Скифы - куда исчез народ? - Страница 3 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Скифы - куда исчез народ?


Рекомендуемые сообщения

4 часа назад, xcb сказал:

Галаты как могли противостоять многочисленной коннице сарматов?

Видимо, своей конницей.

Сложность в том, что о государстве галатов во Фракии информации крайне мало. Виноградов пишет, что единственным источником, сообщающим об этом государстве с центром в Тилисе, является Полибий, но и у него информации немного. 

Встречаются ли вообще в источниках упоминания о коннице у галатов? Да, такие упоминания есть, применительно к Малой Азии.

Например, в этой статье Габелко: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1361796069 

Там он скорее разбирает вопрос о колесницах, но приводит и отрывки из источников о галатской коннице. 

Ссылка на комментарий
4 часа назад, Demetrius сказал:

Встречаются ли вообще в источниках упоминания о коннице у галатов?

у кельтов была конница - но толку от нее много ли было? Насколько помню Цезарь, который первый, весьма пренебрежительно отзывался о ней. А против них - кочевые товарищи, рожденные на коне.

 

С другой стороны Евразии, в эти же сроки хунны использовавшие лучный бой, разгромили юэчжей (восточных сарматов). А на западе скифы проиграли.

Изменено пользователем xcb
Ссылка на комментарий
5 часов назад, xcb сказал:

у кельтов была конница - но толку от нее много ли было? Насколько помню Цезарь, который первый, весьма пренебрежительно отзывался о ней. А против них - кочевые товарищи, рожденные на коне.

К сожалению, данных об эффективности конницы галатов в столкновениях с сарматами у нас нет. Как нет и данных о численности противоборствующих сторон и количестве/исходе столкновений.

 

Тем не менее, есть кельтские шлемы, найденные в погребениях сарматов, и хронологически исчезновение государства галатов во Фракии совпадает с началом освоения сарматами Северного Причерноморья.

 

То, что галаты делали вылазки в Северное Причерноморье, подтверждается, например, и надписью на декрете Протагена из Ольвии (III в. до н.э.):

Цитата

перебежчики извещали, что галаты и скиры составили союз и собрали большие силы, которые и явятся зимою, а сверх того еще, что фисаматы, скифы и савдараты ищут укрепленного места, точно так же боясь жестокости галатов и когда вследствие этого многие впали в отчаяние и приготовились покинуть город. 

 

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий
В 06.05.2021 в 00:49, Demetrius сказал:

Тем не менее, есть кельтские шлемы, найденные в погребениях сарматов, и хронологически исчезновение государства галатов во Фракии совпадает с началом освоения сарматами Северного Причерноморья.

как я понимаю "начало освоения" это походы за Дон?

Далековато от Дона до Фракии.

Ссылка на комментарий
5 часов назад, xcb сказал:

как я понимаю "начало освоения" это походы за Дон?

Далековато от Дона до Фракии.

Походы за Дон сарматы делали и в IV в. до н.э., и позже. Речь об археологических следах присутствия сарматов в Северном Причерноморье. Гуляев утверждает, что такие следы появились не ранее конца III в. до н.э. Видимо, речь идет о погребениях. 

 

По галатам: от Фракии до Ольвии тоже не очень близко. К сожалению, нет данных о том, как далеко заходили галаты в Северном Причерноморье и где сталкивались с сарматами. Виноградов тут привел  пример крымских татар, погребений которых под Москвой не найдено, но это не повод сомневаться в летописных сообщениях о том, что до Москвы они доходили. 

Ссылка на комментарий
1 час назад, Demetrius сказал:

Виноградов тут привел  пример крымских татар, погребений которых под Москвой не найдено, но это не повод сомневаться в летописных сообщениях о том, что до Москвы они доходили. 

