Славяне и Русь - Страница 260 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

2Сколот

Так император, по-Вашему, стал моргать в сторону палача когда? Когда он узнал, что они свеи, или когда они только прибыли с сопроводиловкой "послы народа рос"?

 

А какое это имеет значение, братан? Улови суть: русы (rhos) это свеоны, так выяснило имперское секюритэ. Доверяем их суждению или дальше лепим чернуху?

 

2Viting

Цитата

Кстати, а Вы как можете объяснить Русскую марку в сер. IX в. на Дунае?

 

Только закарпатскими русинами. А все свои торговые пути Назаренко высосал из пальца, причем из мизинца.

 

Из носа он их выковырял. Кстати не русская а Рузарьская, так написано. Кто такие рузари и как они связаны (если связаны) с русами непонятно. Кстати слово ruza вполне себе есть в западнославянских языках. А какой Назаренко "германолог" видно из его "перевода" немецкого слова muhl (точнее в современной форме m"uhle = мельница) как "мюль".

Ссылка на комментарий

2O'Tim

 

В продолжении темы Кебриджского документа, войны Хазарии и Византии в 870-х и преследования христианства после победы хазар:

 

Обратил внимание а следующее:

1) Михаил III - византийский император 842-867 г.г. был в хороших отношениях с Хазарией - достаточно вспомнить посольство Константина Философа в Хазарию.

О результатах посольства Л.Н.Гумилев пишет: "сохраняя миролюбивое отношение к религии, каган заявил о дружбе и сотрудничестве между ним и императором (Византии). Поэтому мы можем сказать, что с политической точки зрения миссия Константина имела полный успех, но с точки зрения религиозной успех был лишь частичным. Хотя и был дан новый толчок к распространению христианства в Хазарии оно не стало официальной религией, и сам каган остался от него в стороне. Следует добавить, что через три или четыре года после путешествия Константина в Хазарию каган был обращен в иудаизм (около 865 г.)"

 

2) Василий I - император Византии с 867 по 886 был яростным приверженцем христианства, тем более происходил из Армении, сильно страдавшей в те годы от арабов.

Он опять наладил хорошие взаимоотношения с папством, т.е. делал всё для укрепления христианства. Он резко усилил мощь Византии, что несомненно не могло не нравиться хазарам.

Поэтому война Византии (точнее нанятых византийцами племен) и Хазарии вполне объяснима.

 

3) Сын Василия I - Лев VI Мудрый - правил с 886 по 912 год.

"Матерью Льва VI была Евдокия Ингерина, которая в то время была любовницей императора Михаила III и супругой Василия. Кто из них был его отцом точно не известно - Василий признал Льва своим сыном, однако относился к нему крайне сдержанно и недоброжелательно, возможно видя в нём сына Михаила".

В 886 году Василий погиб на охоте. Умирая, он заявил, что пал жертвой заговора. Первым действием Льва VI стало перезахоронение Михаила III в Константинополе, что является аргументом в пользу того что Лев считал себя сыном Михаила или хотел бы им быть. В поисках политической поддержки и стремясь подчинить церковь, он низложил патриарха Фотия и возвёл в патриарший сан своего 16-летнего брата Стефана.

Таким образом, Лев VI резко изменил политику Византии и, в первую очередь, в отношении церкви и стал восстанавливать политику Михаила III.

 

4) Л.Н.Гумилев пишет ("Древняя Русь и Великая степь"): около 889 г. хазары в союзе с гузами победили печенегов и те, отступая на запад, оказались на берегах Черного моря, где вынуждены были вступить в смертельную войну с мадьярами. Около 893 г. хазарское правительство заключило союз с мадьярами и греками против печенегов и болгар. Хазарский царь послал морем в Византию войско для войны с болгарами. Греко-хазарское войско было разбито болгарами, которые с особой жестокостью обошлись с хазарскими пленниками - им перед разменом отрезали носы...

Таким образом, можно однозначно утверждать, что Лев VI восстановил союзнические отношения между Византией и Хазарией.

 

Отсюда напрашивается вывод, что резкое охлаждение отношений между Хазарией и Византией закончилось в конце IX века и это привело к тому, что русы вновь стали проникать в Хазарию и на Каспий. Правда, это уже были "другие русы", ведомые скандинавами. Но период смут привел к тому, что каганат прекратил свое существование, а оставшиеся русы в итоге из-за прекращения торговых отношений с Хазарией отказались от христианства.

