Александр Македонский и его империя - Страница 60 - Древний Мир (история Античности) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Александр Македонский и его империя


Рекомендуемые сообщения

2Marc Romiliy

О Пейфоне.

К приведенной тобой биографии ничего добавить не могу, так же как и предположить что-либо относительно времени его ухода из Индии. Слишком мало информации. Возможно, Пейфону, как и многим грекам и македонянам, не нравилась жизнь в отдаленной сатрапии, где все было для него совершенно чужим, и он покинул ее вскоре после смерти Александра. Или же он продержался до ухода Эвдема, когда оставаться одному стало уже невозможно. Сведений никаких нет. Но, копаясь в источниках, я наткнулась на нескольких тезок Пейфона, и они меня заинтересовали.

Пифон, сын Кратера, из Эордеи, телохранитель Александра, получивший после смерти царя Мидию и впоследствии казненный Антигоном Одноглазым. И упомянутый Аррианом в «Индике» триерарх Пейтон, сын Кратея, из Алкомен. Один это человек или нет? «Отчества» почти совпадают (нет ли тут ошибки?) И где находились Алкомены? О них что-нибудь известно?

И еще.

Однако уже через пару лет Пейфон является одним из советников и командиров, которых Антигон прикрепил к своему сыну Деметрию. Компанию Пейфону кстати составили незнакомый мне олинфянин Андроник и очень даже знакомые Неарх и фессалиец Медий (на пиру у которого заболел АЛЕКСАНДР). Мягко говоря, странная компания.

Что же странного в этой компании?

 

Сатибарзан.

Здесь тоже согласна – восстание он поднял слишком рано. О причине такой поспешности нам неизвестно. О его приготовлениях к восстанию мог узнать Анаксипп, и тогда Сатибарзану уже ничего не оставалось, как начать действовать в открытую. Или же сатрапу Арии просто не хватило терпения – в пользу этого может говорить то, как он рвался в бой с Эригием, оказавшийся для него роковым. Опять-таки нет сведений. Но вот что показалось любопытным.

Арриан называет Сатибарзана и Барсаента непосредственными убийцами Дария. Барсаент был впоследствии выдан индами Александру и казнен. О жестокой расправе, постигшей Бесса, нет надобности упоминать. А вот Сатибарзан никакого наказания за цареубийство не понес. Был также помилован и один из участников заговора Набарзан. Как-то очень избирательно наказывал АМ убийц Дария. :unsure:

Ссылка на комментарий
  • Ответов 3.5т
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Игорь

    183

  • Недобитый Скальд

    568

  • гостья

    538

  • Marc Romiliy

    806

2Marc Romiliy

Кстати, поздравляю с 2337 годовщиной битвы при Гавгамелах. :cheers:

d2b12b6698aat.jpgМожно будет и по ней пройтись когда закончим с Пифонами и убийцами Дария :)

Изменено пользователем гостья
Ссылка на комментарий

2гостья

Сначала напишу про Пейфона сына Агенора. Не буду на нём сильно останавливаться, но раз уж попытался описать его биографию и назначенные ему земли, хочется исправить одну свою ошибку. Я забыл посмотреть индийские назначения в 323 г. и 321 г. А они довольно интересны. Тескта Диодора у меня нет, поэтому на счёт 323 г. информацию взял у Дройзена. "Сатрапия Индия по эту сторону реки, которою до 324 г. владел элимиот Филипп, сын Махаты, и которою после его смерти временно управлял предводитель расположенных там войск, была передана теперь сыну Агенора Пейфону, которого АЛЕКСАНДР оставил в 325 г. для управления землями нижнего Инда". Ну а Таксил и Пор сохранили земли, определённые ещё Македонцем. Тогда возникает вопрос - сохранил ли Пейфон свои прежние воадения? Скорее всего да, а значит, что под его властью были объединены две сатрапии Индии, но из состава северной выделены владения Таксила. Однако в 321 г. положение меняется. Таксил остался автономен, Пейфон правит в Индии "по эту сторону Инда" (?). А вот Пор уже распоряжается над всеми землями, лежащими между Гидаспом и устьем Инда. То есть старые владения Пейфона (которые и шли до устья Инда) в 321 г. были переданы Пору.

Надо думать, что Пейфон покинул Индию между 320 и 318 гг. И главной причиной отъезда как мне представляется были претензии на власть со стороны стратега Индии Эвдема. События 318 г. говорят о том, что Эвдем был одним из авторов убийства Пора. Но индийские владения Эвдема не интересовали. Ему хотелось принять активное участие в войне диадохов и заполучить для себя какой-нибудь лакомый кусочек на Западе, поближе к родине. А для авторитетного участия в военных схватках нужна сильная армия. осмелюсь сделать два предположения: Пейфон сопротивлялся выводу армии из Индии, однако Эвдем уже много лет лично командовавший войсками, легко перетянул их на свою сторону. Пейфон уходит в Переднюю Азию и примыкает к лагерю Антигона. Причём возможно именно поддержка Эвдемом союза восточных сатрапов и определила выбор Пейфона. Ну а Эвдем идёт на убийство Пора для усиления своих позиций с помощью его слонов, а затем покидает Индию и в конце 318 года присоединяется к коалиции сатрапов, созданной против сатрапа Мидии Пейфона.

Ссылка на комментарий

2гостья

Теперь на счёт определения личности сатрапа Мидии Пейфона. Мне кажется, что Пейфон сын Кратера и Пейфон сын Кратея - один и тот же человек. Не очень часто, но Арриан всё же иногда совершает неточности в упоминаемых им именах македонян. Составляя именной перечень я с этим фактом всречался несколько раз. Это касается и иларха Сопола, называемого также Сополидом. Это касается телохранителя Аристона, называемого также Аристонием. Полководец Менид вероятно однажды упомянут как Меламнид. И т. д. Так что Пейфон один. А вот какое его отчество настоящее, даже не знаю. Больше склоняюсь к Кратею. Так его отец назван в большом списке триерархов, в Индике. А этот список вообще представляется более точным, чем некоторые другие упоминания. Ну а Алкомены вероятно небольшой городок в Эордее, откуда по Арриану был родом Пейфон.

Кстати, стоит заметить, что именно на Инде Пейфон впервые и проявляется. Из всех телохранителей АЛЕКСАНДРА только двое ни разу при его жизни не командовали отдельными подразделениями: Пейфон и Лисимах. Поэтому меня даже удивляет то значение, которое Пейфон приобрёл в 323 г. Ему почему-то определили стратегически важную Мидию. И он же командовал войсками, подавлявшими восстание греков-наёмников, и он же стал кем-то вроде стратега всех "верхних сатрапий". Тот же Лисимах получил незначительную и мятежную Фракию. Скорее всего он выбрал очень удачную и активную позицию во время событий в Вавилоне после смерти АЛЕКСАНДРА. Курций прямо пишет, что именно "Пейфон начал проводить план Пердикки: он объявляет опекунами будущего сына Роксаны Пердикку и Леонната... Кроме того, он поручает Кратеру и Антипатру управлять делами в Европе". Не знаю, как это у него получилось.

Изменено пользователем Marc Romiliy
Ссылка на комментарий

2гостья

Странной компанию офицеров Деметрия я назвал по причине наличия в ней одновременно Неарха и Медия. Про Андроника я ничего не знаю. Пейфон уже несколько лет в лагере Антигона. А вот с другими двоими не совсем понятно. Неарх был другом АЛЕКСАНДРА с самого детства. В 323 г. он сохранил за собой свою сатрапию Ликию и Памфилию. Однако в 321 г. эти земли уже у Антигона. Получается, что Неарх добровольно согласился отдать сатрапию, да ещё и вступил в штаб Антигона. В 321 г. это было ещё нормально. Ведь Антигон стал официально назначенным стратегом-автократором всей Азии. Однако в дальнейшем он всячески ущемлял права семьи АЛЕКСАНДРА, но Неарх остался ему верным.

Кроме Неарха в этой четверке ещё и Медий. Арриан пишет, что часть древних историков называла Медия другом Иолая, сына Антипатра и виночерпия царя. Именно поэтому Медия можно считать участником заговора против жизни АЛЕКСАНДРА, если таковой был на деле. Ведь в этом случае получается, что яд был подан царю Иолаем на пиру у Медия.

В 312 г. Медий находится в лагере сына Антигона. Но если он друг семьи Антипатра, то ему самое место быть у Кассандра, правившего как в Македонии, так и в Фессалии, где находились родовые владения очень знатной и богатой семьи Медия.

Так что хоть некоторые из перечисленных размышлений основываются не на очень достоверной информации, в целом компания мне представилась странной.

Ссылка на комментарий

2гостья

И напоследок об отношении АЛЕКСАНДРА к убийцам Дария. Согласен с твоими словами, принял он их по-разному. Как объяснить? Может быть логика была следующей. АЛЕКСАНДР всячески стремился перетянуть персидскую аристократию в свой лагерь и добиться признания легитимным наследником Ахеменидов. Массовые зачистки, пусть даже в кругу заговорщиков и убийц Дария ему не могли пойти на встречу, ведь по сути арест Дария поддержало большинство остававшихся при нём персов, за исключением Артабаза. АЛЕКСАНДР милостливо принял тех из них, кто сами явились с повинной к нему. Набарзан написал о своём желании сдаться и объяснил правомерность ареста Дария. Сатибарзан прибыл к новому царю на границе своей сатрапии и отдался в его власть. Македонец в таком положении не мог поступить иначе, как простить. Однако двое других основных заговорщика, Бесс и Барсаент, не только не прибыли, но бежали и скрывались. Понятно, что Бесс как руководитель заговора и как беглец, был назначенным главным ответственным за убийство. Его поимка и наказание стали одной из задач АЛЕКСАНДРА в рамках достижения легализации своей власти на Востоке. Барсаент своим бегством привязал свою судьбу к судьбе Бесса. Те, кто сделал иначе - получили жизнь, а Сатибарзан даже сохранил сатрапию. Что было связано с её важным положением для деятельности по поимке Бесса и занятия наиболее дальних сатрапий.

Так что системность в принципе прослеживается.

Ссылка на комментарий

2Недобитый Скальд

Карта отсюда Там же Гидасп и Граник из той же оперы :)

 

2Marc Romiliy

Поведению Неарха и Медия есть объяснение. Неарх скорее всего не хотел идти против Антигона. Помочь семье покойного царя он все равно не смог бы, только самому бы боком вышло. Медием также могли руководить соображения выгоды. Могущество Антигона все усиливалось, и фессалийцу служба у него могла показаться более перспективной, чем у Кассандра.

Над остальным еще подумаю.

Ссылка на комментарий

2гостья

Пока ждал твоих размышлений решил пробежаться по источникам, чтобы за что-нибудь ещё зацепиться. И зацепился - на Киренаике. Из всех наших авторов один только Диодор сообщает о том, что на пути в оазис Аммона АЛЕКСАНДР повстречал киренское посольство. "В середине пути его встретили послы из кирены, везшие ему венец и великолепные дары, в том числе 300 боевых коней и 20 превосходных лошадей для колесниц четвернёй. Приняв их, он заключил с ними дружественный союз и вместе со своими спутниками отправился дальше к храму". Кстати, спутников этих вероятно было 5000 пехоты (агриане, лучники и гипасписты) и царская агема гетайров.

Недоверять Диодору причин нет. Информация кажется достоверной. Ситуация в киренаике в этот период была довольно сложной. В самой Кирене уже в течение века у власти находилось демократическое правительство, во главе которого стояли не самые бедные люди. Однако их власть с одной стороны подвергалась нападкам со стороны беднейших слоёв населения и их лидеров, а сдругой стороны, такие более менее значимые города как Барка и Эгесперида пытались стряхнуть с себя влияние Кирены. В итоге положение киренцев было не стабильным. Прибытие в регион македонского царя могло изменить положение дел. Однако до включения Киренаики в состав государства не дошло. Был заключен дружественный союз. Опираясь на него руководство Кирены наверное попыталось укрепить своё положение как внутри города, так и во всей области. Система рухнула одновременно со смертью АЛЕКСАНДРА. Но это уже другая история, закончившаяся включением всей Киренаики в состав владений Птолемея Лагида.

Во время последующих событий правителям Кирены дважды удавалось создать довольно сильное войско, доходившее до 30 000 человек. Немногим меньше, чем было у македонян в начале восточного похода. Тем не менее, эти силы во многом состояли из наёмников, из неопытных ливийских контингентов и таких же неопытных греков-ополченцев. Так что особой силы армия Кирены не представляла. Если бы АЛЕКСАНДР задумал подчинить Киренаику себе, больших проблем он не встретил бы. В 331 г. эту область он оставил в стороне. Что и понятно. В тот момент его интересовало продолжение войны с Дарием. Но где-нибудь в 320 г., после выхода из Аравии и в момент подготовки военной экспедиции на карфаген, кирена получила бы важнейшее стратегическое значение. А зная смену образа поведения АЛЕКСАНДРА в отношении греческих городов в сторону авторитарного повелевания им, можно было бы ожидать создания очередной сатрапии Киренаикой с административным центром в Кирене.

Но это уже фантазирование. Интересно, какие именно взаимоотношения скрываются под термином "дружественный союз"?

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Ну а Алкомены вероятно небольшой городок в Эордее, откуда по Арриану был родом Пейфон.

Однако в "Индике" эордейские триерархи упомянуты отдельно:

Из Эордеи - Птолемей, сын Лага, и Аристон, сын Писея... (6) Кроме того, Аттал, сын Андромена, из Тимфы, Певкест, сын Александра, из Миезы, Пейтон, сын Кратея, из Алкомен,

А вот успехи Пейфона сразу после смерти АМ легко объясняются поддержкой, котрую он оказал Пердикке. Которому в момент передела власти поддержка богатого и влиятельного человека была очень кстати. Что же касается слов Курция:

Из них Пифон начал проводить план Пердикки: он объявляет опекунами будущего сына Роксаны Пердикку и Леонната, рожденных от царской крови. 9. Кроме того, поручает Кратеру и Антипатру управлять делами в Европе.

В тот момент конечно, ни Пейфон, ни кто-либо другой не мог отдавать подобных распоряжений - борьба за власть была еще в самом разгаре. Либо Курций поторопил события и распоряжения об опекунстве и власти в Европе были сделаны Пейфоном по прямому указанию Пердикки уже после утверждения того в сане регента. Либо, что более вероятно, Пейфон лишь выдвинул эти предложения (за которые, а также за сопротивление передачи власти Арридею, Пердикка впоследствии и отблагодарил его Мидией), а Курций эти предложения превратил уже в свершившийся факт.

Ссылка на комментарий

2гостья

Ты права на счёт Курция. Скорее всего он опередил ход событий, говоря о самостоятельных действиях Пейфона. Скорее всего их инициатором был конечно же Пердикка, а Пейфон стал всего лишь удобным проводником их в реальность. Для Пердикки действие чужими руками было также удобно. Меньше претензий о его претензиях на царскую власть.

А вот с отчеством и местом рождения Пейфона вопрос остаётся. Ты правильно говоришь о вынесении в «Индике» Пейфона из ряда выходцев из Эордеи. Однако… Арриан что-то напутал. В Анабасисе он пишет, что из Эордеи были Пейфон и Птолемей. В то время как Аристоний, сын Писея был из Пеллы. Но в Индике он говорит, что из Эордеи были Птолемей и Аристон сын Писея. То, что Аристон и Аристоний один и тот же человек – думаю бесспорно. Почему тогда путаница с его происхождением? Несмотря на некоторые сомнения, я продолжаю считать, что Пейфон также был один, а Арриан просто снова где-то ошибся. Вопрос где.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Перечитывала список триерархов. Много думала :lol:

По какому принципу указывалось место рождения триерархов? В большинстве случаев называется город. Область названа только в пяти случаях: Пердикка и Кратер из Орестиды, Птолемей и Аристон из Эордеи и Аттал, сын Андромена, из Тимфеи. Есть какое-то объяснение этому?

С происхождением Пейфона конечно, могла быть и путаница. "Анабасис" Арриан писал в основном по Птолемею, который с происхождением своего земляка ошибиться вряд ли мог. С другой стороны, сколько раз переписывались источники, прежде чем дойти до нас? Арриан уже не читал Птолемея в подлиннике, вполне вероятно к тому времени утраченном.

Ответить на вопрос о Пейфоне помогло бы установление местонахождения Алкомен. Но их, в отличие от всех отсальных городов, упомянутых в списке триерархов, я найти не смогла.

И еще что показалось интересным. Восточные подданные Александра в триерархии не участвовали, за одним исключением. Перс Багой, сын Фарнуха. (Кто он был? На евнуха Багоя не похож) И почему другие богатые и влиятельные граждане державы Ахеменидов не вложились в предприятие своего нового царя, хотя многим это было по средствам?

Понимаю, конечно, что тут возможны только гипотезы (или домыслы), но все же интересно твое мнение.

Ссылка на комментарий

2гостья

Ты поставила целый ряд вопросов. Постараюсь ответить по очереди.

Принцип составления перечня триерархов вробе как понятен. Скорее всего большая часть указанных македонян была родом из так называемой Нижней Македонии, то есть из старинных владений Аргеадов с центром в Эмафии. Эта территория была более развита в урбанистическом отношении. Поэтому у Арриана была возможность называть конкретные места рождения. С Верхней Македонией (а это как раз Линкестида, Орестида, Элимиотида, Эордея и Тимфайя) по другому. Количество военных кадров оттуда значительно меньше. Да и размер населённых пунктов невелик. Поэтому имел смысл называть только саму область, из которой происходил тот или иной офицер. Я практически уверен, что все называемые города относятся к Нижней Македонии, в том числе и Алкомены. Повторюсь - перечень в "Индике" мне всегда казался более точным. Уже из-за того, что он самый подробный. В нём перечисляется ряд македонян и греков, более никогда не упоминаемых.

Кстати, этот перечень хорошо характеризует представленность различных областей македонии в царском командовании. Смотри. Линкестида отсутствует полностью. С исчезновением Аминты, сына Аррабея и казнью Александра, сына Аэропа, от линкестов никого не осталось. Элимиотида также не представлена. Но по другой причине. Три её уроженца находятся на своих постах. Калат в Геллеспонтской Фригии, Гарпал в качестве главного казначея и Филипп только что покинул армию, оставшись в Северной Индии. Тимфайя в перечне указана как место рождения Аттала, сына Андромена. Его младший брат Полемон видимо ещё не дорос до триерарха. Но вот вопрос- а почему ничего не говорится о Полисперхонте, который также их земляк? Царскую армию под началом Кратера он покинет несколько позже. Орестида - Кратер и Пердикка, и маленькая Эордея - Птолемей и то ли Аристон, то ли Пейфон.

Ссылка на комментарий

2гостья

Нам уже не узнать, чем конкретно пользовался Арриан. Сохранившимся ли трудом Птолемея или каким-то его переписчиком. Гадать не буду.

Перейду к отсутствию восточных триерархов. Сам никогда на эту тему не задумывался. Ответ как мне кажется кроется в следующем. АЛЕКСАНДР, после всех многочисленных восстаний и измен, не мог доверять основной массе перешедших в его лагерь иранцев. Обсуждаемая несколько раньше политика в отношении назначения сатрапов это подтверждает. В 328 г. царь отходит от практики привлечения персов на эту должность. Я думаю, что большинство иранцев осталось в его переднеазиатских владениях и не приняли участия в походе в Индию. Мы не встречаем никаких упоминаний об их присутствии в Индии. В пехоте иранцев пока нет вообще. В коннице больше были применены мобильные отряды кочевников, а также какое-то количество среднеазиатских всадников - арахосиев, согдов, бактрийцев и паропамисадов. Руководители этих контингентов в высшую элиту ахеменидского государства вероятно не входили, а имели определённое значение в своих регионах. Включение собственно высшей аристократии в состав агемы гетайров произошло так же позднее, в Сузах. Так что скорее всего подбор кандидатов в триерархи происходил по принципу: из тех, кто под рукой. А под рукой были македонцы и греки.

О различии Багоя, сына Фарнуха и Багоя - евнуха, даже не знаю что и сказать. Может это и один человек. Но и вправду не похоже.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

О Киренаике.

Упоминания о киренском посольстве есть не только у Диодора.

Курций (IV, 7, 6)

он спустился по реке до Мареотийского болота. Туда принесли ему дары послы киренцев, прося у него мира, и звали посетить их города. Он принял их дары, заключил дружбу, но продолжал выполнять задуманное.

Правда, Курций и Диодор пользовались одним источником.

У Арриана также есть сведения об этом: Александр в речи в Описе упоминает Кирену.

Блага Египта и Кирены, приобретенные мною мирным путем, принадлежат вам
(VII, 9, 8)

Современные историки если и говорят о Кирене, то только мимоходом.

Шахермайр:

Самыми независимыми считались Кирена и, возможно, Митилены. Здесь в виде исключения Александр заключил союз на основе равноправия, иными словами, дал этим городам тот же статус, что и Коринфскому союзу. Либеральное отношение к Кирене свидетельствует о том, что в это время у Александра еще не было планов завоевания Запада.

П. Бриан:

Были территории, которые и де-юре находились вне сфер влияния сатрапий. В империю не входили Кипр и Кирена. ... Город Кирена в 331 г. до н.э., во время посещения Александром Сиутского оазиса, направил к нему послов, и царь заключил с ним договор о союзничестве. Именно этим можно объяснить, что ни Кипр, ни Кирена не были затронуты при рерганизации сатрапий в 323 и 321 гг. до н.э.

(Последнее утверждение ошибочно, ведь именно в 321 г. Киренаика была подчинена Птолемеем)

Шофман в статье "Александр Македонский как дипломат" среди других заключенных царем дружественных союзов упоминает Кирену. Он также пишет, что "Очень часто при заключении таких договоров на первом месте стояло обязательство участвовать в военных операциях Александра". (Собственно, 99% дружественных союзов заключались и заключаются по принципу "против кого дружим") :) Киренцы, правда, участия в походе не принимали. Сказанное Александром (или приписываемое ему) о "пользовании благами Кирены" очевидно, указывает на полученные от киренских послов дары; возможно, киренцы и впоследствии делали подарки могущественному соседу. Причиной же посольства послужило вполне естественное опасение за свою безопасность. Киренаика некогда входила в состав империи Ахеменидов, и АМ на этом основании мог предъявить на нее претензии. Но опасения киренцев оказались напрасными. На повестке дня у Александра стояли организация управления Египтом и продолжение войны с Дарием. Поэтому договор о дружественном союзе по всей вероятности остался простой формальностью, ни к чему не обязывающей обе стороны. Этим можно объяснить и то, что о нем упоминают только самые ранние источники; позднейшие, вероятно, сочли эти сведения не стоящими внимания.

Ссылка на комментарий

2гостья

Бриан и вправду ошибься. При разделе в Трипарадисе македонцы одобрили расширение владений Птолемея на Западе. Возможно даже дальше Киренаики, в сторону Карфагена.

Кстати, карты, изображающие владения АЛЕКСАНДРА, обычно включают Киренаику в состав империи. Что конечно же не верно.

Ссылка на комментарий

2гостья

Во время поездки в Москву забежал на Олимпийскую книжную ярмарку. кое что приобрёл. Правда больше по Риму:

1. А. В. Короленков «Квинт Серторий. Политическая биография».

2. А. В. Короленков (опять он) «Сулла».

3. Хрестоматия по истории Древнего Рима под ред. Кузищина.

Но также приобрёл книгу Дандамаева «Политическая история державы Ахеменидов». Из-за скудости информации о персидском государстве, весьма рад этой покупке. А ещё более рад той информации, что сказал один из продавцов-букинистов: издательство Санкт-Петербургского государственного университета в скором времени собирается переиздать Шофмановскую «Восточную политику Александра Македонского». Так что давай, держи ушки на макушке. Место проживания просто обязывает вовремя узнать о выходе книги.

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Я практически уверен, что все называемые города относятся к Нижней Македонии, в том числе и Алкомены.

Алкомены да, остаются под вопросом. А все остальные города: Миеза, Эгея (Эги?), Алор, Бероя, Пидна - действительно, нижнемакедонские.

 

Поэтому у Арриана была возможность называть конкретные места рождения. С Верхней Македонией (а это как раз Линкестида, Орестида, Элимиотида, Эордея и Тимфайя) по другому. Количество военных кадров оттуда значительно меньше. Да и размер населённых пунктов невелик. Поэтому имел смысл называть только саму область, из которой происходил тот или иной офицер.

Возможно, Арриан (или кто-то из безвестных переписчиков) просто не захотел грузить читателя малоизвестными названиями (хотя в первоисточниках они могли быть - отчег бы тому же Птолемею не назвать точное место своего рождения)

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Мне как-то попадался Короленков, но я что-то сомневалась. Значит, стоящие книги?

А за инфу о "Восточной политике" вдвойне спасибо! ))) Уж я постараюсь не пропустить новости о выходе.

Ссылка на комментарий

2гостья

Пока ещё книги Короленкова не читал, ни ту, ни другую. Прочитаю - опишу.

Что дальше будем по АЛЕКСАНДРУ? Предлагай!

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Малость про единственного триерарха-перса вдогонку.

Маловероятно, чтобы это был евнух Багой: трудно представить, чтобы раба стали почтительно именовать "сын такого-то". У Плутарха и Курция он просто евнух Багой. Так что наш триерарх, скорее всего, знатный перс. Странно, что о нем не сохранилось никаких других упоминаний, ведь какую-то должность в армии или государстве Александра он должен был занимать.

А вот о его тезках №1 и 2 информации сохранилось все же побольше. О них и предлагаю поговорить.

Ссылка на комментарий

2гостья

Согласен. Вряд ли двумя авторами упоминается один Багой. То, что сын Фарнуха в наших источниках упоминается в первый и последний раз не удивительно. В перечне триерархов таких "единоразников" полно.

Честно говоря, в отношении Багоя-евнуха у меня вообще есть сомнения по поводу его существования. Из основных источников его описывает только Курций. И конечно же, Багой служит для Курция удобным поводом очередной раз унизить АЛЕКСАНДРА. Главное участие Багоя в его книге происходит в связи с казнью Орсина. Как мы знаем из Арриана, Орсин был самозванцем, который без соответствующего указания царя забрал себе пост сатрапа Персиды после смерти Фрасаорта. Не доверять Арриану в изложении им причины казни оснований нет. В то время как Курций называет Орсина сатрапом, никак не указывая на его права на эту должность. То есть его узурпацию Курций попросту опускает. Зато красочно описывает низость Македонца, беззаконно убившего Орсина, вследствие наветов Багоя: "евнух обратил свое влияние, добытое лестью и позором, против человека знатнейшего и невинного. Людей такого же рода, продажных и преданных ему, он научил ложным обвинениям, чтобы они сделали донос, когда он прикажет. Между тем ежедневно, оставаясь наедине с Александром, он нашептывал доверчивому царю на Орсина... любовник, не забывая о клевете даже в момент страстных и постыдных переживаний, всякий раз, как возбуждал в царе страсть к себе, возводил на Орсина обвинение то в жадности, то даже в измене".

Ах, значит Орсин был даже невинным. Курций говорит это несмотря на то, что чуть дальше он вынужден приоткрывать завесу и признавать, что в в период правления "невинного" сатрапа была разграблена гробница Кира. Арриан куда более правдоподобно описывает ситуацию. АЛЕКСАНДР возвращается из Индии и вместо скончавшегося Фрасаорта застаёт самозванца Орсина (или Орксина). Проходя через Парсаргады он видит разграбленную гробницу Кира. Придя в Персеполь, он получил множество обвинений со стороны самих персов (!) на правление узурпатора. "Орксина уличили в том, что он грабил храмы и царские гробницы и несправедливо казнил многих персов. По приказу АЛЕКСАНДРА его повесили".

Всё это произошло уже через несколько месяцев после казни македонских стратегов Мидии, совершённой примерно по тем же основаниям. Повторюсь - весь рассказ арриана вполне логичен и заслуживает полного доверия, в то время как красочное, но абсолютно извращенное изложение Курция представляется очередным наветом. Если бы этот момент из Курция был единственным упоминанием евнуха Багоя, я вообще бы решил, что такого человека не было в реальности. Однако Курций впервые заговорил о Багое значительно раньше. Римлянин написал, что Багой был среди обильных даров, которыми АЛЕКСАНДРА одарил в Гиркании искавший его милости Набарзан (330 г.). То есть Багой появляется в окружении царя за 6 лет до событий в Персеполе. Даже недоверяя Курцию, не вижу возможным обвинить в измышлении и этого эпизода.

Вывод: Багой вероятно существовал. Однако каким было его реальное положение при царском дворе, какое влияние он оказывал на АЛЕКСАНДРА, и какими были их взаимоотношения - всё это под огромным вопросом, так как основывается на крайне недостоверном сообщении единственного и чересчур критичного (в моральном отношении) и не очень точного источника.

Ещё один момент. Меня смущает этническая принадлежность имени Багой. Сын Фарнуха прямо назван персом, да и отчество также указывает на персидское происхождение. На корни евнуха Багоя нет никаких указаний. А его предшественник при дворе Артаксеркса II, Арсеса и Дария III был египтянином. Что это? Совпадение имён в ономастике двух различных народов или что-то другое?

Ссылка на комментарий

2Marc Romiliy

Вкратце о сходстве имен. Имя Багой, или точнее, Багаухша - персидское. В случае Багоя №1 (возможно и №2 но тут нет данных) оно, по всей вероятности, не настоящее. Египтянина мог назвать Багоем Артаксеркс - с иностранными именами рабов хозяева заморачиваться не любят. Возможно, назвал по созвучию с египпетским именем евнуха. Или же египтянин впоследствии "оперсидился" :) и решил взять себе более подходящее имя. Можно только гадать.

Продолжу потом, а то спать хочется :)

Ссылка на комментарий

Вопрос для всех

 

Какой официальный титул носил Александр в 336 и 323 годах? Существовал ли он вообще (титул, а не Александр)? Возможно, в каждой стране он был своим ("царь македонян", "царь Верхнего и Нижнего Египта", "царь Вавилона, царь стран" и т.п.), а единого не существовало?

Изменено пользователем Филоромей
  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Филоромей

Единого титула действительно не было. Империя АМ представляла собой в сущности, конгломерат личных владений Александра, полученных по наследству или "завоеванных копьем". Даже занимаясь в 324-323 гг. административными делами, он ничего не изменил в структуре своей державы. (Кстати, даже печати были разные. Для Греции, Македонии и ионийских городов - македонская. Для Египта, видимо, тоже - Великим Царем АМ еще не был, да и учитывая, что он позиционировал себя как освободитель ЕГипта от персидского ига, это было бы странно, а сведений об использовании печати фараонов нет. А для Азии он использовал печать персидских царей.)

В 336 г. Александр унаследовал титулы басилевса Македонии и стратега-автократора Панэллинского союза. С расширением его владений добавлялись и новые титулы. В 331 (или конце 332 г. до н. э.) Александр провозглашен фараоном Египта. После гибели Дария в 330 г. до н.э. наследует его титул "Великий Царь, Царь Царей и пр. и пр." Видимо, этот титул был действителен и в Индии, северо-западные области которой входили в империю Ахеменидов - во всяком случае, нет сведений, чтобы Александр назывался раджой. Этот "букет" :) титулов АМ сохранял до самой смерти.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.