Славяне и Русь - Страница 173 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

2kisselev

Это всё их плавание и есть. Сделали баркасики похожие на кнорры и плаваем вдоль бережка, а в хорошую погоду даже пару сотен км прогребем если Пердунас упасет от норманнских пиратов

 

Тезис о том, что пиратством на Балтике занимались исключительно норманны был опровергнут ещё в 19 веке. Кстати, главным божеством русских дружинников был упомянутый Вами "Пердунас" , а вовсе не Один или Тор.

 

2vergen

на скандинавскую версию работает ПВЛ. хоть и не всегда.

на прусскую - не работает.

 

Интересно, и каким же образом ПВЛ работает на скандинавскую версию?

 

11 век емнип.

а мы про 9.

т.е. нужны доп. доказы.

 

Для 10 века: у пруссов получает распространение обряд сожжения в ладье.

Для 8-9 вв: корабли в гавани Трусо.

 

Не случайно в прусском пантеоне присутствовал особый бог мореплавания и кораблей – Бардойтс (и это при наличии в том же пантеоне «бога моря» Аутримпса).

Ссылка на комментарий

2 Viting

Этимология названия Балтийского моря - вопрос очень спорный. А Вы ничтоже сумняшеся: "Именно они".

После "именно их" стоял смайлик. И, надо сказать, он там был поставлен совсем не случайно...

 

Для непонявших поясняю "именно они" это гипербола, фигура речи... Ну да ладно.

 

Объясните трансформацию "belt" в "balt".

Пьетро Дини "Балтийские языки", М. 2002 г.:

Начиная приблизительно с 1230 г. название Beltis sund встречается в древнеисландской литературе, с 1329 г. в северных источниках, а с 1334 г. в одном папском документе появляется название Baltasund. Кроме того весьма вероятно, что Адам Бременский знал названия двух проливов в Ютландии, Большого Бельта (встречается уже в 1288 г. как Belt) и Малого Бельта, равно как и название Beltessund которое в датском языке обозначает западную часть Балтийского моря. Поскольку все эти существительные связаны с датским существительным baelte "лента, пояс", была видвинута гипотеза, что, составляя свой текст на латыни, немецкий хронист, вероятно латинизировал также и это слово, особенно если он - что вполне возможно - обратил внимание на его фонетическую близость к лат. balteus, balteum "пояс": поэтому он написал Balticum (вместо *Belticum). Таким образом, соглавно этой очень распространенной гипотезе, которую разделял и сам Адам Бременский, название Балтийского моря происходит от датского названия пролива.

 

По секрету скажу, что лично мне эта версия не кажется абсолютно убедительной (хотя ничуть ни хуже чем другие столь же туманные и неоднозначные) но noblesse oblige - я же "германофил" и "норманист" в конце концов, надо же марку держать... :)

 

Это же типичный образчик народной этимологии!

А вывод Самватаса из Замбас это верх корректности и логичности. Но ирокезы конечно, но уши за которые тянут все равно трещат ;)

Не хочу ничего сказать в адрес уважаемых археологов, но чтобы увидеть в "палке" и "зубе" лингвистическую кальку надо иметь очень богатую фантазию.

Изменено пользователем Lestarh
Ссылка на комментарий

2Viting

Тезис о том, что пиратством на Балтике занимались исключительно норманны был опровергнут ещё в 19 веке.

 

Михайла "опроверг" вообще все еще в веке 18

 

Кстати, главным божеством русских дружинников был упомянутый Вами "Пердунас" , а вовсе не Один или Тор.

 

Здесь Нестор как раз мог подправить тексты чтобы убрать в договоре Олега Одина и Тора которых в начале 12 века естественно уже не знали даже проезжие через Киев варяги. В договоре Игоря мог быть и Перун по ситуации. Большая часть русов погибла в походах Олега-Хлгу, из оставшихся (вероятно, купцов и старших воевод) значительная часть уже была крещена, а только-только вскормленная на золоте русов полянская "знать", ни в какие походы не ходившая, взяла Игоря за горло. Видимо ему пришлось срочно оперуниться.

Изменено пользователем kisselev
Ссылка на комментарий

2kisselev

Здесь Нестор как раз мог подправить тексты чтобы убрать в договоре Олега Одина и Тора которых в начале 12 века естественно уже не знали даже проезжие через Киев варяги. В договоре Игоря мог быть и Перун по ситуации. Большая часть русов погибла в походах Олега-Хлгу, из оставшихся (вероятно, купцов и старших воевод) значительная часть уже была крещена, а только-только вскормленная на золоте русов полянская "знать", ни в какие походы не ходившая, взяла Игоря за горло. Видимо ему пришлось срочно оперуниться.

 

Ох уж этот Нестор! Только тем и занимался, что тексты подправлял. Перунист треклятый...

 

------------------------------------------------------------------------------

P.S.

«Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху»

 

Густынская летопись

Ссылка на комментарий

2Viting

Интересно, и каким же образом ПВЛ работает на скандинавскую версию?

 

рассказом о рюрике и прочих.

и скандинавскими именами в договоре Олега.

про пруссов и балт.славян там только отдельные упоминания (о прусах так вообще не помню).

Ссылка на комментарий

2Viting

Кстати, главным божеством русских дружинников был упомянутый Вами "Пердунас" , а вовсе не Один или Тор.

Кстати, лично для меня это вообще непонятный момент - почему Владимир вдруг начал "пиарить" совершенно чуждого как славянам, так и скандинавам, балтского Перуна?

Ссылка на комментарий

2jvarg

Кстати, лично для меня это вообще непонятный момент - почему Владимир вдруг начал "пиарить" совершенно чуждого как славянам, так и скандинавам, балтского Перуна?

 

ну проще строить жрецов:)

да и не факт что перун был - чужим.

Ссылка на комментарий

2vergen

рассказом о рюрике и прочих.

и скандинавскими именами в договоре Олега.

 

Рассказ о Рюрике "работает" на все версии выводящие Русь с берегов Балтики.

 

Отдельные скандинавские имена в договорах князя Algis-а может быть и работают.

 

про пруссов и балт.славян там только отдельные упоминания (о прусах так вообще не помню).

 

Про скандинавов, так же отдельные упоминания (про то, что русы это не шведы, не норвежцы и не гуты).

 

Упоминание о пруссах есть: "ляхи же и пруссы чудь сидят близ моря Варяжского".

 

Сравните:

 

"В Иафетовой же части сидят русь чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы".

 

"Сказали русь чудь, словене, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет".

 

Русь-Чудь, Пруссы-Чудь, что бы все это значило?

Может быть, стоит обратить внимание на то, что Чудью восточные славяне называли эстиев?

 

По одной из версий, название "эстии" принесли чухонцам западные пруссы-aestii. В.И.Кулаков, например, связывет феномен перемещения этнонима "aestii" между 6 и 10 веками из междуречья Вислы и Немана в регион современной Эстонии с деятельностью торгового пути "Самбия-Вирумаа" (5-8 вв.). Эту точку зрения поддержал лингвист Палмайтис.

 

Русь-Чудь = Русь-Эстии (западные пруссы) ?

 

-------------------------------------------------------------------------------

 

P.S. :buba:

 

"Первый князь в Руси Рюрик, от рода суща Августа, кесаря римскаго; а се о нем писание положим. Обладающу Августу всею вселенною, и нача ряды покладати на вселенную, постави брата своего Патрикия Египту, Агустолия брата своего Александрии властодржца, Акириниа Сирии положи властодржца, Ирода Антипатра царя постави евреом во Иерусалиме, а Асию всю поручи Евлегерду сроднику своему, Илирика брата своего в површия Истра постави, Ипиона постави в Затоцех Златых, иже ныне наричются Угрове, а брата своего Пруса в березех Вислы реки во град Мальборок, и Торунь, и Хвоиница, и преславы Гданеск и иных многых градов, по реку глаголемую Немон, впадшую в море, и до сего часа по имени его зовется Прускаа земля. А от Пруса четвертое на десять колено Рюрик."

 

Воскресенская летопись

Изменено пользователем Viting
Ссылка на комментарий

2Viting

То что варягами назывались исключительно скандинавы это истина не требующая доказательств?

 

ну как варианты это были балтийские славяне или смесь какая-то.

но скандинавы все же, думается, поболее.

Ссылка на комментарий

По поводу варягов есть любопытнейший документ из архивов Екатерины II (1784 г.) :

 

«Реестр слов отвезите к гр[афу] Кириле Григорьевичу Разумовскому и попросите его именем моим, чтобы он послал в своих копорских деревень кого поисправнее и приказал бы у тех мужиков, кои себя варягами называют, тех слов из их языка переписать, а еще луче буде бы суда человека другого посмысленнее для того привозить велел.» (Бильбасов В.А. История Екатерины II, т. XII, ч. 1.)

 

О дальнейшей судьбе этого начинания ничего не известно, но не удивлюсь, если где-то в архивах до сих пор пылится упомянутый Екатериной "реестр варяжских слов".

 

Может, на нем стоит гриф "совершенно секретно" ?

Ссылка на комментарий

2Viting

О дальнейшей судьбе этого начинания ничего не известно, но не удивлюсь, если где-то в архивах до сих пор пылится упомянутый Екатериной "реестр варяжских слов".

 

Те же слова раньше писали на заборах а теперь в подъездах и лифтах. Умная баба Катька выкинула реестр за ненадобностью: братаны Орловы знали эти слова наизусть

Изменено пользователем kisselev
Ссылка на комментарий

2Gridin

Перевод названий можно услышать?

 

EISUPIS_____________ESSUPI (К.Б.)

 

Название первого порога имеет прозрачную балтскую этимологию. Оно образовано от восточно-балтского корня upe – «река». Следует заметить, что это самый распространенный аппелятив, используемый в образовании балтских гидронимов, являющийся при этом типично вторым компонентом двухосновных онимов. Весьма близки к названию первого днепровского порога балтские гидронимы Sype , Osupis, Asupis.

 

Первая часть «росского» названия соответствует балтскому корню eis-/ais – «стремительно течь» , откуда происходит множество наименований балтийских рек и озер, а от них и населенных пунктов (напр., Aiseta в Литве, Aistere в Латвии, Eysten , *Aisulai , *Еisuljai ,*Aislavītē в балтийской Пруссии). Можно думать и об аблауте (v)os — и.-е. *os, который восходит к аппелятиву, сравнимому с прус.vosis , латыш.uosis , лит.uosis – «ясень».

 

 

UOLVARŽYS_________ULBORSI (К.Б.)

 

 

Первая основа явно восходит к лит. uola – «скала, утес», а так же «кремний» (ср. латыш. uola – «гравий, мелкие круглые камни»). Гидронимические соответствия: лит. Uolines (Uola), Ула.

 

Вторая основа соответствует лит.varza – «верша» (лтш. varza). К данному аппелятиву восходит множество балтских гидронимов: лит.Varze , Varzos , Varzai; лтш.Varz-upe ,varzu-gravis , лтг.Varza , Vorzas , Ворзо, Ворзовка ; куршск.Warze ,1253, Warse , Warze , 1503 ; прусск.Warssen , 1365, Worsen , 1367 .

 

Таким образом, реконструируется исходная форма *Uolvarze –«скалистая верша».

 

GILANDRIS_________GELANDRI (К.Б.)

 

При этимологии «Геландри» выбор должен производиться между балтскими топокорнями *Gel и *Gil ( gelus –«пресный»; gilus – «глубокий»). Оба корня широко представлены в прусской и литовской топонимике: прус. Gelayne, Gilleynen, лит. Gelaine, Gelainis, Giline, Gyline, Gilija и мн.др . Ч.Гедгаудас указывает на наличие в литовском языке слова практически тождественного названию третьего порога – Gilandris – «глубинный».

 

 

Продолжение следует...

------------------------------------------------------------------------------------------

 

P.S.

 

«…потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом (они) разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле»

 

Ибн-Фадлан о русах

 

 

«прежде чем сжечь коней, их загоняют настолько, что они едва могут стоять на ногах»

 

Петр из Дусбурга о литвинах и прочих язычниках прибалтики

Ссылка на комментарий

2Viting

Вообще, довольно убедительно... Топонимы и гидронимы - вещи очень устойчивые во времени, иногда местные жители даже не помнят почему и откуда возникло такое название , но продолжают его употребять. Логично предположить, что до прихода славян на Днепр уже были широко известны местные (балтские) названия порогов.. а с течением времени в употребление вошли и славянские названия.

И мне кажется очень сомнительным чтобы пришлые немногочисленные скандинавы 9-10 вв стали вдруг давать порогам ( да и рекам или городам) какие-то свои особенные названия. Скорее всего, они могли перевести на свой язык те названия ( или их смысловое значение), которые были в обиходе у местного населения..

Ссылка на комментарий

2zenturion

Логично предположить, что до прихода славян на Днепр уже были широко известны местные (балтские) названия порогов.. а с течением времени в употребление вошли и славянские названия.

 

Никаких местных балтских названий порогов не существовало по нескольким серьезным причинам.

1. Окрестное население было иранским, германским (готы) и тюркским вплоть до времен ВКЛ. Плюс конечно славянизованные иранцы-анты, от которых вероятно и пошли "славянские" названия.

2. Окрестное население скорее всего ВООБЩЕ никак не называло пороги поскольку кочевникам важны не пороги а переправы.

 

2zenturion

И мне кажется очень сомнительным чтобы пришлые немногочисленные скандинавы 9-10 вв стали вдруг давать порогам ( да и рекам или городам) какие-то свои особенные названия.

 

Именно они и стали давать названия - так как они стали через эти пороги плавать. Больше называть эти пороги нах** кому нужно.

 

Конечно обе группы названий могли появиться во времена готской империи, когда принесенная готами стабильность позволила торговый фрахт через пороги. Если так то "русские" названия - это готские, возможно, слегка переосмысленные и переделанные норманнами, а славянские - антские

Ссылка на комментарий

2 zenturion

Логично предположить, что до прихода славян на Днепр уже были широко известны местные (балтские) названия порогов..

С каких это пор балты стали "местными" в районе Днепровских порогов?

 

2 Viting

Не спорю, "солидно и остроумно" (с) Но есть ряд вопросов.

 

1. "восточно-балтского корня upe – «река»", пруссы балты западные, а не восточные. В прусском река не "upe", a "ape". То бишь русы - литовцы или земгалы?

 

2. Окончание -s именительного падежа благополучно дожило в балтских языках до настоящего времени, в греческом тоже. Почему столь естественный для грека показатель падежа выпал при передаче?

 

3. Семантика. Почему пороги носят столь нелогичные по смыслу названия как "текущая река", "вершина скалы", "глубинный"? Возможно что мы не знаем четкого смысла и условий именования, но все же странно.

 

 

Жду продолжения :) ибо Гедгаудас действительно у нас малоизвестен. Он вообще на русский переводился?

Изменено пользователем Lestarh
Ссылка на комментарий

2Viting

Название первого порога имеет прозрачную балтскую этимологию.

 

Все женщины ранних русов были точно балтки: чехиня, грекиня, княгиня, Ольгиня. Мужчины же ирокезы. (Пока никем не опровергнуто!!!)

Ссылка на комментарий

2kisselev

1. Окрестное население было иранским, германским (готы) и тюркским вплоть до времен ВКЛ. Плюс конечно славянизованные иранцы-анты, от которых вероятно и пошли "славянские" названия.

анты это иранизированные славяне, а не славянизированные иранцы, уж коли на то пошло.

окресное население никого не волнует - если это кочевники, названия порогам будут давать те кто плавали. т.е. готы, славяне или скандинавы. может и кто другой.

более того названия могут быть из РАЗНЫХ языков.

 

2. Окрестное население скорее всего ВООБЩЕ никак не называло пороги поскольку кочевникам важны не пороги а переправы.

есть такое.

но с кочевниками там сложности, то одни, то другие...венгры например.

 

Именно они и стали давать названия - так как они стали через эти пороги плавать. Больше называть эти пороги нах** кому нужно.

а вот славяне (причем даже если русы - не славяне), т.к. тот же КБ приводит и славянские названия.

 

Мужчины же ирокезы. (Пока никем не опровергнуто!!!)

я опроверг.

вы ничего ответить не смогли:)

зы. шутка повторенная раз десять - становится глупостью.

Ссылка на комментарий

2kisselev

Конечно обе группы названий могли появиться во времена готской империи, когда принесенная готами стабильность позволила торговый фрахт через пороги. Если так то "русские" названия - это готские, возможно, слегка переосмысленные и переделанные норманнами, а славянские - антские

 

а вот тут есть пмсм истина:).

впрочем я бы не удивился если бы среди этих названий были не готские и антские - а и более древние.

Ссылка на комментарий

2vergen

я опроверг.

вы ничего ответить не смогли

 

ирокезская этимология.

 

эссупи - из супа, т.е. после прохода порога русы-ирокезы чувствовали себя как сваренные

 

улборси = ул (большая улица, хайвэй) + барсы = хайвэй барсов, сильных мужественных русов-ирокезов (не для хиляков сакалиба)

 

леандри

 

Здесь дело тоньше. Известно что русы-ирокезы не были особыми чистюлями, простой народ настоящих мужчин. (Фадлан.) В одном из походов через Англию они подцепили словечко laundry (стирка). Очевидно переход этого порога сопровождался купанием - либо перевертывалась пирога-однодеревка, либо если все было хорошо происходило ритуальное купание, которое они так и назвали лоондри

 

Вопросы есть?

Ссылка на комментарий

2vergen

Цитата

Конечно обе группы названий могли появиться во времена готской империи, когда принесенная готами стабильность позволила торговый фрахт через пороги. Если так то "русские" названия - это готские, возможно, слегка переосмысленные и переделанные норманнами, а славянские - антские

 

 

 

а вот тут есть пмсм истина.

впрочем я бы не удивился если бы среди этих названий были не готские и антские - а и более древние.

