksander

Просто присутствие на ТВД превращает проводку конвоев из рискованного мероприятия в крайне рискованное.

 

Ок.Допустим прервали северный путь.Да, неприятно, но не более.

Что это меняет В КОРНЕ? После PQ-18 итак негусто оттуда чего-то шло. Ленд лиз в основе своей шел через Тихоокеанское направление.

Немецкая группировка группируй, не группируй сидит в шхерах (где бомбится авиацией) до конца войны также как и в ТР, только еще в составе Цеппелина(с авиагруппой, которая тоже хочет кушать) и живым Бисмарком + еще предлагаемое расширение базовой авиации и торпедоносцев.По моему отличный шанс изнурить Германию, которая вынуждена будет снабжать топливом всю эту ораву:)

 

ИМХО Германии был нужен флот для прямого противостояния флоту Англичан и обеспечения высадки и снабжения своих войск на британских островах в наиболее благоприятных условиях (подлодки для ослабления ввоза как вспомогательное средство). В любом другом применении - это уже заранее запланированная агония.

 

Как я уже писал, выполняется это только году к 41-43 при условии отсутствия Барбароссы и соответственно сосредоточения Германии на флоте, и ослабления флота Англии в результате допустим войны с Японией.

 

В условиях ТР где ни базируйся, как ни управляй - проигрыш Германии на море обеспечен.

Изменено пользователем Дмитрий 82
Ссылка на комментарий
Плод вашингтонских соглашений.

Пути было два - ББО или рейдер. Немцы выбрали второй путь.

Нужны данные по производству соляры. Иначе разговор беспредметен. На начальном этапе войны роль заводов синтетического горючего относительно невелика, большую роль играет Плоешти. Бензина до войны с СССР немцам хватало с избытком.

Читайте Даниэла Ергина "The prize". В сети есть.

http://ek-lit.narod.ru/oilsod.htm

Именно об этом я и говорю. Немецкий флот сказал свое слово и конвои остановились. Слишком много сил. На конкретном ТВД.

Как вы не поймете - это не немецкий флот слово сказал, это англы с амерами перенацелили ТР и НК на другое направление! Роль Тирпица здесь минимальна! Сталинград уже был, на подходе Курск, Красная армия выиграла инициациву и уверено идет к победе! Зачем ТЕПЕРЬ англам и амерам нужно сильно помогать КА?

Ссылка на комментарий

2Aleksander

Даже при таком командовании одного присутствия группировки и без потопления Худа потребует при проводке конвоя организации флотской операции с участием 5-6 линкоров и пары авианосцев.

 

А проводка конвоя итак была сложной операцией с привлечением большого кол-ва сил.Дальнее прикрытие даже PQ-17 скажем могло вполне справиться со всей предлагаемой вами группировкой.Отвлекли же, смогли же.

Ссылка на комментарий

2Renown

Как вы не поймете - это не немецкий флот слово сказал, это англы с амерами перенацелили ТР и НК на другое направление! Роль Тирпица здесь минимальна!

подтверодить фактами (цитатами из приказов американо-англичан или хотя бы соотв. словами руководителей) можете? Если нет - то это ваше имхо причем бездоказательное. А вот Тирпиц - реальность явленная в металле :)

Ссылка на комментарий

Читайте переписку Черчиля и Рузвельта. Можете так же заглянуть в Смита - "Закат владычицы морей". Там все это есть.

Есть так же у Брума, У Смита (Победа в Арктике), у Райнера.

Ссылка на комментарий

В догонку. Небольшая табличка по сравнительной стоимости в % военной продукции в Германии с 01.09.1939 г. по 31.12.1941 г.

01.09.1939-31.12.1939 г.

