Александр Македонский и его империя - Страница 100 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Александр Македонский и его империя


Рекомендуемые сообщения

2Xanthippos

Спасибо. Бикерман, к сожалению, не упоминает источник сведений об именно белой диадеме. Нет ли каких-либо упоминаний в документах о цвете диадемы или её цветных изображений?

 

2Viking

Хм... Что-то невразумительное и ляпистое. Позабавило описание личной жизни АМ:

Т.е. Александр… и везде были дети. Он совершенно не чужд, все ему кого-нибудь родили.

:D

Ссылка на комментарий
  • Ответов 3.5т
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Игорь

    183

  • Недобитый Скальд

    568

  • гостья

    538

  • Marc Romiliy

    806

По следам Александра. Темпейская долина.

 

Между этих гор шла дорога, по которой Филипп, а потом и Александр, ходили усмирять непокорных греков. Здесь Александру преградили путь фессалийцы, и он обошёл их, вырубив ступени в склонах Оссы. Только оказавшись в этих горах, начинаешь понимать, как можно было там с небольшим отрядом удерживать целую армию и тем большим проникаешься восхищением перед военным гением Басилевса.

Теперь по ущелью проложена автострада, но горы остались такими же, как две с лишним тысячи лет назад. Как бы мне хотелось пройтись по этим горам - только в таких местах, не тронутых цивилизацией, я и ощущаю дух Истории, а затоптанные стадами туристов достопримечательности, увы, не производят должного впечатления.

 

13674113f941t.jpg e90c04bb991at.jpg 485bb23c720ct.jpg

Ссылка на комментарий

По следам Александра. Вергина.

 

Курган Филиппа II (или кто там похоронен).

 

12772885623et.jpg 12f204dfd290t.jpg

 

Фотографировать внутри, увы, запрещено. А снимать там было бы что... Было так радостно видеть своими глазами знаокмые по фотографиям вещи - как будто встречаешь старых друзей. :cheers:

 

Защитный воротник, вроде того, который упоминал Плутарх, описывая доспехи Александра:

33581927.jpg

 

PS Гвоздь программы в экспозиции местной сувенирной лавки:

d19bfa2eb115t.jpg

Даже если бы у меня нашлось лишних ? 5 000, не считая расходов на транспортировку, в мою халупу этот красавец все равно бы не вписался. Как габаритами, так и видом. Видимо, не только в мою: он там уже несколько лет стоит. :)

Ссылка на комментарий

По следам Александра. Пелла.

(Вернее, то, что от неё осталось)

 

786ae34cb3f2t.jpg 22572ca0d65et.jpg b2dfae3764a1t.jpg

 

9a16e80db157t.jpg 3c64df3eb922t.jpg 69169955964et.jpg

 

8ca4a3f43881t.jpg 24dbd7be1385t.jpg ed47296248d0t.jpg

Изменено пользователем гостья
Ссылка на комментарий

По следам Александра. Салоники.

 

Памятник Александру:

30cfa13b433ct.jpg 311790780f52t.jpg a5c292188dc1t.jpg 2718b93657bft.jpg

 

6687108b8694t.jpg 9ce3f5be5868t.jpg 63dbb1ee1d5at.jpg

 

Аристотелю:

20b325c435dbt.jpg

 

Филиппу II:

171b60a40030t.jpg

 

Куда только не воткнут греки своего национального героя:

d5ed0adddbf9t.jpg

Изменено пользователем гостья
Ссылка на комментарий

По следам Александра. П-ов Халкидики.

 

35ffc9e1dbb3t.jpg f7a6a22bf991t.jpg 61d2ea945ff7t.jpg

 

45e8e009c07et.jpg 1e8a87491db7t.jpg b58822dd8483t.jpg

 

3e8cc248ce92t.jpg 46bcaa85e040t.jpg

 

Результаты работы "чёрных дровосеков". :shot: Вырубка лесов под строительство в Греции запрещена, но если они "случайно" сгорят, не пропадать же земле - а желающих в курортной зоне хоть отбавляй. Два года назад сгорело 60 000 га Греческое правительство обещало всё равно не отдавать эти земли под застройку; надеюсь, так и будет, тогда и поджигать станет невыгодно.

325b6996a76at.jpg 3cd70c9b828bt.jpg

Ссылка на комментарий

2гостья Отличные фотографии, меня прям медленно и методично начала грызть зависть. И вот такой наверное дурной вопрос. Все это под открытым небом, плюс наверное болтаются кучи туристов, как обеспечивается сохранность памятников, начиная от банального отколупнуть кусочек на память, заканчивая влиянием погоды и растительности.

Ссылка на комментарий

2santil

В Парфенон, как мне приходилось слышать, специально привозят битый мрамор, который туристы и растаскивают на сувениры. :) Может быть, так делают и в других местах. Но менее популярные раскопы просто обнесены верёвочками, если есть желание, можно полазать. Некоторые объекты, как, например, знаменитые мозаики Пеллы, защищены от дождя навесами, остальное так и содержится под открытым небом. Надо полагать, сухой климат позволяет. Что касается растительности... Тот газончик в Пелле, что на фото, судя по его ухоженности, рукотворного происхождения. Борьба с растительностью там вряд ли тяжкая: если не поливать, к июлю-августу траву выжжет солнце.

