Kapitan Опубликовано 26 февраля, 2007 #1276 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2007 2Hugin Разница между русским мечем и скандинавским была. По крайней мере в литературе есть разделение на норманнсий меч, славянский итд А всё-таки хотелось бы ссылочку хотя бы на литературу, где об этом говориться. Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 26 февраля, 2007 #1277 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2007 (изменено) Недобитый Скальд Ну вот те на. У кельтов значит была (возможно, изобретена в том же 4-м веке, а в 1-й трети 3 в. доставлена ими же на Восток), а у германцев - фиг-с? Я предлагаю разделить вопрос на две составляющие: 1) Принципиальная возможность 2) Факт Про п.1 я с Вами согласен. Безусловно, рядом кельты, кольчуга еще как могла быть у германцев. Между прочим, я лично до сих пор не могу понять, каким образом славяне (по утверждению некоторых исследователей) позаимствовали меч у германцев, когда рядышком в причерноморских степях обитают ираноязычные племена, у которых меч был в обыкновении до движения готов к Черному морю... Я же спрашиваю про п.2. Есть ли реальные находки кольчатой кольчуги у германцев, датируемые до н.э.? Изменено 26 февраля, 2007 пользователем Сколот Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 26 февраля, 2007 #1278 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2007 2. Да как-то не интересовался всерьез, мне вполне хватало упоминания о находке в том непроизносимом месте. Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 26 февраля, 2007 #1279 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2007 (изменено) 2Сколот Между прочим, я лично до сих пор не могу понять, каким образом славяне (по утверждению некоторых исследователей) позаимствовали меч у германцев, когда рядышком в причерноморских степях обитают ираноязычные племена, у которых меч был в обыкновении до движения готов к Черному морю... Сейчас уже не считают. Да и раньше считали, что славяне заимствовали слово, а не само оружие (см. гот. *mēkeis, др.-исл. mækir, др.-англ. méсе, др.-сакс. ma^ki). Однако сейчас считается, что непосредственный переход из такой германской формы в славянскую праформу "*mеčь" невозможен. Современная точка зрения, что и германцы, и славяне позаимствовали слово из некоего древнего исчезнувшего языка, возможно даже не и.-е. (ср. груз. maxva "острый, меч", удинск. mеx "серп", лезг. mаx "железо" ). Изменено 26 февраля, 2007 пользователем jvarg Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 26 февраля, 2007 #1280 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2007 2 Сколот С другой - жаль. Ваше мнение, как это ни странно будет звучать, для меня было важно. Как оппонента. Косвенно своим оппонированием Вы меня заставили кучу литературы перелопатить и приобрести книги норманистов. Так что в целом, не без отрицательных эмоций, канеш, но дискуссия была плодотворной. Аналогично. Так же многое почитал и изучил. В общем спасибо за дискуссию, и будем считать ее успешно завершенной Про эмоции, честное слово, ничего личного, я увлекался конечно в процессе, но только ради идеи... Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 26 февраля, 2007 #1281 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2007 Lestarh Кстати, есть у меня определенная доля сомнений, что на этой ветке мы заново не схлестнемся. Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 26 февраля, 2007 #1282 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2007 2Сколот 2Lestarh Схлестнетесь схлестнетесь ) А реально нужен перерыв, имеющиеся данные обсосаны, и каждый по их поводу мнение вынес... блин, ну реально не первую сотню лет спор идёт Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 27 февраля, 2007 #1283 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2007 vergen Я приводил в пример "есть известия о некоих руских епископах в то время в тех местах (авторы статьи приводят послание папы римского иоанна 13 болеславу чешскому с запретом привлекать на епископские кафедру людей из русских и болгарских сект. от 967 (или 973) года Камрад, а не поделитесь полным названием источника? 2jvarg Современная точка зрения, что и германцы, и славяне позаимствовали слово из некоего древнего исчезнувшего языка, возможно даже не и.-е. (ср. груз. maxva "острый, меч", удинск. mеx "серп", лезг. mаx "железо" ). Подумалось тут. Глагол "махать" случаем не родственен "мечу"? Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 27 февраля, 2007 #1284 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2007 А всё-таки хотелось бы ссылочку хотя бы на литературу, где об этом говориться. Чего-то не несут нам ссылочку... Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 27 февраля, 2007 #1285 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2007 2Сколот это:"Западные традиции в русском христианстве". сборник Введение христианства на Руси 1987г. Автор статьи Кузьмин Сам он ссылается на Козьму пражского "Чешская хроника" М.1962г страница 66. Ссылка на комментарий
