Славяне и Русь - Страница 310 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

Продолжаю учить матчасть, ознакомился с поездкой в Хазарию св. Константина-Кирилла.

http://www.pravoslavie.ru/put/050520142313.htm

Вот интересно: в 850-860-е годы Кирилл был фактически послом Византийского императора к северным народам. Так, около 850 года император Михаил III и патриарх Фотий направили Кирилла в Болгарию, в 863 - отправили с посольской и миссионерской делегацией в Моравию. В 860 году его направляют в Хазарию.

То, что он был послом, на мой взгляд, подтверждает следующий отрывок:

"И когда он дошел туда, то, собираясь сесть у кагана на обеде, спросили его, говоря: «Какой ты имеешь сан, чтобы посадить тебя по достоинству твоему?» Он же сказал: «Дед у меня был великий и славный, который сидел рядом с цесарем, и по своей воле данную ему славу отверг, изгнан был, и в страну земли иной придя, обнищал". Я думаю, что проповедника вряд ли посадили рядом с каганом. Это могли разрешить только послу.

Итак, в 860 году "пришли послы к цесарю от хазар", якобы с просьбой преподать им христианскую веру. И цесарь отправляет к ним Кирилла.

Но по пути Кирилла в Крыму происходит следующее:

"Хазарский же воевода, придя с воинами, осадил христианский город и начал тяжбу о нем. Узнав же (об этом), Философ, не ленясь, пошел к нему. И беседовав с ним, поучительные слова сказал и укротил его. И (воевода) обещал креститься, и ушел, не причинив никакого вреда тем людям".

И далее: "и когда он в первый час творил молитву, напали на него угры, воя как волки, желая убить его. Он же не ужаснулся, ни молитву свою не прервал, но лишь взывал: «Кирие, элейсон», так как уже окончил службу. Они же, увидев это, по велению Божьему укротились и начали кланяться ему. И выслушав поучительные слова из его уст, отпустили его со всеми спутниками".

Не говорит ли это о войне между Византией (или ее крымскими владениями) и Хазарией и мадьярами (уграми) в 860 году, и то, что хазары впервые использовали русов "в качестве ВМФ" (что потом они успешно делали на Каспии). Это привело к тому, что Византия решила заключить мир, в результате чего и была послана миссия Кирилла с побочной целью попробовать обратить хазар в христианство.

Косвенно, это подтвеждается следующим:

"Провожая же Философа, начал каган многие дары давать ему. И не принял их, сказав: «Отдай мне пленных греков, сколько здесь имеешь. Это для меня дороже всех даров». И собрали их до двух десятков и отдали ему. И пошел он, радуясь, путем своим".

Возможно поводом к войне стало то, что к хазарам бежал кто-то из византийской или крымской знати - какой-нить претендент на престол:

"Сев же на корабль, направил он путь к хазарам, к Меотскому озеру и Каспийским вратам Кавказских гор. И послали хазары навстречу ему человека лукавого и коварного, который, беседуя с ним, сказал ему: «Почему у вас нехо­роший обычай — вы ставите одного цесаря вместо другого из другого рода? Мы же совершаем это по родству".

Такие прецеденты в истории Хазарии и Византии были.

Итожа вышесказанное - вопрос: не подскажите какую-нить информацию о взаимоотношениях Хазарии и Византии в районе 860 года?

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

 

Тут надыбал на некоем казацком форуме матерьяльчик с замечательным названием "Русская Хазария" <_<

 

http://www.kladina.narod.ru/vasilyeva2/vasilyeva2.htm#2

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

Тут надыбал на некоем казацком форуме матерьяльчик с замечательным названием "Русская Хазария"

Спасибо! Там есть отдельные интересные вещи.

Однако, идея про государство русов на Нижней Волге - салтово-маяцкой культуре - уже много раз рассматривалась на форуме. Там многое притянуто за уши, типа утверждений, что "основу войска хазарского царя составляли именно русы и славяне".

Создание двух центров руси, разных по происхождению. А почему не трех-четырех ?

И полный игнор ряда документов типа Кембриджского...

 

P.S. Кстати, рекомендую почитать: http://gspo.ru/biblio/discuss/Samoilov_vs_Galkina.pdf

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

С этим походом 912/913 вообще непонятки сплошные.

Он лучше всех описан и, тем не менее, порождает огромное количество вопросов.