это разве аргумент? Так много кого можно выписать из истории

Ссылка на комментарий
31 минуту назад, xcb сказал:

это разве аргумент? Так много кого можно выписать из истории

Это пример, а аргументы прежние: кельтские шлемы в погребениях сарматов, упоминание о галатах в декрете Протагена из Ольвии и появление археологических следов присутствия сарматов в Северном Причерноморье не ранее конца III в. до н.э., несмотря на то, что исчезновение Скифского царства датируется рубежом IV-III вв. до н.э. 

 

Альтернатива версии с галатской экспансией - это версия Гуляева о сарматах, которые серией набегов уничтожили Скифское царство в конце IV в. до н.э., но занимать опустевшие земли скифов почему-то не захотели. Только это выглядит не очень логично. Скорее всего, была у сарматов и еще какая-то причина, чтобы не переселяться за Дон. Версия с галатами мне представляется логичнее. 

 

Ссылка на комментарий
49 минут назад, Demetrius сказал:

Версия с галатами мне представляется логичнее. 

кстати,вспомнилось. Антиох Великий в битве при Магнезии выставлял против римлян какое-то количество галатской конницы,наскок которой римляне отбили.Судя по всему, конница была без луков.Может,дротики,может,копья применяли. Если так,то сарматы безо всякого труда гоняли бы тех галатов,как зайцев. Ибо конные лучники, без сомнения, короли в степи. Есть сомнение,что заселению сарматами Причерноморья мешали галаты. 

Ссылка на комментарий
17 минут назад, Игорь сказал:

кстати,вспомнилось. Антиох Великий в битве при Магнезии выставлял против римлян какое-то количество галатской конницы,наскок которой римляне отбили.Судя по всему, конница была без луков.Может,дротики,может,копья применяли. Если так,то сарматы безо всякого труда гоняли бы тех галатов,как зайцев. Ибо конные лучники, без сомнения, короли в степи. Есть сомнение,что заселению сарматами Причерноморья мешали галаты. 

К сожалению, нет у нас данных о вооружении галатов в Северном Причерноморье.

Но в декрете Протагена упоминается, что 

Цитата

фисаматы, скифы и савдараты ищут укрепленного места, боясь жестокости галатов

Фисаматы и савдараты - это, как считается, передовые кочевья сарматских орд, осевшие к западу от Южного Буга.

Как и скифы, они, вероятнее всего, тоже в массе были конными лучниками, но галатов опасались.

И, скорее всего, это было не первое их знакомство с галатами, раз они были в курсе их жестокости.

 

Можно вспомнить еще и военачальника Митридата Диофанта, который разбил скифов и роксоланов, располагая значительно меньшей по численности армией. 

Ссылка на комментарий
46 минут назад, Demetrius сказал:

Фисаматы и савдараты - это, как считается, передовые кочевья сарматских орд, осевшие к западу от Южного Буга.

Как и скифы, они, вероятнее всего, тоже в массе были конными лучниками, но галатов опасались.

полагаю Готов, тоже опасались всякие тамошние товарищи, но пришли гунны и готы разбежались. Сарматы кстати совмещали, судя по описаниям, лучный бой и чарджевые атаки тяжелобронированной конницей. 

Ссылка на комментарий
1 час назад, Demetrius сказал:

К сожалению, нет у нас данных о вооружении галатов в Северном Причерноморье.

Но в декрете Протагена упоминается, что 

может,это у нас нет данных.:D

Если почитать 

О. Л. Габелко

О ЗЛОКОЗНЕННОСТИ ЛУКИАНА, ИЛИ НЕСКОЛЬКО РЕПЛИК О КОЛЕСНИЦАХ АЗИАТСКИХ КЕЛЬТОВ.

http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1361796069

, то можно найти у него такие данные.

