История японии и быт самураев - Страница 2 - Общеисторический Подфорум - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

История японии и быт самураев


Рекомендуемые сообщения

Про самураев и историю Японии

 

Тёрнбулл С. Самураи. Военная история

 

Про ниндзя

 

А.Горбылев

 

Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу

 

Когти невидимок: подлинное оружие и снаряжение ниндзя

 

Про боевые искусства в Японии после реставрации Мэйдзи

 

Дон Дрэгер

 

"КЛАССИЧЕСКИЕ БУДЗЮЦУ"

Ссылка на комментарий

2fff

Интересно, а у этих самураев были хозяева?

Каких именно самураев Вы имеете ввиду? если

Ниндзя зачастую были самураями, многие школы синоби - чисто самурайские. Легендарное собъединение ниндзя Ига вообще создано коалицией дзи-самураев ("земельных" самураев, т.е. саураев-землевладельцев)

То, на сколько я знаю, такие самураи не имели своих подчиненных самураев...

Ссылка на комментарий

Я же говорил - не выкладывать ссылки,это только убивает тему.

 

Продолжение:

 

20 июля 1866 г. в Осакском замке умер Иэмоти, четырнадцатый сёгун династии Токугава. Вокруг кандидатуры на пост нового сёгуна разгорелась борьба, положение стало столь напряженным, что о смерти Иэмоти даже не сообщили. Более того, появилось послание к императору от имени Иэмоти, что он-де из-за болезни находится в критическом состоянии и в качестве своего преемника предлагает Ёсинобу. За восемь лет до того императорский двор поддерживал кандидатуру Ёсинобу, когда решался вопрос о наследовании этого титула после смерти тринадцатого сёгуна. Но тогда в результате интриги победил Иэмоти. И вот теперь сторонники Ёсинобу предупредили, что, если следующий сёгун не будет дееспособным, для Японии это обернется катастрофой. На этот раз победил здравый смысл, но и обстоятельства были чрезвычайными.

Ёсинобу родился 29 сентября 1837 г. в княжеской усадьбе в Эдо. Его отцом был Токугава Нариаки, глава княжества Мито, которое относилось к боковой ветви дома Токугава-госанкэ, основанной младшими сыновьями первого сёгуна Иэясу. Нариаки был человеком образованным и решительным и являлся одним из руководящих деятелей антисёгунской оппозиции, за что подвергался опале. Мать Ёсико была дочерью принца крови Арисугава, чья семья пользовалась влиянием в императорском Киото.

При рождении мальчика нарекли именем Ситиромаро. В апреле 1838 г. его перевезли в родовое княжество Мито, где и прошли его детские годы. Будущий сёгун рос здоровым мальчиком, любил военные искусства, но ему не нравилось читать и писать. Он игнорировал любые советы и увещевания, за что его часто наказывали, но менее строптивым он не становился. С детства за ним закрепилось прозвище годзё - упрямец. А отец, наблюдая за сыном, приговаривал: «Браво! Молодец! Может, и выйдет из него великий полководец. Вы только посмотрите на него - ничего хорошо делать не умеет, но ничьих советов не слушает». Отец воспитывал сына в строгости и приучал к суровой дисциплине. Рассказывали, что по обе стороны подушки Ёсинобу придворные укладывали мечи, лезвиями к лицу мальчика, чтобы и во сне он принимал позу, приличествующую истинному самураю.

1 сентября 1847 г. Ситиромаро стал наследником дома Хитоцубаси, который являлся боковой ветвью дома Токугава-госанкё. 1 декабря того же года в Эдоском замке прошел обряд инициации, после которого мальчик получил новое имя - Ёсинобу, первый иероглиф которого был взят от имени правившего тогда сёгуна Иэёси.

К 1866 г. события в стране приняли драматический характер: движение за восстановление императорской власти принимало все больший размах; шли военные действия против мятежного княжества Тёсю; иностранцы открыто угрожали бакуфу (сёгунскому правительству); ширилось движение крестьян и городской бедноты. Лозунг «Долой бакуфу!» стал главным лозунгом антисёгунских сил. Вот в такое смутное время решался вопрос о новом военном правителе страны.

