Славяне и Русь - Страница 118 - Средние века (история V-XVII вв.) - TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр Перейти к содержанию
TWoW.Games - Сообщество любителей умных игр

Славяне и Русь


Рекомендуемые сообщения

Примеры вроде польск. Siewierz (из древнего *sĕverъ), центр старинного княжества к западу от Вислы, и др.-русск. сербь «сербы, Сербия» начисто опровергают мнение, будто названия с конечным -ь обозначают только неславянские народы, а Русь как название славянского народа составляет среди них единственное исключение.

 

Академик походе забыл, что сербы - это не славянское а славянизированное иранское племя,

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%8B

 

которое по типу "чудь" могло быть названо "сербь" при первом знакомстве

Ссылка на комментарий

Упс. :huh:

Действительно...

 

2 Сколот

По ираноязычным сербам замечание снимаю. Вечер, устал, виноват... Действительно были такие. С хорватами сложнее.

 

Кстати название "северяне" тоже возводят к ирано-сарматским корням. Так что все названия на -ь при ближайшем рассмотрении оказываются не слишком славянского происхождения. Иранский вариант возможен, но менее вероятен. В его пользу только "сербь" и возможно "северь", а в пользу балтийского - практически все остальные этнонимы этого типа.

Ссылка на комментарий

2Lestarh

Так что все названия на -ь при ближайшем рассмотрении оказываются не слишком славянского происхождения. Иранский вариант возможен, но менее вероятен.

Почему же ? Как мне, так именно этот вариант и кажется более предпочтительным, так как древние авторы говорят о народе "рос" или "русь", а не каком-либо сословии или касте воинов. Не думаю, что они заблуждались на этот счет. И варяги к руси, скорее всего, не имеют прямого отношения.

Изменено пользователем zenturion
Ссылка на комментарий
А смена династии все ж была. Хоть это и изрядно мешает моей версии , считаю, что, все-таки, смена была. Об этом говорит ПВЛ в любом случае - дошла она до нас в чистом виде или скорректированная по политическим соображениям.

 

какая смена династии? два-три обнесенных тыном поселка на киевских горах были уничтожены в 1-й половине 9 века вероятно венграми и на месте Киева несколько десятилетий не было ничего. Исторический Киев возник в конце 9 века на основе Лука-Райковецкой культуры местных славян и пришедшей с севера Руси.

Изменено пользователем sov
Ссылка на комментарий

2Lestarh

Или пара славянское "серебро" и германское "silber". Выглядят явно заимствованными из одного источника, не индоевропейского и ныне не существующего. Ряд подобных "реликтов" в европейских языках можно и продолжить.

Так же и "мечь". Сначала считалось, что это германское заимствование, но позже лингвисты признали, что при таких формах, как это слово звучит в германских и славянских языках, оно не моглы быть заимствовано не из германского в славянский, ни наоборот. Единственно возможный вариант - параллельное заимствование из какого-то неиндоевропейского языка.

Ссылка на комментарий

2sov

Кто имелся в виду под "сахиб ас-сакалиба" неясно,

2Lestarh

И что речь вообще идет о восточных славянах, а не, к примеру, о болгарах?

Вот-вот.. мы с дядь Мишей и еще одним уважаемым человеком обсуждали проблему "сакалиба".. это очень сложный вопрос и однозначного мнения нет кто это такие. Кстати ссылку Скальда видели? На книгу Мишина? http://www.archipelag.ru/geoculture/langsn...nstvo/sakaliba/ и его собственный коммент - http://twow.ru/forum/index.php?act=ST&f=6&...ndpost&p=160527 ...

 

а северяне почему славянского корня? Савиры - это то же что и Сибирь... северяне изначально видимо - не славяне, а ославяненные савиры...

Ссылка на комментарий
Исторический Киев возник в конце 9 века на основе Лука-Райковецкой культуры местных славян и пришедшей с севера Руси.

Волынцевской скорее. Именьковская культура прийдя с Волги на Днепр перекрыла Пеньковскую и часть Лука-Райковецкой, как раз в том месте где и возник Киев. Образовалась волынцевская культура. Поляне Киева в то время к дулебам уже имели мало отношения.

Сколот, Lestarh, Chernish

Камрады, северяне к иранцам не имеют отношения. Возможно когда-то их предки заимствовали этот этноним у ираноязычного племени "сиверь", поглатив его, но культура у северян славянская - волынцевская. Тоже и о сербах-пеньковская. Этноним восходит ко времени славяно-иранского симбиоза. Дулебы - например, германский этноним, но это ведь не значит что древляне и волыняне - германцы? То же и с сербами, хорватами и северянами. Просто эти племена могли проживать на смежных с иранцами территориях.

Ссылка на комментарий

2Gridin

Возможно когда-то их предки заимствовали этот этноним у ираноязычного племени "сиверь", поглатив его, но культура у северян славянская - волынцевская.

 

А вкрапления салтовской в волынскую на междуречье Днепр-Донец? Там можно сказать, что это вообще автохтоны по отношению к волынцам :) При такой чересполосице происходит и генетическая инкорпорация :) А это именно земля Северы. Так что помимо "исторических" от 8 века времен у северян были непосредственные связи с "более восточными" людьми.

Ссылка на комментарий

2 Gridin

Так я не говорю, что северяне иранцы, я говорю, что с определенной вероятностью этноним у них иранский по происхождению.

 

2 zenturion

Почему же ? Как мне, так именно этот вариант и кажется более предпочтительным, так как древние авторы говорят о народе "рос" или "русь", а не каком-либо сословии или касте воинов.