Цитата

 

Что же каса­ет­ся опи­са­ния Поли­би­ем (II. 27—29) бит­вы при Тела­моне, на кото­рое так­же ссы­ла­ет­ся А. К. Нефёд­кин, то гре­че­ский исто­рик недву­смыс­лен­но заяв­ля­ет, что «повоз­ки и колес­ни­цы они (кель­ты. — О. Г.) поста­ви­ли сна­ру­жи у обо­их флан­гов» (τὰς δ᾿ ἁμά­ξας καὶ συ­νωρί­δας ἐκτὸς ἑκα­τέρου τοῦ κέ­ρα­τος πα­ρέσ­τη­σαν)33, а об уча­стии колес­ниц в ходе само­го боя вооб­ще ниче­го не сооб­ща­ет. Всё это застав­ля­ет кон­ста­ти­ро­вать, что опи­са­ние дей­ст­вий галат­ских колес­ниц Луки­а­ном име­ет мало обще­го с дей­ст­ви­тель­но­стью — как, впро­чем, и изло­же­ние хода бит­вы в целом. Ско­рее все­го, упо­ми­на­ние колес­ниц долж­но быть отне­се­но имен­но на счёт фан­та­зии Луки­а­на, а отнюдь не инфор­ма­ции его источ­ни­ка34.

Таким обра­зом, основ­ной источ­ник, на кото­ром стро­ят­ся мне­ния о нали­чии в вой­ске кель­тов в 270-х гг. до н. э. мно­го­чис­лен­ных колес­ниц и в том чис­ле дре­па­но­фор, «Зевк­сис» Луки­а­на, не может дать ров­ным сче­том ника­кой инфор­ма­ции о галат­ском втор­же­нии в Малую Азию, воору­же­нии и так­ти­ке кель­тов в это вре­мя — за исклю­че­ни­ем того, что в про­изо­шед­шей бит­ве с гала­та­ми Антиох I одер­жал победу бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию сло­нов по сове­ту родос­ца Фео­до­та35. Но в этом отно­ше­нии рас­сказ рим­ско­го сати­ри­ка ничуть не пре­вос­хо­дит дан­ных Суды о поэ­ме Симо­нида и даже, пожа­луй, усту­па­ет им за счет нагро­мож­де­ния с.82 псев­до­и­сто­ри­че­ских дета­лей, спо­соб­ных запу­тать иссле­до­ва­те­ля. При­чем речь здесь идет не о каких-то коли­че­ст­вен­ных иска­же­ни­ях — Луки­а­ну нель­зя дове­рять прак­ти­че­ски ни в чем.

 

Соответственно,конницы (и колесниц) у галатов было значительно меньше,чем пехоты.

В Азию переправилось 20 тыс. галатов.Т.е., в сухом остатке, галаты были относительно малочисленны и вряд ли имели конных лучников. Как они с таким составом войск могли "наводить ужас" на сарматов лично мне непонятно.

1 час назад, xcb сказал:

полагаю Готов, тоже опасались всякие тамошние товарищи, но пришли гунны и готы разбежались. Сарматы кстати совмещали, судя по описаниям, лучный бой и чарджевые атаки тяжелобронированной конницей. 

в том-то и дело,что готы в Северном Причерноморье стали каким-то образом конными (каким?). 

То,что сарматы совмещали тяжей с лучниками нормально - обычный состав развитых кочевых армий. С таким составом они,практически, непобедимы для полупехотных армий.

Ссылка на комментарий
2 минуты назад, Игорь сказал:

может,это у нас нет данных.:D

Если почитать 

О. Л. Габелко

О ЗЛОКОЗНЕННОСТИ ЛУКИАНА, ИЛИ НЕСКОЛЬКО РЕПЛИК О КОЛЕСНИЦАХ АЗИАТСКИХ КЕЛЬТОВ.

http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1361796069

, то можно найти у него такие данные.

Соответственно,конницы (и колесниц) у галатов было значительно меньше,чем пехоты.

В Азию переправилось 20 тыс. галатов.Т.е., в сухом остатке, галаты были относительно малочисленны и вряд ли имели конных лучников. Как они с таким составом войск могли "наводить ужас" на сарматов лично мне непонятно.

