Славяне и Русь - Страница 157 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

2Lestarh

Что-то у нас походы начинают плодиться как тараканы

Да, оговорился, не 945, а 944.

И пакт был нарушен именно первым из них, а не вторым. Ваша версия требует введения еще одного более раннего похода, и неизвестного нам договора, который в 941 году нарушил Игорь. Имхо договор им нарушенный это как раз договор Олега известный по ПВЛ. Соответственно поход Олега никак в 40-е годы не укладывается.

Ну, версии, что дряхлый Олег передал формальную власть Игорю к 941 г., и сопровождал его в походе с собственной дружиной, это не противоречит.

 

Имхо сила Рюриковичей несколько преувеличивается. Киев начала X века тоже вполне себе местечков. Посмотрите на описание осады Киева печенегами в 967. Создается впечатление что это вообще не город а замок или крепость с гарнизоном. Полоцк того времени не особо меньше, и занимает не менее выгодное положение контролируя западную ветвь торгового пути по Двине.

Ну так печенеги осаждали не город, который тогда еще не укреплялся, а детинец.

Сила группировки, как Вы сказали, зависела напрямую от экономического потенциала. Волжское направление, похоже, было к середине 10 века в значительной ограничено формирующимся булгарским государством, а несколько позднее - оскудением халифатских серебрянных рудников.

Торговые потоки во многом переключились на Византийско-средиземноморское направление.

 

И надо отметить, что есть сведения о подчинении рюриковичами славянских племен, и прочих аборигенов, но о столкновении с какими-нибудь конкурирующими русо-варягскими группировками речи нет. Исключение, подтверждающее правило - Полоцк, который Владимир разорил без видимого труда, идя к Киеву.

 

2Сколот

Камрад. Вот "опять двадцать пять". Ну, с какой, скажите мне, стати Тимирево скандинавский?! Преобладание там скандинавских вещей вообще-то не доказано. Мы же уже рассматривали Дубова. Пришли к выводу, что сколько авторов, столько и мнений, тем более, в этом Тимирево еще копать и копать.

Вопрос:

Надо ли империю Чингисхана, где самым крупным народом были китайцы, и их вещей было больше других, называть китайской империей?

 

Верген, этих арабцев нельзя рассматривать без указания эпохи, когда они писали эту лабуду.

Изменено пользователем O'Tim
Ссылка на комментарий
И надо отметить, что есть сведения о подчинении рюриковичами славянских племен, и прочих аборигенов, но о столкновении с какими-нибудь конкурирующими русо-варягскими группировками речи нет.

 

ну в ненорманском варианте - это ничуть не противоречие:):):)

Ссылка на комментарий

O'Tim

Есть у Вас доказы, что Тимирево скандинавский?

Если нет, тогда не будем...

Потому что "элементарная логика" у всех разная...

Ссылка на комментарий

2 vergen

другие впрочем тоже не особенно проясняют данный вопрос.

Насколько я понимаю все эти варианты рассказа про три группы русов переписаны друг у друга, либо с общих и не дошедших для нас источников. То есть по сути это один текст в нескольких редакциях.

 

а арабская куявия - это Киев-ли?

Звучит похоже. Но нужно смотреть как пишется и т.д. Но для этого нужен профессиональный арабист :)

 

ближайший может означать не расстояние по географической карте, а доступность и известность для путешественника.

Наверняка и означает.

 

ещё непонятный момент: " Булгар Великий граничит с русами на севере." я так понимаю это не Волжская булгария, а дунайская...или имеются ввиду черные булгары?

Не знаю. Чисто теоретически Ладога от Волжской Булгарии в определенной степени на севере. Надо контекст смотреть.

 

кстати это тоже весьма своеобразный обычай как я понимаю не скандинавский и не славянский? " Русы - народ, сжигающий мертвых и имеющий обычай брить друг другу бороды".

Покойников кремировали все европейцы чаще или реже. На данный момент это может быть отнесено и к скандинавам и к славянам.

 

Про бороду не могу сказать точно. Хотя есть у меня сильные подозрения что классический образ бородатого и длинноволосого славянина не соответствует действительности. Родственные славянам пруссы бороды в принципе не носили, только усы. При описании идола Перуна упомянуты серебряные волосы и золотые усы, но не сказано про бороду. Прическа Святослава также имеет четкие привязки к карпатско-причерноморскому региону - она не кочевническая. По крайней мере не тюркская.