Ссылка на комментарий

После долгово отсутствия рад приветствовать всех камрадов. Вот уж не планировал исчезать. В подробности вдаваться не буду (оффтоп). Попал в больницу, два раза резали, лежал в реанимации и т. д. Короче, еле оклемался. В самое ближайшее время постараюсь принять участие в обсуждениях, но не сегодня, в себя прийти надо после 24-х довольно неприятных дней.

Ссылка на комментарий

2xcb

А с надписями - типо "Вася здесь был"? как борятся?

Этого не знаю. Думаю, что особенно и не борются. Во всяком случае, накарябать что-нибудь, например, на пелльской колонне, пока гид не видит, возможность была. :) Однако никаких таких надписей мне не попалось. Вообще сами греки, похоже, сознательно относятся к своему наследию. Скверик в Салониках, где стоит памятник Александру, служит местом сборищ наркоманов, и все плиты вокруг сплошь исписаны. Однако на самом постаменте и окружающем его комплексе ничего нет. Представляю, какой вид это имело бы у нас...

Ссылка на комментарий

Предлагаю обсудить деятельность АЛЕКСАНДРА в последние полтора года его жизни: от прихода из Гедросии в Карманию до смерти в Вавилоне. На это время приходятся многочисленные события, преобразования. Интересно было бы поподробней поговорить о них.

Ссылка на комментарий

2гостья

Для затравки предлагаю поговорить об отношениях АЛЕКСАНДРА со своими македонскими воинами. 324 год в этом отношении интересен не только отправкой их большей части на родину. Это скорее была кульминация, которой предшествовало множество событий.

Интересно уже то, когда именно царь замыслил избавиться от македонян. В этом вопросе мы можем только строить догадки, никаких фактов нет. Вряд ли это произошло сразу после бунта на Гифасисе. Хотя первые мысли должны были зародиться у АЛЕКСАНДРА именно тогда. Также маловероятно и то, что царь решил ся на отправку незадолго до прибытия в Опис. Расклад событий показывают, что как минимум за несколько месяцев до этого царь продумал ряд действий, предварающих расставание с ветеранами.

В их ряду первым стоят знаменитые свадьбы в Сузах. Кроме 80 командиров обженили более 10 000 македонян (из общего числа в 16-17 тысяч). Таким образом царь решил узаконить много лет продолжающиеся связи своих воинов с азиатками. Вследствие этих связей появилось много детей смешанного происхождения. Теперь они вероятно приобрели положение законных детей, а не каких-то бастардов. Кстати, каждый "молодожён" получил свадебный подарок. Так что свадьбы обошлись царю в копеечку.

Но расходы только начинались. Подготавливая положительное отношение македонян к себе перед предстоящим расставанием, АЛЕКСАНДР решил уплатить их долги. Оригинальный поступок. Очень схож с тем, что происходит сейчас в России. Государство предоставляет крупным компаниям огромные средства для того, чтобы те смогли расплатиться с западными кредиторами. Вот и тогда царь принял на себя последствия не очень-то достойного поведения своих воинов, в большинстве своём вероятно попросту проигравшихся. Сумма долгов составила 20 000 талантов. Это самый крупный расход, произведенный АЛЕКСАНДРОМ.

Далее последовала раздача даров наиболее доблестным воинам. Читая Арриана не легко понять, получили ли награды только командиры, или и простые воины тоже. Второе кажется более логичным.

Этот ряд действий, имеющих своей целью создание положительного настроения в македонском войске, был нарушен приходом 30 000 "эпигонов", обученных греческой культуре и вооруженных македонским оружием. как ни старался АЛЕКСАНДР замазать воинам глаза многочисленными дарами, те всё равно просекли суть происходящего, осознали процесс превращения своего национального царя в чуждого им Великого царя царей. Поэтому неудивительна их реакция в Описе. Я сейчас не хочу останавливаться на том, как проходили события в Описе. Перейду сразу к их окончанию. АЛЕКСАНДР даровал всем македонянам статус "родственников". Организовал роскошный пир примирения. Что меня особенно заинтересовало в описании пира, так это то, что на нём были произнесены молитвы о "согласии и единении царств македонского и персидского". АЛЕКСАНДР уже явно провозглашает свои взгляды: нет победителей-македонян и побежденных-персов, есть факт объединения под его властью двух государственных образований.

К этим молитвам органично добавляется то, что царь решил оставить азиатских жен и особенно детей своих македонских воинов в Азии. Этим он решал две задачи. Во-первых, на корню ликвидировал возможные проблемы между македонцами и азиатами, ведь Македония пока не была готова к радикальным переменам. Во-вторых, царь планировал вырастить детей в македонском духе и сделать их воинами-македонцами. Эти дети должны были стать самым ярким претворением в жизнь его политики единения двух начал. К тому же они стали бы основным кадровым резервом для создания новой имперской армии.

Опять же македонян засыпали деньгами. Им выплатили жалование за прошедший период и дали ещё вперед, за то время, которое они проведут в пути домой. Плюс ещё каждому дали по таланту. А ведь в Македонию уходило 11 500 человек. Кошмарные расходы для государственной казны.

АЛЕКСАНДР очень мудро поступил с тем, кого поставил во главе уходящих. Это были Кратер и Полисперхонт. Оба отличались своим традиционным старомакедонским настроем. Оставлять их в Азии накануне предполагавшихся дальнейших преобразований было рискованно. Можно было нарваться на вынужденное идеологическое сопротивление. Царь ушел от такого сценария. И опять убил сразу нескольких зайцев. Он знал как македоняне любят Кратера и понимал, что его отправка положительно скажется на настроении уволенных ветеранов. И он назначил Кратера преемником Антипатра на посту наместника Македонии. В Антипатре он не мог быть уверен. Кратеру же, несмотря на его взгляды, он доверял полностью. Спокойствие в Македонии было бы обеспечено.

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

2Marc Romiliy

Вот стараюсь "вклиниться" в беседу. Для этого "прицеплюсь" к одной Вашей фразе, которая меня несколько озадачила:

Во-первых, на корню ликвидировал возможные проблемы между македонцами и азиатами, ведь Македония пока не была готова к радикальным переменам.

А когда она могла бы быть готова? и готова конкретно к чему? и кто, вообще, был готов к этим радикальным переменам? Поясню суть вопроса. Из Ваших слов следует, что македонцы и Македония не могли принять слияние с азиатами и быть с ними на равных, а кто-то, следовательно, мог. Но кто? Побеждённая Азия? А был ли у неё выбор, как у проигравших... Её молчание вынужденное, а вот победитель имел право голоса, но македонцы не готовы, и поэтому отстраняются Александром от участия. И ещё Вы построили фразу так, как буд-то Македония ещё не готова, но скоро будет уже вполне созревшей для этого. Так будет? И разве реально быть готовым к такому где-либо и когда-нибудь...

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Тема отношения различных групп населения к происходящим в империи изменениям сложна. Ваш вопрос вполне понятен, постараюсь внятно ответить.

Десять лет македонская национальная армия (сопровождаемая другими этническими формированиями) провела в восточных походах. 334-331 гг. прошли по вполне понятному каждому солдату сценарию. Идёт война с враждебным государством, мы побеждаем, скоро захватим столицы противника, обогатимся. Когда войнв в конце концов закончится. 330 и особенно 329 года начали открывать глаза на происходящее. Персия повержена, Дарий погиб, дворец в Персеполе сожжен, союзники отправлены домой. Однако царь и не думает останавливаться. Более того, он начинает превращаться, страшно даже сказать, в перса. То, что я пишу, вам и самому вполне известно и понятно. Я хотел акцентировать внимание на том, что реакция македонян была самой разной. Про-парменионовские круги командного состава крайне отрицательно восприняли начавшиеся изменения. Простые фалангиты пока ещё не осознали глубину происходящего и по привычке были верны своему царю в начавшемся противостоянии. Однако нельзя забывать о том, что и в среде руководства обнаружились люди, поддержавшие царя в его преобразованиях. Происходило это по разным причинам. Кратер не был согласен с происходящим, но был слишком верен, чтобы высказать недовольство. Гефестион принял бы всё, что предложил бы его друг и повелитель. Пердикка, Птолемей и даже зять Пармениона Кен по карьеристким причинам решили встать на сторону царя. Очень интересен другой пример. Вспомните поведение Певкеста. Ещё в Индии он обычный телохранитель, отличается в спачении царя у маллов, позже получает за это сатрапию Персиду. Арриан: "Певкест, сатрап Персиды, перенял и персидский наряд, и персидский язык на радость Александру, с удовольствием глядевшего на это превращение в варвара". Думается были и другие такие "Певкесты". Эвмен явно поддерживал реформы царя. Его поведение в Каппадокии показывает, что он очень легко построил положительные отношения с местным населением и сумел создать сильные военные отряды из числа каппадокийцев.

Основная часть македонской армии не была готова принять слияние с Востоком. И была отправлена домой. Её место всё больше занимали наёмники-греки и восточные контингенты (включая и иранскую знать). Поговорим об обоих элементах. История диадохов и эпигонов показала, что в среде греков нашлось огромное количество авантюристов, готовых признать любого правителя и любые реформы, лишь бы им самим досталось как можно больше богатств, почестей... Да и персидским царям служило много выходцев из Эллады. На счёт иранцев. Они увидели, что бывший враг, а ныне их повелитель искренне воспринимает их традиции, массово берёт иранскую знать в число гетайров и командиров, набирает иранскую армию, не проводит репрессий и более того, защищает местное население от разнузданности македонских сатрапов и стратегов. Реальный взгляд на положение вещей подсказывал им принять сложившуюся ситуацию. И мне кажется, они искренне оплакивали рано умершего АЛЕКСАНДРА. Так как понимали, что другие македонцы вряд ли сохранят его политику в отношении восточных территорий. Что и произошло в реальности. Уже при диадохах иранская аристократия быстро уходит с руководящих постов, а военные контингенты отходят на второстепенное положение. Один только Певкест водит в бой 3000 по-македонски вооруженных персов и имеет 10 000 легковооруженных туземцев.

