Lestarh Опубликовано 9 марта, 2007 #51 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2007 2 Сколот Отмечу, что в сагах об Йомсвикингах Бурицлейф - это искаженное имя польского смаодержца Болеслав. Интересно, а здесь какой Болеслав имеется в виду?... Ёпрст! Шведы заимствуют славянские имена... Покладем к себе в копилочку. И тут, естественно, появляюсь я... Вроде бы имелся в виду как раз его, Болеслава, внук: Бурислев, король ШвецииБурислев, Болеслав Burislev Sverkersson (шведск.), Boleslaw (польск.) Годы жизни: ? - после 1173 Годы правления: 1167 - 1173 Отец: Сверкер I Мать: Рикса (Рихиза) Польская Необычное для Швеции имя Бурислев (Болеслав) получил в честь своего деда, короля Польши. Он правил вместе со своим старшим сводным братом Колем. Вместе они боролись против претендента Кнута Эрикссона. Король Бурислев был упомянут в одном папском послании королю Швеции. Бурислев был убит людьми Кнута, либо бежал в Польшу не позднее 1173 г. http://home.mts-nn.ru/~umv/sweden/burislev.html 2 jvarg До 17 века каждое третье слово в любых германских языках имело славянскую этимологию. Но потом у них начался процесс "национального возрождения" и формирования литературных германских языков (Гёте и т.д....), и все славянизмы из языка были безжалостно изгнаны. А поподробнее можно? Ссылка на комментарий
Августина Опубликовано 11 марта, 2007 #52 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2007 (изменено) 2jvarg Какие фаши токазательства? Косвенные. 1.Хроники прямо не указывают на Новгородцев,В городе была русская колония и думаю Новгородцев отличили бы точно. 2.Нет следов в новгородских летописях отмечавших любые другие,незначительные события. 3.Редкое по точности и удачи нападение, так навести на город могут только свои т.е. шведы. 4.До конца не доказано,что Сигтунские ворота из Сигтуны.Кроме того они могли попасть не военным путем в Новгород.Их могли просто привезти в Новгород через Сигтунну из Германии где они были заказанны русскими князьями. 5.Сигтуна-крупный город,так просто войти флотом в озеро меларен и сжечь город...как-то не верится: "Хроника Эрика" характеризует построенный город Стокгольм как преграду у входа в Меларен. Археологические раскопки, проведенные на Хельгеандсхольме, интересным образом освещают слова хроники. Археологи выяснили, что самая древняя часть Стокгольма находилась на двух островах, расположенных в трехсотметровом по ширине проливе Норрстрём. Один — маленький, незаселенный острове оборонительным сооружением и таможней, который, по-видимому, и назывался Стокгольмом. Второй был плотно застроен жилыми домами. Между островами был двадцатиметровый пролив, по которому проходил фарватер. Протока к востоку была перекрыта сваями. Таким образом осуществлялся контроль за входом и выходом из озера (Bolin 1921, 80). "Хроника Эрика" — единственный источник, благодаря которому ярл Биргер считается основателем Стокгольма. Ученые, однако, пришли к выводу, что сразу же после сожжения Сигтуны на месте Стокгольма было заложено оборонительное укрепление, которое расширилось и приобрело большое значение при ярле Биргере. А основателем первого укрепления был ярл Биргер Броса, образ которого слился в сознании с образом его младшего тезки (Рыдзевская 1978, 111). По истории Стокгольма Попробуйте взять подобный город с моря,скорее всего штурм был с суши.6.А в стране идет тяжелейшая междуусобица.ТРИ ВЕСТЪЁТСКИЕ ХРОНИКИ Христианские короли Швеции: 15. Пятнадцатым был король Кнут . Он завоевал Швецию мечем и лишил жизни короля Карла, короля Коля и короля Бурислева. И [он] участвовал во многих сражениях в Швеции и во всех одержал победу. И ему пришлось много потрудиться, прежде чем он усмирил Швецию. Затем, когда его власть укрепилась, он был добрым королем. И он лишился жизни в Эриксберге , в Гесене , и покоится в Варнхеме При такой войне неудивительно,что сожгли одну столицу и основали новую.Кстати вообще чему удивляться,что боевые действия между претендентами на престол идут около столицы. Получается,что претенденты и соперники не догадались захватить Сигтуну,а новгородцы тут как тут. 7.Убийство епископа при штурме,лишнее доказательство,что подобный грех надо свалить на "язычников".Новгородцы в своих источниках,что-то не помнят за собой подобного греха,как и штурма Сигтунны. 8.Непонятен мотив нападения Новгорода на Сигтуну.Кроме того могли пострадать при штурме Сигтуны купцы других государств,что Новгороду не выгодно. Изменено 11 марта, 2007 пользователем Августина Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 11 марта, 2007 #53 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2007 Добавлю от себя к предыдущему посту. Есть ли аналогии подобных набегов новгородцев на Балтике? Я не припомню. Тогда получается, что это не "один из" ряда грабительских набегов на соседей, а целенаправленная разовая акция с определенной целью - разорить и сжечь конкретно Сигтуну. Ведь цель для вульгарного грабежа можно было и ближе найти. Но если так, то почему о столь неординарном событии нет сведений в Новгородских источниках? Ссылка на комментарий