Ссылку на эту статью Габелко я тоже приводил выше, но это все же данные о галатах в Малой Азии, где у них не было кочевников в качестве противников. Информации же о галатском государстве во Фракии значительно меньше, т.е. только один источник - Полибий, на что указывает Виноградов в своей книге. О походах галатов в Северное Причерноморье информации еще меньше. Например, в упомянутом выше декрете Протагена говорится о галатах и скирах, но никакой информации о результатах того набега галатов, и о том, состоялся ли он вообще, нет. 

 

По изменению вооружения под влиянием условий Северного Причерноморья Виноградов приводит в качестве примера Ольвию:

Цитата

Можно заключить, что у греческих колонистов Нижнего Побужья набор вооружения и характер военного дела под влиянием специфических условий Северного Причерноморья сравнительно быстро претерпел определенную трансформацию.

В первую очередь бросается в глаза то, что здесь, в отличие от метрополии, весьма популярным оружием стал лук. 

Ольвиополиты также заимствовали у окружающих их варваров пластинчатый наборный панцирь.

 

Могли ли галаты за несколько десятилетий существования своего государства во Фракии перейти на луки? 

Почему нет?

Ссылка на комментарий
6 часов назад, Demetrius сказал:

Ссылку на эту статью Габелко я тоже приводил выше,

извините,что пропустил (или на ты можно? :D)

6 часов назад, Demetrius сказал:

Могли ли галаты за несколько десятилетий существования своего государства во Фракии перейти на луки? 

Почему нет?

это сугубо наши догадки. Раз готы как-то завоевали Причерноморье,почему бы галатам так не поступить? Кстати,примерно в это время (3-й век) готы и орудовали.Тоже конные? Странно. Почему их западная ветвь была больше пешей. Не верю в быстрое оседлание коней пешеходными народами. Не было аналогов в истории. 

Ссылка на комментарий
12 минут назад, Игорь сказал:

извините,что пропустил (или на ты можно? :D)

конечно, можно :)

 

13 минут назад, Игорь сказал:

это сугубо наши догадки. Раз готы как-то завоевали Причерноморье,почему бы галатам так не поступить? Кстати,примерно в это время (3-й век) готы и орудовали.Тоже конные? Странно. Почему их западная ветвь была больше пешей. Не верю в быстрое оседлание коней пешеходными народами. Не было аналогов в истории. 

Да, во многом это наши догадки. Готы орудовали все же позже, в III в. н.э. 

Про оседлание коней пешеходными народами: если я не ошибаюсь, дружины в Древней Руси в X в. еще были пешими, но в XI в. они уже стали конными.

Ссылка на комментарий
1 час назад, Demetrius сказал:

Готы орудовали все же позже, в III в. н.э. 

тут я дал маху! :D Но это пример внезапного случая,когда пеший народ стал конным...

1 час назад, Demetrius сказал:

дружины в Древней Руси в X в. еще были пешими, но в XI в. они уже стали конными.

имхо,некорректное сравнение. Дружины на Руси и в 10 и в 11 веке наполовину были скандинавскими.И малочисленными.Даже все походы на Царьград относительно малочисленны и без коней.

Пишут же все источники,что галатов было немного. Как они могли пугать сарматов?

Ссылка на комментарий
В 08.05.2021 в 01:08, Игорь сказал:

Пишут же все источники,что галатов было немного. Как они могли пугать сарматов?

Как раз в источнике (декрете Протагена) указывается, что галатов и скиров много и что сарматские племена и скифы их боялись.

 

Ты же сам пишешь выше

В 07.05.2021 в 23:18, Игорь сказал:

Раз готы как-то завоевали Причерноморье, почему бы галатам так не поступить? 

 

А. Нефедкин в своей книге "Сарматы. Первая тяжелая конница степей" приводит такие аргументы:

Цитата

 

Традиционная датировка гибели Скифии рубежом III–II вв. до н. э. в последнее время подверглась пересмотру и удревнению до конца IV – начала III в. до н. э.[42] . Согласно наиболее обоснованной гипотезе, это падение произошло в результате военных действий, которые предприняли кочевые (раннесарматские) племена.

 

Видимо, были две волны сарматских вторжений в Северное Причерноморье: первая – на рубеже IV–III вв. до н. э., направленная против скифов, а вторая – в конце первой – начале второй четверти III в. до н. э., когда погибли греческие и местные оседлые поселения на Нижнем Дону, в европейской части Боспора, Северо-Западном Крыму, в Нижнем Поднестровье и Побужье[46]. 

 

К этому времени, очевидно, и относится упоминание Диодора (II, 43, 7) о том, что сарматы, истребив население Скифии, сделали страну пустынной. Примерно к 280 г. до н. э. эпиграфист Ю. Г. Виноградов отнес угрозу вторжения сарматов, которая, согласно его восстановлению текста, упоминается в декрете о «несении Диониса» из Херсонеса (IOSPE, I, 343, l. 15)[47] . Сарматское нашествие, докатясь до Днепра, остановилось, как считается, из-за кельтского противодействия с запада[48]. 

 

Затем в течение III – первой половины II в. до н. э. в Северном Причерноморье существовал период некоего политического «вакуума», во время которого кочевья сарматов пребывали в Волго-Донском междуречье. 

Этот status quo был завершен новой волной сарматской экспансии в середине II в. до н. э., вызванной общим процессом аридизации степей и иммиграцией с востока новой волны кочевников[49]. Предполагается, что это были урги[50] , сатархи, языги и роксоланы[51].

 

 

Т.е. и тут речь о кельтском противодействии с запада и политическом "вакууме" в Северном Причерноморье в III в. до н.э.

Ссылка на комментарий
  • 2 месяца спустя...


Прочитал книгу И. Медведской "История Мидийского царства" (изд. в 2010).
Автор привела довольно любопытную информацию о скифах:

 

"Клинописные и библейские источники расходятся с античными, и прежде всего с «Историей» Геродота, в оценке роли киммерийцев и скифов на древнем Ближнем Востоке. Если из клинописных и практически одновременных им библейских текстов проистекает относительно важная роль киммерийцев в политических событиях этого региона в VIII—VII вв. до н. э., а роль скифов в них практически не определена, то у Геродота, напротив, роль скифов в политической жизни и их военная мощь представлены очень важными, а роль киммерийцев сведена к минимуму." 

 

Подробно рассказывая о скифах, Геродот лишь девять раз упоминает киммерийцев. Причём они представлены гонимыми отовсюду скифами и один раз — лидийским царем Алиаттом. Однажды Геродот всё же сообщает, что киммерийцы дошли до Ионии и захватили Сарды, но тут же делает оговорку: «...нашествие киммерийцев... не было длительным завоеванием, а скорее простым набегом для захвата добычи» (I. 6, 15)".

 

В качестве причин, по которым Геродот это сделал, Медведская называет следующие:

Цитата

 

Такое одностороннее толкование скифо-киммерийской истории объясняется, по-видимому, результатом знакомства Геродота, в бытность его в Причерноморье, в Ольвии, со скифскими героическими преданиями, которые могли сообщить ему как местные греки, интерпретировав их согласно своим представлениям, так и сами скифы. 

 

Киммерийской версии событий ему никто сообщить уже не мог. Полученные здесь сведения — реальность V в. до н. э. — Геродот спроецировал в прошлое, пытаясь объяснить причины и результаты давних событий, которые были для него страницами истории скифов.

 

В. Паркер, показавший, что Геродот мог знать о киммерийцах гораздо больше, чем рассказал о них в своей «Истории», затруднился назвать причину умолчания Геродота [Паркер, 1998, с. 101]. Можно предположить, что Геродот умолчал о киммерийцах потому, что сведения о них оказывались неуместными в свете полученных им представлений о скифах. 