Недобитый Скальд Опубликовано 27 февраля, 2007 #1286 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2007 http://www.vostlit.info/Texts/rus/Cosmas/framekniga1.htm 1 Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 27 февраля, 2007 #1287 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2007 2Сколот "... Поддерживая просьбу с особой радостью, мы благодарим бога, который всегда и повсюду опекает и расширяет свою церковь среди народов. Поэтому, [пользуясь] верховной властью папы и властью св. Петра, главы апостолов, наместником которого, хотя и недостойным, мы являемся, мы одобряем просьбу и даем согласие на исполнение ее. Разрешаем основать при церкви мучеников св. Вита и св. Вацлава епископскую [66] кафедру, а при церкви святого мученика Юрия, в подчинении ордена св. Бенедикта и в послушании нашей дочери аббатисе Марии, — конгрегацию святых дев. Однако ты выбери для этого дела не человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа, или славянского языка145, но, следуя апостольским установлениям и решениям, [выбери] лучше наиболее угодного всей церкви священника, особенно сведущего в латинском языке, который смог бы плугом слова вспахать новь сердец язычников, посеять в них пшеницу добрых дел, а плоды для урожая вашей веры отдать Христу. Будь здоров»." Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 27 февраля, 2007 #1288 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2007 (изменено) Воть: Когда Мария прибыла в королевский город Прагу, князь Болеслав с почетом принял давно ожидаемую дорогую сестру; взявшись за руки, они вошли в королевский дворец; пребывая там вместе, они долго беседовали друг с другом. Мария сообщила своему брату многое из того, что она видела м слышала и Риме [и что было] достойно рассказа и удивления; вдобавок она вручила ему грамоту, направленную апостольским двором, содержание которой 144 было такое: «Иоанн, слуга слуг божьих, посылает Болеславу, поборнику христианской веры, свое апостольское благословение. Справедливо будет обратить благосклонное наше внимание на справедливую просьбу. Ибо бог — это справедливость, а те, кто его любят, будут оправданы, и все дела тех, кто любит справедливость божью, направлены к добру. Наша дочь и твоя сестра Млада, она же Мария, среди прочего передала приятную нашему сердцу просьбу с твоей стороны, чтобы в твоем княжестве в честь и во славу церкви божьей разрешено было основать епископство и чтобы на это было дано наше согласие. Поддерживая просьбу с особой радостью, мы благодарим бога, который всегда и повсюду опекает и расширяет свою церковь среди народов. Поэтому, [пользуясь] верховной властью папы и властью св. Петра, главы апостолов, наместником которого, хотя и недостойным, мы являемся, мы одобряем просьбу и даем согласие на исполнение ее. Разрешаем основать при церкви мучеников св. Вита и св. Вацлава епископскую [66] кафедру, а при церкви святого мученика Юрия, в подчинении ордена св. Бенедикта и в послушании нашей дочери аббатисе Марии, — конгрегацию святых дев. Однако ты выбери для этого дела не человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа, или славянского языка145, но, следуя апостольским установлениям и решениям, [выбери] лучше наиболее угодного всей церкви священника, особенно сведущего в латинском языке, который смог бы плугом слова вспахать новь сердец язычников, посеять в них пшеницу добрых дел, а плоды для урожая вашей веры отдать Христу. Будь здоров». Вот интересно, насколько вероятно, что под "русским народом" имелся в виду народ Киевской Руси?! Под Иоанном имеется в виду папа Иоанн XIII (965 — 972). Русь крещена в 988 году. Если я правильно понял из Козьмы пражского дату и время, то описанное выше событие датируется 967 годом. Действительно, вопрос, были ли во время жизни папы Иоанна XIII и Болеслава II Благочестивого (ок. 920 - ок. 999) епископы из восточнославянских земель, которые бы подходили на роль епископов для образуемой епископской кафедры? . vergen, Недобитый Скальд Спасибо за оперативность. Вот, блин. Пока рылся на востлите, камрад vergen меня опередил. Изменено 27 февраля, 2007 пользователем Сколот Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 27 февраля, 2007 #1289 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2007 