 

Здесь несколько замечаний Новосельцева по этому поводу (хотя, скорее всего, с этой работой Вы знакомы)

http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Rus...P/haz/52.html#3

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

P.S. Кстати, рекомендую почитать

 

Спасибо, очень к месту. Как раз "шуршу" страницами работы Галкиной

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

 

Кстати, прошерстил все переводы Ат-Табари по своей же ссылке, но сведений о русах не нашел :(

 

Может, было в редакции Бал'Ами, но его текста в сети не нашел.

 

У Вас какой-нито ссылочки под рукой нет?

Ссылка на комментарий

2Viting

Я так понимаю, Вам стали известны скандинавские именословы с именами типа Свенелд, Свенгелд, Свенделд. Ссылку дайте.

извините, но когда так "просят", напрашивается ответ "по средам не подаю". Попросите камрада Вальдемаруса, он добр на ссылки по скандинавским именословам.

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

У Вас какой-нито ссылочки под рукой нет?

 

Я уже писал, что сообщение Табари в инете я нашел у Гаркави:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru...i_mus_pis/9.htm

 

P.S. Случайно нашел в инете "Джагфар Тарихы". Читаем, улыбаемся...

http://baltavar.narod.ru/Tom3.htm

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

P.S. Случайно нашел в инете "Джагфар Тарихы".

 

Вы читаете мои мысли. :apl:

Как раз хотел обратиться к Вам за помощью в поиске летописи Гази-Бараджа.

Крайне признателен за ссылку :cheers:

 

Кстати свод издан на моей родине.

Ссылка на комментарий

2Сколот

Ну, вообще-то, Вам, как стороннику скандинавской версии, жизненно необходимо, чтобы первые скандинавы Ладоги, а это середина VIIIв., были первыми русами.smile3.gif Дело в том, что, если первые русы - это Рюрик (простите, но это не конец IХв., а его середина), то, как минимум, сто лет славяне в низовьях Волхова как-то называли скандинавов, и причем не русами. А, если первых скандинавов называли русами (как диктует скандинавская версия), то Вам нужно отчет вести не от Рюрика, а от первых скандинавских поселенцев Ладоги. А это середина VIIIв. Причем не 770-е года, когда появляются славяне в Ладоге, а именно сер. VIII в., когда в 2 км от условно скандинавской Ладоги сосуществует условно славянская Любша. То бишь с середины VIIIв. (Ладога) до середины Xв. (пороги у КБ) - в течение 200 лет (условно 6-8 поколений) - как-то страно подвергаются славянизации русы. А точнее, они вообще ей качественно не подвергаются, ибо продолжают общаться на своем языке, чтобы внешний наблюдатель (информатор КБ) смог скандинавоязычность русов уловить. То есть о сколько-нибудь значимой для нашего вопроса (отличия русов от варягов) славянизации русов и речи быть не может: русы продолжают осознавать себя скандинавами.

Версия, где эти вопросы увязываются, и которая при этом находится в соответствии как с имеющимися археологическими данными с одной стороны, так и документальным материалом с другой, несколько раз приводилась на этом форуме, но, как видно все нужно повторять по крайней мере до тех пор, пока основные тезисы сторон не будут зафиксированы в каком-нибудь FAQ.

Чуть позже попробую что-нибудь изложить.

Изменено пользователем O'Tim
Ссылка на комментарий

2еремей зонов

 

Веселые всё-таки люди - историки типа Новосельцева... ну вот всё описание в Кембриджском документе о походе Хельгу относится к 940-м - и флот уничтожен греческим огнем, и последующее нападение на Бердаа, и Роман Лакапин, и то, что по греческим хроникам других походов русов на Константинополь в X веке не было - всё, кроме имени Хельгу.

Но раз так, раз летописный Олег умер в 912 или там в 922 г., то надо все сообщения отвергнуть и написать "вероятно, надо еще раз обратить внимание на характер этого документа и его предназначение. Собственно говоря, это в основных чертах уже давно проделал П. К. Коковцов, который видел в Кембриджском документе своеобразное литературное произведение, в котором реальные исторические факты довольно свободно перемещаются автором"... :ang:

Ссылка на комментарий

2 Сколот

Камраден, без обид. Но это несерьезно.

Вы преувеличиваете уровень археологической обследованности Восточной Европы. Собственно вся славянская археология явление весьма недавнее. Пражская культура была открыта только в середине XX века (выделена как отдельная культура в 1939 году, а масштабно исследована уже после войны), а киевская так и еще позднее...