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Л.Н.Гумилев пишет ("Древняя Русь и Великая степь")

 

ну скажем так отношение к Гумилеву - не однозначное.

возможно в процитированном отрывке он и прав - но надо бы проверить каждое его утверждение...увы...

Ссылка на комментарий

2O'Tim

 

Меня надо перепроверять. :D:bangin:

Цитата про Константина Философа из Г.В.Вернадского "Древняя Русь":

http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv182.htm

 

А про греко-хазарское войско есть у Продолжателя Феофана:

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/TheophCont/text61.phtml

 

"пришла весть, что архонт Болгарии Симеон собрался походом на ромеев. Предлогом же для войны послужило следующее. Был у василеопатора Зауцы слуга-евнух, которого звали Мусик. Он подружился с купцами из Эллады, людьми жадными и корыстолюбивыми, Ставрикием и Косьмой. Желая извлечь выгоду при посредничестве Мусика, они перенесли свои дела с болгарами в город Фессалонику и стали брать с болгар огромные подати. Болгары известили об этом Симеона, а тот дал знать царю Льву. Лев же счел все пустяками, ибо чрезвычайно любил Зауцу. И вот Симеон в гневе обнажил меч против ромеев. Царь же отправил против него стратилата Кринита, которому дал большое войско и командиров. В битве, которая случилась в Македонии, ромеи потерпели поражение, убиты были и сам Кринит, и армянин Куртикий, и многие прочие. Симеон захватил хазар из дружины царя Льва, пообрезал им носы и отправил на позор ромеям в город".

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Ждал, что Верген скажет, что у эпигона Феофана "хазары из дружины царя Льва" - вскорее похоже на наемников, служащих в гвардии. А гумилевское: "Хазарский царь послал морем в Византию войско для войны с болгарами. " может вполне оказаться надутым из этой мухи гумилевским художественным преувеличением. ;)

Ссылка на комментарий

2iske_kazaner

Правда, это уже были "другие русы", ведомые скандинавами.

 

Все русы до времени Ольги-Святослава которых мы знаем были ведомы скандинавами (и сами скандинавы), других у нас нет.

Ссылка на комментарий
А гумилевское: "Хазарский царь послал морем в Византию войско для войны с болгарами. " может вполне оказаться надутым из этой мухи гумилевским художественным преувеличением.

 

Предполагаю что хазары послали как раз отряд русов, чтобы от них избавиться (по тем же причинам что и Владимир на 100 лет позже). Хазары могли иметь наемников-русов из числа тех кто решил не возвращаться в Ладожский каганат после похода 860, а может и тех которые спаслись от Ладогославского разгрома. Когда Олег подошел со свежим хирдом русов, хазарские русы стали чрезвычайно опасны как возможная пятая колонна.

Ссылка на комментарий

2vergen

ну всё же не стоит любые схожие имена сравнивать с титулами

 

Тем более что имена уходят в такую древность как 15 век. В то время дикари-пруссы могли кстати воспринять как имя титул посла московского государя

Изменено пользователем Ваксман
Ссылка на комментарий

2Ваксман

 

Все русы до времени Ольги-Святослава которых мы знаем были ведомы скандинавами (и сами скандинавы), других у нас нет.

 

Точнее каганом скандинавов, которые есть тюрки... :D

Ссылка на комментарий

2O'Tim

Ждал, что Верген скажет, что у эпигона Феофана "хазары из дружины царя Льва" - вскорее похоже на наемников, служащих в гвардии. А гумилевское: "Хазарский царь послал морем в Византию войско для войны с болгарами. " может вполне оказаться надутым из этой мухи гумилевским художественным преувеличением

 

Про упоминаемые Гумилевым войны нашел еще здесь:

Артур Кестлер. «Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие».

"Тесное взаимодействие хазар и венгров закончилось в 896 г., когда

венгры, простившись с евразийскими степями, пересекли Карпатские горы и

завоевали территории, ставшие с той поры их родиной. В последние десятилетия IX века в сложной мозаике кочевых племен появился еще один элемент - дикое племя печенегов. К концу IX века с печенегами случилась катастрофа (для кочевников обычная): их вытеснили с родных земель восточные соседи. Соседями этими были гуззы (или огузы), так не понравившиеся Ибн Фадлану, - одно из многочисленных тюркских племен, отрывавшихся время от времени от центрально-азиатского причала и перемещавшихся к западу. Потесненные

печенеги попытались задержаться в Хазарии, но хазары дали им отпор (Одна из возможных интерпретаций слов Константина [88]: "Гуззы и хазары воевали с печенегами" (Bury, J. B. A History of the Eastern Roman Empire (London, 1912), 424).