Всем вышесказанным я хотел показать, что к лету 323 г. в азиатских территориях империи сложилось положение, когда основная часть находящихся там македонян, греков и иранцев подчинилась реформам царя. Кто добровольно, кто вынужденно. Однако положение в Европе было иным. В отношении Эллады АЛЕКСАНДР уже начал показывать себя в своей новой ипостаси. Он издает декрет о возвращении изгнанников, что было явным превышением его полномочий гегемона Эллинской лиги и показывало новое отношение Македонца к Элладе. Что было подкреплено указом считать его богом.

А вот в отношении Македонии АЛЕКСАНДР пока не производит никаких преобразований. Он понимает, что любое изменение вызовет массовое недовольство. Приход македонских ветеранов со своими азиатскими женами и смешанного происхождения детьми мог стать причиной кризиса. Царь обходит эту проблему и ликвидирует её на корню. Ему нужно было не просто сохранить положение, он планировал сменить руководство Македонией, так как не был уверен в нынешнем наместнике. Однако кого он посылает ему на замену? Кратера. Человека, бывшего с одной стороны приверженцем старых филипповского времени традиций, а с другой стороны бесконечно преданного своему царю. Кратер обеспечил бы и верность Македонии и спокойствие в Элладе. И в то же время не вызвал бы никаких проблемных ситуаций в Македонии. Как это произошло бы, если бы царь отправил туда ветеранов с азиатскими семьями, и назначил бы наместником какого-нибудь "Певкесту". Всё это показывает, что АЛЕКСАНДР очень реалистично осознавал ситуацию в разных частях империи и не действовал грубо. Черёд Македонии по превращению её в почти обычную часть империи всё равно бы произошёл. Но для этого понадобилось бы ещё много лет. Нужно было окончательно сформировать имперскую знать, имперскую армию и стать независимым от македонян. Уже в 323 году, после событий в Описе и увольнения ветеранов, царь переломил ситуацию, почти официально показав превращение из македонского национального царя в интернационального абсолютного монарха. Лет через десять положение изменилось бы окончательно. Однако этому было не суждено произойти.

Ну вот, понаписал опять, не осталось времени ответить на ваше сообщение в "Диадохах". Сделаю это завтра.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

На счёт иранцев. Они увидели, что бывший враг, а ныне их повелитель искренне воспринимает их традиции, массово берёт иранскую знать в число гетайров и командиров, набирает иранскую армию, не проводит репрессий и более того, защищает местное население от разнузданности македонских сатрапов и стратегов. Реальный взгляд на положение вещей подсказывал им принять сложившуюся ситуацию. И мне кажется, они искренне оплакивали рано умершего АЛЕКСАНДРА.

Да, всё вроде бы так... И читая источники, не раз можно найти примеры приятия и политики и самой личности Александра азиатами. Но насколько это правда?.. Вот, например, что писал Арриан (IV, 20):

Рассказывают, между прочим, что вскоре после битвы при Иссе к Дарию убежал евнух, приставленный стражем к его жене. Увидя его, Дарий прежде всего спросил, живы ли его дочери, жена и мать. (2) Узнав, что они живы, что их величают царицами и обращаются с ними так же, как обращались с ними у Дария, он затем спросил, верна ли ему его жена. Узнав, что верна, он опять осведомился, не совершил ли Александр оскорбительного насилия. Евнух клятвенно подтвердил: «Царь! жена твоя осталась такой, какой ты ее оставил; Александр самый благородный и воздержанный человек». (3) Тогда Дарий воздел руки к небу и произнес такую молитву: «Зевс-владыка, ты ведаешь на [159] земле судьбою царей! сохрани же мне теперь власть над персами и мидянами, которую ты же и дал мне. Если же тебе неугодно оставить меня царем Азии, то не передавай моего владычества никому, кроме Александра». Так уменье владеть собой и себя обуздать внушает уважение даже врагам.

Собственно, на лицо бесстыжая и неприкрытая пропаганда "лояльности" Дария, он не только благословляет Александра на царство, но и молится Зевсу-владыке. Т.е. для Арриана персы уже до захвата были вполне эллинизированны... Подобные пассажи, мягко говоря, не внушают доверия и из-за них вообще перестаёшь верить свидетельствам античных историков относительно настроений побеждённых азиатов. Да и история национального возрождения в Парфии, в Мидии-Атропатене, в Иудее и проч. говорит о том, что эллинизация не была принята и по-серьёзному не укоренилась. Я не подвергаю сомнению, что при Александре персидская "группировка" добилась многих постов в новом государстве, но опять же только у себя дома. И речи не могло быть о том, чтобы назначать азиатов на государственные посты в европейских частях. Так что "равенство" народов не вполне имело место быть даже в самом радужном восприятии политики Александра.