И это притом, что Чехия "прокопана" сильно лучше Приладожья :)

 

2 jvarg

ЕМНИП, в КПДК, кроме собственно курганов, ничего обнаружено не было. Откуда версия, что ее носители были кочевниками, живущими в шатрах.

Просто Седов вскользь упоминал о жилищах КПДК в виде неких срубов с печами-каменками...

Ссылка на комментарий

O'Tim

Версия, где эти вопросы увязываются, и которая при этом находится в соответствии как с имеющимися археологическими данными с одной стороны, так и документальным материалом с другой, несколько раз приводилась на этом форуме, но, как видно все нужно повторять по крайней мере до тех пор, пока основные тезисы сторон не будут зафиксированы в каком-нибудь FAQ.

Уходите в общее. Я неоднократно поднимал вопрос о славянизации, когда сами же аргументы скандинавистов говорят, что за 200 лет никакой славянизации не было.

Последняя версия ответа на этот вопрос - это что-то типа разных волнах русов. Что еще больше усугубляет противоречивость постулата скандинавы-русы отличали от себя скандинавов-варягов. Ибо в этом случае вообще непонятно, почему разные волны русов друг друга не отличали, а вот следующую волну вдруг стали называть варягами. Вы именно это - разные волны русов - хотите закрепить в FAQ?

 

Lestarh

Вы преувеличиваете уровень археологической обследованности Восточной Европы.

Откуда Вам знать, если я вообще уровень исследованности не имел в виду. Я имел в виду "Это - исторический" (с)... ;)

Ссылка на комментарий

2 Сколот

Камрад, термин "варяги" однозначно фиксируется в XI веке если что ;)

Таким образом решительно ничего не мешает состоятся полной и окончательной славянизации русов в промежутке между Олегом и Владимиром. То есть мы вполне можем предполагать, что обособление понятий "рус" и "варяг" происходит лишь во второй половине X века на почве того, что первое из этих понятий "узурпирует" киевская династия Владимира и ее люди (число славян среди которых в этот момент стремительно растет). Тут вполне налицо и так Вами горячо требуемый "отрыв" скандинавов от исторической родины на определенный временной промежуток - эпоха Святослава, каковой в походах на север и найме там дружины не замечен, да и вообще Новгородом интересовался мало (достаточно вспомнить историю с отсылкой туда Владимира).

Чисто как предположения мы можем связать этот процесс с "донабором" Игорем дружины после поражения 945 года (разница между "старой" и "новой" его дружиной), с кампаниями Владимира ("варяги" это люди им нанятые "за морем", а "русы" это окружение и воины Ярополка), вполне можно и еще несколько вариантов подобрать.

 

Откуда Вам знать, если я вообще уровень исследованности не имел в виду. Я имел в виду "Это - исторический" (с)...

Упс... Понял :unsure:

Изменено пользователем Lestarh
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Но раз так, раз летописный Олег умер в 912 или там в 922 г., то надо все сообщения отвергнуть и написать

 

ну это вполне реально использовать имя одного князя для описания действий другого, тем паче когда все передается через третьи руки...

так что сомнения историков вполне обоснованны...

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Сомнения историков всегда обоснованы когда сведения не соответствуют их концепции.

 

нет. там просто сведения из разных источников противоречат друг другу.

Ссылка на комментарий

2Сколот

Последняя версия ответа на этот вопрос - это что-то типа разных волнах русов. Что еще больше усугубляет противоречивость постулата скандинавы-русы отличали от себя скандинавов-варягов. Ибо в этом случае вообще непонятно, почему разные волны русов друг друга не отличали, а вот следующую волну вдруг стали называть варягами. Вы именно это - разные волны русов - хотите закрепить в FAQ?

Как местные уроженцы отличают себя от иммигрантов, даже если у них есть что-то общее в этническом происхождении.

И, если Вам все равно необходимы разрывы в поступлениях находников, то они возникали естественным образом: если дружины укомплектованы, то и в Руси приема наемников нет, пусть катятся трудоустраиваться в Константинополь. Чем им еще заниматься? Торговлей? Теплые места заняты. Ремеслом? Вряд ли в Скандинавии мастеров переизбыток. Т.е., иммиграция могла превращаться в ничтожный минимум, или прекращаться вовсе.