Печенеги продолжили движение на запад и, форсировав Дон, оказались на

территории венгров. Те, в свою очередь, были вынуждены откатиться на запад,

в район между Днепром и Сиретом, названный ими "Этелькез" - (Etel-Koz

[венгр.] - "междуречье"). Они оказались там примерно в 889 г., но в 896 г.

печенеги, вступив в союз с дунайскими болгарами, нанесли новый удар, после

чего венгры оказались в теперешней Венгрии.

Такова в общих чертах история венгерского исхода из восточных степей и

разрыва венгеро-хазарских связей....

В другой хронике (78; 76) говорится о конфликте, имевшем место в 881 г., где столкнулись, с одной стороны, интересы венгров и кабаров, а с другой, - франков.

По сообщению Константина (гл. 40), спустя десять лет венгры "переправились [через Дунай] и, воюя против Симеона [царя дунайских болгар], наголову разбили его, наступая, дошли до Преслава и заперли его в крепости по названию Мундрага, вернувшись затем в свою землю".

Ссылка на комментарий

O'Tim

И прицепиться к "послы народа рос", вместо того, чтобы спокойно проводить их дальше, франки могли только в том случае, если в Рос что-то явно выдавало скандинавское происхождение: внешность, одежда, оружие, язык.

Только в этом случае был смысл и необходимость заморачиваться с расследованиями. И, как мы с Вами установили, возможности точного установления у франков были.

Не исключаю и этот вариант. Но, на мой взгляд, самый вероятный вариант заключается в ключевом слове "хакан". Которое и насторожило императора. Он начал расследование. А когда понял, что они еще и родственны данам, он насторожился вдвойне и попросил придержать сих свеев до полного разрешения вопроса.

 

(Разумеется, в реальности очевидно не было необходимости прибегать к помощи монахов для ведения допросов, если Вам это не нравится: наверняка были норманны-перебежчики на службе франков, однозначно те христиане-рабы в Бирке из франков, о которых говорит Житие, после того как их выкупали миссионеры, могли выступать как эксперты по Швеции. Т.е. инструментов следствию хватало)

Здесь согласен. Монахи - дело десятое.

Ссылка на комментарий

2Сколот

Откуда суффикс -s- то взялся?!

 

Неоткуда, он был. См. http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response....627&root=config

Точного ответа не дам, надо хорошо знать морфологию праславянского и праиндоевропейского (попробуйте погуглить).

 

 

распространения термина Русь (*Ruksi, *Rutsi) невозможно (по крайней мере, мне это непонятно) без существования народа/племени - носителя такого же этнонима.

 

В том-то и дело, что возможно. Передвижение сармат, передвигает Запад (Белый край) их ареала. В разные века это были различные земли, а людей могли звать белыми, могли не звать, определение "белый" могло переходить в этноним, а могло и не переходить.

Соседи, не понимая значения, могли усвоить (и адаптировать) название земли (и людей). Если, например, Белая Хорватия называлась Рокс (Рос) Хорватия, то может быть у славян могло оформится название этого края просто Рокс (Рос). Но все это весьма гипотетически.

 

Яркий тому пример - именьковцы. Они чего, прапермякам передали термин Русь в качестве ойконима что-ли?!

 

Если передали! Здесь много сомнительного- гипотетического.

Например распад прапермского сейчас датируется более поздним временем, приблизительно с XI-XII вв. - http://udmurtology.narod.ru/library/belykh/vvedzakl.htm а значит заимствование могло произойти и позже, чем предполагалось ранее.

Ссылка на комментарий

O'Tim

И прицепиться к "послы народа рос", вместо того, чтобы спокойно проводить их дальше, франки могли только в том случае, если в Рос что-то явно выдавало скандинавское происхождение: внешность, одежда, оружие, язык.

 

А Ибн Русте нам здесь не поможет?

"Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят браслеты.

Мечи у них сулеймановы.

Они высоко роста, статные и смелые при нападениях.

(Русы) носят шаровары, на каждые из которых уходит сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают.

Все они постоянно носят мечи..."

 

Насколько такое описание выдает скандинавское происхождение Руси?

Ссылка на комментарий
Ждал, что Верген скажет, что у эпигона Феофана "хазары из дружины царя Льва" - вскорее похоже на наемников, служащих в гвардии.