Куаутемок Опубликовано 11 марта, 2007 #54 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2007 (изменено) 2Lestarh Но если так, то почему о столь неординарном событии нет сведений в Новгородских источниках? Да потому, что эта война могла быть не очень приятна новгородцам, как сейчас нам Чеченская или Советскому Союзу Финская. Ведь это прямая экспансия, завоевание, что не сочетается с "русские не хотят воевать". Изменено 11 марта, 2007 пользователем Куаутемок Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 11 марта, 2007 #55 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2007 2Куаутемок С каких это пор победоносная наступательная война - стала неприятной??? Чеченская неприятно - ибо потери и это не война а подавление мятежа. Финская не очень приятна - ибо большие (сравнительно с финнами) потери. 2all Ну часть новгородцев и жителей новгородской земли могли быть в шведской междоусобице просто наемниками. Ссылка на комментарий
Августина Опубликовано 11 марта, 2007 #56 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2007 (изменено) Видите ли меня смущает наличие в Сигтуне православной церкви и новгородской фактории:либо они станут заложниками при нападении,либо их вывезли (уехали заранее),но тогда о внезапности нападения и речи быть не может.Я уже начинаю думать,что сигтунские ворота вывезли из православной церкви новгородской фактории в Сигтуне. Изменено 11 марта, 2007 пользователем Августина Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 11 марта, 2007 #57 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2007 (изменено) 2 Куаутемок Ведь это прямая экспансия, завоевание, что не сочетается с "русские не хотят воевать". Ну не стоит приписывать древним новгородцам современные идеологические штампы... Да и о каком завоевании вообще идет речь. Они что там остаться собирались? Или Швецию к Новгороду присоединить? Изменено 11 марта, 2007 пользователем Lestarh Ссылка на комментарий
Gridin Опубликовано 11 марта, 2007 #58 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2007 Lestarh Да и о каком завоевании вообще идет речь. Они что там остаться собирались? Или Швецию к Новгороду присоединить? Вы чем-то недовольны? Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 11 марта, 2007 Автор #59 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2007 (изменено) 2Lestarh Да и о каком завоевании вообще идет речь. По моему, это вообще был банальный грабеж. А сожжение города специально не планировалось. Может случайность, может шведы слишком сильное сопротивление оказали и наши разозлились, а может просто гульнули слишком круто по случаю удачного налета Изменено 11 марта, 2007 пользователем jvarg Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 11 марта, 2007 #60 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2007 2Lestarh Тогда получается, что это не "один из" ряда грабительских набегов на соседей, а целенаправленная разовая акция с определенной целью - разорить и сжечь конкретно Сигтуну. Ведь цель для вульгарного грабежа можно было и ближе найти.Но если так, то почему о столь неординарном событии нет сведений в Новгородских источниках? Работа была сделана чужими руками, так сказать, формально Новгород остался не причём. Впрочем, это не сильно помогло А новгородцы из сигтунской фактории могли послужить проводниками и помочь напавшим ударом с тыла по защитникам. ЗЫ это не у них ли заимствовали крестоносцы этот приём? Ссылка на комментарий
Августина Опубликовано 12 марта, 2007 #61 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 2Kapitan А новгородцы из сигтунской фактории могли послужить проводниками и помочь напавшим ударом с тыла по защитникам. а известны ли еще фактории новгородцев в Балтике?Целесообразнее Готланд ограбить и контроль на балтике установить,чем сжигать Сигтуну. Непонятно вообще,для чего сжигать город дотла,чтобы ивостановить нельзя было? Город кстати не очень большой 5-6000 чел.не больше.Так,что знают горожане каждого в лицо,а уж к чужеземцам всегда внимание и любопытство приковано-начни новгородцы вести себя странно и ни о какой внезапности говорить не приходится. Ссылка на комментарий