До какого-нибудь крупного конфликта - войны, или междуусобицы, когда нанимали очередную партию.

Ссылка на комментарий

2vergen

 

«Также и во дни царя Иосифа, моего господина... [ему подмогой], когда было гонение (на иудеев) во дни злодея Романа. [И когда стало известно это] дел[о] моему господину, он ниспроверг множество необрезанных. А Роман [злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу С-м-к-раю и взял его воровским способом, потому что не было там начальника, раб-Хашмоная. И стало это известно Бул-ш-ци, то есть досточтимому Песаху, и пошел он в гневе на города Романа и избил и мужчин и женщин. И он взял три города, не считая большого множества пригородов. И оттуда он пошел на (город) Шуршун... и воевал против него... И они вышли из страны наподобие червей... Израиля, и умерло из них 90 человек... Но он заставил их платить дань. И спас... [от] руки Русов и [поразил] всех оказавшихся из них (там) и умертвил мечом. И оттуда он пошел войною на Х-л-гу и воевал... месяцев, и Бог подчинил его Песаху. И нашел он... добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая. И говорит он: "Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах: "Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя". И пошел тот против воли и воевал против Кустантины на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили (его) огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию, и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар».

/П.К.Коковцов «ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА» (Кембриджский документ)/

http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0505.htm

 

При этом:

1. "дни кагана Иосифа" – ориентировочное время правления 930-960 г.г.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%...B0%D1%80%D1%8C)

2. "дни злодея Романа" Лакапина – время правления 920-944 г.г.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%...%BF%D0%B8%D0%BD

3. Гонения на евреев в Византии начались в 930-е годы: http://wiki-linki.ru/Citates/176840

4. "осилили его огнем": «В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков… Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И, придя в землю свою, поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки, и пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их».

5. "пошел морем в Персию": «в этом году (943 г.) отправилось войско народа, известного под именем Русов к Азербейджану. Устремились они к Бердаа, овладели им и полонили жителей его…»

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=3688

«Они (Русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербейджана и Армении и втекающей в море. Река эта есть река города Бердаа и ее сравнивают с Тигром…Случилось ему (на пользу), что Русы после того, как завладели Мерагой, набросились на плоды, которых было много сортов, и заболели. Началась среди них эпидемия, ибо в стране Русов очень холодно и не растет там никакого дерева, только привозят к ним небольшое количество плодов из стран, отдаленных от них. После того, как большое число их погибло…

Не прекращали войска Марзубана войны с Русами и осады до тех пор, пока последние не были окончательно утомлены. Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их обычаю. После того как дело Русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.

Когда уменьшилось число Русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили на свои спины все что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы и 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи и уехали….»

Таким образом, всё сходится на начале 940-х, кроме имени руководителя Русов. Какие же тут «реальные исторические факты довольно свободно перемещаются автором»? :huh:

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Таким образом, всё сходится на начале 940-х,

 

А у Вас не создалось впечатления, что Аль-Масуди и Ибн Мискавейх описывают два разных похода?

В первом случае - это явно грабительская (пусть и достаточно длительная) морская перация.

"Многие месяцы Русы оставались на этом море в таком положении: никто из тамошних народов не имел возможности подступать к ним на этом море, а все они укреплялись и были на страже от них, ибо море это обитаемо вокруг народами. После того, как они награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки..."

Во втором, скажем так, попытка захвата политичексой власти:

"Рассказали мне Абу-Аббас ибн Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам».

 

И сроки. В первом случае, пусть и неточно:

"То, что мы писали о русских судах, распространено у всех народов, и год известен; это было после 300 (гиджры), только от меня ускользнуло определение года." Я так понимаю, в районе 920г.

Или, как уточняет тот же Новосельцев "Во-вторых, согласно ал-Мас'уди, поход русов происходил при ширван-шахе Али б. Хайсаме [505] (а не просто Хайсаме, как пишет С. М. Алиев [506]), а Али б. Хайсам правил Ширваном лишь до 917 г. [507]

 

Во втором - 943.

Изменено пользователем еремей зонов
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

И еще. Вы приводите Кембриджский документ со следующим переводом Коковцева:

"а пошел морем в Персию, и пал там он и весь стан его."

Но (прим. Новосельцева):

"Коковцов, переведя как "Персия", в комментарии предположил, что речь может идти и о Фракии, куда отступали войска Игоря в 941 г. (Коковцов П. К. Указ. соч. С. 120). Н. Голб (Op. cit. Р. 118-П9) решил, что Прс не может обозначать в данном тексте Персия, и слово не перевел, но О. Прицак прокомментировал это как обозначение южных берегов Каспийского моря (Ibid. Р. 138). Эти районы можно отнести к Персии. "

 

Немного добавлю из Ибн Мискавейха:

"Вышли и Русы, начальник их сидел на осле; вышли и воины его и построились для битвы... Вышли тогда те, кто был сзади Русов, мы устояли в битве с ними и убили из них 700 человек. Среди убитых был и начальник их."

Но:

"Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы и 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи и уехали."

Изменено пользователем еремей зонов
Ссылка на комментарий
Для КПДК разве подобные дома не характерны?

 

У КПДК изучено очень мало поселений, буквально единицы, и это имеет объективные причины, хозяйственный тип КПДК - подсечно-огневое земледелие, что означает не долговременность жизни на одном месте, а значит, нет смысла строить капитальные дома на много лет, и может быть поэтому у культур с таким типом хозяйства обычны столбовые дома. Такой дом в общем-то наверное не сложно разобрать, перевезти и построить на новом месте (не настаиваю на этом).

На сколько я знаю, на тех немногих изученных поселениях КПДК известны столбовые дома, еще известны "большие" дома. Возможно есть и срубные, но при такой изученности врядли правомерно делать выводы этнокультурного порядка, ведь единичные элементы всегда могут оказаться инокультурными проявлениями.

Ссылка на комментарий
Вот уважаемый В.В.Седов ( http://xpomo.com/rusograd/sedov1/sedov6.html ) считал русами представителей волынцевской культуры, которые, в свою очередь, образовались с большой вероятностью при основном участии представителей именьковской (славянской) культуры

 

В.В. конечно авторитетный заслуженный археолог, и моё изучение славянской археологии началось с его книг, которые я и сейчас продолжаю перелистывать, у него замечательные обзоры, компиляции исследований, но очень многие его собственные концепции не выдержали проверку временем.

Так и его концепция происхождения волынцевской культуры сразу же подверглась критике её непосредственными исследователями (коим В.В. не являлся). Ищите статью Сухобокова.

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

А у Вас не создалось впечатления, что Аль-Масуди и Ибн Мискавейх описывают два разных похода?

Конечно два разных. Один - в 912/913 году (как указывает Масуди), другой - в 943 (как указывает Мискавейх).

 

Коковцов, переведя как "Персия", в комментарии предположил, что речь может идти и о Фракии, куда отступали войска Игоря в 941 г. (Коковцов П. К. Указ. соч. С. 120). Н. Голб (Op. cit. Р. 118-П9) решил, что Прс не может обозначать в данном тексте Персия, и слово не перевел, но О. Прицак прокомментировал это как обозначение южных берегов Каспийского моря (Ibid. Р. 138). Эти районы можно отнести к Персии. "

Вот-вот, в этом и выражаются "сомнения историков" - есть "прс", из него в рамках своей концепции можно сделать даже "уругвай" если очень надо.

Это как в сотнях работ вроде бы серьезных историков утверждения Ал-Истахри и Ибн Хаукаля, что "от Итиля до начала пределов буртасов – двадцать дней, а от начала буртаса до его конца – около пятнадцати дней, а от Буртаса до баджанаков – десять дней, а от Итиля до баджанаков- месяц пути. А от Итиля до Булгара по степной дороге около месяца, а по воде – поднимаясь – два месяца, спускаясь – около 20 дней. А от Булгара до начала пределов ар-Рума – около десяти дней и от Булгара до Куйабы – около 20 переходов. От баджанаков до внутренних башджиртов –десять дней, а от внутренних башджиртов до Булгара – двадцать пять переходов"

разъясняются так, что Ибн Хаукаль и Ал-Истахри путали Волжскую и Дунайскую Булгарию.

Мол не может быть от Булгара на Волге до "начала пределов ар-Рума" (т.е. Византии) десяти дней, и уж конечно от Киева (под которым почему-то понимают Куйабу) до Булгара точно не 20 дней пути (суточный путь каравана 25-35 км в зависимости от лесной или степной зоны), а гораздо больше. Потому, говорят эти историки, в одном случае Ибн Хаукаль и Ал-Истахри якобы говорят о Волжском Булгаре, когда сообщают о расстояниях от Итиля - столицы Хазарии до Булгара, а в другом - о каком-то придунайском Булгаре, так как только до него от Византии может быть 10 дней пути.

И пишут, и пишут об этом, и выводы делают... :ang:

Но трудно что ли им посмотреть (а ведь они должны знать матчасть) у ал-Балхи, родоначальника "классической школы" арабо-персидской литературы, к которой относятся и Ибн Хаукаль и Ал-Истахри и которые заимствовали отрывок про русов у Балхи, что же он имеет ввиду под ар-Румом.

А имеет он вот что: "в государство Рум входят пограничные земли Сакалиба и их соседей, как-то: Рус, Серир, Аллан, Арман и (другие), которые исповедуют христианскую веру… Что же касается государства Рум, то на востоке его находится государство ислама; на западе и юге - Окружающее море; на севере - пограничные области Сина, ибо мы включаем то, что между Турками и Румом, как-то страны Сакалиба и других народов, в состав страны Рум…Что же касается тех народов, которые мы включили в состав страны Рум, как-то: Ифранджа, Джалалика и другие, то язык их различен, но вера и правление у них одинаковы, как, например, во владениях ислама - языки различны, а властитель единый…".

Вспомним при этом, что купцы русов по Хордадбеху говорят "что они – христиане, и платят джизью» и известное сообщение патриарха Фотия о принятии Русами христианства в 867 году. Из этого вытекает, что согласно Ал-Балхи от мусульманского Булгара на Волге до христиан (русов) - десять дней пути (а не до Византии).

Вроде все просто и понятно. Но только вот получается, что Куйаба - не Киев, и это переворачивает концепции многих историков, что вынуждает их считать Ибн Хаукаля и Ал-Истахри великими путаниками!

Изменено пользователем iske_kazaner
Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

 

"Другая попытка идентифицировать личность исторического Олега была предпринята после того, как в научный оборот вошел так называемый Кембриджский документ, в котором упоминается «царь русов Х-л-г-у», по наущению византийского императора Романа I Лакапина захвативший некий хазарский город, после чего он был принужден хазарами повернуть оружие против Византии, потерпел поражение на море под стенами Константинополя (что очень похоже на поход Игоря в 941 г.) и бежал с войском в некое место П-р-с, где и погиб, тогда как остальные русы попали под власть хазар. Естественно, что с момента опубликования этого папируса54 и до настоящего времени не прекращаются попытки истолковать имя "Х-л-г-у" как Helgi, т.е. скандинавскую форму имени "Олег", хотя уже П.К.Коковцов видел в этом документе только литературное сочинение, весьма произвольно интерпретирующее разновременные исторические факты55, далеко отстоящие по времени от договора 6420/912 г. — единственного документа, определяющего время жизни Олега.

Третьей и, вероятно, столь же бесперспективной можно считать попытку идентификации личности Олега не через скандинавское Helgi ('святой'), что звучит достаточно странно для язычника, а через тюркскую (древнеболгарскую) лексему "олгу" - 'великий', зафиксированную в ряде пограничных надписей Первого Болгарского царства эпохи царя Симеона, где, наряду с именем болгарского царя, упомянут «Феодор, олгу тракан» т.е. 'великий правитель'56. Впервые на эту надпись обратил внимание Ф.И.Успенский57, позднее ее использовал французский византинист А.Грегуар, отрицавший поход 907 г. и предположивший «эпиграфическое» происхождение всего повествования об Олеге, как никогда не существовавшем князе58.

Полагая соображения А.Грегуара «фантастическими», А.Г.Кузьмин, тем не менее, осторожно предположил, что в именах первых русских князей могла отразиться их титулатура. В таком случае имя второго по счету русского князя «Олег» могло означать титул «великий» 59. Однако такое предположение вряд ли применимо к юридическому документу, в котором имя Олега сопровождается вполне определенным титулом. Что же до попытки представить его вассалом болгарского царя Симеона 60, то, при всей соблазнительности такой комбинации, в письменных источниках той поры отсутствуют факты, подтверждающие связь росов/русов с Первым Болгарским царством, поскольку все известные конфликты росов с греками не совпадают по времени с греко-болгарскими войнами, а греческие источники ни разу не говорят о выступлениях росов/русов в качестве союзников болгар."

А.Никитин

Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.