Александр Македонский и его империя - Страница 62 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Александр Македонский и его империя


Рекомендуемые сообщения

2гостья

Приходилось ли тебе встречать один древний текст. Он написан почти через пятьсот лет после смерти АЛЕКСАНДРА.

«При Александре самое тяжёлое обвинение, какое мог вывести клеветник, заключалось в том, чтобы изобличать кого-нибудь в неблагочестии против Гефестиона, в отказе воздавать ему поклонение. Дело в том, что после смерти Гефестиона Александр, движимый любовью к нему, пожелал присоединить к прочим своим великим делам ещё одно: возвести почившего в сан бога. Немедленно, конечно, храмы воздвиглись по городам, святилища и жертвенники сооружались, жертвы стали приноситься и празднества справлялись этому новому богу, и величайшей клятвой для всех стало имя «Гефестион». Если же кто-нибудь решался усмехнуться на происходящее или не проявить слишком рьяного благочестия, наказанием была положена смертная казнь. Льстецы подхватили эту страсть Александра к юноше и тотчас стали ещё более разжигать и раздувать её пламя, рассказывая, что Гефестион являлся тому или иному из них во сне, исцеления разные к нему приспособляя и пророчества ему приписывая. Всё это заканчивалось принесением жертвы богу-сопрестольнику и отвратителю зла. Александр же, слыша об этом радовался, верил в самые последние выдумки и очень гордился тем, что он не только сам является сыном бога, но и силу имеет создавать новых богов. И надо подумать, сколько друзей Александровых в ту пору изведали сладость Гефестионовой божественности, оклеветанные, будто они не чтут всеми признанного бога, и за это подвергнутые изгнанию и утратившие благоволение царя.

В это именно время и Агафокл, военачальник Александра, очень им ценимый, едва не оказался запертым в клетку вместе со львом из-за возведённой им клеветы, будто он, проходя мимо могилы Гефестиона, прослезился. Однако его, говорят, выручил Пердикка, поклявшийся всеми богами, и Гефестионом в том числе, будто на охоте ему воочию явился бог и повелел сказать Александру, чтобы тот пощадил Агафокла: он-де заплакал не из неверия, не как по мертвецу, но просто вспомянув об их давней взаимной привязанности».

 

Такой вот текст. Ты недавно завела разговор о Багоях, а мне теперь захотелось поговорить о Гефестионе. Достоверность приведённых строк сомнительна. Но многое кажется вполне реальным, хотя и несколько преувеличенным и частично ошибочным. Из Арриана мы знаем, что после смерти Гефестиона АЛЕКСАНДР страшно горевал, обрезал свои волосы и отправил к Аммону феоров спросить, как следует почитать Гефестиона. Жрецы Аммона не согласились с богом Гефестионом, но сказали, что ему следует приносить жертвы как герою. «АЛЕКСАНДР обрадовался этому ответу и с этого времени возвеличил Гефестиона как героя». Клеомену в Египет царь отправил письмо с приказанием построить в Александрии храм Гефестиону, «сделать его огромнейшим по величине и изумительнейшим по роскоши, назвать именем только Гефестиона и вырезать это имя на печатях, которыми купцы скрепляют свои договора».

Так что в приведённом тексте ошибка состоит в том, что статус героя все же подменён богом. Зато другие части текста подтверждаются Плутархом, когда он в жизнеописании Эвмена из Кардии писал: «Но немного спустя Гефестион умер, и удручённый горем царь стал суров и жесток со всеми, кто, как он думал, завидовал Гефестиону при жизни и радовался его смерти. При этом самое сильное подозрение пало на Эвмена, и царь часто вспоминал ему его раздоры с умершим. Тогда хитрый и владевший даром убеждения Эвмен попробовал в том, что грозило ему гибелью, найти источник спасения. Полагаясь на дружеские чувства АЛЕКСАНДРА к Гефестиону, он щедро и с готовностью дал деньги на погребение и таким образом всех превзошёл в почестях, какие принято оказывать покойнику». Арриан добавляет к этому: «Многие из друзей АЛЕКСАНДРА в угоду ему посвятили себя и своё оружие умершему Гефестиону. Это была выдумка Эвмена… Он сделал это, чтобы АЛЕКСАНДР не подумал, что он радуется смерти Гефестиона».

Итак, Плутарх также признаёт, что царь стал суров и жесток к недругам Гефестиона. Однако из других источников нам неизвестно о каких-либо преследованиях таких лиц. Тот текст, что я привёл в начале сообщения принадлежит Лукиану из Самосаты. Там указывается конкретный случай с неким полководцем Агафоклом. Здесь скорее всего идёт выдумка. Никаких ценимых АЛЕКСАНДРОМ Агафоклов мы не знаем. Зато известен похожий случай с желанием посадить в клетку со львом Лисимаха, сына Агафокла, из-за сочувствия, оказанного им Каллисфену. Так что скорее всего у Лукиана ошибочно приводится история Лисимаха, произошедшая в другое время, в другом месте и не по этой причине. Да и наказанием за не должное отношение к Гефестиону должно было служить не казнь и изгнание, а именно потеря благоволения царя, как это пишет сам Лукиан, и вероятно выбывание из числа кандидатов на наиболее важные посты.

Хотелось бы услышать твои размышления по нескольким пунктам: по тексту Лукиана, по сообщениям Плутарха и Арриана и любые мысли о Гефестионе и реакции АЛЕКСАНДРА на его смерть.

Изменено пользователем Marc Romiliy
Ссылка на комментарий
  • Ответов 3.5т
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Игорь

    183

  • Недобитый Скальд

    568

  • гостья

    538

  • Marc Romiliy

    806

2Marc Romiliy

 

Отношение Александра к Гефестиону остается непонятным из-за отсутствия в дошедших до нас источниках какой-то существенной информации. Приведу, например, такую догадку: существовало некое предсказание, которое связывало судьбу Александра (или его царства, или его потомков) с судьбой Гефестиона.