 

Сохраненные в среде греческих колонистов предания о могущественных соседях ольвиополитов — скифах, разгромивших персидского царя Дария I, что и прославило их, — могли повлиять на дальнейшие поиски Геродотом причин известных событий и характер их реконструкций. Так, например, Геродот (IV. 1) назвал в качестве причины похода Дария в Скифию желание отомстить скифам за обиды, причиненные ими мидийцам. 

Но мстить-то уже можно было только скифам, киммерийцы к этому времени сошли с мировой арены. Вероятно, поэтому Геродот так настойчиво подчеркивает могущество скифов, повторяя рассказ о скифском владычестве в Азии и господстве их над мидийцами. 

 

 

Рассказ Геродота о 28-летнем господстве скифов в Азии Медведская считает выдумкой.

Аргументация следующая:

Цитата

 

Очевидная фольклорная природа этого сюжета, связанная с военным бытом скифов, не позволяет использовать его в историко-хронологических построениях. Д.С. Раевский привел убедительные доказательства, позволяющие считать, что цифра 28 соответствует периоду военной активности скифского воина с 17 до 45 лет, после чего мужчина переходил в категорию стариков.

 

Именно в течение этих 28 лет воин мог принимать участие в военных походах в чужие страны [Раевский, 1997, с. 18—21], тогда как сами походы были менее продолжительными. У Помпея Трога поход длился 8 лет [Юстин, П. 5]. У Геродота, которому рассказывали старинные предания, когда он находился в Причерноморье, по-видимому, произошло совмещение 28-летнего возрастного периода с длительностью походов скифов в Переднюю Азию, протяженность которых во времени не была ему известна. 

 

Не исключено, что ввод в Medikos logos сюжета о 28-летнем господстве скифов и оценка их важной роли в политических событиях стран Древнего Востока были сделаны Геродотом сознательно. Он пытался объяснить таким образом причины некоторых событий более позднего времени, например, похода Дария I в Скифию [Геродот, IV. 1]. 

 

По существу, «скифское владычество» в Азии - это были набеги кочевников, скорее грабительского, нежели захватнического характера. Последнее было возможно в тех случаях, когда скифы, как ранее киммерийцы, вступали в союз с местными правителями или становились их наёмниками. 

 

 

Такая же выдумка, по мнению автора, и рассказ Геродота о вторжении скифов в Палестину.

Аргументация:

Цитата

 

На фоне бурных событий последней трети VII в., когда источники фиксировали многократное вторжение в Палестину одних и тех же врагов, появление в районе Аскалона нового врага — скифов, что означало бы проход их через весь регион с севера на юг, не могло остаться не замеченным современниками.

Были ли известны Геродоту имена этих многочисленных разрушителей Аскалона или нет, очевидно другое: Геродот ничего не знает как о событиях собственно палестинской истории, так и о деяниях вавилонских царей. 

 

Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее: в настоящее время нет доказательств реальности скифского похода в Египет.

 

Напротив, рассказ Геродота обнаруживает рудименты рассказов о других событиях. О них ему могли сообщить в Аскалоне, но они не были им поняты из-за незнания истории этого региона. Если во второй книге его истории, посвященной Египту, заметно влияние египтян [Stern, 1976, р. 1], то в аскалонском рассказе подобного влияния, подразумевающего погружение в историю страны, не обнаруживается. 

 

В этой связи представляет интерес рассказ Геродота (II. 103—НО) о вторжении египетского царя Сесостриса в Скифию, его победе над скифами и о возвращении египетской армии вдоль Кавказского побережья Понта, где в районе р. Фасис (Риони) осталась жить часть египетских солдат. Сесострису удалось совершить то, что не удалось Дарию, — победить скифов.

 

Никогда этот рассказ не рассматривался исследователями как отражение подлинного события, но только как национально-патриотическая сага, созданная в период подчинения Египта персами. Позднее этот сюжет, ставший в греческой литературе популярным, изменялся и дополнялся сообразно с новыми событиями в мире.

 

Так, Дарий был заменен Александром Македонским, и, соответственно, египетский царь совершил то, что не удалось Александру, — завоевал всю Индию, дойдя до Океана и не забыв при этом завоевать и скифов [Diod., I. 53—55]. Позднее образ Александра и вовсе слился с образом египетского царя (этому сюжету посвящена обширная литература, см.: [Иванчик, 2005, с. 190—220]). 

 

В основу рассказа Геродота положен фольклорный сюжет, правдивость которого он пытался доказать собственными наблюдениями. Одним из  доказательств египетского похода в Скифию, по его мнению, служат  каменные столпы — стелы и каменные бабы, а также наскальные изображения воинов, которые он видел в Малой Азии и в Скифии и установку которых приписал Сесострису (II. 106). Попыткой привести и другие доказательства являются его рассуждения о родстве колхов и египтян (П. 104—105). 

 

Вполне очевидно, что эти «доказательства» ничего не могут доказать. 
Зеркальным отражением этой истории является рассказ Геродота о  попытке вторжения скифов в Египет (I. 105). Строится рассказ по той же схеме: героические легенды о военных набегах скифов в Азию, которые они могли совершать в течение 28 лет своей жизни, легли в основу античной традиции о 28-летнем скифском владычестве над всей Азией. 

 

Примечательно, что Геродот никак не обозначил связь этих двух походов между собой. 
Если причины появления у Геродота такого рода интерпретации событий в Аскалоне еще можно объяснить, то сам скифский поход, не подтверждаемый никакими дополнительными данными, не может служить, в свою очередь, одним из доказательств скифской гегемонии в Передней Азии. 

 

Таким образом, история пребывания киммерийцев и скифов в Азии в изложении Геродота не согласуется с данными древневосточных источников, по-видимому, по двум причинам. 
Прежде всего, Геродот знал только некоторые события «последней главы» скифо-киммерийской истории, главным действующим лицом которой в Малой Азии стали уже скифы. 

 

Но и в этом случае Геродоту не были известны те сведения о киммерийцах, которые сохранились в малоазийских преданиях и стали известны поздним авторам и которые подтверждаются ассирийскими текстами. Очевидно, что усиление военной активности киммерийцев в конце 640-х гг. было хотя и недолгим, но столь ярким, что о нем помнили много столетий спустя. 

 

Киммерийцы вторглись в Ионию, разорили Лидию и убили ее царя, но когда Дугдамме/Лигдамис «вошел в пределы Ассирии», он нашел там свою смерть.216 В Верхней Азии, где уже господствовала Мидия, активность скифов если и присутствовала, то она была незначительной. 

 

 

Изменено пользователем Demetrius
Ссылка на комментарий
4 часа назад, xcb сказал:

Какая культура по ее мнению соответствует киммерийцам?

Вот об этом Медведская не пишет. Основная информация у нее о мидийцах, а скифы и киммерийцы упоминаются по мере участия их в тех или иных событиях и упоминания в источниках.

 

По клинописным источникам о киммерийцах у Медведской следующее:

Цитата

 

Киммерийцы впервые упоминаются в царствование Саргона II. Первыми с ними познакомились урарты; сведения о военных действиях между ними сохранились в шести донесениях ассирийской разведки царю. Их страна называется в этих письмах Gamir(a), но в одном случае киммерийцы названы жителями страны Gimir— Gimiraja [Lanfranchi, Parpola, 1990, N 144]. 

 

Другой текст, в котором также зафиксирована эта более поздняя форма написания «страны киммерийцев» [ABL 473; АВИИУ, № 50:36] и который И. М. Дьяконов предположительно датировал 705 г. до н. э. [Дьяконов, 1981а, с. 92], теперь с большей вероятностью относится к правлению Асархаддона [Luukko, Buylaere, 2002, N 95:10; Иванчик, 1996, с. 58—59]. 


Неустоявшаяся орфография этого названия свидетельствует о недавнем появлении киммерийцев, с которыми сами ассирийцы ещё не имели контактов и получали информацию из вторых рук. Что касается самого понятия «страна Гамир», то, конечно же, в пределах стран Древнего Востока оно могло означать только более или менее постоянную базу, откуда кочевники совершали набеги, но не «самостоятельную политическую единицу» [Дьяконов, 1981а, с. 92], т. е. завоеванную территорию, превращенную киммерийцами в подобие «царства». 

 

При Саргоне киммерийская база определенно локализуется севернее Урарту в южной части Центрального Закавказья, на границе со страной Гуриания, которая, в свою очередь, граничила с Урарту [Lanfranchi, Parpola, 1990, N92]. Согласно Цовинарской надписи Русы I, Гуриаини, как отметил ещё И. И. Мещанинов, можно локализовать к востоку от озера Севан [Diakonoff, Kashkai, 1981, p. 37; Арутюнян, 2001, с. 506]. 

 

 

Ссылка на комментарий
3 часа назад, xcb сказал:

Главный вопрос - как киммерийцы затесались  в Илиаду Гомера? А скифы - нет.

А почему они должны были? Гомеровские поэмы сложились к VIII веку до н.э. Они и должны были знать киммерийцев, а не скифов. Скифами всех в тех краях стали называть после Геродота.

Изменено пользователем AlSlad
Ссылка на комментарий
30 минут назад, AlSlad сказал:

А почему они должны были? Гомеровские поэмы сложились к VIII веку до н.э. Они и должны были знать киммерийцев, а не скифов. Скифами всех в тех краях стали называть после Геродота.

Тогда кто такие амазонки Гомера?

Ссылка на комментарий

@xcb а что в их описании осталось реального, чтобы можно было какие-то выводы делать? Они и в Троянской войне участвуют, и в мифах о Геракле, и в Скифии где-то жили, ина Кавказе. Образ очень древний, претерпевший столько наслоений, что остается только гадать. Может там есть что-то от культа Великой Богини, когда женщина брала в руки оружие в ритуальных целях. А может и реальные свидедетельства о наличии женщин в чьем-то войске.

Ссылка на комментарий
12 минут назад, AlSlad сказал:

Они и в Троянской войне участвуют, и в мифах о Геракле, и в Скифии где-то жили, ина Кавказе. Образ очень древний, претерпевший столько наслоений, что остается только гадать.

в том и дело, что они базируются в Малой Азии куда были вытеснены с берегов Меотийского болота и совершают набеги во все стороны доходя до Египта :)  Очень знакомая география походов, причем собственно Гомер скуп на упоминания. А вот его последователи создавшие весь Троянский цикл - отрывались по полной.

Опять же киммерийцы Гомера - народ живущий на краю мира, 

Цитата

Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;
Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.

 

Изменено пользователем xcb
Ссылка на комментарий
4 минуты назад, xcb сказал:

в том и дело, что они базируются в Малой Азии куда были вытеснены с берегов Меотийского болота и совершают набеги во все стороны доходя до Египта :)  Очень знакомая география походов, причем собственно Гомер скуп на упоминания. А вот его последователи создавшие весь Троянский цикл - отрывались по полной.

Кто конкретно написал, про Меотийское болото? Столица в Малой Азии в мифах легко понятна, потому что регион был известен еще минойцам, а вот Северное Причерноморье узнали только при колонизации. Так что про Азовское море может быть позднейшей вставкой. Например, когда Геродот съездил в Скифию, то у него появилось изложение одной из генеалогических легенд скифов с привязкой к Гераклу. Он гнал быков Гериона от Гибралтара в Грецию, почему-то неожиданно круговым путем через Скифию, где породил Агафирса, Гелона и Скифа. Одно движение руки - и Геракл связывается с конкретным регионом, чего раньше не было.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.