 

Единственная проблема здесь в том, что оставшиеся на исторической родине готы должны были бы хотя бы время от времени посещать Данапр в 6 - 7 - 8 веках чтобы сохранять в памяти названия порогов. Хотя...Фотия можно понять так что русы не то чтобы совсем упали как снег на голову, неожиданным был только факт нападения и численность русов

Изменено пользователем kisselev
Ссылка на комментарий

2Lestarh

1. "восточно-балтского корня upe – «река»", пруссы балты западные, а не восточные. В прусском река не "upe", a "ape". То бишь русы - литовцы или земгалы?

 

Это Вы верно подметили. Что тут можно сказать? Наверное среди русов было много и восточных балтов (пруссы, например, плавали по Неману где пересекались с литовцами). Тот же Кулаков пишет о присутствии в Трусо помимо пруссов и других групп балтского населения. Тем более, как заметил 2zenturion это могли быть очень древние балтские названия, а плававшие по Днепру в 10 веке пруссы (плюс опруссевшие скандинавы из Каупа) воспринимали их как "почти свои".

 

2. Окончание -s именительного падежа благополучно дожило в балтских языках до настоящего времени, в греческом тоже. Почему столь естественный для грека показатель падежа выпал при передаче?

 

В греческом языке я не силен, но думаю здесь важны аналогии. Нужно посмотреть как греки передавали топонимы других народов с похожим окончанием именительного падежа. После этого можно будет сделать какие-то выводы.

 

. Семантика. Почему пороги носят столь нелогичные по смыслу названия как "текущая река", "вершина скалы", "глубинный"? Возможно что мы не знаем четкого смысла и условий именования, но все же странно.

 

Вот это Вы зря. Названия вроде бы логичные - в их основе лежат гидрографические термины. Балты эти термины часто использовали для обозначения рек, озер и пр. , а это я считаю главный критерий.

 

Что выглядит нелогичным, так это скандинавская этимология порога "Леанти" - якобы "смеющийся" . Не, если мне предоставят список скандинавских топонимов с этим корнем, то вопросов не будет. А вот если таковых топонимов не существует....

 

Жду продолжения  ибо Гедгаудас действительно у нас малоизвестен. Он вообще на русский переводился?

 

Не переводился и врят ли "переведется". Литовские историки его не поддержат (по кр. мере в ближайшее время) - им бы ВКЛ в споре с беларусами отстоять... Если они еще и к русам сунутся, то это хорошо для них не закончится.

 

И в Российских исторических журналах подобное не скоро опубликуют. А если кто из начинающих историков и рискнет, то на его карьере будет поставлен жирный крест. Уж больно сильные позиции у нас занимают филологи-скандинависты (Мельникова, Джаксон). Посмотрите что пишет Джаксон:

 

"Много больше несогласий существует между антинорманнистами:

 

1. Одни, отвергая вообще всякую историческую ценность летописной традиции, считают русь АВТОХТОННЫМ СЛАВЯНСКИМ НАРОДОМ ЮЖНОЙ РОССИИ.

 

2. Другие точно также считают русь славянами, но, уважая авторитет летописца, допускают возможность призвания и под призванными варягами разумеют БАЛТИЙСКИХ СЛАВЯН.

 

3. Третьи видят в руси - ФИННОВ С ВОЛГИ.

 

4. Четвертые - ФИННОВ ИЗ ФИНЛЯНДИИ.

 

5. Пятые выводят русское имя от ЛИТОВЦЕВ.

 

6. Шестые - от МАДЬЯР.

 

7. Седьмые - от ХАЗАР.

 

8. Восьмые - от ГОТОВ.

 

9. Девятые - от ГРУЗИН.

 

10. Десятые - от ИРАНЦЕВ.

 

11. Одиннадцатые - от ЯФЕТИДОВ.

 

12. Двенадцатые - от КАКОГО-ТО НЕИЗВЕСТНОГО ПЛЕМЕНИ.

 

13. Тринадцатые - от КЕЛЬТОВ.

 

14. Четырнадцатые - от ЕВРЕЕВ. 

 

            И вполне возможно, что вскоре нам придется читать о происхождении руси с острова Родоса, из Родезии, или, может быть, и с Соломоновых островов".

 

Этим аргументом можно "свалить" с ног любого антинорманниста. Ложно понимаемый патриотизм, кто угодно лишь бы не скандинавы, лишь бы не шведы и т.п. Ведь вдумайтесь в то, что написала Джаксон - это же типичный прием из области политической пропаганды. Иранская, поморско-славянская, балтская теории ставятся на одну доску с Соломоновыми островами и Родезией! (Странно, что она не упомянула ирокезов).

 

То, что я написал о порогах это не совсем перевод Гедгаудаса. Это его этимологии в моей интерпретации.

Изменено пользователем Viting
Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.