Ёсинобу не сразу согласился на предложение стать сёгуном. Вероятно, он сознавал всю сложность и драматичность ситуации. Но другой кандидатуры на тот момент не было, свою роль сыграла и поддержка императорского двора.

5 декабря 1866 г. Ёсинобу по повелению императора принял на себя титул Сэйи тайсёгун - «великий полководец - покоритель варваров» - так звучит титул сёгуна. Он обратился за поддержкой к императорскому двору, и она была ему обещана. Новый сёгун тут же прекратил военные действия против княжества Тёсю, наметив тем самым перспективу достижения мирного урегулирования между сторонниками сёгуната и приверженцами императорской власти. Первые шаги нового сёгуна вселяли оптимистическое чувство, что для страны трудное время миновало. Но, как показали дальнейшие события, обстоятельства оказались сильнее и не позволили сёгуну осуществить намеченные планы.

Ёсинобу, приступая к исполнению сёгунских обязанностей, по поводу проведения назревших в стране преобразований советовался с французским посланником Леоном Рошем, с которым у него сложились дружеские отношения. Следует отметить, что политика Франции в то время была полной противоположностью позиции Англии, которая поддерживала антисёгунские силы.

Л. Рош предложил в первую очередь упрочить административную структуру правительства; создать регулярную армию; реформировать денежную систему и начать осваивать естественные богатства страны. Не были забыты и интересы Франции. Рош предложил создать совместную японо-французскую торговую компанию.

Во время встреч с Ёсинобу французский посланник подробно объяснял, как следует формировать бюджет, налоговую систему. Он убеждал сёгуна в необходимости привлечения западных инженеров, чтобы развивать промышленность, - своих технических кадров Япония в то время не имела. Был заключен договор на строительство железоделательного завода в Иокосуке. Л.Рош прилагал усилия к приезду в Японию группы французских военных советников.

Следует добавить, что император Наполеон III питал большой интерес к Японии. Он прислал в подарок сёгуну арабских лошадей, которые благополучно прибыли в Японию. Правительство Франции направило приглашение Ёсинобу посетить Всемирную выставку в Париже в 1867 г. Бакуфу сформировало делегацию для поездки в Париж во главе с братом сёгуна. В качестве экспонатов были отправлены изумительные изделия из бронзы, лака, слоновой кости, вышивки по шелку, ширмы. Огромное впечатление на французскую публику произвели японские гравюры.

Что касается экономики, то преобразования проводил глава Финансового ведомства Тадаюки Огури при непосредственном участии сёгуна. Начались они в декабре 1866 г. и затронули кредитные операции на рынках Эдо. К этой работе привлекли богатый торговый дом Мицуи, который с конца XVII в. вел финансовые дела с бакуфу.

Столь энергичное начало деятельности Ёсинобу вы-

звало панику среди противников сёгуна. «Такое впечатление, что появился второй Иэясу», - со вздохом говорил Коин Кидо, один из руководящих деятелей оппозиции.

Трудно сказать, осознавал ли Ёсинобу, приступая к проведению реформ, что время для их успешного осуществления было упущено его предшественниками. Но, к чести Ёсинобу, он делал то, что было крайне необходимым в тех условиях: создавал армию, закупал военные корабли для флота, перестраивал бюрократическую структуру правительства, начал преобразования в финансовой сфере, привлекая для этой работы знающих и способных людей. Не его вина, что не удалось претворить на деле все намеченное, слишком короткий срок был ему отпущен для этого.

Наступивший 1867 год стал роковым в судьбе Ёсинобу. 3 февраля 1867 г. умер император Комэй, который поддерживал сёгуна. Официально было объявлено, что император умер, заразившись оспой, но ходили упорные слухи, что его отравили. Оппозиция активизировала свои действия, военную помощь оказывала ей Англия. По всей стране происходили беспорядки и волнения, они начались даже в войсках сёгуната. Налоги поступали плохо, бакуфу испытывало материальные затруднения, и с августа 1867 г. сёгунат уже практически не управлял страной. У Ёсинобу оставалось все меньше возможностей, чтобы исправить положение.