Нужно было окончательно сформировать имперскую знать, имперскую армию и стать независимым от македонян. Уже в 323 году, после событий в Описе и увольнения ветеранов, царь переломил ситуацию, почти официально показав превращение из македонского национального царя в интернационального абсолютного монарха. Лет через десять положение изменилось бы окончательно. Однако этому было не суждено произойти.

А не кажется ли Вам, что желание македонского царя "стать независимым от македонян", есть желание уже только персидского царя, а вовсе не какого-нибудь интернационалиста? Я уже не говорю, что это вполне измена родине... И из кого АМ бы формировал имперскую власть, имперскую армию в течении десяти предполагаемых лет? Из азиатов, греческих наёмников и придворных подпевал? А чем это не классическая персидская армия и государство? Где тут новое и интернациональное... Может, я чего-то не понимаю... Поясните немного, каким Вы лично видите предполагаемое будущее империи АМ, если бы он не отравился. Просто я всё не могу отделаться от ощущения, что империя АМ плавно превращалась в Новую Персию, что не могло в исторической перспективе не вызвать ещё одной греко-персидской войны, и вопрос лишь в том кто первый бы пошёл наводить "порядок": азиаты ли решили приструнить национальное возмущение греко-македонян или те смогли бы выдвинуть нового лидера и организовали бы новый поход на восток. Пожалуйста, переубедите меня в том, что АМ не стал бы для Персии кем-то наподобие Птолемея "бога-спасителя" для Египта.

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

но и молится Зевсу-владыке

 

Это что, аргумент? Ничего так, что античные источники просто-напросто часто дают богам варваров имена аналогичных по функциях и рангу собственных богов?

 

Я не подвергаю сомнению, что при Александре персидская "группировка" добилась многих постов в новом государстве, но опять же только у себя дома.

 

И что? Померять не пробовали размеры Македонии с бывшим Ахеменидским царством?

 

А чем это не классическая персидская армия и государство?

 

От македонян царь и не думал отказываться, кстати. И свои новые азиатские войска обучали и он, и диадохи нередко именно по-македонски.

Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

Не стоит смешивать более менее конкретные сообщения истоников, и в большинстве своём выдуманные речи и лирические вставки, наподобие сцены с Дарием у Арриана. Тема естественно спорная (как отделить правдивое от ложного?), поэтому не буду на ней останавливаться.

Теперь о персах. Вы пишите, что некая персидская "группировка" добилась многих постов в новом государстве. Интересно было бы узнать, каким образом она добивалась, и как это её удалось добиться этих самых постов. Мне почему-то казалось, что их довольно высокое положение в государстве полностью зиждилось на воле нового владыки. Был бы он последователем традиционных эллинских взглядов на варваров, и чтобы было со всеми этими знатными персами? Правильно, казнь с конфискацией имущества. А АЛЕКСАНДР создавал интернациональное государство, в котором право на достижение значимой роли было у любого жителя. Говоря последние слова, я естественно несколько упростил её. В 4 веке до н. э. говорить о каком-либо полном равенстве невозможно. У перса в новой империи возможностей было больше, чем у арахосийца или паропамисада. А у знатного человека больше, чем у бедняка без роду и племени. В западной части империи "государствообразующими" нациями были македонцы и греки, в восточной это были прежде всего персы. В течение нескольких веков только они занимались вопросами государственного управления. Все остальные народы государства Ахеменидов были практически удалены от такого рода деятельности. Не буду вдаваться в подробности, они банальны.

Перехожу к вашему основному вопросу. …«каким Вы лично видите предполагаемое будущее империи АМ», «И из кого АМ бы формировал имперскую власть, имперскую армию в течении десяти предполагаемых лет? Из азиатов, греческих наёмников и придворных подпевал? А чем это не классическая персидская армия и государство? Где тут новое и интернациональное...».

Ответить на подобный вопрос крайне нелегко. С одной стороны. Ведь это область сплошных предположений. Тем не менее, мы имеем некоторую информацию о поведении царя во внутриполитической плоскости. Особенную важность имеют его действия в 324-323 гг. В прошлом сообщении я уже изложил ряд важных мыслей, но вы отреагировали не на все. Например, значительная часть сообщения была посвящена поведению македонян. Наиболее ярким, но вряд ли исключительным, примером стало поведение Певкеста. Уже в 323 г. Стало понятно, из кого АЛЕКСАНДР собирается формировать власть и армию. На тот момент они состояли из трёх элементов: македонского, греческого и иранского. Царь вовсе не отрёкся от Македонии, как вы косвенно хотите представить, и не превратился в персидского царя.