Небольшое замечание. Речь идет не о епископах из "русского народа", а о епископах веры "русского народа" (или болгарского или славянского). То есть вроде как дело в конфликте Рима и Константинополя (а Болгария и Русь относились к его юрисдикции). Славянский язык для богослужения признавали только в Константинополе. Римские иерархи принципиально придерживались допустимости для этих целей только трех языков - латыни, греческого и дреевнееврейского, полагая перевод Божественного писания на иные языки его искажением. Далее есть сообщения немецких источников о том, что в 959 году княгиня Ольга направила послов к Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. В частности в "Хронике Регинона Прюмского" (датировки расходятся от 962 до 973 года) сообщается о дальнейших событиях. А именно о назначении епископом Руси некоего Адальберта, который прибыл на Русь, но не преуспел в крещении и был изгнан. Эти же сведения но более кратко приведены и в ряде других немецких хроник X века. Также византийские хроники содержат данные о крещении Руси еще в 860 году и повторно в 881/82. И что интересно дата крещения Руси Владимиром в 988 году византийцами особо не выделяется, по крайней мере какой-то особой значимости, которое вроде следовало бы ожидать, ей в византийских документах не придается. Не вдаваясь в разбор даты крещения Руси, предположу, что: 1. На Руси в конце X века было довольно много христиан (подтверждение - история с жертвоприношением варяга-христианина при Владимире), включая княгиню Ольгу; 2. С точки зрения "раздела сфер влияния" Русь относилась к области интересов не Рима, а Константинополя; 3. Немецких еписокопов смущала возможность привлечения на отвестственные посты церковной иерархии лиц "проконстантинопольской" ориентации; Ссылка на комментарий
Kapitan Опубликовано 27 февраля, 2007 #1290 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2007 2Lestarh И что интересно дата крещения Руси Владимиром в 988 году византийцами особо не выделяется, по крайней мере какой-то особой значимости, которое вроде следовало бы ожидать, ей в византийских документах не придается. А может быть дело в том, что Рксь при Владимире крестилась не из Византии, а из другой страны, где язык богослужения был именно славянский? Потому и принизили это значение в Византии... Ссылка на комментарий
Gridin Опубликовано 27 февраля, 2007 #1291 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2007 (изменено) Для Lestarh Аналогично. Так же многое почитал и изучил. В общем спасибо за дискуссию, и будем считать ее успешно завершенной Я так не считаю. Судя по Вашему списку: По совокупности причин. Что мы знаем о русах VIII - IX веков.1. ПВЛ говорит что русы один из варяжских народов; 2. Константин Багрянородный говорит, что русы имели язык отличный от славянского; 3. Некоторые арабы говорили, что ар-рус - разновидность славян (точнее сакалиба); 4. Другие арабы относили понятие ар-рус к норманнам (испанский эпизод); 5. Имена русов известные по источникам - не славянские, названия порогов - тоже; 6. Прототипом названия "русь" может быть финское название скандинавов - ruotsi; 7. Присутствие скандинавов на Руси в то время (VIII - IX века) и в тех местах (Ладога, Новгород, Смоленск, Чернигов и Киев) в которых ПВЛ помещает русов, зафиксировано археологически. Присутствие иранцев зафиксировано в Киеве и Чернигове, но их не было на севере. Присутствие балтийских славян (раз уж о них так много говорилось) не зафиксировано вообще, равно как и каких-либо иных не аборигенных народов. В пользу славянства русов - пункт 3, против 1, 2, 4 и 5; В пользу скандинавства русов - пункты 1, 4, 6 и 7 против 3; В пользу иранства русов ни одного, против 1, 3, 4, 6 и 7; В пользу балтийского славянства русов ни одного, против 2, 4, 5, 7; Единственный пункт против скандинавов - ар-рус как разновидность ас-сакалиба, может быть поколеблен тем, что ас-сакалиба не всегда обозначали славян в узком смысле (пример Ибн-Фадлан). Соответственно пункт не является непреодолимым противоречием в системе доказательств. дискуссия не сдвинулась с места. По пунктам 1. Да, говорится именно так. Именно один из варяжских народов, а не гребцы-руотси. И этот пункт прямо нам противопоставляет все известные скандинавские народы русам. То есть русы это не скандинавы. 2. Константин Багрянородный нам такого не говорит. Он лишь называет имена порогов по-русски и по-славянски. И в этом нет ничего удивительного. Названия порогов очень убедительно выводятся из иранских языков и не имеют смысла на скандинавских. 