3 ноября 1867 г. в Киото состоялось секретное совещание оппозиции, на котором был принят план свержения сёгуна вооруженным путем. Ёсинобу об этом доложили. И 9 ноября последовало официальное заявление сёгуна о том, что он добровольно возвращает верховную власть в Японии императору. За это Ёсинобу было обещано предоставить важный пост в новом правительстве, но сделано это не было.

Отречение сёгуна от власти произошло 3 декабря 1867 г. Состоялось оно в замке Нидзё в Киото. Он был построен при первом сёгуне и олицетворял могущество дома Токугава. Этот же замок стал свидетелем краха этого могущества. Вот что было сказано в заявлении Ёсинобу: «Я ради блага японского государства беру на себя ответственность предать забвению бакуфу». Но со своей участью Ёсинобу не смирился и до мая 1868 г. продолжал борьбу, однако силы были неравными. Леон Рош выступил в качестве посредника в переговорах о судьбе Ёсинобу, но его усилия не принесли успеха, и в мае 1868 г. он был вынужден покинуть Японию.

3 мая 1868 г. правительственные войска без боя заняли Эдоский замок, где находился Ёсинобу. И ему ничего не оставалось делать, как капитулировать. Опьяненные победой противники сёгуната призывали «начисто его уничтожить». Но тут конструктивную роль сыг-рал английский посланник

Г. Паркс. Он настоял, чтобы к Ёсинобу проявили снисходительность и великодушие. По его мнению, нельзя было не учитывать международное общественное мнение.

Ёсинобу «сослали» в родовое княжество Мито, где он жил тихо, занимаясь поэзией. Ему были оставлены земли в нескольких провинциях, дававших неплохой доход (700 тыс. коку риса). Позже по его просьбе ему разрешили перебраться в Сумпу (преф. Сидзуока), где был лучше климат. Там он прожил 30 лет, ведя уединенный образ жизни. Он бродил по окрестностям с фотоаппаратом. Его фотоработы сохранились в различных музеях Японии. До конца своих дней Ёсинобу не забывал, что он самурай. Поэтому он упражнялся в воинских искусствах, которыми владел с детства, особенно в стрельбе из лука.

В 1897 г. умерла жена Ёсинобу, и он переехал в Токио. Там произошел очередной резкий поворот в его судьбе. В 1898 г. его пригласили в императорский дворец, где он удостоился аудиенции у императора и императрицы. Это была вторая встреча Ёсинобу с императором Мэйдзи. Бывшему сёгуну был пожалован титул князя, а в 1902 г. он стал членом палаты пэров парламента.

Ёсинобу пережил всех своих политических противников, он умер 22 ноября 1913 г. С его погребением возникли неожиданные

осложнения. Буддийский храм Канъэйдзи, на территории которого были захоронены шесть сёгунов из дома Токугава, отказался провести похоронный ритуал, поскольку Ёсинобу завещал похоронить себя по синтоистскому обряду. Пришлось оборудовать специальное место для проведения заупокойной службы. Свыше шести тысяч людей пришли проводить Ёсинобу в последний путь. Прах был захоронен на кладбище Янака в Токио.

Ёсинобу за годы своей жизни пришлось испытать все перипетии политической борьбы и пережить горечь поражений. Ему выпала доля закрыть последнюю страницу в истории правления дома Токугава. Но род Токугава не прервался со смертью Ёсинобу. В период Мэйдзи (1868-1912) главой дома Токугава стал Иэсато (1863-1940), приемный сын Ёсинобу. В 1884 г., вернувшись из Англии, где он учился в течение пяти лет, Иэсато получил титул принца. Он был членом палаты пэров и губернатором префектуры Сидзуока. В современной Японии можно встретить потомков рода Токугава. Одни работают в фирмах, другие возглавляют музеи и фонды, связанные с историей дома Токугава. Разрушенные временем или войнами исторические памятники сёгуната постепенно восстанавливаются. Скоро будет отреставрирован и замок Сумпу, где провел последние годы своей жизни первый сёгун династии Токугава - Иэясу и прожил тридцать лет последний - Ёсинобу.

 

P.S.Взято из japantoday.ru

Изменено пользователем Total Warrior
Ссылка на комментарий

2Kapitan

Про невисть самураев к ниндзя подробнее можно?