Я о другом.

Давайте рассуждать логически. Названия на "-ь" абсолютно преобладают у балтийских финнов (5 этнонимов из 8), весьма популярны у балтов (3 этнонима из 7) и еще присутствуют у саамов (1 из 1 :) ). Причем все эти названия достаточно устойчивы. Чудь и водь как термины доживают чуть ли не до современности. Долго и счастливо живут и прочие названия - прусь, ливь, корсь, сумь и т.д.

С другой стороны у иранцев подобных названий строго говоря нет (скуфь - не этноним, а хороним, в смысле название страны), у славян два - сербь и северь. Причем оба названия почти всегда употребимы в формах сербы и северяне, а формы на "-ь" встречаются почти на уровне исключений. Также оба названия по происхождению скорее всего не славянские (хотя и принадлежат славянам).

Спрашивается, где вероятнее формирование этнонима "русь"? Попробуйте отвлечься от эмоций и рассуждать строго формально - 9 этнонимов в балтийском регионе и 2 за его пределами (кстати польские северяне вообще-то куда ближе к Балтике, чем к Днепру). Причем ни одного в Северном Причерноморье.

Ссылка на комментарий

2Chernish

а северяне почему славянского корня?

ээ с чего Вы взяли что славянского??

 

Возможно когда-то их предки заимствовали этот этноним у ираноязычного племени "сиверь", поглатив его, но культура у северян славянская - волынцевская.

вот.

 

2Svetlako

А вкрапления салтовской в волынскую на междуречье Днепр-Донец? Там можно сказать, что это вообще автохтоны по отношению к волынцам

ну салтовцы не более автохронны..

 

2Lestarh

Давайте рассуждать логически. Названия на "-ь" абсолютно преобладают у балтийских финнов

ээ количественно

 

Попробуйте отвлечься от эмоций и рассуждать строго формально

да попробуем.

мы имеем ээ три (или два) народа которые один из представителей одного из народов называет на "-ь". Может ему виднее???

тут реально могут работать напрямую не сопряженные механизмы - название всякой чуди и старые названия руси или сербов или северян.

кстати с полянами - тоже не все так очевидно...

Ссылка на комментарий

Lestarh

Разделить памятники черняховской культуры по этническому признаку трудно. Она довольно однородна. Есть локальные варианты, но сказать вот этот черепок оставил гот, а вот этот алан - трудно.

Хм. Тогда с чего Вы взяли, что:

Далее. Стеклянная посуда (импортная естественная) весьма характерна для германцев римского периода и готов. Вот например про Черняховскую культуру:

стеклянная посуда Черняховской культуры характерна именно для готов?

Цитата

То же самое про "броню". Из соображения логики, почему именно славяне должны были это слово заимствовать у готов, а не наоборот?!

 

Потому, что из соображений логики она у германцев должна была появится раньше. За счет более ранних и более тесных контактов с Римом и кельтами.

Обещал, что не буду спорить, поэтому скажу кратко.;)

Контакты германцев (особливо готов) с кельтами ранее (пра)славян - НЕдоказано. С Римом - могу сказать только насчет готов: на пути следования к черноморскому побережью римляне им навряд ли попадались. :)

 

Кстати название "северяне" тоже возводят к ирано-сарматским корням. Так что все названия на -ь при ближайшем рассмотрении оказываются не слишком славянского происхождения. Иранский вариант возможен, но менее вероятен. В его пользу только "сербь" и возможно "северь", а в пользу балтийского - практически все остальные этнонимы этого типа.

Да. Не спорю. Есть такое. :rolleyes:

Ссылка на комментарий

2 Сколот

теклянная посуда Черняховской культуры характерна именно для готов?

Хорошо, уточню "в том числе и для готов".

Готы несомненно присутствовали в составе черняховской культуры. Античные авторы размещали в этом регионе именно готов, что позволяет предположить что их там было много и готский язык был достаточно распространен.

Праславяне сопоставляются с киевской культурой для которой стекло не характерно и которая расположена севернее (то есть дальше от имперской границы) и не несет следов тесных контактов с Римом (что характерно для черняховцев).

Отсюда можно предоложить что готы были знакомы со стеклянной римской посудой раньше и в большей степени нежели славяне. Так?

 

Контакты германцев (особливо готов) с кельтами ранее (пра)славян - НЕдоказано. С Римом - могу сказать только насчет готов: на пути следования к черноморскому побережью римляне им навряд ли попадались.

Германская культура (ясторф) изначально латенизирована, то есть сформировалась в рамках кельтской культурной периферии. Другими словами кельты стояли у колыбели германцев. Германская культура насыщена кельтскими чертами, а язык кельтскими заимствованиями.

У славян мы особо не наблюдаем ни того, ни другого. Славянские культуры формировались вне кельтского ареала (Пшевор - большой вопрос, как раз кельтские ее черты в дальнейшем в славянских культурах - киевской, пражской и т.д. не воспроизводятся).

В любом случае на Рейне кельты однозначно оказываются ранее чем на Висле. Поэтому отчего Вы сомневаетесь в более ранних контактах германцев с кельтами решительно не понятно.

Что до готов, то они участвовали в войне против Маробода, то есть еще в I веке н.э. захаживали в Баварию, названную по имени живших там несколько ранее кельтов-бойев. Обстоятельства этой войны были хорошо известны римлянам, равно как они были осведомлены о существовании и обычаях готов (см. Тацита). Что наводит на мысль, что и о римлянах готы знали.

Ссылка на комментарий

Lestarh

Так?

Пока не знаю. :rolleyes:

Вот и обсуждаю.

Готы несомненно присутствовали в составе черняховской культуры. Античные авторы размещали в этом регионе именно готов, что позволяет предположить что их там было много и готский язык был достаточно распространен.

Грубо говоря, мы сейчас исходим из того, что раз готы были более известны в Черняховской культуре, то и находки стеклянных изделий следует причислить им. Но здесь мы спешим.

Во-первых, готы упоминаются в узкой полосе Черняховской культуре (ЧК) - ЕМНИП, степное Причерноморье. Черняховская культура же - это, грубя говоря, большая часть Украины, Молдавии, Бессарабии, Румынии. (Кстати, если не ошибаюсь, у Вас есть М. Гимбутас "Славяне". В этой книге есть карта Черняховской культуры. Посмотрите, в каких местах наиболее сконцентрированы поселения. Это никак не степная зона. ПРавда, я не знаю, насколько правдоподобна карта, предложенная М.Гимбутас).

Вот где можно глянуть карту http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%...%83%D1%80%D0%B0

Преобладание готов в степной зоне Причерноморья - бесспорно. Был ли распространен готский язык и влияние готов во всем ареале ЧК - вопрос довольно спорный и открытый.

Во-вторых, находки стеклянных изделий отмечаются в ареале ЧК вообще, без привязки к поселениям готов и без привязки к зонам.

В-третьих, следуя карте, большая близость готов к римской профинциальной культуре довольно относительна. Мы, ИМХО, не можем из этого сделать вывод, что готы был больше подвергнуты ее влиянию, чем остальное население Черняховской культуры.

В соответствии с вышесказанным, надо просто смотреть, где найдены эти стеклянные сосуды, в какой именно географической зоне. Но, я думаю, мы это точно не определим, ибо ЧК - единая материальная культура, которая подразумевает относительную равномерность распространения в ее пределах элементов другой более развитой культуры (Тем более, ЧК - не расстянута географически).

Праславяне сопоставляются с киевской культурой для которой стекло не характерно и которая расположена севернее (то есть дальше от имперской границы) и не несет следов тесных контактов с Римом (что характерно для черняховцев).

Вот это то и спорный вопрос. Про киевскую культуру известно маловато. Если поделитесь источником, который подтверждает Ваши слова, буду благодарен.

У славян мы особо не наблюдаем ни того, ни другого. Славянские культуры формировались вне кельтского ареала (Пшевор - большой вопрос, как раз кельтские ее черты в дальнейшем в славянских культурах - киевской, пражской и т.д. не воспроизводятся).

Мм. Ну, вот, например, у Седова:

Следующий этап истории славян связан с тесными контактами с кельтами. Последние, преодолев двумя волнами Судеты и Карпаты, расселяются на Одере в Силезии, где складывается типичная для кельтов латенская культура, и на Висле в Малопольше, где формируется тынецкая культура, в которой сочетаются кельтские особенности с пшеворскими. Значительное воздействие культуры кельтов фиксируется и далее к северу Висло-Одерского междуречья. В результате культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую, на первых порах с явной "кельтской окраской". Постепенно славяне - носители пшеворской культуры - ассимилировали кельтов сначала Малопольши, а позднее и Силезии. Кельтский субстрат оказал мощное воздействие на развитие пшеворской культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни. В конечном итоге образуются две диалектно-этнографические группы славянства - южная, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, и северная, где славяне тесно взаимодействовали с кельтской цивилизацией как соседи (рис. 3).

Седов В.В. "ЭТНОГЕНЕЗ РАННИХ СЛАВЯН"

http://karpattour.narod.ru/arhiv1111.htm

В любом случае на Рейне кельты однозначно оказываются ранее чем на Висле. Поэтому отчего Вы сомневаетесь в более ранних контактах германцев с кельтами решительно не понятно.

Хорошо. Я не знаю, насколько Вы правы насчет латенезированности ясторфа, поверю Вам наслово.:) Контакты германцев с кельтами, судя по ясторфу, могли быть действительно раньше, чем праславян с кельтами. Другой то, и основной, вопрос. Контакты кельтов (по Седову) с (пра)славянами отмечены до выхода в Привисленье готов. ОТчего славянам заимствовать этот термин именно у готов, а не ранее у кельтов?!

Что до готов, то они участвовали в войне против Маробода, то есть еще в I веке н.э. захаживали в Баварию, названную по имени живших там несколько ранее кельтов-бойев. Обстоятельства этой войны были хорошо известны римлянам, равно как они были осведомлены о существовании и обычаях готов (см. Тацита). Что наводит на мысль, что и о римлянах готы знали.

ИМХО, темная история. А это именно те готы, которые потом переселились со Скандзы в Привисленье?

Кстати, по контактам (пра)славян с римлянами (по Седову).

Области, занятые славянами в римское время (II-IV вв. н.э.), не имели каких-либо естественных рубежей. Туда неоднократно вторгались с запада различные племена германцев, что документируется материалами археологии и зафиксировано античными авторами. Анализ данных раскопок поселений и могильников пшеворской культуры позволяет вычленять в домостроительстве, погребальной обрядности и глиняной посуде домашней выработки этнографические особенности, характерные для славян и свойственные германцам. Изделиями, вышедшими из провинциально-римских мастерских, - гончарной керамикой, кузнечной продукцией, металлическими деталями одежды и украшениями - в равной степени пользовались и славяне и германцы.

Изделия ремесленного производства распространялись по всей территории черняховской культуры среди ее населения независимо от принадлежности к тому или иному этносу. Многочисленные находки римских монет и "варварских подражаний" свидетельствуют о становлении в черняховской среде товарно-денежных отношений с внутренним и внешним денежным обращением [9, 10]. О наличии торговых связей с римским миром говорят нередко встречающиеся среди памятников черняховской культуры амфоры, краснолаковая и красноглиняная столовая посуда, сосуды из цветных металлов, изделия из стекла и др.

К настоящему времени наукой собрано немало фактов, достаточно надежно свидетельствующих, что на определенном этапе славяне проживали по соседству с римским миром и освоили целый ряд элементов его культуры. Исследователи не раз обращали внимание на воздействие римской цивилизации на некоторые стороны славянской народной жизни. Так, не подлежит сомнению, что наименование календарных циклов (коляда, русалии и др.) было воспринято славянами от римлян еще в общеславянский период. Анализы раннесредневекового керамического материала, выполненные чешскими исследователями Д. Бялековой и А. Тирпаковой, показали, что сосуды изготавливались в соответствии с римскими мерами еще в то время, когда славяне жили к северу от Карпат.

Седов В.В. "ЭТНОГЕНЕЗ РАННИХ СЛАВЯН"

http://karpattour.narod.ru/arhiv1111.htm

 

Вот еще и карта.

sed3.gif

Судя по ней, кстати, опять возвращаемся к вопросу, а почему именно через готов славяне должны были заимствовать "стекло". Точки соприкосновения славян с римской культурой могли быть и в другом месте. И ареал ЧК хорошо показан.

 

В общем, все пока, ИМХО, достаточно условно в вопросе заиствования вещей и терминов их обозначающих. Не знаю, как в лингвистике, но археологическими и историческим свидетельствами, ИМХО, этимология некоторых слов не подверждается. :)

Изменено пользователем Сколот
Ссылка на комментарий

2 Сколот

По готам приду домой, посмотрю Щукина.

 

Мм. Ну, вот, например, у Седова:

Следующий этап истории славян связан с тесными контактами с кельтами.

Тут дело в том, что все приведенные ниже данные связаны с пшеворской культурой. Которая действительно сильно латенизирована и впитала кельтский субстрат. Но вот принадлежность ее именно праславянам под вопросом. Тот же Седов признает, что западная часть культуры несомненно принадлежит германцам - вандалам и лугиям. Собственно сам факт деления пшеворской культуры на германскую и славянскую части является наиболее слабым звеном концепции. При несомненном наличии следов германского влияния на славян, они не настолько велики, чтобы признать факт их совместного существования в рамках единой культуры в течение нескольких столетий.

 

Судя по ней, кстати, опять возвращаемся к вопросу, а почему именно через готов славяне должны были заимствовать "стекло". Точки соприкосновения славян с римской культурой могли быть и в другом месте. И ареал ЧК хорошо показан.

Карта отражает довольно поздний этап. И на ней хорошо видно, что между славянами и Римом находятся маркоманны, даки и готы.

Ссылка на комментарий

Миродин

Уважаемый Сколот, я не понимаю для чего адо было создавать отдельную тему, а потом продолжать обсуждать того же Седого тут?

Просто авторитетный камрад Седов В.В. писал много о чем. ;)

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Сколот

Просто авторитетный камрад Седов В.В. писал много о чем.

Ну писал то он может и много, только обсуждаете ведь как раз "Этногенез ранних славян" :)

Ссылка на комментарий

Миродин

Ну писал то он может и много, только обсуждаете ведь как раз "Этногенез ранних славян"

Неа. Обсуждаем мы заимствования, и приходиться использовать опять-таки Седова.

Ссылка на комментарий

Lestarh

Карта отражает довольно поздний этап. И на ней хорошо видно, что между славянами и Римом находятся маркоманны, даки и готы.

Вот, между маркоманнами и готами на границе расселения славян с Римской империи обозначены как раз области пересечения славян с римской культурой. Даже если даки, то это ничего не меняет. Это довольно сильно романизованное население. А вот карта, действительно, отражает более поздний этап.

Но я хотел Вам сказать, что довольно сомнительно, чтобы название броня принести готы раньше контактов (пра)славян с латенизированными и/или романизованными культурами. Зачем им ждать прихода готов то?! Утверждение, что именно готы дали славянам слово "броня", ИМХО, "работает" только в том случае, если готы в Силезии, Галиции столкнулись с латенизированным миром раньше контактов (пра)славян с этим самым латенизированным миром.

 

Всем

Господа, тута кто-то (если не ошибаюсь, камрад O'Tim :) ) однажды высказал идею составить что-то вроде хронологии событий, отражающей известия о русах.

Думаю, идея хорошая. Составив и согласовав енту хронологию, ИМХО, разговор по теме будет более предметный. Вашему вниманию ниже предлагаю пока черновой вариант этой хронологии. Как я себе представляю, в данной хронологии нужно отобразить, как минимум, дату события и краткое описание с привлечением или без привлечения цитат из источников. Можно будет вставить какие-либо комментарии, но только согласованные всеми. Некоторые свои комменты на Ваш суд я вставил.

Думаю, если дело пойдет, и нам удастся согласовать :angel: содержание и оформление хронологии, можно будет попросить модераторов/администраторов выложить это куда-нить в удобочитаемое место (может, титульная страница этой ветки форума, отдельная закрытая тема и т.п.). Также предлагаю внизу этой хронологии вставить общие выводы о русах, с которыми согласны все стороны спора (скандинависты, славянисты, иранисты и т.п. ;))

 

Итак, мой черновой вариант (ИМХО, очень большой, надо сокращать):

 

конец VIII-го века. «Житие Стефана Сурожского».

«По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил [всё] от Корсуня [Херсона] и до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу, 10 дней бился зло там. И по истечению 10 дней Бравлин ворвался в город, разломав железные ворота.»

Тут следует отметить, что достоверность даты событий и самих событий под вопросом. Ибо в греческой версии рассказ о посмертных чудесах и набеге Бравлина отсутствуют.

 

839 год. Бертинские анналы (лат. Annales Bertiniani, анналы Пруденция). Упоминается т.н. «хакан росов». Первое достоверное, в соответствии с «академической» точкой зрения, упоминание о руссах.

«Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть.»

 

I-ая половина IX в. . «Баварский географ»

… Eptaradici. Vuillerozi. Zabrozi. Znetalici. Aturezani. Chozirozi. Lendizi. Thafnezi. Zeriuani (зеруяне), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род. Prissani. Velunzani. Bruzi (пруссы). Vuizunbeire. Caziri (хазары). Ruzzi (руссы). Forsderen. Liudi (предположительно — людики). Fresiti. Serauici. Lucolane. Vngare (венгры). Vuislane (висляне). Sleenzane (слензане). Lunsizi (лужичи). Dadosesani. Milzane. Besunzane. Verizane. Fraganeo. Lupiglaa. Opolini (ополяне). Golensizi (предположительно — голядь).»

Руссы, как отдельный народ, локализуются рядом с хазарами.

 

830-(842?)860 годы Набег руссов на Пафлагонию (Амастрида).

...Было нашествие варваров, россов - народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они - этот губительный и на деле, и по имени народ, - начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигнул наконец и до отечества святого (св. Георгия), посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять...

 

860 год. Нападение россов на Константинополь. Отмечают многие византийские источники (Фотий, Продолжатель Амартола),» Брюссельская хроника», «Венецианская хроника». Например (из Фотия):

«Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчет, народ, причисляемый к рабам, безвестный — но получивший имя от похода на нас, неприметный — но ставший значительным… народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий…»

 

862 год. Грамота Людовика Немецкого, в которой он упоминает хороним Ruzaramarcha ("Русская марка"). Большинство лингвистов принимают точку зрения, что данное название восходит к славянскому прототипу именования русов.

 

кон. 860-х годов. Ибн-Хордадбех

«Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису [Дон] — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан [Каспийское] и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать.»

 

865 год.

«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,... поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере ... , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

 

ок. 905 год. Раффельштеттенский таможенный устав.

«Славяне же, отправляющиеся для торговли от ругов или богемов [чехов], если расположатся для торговли где-либо на берегу Дуная…, с каждого вьюка воска платят две меры стоимостью в один скот каждая; с груза одного носильщика – одну меру той же стоимости; если же пожелают продать рабов или лошадей, то за каждую рабыню платят по одному тремиссу, столько же за жеребца, за раба – одну сайгу, столько же за кобылу» Насколько я понимаю, ругами здесь обозначены славяне. Но можно ли говорить, что название руги они получили именно благодаря тому, что они русы?! Есть мнение, что ругами они названы как дань исторической традиции: в этих местах проживало племя ругов. Ведь, источниками ругами называли балтийских славян (по названию о.Рюген), но мы не располагаем источниками, в которых бы дунайские славяне (которые позже проживали на месте ругов) названы бы были ругами. Но, вот, применительно к Киевской Руси такие случаи, хоть и редки, но известны (княгиня Ольга – Regina rugorum).

 

907 год. Русско-византийский договор, известный по легендарному сюжету о прибитии Олегом щита на ворота Царьграда. Известен только в пересказе ПВЛ, поэтому его достоверность подвергается сомнению.

 

912 год. Русско-византийский договор.

Мы от роду русскаго Карл, Инегельд, Фарлаф, Веремунд, Рулав, Гут, Руальд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид...

Пока никем не оспорено, что имена большинства из 15-ти послов имеют скандинавскую этимологию. Хотя есть подозрения, что некоторые из них (Фарлав, Веремунд, Рулав, Фрелав) либо византийская, либо скандинавская огласовка славянских имен. Например, из Эймундовой саги: «Один называется Бурислейф (Бурислав, Святополк), и получил самую большую часть отцовского наследства: он же и самый старший между ними; другому имя Ярислейф; третьему Вратилаф (Вратислав, Брячислав).» (http://norse.ulver.com/texts/eymundar.html).

 

между 864 и 884, и 909/910. Каспийские походы руссов (Ибн Исфандийара в «Истории Табаристана»). Поскольку Ибн Исфандийара жил в XIII веке, не знаю, насколько корректно рассматривать его данные к привязке к этим датам.

 

913/914 Каспийский поход руссов (в передаче Аль-Масуди)

«И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников [для нападений] и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов.»[4]

Кстати, обратите внимание, русы используют конные(!) отряды для грабежа.

 

921 год. Ибн-Фадлан.

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл [Волга]. Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [чего-либо] и тому подобного…

 

930-е годы. Ибн-Русте.

«Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трех дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды.

Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян.

 

940-е года. Аль-Масуди

«Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди разрядов их находятся сакалиба [славяне] и русы, которые живут на одной стороне этого города [Итиля]. Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями [букв.: животными], утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают. Если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожженными, чтобы с душами мужей войти в рай [...] Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами.[...]

Русы — громадное племя; они не подчиняются никакому царю и никакому закону. [...]

Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся ал-лудзган, которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар.»

 

944/945 года. Поход руссов на Бердаа.

 

945 год. Второй русско-византийский договор.

«Мы – от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба; Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев Тудоров; Егри Евлисков; Воист Войков; Истр Аминодов; Прастен Бернов; Ятвяг Гунарев; Шибрид Алдан; Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка...; Алвад Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин…»

Среди имен послов появляются славянские имена, также большая часть знати носит славянские имена. Русь дает клятву именем славянского бога Перун.

 

ок. 950 года. Константин Багрянородный «Об управлении империей»

Здесь можно описывать. Важно то, что в его труде перечислены названия порогов по-славянски (этимологизируются из славянского) и по-росски, которые этимологизируются из скандинавского.

 

944-945 года Ибн-Мискавейх. Поход руссов на Берда

 

949 год. Лиутпранд Кремонский.

В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρονσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём норманнами. Ведь на тевтонском языке “норд” означает “север”, а “ман” - “человек”; отсюда – “норманны”, то есть “северные люди”. Королём этого народа был [тогда] Игорь;»[

 

ок. 950 года. Анонимный Хазарский автор. Царь руссов – «Х-л-г»

 

ок. 960 года Хазарский царь Иосиф о защите своих пределов от руссов и о войне с ними.

 

ок. 976 года Ибн Хаукаль.

«И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют её ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. [...] Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. [...] Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её на подобие лошадиной гривы [заплетают в косички] и окрашивают ее желтой (или черной) краской.»[21]

 

982 год. Худу-ал-Алам («Книга о пределах мира от востока к западу»)

 

--------------------------

Некоторые выводы:

1. В 839 году росы уже называют себя народом «рос» и своего предводителя называли «хаканом», что означает, что их самосознание было очень схоже или идентично с самосознанием местного населения, локализуемого в бассейнах среднего Поднепровья, верховьев Донца.

2. Русы были НЕ малочисленны, чтобы в Баварском географе (и не только) их сочли за народ.

3. Ряды руссов постоянно пополняются различными иноплеменниками (по отношению к местному населению). Судя по именам, в основном северного происхождения. Вплоть до времен Святослава.

4. Варяги, славяне и русь отличимы (византийские источники, арабо-персидские). В ПВЛ тождество варягов и руси, варягов и словен спорно и противоречиво.

5. Русы становятся известны как купцы в дунайском регионе в середине IX века (Русская марка).

6. Клады арабских монет показывает, что торговля, по крайней мере, севера славянских земель с арабским Востоком началась с конца VIII века.

7. Русы - социальная группа зарождающегося государства восточных славян.

  • Что?! 1
Ссылка на комментарий

2Сколот

Просто отлично!

Сейчас дополню только немного контекстной археологией с соотвествующими выдержками из ПВЛ.

От комментариев и споров о достоверности или точности датировки (в частности Жития Стефана) пока воздержусь, давайте доведем дело до конца.

=====================================

 

конец VIII-го века. «Житие Стефана Сурожского».

«По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил [всё] от Корсуня [Херсона] и до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу, 10 дней бился зло там. И по истечению 10 дней Бравлин ворвался в город, разломав железные ворота.»

Тут следует отметить, что достоверность даты событий и самих событий под вопросом. Ибо в греческой версии рассказ о посмертных чудесах и набеге Бравлина отсутствуют.

 

839 год. Бертинские анналы (лат. Annales Bertiniani, анналы Пруденция). Упоминается т.н. «хакан росов». Первое достоверное, в соответствии с «академической» точкой зрения, упоминание о руссах.

«Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть.»

 

I-ая половина IX в. . «Баварский географ»

… Eptaradici. Vuillerozi. Zabrozi. Znetalici. Aturezani. Chozirozi. Lendizi. Thafnezi. Zeriuani (зеруяне), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род. Prissani. Velunzani. Bruzi (пруссы). Vuizunbeire. Caziri (хазары). Ruzzi (руссы). Forsderen. Liudi (предположительно — людики). Fresiti. Serauici. Lucolane. Vngare (венгры). Vuislane (висляне). Sleenzane (слензане). Lunsizi (лужичи). Dadosesani. Milzane. Besunzane. Verizane. Fraganeo. Lupiglaa. Opolini (ополяне). Golensizi (предположительно — голядь).»

Руссы, как отдельный народ, локализуются рядом с хазарами.

 

830-(842?)860 годы Набег руссов на Пафлагонию (Амастрида).

...Было нашествие варваров, россов - народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они - этот губительный и на деле, и по имени народ, - начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигнул наконец и до отечества святого (св. Георгия), посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять...

 

ок. 840 года - археология отмечает гибель в пожаре поселения нескандинавского типа, бывшего на месте Старой Ладоги. Явный погром. Поселение восстанавливается уже скандинавами, которые будут удерживать его примерно 25 лет.

 

859г..ПВЛ: "Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей."

 

860 год. Первое нападение росов на Константинополь. Отмечают многие византийские источники (Фотий, Продолжатель Амартола),» Брюссельская хроника», «Венецианская хроника». Например (из Фотия):

«Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчет, народ, причисляемый к рабам, безвестный — но получивший имя от похода на нас, неприметный — но ставший значительным… народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий…»

 

862 год. Грамота Людовика Немецкого, в которой он упоминает хороним Ruzaramarcha ("Русская марка"). Большинство лингвистов принимают точку зрения, что данное название восходит к славянскому прототипу именования русов.

 

кон. 860-х годов. Ибн-Хордадбех

«Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису [Дон] — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан [Каспийское] и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать.»

 

865 год. (патиарх Фотий 867г. ?)

«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,... поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере ... , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

 

ок. 865 г - по археологии выжжена Старая Ладога, бывшая, по видимому, форпостом викингов. Это соответствует указанному в ПВМ за

862г.: "Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".

после 865 г. археология отмечает появление пышных скандинавских захоронений, и следы построек, подтверждающих распространение скандинавского влияния на территории вышеперечисленных племен.

 

882 г. ПВЛ поход Олега на Киев

"взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. ..

...И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью."

883 г. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

 

884. Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем".

 

885. Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне".

 

ок. 905 год. Раффельштеттенский таможенный устав.

«Славяне же, отправляющиеся для торговли от ругов или богемов [чехов], если расположатся для торговли где-либо на берегу Дуная…, с каждого вьюка воска платят две меры стоимостью в один скот каждая; с груза одного носильщика – одну меру той же стоимости; если же пожелают продать рабов или лошадей, то за каждую рабыню платят по одному тремиссу, столько же за жеребца, за раба – одну сайгу, столько же за кобылу» Насколько я понимаю, ругами здесь обозначены славяне. Но можно ли говорить, что название руги они получили именно благодаря тому, что они русы?! Есть мнение, что ругами они названы как дань исторической традиции: в этих местах проживало племя ругов. Ведь, источниками ругами называли балтийских славян (по названию о.Рюген), но мы не располагаем источниками, в которых бы дунайские славяне (которые позже проживали на месте ругов) названы бы были ругами. Но, вот, применительно к Киевской Руси такие случаи, хоть и редки, но известны (княгиня Ольга – Regina rugorum).

 

907г.. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000...а было в каждом корабле по 40 мужей.

 

907 год. Русско-византийский договор, известный по легендарному сюжету о прибитии Олегом щита на ворота Царьграда. Известен только в пересказе ПВЛ, поэтому его достоверность подвергается сомнению.

 

912 год. Русско-византийский договор.

Мы от роду русскаго Карл, Инегельд, Фарлаф, Веремунд, Рулав, Гут, Руальд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид...

Пока никем не оспорено, что имена большинства из 15-ти послов имеют скандинавскую этимологию. Хотя есть подозрения, что некоторые из них (Фарлав, Веремунд, Рулав, Фрелав) либо византийская, либо скандинавская огласовка славянских имен. Например, из Эймундовой саги: «Один называется Бурислейф (Бурислав, Святополк), и получил самую большую часть отцовского наследства: он же и самый старший между ними; другому имя Ярислейф; третьему Вратилаф (Вратислав, Брячислав).» (http://norse.ulver.com/texts/eymundar.html).

ПВЛ: Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир

между 864 и 884, и 909/910. Каспийские походы руссов (Ибн Исфандийара в «Истории Табаристана»). Поскольку Ибн Исфандийара жил в XIII веке, не знаю, насколько корректно рассматривать его данные к привязке к этим датам.

 

913/914 Каспийский поход руссов (в передаче Аль-Масуди)

«И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников [для нападений] и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов.»[4]

Кстати, обратите внимание, русы используют конные(!) отряды для грабежа.

 

921 год. Ибн-Фадлан.

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл [Волга]. Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [чего-либо] и тому подобного…

 

930-е годы. Ибн-Русте.

«Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трех дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды.

Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян.

 

940-е года. Аль-Масуди

«Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди разрядов их находятся сакалиба [славяне] и русы, которые живут на одной стороне этого города [Итиля]. Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями [букв.: животными], утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают. Если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожженными, чтобы с душами мужей войти в рай [...] Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами.[...]

Русы — громадное племя; они не подчиняются никакому царю и никакому закону. [...]

Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся ал-лудзган, которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар.»

 

944/945 года. Поход руссов на Бердаа.

 

945 год. Второй русско-византийский договор.

«Мы – от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба; Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев Тудоров; Егри Евлисков; Воист Войков; Истр Аминодов; Прастен Бернов; Ятвяг Гунарев; Шибрид Алдан; Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка...; Алвад Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин…»

Среди имен послов появляются славянские имена, также большая часть знати носит славянские имена. Русь дает клятву именем славянского бога Перун.

 

ок. 950 года. Константин Багрянородный «Об управлении империей»

Здесь можно описывать. Важно то, что в его труде перечислены названия порогов по-славянски (этимологизируются из славянского) и по-росски, которые этимологизируются из скандинавского.

 

944-945 года Ибн-Мискавейх. Поход руссов на Берда

 

949 год. Лиутпранд Кремонский.

В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρονσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём норманнами. Ведь на тевтонском языке “норд” означает “север”, а “ман” - “человек”; отсюда – “норманны”, то есть “северные люди”. Королём этого народа был [тогда] Игорь;»[

 

ок. 950 года. Анонимный Хазарский автор. Царь руссов – «Х-л-г»

 

ок. 960 года Хазарский царь Иосиф о защите своих пределов от руссов и о войне с ними.

 

ок. 976 года Ибн Хаукаль.

«И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют её ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. [...] Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. [...] Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её на подобие лошадиной гривы [заплетают в косички] и окрашивают ее желтой (или черной) краской.»[21]

 

982 год. Худу-ал-Алам («Книга о пределах мира от востока к западу»)

Ссылка на комментарий

сорри, за то, что влез... хотел бы выяснить, что-то не так, но допереть не могу сам (скинули инфу по асе.. откуда такая инфа - ?, из-за этого прошу помощи):

Древний Славянский Календарь

Древний Славянский Календарь основан на шестнадцатиричной системе счисления и образует продолжительные промежутки времени, называемые Сварожьими Кругами, в каждом из которых Солнце проходит последовательно все 16 Чертогов за 180 Кругов Жизни. Это и есть сутки Сварога. (Кстати, 180 Кругов Жизни х 144 Лета = 25 920 Лет — это известный период обращения солнечной системы нашего Ярилы-солнца вокруг центра нашей галактики).

 

Круг Жизни содержит 144 Лета.

 

Лето — три сезона: Оусень, Зима и Весна — это одно Лето (отсюда в русском языке понятия: летопись, летоисчисление, сколько Вам лет? И т. д.)

 

Лето — 9 месяцев,

 

месяц — 41 или 40 дней (в зависимости от того нечетный или четный),

 

день — 16 часов,

 

час — 144 части,

 

часть — 1 296 долей,

 

доля — 72 мгновения,

 

мгновение — 760 мигов,

 

миг — 160 сигов (отсюда в русском языке «сигануть», т. е. быстро переместиться)

 

сиг — 14 000 сантигов.

 

Такая точность недостижима даже современными атомными хронометрами.

 

Новые сутки Сварога раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия — очень просто и наглядно.

 

Раньше (когда не было повсеместного использования часов) новые сутки начинались с заходом Солнца.

 

Термин «сутки» появился немногим более 110 тыс. лет назад. Причем слово «сутки» есть только в славянских языках. Ни в англ., ни во франц., ни в нем., ни в других языках этого слова нет. А этимология его проста: соТКать, сТыКовать — т.е. соединять вместе (ТК). О — У — переходные гласные. То есть СУТКИ — сотканные, состыкованные вместе день и ночь.

 

Сейчас сутки начинаются ночью, когда все спят. Но даже если бы и не спали, то все равно зафиксировать начало новых суток невозможно, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего.

 

Неделя состояла из девяти дней: понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Вспомните фразы из неисправленных «историками» сказок: «и на первую седьмицу он поехал в Град-столицу» (Конек-Горбунок), «вот осьмица уж прошла и неделя подошла» (Каменная чаша).

 

Все месяцы начинались в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц года начинается во вторник, то и все остальные нечетные месяцы будут начинаться во вторник, а четные — в седмицу. Поэтому тот календарик, который мы сегодня носим с собой и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше содержал всего две таблички: одну — для нечетных месяцев, другую — для четных.

 

Все годы Круголета Числобога всегда начинались в строго определенные дни недели.

 

Многие элементы Славянского Календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых, к сожалению, уже забылись. Например, Великая тризна, то есть поминовение умершего родственника, совершается через неделю (9 дней) и через месяц (40 дней), то есть на девятый и сороковой день.

 

Семь месяцев вынашивает мать чадо во чреве своем и сорок сороков (сорок месяцев) потом кормит его грудным молоком.

 

А через сорок сороков (или четыре лета и четыре месяца) после рождения первого ребенка у женщин наступает период жизненного совершенствования, в результате чего она становится Ведающей Матерью или ВедьМой.

 

Через 369 недель после рождения человека начинается период его Духовного Обучения, ибо в девять лет происходит первое Великое приобщение к Древней Мудрости Богов и Предков.

 

Когда же детям из Славянских Родов исполнялось 12 лет (108 месяцев) и они достигали роста 7 пядей во лбу (124 см), для детей начинался новый этап в жизни. В 108 месяцев (или в 12 лет) наступает совершеннолетие человека, и он проходит обряды Совершеннолетия и Имянаречения, после чего мальчиков начинают обучать родовым ремеслам и воинскому искусству.

 

А еще через 108 месяцев, то есть в 24 лето, он, принимая Духовное освящение Священным Огнем, познает истинный смысл бытия своего Рода и истинное значение Родового имени.

 

В 33 лето наступает время Духовного совершенствования.

 

А в 369 месяцев или в 41 лето начинается эпоха Духовного Озарения.

 

Девушка могла выходить замуж только после 16 лет или 144 месяцев, что составляет Единый Круг Круголета. До этого срока она вестует — познаёт Весть, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, рукоделию, а в 16 лет — заканчивает вестовать и становится НеВестой.

 

Повсеместное использование древнего Славянского Календаря прекратилось, к сожалению, когда Петр I ввел иностранный календарь.

 

Соответственно современный календарь был усложнен в угоду политическим интересам.

 

Неделя укоротилась до семи дней, в угоду почитателям лунного культа. Количество месяцев в году возросло и их названия изменились.

 

В настоящее время, если мы пользуемся современным календарем, то правильнее будет его применять только для событий последних трехсот лет. А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года. Иначе возможно неправильное толкование нашей летописи, культуры, традиций и обычаев.

 

З.ы. всё так убежденно...

З.ы.ы. наверное в псевдоисторизм надо было забросить... (задним умом (( )

Изменено пользователем 13th
Ссылка на комментарий

213th

сорри, за то, что влез... хотел бы выяснить, что-то не так, но допереть не могу сам (скинули инфу по асе.. откуда такая инфа - ?, из-за этого прошу помощи):

--------------

http://dolyna.kiev.ua/node/233

По материалам Славяно-Арийских вед

Корнеев Александр Валерьевич, г.Краснодар

(из журнала "Ведическая Культура №1")

--------------

Вроде это? :) В общем это очередные "укры"(а чего думали, и в россии такое чудо природы водится :) )

Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Политика конфиденциальности Политика конфиденциальности.