Ссылка на комментарий

2Филоромей

А где взяли информацию о таком предсказании? Честно говоря – первый раз слышу. Раньше мне приходилось только читать о предсказании по поводу продолжения рода Аргеадов, пока их хоронят в Македонии.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

 

Вы меня не правильно поняли. Это мой вымысел. Я хотел сказать, что мы просто не владеем какой-то важной информацией об отношениях АМ и Гефестиона. Слишком много прошло времени и слишком много утрачено. К сожалению, мы можем только строить версии. Одну из них я только что и придумал.

 

Раньше мне приходилось только читать о предсказании по поводу продолжения рода Аргеадов, пока их хоронят в Македонии.

 

О том, как возникают подобные предсказания мы уже как-то говорили в другом месте в связи с предсказанием о смерти Селевка Никатора.

У меня даже была раньше идея обобщить и проанализировать все предсказания об Александре, его диадохах и современниках.

Изменено пользователем Филоромей
Ссылка на комментарий

2Филоромей

Отношение Александра к Гефестиону остается непонятным из-за отсутствия в дошедших до нас источниках какой-то существенной информации. Приведу, например, такую догадку: существовало некое предсказание, которое связывало судьбу Александра (или его царства, или его потомков) с судьбой Гефестиона.

С отношением как раз все понятно: Гефестион был самым близким человеком Александру, и если уж царь при всем своем самолюбии мог сказать о фаворите : "Он тоже Александр", это говорит само за себя. Как и реакция на его смерть. А вот что было причиной такого отношения, можно только гадать. Уж конечно, не только за "обольстительные бедра" :rolleyes: так ценил его Александр; но сохранилось слишком мало информации, чтобы понять: а чем так отличался Гефестион от остальных сподвижников АМ? Что до вашей версии предсказания... теоретически возможно, что суеверный АМ сам или с подачи какого-нибудь служителя культа вообразил, что его судьба как-то связана с Гефестионом. И возможно, продвигая Гефестиона в боги, рассчитывал, что тот с Олимпа будет ему покровительствовать.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Итак, о Гефестионе.

Как я писала выше, если с отношением Александра к Гефестиону все ясно, то с причиной такого отношения – нет. Источники не сохранили нам описаний каких-то особенно выдающихся достоинств фаворита. Что в общем-то, странно: Гефестион, особенно в последние годы, играл при Александре примерно ту ж роль, что Меншиков при Петре I. (Впрочем, 300 и 2300 лет – разница большая, и что останется по прошествии этого времени от источников по петровским временам?) Этому может быть и такое объяснение: при жизни царя Гефестион, как и остальные сподвижники, терялся в тени Александра, но если диадохи сумели проявить себя после смерти повелителя и оставить о себе память, то умершему раньше него Гефестиону тут не повезло. В этом плане судьбу Гефестиона можно сравнить с судьбой также умершего прежде царя Кена, о котором также известно меньше прочих.

Теперь по тексту Лукиана. Конечно же, его рассказ о расправах с теми, кто не проявлял должное по его мнению, уважение к Гефестиону, сильно преувеличен. А история с Агафоклом основана на анекдоте о его сыне Лисимахе, реальная история которого есть у Курция:

14. Когда на редкость огромный лев побежал на самого Александра, то случайно оказавшийся рядом Лисимах, ставший впоследствии царем, хотел рогатиной встретить зверя. Царь, оттолкнув его и приказав не вмешиваться, заявил, что он один, как и Лисимах, может убить льва. 15. Ведь однажды Лисимах, охотясь в Сирии, в одиночку убил зверя исключительной величины, который успел разодрать ему левое плечо до кости, и тот оказался на краю гибели. 16. С укором напомнив об этом Лисимаху, царь доказал свою храбрость на деле лучше, чем на словах: он не только подпустил к себе льва, но и убил его одним ударом. 17. Выдумка, будто Александр бросил Лисимаха на съедение льву, я полагаю, была порождена именно этим случаем

Даже фантазер Курций проявляет тут не очень свойственный ему реализм.

Но хотя рассказ Лукиана о наказаниях «врагов» Гефестиона и преувеличен, все же несомненно, отношение Александра к сподвижникам во многом зависело от их отношения к памяти Гефестиона. Очень показательно тут процитированное тобой выше письмо Александра к Клеомену:

Клеомену, человеку худому, натворившему много несправедливостей в Египте, он послал письменный приказ. ... «Если я найду, — говорится в письме, — что и храмы Гефестиону выстроены хорошо, и жертвы в них совершаются как следует, то я прощу тебе все прежние проступки, и в дальнейшем, чтобы ты ни натворил, тебе от меня худого не будет».

Учитывая, что сведения исходят от апологета-реалиста Арриана, не верить им трудно. «Худым» Клеомен возможно, стал с подачи его соперника и победителя Птолемея, но позицию АМ этот случай иллюстрирует прекрасно. На первом месте у него оказываются личные интересы, а не государственные.

Ссылка на комментарий

2гостья & Филоромей

Пока не буду анализировать отношение к Гефестиону. Приведу "краткий" перечень основных этапов административной и военной Гефестионовой деятельности. Это поможет сформировать представления о роли лучшего друга царя во время восточных походов. Перечень доказывает, что Гефестион был не просто другом, но и отличным управленцем и полководцем.

После переправы в Азию Гефестион приносит жертву Патроклу, в то время как АЛЕКСАНДР – Ахиллесу.

После Исса он вместе с царём, одетые в одинаковые одежды, заходят в шатёр семьи Дария. «И он тоже АЛЕКСАНДР».

В Сидоне по приказу царя Гефестион назначил нового правителя города.

После взятия Тира Гефестион посадил на корабли часть войск и вдоль побережья Финикии отправился к Газе.

Ранен в битве при Гавгамелах, копьём ему пробило руку. Участвует в битве как начальник телохранителей.

В Экбатанах Гефестиону поручено собрать в царском дворце пленных иранцев.

Принимает активное участие в привлечении Филоты к заговору, к использованию пыток для получения признания участия в заговоре против царя. Лично присутствует в момент пыток. Курций, описывая эти события, уже не включает его в число телохранителей. После казни Филоты получает под своё командование одну из двух сформированных гиппархий.