Примерно такого же порядка как ненависть к снайперу. И я и он - солдаты. Но снайпера - мочить, потому что гад бьет исподтишка и наверняка.

 

2fff

Самураи презирают убийство из-под тишка, удар из-за спины и тому подобное, поэтому самураи ненавидели ниндзя.

Верно до столкновения с монголами. Если кратко:

Самурай - слуга по призванию. Его долг - служить господину без всяких мыслей о вознаграждении, поскольку ожидание награды оскверняет чистоту высшей добродетели служения (почитайте "Книгу пяти колец). Но долг господина в свою очередь - награждать своих слуг. Просто так, по отеческому зову. Такая вот умственная гимнастика, порожденная столкновением культивирования долга беззаветного служения и естественных человеческих потребностей и желания вознаграждения.

Отсюда - культ подвига, совершаемого открыто, на глазах "у восхищенной публики" и благодетеля - господина. Который впоследствии одарит храбреца.

Но монголы быстро выбили из самураев эти понятия, введя свою модель "все мочат всех".

Далее - смотри у Горбылева, у него очень хорошо описаны истоки и развитие как самурайской военной истории в целом, так и ниндзюцу.

Вообще вся история Ниппон с 13 века - непрерывная цепь предательств и подлых убийств вкупе с изменами. Все как у людей

:-(

Не зря ведь такие люди как Кусуноги Масасигэ становились легендами при жизни и в веках. Мало их было, очень мало...

Ссылка на комментарий

2Kapitan

Не совтем в тему, но припомнил, что за Улубека тоже после его смерти убийце отомстили его воины

Конечно, ведь само слово "самурай" в переводе - служить...

 

Ну а я - выложу-таки ссылочку... хорошее место, ИМХО, просто...

http://katori.pochta.ru/bushido.html

 

Оттуда, например ,цитата:

- Путь Воина есть решительное, окончательное и абсолютное принятие смерти. Он означает стремление к гибели всегда, когда есть выбор между жизнью и смертью. (Миямото Мусаси)

- Говорят, у Моисея была ещё 11-я заповедь: «Не бойся!». Это и есть бусидо....

и тд

Ссылка на комментарий

2fff

ИМХО японцам с монголами повезло гораздо больше чем другим.

Насчет благородства самураев: Вы слышали о истории о 47 ронинах?

 

Разумеется слышал! :-))) Как раз один из тех относительно редких примеров, наподобие преданности монаха Бэнкея Есицунэ Минамото.

А вы почитайте у уже упоминавшегося Тернбулла например про повторное возвышение дома Ходзе. Или про то как начинали карьеру перцы из великой тройки Нобунага-Хидэеси-Токугава.

 

2fff

У меня есть книшка русского автора, так в ней читателю в каждом абзаце говорится о благородстве самураев

А о Сэнгоку-дзидай там говорится? "Эпоха сражающихся княжеств (провинций)" - чистая гражданская война всех против всех.

Камрады, различайте декларируемые принципы, книжную добродетель и реальность!

Будо как путть воина, поиск истины и самосовершенствования - изобретение 17 века, Тогда кабинетные самураи забывшие что такое война обленились, отложили копья и стали наперебой сочинять трактаты о том, каким должен быть истинный самурай, ностальгируя о примерах проявления чеканного духа, а в перерывах на обед брюзжа на малое содержание, выделяемое бакуфу. Так же как классическое книжное ниндзюцу - детище японского бульварного чтива рубежа 19-20 веков.

Ссылка на комментарий

2Аналитик

А о Сэнгоку-дзидай там говорится? "Эпоха сражающихся княжеств (провинций)" - чистая гражданская война всех против всех.

 

Зато какая!!! Хотя и в самом деле на "исторической родине" больше Гэмпэй популярен.

 

Будо как путть воина, поиск истины и самосовершенствования - изобретение 17 века,

 

Если вы про идеологию, то согласен. Если про практику, то вынужден напомнить о "праве пробы меча".

 

Так же как классическое книжное ниндзюцу - детище японского бульварного чтива рубежа 19-20 веков.

 

Не все так однозначно. Вы все ж Горбылева почитайте.

Ссылка на комментарий

2Аналитик

Если вы думаете что я обажаю самураев? Отнюд, они мне совсем несимпатичны. В первую очередь из-за их отношения к женщинам.