Стрелковое и артиллерийское вооружение- 8%

Боеприпасы- 43%

танки- менее 0,5%

Самолеты- 45%

тягачи- 1%

порох- 1%

Судостроение- 2%

прочее- нет выпуска

 

1940 год

Стрелковое и артиллерийское вооружение- 6%

Боеприпасы- 42%

танки- 2%

Самолеты- 38%

тягачи- 1%

порох- 2%

Судостроение- 4%

прочее- 5%

 

1941 год

Стрелковое и артиллерийское вооружение- 8%

Боеприпасы- 25%

танки- 4%

Самолеты- 41%

тягачи- 2%

порох- 3%

Судостроение- 12%

прочее- 5%

 

Как мы видим доля стоимости Судостроения на первом этапе войны все время растет. Авиации колеблется, со спадом в 1940 году, причем против Англии авиация это то, что доктор прописал, танки занимаю совершенно смешные проценты, основные колебания связаны с производством боеприпасов. Следовательно Германия не только могла в принципе увеличить затраты на судостроение, она это сделала.

Теперь по соляре. Привожу статистику по производству, импорту и потреблению диз. топлива и мазута в Германии по годам. Все в тысячах тонн

Производство в Германии и присоединенных странах

диз. топливо

1940- 781

1941- 1113

1942- 1274

1943- 1409

1944- 912

мазут

1940- 730

1941- 810

1942- 836

1943- 1006

1944- 900

Оккупированные страны роли практически не играли.

Поэтому сразу импорт

диз. топливо

1940- 468

1941- 696

1942- 360

1943- 492

1944- 348

мазут

1940- 315

1941- 180

1942- 72

1943- 168

1944- 72

Потребление

армия, насколько я понял слово армия это все вооруженные силы

диз. топливо

1940- 543

1941- 806

1942- 812

1943- 883

мазут

1940- 747

1941- 989

1942- 812

1943- 951

Все потребление по всем отраслям хозяйства плюс армия

диз.топливо

1940- 1555

1941- 2097

1942- 1823

1943- 2081

мазут

1940- 1172

1941- 1244

1942- 1042

1943- 1294

По диз. топливу есть даже статья расходов экспорт, 264-326 тыс. т в 1941-43 гг. Основной потребитель диз. топлива народное хозяйство, вооруженные силы кушают менее половины потребления. С 1940 г. рост потребления диз. топлива военными невелик. Поэтому говорить о голоде нефтепродуктов в случае ввода в строй нескольких военно-морских единиц оснований не вижу.

Изменено пользователем Aleksander
  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Дмитрий 82

Ок.Допустим прервали северный путь.Да, неприятно, но не более.

Что это меняет В КОРНЕ? После PQ-18 итак негусто оттуда чего-то шло. Ленд лиз в основе своей шел через Тихоокеанское направление.

Черчилль с Рузвельтом говорили о трех конвоях в два месяца. пусть даже конвой в месяц. За паузу с PQ-18 до января 1943 г. мы недополучили 3-4 конвоя с грузом т. е. около 120-160 грузовых судов. За год или два результат может подсчитать каждый желающий. Вполне достаточная плата за стоянку кораблей на северах. Данные по потерям PQ-17 известны, можно их апроксимировать на целый конвой и умножить на десять-пятнадцать. Нехило получается? К этому добавляем постоянно болтающиеся во флоте Метрополии 5-6 линкоров и пару авианосцев которые постоянно надо держать в боевой готовности на случай ахтунга. А плата за это возможность позагорать на северах и так небогатых корабельных сил кригсмарине.

Немецкая группировка группируй, не группируй сидит в шхерах (где бомбится авиацией)

Одна группа истребителей, которую Тирпицу и так выделили, плюс авиагруппа Цеппелина. Плюс существующие РЛС и все, можно спать спокойно. Добавим систему постановки дымзановес. отсутствие до появлени толлбоев оружия адекватно способного поразить линкор и в активе получаем мелкие пакости со стороны англичан с весьма возможными тяжелыми потерями среди атакующих ударных машин.

ИМХО Германии был нужен флот для прямого противостояния флоту Англичан и обеспечения высадки и снабжения своих войск на британских островах в наиболее благоприятных условиях

Я уже какую страницу про это толкую, нужен сбалансированный флот способный боротся за господство на море на конкретном ТВД. А мне все рейдеры, да рейдеры. И когда нахожу наконец ТВД где то что уже есть может реально на что-то претендовать мне говорят, требуется борьба за господство на море. :)

Естественно господство на море на конкретно взятом ТВД, пусть он и маленький. :)

Норвегию и так даром сколько лет кормили. Зачем тогда на нее столько тратится было?

Как я уже писал, выполняется это только году к 41-43 при условии отсутствия Барбароссы и соответственно сосредоточения Германии на флоте, и ослабления флота Англии в результате допустим войны с Японией.

Воевать тогда вообще не надо, а строить кораблики.

Дальнее прикрытие даже PQ-17 скажем могло вполне справиться со всей предлагаемой вами группировкой.

Если не ошибаюсь 2 линкора, авианосец, 3 крейсера, 14 эсминцев. Сравнивайте.

2Renown

Пути было два - ББО или рейдер. Немцы выбрали второй путь.

Естественно, для первого у них оставалось еще три плюхи старого образца, да и лазейку нашли удачную.

Читайте Даниэла Ергина "The prize". В сети есть.

http://ek-lit.narod.ru/oilsod.htm

Признаюсь расчитывал на конкретные данные. С этой беллетристикой знаком. Предпочитаю статистические справочники. Брал из Промышленность Германии 1939-45 гг.

Как вы не поймете - это не немецкий флот слово сказал, это англы с амерами перенацелили ТР и НК на другое направление! Роль Тирпица здесь минимальна!

А какая разница? Если союзникам не хватило сил заткнуть все направления, то это их проблемы и заслуга Тирпица с кампанией оказавшимися достаточно зубастыми. Транспорты к октябрю 1942 г. нные или грузились для PQ-19 см. переписку Черчилля и Рузвельта. И их посылали в одиночку, прорыватели блокады в действии.

2Chernish

Союзное руководство обсуждало посылку транспортов группами по 2-3 с 2-3 эскортными судами. Пи этом сами жаловались на нехватку эскортных сил из за чего и отменили девятнадцатый конвой. Спрашивается чего им не хватало? А теперь вспоминаем про Тирпиц в железе и базовую авиацию, встает вопрос аще кто на ны? :)

Ссылка на комментарий
По диз. топливу есть даже статья расходов экспорт, 264-326 тыс. т в 1941-43 гг.

Экспорткуда, не подскажете?

Основной потребитель диз. топлива народное хозяйство, вооруженные силы кушают менее половины потребления.

Все-таки это синтетик или нефтяной продукт?

Ссылка на комментарий

2Renown

Экспорткуда, не подскажете?

Данные в таблице не приведены.

Все-таки это синтетик или нефтяной продукт?

Есть информация по первому кварталу 1944 г. Диз. топливо. Все опять в тыс. тонн.

Гидрогенизация- 151

Синтез по Фишеру-Троппу- 26

Перегонка дегтя- 23

Перегонка нефти в Германии- 111

Импорт нефтепродуктов- 185

Итого 496 тыс. т, доля гидрогенизации и синтеза 36%. У них встречалось и то и другое. :)

Ссылка на комментарий

2Aleksander

Основной потребитель диз. топлива народное хозяйство, вооруженные силы кушают менее половины потребления.

 

Дык понятно, движки то недизельные у танков. Надо тогда посмотреть расход топлива у крупных немецких кораблей.

 

Если не ошибаюсь 2 линкора, авианосец, 3 крейсера, 14 эсминцев. Сравнивайте.

 

Ближнее прикрытие осуществляла эскадра контр-адмирала Л.К.Г. Гамильтона, состоящая из британских крейсеров «Лондон» (флагман) и «Норфолк» и американских крейсеров «Тускалуза» и «Уичита». Их сопровождали 3 эсминца. Дальнее прикрытие было возложено на соединение, которым командовал сам адмирал Тови. В него входили линкор «Дьюк оф Йорк» (флагман), американский линкор «Вашингтон» под флагом контр-адмирала Гиффена, авианосец «Викториес» под флагом вице-адмирала сэра Брюса Фрезера, крейсер «Нигерия» под флагом вице-адмирала Г.М.Барроу, крейсер «Камберленд» и 14 эсминцев.

 

2ЛК+6КР+17ЭМ+1АВ

 

Надо определится с чем сравниваем.

Если сравниваем альтернативный вариант с 2мя Бисмарками+Цеппелин, то я вижу равенство. Если добавляем + 2 Шарнхорста+крейсера, то имеем некоторое превосходство у немцев, нивелируемое добавкой еще одного союзного линкора или АВ, что разумеется будет сделано при получении информации о таком соединении в Норвегии.

Изменено пользователем Дмитрий 82
Ссылка на комментарий

Вот все и становится на свои места. Если я не ошибаюсь, Итальянский флот, имея в загашниках 100 тыс. тонн соляра считал, что этого количества топлива хватит на 2 удачные операции. Не более.

С учетом того, что нефтяное дизтопливо на 1944 год (год наивысшего промышленного производтва Германии) - 296 тыс. тонн, корабли естественно будут стоять на приколе. Да и заметную часть израсходуют волчата Деница, так что НК остается соляры только на операции внтури Балтики.

Альтернативных источников топлива у Германии не предвиделось и в 1940-м, так что план Z можно считать блефом.

Ссылка на комментарий
Воевать тогда вообще не надо, а строить кораблики.

Именно такую диллему и поставил Редер перед Гитлером в 1939. Либо воюем с Англией - тогда развиваем флот вот так, либо воюем с Францией и другимим сухопутными странами - тогда вот эдак.

Если не ошибаюсь 2 линкора, авианосец, 3 крейсера, 14 эсминцев. Сравнивайте.

Сравниеваем. Типиц и Шеер против Кинга и Вашингтона, плюс небольшой плюсик ввиде Формидейбла, ну и Хиппер с Ойгеном против Лондонов с большим количеством ЭМ. У меня вопросов не возникает - Тирпицу хана.

Ссылка на комментарий

Кстати, вот картинка из ИСТОРИИ второй мировой войны 1939 -1945

В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ

 

 

Важную роль в увеличении военно-экономических ресурсов Германии играл экономический потенциал союзных ей стран. Рассматривая Румынию, Венгрию, Болгарию, Финляндию и марионеточную Словакию как аграрно-сырьевые придатки Германии, гитлеровцы взяли под контроль экономику этих стран и во все возраставших масштабах использовали их ресурсы. На долю союзников Германии по агрессии в 1942 г. приходилось 92,9 процента германского импорта нефти и 95,1 процента нефтепродуктов, 70,1 — бокситов, 47,1 — хромовой руды, 49 -- цинковой, 43,4 — свинцовой, 14,8 — марганцевой и 13,4 процента медной руды.

 

1 ИВИ. Документы и материалы, ф. 239, оп. 98, д. 543, лл. 3, 4.

 

Из Румынии, Венгрии, Болгарии, Италии и Словакии Германия ввезла продовольствия на 1,2 млрд. марок 1 что составляло 38,7 процента всего ее импорта пищевых продуктов.

 

Немалую роль в обеспечении вермахта необходимыми стратегическими материалами и продовольствием играли экономические связи с нейтральными странами.

 

Швеция поставляла Германии железную руду, ферросплавы, качественную сталь, целлюлозу, искусственное волокно, шарикоподшипники, станки, электрооборудование, инструменты, морские суда. По сравнению с 1939 г. шведский экспорт в Германию в 1942 г. почти удвоился, составив 410,3 млн. марок.

 

Швейцария экспортировала в Германию автомашины, локомотивы, станки, паровые машины, электротехническую аппаратуру, часы, астрономические и геодезические приборы, радиоаппаратуру и другие средства связи, вооружение и боеприпасы. В 1942 г. швейцарские поставки вооружения и боеприпасов, а также важной в военно-экономическом отношении промышленной продукции в Германию превысили 424,3 млн. марок.

 

Из Испании в значительных количествах поступали в Германию железная, цинковая и свинцовая руды, пириты, свинец, олово, ртуть и вольфрамовый концентрат. В течение 1940—1942 гг. Германия вывезла из Испании стратегических материалов, продовольствия и готовой промышленной продукции на 331,8 .млн. марок 2..

 

Через Испанию, Португалию поступали в Германию различные стратегические материалы из стран Южной Америки и Азии. В 1942 г. гитлеровцы получили из Голландской Индии через Испанию много натурального каучука; Испания перепродавала Германии значительные количества бензина, поступавшего из США. Португалия закупала для рейха в странах Латинской Америки нефть, нефтепродукты и другое сырье. Турция поставляла Германии стратегическое сырье, продовольствие и полуфабрикаты, закупала для нее иранскую нефть. Ее экспорт увеличился с 51 млн. марок в 1940 г. до 100,3 млн. марок в 1942 г.

 

В целом экспорт из нейтральных стран в Германию возрос с 587,3 млн. марок в 1940 г. до 1221,5 млн. марок в 1942 г., то есть более чем в 2 раза. На их долю приходилось свыше 50 процентов всего германского импорта железной руды, 33,8 — свинцовой, 28,2 — цинковой, 4,2 — медной, 27,4 — алюминия, 14,5 — олова, 8,8 — ферросплавов и 7 процентов свинца. Общий вклад нейтральных стран в военную экономику Германии в виде поставок стратегического сырья, полуфабрикатов, готовой промышленной продукции, продовольствия, вооружения и услуг по военным перевозкам за 1940—1942 гг. составил 3525,1 млн. марок 3.

 

До середины 1942 г. военная экономика Германии в достаточном количестве получала необходимое сырье. Добыча каменного и бурого угля (в пересчете на каменный) составила в 1942 г. 336 млн. тонн, из которых 77,8 млн. тонн было добыто на присоединенных территориях4. Кроме того, Германия получила 85 млн. тонн угля из оккупированных стран.

 

Несмотря на сокращение запасов жидкого горючего с 2,4 млн. тонн в конце 1940 г. до 1,2 млн. тонн к началу 1942 г., Германия не испытывала в нем особого недостатка. В 1942 г. добыча нефти в стране составила 1 678 тыс. тонн, из них в аннексированной Австрии — 870 тыс. тонн 5. За счет переработки нефти, добывавшейся в самой Германии, и производства синтетического горючего в том же году было получено

1 ИВИ. Документы и материалы, ф. 239, оп. 98, д. 543, лл. 6, 8.

 

2 Там же, лл. 8, 9.

 

3 Там же, лл. 10, 11.

 

4 Промышленность Германии в период войны 1939 —1945 гг., стр. 73- Statia-tiscbes Handbuch von Deutschland 1928—1944. Miinchen, 1949, S. 279—280.

 

5 Statistisches Handbuch von Deutschland 1928—1944, S. 280.

 

6,3 млн. тонн жидкого топлива. Свыше 40 процентов расходуемого жидко го топлива Германия получала за счет импорта из союзных стран и теку щего производства на оккупированных территориях.

Ссылка на комментарий

2Renown

Читайте переписку Черчиля и Рузвельта. Можете так же заглянуть в Смита - "Закат владычицы морей". Там все это есть.

Есть так же у Брума, У Смита (Победа в Арктике), у Райнера.

Пустая отсылка. Незачот. Хотите чтобы к вам всерьез относились - приводите более информативные ссылки.

(на самом деле я вовсе не против вашего тезиса - но меня не устраивает система ваших доказательств)

Ссылка на комментарий
Пустая отсылка. Незачот. Хотите чтобы к вам всерьез относились - приводите более информативные ссылки

А зачем? Это кроме меня и Александра кому-то интересно? Зачем метать бисер?

Я вам сказал, где вы можете найти эту информацию. Брать с собой на работу книги и вбивать обширные цитаты не собираюсь.

Ссылка на комментарий

2Дмитрий 82

Естественно весь немецкий флот плюс наличие превосходства у союзников в силах. Иначе побить могут. А в районе Медвежьего который никак не обойдешь придется ждать в гости Не-111 с торпедами.

2Renown

Вот все и становится на свои места. Если я не ошибаюсь, Итальянский флот, имея в загашниках 100 тыс. тонн соляра считал, что этого количества топлива хватит на 2 удачные операции. Не более.

С учетом того, что нефтяное дизтопливо на 1944 год (год наивысшего промышленного производтва Германии) - 296 тыс. тонн, корабли естественно будут стоять на приколе.

Что-то я не понял. Даю сумму. Диз. топливо в миллионах тонн.

1940- 1,5 млн. т

1941- 2,1 млн. т

1942- 1,8 млн. т

1943- 2,1 млн. т.

1944 год начало кризиса, причем кризиса не в смысле мелких неполадок, а в смысле глобального абзаца.

А в загашниках у немцев в сорок первом 288 тыс. тонн диз. топлива. И флот по вымпелам скажем так поменее итальянского.

Потребление по всем вооруженным силам, годовое округляю 500-900 тыс. т. Сами видите, не так и мало соляры, а мазут идет отдельной графой. Данные по первому кварталу 1944 года при аппроксимации вроде бы дают примерно годовой результат за 1943 год, но там началось много интересного, поэтому сорок четвертый год рассматривать как показательный и тем более пик рассуждая о гипотетическом германском флоте сложно.

 

Сами немцы оценивают производство нефтепродуктов в германии и присоединенных странах в 5620 тыс. т. В оккупированных копейки, импорт указан в 1572 тыс. т, сокращение примерно на полмиллиона тонн в сравнении с сорок первым годом. Того же диз. топлива см. данные выше взяли вдвое меньше. Получается из этого, что своего хватало. И импорт за 1941 год по диз. топливу позднее достигнут так и не был.

Ссылка на комментарий

2Aleksander

Я уже какую страницу про это толкую, нужен сбалансированный флот способный боротся за господство на море на конкретном ТВД. И когда нахожу наконец ТВД где то что уже есть может реально на что-то претендовать мне говорят, требуется борьба за господство на море. smile3.gif Естественно господство на море на конкретно взятом ТВД,

 

Вот только ТВД этот второстепенный, вот в чем дело. Ленд-лиз шел еще по двум направлениям.Господство на нем ничего не решает - все равно в какой то момент союзники собирают конвой с прикрытием, проводят его и опять оставляют на ТВД "господствовать" немцев.

Это англичане так могут делать - создавать такую ограниченную группировку на Средиземном море, имея и на ДВ что послать и в Метрополии оставить пусть и с напряжением сил.

А переводить весь флот на один театр, да еще не ключевой...хм, ну не ведет это к победе.

Изменено пользователем Дмитрий 82
Ссылка на комментарий
А переводить весь флот на один театр, да еще не ключевой...хм, ну не ведет это к победе.

Абсолютно верно. Вот цитата из Росскила, официального историка бритнаского адмиралтейства:

"Теперь мы оставим Атлантику и обратимся к событиям, происходившим в первые 6 месяцев 1942 в водах метрополии и в Арктике. В начале года перед адмиралом сэром Джоном Тови, главнокомандующим Флотом Метрополии, стояли 2 главные проблемы. Первая — брестская эскадра немцев, которая состояла из “Шарнхорста”, “Гнейзенау” и “Принца Ойгена”. Мы считали, что эти корабли отремонтировали повреждения, полученные во время налетов авиации, и готовы выйти в море. Вторая — новейший германский линкор “Тирпиц”, который в середине января был переведен в Тронхейм. Если брестская эскадра угрожала в любой момент вырваться в Атлантику, [253] чтобы атаковать там наше судоходство, то концентрация сил германского флота в Норвегии представляла угрозу конвоям, следующим в Северную Россию. В действительности немцы уже планировали перевод кораблей из Бреста в отечественные порты, а перебазирование “Тирпица” в Тронхейм было следствием “интуиции” Гитлера, который решил, что мы собираемся вторгнуться в эту страну. Однако британская сторона даже не подозревала об этих планах. Адмиралтейство настаивало на воздушных атаках кораблей в Бресте и в Норвегии. Но бомбардировщики не сумели нанести им серьезных повреждений, и к началу февраля стало ясно, что обе эскадры могут выйти в море в ближайшем будущем. Тем не менее, в первые 2 месяца 1942 арктические конвои прошли без помех. Из состава 5 конвоев, отправленных в Россию в этот период (PQ-7 — PQ-11), 41 груженое торговое судно дошло до цели, и только 1 погибло. Но к середине февраля ночи значительно сократились. Конвои потеряли спасительный покров темноты. Германские подводные лодки появились у входа в Кольский залив, германские корабли в Тронхейме начали проявлять активность, и всем стало ясно, что спокойное время в Арктике подошло к концу. Однако первый ход совершила брестская эскадра. 2 февраля Адмиралтейство предложило всем штабам рассмотреть различные альтернативы действий противника. В результате был сделан вывод, что самым вероятным является прорыв через Ла Манш в отечественные базы. Помешать этой попытке должен был не Флот Метрополии, а силы военно-морских баз Плимута, Портсмута и Дувра. Особенно последнего, так как именно он находился ближе всего к Дуврскому проливу. К операции следовало также привлечь 19 авиагруппу Берегового Командования, которая отвечала за разведку юго-западных подходов к Ла Маншу. После этого Адмиралтейство приказало подготовить предварительное развертывание эсминцев, подводных лодок, минных заградителей, торпедных катеров и самолетов-торпедоносцев. [254]

 

Однако выделенные силы были довольно скудными. Мы не могли забрать у Флота Метрополии его эсминцы и ударные самолеты, так как приходилось внимательно следить за передвижениями эскадры в Тронхейме. Почти все наши современные подводные лодки уже были отправлены на Средиземное море. Эффективность наших контрмер еще больше снизило нежелание Адмиралтейства послать в Ла Манш крупные корабли, где они могли подвергнуться атакам с воздуха. Экипажи самолетов Бомбардировочного Командования не были обучены атакам быстроходных и вертких морских целей. Ударные силы Берегового Командования состояли всего из 2 дюжин торпедоносцев. Более того, одна из эскадрилий, отправленных 11 февраля из Шотландии на юг, прибыла в состоянии полного хаоса и без торпед. Таким образом, все планы Адмиралтейства по предотвращению прорыва немцев еще до начала этого самого прорыва были спутаны слабостью наших сил. Кроме того, отсутствовало единое командование, которое должно было координировать действия всех кораблей и самолетов. Однако в начале февраля минные заградители “Уэлшмэн” и “Мэнксмэн” поставили около 100 мин возле французского побережья между Уэссаном и Булонью. Самолеты Бомбардировочного Командования поставили еще 100 мин между Тершеллингом и устьем Эльбы.

 

Как только были получены предварительные приказы, Береговое Командование начало проводить разведывательные полеты возле Бреста и вдоль побережья Франции на восток до Булони. Однако ночью 11 — 12 февраля самолет, которому полагалось патрулировать возле Бреста, вернулся ранее положенного из-за поломки радара. На следующем к востоку самолете тоже отказал радар, и он тоже вернулся. Однако замена этим самолетам не была отправлена. Кроме того, никто не удосужился сообщить в Адмиралтейство или в штаб базы в Дувре, что часть побережья осталась без присмотра. И как раз в это самое время вице-адмирал Цилиакс [256] покинул Брест. Тяжелые корабли шли под прикрытием 6 эсминцев и множества мелких кораблей. Это произошло 11 февраля в 22.45. Его корабли прошли прямо через районы патрулирования 3 наших самолетов, и обязательно были бы обнаружены, если бы эти самолеты находились на своих местах. А в результате только утром “Спитфайры”, совершавшие разведывательный полет у французского побережья, обнаружили вражеские корабли. Кроме того, произошла задержка при передаче сообщения флотскому командованию, так как “Спитфайры”, в соответствии с установившейся практикой, соблюдали радиомолчание. Они сообщили об эскадре только после возвращения на аэродром. Но мы уже получили достаточно свидетельств того, что в Ла Манше противник затевает нечто необычное. Поэтому 6 “Суордфишей” 825 эскадрильи ВСФ в Манстоне, Кент, приготовились к вылету. В 12.28 капитан-лейтенант Ю. Эсмонд, командир эскадрильи, поднял их в воздух. Тихоходные торпедоносцы должны были прикрывать истребители КВВС, но прибыли всего несколько машин, поэтому надежды на успех почти не было. Тем не менее, пилоты “Суордфишей” обнаружили цель и бесстрашно атаковали ее. Однако их встретила туча вражеских истребителей и стена зенитного огня. Все неуклюжие бипланы были сбиты, ни одна торпеда не попала в цель. Тем временем, 5 торпедных катеров из Дувра безуспешно попытались прорвать сильное прикрытие. После этого немцев атаковали еще несколько торпедоносцев Берегового Командования. Однако их атаки были разрозненными, и корабли противника повреждений не получили. Затем из Гарвича к побережью Голландии вышли 6 эсминцев капитанов 1 ранга К.Т.М. Пизи и Дж.П. Уайта. Они попытались перехватить германскую эскадру. В 14.30, когда они еще не подошли, противник получил первый удар, так как “Шарнхорст” подорвался на мине. Но повреждения оказались невелики. Затем в атаку вышли британские эсминцы. [257]

 

Они сумели сократить дистанцию до 3000 ярдов, прежде чем выпустить торпеды. Но германские корабли умело уклонились от них. После полудня в воздух были подняты 240 тяжелых бомбардировщиков, однако и они не сумели ничего добиться. Плохая видимость позволила выйти в атаку всего 20 — 30 самолетам. Когда наступила темнота, адмирал Цилиакс понял, что сорвал банк, гораздо более, крупный, чем можно было ожидать. Впрочем, опасное путешествие еще не завершилось. Около 20.00 “Гнейзенау” подорвался на мине, но, как и его товарищ чуть ранее, серьезных повреждений не получил. Однако через полтора часа “Шарнхорст” подорвался во второй раз и потерял ход. К несчастью, в это время мы уже потеряли контакт с противником, а потому не смогли использовать благоприятный момент. “Шарнхорст” к рассвету сумел доползти до Вильгельмсхафена, а остальные 2 корабля прошли прямо в устье Эльбы.

 

В Англии прорыв германской эскадры через английские воды вызвал бурю критики. Премьер-министр приказал провести расследование дела. Следственная комиссия указала на плохую организацию воздушной разведки. Кроме того, было отмечено, что в подобных скоротечных операциях совершенно необходимо единое командование всеми морскими и воздушными силами. Именно разделение командования и множество независимых командиров привели к тому, что атаки выполнялись разрозненно. Конечно, немцы отлично спланировали и блестяще выполнили прорыв через Ла Манш.

Благополучное прибытие кораблей в Германию было тактическим успехом, но их уход из Бреста одновременно являлся и стратегическим поражением. Почти год они были для нас ядовитой занозой. Сразу после ухода этих кораблей с позиции на фланге наших главных судоходных маршрутов мы вздохнули с облегчением. "

Ссылка на комментарий

Английское командование никогда не перестанет удивлять:

 

Но мы уже получили достаточно свидетельств того, что в Ла Манше противник затевает нечто необычное.

 

Поэтому 6 “Суордфишей”

 

Тем временем, 5 торпедных катеров

 

вышли 6 эсминцев

 

Страшную ударную силу приготовили против "нечто необычного" - всего по 6! Такой наряд сил отряжают....

Ссылка на комментарий

2Renown

А зачем? Это кроме меня и Александра кому-то интересно? Зачем метать бисер?

Я вам сказал, где вы можете найти эту информацию. Брать с собой на работу книги и вбивать обширные цитаты не собираюсь.

минус один. Собеседников надо уважать. Не собираетесь - и с вами не будут разговаривать.

и к вашему сведению на ТВОВЕ не свиньи разговаривают с вами (это про бисер). А оскорбление собеседников не приветствуется...

Ссылка на комментарий
Страшную ударную силу приготовили против "нечто необычного" - всего по 6! Такой наряд сил отряжают....

Конечно - лажанулись по полной программе. В поравдание можно сказать, что англичане не верили, что немцы изберут Ла-Манш. Именно поэтому основная группировка ЛК - в Скапа-Флоу и постоянное наращивание ВВС в районе Исландии и Шетландских островов.

Ссылка на комментарий

moderatorial

2 Renown

А зачем? Это кроме меня и Александра кому-то интересно?

Да, интересно.

Даешь ссылку - давай конкретную или честно пиши что не помнишь где именно. Это не ася, здесь заинтересованных читателей гораздо больше, чем писателей.

Ссылка на комментарий

Так я названиа книг и авторов написал! Неужели мне их в нете искать?

Поскольку исторя - мое хобби, я не могу тратить время на работе на вбивание обширных цитат!

Ссылка на комментарий

2 Renown

Тут у большинства история - хобби :) У Александра того же.

И цитаты ручками набиваются очень редко. Или берутся из инета или указываются главы и страницы. Иначе спор становится скорее вредным чем бесполезным.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.