дык это пмсм - очевидно:)

 

2iske_kazaner

Артур Кестлер. «Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие»

тоже мощный источник....уж не знаю прав или нет...но дочитывать я этот текст не стал

Ссылка на комментарий

2Сколот

Но, на мой взгляд, самый вероятный вариант заключается в ключевом слове "хакан".

 

Кстати, у Ибн Русте наткнулся на такую фразу:

"Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники."

Насколько данный обычай может свидетельствовать о

свеонстве русов?

Ссылка на комментарий

2vergen

 

тоже мощный источник....уж не знаю прав или нет...но дочитывать я этот текст не стал

 

Ну Вы и привиреда... :D

 

Ладно, смотрим Константина Порфирича:

"После этого, позванные Львом, христолюбивым и присно памятным василевсом, они переправились [через Дунай] и, воюя против Симеона, наголову разбили его, наступая, дошли до Преслава и заперли его в крепости по названию Мундрага, вернувшись затем в собственную страну. В то время архонтом они имели Лиундику, сына Арпада.

Комментарий В.П.Шушарина: "эти события имели место в 894 г. Походу мадьяр на Симеона предшествовало соглашение византийцев с главами мадьяр Арпадом и Курсаном, получение мадьярами императорских даров. Мадьяры воспользовались тем, что Симеон был занят на юге борьбой с войсками империи. Перечень известий: DAI II. Р. 150. См. об этом подробно гл. 51.109-124".

Про хазар упоминания нет, но об упоминаемой Гумилевым войне есть.

 

дык это пмсм - очевидно

 

Что-то мне не верится, чтобы хазары были "на службе" у императора. Они же не русы, варяги или печенеги какие-то... зачем им наниматься ходить - они же богатые и центровые.

Вряд ли византийцы к кому-нибудь на службу нанимались... :buba:

Отколовшиеся и кочующие кавары еще могли бы наниматься. Но их Порфирич и другие византийцы так и называют - кавары.

Ссылка на комментарий

2еремей зонов

"Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят браслеты. Мечи у них сулеймановы. Они высоко роста, статные и смелые при нападениях. (Русы) носят шаровары, на каждые из которых уходит сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Все они постоянно носят мечи...

 

Насколько такое описание выдает скандинавское происхождение Руси?

 

Легче спросить насколько оно ему противоречит? Единственное, что вас могло удивить:шаровары.

Но во первых известно изображение всадника с Готланда, напоминающее широкие штанишки (увидеть можно например здесь

http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_sk - там четвертая картинка сверху)

И еще забавно посмотреть реконструкцию: http://www.tforum.info/forum/index.php?act...ter&f=7&t=15438

Во вторых - учитывайте, что эти люди купцы, торгующие с Востоком, а следовательно, получившие возможность покупать ткани, недоступные

диким предкам с Балтики, а главное - более подходящие для этого климата.

Во-вторых время действия: 920-е годы. Это может быть уже, скажем третье поколение со времен эмиграции. Как думаете, внука чукчи, который 40 лет назад переехал в Казань, легко узнать по торбасам, керкеру, лыжам, обшитым мехом?

 

Кстати, у Ибн Русте наткнулся на такую фразу: "Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники." Насколько данный обычай может свидетельствовать о свеонстве русов?

 

А Вы считаете, что русы 10 века = свеоны?

Да вы норманист. Даже Ваксман, наверное, под таким не подпишется :)

Тут будет сразу два возражения.

Изменено пользователем O'Tim
Ссылка на комментарий

2O'Tim

 

Во вторых - учитывайте, что эти люди купцы, торгующие с Востоком, а следовательно, получившие возможность покупать ткани, недоступные

диким предкам с Балтики, а главное - более подходящие для этого климата.

 

А если перевернуть наоборот? ;)

Русские купцы ведь торговали не только с востоком, но и с западом. Отсюда у них сулеймановы мечи - для самообороны (ну и для продажи, конечно), и кольца, и фибулы ну и все прочее скандинавско-балтское...

А церемония кремации в корабле - вообще удобна для странствующего водным путем купца - не тащить же тело на родину, чтобы там его сжечь или похоронить. Подсмотрел в Скандинавии как там местные купцы хоронят - и завещал друзьям.

Где-нибудь в степях и пустынях, где трудно найти дерево, такая церемония погребения (в лодке) вообще единственно возможная для тех, у кого в обычаях кремация. B)

Ссылка на комментарий

2O'Tim

 

Иске, я еще слишком трезв, чтобы представить себе тысячи злобных марийцев и удмуртов, штурмующих Константинополь...

 

Ну, тысячи может и не было, но:

"пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи...".

Меря - вроде как западные марийцы.

Ссылка на комментарий

O'Tim

Но во первых известно изображение всадника с Готланда, напоминающее широкие штанишки (увидеть можно например здесь

 

Смущает только замечание Ибн Русте "Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях".

Хотя, конечно, фраза "смелости не проявляют" не может однозначно свидетельствовать об отсутствии у русов, скажем так, конницы.

 

Во вторых - учитывайте, что эти люди купцы, торгующие с Востоком, а следовательно, получившие возможность покупать ткани, недоступные

диким предкам с Балтики, а главное - более подходящие для этого климата.

 

Ну, не только купцы о чем свидетельствует фраза "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь ты этим мечом."

Но с самим посылом я согласен. Только заметьте Вы так уверенно говорите:

Во-вторых время действия: 920-е годы. Это может быть уже, скажем третье поколение со времен эмиграции.

 

В рамках той версии образования руси, что мы обсуждаем, время т.н. эмиграции можно смело сдвигать еще на три поколения.

Ведь к моменту отправки послов Русь, в терминах камрада Лестарха, уже сложившаяся новая общность, осознавшая себя, как народ Рос.

Она уже имеет свою властную структуру, во главе коей каган и некие жрецы, которые в некоторых вопросах - выше кагана.

Она имеет свою титулатуру, которая не вызывает изжоги, как минимум у императора Византии (при его-то щепетильности в таких вопросах).

Поэтому логично предположить, что и одежда, и оружие, и,возможно, язык народа Рос (и его послов) к этому времени уже достаточно русские, чтобы их путать с представителями первой волны эмиграции.

 

Ну, и чисто логический момент. Я еще могу представить, что каган шлет ярко выраженных свеонов к императору Византии, тому это м.б. по барабану.

Но вот предложить им возвращаться через франков, у коих сплошные разборки с норманнами <_<

Ссылка на комментарий
Меря - вроде как западные марийцы.

да, но они ведомые русами.

Это как свеча - нужна организующе-направляющая роль тонкого фитиля. И толстый слой воска, который сам по себе гореть не будет. :)

 

2еремей зонов

Смущает только замечание Ибн Русте "Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях". Хотя, конечно, фраза "смелости не проявляют" не может однозначно свидетельствовать об отсутствии у русов, скажем так, конницы.

Нормальная тактика для неприродных конников: животное - только средство доставки к полю боя. Там происходит спешивание.

 

Ну, не только купцы о чем свидетельствует фраза "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь ты этим мечом." Но с самим посылом я согласен. Только заметьте Вы так уверенно говорите: Цитата Во-вторых время действия: 920-е годы

Это провал, подумал Штирлиц:)

Я так привык к постоянному обсуждению Ахмета Фадланыча, что не заметил, что вы цитируете ибн Русте. Забудьте дату:)

 

В рамках той версии образования руси, что мы обсуждаем, время т.н. эмиграции можно смело сдвигать еще на три поколения.

Ведь к моменту отправки послов Русь, в терминах камрада Лестарха, уже сложившаяся новая общность, осознавшая себя, как народ Рос.

Она уже имеет свою властную структуру, во главе коей каган и некие жрецы, которые в некоторых вопросах - выше кагана.

Она имеет свою титулатуру, которая не вызывает изжоги, как минимум у императора Византии (при его-то щепетильности в таких вопросах).

Поэтому логично предположить, что и одежда, и оружие, и,возможно, язык народа Рос (и его послов) к этому времени уже достаточно русские, чтобы их путать с представителями первой волны эмиграции.

а здесь уже расхождение с моим нынешним представлением:

По нему русы каганата, имевшие шведскую основу, были в массе ликвидированы славяно-финским восстанием около 870 г.

С приходом Рюрика - новая струя иммиграции, наверняка уже не свеоны, возможно с Готланда, или гёты...

Изменено пользователем O'Tim
Ссылка на комментарий

2O'Tim

 

P.S. Это, конечно, шутка. :angel:

Но почему, если шаровары - то сразу купил на востоке, а если мечи - то это точно скандинав?

И вообще Ибн Русте говорил, что русы хоронят ингумацией в "большом доме", а этого купца - сожгли?

Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.