Причем нелюбить я их стал как-раз после того как прочитал эту книшку.

Автор сего произведения Басов А.Р. Книга сия называется "Самурай"

Люди а что толком случилось после "открытия" Японии в 1853 году, была ли гражданская война или нет?А то я хорошо помню историю только европейских стран, а Азии увы...

Ссылка на комментарий

2fff

Люди а что толком случилось после "открытия" Японии в 1853 году, была ли гражданская война или нет?

 

"Последний Самурай" смотрели? Вот что-то подобное было. До сэкигахарских масштабов не довели.

Ссылка на комментарий

2Qasqyr

Не все так однозначно. Вы все ж Горбылева почитайте.

Так я не зря сказал: КНИЖНОЕ! Как раз у Горбылева отлично рассказано, как сказочник-романист воскресил прочно казалось забытое наследие предков в серии занимательных и непритязательных историй "для всех".

Если вы про идеологию, то согласен. Если про практику, то вынужден напомнить о "праве пробы меча".

Я имел в виду красивый образ самурая как творца самосовершенствования. Красиво, но к реальности имеет достаточно слабое отношение. Тренировались до отключки и рубились до смерти по сугубо практическим мотивам. "Мое кэндзюцу предназначено, чтобы карать врагов смертью!"

 

2fff

Люди а что толком случилось после "открытия" Японии в 1853 году, была ли гражданская война или нет?

Камрад, поищите в сети "Японский оксюморон" Еськова. Там кратко, очень образно и по сути.

В целом - не гражданская война, а скорее столкновение привилегированных группировок, хотя и сопаровождающееся достаточно серьезными сражениями.

 

В первую очередь из-за их отношения к женщинам.

"- Отец, я иду в поход, я готов к испытаниям и не думаю о жене и детях.

- Глупец! Самурай не может не думать в походе о жене и детях! Он вообще о них никогда не думает"

:-)))

Ссылка на комментарий

2Аналитик

Я имел в виду красивый образ самурая как творца самосовершенствования. Красиво, но к реальности имеет достаточно слабое отношение. Тренировались до отключки и рубились до смерти по сугубо практическим мотивам. "Мое кэндзюцу предназначено, чтобы карать врагов смертью!"

Понимаете, комрад. Как по мне нужно учится и впитывать в себя знания и наилучшие идеи, а не быть - копиркой.

По этому поводу было хорошо сказанно в книге Олди "Маг в Законе".Там, когда старый японский учитель сидел на лавочке и наблюдал за юными кадетами на тренировке, к нему подсела девушка-маг, и зашел разговор... цитировать - не буду. Но смысл в том, что когда учитель сказал, что он стал лучше ичителя и рад этому, девушка заметила, что у того наверное был не очень хороший учитель, раз он стал лучше. На что старый японец ответил, что он убьет первого, кто скажет такое про его учителя. И показал прием, на примере которого он объяснил - что учится означает брать знание и добавлять в него свое. Во тогда-то ученик становится лучше учителя.

Я это вел к тому. что человек должен стараться открыть для себя лучшие стороны того или иного учения. И, по желанию, впитать в себя их. Но не нужно четко копировать все что было. Тем более что японская культура, енапример. развивалась и менялась столетиями. И что же вы тогда должны будете "взять себе"?

Ссылка на комментарий

2Smerty.NET

Понимаете, комрад. Как по мне нужно учится и впитывать в себя знания и наилучшие идеи, а не быть - копиркой.
Я это вел к тому. что человек должен стараться открыть для себя лучшие стороны того или иного учения. И, по желанию, впитать в себя их. Но не нужно четко копировать все что было. Тем более что японская культура, енапример. развивалась и менялась столетиями. И что же вы тогда должны будете "взять себе"?

Я не спорил с этим за полной очевидностью сказанного.

Просто при соприкосновении с чужой культурой следует различать суровую и подчас грязную и кровавую правду от красивой сказки, воздвигаемой впоследствии на этом фундаменте.

Ссылка на комментарий

2Аналитик

Просто при соприкосновении с чужой культурой следует различать суровую и подчас грязную и кровавую правду от красивой сказки, воздвигаемой впоследствии на этом фундаменте.