3 и 4. Ну что же, давайте считать тогда. Подсчитайте сколько авторов называли ал-маджусов(это не только скандинавы, но и славяне) ар-русами и сколько авторов называли русов славянами и перечисляли 3 вида русов. Меня смущает связка слов "Некоторые" и "Другие". И почему эти "Другие" авторы названы Вами во множественном числе? Напомню Вам, что эти авторы, которых Вы упомянули под словом "Другие" это всего лишь один Ал-Якуби со своим спорным и неоднозначным сообщением. Которое возможно и не принадлежало его перу, а было написано через призму событий поисходящих много позже в Киевской Руси. Камрад Аскольд где-то в середине темы уже высказывал эту гипотезу. Так что зачислить этот пункт в свою копилку вы поспешили. 5. Имена наших предков - антов, также не были славянскими, однако в славянстве антов никто не сомневается, а здесь такая незадача. Да и к похожим на скандинавские имена можно отнести с большими натяжками около 20% известных нам древнерусских имен. И также эти 20% имен с таким же успехом можно отнести и к нескандинавским. Так что скандинавская версия здесь опять же малоубедительна. 6. Финны называют так не скандинавов вообще, а только шведов и еще финнов Финляндии, так что опять же, Увы. 7. В Чернигове и Киеве судя по антропологическим данным скандинавов небыло вообще. На севере они были как простые колонизаторы.Это первое. Второе. Присутствие балтийских славян в новгородских землях зафиксировано и еще как. Это убедительно мы доказали в ветке Южнобалтийские славяне. Напомню, там спор был уже о том, была ли колонизация из балтийских земель в Новгород в VIII-IX веках или были лишь тесные связи и торговля. И в первом случае и во втором можно с уверенностью сказать что присутствие балтийских славян было однозначно. Вопрос только в каком качестве они были на Руси: как торговцы и воины или как колонизаторы. Советую Вам прочитать В.В. Седова. Как он определяет наличие миграции волынцевского населения в земли на Оке и формирование там вятичей. Лишь по небольшому количеству находок посуды волынцевской культуры и все. Вот так. В пользу славянства русов - пункт 3, против 1, 2, 4 и 5;В пользу скандинавства русов - пункты 1, 4, 6 и 7 против 3; В пользу иранства русов ни одного, против 1, 3, 4, 6 и 7; В пользу балтийского славянства русов ни одного, против 2, 4, 5, 7; Вы погорячились. В пользу славянства русов говорят пункты 1,2,3,4,5,7. В пользу скандинавства ниодного Изменено 27 февраля, 2007 пользователем Gridin Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 28 февраля, 2007 #1292 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2007 (изменено) 2Lestarh Славянский язык для богослужения признавали только в Константинополе. Римские иерархи принципиально придерживались допустимости для этих целей только трех языков - латыни, греческого и дреевнееврейского, полагая перевод Божественного писания на иные языки его искажением. Этот догмат был сформулирован значительно позже. А насчет того, как было в то время, см. например жизнеописание первосвятителей Кирилла и Мефодия: ... В 866 (или 867) Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. Кроме того, хочу напомнить, что схизма началась лишь в 1054 г. А в то время, о котором вы говорите, церковь была еще едина. Хотя трения между Римскими и Константинопольскими епископами были уже тогда. В основном, за подчиненность пограничных епархий - например, за ту же болгарскую епархию. Но это были трения именно между высшими иерархами. Сами верующие, даже и священники, еще не ощущали себя принадлежащими к разным церквям. Изменено 28 февраля, 2007 пользователем jvarg Ссылка на комментарий
Lestarh Опубликовано 28 февраля, 2007 #1293 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2007 (изменено) 2 jvarg Этот догмат был сформулирован значительно позже. К сожалению могу поднять источники только вечером. Насколько я помню уже Кирилл столкнулся с тем, что часть даже Константинопольского духовенства не считала оправданным перевод богослужения на славянский. Также до схизмы 1054 имели место серьезные конфликты между набиравшим влияние Римом претендовавшим на то чтобы быть чем-то большим чем региональная епископская кафедра и Константинополем. Если мне не изменяет память, то дело доходило до взаимных анафем, но в отличие от 1054 года конфликты удавалось гасить без столь значительных последствий. Но подробнее постараюсь порыться в литературе вечером. Пока же цитата из, уж извините, Википедии (что быстро нашел): Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разгрома Рима войсками Алариха в 410 году н. э.) и обуславливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.Традиционно схизму делят на два этапа. Первый имел место около 867 года в связи со взаимными претензиями папы Николая I и константинопольского патриарха Фотия в вопросах догматики, а так же в стремлении главенствовать над христианской церковью в Болгарии. Второй этап относят к 1054 году (взаимное предание анафеме римского легата Гумберта и патриарха константинопольского Кирулария) и связывают со стремлением папства подчинить своей власти церкви Южной Италии, традиционно входившей в состав сначала Великой Греции, а затем и Византии. Окончательный разрыв был закреплен в 1204 году взятием крестоносцами Константинополя. О языках (там же): Начиная с VII века, под влиянием высказываний Исидора Севильского, на латинском Западе сложилось убеждение, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных языках»: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. После того, как Кирилл убедил папу Римского Адриана в истинности своих с братом трудов, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Братья были рукоположены в епископский сан. 2 Kapitan 2 А может быть дело в том, что Рксь при Владимире крестилась не из Византии, а из другой страны, где язык богослужения был именно славянский? Потому и принизили это значение в Византии... А какой именно страны? 2 Gridin Лично я данную дискуссию завершил. Все поднятые Вами вопросы были неоднократно обсуждены и свое мнение по ним я высказал. Изменено 28 февраля, 2007 пользователем Lestarh Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 28 февраля, 2007 #1294 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2007 2Lestarh А может быть дело в том, что Рксь при Владимире крестилась не из Византии, а из другой страны, где язык богослужения был именно славянский? Потому и принизили это значение в Византии...А какой именно страны? Ну, тут в вариантов немного - Болгария, Сербия или Чехия. В Польше никогда на славянском не служили. Чехия и Сербия далековато, так что остается Болгария. Да и русский извод церковно-славянского языка основан именно на болгарском диалекте. Ссылка на комментарий
Сколот Опубликовано 28 февраля, 2007 #1295 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2007 Lestarh Речь идет не о епископах из "русского народа", а о епископах веры "русского народа" (или болгарского или славянского). Да, согласен. Так, вот, вопрос то, где именно такой русский народ, у которого вера христианская распространена достачно для того, чтобы приглашать даже не представителя русского народа, а любого епископа "веры русского народа" для образования епископской кафедры?! Также византийские хроники содержат данные о крещении Руси еще в 860 году и повторно в 881/82. И что интересно дата крещения Руси Владимиром в 988 году византийцами особо не выделяется, по крайней мере какой-то особой значимости, которое вроде следовало бы ожидать, ей в византийских документах не придается. Я бы, все-таки, оперировал не достоверностью даты крещения, а следующим: а) религиозная направленность княжеской власти на момент написания грамоты (967 г.) б) насколько устойчив был институт церкви на Руси в это время. И был ли вообще этот институт?! 1. На Руси в конце X века было довольно много христиан (подтверждение - история с жертвоприношением варяга-христианина при Владимире), включая княгиню Ольгу;2. С точки зрения "раздела сфер влияния" Русь относилась к области интересов не Рима, а Константинополя; 3. Немецких еписокопов смущала возможность привлечения на отвестственные посты церковной иерархии лиц "проконстантинопольской" ориентации; 1) можно только утверждать, что они были. Довольно много или нет, неизвестно. И количественная оценка "довольно много" тоже неясна. 2) Согласен 3) Может быть. Но это с условием, что на Руси был развит институт православной (проконстантинопольской) церкви. И, повторюсь, был ли он вообще... jvarg, Lestarh Если я правильно понял, Вы сейчас обсуждаете, была ли Русь Киевская в то время в сфере влияния Константинополя? Или что-то другое? Ссылка на комментарий
vergen Опубликовано 28 февраля, 2007 #1296 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2007 2Сколот Если я правильно понял, Вы сейчас обсуждаете, была ли Русь Киевская в то время в сфере влияния Константинополя? Или что-то другое? я так понял всё пошло с упоминания мною о епископах русской веры. Кстати, вопросы, а херсонес не имел ли тогда несколько отдельного (не знаю как правильно сказать) статуса в релегиозном плане? И не могла ли церковь на руси в то время быть более менее независимой (собственно в статье Кузьмин од этом и говорит). 2jvarg Да и русский извод церковно-славянского языка основан именно на болгарском диалекте. Вроде да. Чехия и Сербия далековато, Зато там работали кирилл и мефодий (а потом вроде их ученики-последователи в болгарии). Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 1 марта, 2007 #1297 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2007 (изменено) 2jvarg 2Lestarh Славянский язык для богослужения признавали только в Константинополе. Римские иерархи принципиально придерживались допустимости для этих целей только трех языков - латыни, греческого и дреевнееврейского, полагая перевод Божественного писания на иные языки его искажением. Этот догмат был сформулирован значительно позже. Решил опровергнуть сам себя. Догмата (как канонически признанного церковного установления) о существовании «священных» языков вообще никогда не существовало. Были некие мудрствования группы немецких епископов IX века, о том что литургию можно служить лишь на одном из трех «священных» языков – латинском, греческом или еврейском. Заметьте, речь шла именно о литургии, но не об остальной службе или переводах священного писания. Но даже это было осуждено восточной церковью, как «ересь трехъязычия». Западная церковь этот вопрос в догматическом плане вообще проигнорировала. И хотя «де факто» она стимулировала использование в богослужебном плане именно латыни, «де юре» это никогда не было закреплено. Изменено 1 марта, 2007 пользователем jvarg Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 1 марта, 2007 #1298 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2007 А что имеется в источниках и исследованиях про пристутствие русов (или других "русоподобных" групп) среди балтских или финских племен? Как-то странно получается, что для своей экспансии руссы выбрали только славян, хотя рядом находятся и балты и автохтонные угро-финны. Но они как-то русов не интересуют или по крайней мере про их взаимоотношения очень мало пишут. Но если русам действительно с балтами и финнами было сложнее, а со славянами проще, то почему? Знание языка? Действительно превалирование среди русов славянского субстрата? Ссылка на комментарий
jvarg Опубликовано 1 марта, 2007 #1299 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2007 (изменено) 2Svetlako Как-то странно получается, что для своей экспансии руссы выбрали только славян, хотя рядом находятся и балты и автохтонные угро-финны. Вообще-то в летописях постоянно звучит "словене и чудь". В новгородском государстве, похоже, чудь была весьма многочисленным элементом. Скорей всего, просто основной массив чуди был впоследствии ассимилирован славянами. Так что, для своей экспансии они выбрали не только славян, но и угро-финнов. Изменено 1 марта, 2007 пользователем jvarg Ссылка на комментарий
Svetlako Опубликовано 1 марта, 2007 #1300 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2007 2jvarg В новгородском государстве, похоже, чудь была весьма многочисленным элементом. Скорей всего, просто основной массив чуди был впоследствии ассимилирован славянами. В Новгороде - да! Но ведь и взаимоотношения Рюриковичей с Новгородом с самого начала весьма своеобразны. Это город, в котором в наибольшей степени развиты были мотивы "приглашения князя". В остальной славянской части Русского государства такие "вольности" практиковались куда меньше. И "спускаясь к югу и востоку" от Новгорода русь княжить стала только в славянских землях. А вот балтское подвинье - хотя это может быть более удобный путь с Балтики - осталось для них "чужой территорией". Или районы расселения мордвы в волжском движении. В любом случае первичное взаимодействие шло по типу - славяне и русь садятся над и рядом с автохтонами. Но самих финских автохтонов как прямых союзников или часть руси никогда не называют, хотя их субстрат в руси обязательно присутствовал. То есть никогда не говорится, что пришли русь и чудь и сели над какими-нибудь "тятичами". И вроде бы среди имен посольства нет финских (чудских)? Странно, да? Славянские можно найти, а воины другого не менее многочисленного населения с русами не пошли! Другие у них взаимоотношения с русами, чем у славян. Им что золота меньше надо. Гумилев скажет пассионарности в них маловато. А я скажу - чудины для русов чужие, а славяне свои. Гумилев бы назвал это комплиментарностью русов и местных славян (а вот с балтами и финнами русы, дескать, менее комплиментарны). Я не хочу умножать сущности и говорю просто о наличии наиболее многочисленной исходной прослойки славян среди русов. Свой к своему. Интересно, что мне совершенно не хочется дискутировать об этнической принадлежности самого Рюрика. Меня больше интересует общий этнический состав и происхождение тех самых групп, которые назывались дружинной культурой. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения