Славяне и Русь - Страница 283 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

2Дон

"Проблемы археологии юго-восточной Европы") В общем что бы там не бредили раннесредневековые хроники, иранцы действительно добирались до Балтики и оставили свой след.

 

а с этим никто и не спорит.

Просто Вы раз за разом общие черты и взаимосвязи превращаете в доминирующие.

 

 

Да не было ничего подобного у абстрактных индоевропейцев

вот это кто?

http://silverwolf.lviv.ua/index.php?module...d=2303&viewkey=

а это

http://silverwolf.lviv.ua/index.php?module...d=2307&viewkey=

а это (вверху слева)

http://silverwolf.lviv.ua/index.php?module...d=2177&viewkey=

и как Вы беретесь определить где тут грфон какой-ибудь, а где именно симаргл?

 

"В настоящее время благодаря трудам К. В. Тревер выяснено, что Семаргл-Сэнмурв -- действительно, сходное с иранским, божество семян и посевов, рано исчезнувшее из русского языческого обихода и непонятное уже переписчикам XIII-XIV вв."

 

"Внешний облик этого второстепенного божества -- крылатый пес,

изображения которого наряду с изображениями вил -- русалок в виде

полуптиц -- очень часты в русском прикладном искусстве XI -- XII вв.

(например, на колтах, подвешивавшихся к кокошнику). Следовательно, в летописном перечне указаны пять антропоморфных божеств и один собакообразный покровитель семян и всходов. Слово "кумир" всегда означало только антропоморфную статую (см. Срезневского). Пес Семаргл мог быть изображен как в дополнительный рельеф, например, при кумире Макоши, богини плодородия (подробнее см. ниже, в разделе о русалиях).

Для того чтобы знать, как нам следует относиться к

приведенному выше перечню богов Владимира, нам необходимо учесть замечательное открытие, сделанное киевскими археологами в 1975 г. В старинной части Киева, на Старокиевской "Горе", при научных раскопках обнаружен фундамент своеобразного постамента, предназначавшегося, по справедливому мнению авторов раскопок, для кумиров, поставленных Владимиром в 980 г. 8

Hа плане раскопок четко обозначены пять выступов разного

размера: один большой -- в середине, два меньших -- по бокам и два

совсем маленьких -- около боковых выступов. "

 

Кстати, здесь тот редкий случай когда я вынужден буду согласиться с господином Ваксманом, черняховцы действительно сплав разноэтичных народов, при известной доминанте готов.

да с этой т.з. тут никто вроде и не спорит...

 

И поэтому антропологический тип летописных полян наиболее близок аланскому... И поэтому есть основания предполагать переселение алан салтовской культуры на Правобережье Днепра.... И поэтому.... В общем можно еще долго и нудно продолжать, зная что это вас совершенно не убедит.

хм:), я уже столько раз про это говорил...повторю ещё раз.

итак переселение, причем настолько серьезное что сформировало антропологический тип - верно?

ТАК где тогда распространение археологической культуры!?

Ссылка на комментарий

2vergen

нее там всяких ирландцев например от кого только не выводят

так это нормальная тогда преамбула: начинающий хронику не мог глубоко знать предысторию за отсутствием архивов, вот и сливал всякие байки, да погуще сыпал Священное писание. К самой-то хронике, там где уже фиксировались близкие события, претензии есть?

Ссылка на комментарий

2 Valdemarus

Не все "шведы", а "русь", т.е. род Игоря. Сначала термин *ro:tsi имел значение русь, т.е. княжеский род Игоря.

И откуда такая категоричность? А вдруг не Игоря а Олега, Рюрика, Синеуса, Трувора :)

 

Фины и чудь видели очевидное сходство между русью Игоря и обычными их соседями шведами

И почему тогда более редкое и частное (русы) заменило более употребительнее и общее (свеи)?

 

тем более что норманы собирали дань у финов от имени руси см. Джаксон Т.Н. «Сбор русской дани» в конце X в. в Эйстланде по скандинавский источникам

Ну вообще-то в этой статье Джаксон как раз признает недостоверность данных саг в этом вопросе и лишь предполагает, что скандинавы могли привлекаться русскими князьями к сбору дани.

И кстати она соглашается с Т.Нунаном что в период 850 - 1015 года эсты (чудь) русским дани не платили, выступая скорее как союзники, а не подданные.

Увы но пока версия о переносе названия с русских на шведов выглядит крайне не убедительно. С ливов русские дани вообще никода не собирали, с эстами вопрос открыт, емь и сумь были данниками недолго. А у всех этих народов соотвествующий этноним обозначает шведов. Зато именно у тех народов где сбор русской дани был длительным и стабильным этот корень обозначает как раз русских.

Да и масштабы участия скандинавов в этом сборе пока не ясны.

 

O'Tim

Волхов удобен именно срединным положением между двумя звеньями цепи - Востоком и Западом.

Волхов удобен скорее как концевая точка маршрута (аналогично и Киев). Это место мимо которого купцы точно не проедут, и где они обязательно остановятся подготовится к следующему участку пути - закупиться провиантом, отремонтировать лодки и т.д.

Изменено пользователем Lestarh
Ссылка на комментарий

2Lestarh

2Valdemarus

 

е все "шведы", а "русь", т.е. род Игоря. Сначала термин *ro:tsi имел значение русь, т.е. княжеский род Игоря.

 

И откуда такая категоричность? А вдруг не Игоря а Олега, Рюрика, Синеуса, Трувора

 

кстати говоря идея что русы изначально это не племя, а какой-то правящий род - подходит под любую теорию...

только вот не знаю есть ли в истории аналоги.

Ссылка на комментарий

2Lestarh

И откуда такая категоричность? А вдруг не Игоря а Олега, Рюрика, Синеуса, Трувора

 

А Вы знаете род Олега? Олег конечно реальный князь руси, и даже наверняка родственник Игоря (одного из сыновей Святослав называет Олегом), но его точное отношение к роду Игоря не поддается определению, м.б. дядя, м.б. родной, а м.б. двоюродный, м.б. по матери, а м.б. по отцу.

 

 

Что же касается Рюрика, и тем более его братцев, то это персонажи легенды, а не истории, ибо нигде более кроме этой легенды, весьма поздней и компилятивной, по происхождению, они не зафиксированы.

Самое раннее как можно датировать включение легенды о Рюрике в летопись - незадолго до именования Рюриком сына Ростислава Владимировича , родившегося ок. 1040-г. Илларион начинает родословную Владимира с Игоря, значит о Рюрике в его время еще не знали, а его Слово было написано написано между 1037-1050 г.г.. Т.о. в это время легенда уже была известна некоторым князьям руси, но не стала еще общепринятой.

 

А род Игоря представлен в его договоре.

Ссылка на комментарий

2Lestarh

  более употребительнее и общее (свеи)?

 

Откуда у Вас уверенность, что действительно более употребительное? Мы уже говорили об этом. Контакты со шведами у финнов до руси были, но они не были частыми и непрерывными, охватывающими всех финнов поголовно.

 

2Lestarh

Увы но пока версия о переносе названия с русских на шведов выглядит крайне не убедительно.

 

Это конечно же субъективно. Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иссуса, кто ни во что.... То во что верите Вы, оч. многих и оч. давно тоже не убеждает и патриотизм здесь совершенно не при чем, как бы ни хотелось представить это так представителям вашей веры (о противоположном направлении переноса).

 

Ну вообще-то в этой статье Джаксон....

 

Ваш вывод расходится с выводом сделанным автором в конце статьи. Вы до конца не дочитали?

Ссылка на комментарий

2vergen

совсем маленьких -- около боковых выступов. "

 

 

Цитата

Кстати, здесь тот редкий случай когда я вынужден буду согласиться с господином Ваксманом, черняховцы действительно сплав разноэтичных народов, при известной доминанте готов.

 

 

да с этой т.з. тут никто вроде и не спорит...

 

Сплава не было. Была империя готов, которые ни с кем не сплавлялись, в которую входили бантустаны разных иных народцев, известных под общим названием анты. Затем гунны создали славян, собрав все эти народцы в свою армию, где разные балто-германо-иранские наречия унифицировались под плетью гуннских прапоров в техническую славянскую мову. Затем с распадом гуннской империи после разгрома от гепидов новоиспеченные славяне демобилизовались и как объясняет камрад Л оттеда с Дуная пошла "культурная волна" братков с клинками и мовой.

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Ну а как? Гуглю на просторы Родины и вижу, что из Балтики через Даугаву - Западную Двину было проще плыть и на Днепр и на Волгу, чем плыть через Финский залив - Неву - Волхов и Мсту.

 

Мы не знаем одну маасенькую деталь, именно размер таможенных податей по Двине. И вторая деталь: склонны ли ваще были латышы-литовцы глубинки пропускать викингов в штатском по Двине зная их художества на побережье. так что решает в такие делах не дальность а общее удобствие которое как показывает археология не давало Двине ожидаемого приоритета в 9 веке.

Ссылка на комментарий

2Valdemarus

А Вы знаете род Олега? Олег конечно реальный князь руси, и даже наверняка родственник Игоря (одного из сыновей Святослав называет Олегом), но его точное отношение к роду Игоря не поддается определению, м.б. дядя, м.б. родной, а м.б. двоюродный, м.б. по матери, а м.б. по отцу.

 

Итак, остается констатировать, что «русский князь Олег» ПВЛ в исторической реальности, скорее всего, не имел никакого отношения ни к Рюрику, ни к Игорю, с которыми его связало искусственное построение древнерусского книжника. Более того, анализ имеющихся сведений заставляет считать его лицом посторонним для собственно русской истории (если понимать под ней историю государственных образований в Среднем Поднепровье с центром в Киеве и новгородских земель с Новгородом на Волхове), куда он попал исключительно благодаря сохранившемуся тексту договора 6420/912 г. и протоколу о ходе переговоров. Такая чужеродность Олега роду русских князей проявляется в списках ПВЛ также неустойчивостью усвоения ему социального статуса («князь», «воевода») и родственных отношений с Рюриком и Игорем («родственник», «племянник», «уй», чужой человек), а равным образом, полной неизвестностью о его реальной судьбе, времени и месте смерти.

Вместе с тем, титулатура Олега, указывающая на его европейские корни, использование русского языка его сподвижниками, носящими германоязычные имена, первые сведения о кодификации руского права («Закон руский»), которое можно рассматривать в качестве прямого предшественника Правды Руской 63, тесные контакты «русинов» с византийским обществом, в котором они живут, работают, торгуют, выступают в качестве наемников, делают в высшей степени интересными и перспективными поиски «Олеговой Руси» и ее места в системе европейских государств первой четверти X в., а равным образом и на пространстве «черноморской Руси», как я покажу далее, тесно связанной с Приднепровской Русью, поскольку при всей, казалось бы, чужеродности Олега киевской династии (Игорь, Ольга, Святослав), имя "Олег" не только перекликается с именем "Ольга", но его носит уже один из трех сыновей Святослава, а в последующем оно неизменно присутствует в составе княжеского ономастикона на протяжении последующих четырех с половиной столетий."

А.Никитин "Князь Олег и его экспедиция в Константинополь"

Ссылка на комментарий

2Ваксман

склонны ли ваще были латышы-литовцы глубинки пропускать викингов в штатском по Двине зная их художества на побережье.

 

Так можно же было решить проблему иначе:

"так нет же никого в таможне! Хочешь - мы заплатим золотом" (с) из Костантинополя и серебром с Каспия за проход.

Какая разница кому платить - ве-псам и словенам на Волхове - Ладоге или литам в латах по Двине?

Ссылка на комментарий

Жжет торговец воском. Пражская культура никоим образом не стыковалась с гуннами. Как отпочковалась от киевской и начала самостоятельно развиваться в Припятском Полесье, так до формирования всех зап.славян и развивалась. Также и чуть более северные славяне верховьев З.Двины, Вилии, Великой и Днепра - носители традиций памятников круга Заозерье-Узмень.

Не затронута была влиянием гуннов колочинская кул-ра - основа роменской.

 

Состав гуннского войска по Гетике известен - никого кого бы можно было зачислить в балтов (якобы компонент будующих славян), там нет. Тому кто желчью исходит в борьбе с фантазерами фолькс-гишториками не пристало самому записыватся в их ряды.

 

Антов с гуннами, кроме полета мысли торговца воском ничто не связывает, зато связывает с германцами, т.к. большинство имен антов, зафиксированных источниками, имеют германские имена:

 

Χιλβούδιος (Bell. Goth. VII. 18ff.) < гот. *Hildi-bud[j]a «битва + вестник»

Ουσίγαρδος (Agath. Hist. III. 6. 9) < *Wisu-gards «благой + дом»

Δαβραγέζας (Agath. Hist. III. 21. 6) < *Dapra-gaiz «крепкий, храбрый + копьё»

Μεζάμηρος (Menander Fr. 6) < *Midja-mēr[ei]s «средний (?) + знаменитый»

Κελαγάστης (ibid.) < *Gaila-gasts «весёлый + гость»

и др.

Ссылка на комментарий

O'Tim

 

И именно восстание в тех краях завалило каганат (словене, кривичи, чудь). Следы этого погрома есть, как и собственно того, что стоило громить. Можете предъявить пепелища того периода в интересующей Вас зоне?

 

Утверждение о том, "что восстание завалило в тех краях каганат", как я понимаю, следствие двух предположений:

1. О локализации каганата в "тех краях",

2. О том, что каганат был разгромлен.

 

Если эти предположения снять или изменить, то, наверное не будет необходимости искать пепелища в других местах?

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Так можно же было решить проблему иначе:

"так нет же никого в таможне! Хочешь - мы заплатим золотом" (с) из Костантинополя и серебром с Каспия за проход.

Какая разница кому платить - ве-псам и словенам на Волхове - Ладоге или литам в латах по Двине?

 

И кстати, заметьте, что в ПВЛ наряду с путем из варяг в греки, по которому из Корсуни в Рим через Новгород шел апостол Андрей, указан и реальный путь из руси в варяги:

" Днѣпръ бо потече 12 из Оковьскаго В лѣ[са] Г и потечеть на полъдне 13. а Двина ис тогоже лѣса потечет 14. а 15 идеть на полунощьє и внидеть в море Варѧжьскоє . ис того же лѣса потече 16 Волга на въстокъ . и вътечеть семьюдесѧтъ жерелъ в море Хвалисьскоє 17. тѣмже и 18 из Руси можеть ити 19 [по Волзѣ] Д в Болгаръı и въ Хвалисъı [и] А наста 20 въстокъ доити въ жребии Симовъ . а по Двинѣ въ Варѧги ."

Ссылка на комментарий

2Valdemarus

Состав гуннского войска по Гетике известен - никого кого бы можно было зачислить в балтов (якобы компонент будующих славян), там нет. Тому кто желчью исходит в борьбе с фантазерами фолькс-гишториками не пристало самому записыватся в их ряды.

зато есть пара соловечек, одно из которых означает обряд по которому хоронили Атиллу:)

 

Антов с гуннами, кроме полета мысли торговца воском ничто не связывает, зато связывает с германцами, т.к. большинство имен антов, зафиксированных источниками, имеют германские имена:

емнип есть предположение что имена кельтские

 

Не затронута была влиянием гуннов колочинская кул-ра - основа роменской.

разве?

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

 

В общем согласен с этим текстом. Я считаю (верю :) ), что до 860-г. русь (с каганом во главе) находилась за пределами Русской равнины. После похода русь постепенно осваивает-завоевывает земли вдоль Днепровского пути. В реальной истории византийско-русских отношений договору Олега можно сопоставить только лишь поход 860-г.

 

Не смотря на то, что сообщение о трех видах (джинс) руси, обычно трактуют как сообщение о трех центрах Киевской Руси, мне представляется, что по прежнему остается возможной их трактовка как трех совершенно различных областей: Киевской Руси, руси где-то внутри Славии (земли Западных славян), и возможно ар-Тан Дания. Минорский писал что

Westberg, o.c., 1908, стр. 398, придавая слишком большое значение экспорту rasas, переводимого им как "олово", полагал, что эта самая Artha - Скандинавия! 

В традиции Балхи из Арсы экспортируют мех черных куниц и rasas (олово или свинец?). Вспомним про сапферитовые (черные по Скржинской) меха экспоритуемые из Скандинавии.

 

 

Еще см. что пишет Акентьев про Хельгу.

 

В общем-то и текст ПВЛ допускает трактовку варягов-руси как датчан, вместе с Иосипоном.

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

И кстати, заметьте, что в ПВЛ наряду с путем из варяг в греки, по которому из Корсуни в Рим через Новгород шел апостол Андрей, указан и реальный путь из руси в варяги:

 

Вот-вот!

 

2Valdemarus

 

до 860-г. русь (с каганом во главе) находилась за пределами Русской равнины.

 

А как Вам описания Ал-Идриси?:

1) "От города Нуша до города Кинийув (видимо, Киев) на северо-восток сто миль, а это четыре перехода. Город Кинийув – большой город у подножия высокой горы, он имеет обширную населенную округу и очень оживлен. Точно также от города Нуша до города Нарус на северо-запад сто миль. Этот город невелик… От города Нарус в направлении на восток до города Силав сто тридцать пять миль, а от города Нарус до города Фира (город Вырь - достаточно однозначно определяется всеми исследователями) на запад пятьдесят миль… От города Силав до города Куйаба в земле Булгар восемь переходов, а Куйаба – главный город (мадина) тюрков, именуемых Руса (Русами). Ар-рус состоят из трех групп. Первая – одна из их племен, называемых Равас и их царь (малик) живет в городе Куйаба. Другое их племя называется ас-Силавийа (ас-славийа), их правитель живет в городе Силав; этот город на вершине горы. Третье племя называется ал-арсанийа, их царь (малик) находится в городе Арса…. Вывозят от них шкуры черных леопардов и черных лисиц и свинец (или олово) – все это вывозят от них купцы Куйабы… А язык ар-рус не такой как язык ал-хазар и буртасов. Ал-булгар – это название главного города. Среди его жителей есть христиане и мусульмане… Близ него расположен город Сувар, его постройки деревянные… День у русов и булгар настолько краток зимой, что достигает трех с половиной часов… От Итиля до Самандара – восемь дней пути. От Итиля до первого предела буртас – двадцать дней пути. А Буртас –это земля, от начала до конца которой – около 15 дней пути. От Буртас до Баджанак – десять дней пути. От Итиля до Баджанак – расстояние в месяц пути. От Итиля до Булгар по дороге степью – около месяца, по воде вверх – два месяца, а вниз по течению - около 20 дней. От Булгар до первых пределов ар-Рус – десять переходов. От Булгара до Куйабы – около 20 переходов"

(20*30 = 600 км - прогуглил - до Киева по прямой - 1400 км, до Нижнего Новгорода - по Волге 500 км, до Рязани по прямой - 600 км)...

 

2) Итиль также название реки, которая течет к столице хазар из земли ар-Рус и Булгар и впадает в море ал-Хазар.

 

3) А русов (ар-русийа) два вида. Один вид – это тот, о котором мы уже говорим здесь, и есть другой вид, это те, что живут по соседству со страной Ункарийа и Макзунйиа (Венгрия и Мазовия). И они в то время, когда мы составляем эту книгу, уже одержали победу над Буртас, булгар и ал-хазар, и изгнали их из их страны… Не осталось там других народов, а лишь их названия в этой земле…

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Какая разница кому платить - ве-псам и словенам на Волхове - Ладоге или литам в латах по Двине?

 

Cо словенами вопрос был решен просто: желающие могли пойти в холопы к русам - из таких холопов собственно и возникли новгородские словене, археологически КС; нежелающие могли ожидать в любой момент тур на арабские рынки в роли товара - так пишут восточники. О дани словенам при таком раскладе базара не было. С внутренними балтами такое решение видно не прошло.

Ссылка на комментарий

2vergen

зато есть пара соловечек, одно из которых означает обряд по которому хоронили Атиллу

 

Есть и возражения. Для STRAVA можно дать германскую этимологию. От названия соломы к названию погребального костра.

 

У Иордана STRAVA гуннское название праздника, а не "пища, кушанье" как у славян.

 

Фасмер и Шварц возражали против славянской этимологии потому, что в раннем средневековье слово «пища, продукт» должно было быть s(u)trava и поэтому не могло быть отражено как Strava.

 

А какое второе словечко? Medos? Оно могло бы быть балтским, но его нельзя отделять от Κάμος, выдававшийся вместе с μέδος, а

панонийцы пили kamos (kamum) задолго до Аттилы. Мёд общеиндоевропейское слово, известное и у иллирийцев и у германцев, тем более, что между иллирийскими и балтскими лингвисты фиксировали сближения. У готов напиток должен был называтся *midus при общегерманском *medu-, *meduz.

 

 

разве?

 

Именно. Вы знаете другие факты? Насколько мне известно, со следами гуннов до вторжения в Подунавье вообще большие проблемы.

Как же определить их воздействие на формирование колочинской культуры?

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

А как Вам описания Ал-Идриси?:

 

А когда писал Идриси Вы не знаете? В 1154 г. по поручению сицил. короля Рожера II. Его текст это компиляция и адаптация текстов предшественников.

Ссылка на комментарий

2Valdemarus

У Иордана STRAVA гуннское название праздника, а не "пища, кушанье" как у славян.

а это принципиально? ведь и то и другое относится к похоронному обряду?

 

Фасмер и Шварц возражали против славянской этимологии потому, что в раннем средневековье слово «пища, продукт» должно было быть s(u)trava и поэтому не могло быть отражено как Strava..

Замечательно, что слово это, как в несколько других односложных, в иных акающих местностях (вор. кур. ) произносится строва. (даль)

 

А какое второе словечко? Medos? Оно могло бы быть балтским, но его нельзя отделять от Κάμος, выдававшийся вместе с μέδος, апанонийцы пили kamos (kamum) задолго до Аттилы. Мёд общеиндоевропейское слово, известное и у иллирийцев и у германцев, тем более, что между иллирийскими и балтскими лингвисты фиксировали сближения. У готов напиток должен был называтся *midus при общегерманском *medu-, *meduz.

таким образом, одозреваю можно доказать что угодно:0, особенно в филологии.

 

Именно. Вы знаете другие факты? Насколько мне известно, со следами гуннов до вторжения в Подунавье вообще большие проблемы. Как же определить их воздействие на формирование колочинской культуры?

Извиняюсь - невнимательно читал. Я прочитал готы, вместо гунны:(

Ссылка на комментарий

2Valdemarus

А когда писал Идриси Вы не знаете? В 1154 г. по поручению сицил. короля Рожера II

угу...но ведь:

Его текст это компиляция и адаптация текстов предшественников.

 

2iske_kazaner

а меня больше интересует это: "От Куйабы до Арсы четыре перехода, и от Арсы до Славии - четыре дня."

Изменено пользователем vergen
Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.