Александр Македонский и его империя - Страница 77 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Александр Македонский и его империя


Рекомендуемые сообщения

2Marc Romiliy

Примечателен сам факт приезда массы эллинских знаменитостей в отдаленную страну

PS Всё-таки Египет не такая уж далёкая страна. Греки по Восточному Средиземноморью рассекали запросто.

 

2Недобитый Скальд

Какое богатство... Я хочу про "гречонку" :worthy::worthy:

Ссылка на комментарий
  • Ответов 3.5т
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Игорь

    183

  • Недобитый Скальд

    568

  • гостья

    538

  • Marc Romiliy

    806

2Недобитый Скальд

Да, интересно наверное было бы познакомиться со всеми этими статьями.

Кстати, даты их появления, с 1915 по 1997 годы, показывают, что интерес зарубежных историков к соответствующим вопросам деятельности АЛЕКСАНДРА и его окружения не затухает на протяжении длительного периода времени.

Ссылка на комментарий

2гостья

Твои размышления о коронации как раз сочетаются с моими мыслями. Вновь скажу, что сам не уверен в их правильности, но такой вариант развития событий представляется наиболее вероятным.

О духовном предательстве родителей. Разве при живой матери красиво признавать себя ещё чьим-либо сыном? В этом аспекте я наверное смотрю с сегодняшних позиций. Но разве в древности было иначе?

Приглашение массы знаменитостей в Египет вероятно было одним из первых ярких проявлений пристрастия АЛЕКСАНДРА к масштабным общественным акциям. Далеко не каждый полководец задумался бы об организации крупных мероприятий с вызовом многочисленных гостей во время такого перерыва в военных действиях. У большинства головы наверное были бы заняты чисто военными и политическими приготовлениями. Однако подобное действо конечно же содержало и политическую составляющую. Так же как и отправка персидских доспехов после Граника, обработка эллинских знаменитостей должна была иметь значение в деле создания нужного отношения к АЛЕКСАНДРУ и его деятельности в среде греческой общественности.

О египтянах и их представлениях. Надо думать, что в 332 году АЛЕКСАНДР просто ещё не успел даже понять, как именно египтяне воспринимают расширение его владений в рамках осознания собственной политической сущности. Он наверное и не догадывался, что все новые его завоевания жители долины Нила будут считать «провинциями» Египта.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Думаю, что если "закрытая" коронация все же имела место, то присутствующее на ней окружение царя должно было быть посвящено в происходящее. Ведь изображения фараона в короне они легко могли увидеть и понять, что за предмет был на голове у их басилевса.

Усыновление было в древности просто одной из форм политического союза, вовсе не означающей отречения от реальных родителей. Деловое соглашение, ничего личного.

Надо думать, что в 332 году АЛЕКСАНДР просто ещё не успел даже понять, как именно египтяне воспринимают расширение его владений в рамках осознания собственной политической сущности. Он наверное и не догадывался, что все новые его завоевания жители долины Нила будут считать «провинциями» Египта.

Возможно. Да и соответсвующие данные появились ЕМНИП, уже после смерти царя?

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Да, интересно наверное было бы познакомиться со всеми этими статьями.

Ты ж не читаешь по аглицки?

 

Кстати, даты их появления, с 1915 по 1997 годы, показывают, что интерес зарубежных историков к соответствующим вопросам деятельности АЛЕКСАНДРА и его окружения не затухает на протяжении длительного периода времени.

 

Еще б им затухать. Я там много чего нашел - статьи про убийство Пармениона, про кампанию в Иллирии, про персеполь, про Бранхидов, про Александра и Армению, про управление Сирией, про Граник и Гавгамелы, про войсковое собрание, про телохранителей-соматофилаков, про Александра и иранцев, про Дария III, евнуха Багоя, мятеж Агиса, оружие Александра, его инсигнии, про персидский флот в 334 г., про Мемнона, про кавалерию Александра, про 328 год, про сариссы у Александра, про кампании 332-330, про полководческое искусство Александра, божественные почести Филиппу, о Геракле (сын Барсины и Александра), "Смерть Александра Великого: слухи и пропаганда" Бэдиана, о марше от Милета до Фригии, о марше от Экбатаны в Гирканию, Исократ и Спевсипп о Филиппе, об "Итинерарии Александра", о должностях Селевка в 321-321, о хилиархе при Александре, о жертвоприношении Александра перед Иссом, "Персидские описания кампаний Александра Великого", об освещении Священной войны Диодором, о дневниках и кольце Александра, об Аттале (который командир таксиса и сторонник Пердикки), война в Эгеиде 333-331 гг. (Ruzicka)...

Ссылка на комментарий

2Недобитый Скальд

Ну не читаю. А ведь так хочется всё это прочитать и иметь дома всегда под рукой!

Ссылка на комментарий

2all

Вспомнил про пару эпиграмм, напечатанных в сборнике "Александрийская поэзия", захотелось выложить в теме. Вдруг не все с ними знакомы.

 

На бюст АЛЕКСАНДРА

 

Мастер со смелой рукой, Лисипп, сикионский ваятель,

Дивно искусство твоё! Подлинно мечет огнём

Медь, из которой ты образ отлил Александра. Не вправе

Персов хулить мы: быкам грех ли бежать перед львом?

 

Посидоний

 

Полный отважности взор Александра и весь его облик

Вылил из меди Лисипп. Словно живёт эта медь!

Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:

"Землю беру я себе, ты же Олимпом владей".

 

Асклепиад

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Возвращаясь к твоим словам о том, что провозглашение Александра сыном Аммона-Ра касалось только египтян и царь пошел на это лишь из политической необходимости, желая упрочить свое положение в Египте. Непохоже. Ведь почитал Аммона и настаивал на своем происхождении от него Александр и за пределами страны пирамид. Вот подборка упоминаний об Аммоне.

 

В первый раз (после Египта) Аммон появляется у Курция в описании суда над Филотой:

Вначале АМ говорит, что:

Когда я написал ему по праву столь близкой дружбы о данном мне оракуле Юпитера-Аммона, он имел дерзость ответить, что поздравляет меня с принятием в сонм богов, но жалеет тех, кому придется жить под властью превысившего удел человека. (VI, 9, 18)

 

Филота, оправдываясь, также призывает Аммона в свидетели своей невиновности:

..держите меня в оковах, пока не спросите Аммона, замышлял ли я тайно преступление. (VI, 20, 28)

 

Ссора Александра с Клитом в описании Плутарха:

"едь благодаря крови македонян и этим вот ранам ты столь вознесся, что, отрекшись от Филиппа, называешь себя сыном Аммона!" (АМ, L)

 

Примиряя Кратера с Гефестионом, Александр клянется опять-таки "Аммоном и всеми другими богами" (Плутарх, АМ, XLVII)

 

Перед плаванием к Океану и во время него также приносятся жертвы Аммону:

Совершил он возлияние также Гераклу, своему родственнику, Аммону и прочим богам, которым положено было у него совершать жертвоприношения... (Арриан, Поход, VI, 3, 2)

 

Тогда они вернулись к острову на реке, пристали у самой его оконечности, и Александр принес жертву тем богам, которым принести велел, по его словам, сам Аммон. На следующий день он отплыл к острову на море; пристав к нему, он и здесь принес другие жертвы другим богам и по другому обряду. И эти жертвы, сказал он, он приносит по приказанию Аммона. (Там же, VI, 19, 4)

 

(8) Александр, клянясь именем Зевса Греческого и Аммона Ливийского, сказал, что этому сообщению он радуется больше, чем известию, что он завоевал всю Азию, так как печаль о гибели флота и этого войска имела для него не меньшее значение, чем вся остальная удача. (Арриан, Индика, 35, 8)

 

О насмешках над "сыном Аммона" во время мятежа в Описе:

 

Солдаты не выдержали и закричали — пусть он уволит всех и воюет вместе со своим отцом: это был насмешливый намек на Аммона. (Арриан, Поход, VII, 8, 3)

 

Так как македонцы отказались идти за Ганг, часто протестовали в собраниях и издевались над тем, что Александр якобы происходит от Аммона... (Диодор, XVII, 108, 3)

 

Далее они от просьб перешли к ос­корблениям, требуя, чтобы Александр вел войны с помощью только своего отца Аммона, раз он так мучает своих солдат. (Юстин, XII, 11, 6)

 

Именно к Аммону обращается АМ с просьбой обожествить Гефестиона. Согласно Диодору, просьба была удовлетворена, по Плутарху и Арриану, оракул ограничился героизацией. Вот что интересно. Исходя из этого, полномочиями на обожествление, оракул все же обладал? Обращение к Александру "сын Зевса" может означать только подтверждение признания его фараоном или даже просто обращение к фараону, только переведенное на греческий (а на не знавшую о коронации, если она и была, греческую общественность, именно это обращение и произвело наибольшее впечатление). Но Гефестион-то не фараон!

 

Наконец, Юстин (XII, 15, 7) и Курций (X, 5, 4) говорят, что Александр якобы завещал похоронить себя в храме Аммона.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

в данном случае мы разбираем восприятие греко-македонцами первых элементов вводимой царём ориентализации, и возможность проведения церемонии коронации его в качестве фараона как раз в свете эллинского восприятия подобного события.

Статус фараона никак не влиял на взаимоотношения Александра с македонянами и греками, так же как и его усыновление карийской царицей. Это еще не было началом ориентализации, это было просто тактичное отношение к политическим и религиозным традициям новых подданных Александра, проведенное в формах, никак не затрагивающих греков и македонян.

Разве при живой матери красиво признавать себя ещё чьим-либо сыном? В этом аспекте я наверное смотрю с сегодняшних позиций. Но разве в древности было иначе?

В древности на усыновление, как и на брак, смотрели более прагматически, как на операции по передаче семейного имущества.

Далеко не каждый полководец задумался бы об организации крупных мероприятий с вызовом многочисленных гостей во время такого перерыва в военных действиях. У большинства головы наверное были бы заняты чисто военными и политическими приготовлениями. Однако подобное действо конечно же содержало и политическую составляющую. Так же как и отправка персидских доспехов после Граника, обработка эллинских знаменитостей должна была иметь значение в деле создания нужного отношения к АЛЕКСАНДРУ и его деятельности в среде греческой общественности.

Александр - это не просто полководец. Он - царь, и поэтому привык "гулять" по-царски. Главным мотивом для устройства игр в Мемфисе было желание Александра развлечь себя и свою армию во время вынужденного простоя, а не создание нужного отношения в среде греческой общественности.

Раз вы нашли статью, могу я попросить скинуть её по имейлу. Конечно же в том случае, если есть такая возможность.

Пока негде ее отсканировать, но если мне удастся это сделать, обязательно с вами поделюсь.

 

2гостья

Ведь почитал Аммона и настаивал на своем происхождении от него Александр и за пределами страны пирамид.

За пределами Египта речь шла не об Амоне-Ра, а о Зевсе-Аммоне, синкретическом божестве, почитавшемся в оазисе Сива и в Киренаике.

Изменено пользователем Xanthippos
  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Xanthippos

За пределами Египта речь шла не об Амоне-Ра, а о Зевсе-Аммоне, синкретическом божестве, почитавшемся в оазисе Сива и в Киренаике.

Верно. Я имела в виду, что увлечение Александра культом Аммона было чересчур сильным для политической формальности.

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

2гостья & Xanthippos

Извиняюсь за долгое молчание. Сейчас тоже не смогу ответить подробно, поэтому лучше сделаю это несколько позже, вероятно завтра.

Причина отсутствия - неожиданная командировка в Москву и, что особенно было приятно, в Калининград, где я ни разу не был. В итоге, прикупил три книги об АЛЕКСАНДРЕ и его армии. "Македонцы в бою" Андерсена и Шауба, "Повседневная жизнь армии Александра Македонского" Поля Фора и "Александр Великий. Смерть бога" Пола Догерти. Я уже читал не самые лестные комментарии об этих книгах, но всё же не могу с ними не познакомиться лично. Надо признать, что беглый пробег по их страницам уважения не вызвал.

Ссылка на комментарий

2гостья

Благодарю за подборку упоминаний Аммона. Но соглашаюсь с комментарием Xanthipposа. Наши основные источники об АЛЕКСАНДРЕ появились через несколько сотен лет после его смерти. В их эпоху восточные, и в том числе египетские, культы были распространены в греко-римском мире куда сильнее, нежели это было в 4 веке до н. э. Отсюда, мне кажется, что АЛЕКСАНДР был увлечен культом Зевса, своего предка через Геракла и главного бога эллинского пантеона, а значит и оптимального небесного покровителя для главного царя человеческого мира. И только через века наименование культа изменилось на более новомодное.

Ссылка на комментарий

2Xanthippos

А вот со знаменитостями я с вами всё равно не согласен. Мне кажется, что под этим наименованием скрываются не просто популярные актёры, которых и вправду могли пригласить для развлечения высшего и среднего военного командования. Среди них вероятно находились уважаемые люди Эллады. В крайнем случае, именно на это намекают строки Арриана. ИМХО. И их поездка в Египет, длительное пребывание в ставке молодого и победоносного гегемона Эллады, скорее всего имели чисто пиаровское значение. Наподобие отправки в конце 334 г. молодых новобранцев на зимовку в Македонию. Тогда молодожёны своими рассказами возбуждали нужные эмоции в головах македонян. Теперь же целью акции стала обработка эллинской общественности.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

С возвращением!

Рада, что у тебя вновь появилась возможность путешествовать, да еще по новым местам. Как же ты оказался в Калининграде?

Сегодня закончила книгу Догерти. При беглом просмотре она у меня особого восторга не вызывала, но прочитав - и вдоволь нахохотавшись, я свое мнение переменила. :lol:

Ляпы начинаются уже с хронологической таблицы в начале книги. Так, столица медов, переименованная шестнадцатилетним царевичем после победы в Александрополис, оказывается ни дальше, ни ближе, чем в ... Парфии! :D Тир взят 29 июля (откуда такая точность?), а Гавгамелы переместились на 18 сентября.

Дальше - больше:

Фаланга сражалась плотным строем и, словно молот, обрушивала удар по легковооруженным вражеским наемникам, стрелкам и пращникам. Как она их догоняла, Догерти не объяснил.

Она [Олимпиада] пережила сына на несколько десятилетий...

Тринадцатилетний Александр под влиянием матери постепенно увлекался идеей наследования царства, после того как отец отправится к богам. Уж конечно, без неё бы не додумался.

Короче, можно продолжать ляпсусы еще долго, но самый шедевральный привожу.

Как ты верно, знаешь, Догерти усердно доказывает вину Птолемея. Мотивом послужили, кроме усталости от войны и неуверенности в своей безопасности, желание мести за Филиппа (незаконным сыном которого был Птолемей) и подстрекательства Таис, отвергнутой царем ради персиянок. Так вот, Птолемей ещё и подстроил большинство предзнаменований смерти АМ, описанных в источниках. Такая психологическая атака на жертву. Далее цитирую:

Халдеев, например, могли подкупить, можно было и ворон собрать, подмешать им в пищу наркотик, а потом выпустить, вот птицы и попадали на землю. :D:D:D:D

В общем, для поднятия настроения, Догерти однозначно рекомендую :bleh:

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий
одно из моих любимых зрелищ - полные дикого удивления глаза студента, когда оказывается, что он действительно знает, о чем его спрашивают

 

Сдается, товарищ Догерти на экзаменах не бываль...

Ссылка на комментарий

2гостья

Более плотное прочтение Догерти несколько меняет представление о его труде. В целом, пока он описывает различные события и процессы, большинство комментариев и замечаний вполне интересны. Но как ты уже заметила, стоило ему перейти к частностям заговора, и особенно к участию в нем Птолемея, то тут остается либо матом ругаться, либо просто хохотать. Столько нелепых выводов я уже давно не встречал.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Одно несомненное достоинство у Догерти все же есть - подборка цитат. Например, на стр. 106 он пиводит фрагмент из Курция, рассказывающий о последнем пире Александра и начале его болезни. В русском переводе Курция этот фрагмент отсутствует. Или на стр. 247 цитата из Афинея (со ссылкой на Харета), что Птолемей был дегустатором.

Ссылка на комментарий

2Недобитый Скальд

 

Догерти:

110558.jpg

 

Гл. 7, "Птолемей - убийца?"

Собственно, вся цитата:

Дегустаторов блюд называли медиаторами, они ели царскую пищу, чтобы царя не отравили. Должность эта была высокая и почетная. По крайней мере Харет пишет в третьей книге "Истории", что медиатором Александра был сам Птолемей.
Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Благодарю за подборку упоминаний Аммона. Но соглашаюсь с комментарием Xanthipposа. Наши основные источники об АЛЕКСАНДРЕ появились через несколько сотен лет после его смерти. В их эпоху восточные, и в том числе египетские, культы были распространены в греко-римском мире куда сильнее, нежели это было в 4 веке до н. э. Отсюда, мне кажется, что АЛЕКСАНДР был увлечен культом Зевса, своего предка через Геракла и главного бога эллинского пантеона, а значит и оптимального небесного покровителя для главного царя человеческого мира. И только через века наименование культа изменилось на более новомодное.

 

Несмотря на увлечение восточными культами, они все же не вытеснили классические, а оставались второстепенными. Между тем Аммон неоднократно встречается у всех пятерых основных первоисточников. Было бы странно, если бы пять различных авторов, использовавших разные источники, переименовали Зевса в Аммона.

Ссылка на комментарий

2гостья

Одно несомненное достоинство у Догерти все же есть - подборка цитат. Например, на стр. 106 он пиводит фрагмент из Курция, рассказывающий о последнем пире Александра и начале его болезни. В русском переводе Курция этот фрагмент отсутствует.

В том-то и дело, что Догерти не цитирует античных авторов, а пересказывает их сведения по памяти. А так как память у него неважная, то лучше бы он этого не делал.

Я имела в виду, что увлечение Александра культом Аммона было чересчур сильным для политической формальности.

Я тоже думаю, что дело здесь не только в политике. Александр понимал, что совершенное им намного превосходит не только жребий обычного человека, но и свершения великих людей прежних поколений. Нет ничего странного в том, что его пытливый ум искал объяснения этому факту. А самым логичным (исходя из менталитета той эпохи) объяснением случившегося с ним было то, что его природа выше человеческой, что он в прямом смысле является сыном бога, а может быть и самим богом. Поскольку же ливийский Аммон первым подтвердил смутные догадки Александра насчет своего богосыновства, то данное обстоятельство и определило эмоциональную привязанность царя именно к этой ипостаси Зевса.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.