Кому нравятся сказки, кому - кровавая история. Мне, например -элементы культуры и боевые искусства.

А кровь смывается только временем и благими деяниями... Кровь - была. Осталось за малым :)

Ссылка на комментарий

По поводу древнеяпонских "реалий" рискну предложить почитать Есикаву или Акутагаву Рюноске. Это хотя и худлит, но в жанре реализма, и мне, например, очень помог в отделении "зерен от плевел". :)

 

А нет ли тут желающих обратиться к самым истокам истории самурайства. ;) Точнее, обсудить основных противников "ямато" на островах - эбису (айнов), в борьбе с которыми и зародилась военная прослойка Японии. Судя по всему, японцы относятся к ним с некоторым пренебрежением, для них эбису просто грязные волосатые варвары. Однако эти варвары в течении почти 1000 лет могли оказывать сопротивление "сыновьям ямато" и не покорялись, а только отступали дальше на север. Одно это (ИМХО) стоит того, чтобы обратить на них внимание.

Какие у кого мнения по этому поводу? Может есть какие-нибудь работы, статьи по истории и материальной культуре древних айнов? Какие вообще основания ассоциировать древних эбису с современными айнами?

[В модераторскую] Новую таму решил пока не заводить, т.к. все равно ИМХО все сведется к самураям. :D

 

От себя: отрывок из лекций по истории древней Японии проф. Конрада.

Те раздробленные и обособленные группы, которые существовали в это время в Японии, возможно, принадлежали не

только к разным родам, но и к разным племенам. Кодзики и Нихонги упоминают о целом ряде племен "инородческих", с

точки зрения господствующего "племени ямато", которые жили, по-видимому, в больших количествах в разных местах

Японии. Главнейшими из этих племен были: во-первых, эбису или, как их иначе называют древние хроники, - эдзо; во-

вторых - кумасо или, как их позже называют, - хаято; и, наконец, два главных племени, наиболее крупных и сильных -

идзумо и тэнсон.

Антропологический облик и расовое происхождение этих племен не совсем ясны. Эбису - это последующие айну,

сохранившиеся до сих пор в Японии на острове Хоккайдо в очень небольшом количестве, а также на Курильских

островах и на Сахалине. Айну безусловно являются более ранним населением Японии, чем так наз. японские племена.

Они жили на японских островах еще до прихода туда японцев. Это племя заселяло, по-видимому, в первое время почти

все японские острова. По крайней мере - по курганам, по археологическим данным можно проследить существование

айну не только на острове Хонсю, но и на Кюсю и даже на островах Рюкю. В дальнейшем они все время оттеснялись

более сильными и стоящими на более высокой ступени культуры "японскими племенами", отступали постепенно на

северо-восток и в конце концов уже в этот период, т. е. в 1-2 веке нашей эры заселяли главным образом северо-

восточную половину Хонсю. Это было чрезвычайно многочисленное и довольно сильное племя, бороться с которым

японцам приходилось почти непрерывно. Эта борьба затянулась до конца XII века.

 

Происхождение айну вызывает до сих пор споры. По мнению германского антрополога Бэльца, айну - близки к

кавказскому типу. Это заставляет его предполагать наличие в древнейшую эпоху в Восточной Азии населения,

принадлежащего к этому типу. Английский антрополог Думэн склонен усматривать в айну черты древних гималайских

племен.

Второе значительное племя - кумасо или хаято следует считать отраслью индонезийских племен. По крайней мере, те

этнографические признаки, которые можно приписать этому племени, дают много свидетельств родства этих кумасо с

народностями, населяющими островные территории Тихого океана. Кумасо - сосредотачивалось на острове Кюсю.

Окончательное покорение их относится к первой половине VIII века.

 

Племя идзумо и племя тэнсон представляют собой две главных ветви одной и той же народности, которые в разное

время перешли на японские острова с материка, главным образом, через Корею, а отчасти и из нынешней территории

Дальне-Восточного Края.

Ссылка на комментарий

Люди, а у японцев только одна династия императоров была за всю историю? А то все говорят что одна, но император же вроде погиб во время войны Тайра и Минамото, и наследников у него не было...

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.