Также в славянском археологическом инвентаре (мужском) слабо представлен такой необходимый для длинной прически предмет как гребни.

Имхо длинные волосы и борода черта германская, славяне и балты носили усы и более короткие прические.

 

2 O'Tim

Исключение, подтверждающее правило - Полоцк, который Владимир разорил без видимого труда, идя к Киеву.

О труде при завоевании вообще мало писалось относительно всех походов. Хоть какие-то детали приведены лишь в нескольких редких случаях. А разорение весьма вероятно делалось не походя, а как часть кампании по разгрому Ярополка, за которого сватали Рогнеду (а брак по тем временам это еще и политический и военный союз). Да и Киев Владимир тогда тоже судя по ПВЛ легко взял.

Ссылка на комментарий
Верген, этих арабцев нельзя рассматривать без указания эпохи, когда они писали эту лабуду.

 

проблема в том что они переписывали друг у друга и добавляли отсебятины. основная часть относиться к Балхи (т.е. середина 9 века).

Хуакаль и Истахри примерно на 100 лет позже.

Худуд ал-алам примерно того-же периода.

ал-Идриси - начало 12 века.

 

кстати слегка в тему

http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1156208460

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Не знаю. Чисто теоретически Ладога от Волжской Булгарии в определенной степени на севере. Надо контекст смо

 

но у другого автора есть иное примечание " "Булгар Великий близко от Рума и с большим населением. А внутренние булгары - христиане"

т.е. не исключено что при переписывании Булгарии могли и путаться.

с другой стороны - это серьезная ошибка - а писали поди ж всё-таки не тупые люди:)

Ссылка на комментарий

2Сколот

O'Tim Есть у Вас доказы, что Тимирево скандинавский? Если нет, тогда не будем... Потому что "элементарная логика" у всех разная..

 

Так я и хочу придти с Вами к общему пониманию, что значит "скандинавский" или "славянский".

Скорее всего население было смешанным, из трех разных этносов, причем доля их в разное время наверняка менялась, к тому же шла ассимиляция.

Поэтому надо решить как считать. По первым жителям? Тогда финский. По большинству жителей? Тогда, в окончательном варианте наверно славянский. По правящему слою? Тоже есть вариант.

Поэтому вопрос про Чингиза и китайцев был вполне корректным. Зря Вы так обижаетесь.

Изменено пользователем O'Tim
Ссылка на комментарий

2Сколот

как пользователь.

 

Кстати а "Сага о Ингваре Путешественнике", рассматривалась? Что о последнем походе викингов в Восточную Европу и одновременно о последнем походе на Византию Руси, рассказывает?

Изменено пользователем xcb
Ссылка на комментарий
Есть у Вас доказы, что Тимирево скандинавский?

Если нет, тогда не будем...

Потому что "элементарная логика" у всех разная...

 

А чего так волноваться? Подумаешь, оплот славянорусов нашли. О нем даже в Велесовой книге ничего нет. Может туда Царь Славян высылал тех скандинавишек которые требовали жалованье за службу

Ссылка на комментарий

2kisselev

Я у Мельниковой (Древняя русь в свете зарубежных источников) читал. Вот и решил спросить.Там одно из предположений, Что Ингвар действовал на Каспии.

Ссылка на комментарий

2Сколот

O'Tim Есть у Вас доказы, что Тимирево скандинавский? Если нет, тогда не будем... Потому что "элементарная логика" у всех разная...

 

Надеюсь, вы можете локализовать Тимирево здесь? http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%...-ugrian-map.png

 

Лестарху, как наследнику финских народностей, впору заявить: "г-да славяне и скандинавы! Руки прочь!" :)

Ссылка на комментарий

xcb

Отвечу в личку. Невольно я этот момент "пропиарил". Не хочу на нем концентрировать внимание отстальных.

Кстати а "Сага о Ингваре Путешественнике", рассматривалась? Что о последнем походе викингов в Восточную Европу и одновременно о последнем походе на Византию Руси, рассказывает?

Если ко мне вопрос, то я не помню. По-моему, не рассматривался.

 

O'Tim

Поэтому надо решить как считать.

Никак не считать. В соответствии с имеющимися данными мы можем утверждать только о смешанном (разноэтничном) поселении. Тимирево он и есть Тимирево. А кто там преобладал, кто был правящий слой - вопросы пока недоказуемы.

 

Lestarh

Звучит похоже. Но нужно смотреть как пишется и т.д. Но для этого нужен профессиональный арабист

Думаю, здесь стОит положиться на мнения специалистов, которые этим вопросом занимались. Что-то сами новое мы не в силах открыть. А то так и до Нобеля недалеко. :rolleyes:

Прическа Святослава также имеет четкие привязки к карпатско-причерноморскому региону - она не кочевническая.

Вот, кстати. Если у Вас есть инфа, будет время, выложите. А то периодически, хоть и косвенно, про эти прически упоминаем.

Также в славянском археологическом инвентаре (мужском) слабо представлен такой необходимый для длинной прически предмет как гребни.

Ну, здесь не совсем согласен. Вот, например, из моего любимого сборника:

Особенно многочисленные свидетельства надрегиональной торговли и проникновения общеевропейских стилистических влияний на Балтику дают резные костяные и роговые гребни, ставшие одной из характерных и выразительных категорий бытовых вещей этой эпохи. Под воздействием античной традиции в Рейнланде и Фрисландии появились великолепные формы резных гребней. Уже в VII-VIII вв. фризские резные гребни вывозились купцами через Северное и Балтийское моря (илл. 46-48). Богато украшенные футляры и спинки гребней, пользовавшихся большим спросом, были моделью для их производства. С IX в., вероятно, в каждом из раннегородских поселений имелись собственные костерезные мастерские, так что объем импорта сравнительно быстро сократился. В Поморье из примерно 400 гребней эпохи раннего и высокого средневековья импортными были лишь 13, т. е. 3,2%. Этот импорт поступал в VII в. из Фрисландии, в IX-X вв. - из Хедебю и из Упланда в Швеции (Бирка) и с X по XII в. - из Великопольши258. 

http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st031.shtml

То есть гребни - это не этнический маркер, а скорее, культурно-региональный (западная часть балтики и Фрисландия).

Имхо длинные волосы и борода черта германская, славяне и балты носили усы и более короткие прические.

Мне кажется, не стоит делать акцент на этническом характере причесок. Мое ИМХО, что сбривать бороду и волосы, а усы и часть волос оставлять - скорее социальный маркер, обозначающий принадлежность носителя к какой-либо касте. В случае со Святославом можно сказать, что его прическа - атрибут высшего воинского сословия.

Изменено пользователем Сколот
Ссылка на комментарий

2Сколот

Никак не считать. В соответствии с имеющимися данными мы можем утверждать только о смешанном (разноэтничном) поселении. Тимирево он и есть Тимирево. А кто там преобладал, кто был правящий слой - вопросы пока недоказуемы.

Ну так это Вы же затеяли обсуждение принадлежности, хотя полиэтничность была ясна. Изначально это скандинавы и меря. Спустя несколько веков славянские мигранты стали там большинством, растворив в себе прочих.

Что до правящего слоя, то это определяется большими курганами, где хоронили начальство.

Изменено пользователем O'Tim
Ссылка на комментарий

O'Tim

Ну так это Вы же затеяли обсуждение принадлежности, хотя полиэтничность была ясна.

Не я.

Изначально это скандинавы и меря.

Кто сказал?

Спустя несколько веков славянские мигранты стали там большинством, растворив в себе прочих.

Кто сказал?

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Хотя есть у меня сильные подозрения что классический образ бородатого и длинноволосого славянина не соответствует действительности.

Так и есть. Стрижение бороды осуждается в соответсвии с правилом 96 Шестого Вселенского Собора, и борода в те времена (а для старообрядцев - и сейчас), служила средством самоидентификации христиан.

Изменено пользователем jvarg
Ссылка на комментарий

2Сколот

Кто сказал?

Я сказал. Там же подпись есть. У Вас есть сомнения по каким-то пунктам наверное? Уточните пожалуйста, а то можно подумать, что Вы не верите, что славяне стали основным этносом в районе Ярославля.

Изменено пользователем O'Tim
  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2jvarg

Стрижение бороды осуждается в соответсвии с правилом 96 Шестого Вселенского Собора, и бородав те времена (а для старообрядцев - и сейчас), служила средством самоидентификации христиан.

 

ну осуждение стрижения бороды не = тому что язычники её обязательно стригли.

Ссылка на комментарий

O'Tim

Пожлста, источники в студию, что:

Изначально это скандинавы и меря.

 

А здесь:

Спустя несколько веков славянские мигранты стали там большинством, растворив в себе прочих.

проясните свою позицию. У меня возникло подозрение, что Вы имели в виду, что и скандинавы и меря в течении продолжительного времени были преобьладающим населением над славянами.

Изменено пользователем Сколот
Ссылка на комментарий

2vergen

Стрижение бороды осуждается в соответсвии с правилом 96 Шестого Вселенского Собора, и бородав те времена (а для старообрядцев - и сейчас), служила средством самоидентификации христиан.

ну осуждение стрижения бороды не = тому что язычники её обязательно стригли.

Может, когда-то и не обязательно. Но во времена двоеверия человек, которыйхотел подчеркнуть, что он - христианин, бороду не брил. И наоборот.

Ссылка на комментарий

2Сколот

А для Вас открытие, что автохтоны там финские племена? Что славяне стали туда проникать в лучшем случае в конце 9 века? Что скандинавы опередили, как минимум на полвека?

Хорошо, поищу что-нибудь, раз появились вопросы.

 

проясните свою позицию. У меня возникло подозрение, что Вы имели в виду, что и скандинавы и меря в течении продолжительного времени были преобьладающим населением над славянами.

 

Разумеется. Века до 11-го

Ссылка на комментарий

2 Сколот

То есть гребни - это не этнический маркер, а скорее, культурно-региональный (западная часть балтики и Фрисландия).

Речь не о конкретных типах, которые действительно культурный маркер, а о самом факте их наличия/количестве как таковых.

 

Мне кажется, не стоит делать акцент на этническом характере причесок. Мое ИМХО, что сбривать бороду и волосы, а усы и часть волос оставлять - скорее социальный маркер, обозначающий принадлежность носителя к какой-либо касте. В случае со Святославом можно сказать, что его прическа - атрибут высшего воинского сословия.

Не стоит. Мода переменчива, но все же определенные тенденции в ней учитывать можно.

 

Вот, кстати. Если у Вас есть инфа, будет время, выложите. А то периодически, хоть и косвенно, про эти прически упоминаем.

Инфы в оформленном виде нет. Есть некоторые наблюдения по разным источникам. Вкратце:

1. Изобразительных данных по ранним славянам крайне мало, поэтому судить можно только по косвенным данным.

2. Прическа данного типа (оселедец) отмечена на еще доантичных барельефах где она соотносится с ранними индоевропейцами/индоариями (источник сейчас не помню, но попробую найти).

3. Одним из эпитетов фракийцев в греческом еще с Илиады был термин переводимый как "носящие длинный клок волос на голове" :) (но чаще для краткости переводят как "чубатые" или "носящие чуб").

4. В дальнейшем основная зона распространения данного типа прически - Украина и Польша.

5. Древние тюрки по известным из Центральной Азии изображениям носили бороду и длинные волосы заплетенные в косы. Ничего похожего на чуб у них не отмечено.

6. Также не известно подобного типа прически и у степных иранцев - скифов и сарматов. Хотя по ним данных тоже не слишком много.

 

Собственно все. Имхо это немногое указывает на распространение данной прически в юго-восточной Европе как регионального типа. Причем не столько кочевнического, сколько характерного для местного оседлого населения. Причем индоевропейского происхождения.

Схожие типы прически также бытовали у индейцев восточно-лесной зоны (их современная реинкарнация - "ирокез"). Причем там они конкретно связывались с традицией скальпирования. Впрочем данная связь не является бесспорно доказанной.

В Евразии скальпирование - традиция сугубо ирански-степная заимствуемая соседними народами (у хантов вроде спорадические следы отмечены почти вплоть до нового времени).

 

2 jvarg

Кстати на миниатюре Радзивилловской летописи о столкновении Яна Вышатича с волхвом, этот самый волхв подчеркнуто безбородый.

Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.