badbug Опубликовано 12 марта, 2007 #62 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 Видите ли меня смущает наличие в Сигтуне православной церкви и новгородской фактории Церковь к стати не факт что русская. Просто православная. Православие проникло в Шведцию раньше католицизма, русское влияние. Сигтуна рано приняла христианство и видимо в ортодоксальной форме. Ссылка на комментарий
Августина Опубликовано 12 марта, 2007 #63 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 (изменено) 2badbug Церковь к стати не факт что русская. И.П. Шаскольский пишет,что Русская.При этом ссылается на шведских исследователей. Сигтунский поход 1187 г. © И.П. Шаскольский О наличии постоянного русского населения в Сигтуне в XII столетии свидетельствовало прежде всего существование в городе каменной русской церкви св. Николая; развалины ее сохранились и теперь. Особенно любопытен и другой факт, подтверждающий наличие в городе слоя русского населения, — находки во время раскопок на территории города многочисленных фрагментов славянской керамики - керамики с волнисто-линейным орнаментом, производившейся и употреблявшейся в русских землях. Изменено 12 марта, 2007 пользователем Августина Ссылка на комментарий
badbug Опубликовано 12 марта, 2007 #64 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 Вроде как Русская. Ага, а еще единственная. То есть другой церкви (по крайней мере каменной) в городе вроде как небыло. И к стати в связи с этим возникают определенные сомнения в "православности" церкви св. Николауса в период нападения. Ибо государственная религия уже католичество. Ссылка на комментарий
Августина Опубликовано 12 марта, 2007 #65 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 (изменено) 2badbug Ага, а еще единственная Ну уж если православная церковь единственная в городе тогда его точно сожгли шведы,а новгородцы из нее успели вывезти ворота. Изменено 12 марта, 2007 пользователем Августина Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 12 марта, 2007 #66 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 (изменено) 2 Gridin Вы чем-то недовольны? Терминологической путаницей. Вот что, согласно толковому словарю Даля значит в русском языке "завоевывать": ЗАВОЕВЫВАТЬ, завоевать что. приобрести войною, покорить оружием страну или землю. Вот я и спрашиваю чем именно кроме церковных ворот овладели новгородцы по результатам этого похода Изменено 12 марта, 2007 пользователем Lestarh Ссылка на комментарий
badbug Опубликовано 12 марта, 2007 #67 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 Непонятно вообще,для чего сжигать город дотла,чтобы ивостановить нельзя было? Тут еще одну легенду вспомнил, про Сигтуну и Стокгольм. Когда Кнут прибыл на пепелище, то возникли сомнения в целесообразности восстановления города на прежнем месте. Тогда король якобы бросил в озеро бревно и сказал что построит новую столицу там, где это бревно прибъет к берегу. Видать был отлив и бревно отнесло ближе к морю. Так по воле бога (богов? ) было выбрано место для новой столицы. Эту "лабуду" я вроде еще в школе слышал. Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 12 марта, 2007 #68 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 Небольшое дополнение в тему. А не могли ли новгородцы выступить в той же роли, в которой половцы выступали в усобицах русских князей? То есть в роли наемников/союзников одного из участников гражданской войны в Швеции? Собственно камрад vergen эту версию уже высказал. Она позволяет примирить основные противоречия. 1. Вместе с новгородцами в качестве наемников могли выступать карелы/эсты (тем более они данники Новгорода, то есть вроде как в какой-то степени тоже "новгородцы") - отсюда и непонятная национальная принадлежность и оценка нападавших как "язычников". 2. Молчание новгородских летописей. Участие в войне в качестве наемников - частное дело участвующих, повода отмечать это в официальных документах вроде как нет. Ссылка на комментарий
Августина Опубликовано 12 марта, 2007 #69 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2007 2Lestarh 1. Вместе с новгородцами в качестве наемников могли выступать карелы/эсты (тем более они данники Новгорода, то есть вроде как в какой-то степени тоже "новгородцы") - отсюда и непонятная национальная принадлежность и оценка нападавших как "язычников" Новгородцы могли вооружить нападавших на город,а те в качестве оплаты расплатились трофеями в том числе и воротами Сигтуны.По оружию в нападавших "узнали"Новгородцев. Ссылка на комментарий