Да, он отправил македонских ветеранов домой. Но часть македонян оставил при себе. Как пехотинцев, так и гетайров и особенно командный состав (среди которых большинство было не придворными подпевалами, а опытными боевыми командирами), всех тех, кто потом стал участником совета в Вавилоне. Кроме того, Антипатр получил приказ передать Македонию Кратеру и явиться к царю и … «привести молодых македонцев на смену отосланным домой». Последний раз македонское пополнение приходило в царскую армию в далеком уже 330 г. За прошедшие 7 лет подросло новое поколение, выросшее на рассказах о победах македонян на Востоке, и мечтающее поучаствовать в подобных делах, прославиться и обогатиться. Итак, мы можем разделить македонян, которые вскоре были бы частью имперской армии, на две части. На тех, кто уже 10 лет ходил с АЛЕКСАНДРОМ, теперь оказался в составе смешанного имперского войска, но был далеко не на последних ролях. Ведь в смешанных отрядах руководство небольшими и крупными подразделениями было в руках именно македонян. Второй составляющей вскоре стали бы молодые македонцы. Они могли принести с собой определенные проблемы. Ведь они не были ещё включены в новую систему взаимоотношений подданных империи, когда македонцы-завоеватели оказались в равных правах с завоеванными-иранцами. Однако эти новые отряды македонян прибыли бы к царю не ранее чем через два-три года. То есть, скорее всего встреча произошла бы в Александрии при Египте, после прибытия туда имперского войска из Аравии. К этому времени прошли бы проверку боем и временем иранские воины армии. Уже к 324 г. 30 000 из них были тщательно обучены македонской системе боя. Несколько лет военных действий под руководством опытных македонян-ветеранов должны были сделать их полноценной частью армии, не уступающей по своим навыкам македонянам и грекам-наёмникам. Кроме этих обученных эпигонов, в армии были ещё и 20 000 легковооруженных иранцев, набранных Певкестом. Таким образом, в Александрии молодые македонцы оказались бы в армии, на 70 процентов состоящей из иранцев, получивших необходимый опыт, и верных своему повелителю. В таких условиях новобранцам очень быстро пришлось бы принять установленные АЛЕКСАНДРОМ интернациональные принципы.

С греками-наёмниками всё более просто. Это были в большинстве своём профессиональные вояки, число которых в 323 г. составляло в имперской армии примерно 15 тысяч человек. Достаточно значительное число, в военных действиях они могли принимать активное участие, способствовать положительному исходу сражений. Из числа их командиров, некоторые со временем также стали бы частью имперской власти. Греки получали посты командующих подразделениями наёмников в царской армии, стратегов в завоеванных областях, навархов и т. д.

Как показала эпоха формирования ранееэллинистических государств, многие греки смогли легко встроиться в новую систему, стали служить деспотическим монархам Селевкидам и Птолемеям. Не вижу причин считать невозможным то же в отношении АЛЕКСАНДРА. Однако без проблем бы не обошлось. Как показало восстание греческих наёмников, произошедшее в Средней Азии сразу после смерти царя в 323 г., греки нормально относились к военным действиям в составе царского войска, но отрицательно воспринимали ситуацию, когда им приходилось оставаться в отдаленных восточных территориях в качестве воинов местного гарнизона. Симптоматично то, что при живом АЛЕКСАНДРЕ они на это не решились. Мне кажется, что в случае продолжительного царствования этого правителя, эта проблема не превратилась бы в глобальную.

Третьей составляющей были иранцы, а также небольшое число представителей других восточных народов. О них я уже высказался несколько выше. Вы прокомментировали тот факт, что их знать получала посты только в восточной части империи. Недобитый Скальд уже написал, что вообще-то эта часть являлась основной и очень даже громадной по территории. Так что ничего страшного в этом нет. К тому же, мы знаем об их судьбе на 323 г. А что было бы через 10-15 лет? Это как спрогнозировать? Многие персы ещё при Ахеменидах были знакомы с греческим языком и культурой. За определенный период времени процесс знакомства иранской знатной молодёжи с эллинскими традициями мог возрости. Ведь это явно способствовало бы карьере. В итоге, мы могли бы увидеть две тенденции: часть македонян вслед за Певкестом пошла на изучение иранской культуры, а часть иранцев – греческой. Очень важную роль в этой истории могли сыграть дети от смешанных браков. Прежде всего, дети македонских полководцев и персидских аристократок, но и дети от 10 000 браков простых македонян с восточными женщинами тоже. И те и другие росли бы под зорким наблюдением АЛЕКСАНДРА и стали бы живым воплощением его политики. И вот эти-то настоящие имперские граждане могли бы строить свою карьеру в любой части империи АЛЕКСАНДРА.

Вместе, эти три составляющие создали бы и не македонскую, но и персидскую армию и власть. Как по военному обучению, так и по своей структуре и другим факторам.

Невозможно в одном сообщении описать все мысли по поводу возможного развития событий. Напоследок я прокомментирую один ещё момент. Вы в отношении АЛЕКСАНДРА неоднократно высказались: персидский царь, «бог-спаситель» Новой Персии. Мне кажется, что в этом вопросе вы крайне заблуждаетесь. Я не буду сейчас подробно доказывать эту мысль. Скажу только так. АЛЕКСАНДР остался македонцем и навсегда останется им этнически. Он был эллином в культурном отношении. И одновременно он воспринял восточные взгляды на политическое устройство государства. И не более того. Он не отказался от греческого и македонского языков и не перешел на персидский или арамейский. Он не отринул греческих богов и не признал своим главным Ахурамазду. Он всего лишь перешел на строительство своей империи по восточному типу, принял часть восточного церемониала, одежды и т. д. Его империя включала в себя элементы и западные и восточные. Воспринимать то, что происходило с АЛЕКСАНДРОМ как процесс превращения его в персидского царя Новой Персии будет очень сильным заблуждением.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Теперь о персах. Вы пишите, что некая персидская "группировка" добилась многих постов в новом государстве. Интересно было бы узнать, каким образом она добивалась, и как это её удалось добиться этих самых постов. Мне почему-то казалось, что их довольно высокое положение в государстве полностью зиждилось на воле нового владыки. Был бы он последователем традиционных эллинских взглядов на варваров, и чтобы было со всеми этими знатными персами? Правильно, казнь с конфискацией имущества.

Насчёт воли нового владыки как единственной силы, я не соглашусь. Даже у фараонов Древнего Царства такой власти не было, не будет её и у римских императоров, так зачем предполагать таковую у АМ, который переодически играл в панибратство с соратниками?.. Думаю, что на усиление персидской "группировки" повлиял как объективный фактор того, что персы были более привычны к гос. обязанностям по управленческой части у себя на родине, так и факт того, что македонцы сближались с иранскими аристократками, чем не могли не оказывать неизбежную протекцию всевозможным родственникам оных. Теперь насчёт казней. Если греческие и латинские источники молчат об этом, то это не значит, что так оно и было. Высвечивая АМ персофилом они хотели подчеркнуть его терпимость и широту взглядов, чем только заостряли его непатриотичность. Неоднократно встречал мнение, что иранская традиция сохранила память о его борьбе с зороастризмом, убийством жрецов и сожжением Авесты и прочих священных для персов текстов в 331 г. до н.э. Вряд ли такая деятельность была понятна жителям покорённой Персии и способствовало укреплению государственных основ для нового государства...

К этому времени прошли бы проверку боем и временем иранские воины армии. Уже к 324 г. 30 000 из них были тщательно обучены македонской системе боя. Несколько лет военных действий под руководством опытных македонян-ветеранов должны были сделать их полноценной частью армии, не уступающей по своим навыкам македонянам и грекам-наёмникам.

А насколько обоснованно понимание столь полного превращения персидских солдат в армию по македонскому образцу. Более чем сомневаюсь в том, что перс мог экипироваться по-македонски и обнажить руки и ноги, этому противоречила вся азиатская нравственность.

Симптоматично то, что при живом АЛЕКСАНДРЕ они на это не решились. Мне кажется, что в случае продолжительного царствования этого правителя, эта проблема не превратилась бы в глобальную.

Согласен, но для этого АМ должен был бы постоянно владеть политической инициативой, а это крайне сложно...

Многие персы ещё при Ахеменидах были знакомы с греческим языком и культурой. За определенный период времени процесс знакомства иранской знатной молодёжи с эллинскими традициями мог возрости. Ведь это явно способствовало бы карьере. В итоге, мы могли бы увидеть две тенденции: часть македонян вслед за Певкестом пошла на изучение иранской культуры, а часть иранцев – греческой.

Скорее всего, такие нашлись бы... Всегда есть персонажи, "которые Бога не боятся и людей не стыдятся", но предполагать их очень высокий процент не решусь. Думаю, для массовости подобного синтеза не было ни религиозной ни нравственной почвы, а то что было, скорее являлось непреодолимым препятствием для этого.

Вы в отношении АЛЕКСАНДРА неоднократно высказались: персидский царь, «бог-спаситель» Новой Персии. Мне кажется, что в этом вопросе вы крайне заблуждаетесь. Я не буду сейчас подробно доказывать эту мысль. Скажу только так. АЛЕКСАНДР остался македонцем и навсегда останется им этнически. Он был эллином в культурном отношении. И одновременно он воспринял восточные взгляды на политическое устройство государства. И не более того. Он не отказался от греческого и македонского языков и не перешел на персидский или арамейский. Он не отринул греческих богов и не признал своим главным Ахурамазду. Он всего лишь перешел на строительство своей империи по восточному типу, принял часть восточного церемониала, одежды и т. д. Его империя включала в себя элементы и западные и восточные. Воспринимать то, что происходило с АЛЕКСАНДРОМ как процесс превращения его в персидского царя Новой Персии будет очень сильным заблуждением.

Я и не имел ввиду, что АМ стал бы Дарием, но метаморфозу а-ля Птолемей предполагать вполне реально. Птолемей тоже не перешёл на египетский и не возвысил Амона, но перенял часть церемониала и одежду, а себя же обожествил. И поскольку Египет Птолемея нельзя назвать Второй Македонией, а скорее Новым Египтом, так и в случае АМ вполне возможно предположить Вторую Персию.

Изменено пользователем Akilov I.V.
Ссылка на комментарий

2Akilov I.V.

С каждым годом АЛЕКСАНДР всё меньше играл в панибратство. А к 323 г., особенно после казней организовывавших грабежи, насилия и убийства сатрапов и стратегов, уже мало кто решался противоречить царю. Жизнь важнее. К моменту своей смерти АЛЕКСАНДР превратился в абсолютного монарха, не терпевшего критики и непослушания. Он смог приручить не только своих командиров, но и преодолеть мятеж македонских воинов в Описе.

То, что персы были привычны к управлению – конечно же один из факторов привлечения их к управлению. Тут мы с вами единодушны. Однако я не согласен с другим объяснением. Вы пишите: «македонцы сближались с иранскими аристократками, чем не могли не оказывать неизбежную протекцию всевозможным родственникам оных». Вообще-то о фактах сближения с аристократками нам известно только из сообщения о свадьбах в Сузах. Но даже эти свадьбы были произведены по воле царя и не очень-то одобрялись самими женихами. В 330 г., когда началось встраивание персов в управленческий аппарат, македонцы относились к персам не очень-то приветливо. Многочисленные заговоры и проявления недовольства (Димн, Филота, пажи, Каллисфен, Клит…) отлично показывают, что думали македонцы о том, что оказались рядом с персами при дворе царя и на важных должностях. Так что абсолютно с вами не согласен.

На счёт отношения зороастрийцев к Македонцу. Тут ситуация спорная. С одной стороны, и вправду, до сих пор у многих огнепоклонников сохранилось негативное отношение к древнему завоевателю. Однако было ли это сожжение текстов и убийство жрецов? Всё, что нам известно из источников говорит об ином. Особенно если вспомнить знаменитый пир единения в Описе, когда 9 000 македонцев и иранцев собрались, чтобы молить богов о единстве македонского и персидского царств. Здесь возможно наслоение впечатлений и событий. Во время завоевания Персии какое-то количество жрецов могли погибнуть в результате военных действий. Что вообще-то маловероятно, ведь жрецы в битвах не участвовали, а города Ирана АЛЕКСАНДР не разорял. Скорее вероятно другое. Жестоко отнеслись к жрецам и храмам македонские стратеги, оставленные царём в иранских сатрапиях. Вот они-то как раз грабили и убивали, в том числе и жрецов. Вторым фактором могло стать следующее. В глазах иранцев государство Селевкидов было прямым наследником империи АЛЕКСАНДРА, воспринималось как прямое его продолжение. А во времена Селевкидов зороастрийцам пришлось худо. Ведь цари этой династии были эллинистичны, если можно так выразиться. Они полностью были привержены эллинской религии. Поэтому зороастрийские жрецы оказались изгнанными из верхних слоёв общества. Они лишились своих доходов и влияния. В новом государстве они сохраняли значение только в кругах местного населения. В результате сформировалось негативное отношение к македонским завоевателям. Никогда не считал АЛЕКСАНДРА безгрешным правителем. Но зороастрийцев он вроде бы не обижал.

О Персах-«эпигонах». Все наши источники едины в своём мнении об 30 000 молодых иранцах. «У них было македонское вооружение и обучены они были македонским военным приёмам» (Арриан). «Их собрали по приказу царя, они достаточно долго обучались вленному делу под руководством приставленных к ним учителей и воспитателей. Теперь, роскошно одетые, в полном македонском вооружении, они маневрировали перед городом, показывая царю своё умение и успехи в военном деле, и были особо награждены» (Диодор). «…он отобрал 30 000 мальчиков и велел учить их греческой грамоте и приучить пользоваться македонским вооружением» (Плутарх).

Ссылка на комментарий

2гостья

На другом форуме ты написала, что женой Пармениона была некая дочь Андромена из Тимфеи. Но откуда такая информация? Мне в источниках она не встречалась. Да и сама по себе кажется сомнительной. Парменион был довольно стар во время походов АЛЕКСАНДРА. В то время как сыновья Андромена (за исключением Аминты) только начинали свою карьеру. Если у Андромена и была дочь, то по своему возрасту она должна была относиться к поколению Филоты и Никанора, но не их отца. Единственное объяснение - сестра была намного старше братьев, а их брак с Парменионом был произведен не смотря на несколько десятилетий разницы в возрасте.

Сомнения вызывает уже то, что согласно источникам сыновья Андромена были давними друзьями Филоты. Отличный повод для любителей придумывать генеалогии соорудить родство двух знатных семей.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Отсюда Стопроцентной гарантии сайт, конечно, не даёт, но особенно сомнительной мне эта версия не кажется. Брак с девушкой, годящейся в дочери был тогда обычным делом. В любом случае Парменион обзавёлся сыновьями уже не в юном возрасте, лет за сорок. Также и дружба Филоты с сыновьями Андромена могла объясняться их родством.

Впрочем, жена Пармениона могла быть дочерью и какого-нибудь другого Андромена.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.