Когда в Согдиане АЛЕКСАНДР разделил своё войско на пять частей, Гефестион возглавил одну из них, получив приказ вновь заселить города Согдианы. Перед очередной зимовкой Гефестиону поручено отправиться в Бактрию и организовать заготовку продовольствия для армии.

При вторжении в Индию Гефестион был послан в землю певкелаотов во главе трёх таксисов фаланги, половины гетайров и всей наёмной конницы (более 7 000 человек). В течение месяца он осаждал Певкелаотиду и взял её. Новым правителем области назначил по ранее данному царём указанию Сангая. Действовал Гефестион вместе с Пердиккой.

Также с Пердиккой он построил невдалеке от Инда город Оробатиду, а затем взялся за сооружение моста через Инд. Тут Гефестиона с почётом встретили представители раджи Таксила. Они бесплатно предоставили ему необходимое количество хлеба. Мост был построен к моменту прихода армии АЛЕКСАНДРА. Также был собран необходимый для переправы флот.

В битве при Гидаспе Гефестион вновь действует во главе своей гиппархии.

После переправы через Акесин АЛЕКСАНДР поручает Гефестиону подавить мятеж другого Пора. Для чего предоставил ему два таксиса, две гиппархии (собственную и Деметрия), а также половину лучников, то есть всего около 6 000 воинов. Гефестион должен был подчинить владения мятежного раджи Пору и также поступить с независимыми племенами. Гефестион оперативно выполнил это задание, после чего построил город, как этого хотел царь. Вместе со своим войском он присоединился к основной армии и присутствовал в момент конфликта на Гифасисе.

Вернувшись от Гифасиса к Гидаспу, АЛЕКСАНДР разделил армию на три части и самую большую и лучшую из них передал Гефестиону. В том числе и 200 боевых слонов. Гефестион командовал движением своей части армии вниз по течению Гидаспа.

После прибытия всех частей в место слияния Гидаспа и Акесина и объединения всех трёх армий среди македонян вновь проявились мятежные замыслы. Часть воинов задумала покинуть войско. Гефестион был отправлен с крупным подразделением в сторону земель маллов на пять дней раньше времени выдвижения самого АЛЕКСАНДРА, чтобы в его руки попали возможные беглецы.

Для неожиданного нападения на маллов царь взял небольшой отряд, в то время как главная часть армии осталась в лагере при слиянии Акесина и Гидраота под командованием Гефестиона.

Гефестион сохраняет руководство над армией вплоть до прибытия к устью Инда. В Паталах ему поручено выстроить крепость, укрепить гавань и построить верфи. В момент экспедиции на племя арабитов Гефестиону вновь поручают командование главной армией. В земле оритов Гефестион строит новый город (на месте деревни Рамбакии).

Вместе с АЛЕКСАНДРОМ Гефестион преодолевает пустыню Гедросии. На знаменитой свадьбе в Сузах он получает в жёны Дрипетиду, дочь Дария и сестру новой жены царя Статиры.

При движении вдоль Персидского залива АЛЕКСАНДР с небольшим отрядом (около 4 000 воинов) отправился на кораблях, а Гефестиону поручил вести остальное войско.

В Экбатанах Гефестион заболел и скончался.

Изменено пользователем Marc Romiliy
Ссылка на комментарий

А теперь уже о характере взаимоотношений. Честно говоря, для меня никакой загадки здесь нет. Гефестион в полном смысле этого слова - лучший друг АЛЕКСАНДРА. Плутарх очень точно подметил: "Вообще Гефестиона он любил, а Кратера уважал; он и считал, что Гефестион любит АЛЕКСАНДРА, а Кратер - царя. Между обоими поэтому существовала тайная вражда, и столкновения бывали часто". У АЛЕКСАНДРА было не так много личных друзей, друзей детства. К ним можно отнести кроме Гефестиона Птолемея, Гарпала, Неарха и Эригия. Всем им молодой царь очень доверял. Но с Гефестионом не мог сравниться никто другой. Здесь должно было сказаться и абсолютное одобрение Гефестионом восточной политики царя. Вслед за царственным другом Гефестион изменил свой образ жизни с македонского на иранский. Оба они постоянно проявляют глубину своих отношений. Вместе читают письма, одинакого одеваются (чем вызвали ошибочное обращение матери Дария к Гефестиону как царю). Олимпиада ревнует своего сына к Гефестиону. Оба были одного возраста. Гефестион "был самый любимый из всех друзей царя, выросший с ним, поверенный всех его тайн, имевший больше других право подавать советы царю. Но этим правом он пользовался так, что казалось, будто он делает это по желанию царя, а не в силу своих притязаний".

Чем дальше в Азию уходил АЛЕКСАНДР, тем меньше с ним оставалось людей, на которых он мог полностью положиться и кроме того, проявивших достойные способности. Эригий погиб. Гарпал оказался способен на проявление слабостей и был оставлен в Вавилоне. Неарх разбирается только в кораблях и поэтому вплоть до возвращения из Индии серьёзно не привлекался. остались только Гефестион и постепенно поднимающийся Птолемей. Однако сын Лага довольно поздно выходит на первые позиции. При вторжении в Индию главными помощниками АЛЕКСАНДРА были Гефестион и Кратер, почти сравнялся с ними Пердикка.

Только на этих троих мог положиться царь. Но только один Гефестион был не просто приближённым полководцем, но другом. Поэтому именно ему царь доверял руководство большей частью армии. Недаром лично для Гефестиона была воссоздана персидская должность хилиарха. Не занятая никем после смерти Гефестиона. Для АЛЕКСАНДРА он был абсолютно незаменим. Так что не удивляет и сила отчаяния АЛЕКСАНДРА от того, что тот скончался. Царь остался наедине с самим собой против всего мира. Не было больше человека, который поддержит в любой ситуации, и не потому что ты царь, а потому что ты это ты.

На моё восприятие сильное влияние оказала Воронкова. Скрывать этого не хочу, да и считаю, что она лучше кого-либо другого отразила в своих книгах и личность АЛЕКСАНДРА и характер их дружбы с Гефестионом.

 

P.S. В своём посте о действиях Эвмена и других приближённых после смерти Гефестиона забыл привести строчку из царской биографии Плутарха: "Начальники и друзья, каждый стремясь угодить царю, заказали изображения Гефестиона из слоновой кости, золота и других материалов, ценимых людьми".

Ссылка на комментарий

2гостья

Хочу заметить. Первые годы правления АЛЕКСАНДРА Гефестион вообще не появляется на политической арене. Его нет ни в событиях Балканского похода, ни в походе на Грецию (в смысле, на Фивы), ни в завоевании Малой Азии. Первое упоминание – утверждение нового царя Сидона в 332 г. И наконец первое участие в военных событиях – битва при Гавгамелах, статус – командир соматофилаков.

Всё это вполне понятно. В 336 г. Гефестион обычный 20-летний аристократ. В фаланге и коннице гетайров все посты занимают вероятно ещё чисто филипповские кадры. Причём в большинстве своём ориентированные на Пармениона и в какой-то степени на Антипатра. Положение Пармениона просто уникально. Сын Филота командует всей конницей гетайров. Никанор по очереди руководит гипаспистами и флотом. Зять Кен таксиарх. Сам Парменион по сути является командующим всем войском. Антипатр тоже вероятно имел своих людей в командном составе. Тот же Александр Линкестиец. Сначала стратег Фракии, а затем командир очень важной фессалийской конницы.

Молодой АЛЕКСАНДР естественным образом (хоть и не без проблем) занял царский пост. Однако его друзья в силу своего и его молодого возраста ещё не могли претендовать на значимые посты. Поэтому Птолемея и Гефестиона царь берёт в свои телохранители. С какого времени Гефестион возглавляет телохранителей нам неизвестно. Гадать не буду. Скажу следующее. В 336-332 гг. должность начальника соматофилаков вряд ли имеет политическое значение. Руководство армией всё ещё у Пармениона. Поэтому в эти годы телохранители – это просто телохранители.

Сущность этой должности измениться в следующий период правления АЛЕКСАНДРА. В 332-331 гг. он начинает продавливать своё мнение в кадровых решениях. К этому времени он имел возможность ближе познакомиться со всеми офицерами. Дать возможность своим друзьям проявить способности и доказать адекватность будущего повышения. А после 330 года отряд соматофилаков вообще становится резервом высших кадровых назначений. Именно из числа телохранителей подбираются командиры гиппархий, а позже и руководители отдельных маленьких армий.

Так что вплоть до дела Димна и Филоты, Гефестион сохраняет второстепенные позиции. В возрасте 24 лет он впервые направлен с дипломатической миссией. Через несколько месяцев ему поручено перегнать флот вдоль финикийского побережья. При Гавгамелах он рубиться рядом с АЛЕКСАНДРОМ, проявляет личную храбрость, но делает это в качестве главного телохранителя, а не командира обособленного подразделения. Например, с ролью Филоты не сравнишь! А вот как раз настоящее продвижение начинается с зимы 330-329 гг., когда в армии была урезана клика Пармениона, а царь получил возможность назначить на освободившиеся места своих личных друзей. Вот тогда у Гефестиона были все козыри. Он успел проявится как администратор, доказал всем окружающим, что он не какой-то сопляк, обязанный всем только дружбе с царём, но и отличный воин. Среднеазиатская и особенно индийская кампании подтвердили его авторитет и убедительно показали его высокие способности.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

В целом насчет Гефестиона наши взгляды сходятся, но некоторые моменты хотелось бы обсудить.

Послужной список у него внушительный, хотя остальные сподвижники АМ ему ничуть не уступают (разве что до хилиарха не дослужились; но это была должность, созданная исключительно для Гефестиона). Еще можно отметить, что строительство, логистика и дипломатия преобладают в этом списке над военными задачами.

Еще в карьере Гефестиона есть несколько интересных моментов.

После казни Филоты Гефестион вместе с Клитом принимает начальство над гетайрами.

(4) Александр поставил над «друзьями» двух гиппархов: Гефестиона, сына Аминтора, и Клита, сына Дропида, и разделил полк «друзей» на две части: он не хотел вручить командование такой большой конницей, — тем более, что по своему значению и качествам она занимала в конном войске первое место, — одному человеку, хотя бы и самому близкому.

Неужели Александр не настолько доверял Гефестиону? Или что вероятнее, решил подстраховаться: ни тот, ни другой не командовали прежде такими крупными соединениями, и АМ опасался, что поодиночке они не справятся? И еще известна версия о соображениях политических: если Клит принадлежал к "старой гвардии", то Гефестион наоборот, к выдвиженцам самого Александра.

Но два года спустя АМ назначает Клита сатрапом Бактрии вместо "вышедшего на пенсию" Артабаза. Вступить в должнсть Клит, как мы знаем, не успел. Вместо убитого Александр отправил в Бактрию некоего Аминту, но что сталось с его постом в коннице гетайров? Получил ли Гефестион ее под начало целиком? В дальнейшем нет никаких упоминаний о командире гетайров, только начальники отдельных гиппархий.

(Что еще интересно: о назначении Клита сатрапом Бактрии говорит только Курций. У Диодора это место не сохранилось, Арриан, Плутарх и Юстин ничего об этом не сообщают; более того, по их сведениям, и роковая пирушка была по случаю праздника Дионисий)

И еще довольно странной выглядит сидонская дипломатия Гефестиона.

было поручено Гефестиону поставить там царем человека из сидонцев, которого он признает достойнейшим этого высокого сана. 17. У Гефестиона были там друзья, пользующиеся доброй славой среди юных своих сограждан:

Почему такая важная задача не была выполнена царем лично или не возложена на кого-либо, обладавшим бОльшим опытом и авторитетом, а была поручена молодому человеку, занимающему далеко не самый высокий пост? Это может объясняться наличием у Гефестиона связей в Сидоне, но тут возникает вопрос: когда и при каких обстоятельствах он успел ими обзавестись?

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

На моё восприятие сильное влияние оказала Воронкова. Скрывать этого не хочу, да и считаю, что она лучше кого-либо другого отразила в своих книгах и личность АЛЕКСАНДРА и характер их дружбы с Гефестионом.

Да. Воронкова бесспорно, одна из лучших исторических писателей. Отечественных, по крайней мере.

Как у нее сказано про Александра и Гефестиона:

Единственный человек, который владел бесценной тайной успокаивать его вечно вздыбленную душу.

Я тоже думаю, что так и было. Может быть, это и авторская гипотеза - личность Гефестиона, в отличие от деятельности, по сохранившимся крупицам информации реконструировать можно лишь приблизительно. Отношение к нему АМ налицо, а вот его к Александру - вопрос. Но все равно, из художественных произведений книги Воронковой, бесспорно, одни из лучших. На меня самое большое влияние оказал Шахермайр, потом, изучив первоисточники, я создала собственное представление о личностях и событиях. Из художки сейчас на первом месте Прессфилд. Тем не менее мегареспект Любови Федровне! :worthy: :worthy: :worthy:

Ссылка на комментарий

2гостья

Ты поставила кучу хороших вопросов. Молодец. Об некоторых из них я даже и не задумывался. Отвечу по порядку.

Ты говоришь о том, что другие командиры ему не уступали. Здесь я с тобой полностью согласен. Для меня в этом аспекте важно признание вполне достойных способностей Гефестиона. Ведь многие могут считать, что он был всего лишь любимчиком царя и только этому обязан своей карьере. Их дружба и вправду сыграла первостепенную роль, но Гефестион сумел своими действиями подтвердить, что адекватен своим постам. В прошлом посте я об этом вообще-то уже писал. Ты пишешь, что в его послужном списке военных элементов меньше. Надо подумать. Не знаю, в принципе хочется оспорить это мнение. Посмотри тот перечень его действий, что я привёл выше. Дела военные всё же приобретают. Начиная со Средней Азии, он постоянно командует крупными подразделениями, а в Индии получает контроль над большей частью армии. Причём во время своего командования он чаще всего не сидит где-то в лагере, а отправляется в самостоятельные экспедиции и выполняет конкретные боевые задания: берёт крепости, покоряет независимые области и только затем занимается их административным структурированием. Мне кажется, что он был вполне отличным командиром, уступавшим в военном деле разве что Кратеру. И плюс к этому он ещё и способный управленец, что делало его особенно подходящим к тем планам, что имел на него АЛЕКСАНДР.

Теперь на счёт «ополовинивания» конницы гетайров. Ты ставишь вопрос об уровне доверия к Гефестиону со стороны царя. Я думаю, что дело возможно не в доверии. Хотя Арриан пишет (пусть и в предположительном качестве) именно об этом: «… и разделил полк «друзей» на две части: он не хотел вручить командование такой большой конницей, - тем более, что по своему значению и качествам она занимала в конном войске первое место, одному человеку, хотя бы и самому близкому».

Мне кажется, что Арриан здесь вероятней всего собственным размышлением домыслил причину деления. Знать точные мыслительные думания и решения АЛЕКСАНДРА вряд ли было ему под силу. Я согласен с ним в том смысле, что передавать руководство вновь в руки единого командующего было не безопасно. Но я не стал бы связывать эти размышления с личностью Гефестиона. Снова напоминаю о том, как царь регулярно препоручал Гефестиону руководство практически над всей армией (можно говорить как минимум о 70% от общего числа воинов). То есть, уже через год после разделения гетайров Гефестиону поручается собственная мини-армия, а ещё через пару лет в Индии чуть не всё войско. Надо думать, что такая степень доверия оформилась значительно раньше, а не появилась вдруг в 329 г. Согласись.

А вот другая причина кажется куда более логичной в отношении деления на две части. Специфика ведения военных действий. После Гавгамел АЛЕКСАНДРУ уже никогда не пришлось использовать всё своё войско в одном месте. Начиная с Персидских ворот, затем в Гиркании и Арии, он делит армию на две – три части. Это происходило задолго до процесса Филоты. Мы можем ещё дискутировать об уровне управленческого таланта АЛЕКСАНДРА, но в военной сфере здесь спорить не о чем. Он слёту схватывал все изменения в окружающей его обстановке и моментально начинал производить реформирование своего военного и административного аппарата. Я думаю, что создание двух независимых отрядов гетайров было связано именно с военной необходимостью. Тому есть подтверждение уже в том факте, что ещё в Сузах, после прибытия с Аминтой крупного пополнения, он начал реформирование македонской конницы. Тогда семь старых ил были поделены на меньшие по размерам лохи. Понятно, что это действие было вызвано только изменением фронта военных действий.

Так что мы можем говорить о трёх этапах единого процесса: деление ил на лохи, деление всего отряда конницы на две части и дальнейшее формирование нескольких уже не чисто македонских гиппархий. И если политический фактор и имел место, то на вторичном уровне.

Теперь стоит остановиться на времени деления конницы на гиппархии. Ты как раз спрашивала о возможности командования Гефестионом всеми гетайрами, хотя бы в краткий период после гибели Клита. Вопрос опять же спорен. Проанализировав среднеазиатские экспедиции 329-327 гг., пришёл к мысли, что уход от раздельных македонских и греческих отрядов конницы начал происходить не перед вторжением в Индию, а как раз в Средней Азии. Причём в первый год вторжения в этот регион. Вспомним поход нескольких стратегов для изгнания Спитамена из Мараканды. Каран Аррианом уже назван гиппархом. Возможно, историк несколько опережает события, однако может быть появление гиппархий произошло уже тогда. И хотя этот факт ещё спорен, другой более точен. Ещё до гибели Клита АЛЕКСАНДР производит своё первое деление армии на несколько самостоятельных крупных частей, во главе одной из которых тогда впервые и оказался Гефестион. Так вот, в каждой мини-армии была часть конницы и пехоты, причём конные отряды были уже явно национально разнородными. То есть, вряд ли с Гефестионом отправили только конников-македонян, а, например, с Птолемеем и Пердиккой отправил одних греков. Пусть термин гиппархии ещё не используется (это произойдёт только в начале индийской кампании), но факт остаётся фактом, новый этап реформирования конницы во всю начался. И в Индии этот процесс только закончил своё оформление.

Ссылка на комментарий

2гостья

Да, ёще о Сидоне же надо поговорить. Во-первых, сразу же хочу сказать о маловероятности каких-либо связей Гефестиона с сидонцами. Если следовать этой логике, то Парменион имел связи в Дамаске, Антигон во Фригии, Неарх в Ликии… Скорее всего дело в другом. Мы даже не знаем в точности, а заходил ли АЛЕКСАНДР в сам Сидон, или только подошёл к нему со своим войском, ещё издали получив уверения в покорности сидонян и в недовольстве ими своим тогдашним проперсидски настроенным царём. Мне кажется, что он торопился максимально быстро пройти вдоль финикийского побережья. Реакция Арада и Библа уже показала преобладающие настроения финикийцев. Но наиболее важную роль играл Тир. И по своему экономическому и географическому (островному) положению. Поэтому он мог даже не зайдя в Сидон, отправиться сразу дальше. В то время как Гефестиону дал задание урегулировать вопрос с назначением нового царя. Почему именно Гефестион? А почему нет. Сидон всего лишь обычный очередной город, попавший в состав формирующейся империи. После недавнего персидского разорения он вряд ли успел по хорошему прийти в себя. Я думаю, АЛЕКСАНДРУ не было нужды лично заниматься административными и политическими вопросами в каждом новом городе. И в то же время это был удобный случай для возможно первого использования Гефестиона. Надо же его было начать привлекать к исполнению различных обязанностей, начать формировать его авторитет в армии и офицерском составе. Такой не очень сложный и в то же время интересный вопрос как утверждение нового правителя Сидона – что может быть лучше?

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

По карьере Гефестиона я еще напишу, только после выходных - уезжаю в Москву.

Пока остановлюсь на эпизоде в Сидоне. Разумеется,

Если следовать этой логике, то Парменион имел связи в Дамаске, Антигон во Фригии, Неарх в Ликии…
,

но о дружбе Гефестиона с молодыми сидонскими аристократами сказано прямо. Что и вызывает недоумение: а когда он успел с ними подружиться? Или Курций, как нередко, что-нибудь напутал.

Но если никаких связей и не было, все равно вопросы остаются. Сидон, хоть и сильно пострадавший от персов, все же не последнее захолустье. Естественнее было бы для Гефестиона начать дипломатическую карьеру с городка помельче. Но, допустим, Александр не сомневался в способностях друга - уж он-то знал его куда лучше нас. Удивляет другое. Так удачно начавшаяся карьера Гефестиона после этого застопоривается на несколько лет - вплоть до казни Филоты. Почему же АМ в этот отрезок времени не дает ему новых поручений?

Ссылка на комментарий

2гостья

На счёт дружбы с знатными сидонитами Курций скорее всего просто опять приукрасил информацию. Мне кажется, что никакой давней дружбы быть не могло. Единственное возможное объяснение: сидонитам пришёлся по нраву присланный царём молодой друг и они быстро с ним сошлись. Пирушки там всякие, подарочки, чтобы умилостивить приближённую к царю персону. К тому же испытавшие в недавнем прошлом страшное персидское разорение, жители Сидона очень лояльно отнеслись к новому правителю и вероятно были готовы с любовью принять любого присланного им представителя (но не назначенного правителя их города).

Теперь по поводу выбора миссии для Гефестиона. Мы ведь с тобой можем просто не знать о других по-мельче, поручениях, которые уже приходилось выполнять Гефестиону в период 336-333 гг. АЛЕКСАНДР к моменту прибытия в Финикию правит уже почти четыре года. Надо думать применению Гефестиону он находил и ранее. просто эти задания были либо не значительны, либо просто не сохранились в источниках.

Ну и наконец о застопоривании карьеры Гефестиона вплоть до смерти Филоты. Мне кажется, что вопрос так ставить не стоит. Гефестион всегда оставался в непосредственном контакте с царём. Он стал начальником его телохранителей. Я думаю, что это просто идеальный пост для него. На командира таксиса он не годился, опыта необходимого не имел. простым илархом под начало Филоты отдать - это было бы вообще не хорошо для Гефестиона. Назначить наместником одной из сатрапий - то же вроде отставки из армии. Нет, Гефестион всегда под рукой. выполняет какие-нибудь не очень громкие, но регулярные административные поручения и постепенно набирает вес в глазах окружения.

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

На счёт дружбы с знатными сидонитами Курций скорее всего просто опять приукрасил информацию. Мне кажется, что никакой давней дружбы быть не могло.

Вот какая версия родилась. После разгрома Сидона персами некоторые из местных аристократов могли бежать в Македонию (как, например, Артабаз). Там, возможно, и успели подружиться с Гефестионом.

Изменено пользователем гостья
Ссылка на комментарий

2гостья

Эта версия с одной стороны напрашивается, и Артабаз с Мемноном хороший тому пример. Но мне кажется, что вряд ли здесь можно строить аналогию. Артабаз долгие годы руководил важной сатрапией напротив македонских владений. Он в любом случае был должен иметь какие-либо отношения с царём Македонии. Поэтому бегство туда с его стороны абсолютно оправдано. Однако подобное событие в отношении сидонитов кажется маловероятным. Сидон находится довольно далеко от Македонии. Противостояние Эллады и Персии, конкуренция греческих и финикийских торговоцев, позднее появление Македонии на внеполитической арене - всё это ставит под сомнение возможность выбора сидонитами Македонии в качестве своего убежища. Если тебе известен факт перезда в тогдашнюю Македонию хотя бы одного финикийца, распиши его. Но скорее всего таких примеров история не знает. Своё же мнение на информацию Курция я уже изложил в первом абзаце своего предыдущего поста.

Ссылка на комментарий

И ещё такой вопрос возник. А кто такой этот Королёв, автор «Македонского гамбита»? Мне не приходилось встречать его статей в исторических журналах. Ни разу не натыкался на его участие в каких-либо исторических конференциях. Откуда взялся этот «специалист» по Македонии и АЛЕКСАНДРУ?

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Откуда взялся этот «специалист» по Македонии и АЛЕКСАНДРУ?

Личное мое мнение - из ж...

Виноват, не сдержался. Но обидно за державу, где такую фигню издают.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Для таких мореходов, как финикийцы, расстояние между Македонией и Сидоном не могло представлять особых трудностей. Да и Македония в 342 г. уже играла важную роль в мировой политике. Противостояние тоже не помеха - куда еще бежать эмигранту, как не к политическим конкурентам? Враг моего врага как известно, друг. Союзник уж точно. Харидем и Аминта во времена АМ, ранее Фемистокл бежали к заклятым врагам-персам и встретили теплый прием. Тут и связи не обязательны: тем же Ментору и Мемнону везде были бы рады. Мелкую сошку конечно, не будут встречать с распростертыми объятиями, как известного полководца, но политическое убежище предоставят. Да и безопаснее в Македонии: в греческих полисах политика нередко зависела от персидского золота. Торговая конкуренция в Македонии будет меньше, чем в Элладе. Так что не вижу причин, почему бы сидонцам не эмигрировать в Македонию. Сведений об этом конечно же нет (а известны вообще случаи бегства персов в Грецию и Македонию, кроме Артабаза)? (Хотя какие-то торговцы заинтересовать историков вряд ли могли). Что это чистейшей воды гипотеза, я конечно, согласна, как и с тем, что сообщение Курция особенного доверия не вызывает. Но право на существование она, ИМХО, имеет.

 

О К. Королёве.

На Озоне нашла его биографию:

 

Родился в Москве. Окончил Московский государственный историко-архивный институт (ныне РГГУ, 1990) и Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза (1994). Первая публикация - эссе "Повелитель Среднеземелья" в газете "Книжное обозрение" (1992).

Работал в издательстве "Полярис" (Рига), в журнале "Если" , в издательствах "АСТ" (Москва) и "Terra Fantastica" (Санкт-Петербург).

Литературную деятельность начинал как переводчик (с английского и гэльского языков). В 1997 году опубликовал книги "Мифические существа" и "Энциклопедия сверхъестественных существ" (удостоена премии "Странник"); участвовал в проекте "Люди в черном", в 1998 году выпустил "Словарь примет и знамений".

В 1997 году переехал в Санкт-Петербург. До 2003 - главный редактор издательского дома "Corvus" (СПб).

В настоящее время - генеральный директор издательства "Мидгард" (СПб).

 

Издатели порой присваивают авторам ученые степени и звания по понятной причине увеличения сбыта продукции. Надо полагать, имел место самопиар :)

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Вернемся к Гефестиону.

Насчет преобладания административных задач над военными в его послужном списке я не права - их четко поровну. (Жертвоприношение на могиле Патрокла и визит к Сисигамбис я не считала - ни к военным, ни к административным поручениям их не отнесешь. Жертвоприношение, конечно, было еще и пиар-акцией, но включать его в послужной список не буду: никаких способностей оно не требовало.) Вероятно, мне так показалось из-за сравнения деятельности Гефестиона с остальными сподвижниками АМ: они больше занимаются делами военными. Надо бы составить и их послужные списки: будет сразу видно, кто к чему был больше способен.

Теперь о делении армии. Те пять корпусов в Средней Азии, одним из которых и командовал Гефестион, были образованиями временными, отвечавшими сиюминутным военным нуждам; такие временные формирования Александр использовал постоянно. А вот реструктуризация гетайрии была закреплена официально. Причины этого понятны. Но ты хочешь сказать, что после казни Филоты кавалерия гетайров прекратила свое существование как единое целое? Я пытаюсь понять: был ли у нее после этого единый начальник? Части Гефестиона и Клита были уже самостоятельными: ни один из них не подчинялся другому. А были ли автономными сформированные впоследствии восемь гиппархий?

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2гостья

О Сидоне. О назначении царя Абдалонима кроме Курция пишет ещё Юстин. Однако последний никоим образом не упоминает участие в этом деле Гефестиона. Можно предположить, что у него просто сокращено, как это часто бывает и в других местах. Вернусь к тексту Курция. Его рассказ особого доверия не вызывает в целом, а не только в отношении Гефестиона. Слишком много приукрашенных моментов: отказ аристократов от царской власти, чрезмерная бедность Абдалонима, и то, как ему было сообщено о присуждении ему царского венца. Я практически уверен, что Курций как обычно дофантазировал, чтобы история звучала поярче. Мы можем допустить, что Гефестиону и вправду было дано подобное поручение. Но верить словам «У Гефестиона были там друзья, пользующиеся доброй славой среди юных своих сограждан» - не получается. Приходится признавать вероятными слишком много допущений. Во-первых, друзей по Курцию достаточно много. Маловероятно, что в Македонии почти десять лет жила целая диаспора сидонской знати, притом, что нам об этом ничего не известно. Во-вторых, если даже несколько сидонян и жило в Македонии, то как Гефестион мог с ними так сблизиться, что их отношения можно назвать дружескими. Это могло произойти только если юные сидонцы были приняты в царском кругу и были в числе пажей. Однако в их число допускали только молодых македонян и какое-то количество греков. Ни о персах (тех же сыновей Артабаза), ни о финикийцах речи идти не может. В-третьих, если верить Курцию, эти молодые друзья Гефестиона оказались в родном Сидоне раньше, чем около города появилась македонская армия. И каким образом это могло произойти? Реалистично только их присутствие в самой армии. Но мы об этом также ничего не знаем. Даже этот вариант кажется маловероятным. Об остальных не приходиться и говорить. Моря были под контролем персидского флота, в составе которого кстати были и сидонские корабли. Так что версия о морском способе прибытия молодых сидонских эмигрантов отпадает.

Заканчиваю с этим моментом. Не вижу никаких самых малюсеньких оснований считать историю дружбы Гефестиона с сидонянами имеющей право на существование. Извини за твердолобость, ладно.

Ссылка на комментарий

2гостья

О Королёве. Приведённые тобой биографические данные довольно характерны. «Повелитель Среднеземья», «Мифические существа", "Энциклопедия сверхъестественных существ» и "Словарь примет и знамений" хорошо показывают нам историческую сущность данного автора. Даже странно, что он решил писать об АЛЕКСАНДРЕ, а не о короле Артуре и Мерлине, например. Эти личности ему подошли бы вероятно больше. За то вполне становится ясно, откуда такой интерес к альтернативке. «А что было бы, если бы…»

Ссылка на комментарий

2гостья

О Гефестионе. Вот тут с тобой соглашусь – вверенные ему дела практически поровну делились на административные и военные. В то время как у большинства остальных они в основном касались только военной сферы. Кроме разве что Кратера. Этот чего только не делал. Ещё кое-что хочется отметить. Ты справедливо не вносишь жертвоприношение и ходку к семье Дария в послужной список. Однако оба эти факта носят огромное информативное значения для понимания роли и положения Гефестиона. Они показывают, что он был своеобразной тенью молодого царя. Мы знаем как трепетно АЛЕКСАНДР воспринимал всё, что связано с темой Ахиллеса. Явное многообразие поступков македонца проявляло его желание во всём походить на своего мифического предка. Ну а Гефестион был просто идеальным исполнителем роли Патрокла. Без личности которого кстати характеристика Ахиллеса была бы значительно беднее. Ведь многое, что передал нам Гомер о великом воине, непосредственно связано с жизнью и смертью Патрокла.

АЛЕКСАНДР вероятно ещё в детстве (возможно в связи с влиянием Олимпиады) впитал в себя качества Ахиллеса. И Гефестион отлично понимал своё положение. И всегда играл свою роль. Именно поэтому в момент, когда его царственный друг приносит жертву Ахиллесу, Гефестион приносит её Патроклу. Всё просто и понятно каждому. Кстати, Гомер описывая дружбу Ахиллеса и Патрокла не переходит ни к каким сексуальным аспектам. Для него это просто настоящая дружба до гроба. И каждый из друзей имеет множество любовниц, наложниц, в том числе тех, кого можно назвать любимыми. Я думаю, что и у АЛЕКСАНДРА с Гефестионом всё было точно также. К огромному сожалению для больных «голубой» тематикой. Но не буду останавливаться на этом вопросе.

Итак, визит к семье Дария ещё раз говорит о значении Гефестиона. Сразу несколько авторов говорят о словах царя «Он тоже Александр». Не знаю, насколько эта информация верна, но она очень соответствует наблюдаемым нами отношениям двух друзей. Так что Гефестиону в период 334-330 гг., когда он был ещё значительно молод и не опытен, не было нужды пытаться занимать ответственные посты и выполнять важные поручения. Его место и так было самым значительным на перспективу.

Теперь о гиппархиях. С одной стороны полностью соглашаюсь с твоими словами о временности пяти мини-армий. Однако если смотреть на них более широко, то можно заметить, что они стали прообразом того постоянного деления основной армии на несколько частей, для выполнения различных заданий. Ещё при завоевании Гиркании и подавления восстания в Арии мы видим, что отдельным командирам АЛЕКСАНДР доверяет разные этнические формирования как конницы, так и пехоты. То есть, отрядами конных греческих наёмников и македонских гетайров командуют разные офицеры и отряды эти между собой не смешиваются. В Средней Азии положение начинает меняться. Царь уже не может посылать в одну область только греков, а в другую одних македонян. Новый фронт военных действий подталкивает его к созданию небольших армий, которые в своей структуре практически полностью копируют его главную армию. То есть содержат и таксисы фаланги, и лёгкую пехоту, и греческих и македонских конников. Отсюда начинается и формирование новых подразделений в коннице. Если раньше мы имели дело с чисто македонскими илами и отдельно греческими отрядами, то теперь они начинают действовать смешанно. Примером может служить неудачная экспедиция против Спитамена, в которой участвовала не конкретная ила македонян, а просто определенное их число, прикомандированное к другим частям. В Индии эти реформы закончатся окончательным формированием гиппархий, включающих греко-македонских всадников, но отделенных от конных азиатов, отряды которых действуют самостоятельно.

Кстати, на постепенный переход к гиппархиям могла сказаться и отправка домой фессалийцев. Раньше АЛЕКСАНДР обладал двумя элитными конными отрядами македонскими гетайрами и фессалийскими всадниками. В 330 г. он лишился одного из них. А театр военных действий требовал присутствия опытных конников в нескольких местах сразу. Держать гетайров вместе в дальнейшем было бы не очень практично. Доверять греческим наёмникам также сильно он не мог. А создание целого ряда подразделений, в которых профессиональный костяк гетайров был бы количественно усилен эллинами – чем не выход из ситуации.

К чему я клоню. Ты верно подметила - я считаю, что после разделения македонской конницы на две части у этих частей не было единого командования и Клит с Гефестионом в данном случае находились в равноправном положении. Тоже самое уже точно относится к ситуации в Индии. Там отдельные гиппархии подчинялись друг другу только временно, и только для решения конкретной тактической задачи.

Ссылка на комментарий

2гостья

Помнишь, мы как-то обсуждали отношение Артабаза к Бактрии. Я тут сейчас решил немного поизучать историю рода, из которого вышел Артабаз. Никаких неясностей не осталось. Артабаз просто не мог иметь какое-либо отношение к Верхним сатрапиям. Он по наследству получил в управление сатрапию Геллеспонтская Фригия, которой руководили все его предки аж с 479 г. - отец Фарнабаз, дед Фарнак и прадед Артабаз I.

Довольно занятный род. В часто приводимом сайте генеалогий его предок Фарнак (отец первого Артабаза) выводится в качестве брата Виштаспы (отца Дария Великого), а женой Фарнака названа Атосса, сестра Камбиза и тётя Кира Великого. Конечно же всё перечисленное претендует на полную абсурдность. Но тем не менее, очень интересно оказалось познакомиться и с деятельностью Артабаза I и его внука Фарнабаза. К сожалению у меня нет никаких сведений о Фарнаке, отце Фарнабаза. И нет последних трёх книг Истории Фукидида, в которых вероятно также упоминается деятельность сатрапа Фарнабаза.

Чтобы слегка упростить восприятие рода, перечислю его членов.

Фарнак I → Артабаз I → Фарнак II → Фарнабаз I → Артабаз II → Фарнабаз II, Барсина и др.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.