Брат Госпитальер Опубликовано 14 марта, 2007 #70 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2007 1.Давать оружие "в долг" диким язычникам небыло в обычае новгородцев, а вот за долю в добыче чем-то помочь, то да. но есть ли иные трофеи, кроме Врат ? 2.Новгородские ушкуйники вполне могли сходить за добычей, но например не как инициаторы похода (отсюда и "язычники сожгли"), а просто присоединиться к походу еми или эстов или всех вместе, которых уже "достали" шведы. 3.Почему нет политики крещения у Новгородцев ? да потому же, что небыло проповеднической деятельности и постройки церквей например у византийцев, генуэзцев, амальфийцев в Средиземноморье. Их даже сарацины не считали типа европейцами. а считали как-бы "другими европейцами", которые в обход запретов Рима продавали вооружение и стратегические материалы врагам Христианского Заморья, тем самым и себе роя яму. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 14 марта, 2007 #71 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2007 2Брат Госпитальер 2.Новгородские ушкуйники вполне могли сходить за добычей а новгородские ушкуйники на то время вообще фиксируются? Почему нет политики крещения у Новгородцев ? да потому же, что небыло проповеднической деятельности и постройки церквей например у византийцев, генуэзцев, амальфийцев в Средиземноморье. а небыло? этой политики? всё же русская православная кучу народу укрестила, аж до самого тихого океану Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 15 марта, 2007 Автор #72 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2007 2vergen а новгородские ушкуйники на то время вообще фиксируются? Может они так и не назывались, но сам принцип такой организации походов был в Новгороде задолго до Сигтуны. Дело в том, что практически вся история Новгородской колонизации - это история ватажек, собиравшихся за долю в добыче/земле/результатах предприятия и т.д. Вот Lestarh пишет: 2. Молчание новгородских летописей. Участие в войне в качестве наемников - частное дело участвующих, повода отмечать это в официальных документах вроде как нет Участие в походе за долю в добыче - это наемничество или нет? Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 15 марта, 2007 #73 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2007 2jvarg ело в том, что практически вся история Новгородской колонизации - это история ватажек, собиравшихся за долю в добыче/земле/результатах предприятия и т.д. одно дело колонизация, другое военные походы, они вроде только для времени ордынского ига отмечены, причем когда орда ослабла. Ссылка на комментарий
T. Atkins Опубликовано 15 марта, 2007 #74 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2007 А чего вы все голову ломаете? Источники говорят недвусмысленно и понятно: Свеям урон наносили огромный козни карелов - язычников темных. До вод Мелара они доплывали, будь сильный шторм иль спокойные дали. Шли, не стесняясь, шхерами свеев, гости незванные, злобу лелея. Плыли до Сигтуны раз корабли. Город сожгли и исчезли в дали. Жгли все до тла и многих убили. Город с тех пор так и не возродили. Архиепископ Йон там сражен. Весел язычник, в радости он, что у крещеных плохи дела. Хроника Эрика. М., 1999. Ссылка на комментарий
Брат Госпитальер Опубликовано 18 марта, 2007 #75 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2007 а новгородские ушкуйники на то время вообще фиксируются? vergen, тут правильно заметили - именно практика лодейных рейдов ватаг удальцов - это норма заобычай особенно в Новгородчине. И если доходили ещё в эпоху Рюрика из Балтики до ЦарьГрада, а в 12 веке новгородцы участвовали даже в Крестовых Похода - то о чём речь ? (Василий Буслаев, реальный предводитель "новгородских молодцов", уплыл даже в Палестину, где и сложил голову сражаясь под сенью Крестоносного знамени). Цитата Почему нет политики крещения у Новгородцев ? да потому же, что небыло проповеднической деятельности и постройки церквей например у византийцев, генуэзцев, амальфийцев в Средиземноморье. а небыло? этой политики? всё же русская православная кучу народу укрестила, аж до самого тихого океану В Новгородчине такой политики небыло (не надо путать Московское государство и Новгородскую олигархическую республику), равно как и небыло политики христианизации в итальянских феодально-капиталистических республиках, - потому что лучше иметь язычников-подданых, чем своих же христиан, с которых и брать то совестно бывает. Ну и опять же - бизнес-практичность, всё для торгового дела, а дела религиозные оставляли на откуп тем, кто этими делами интересовался. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти